Территориальные органы исполнительной власти кратко

Обновлено: 02.07.2024

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти – образуются для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с единой схемой их размещения, на основании приказа федерального органа исполнительной власти.

Также это те структурные подразделения ряда федеральных органов исполнительной власти, которые вертикально подчинены им, находятся в субъектах и отдельных регионах РФ, но не входят в систему органов исполнительной власти субъектов, на территории которых они действуют.

· Территориальные органы ФОИВ

· • Действуют на части территории РФ (в федеральных округах и субъектах РФ)

· • Создаются ФОИВ (МВД, ФСБ, ФАС, ФНС, ФМС…)

· • Подчинены соответствующим ФОИВ

· • Положения утверждаются ФОИВ

· • Руководители назначаются ФОИВ по согласованию с высшим должностным лицом субъекта РФ

· • Не входят в систему ОИВ субъектов РФ; отношения: А) делегирование полномочий (контроль и надзор) Б) взаимодействие в форме координации В) методическое руководство

Финансирование территориальных органов осуществляется, как правило, за счет федерального бюджета. Администрация субъектов выделяет для них помещения и создает необходимые условия для работы.

Называются по-разному: управления, комитеты, представительства, инспекции и др.

В зависимости от взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов подразделяются:

1) На территориальные федеральные органы, курируемые органами исполнительной власти субъектов;

2) На территориальные федеральные органы, взаимодействующие с органами исполнительной власти субъектов.

Общие права территориальных органов :

1)Представлять соответствующие министерства и ведомства РФ в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ;

2)Осуществлять управленческую деятельность в рамках установленной компетенции;

3)Запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления собственной управленческой деятельности;

4)Участвовать в работе соответствующих центральных органов исполнительной власти РФ и субъектов;

5)Принимать участие в выработке управленческих отношений в рамках собственной компетенции;

6)Вносить предложения, направленные на повышение эффективности деятельности центральных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти создают соответствующие органы исполнительной власти на территории одного или нескольких субъектов РФ, которые получили наименование территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (или территориальные органы федерального органа, территориальные органы исполнительной власти).

В настоящее время нормативная основа организации и деятельности территориальных органов исполнительной власти включает в себя:

Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, устанавливает общие правила организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления его полномочий на определенной территории РФ в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Таким образом, основными элементами института территориальных органов федеральных органов исполнительной власти являются:

  1. наличие нормативной правовой основы организации, размещения и функционирования территориального органа (например, соответствующего приказа федерального органа исполнительной власти, такого как приказ МВД России от 2 декабря 2005 г. № 983, утвердивший Типовое положение о территориальном органе Федеральной миграционной службы, или приказ Минздравсоцразвития России от 24 октября 2005 г. № 645, утвердивший Типовое положение о территориальных органах Федерального медико-биологического агентства);
  2. цель формирования территориальных органов исполнительной власти — осуществление полномочий федерального органа исполнительной власти;
  3. область осуществления полномочий территориального органа — определенная территория;
  4. нормативно установленный порядок разработки схемы размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти.

Руководитель федерального органа исполнительной власти вносит в Правительство РФ или в соответствующее федеральное министерство подготовленную в федеральном органе исполнительной власти схему размещения территориального органа федерального органа исполнительной власти. В пояснительной записке федерального органа исполнительной власти должны содержаться следующие сведения:

а) цели создания и основные задачи территориальных органов;

б) виды (вид) образуемых территориальных органов;

в) сведения о территориях деятельности территориальных органов;

г) финансово-экономическое обоснование, в том числе сведения о необходимой численности и квалификации персонала территориальных органов.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, положением о федеральном органе исполнительной власти и положением об этом территориальном органе.

В типовом положении о территориальном органе соответствующего федерального органа исполнительной власти определяются типовые правила:

а) осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, а также мер государственного принуждения (в случаях, предусмотренных федеральными законами);

б) реализации федеральных программ, планов и иных мероприятий, предусмотренных актами Президента РФ, Правительства РФ и федерального министерства (в отношении федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства);

в) взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах;

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти создается для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ задач и функций соответствующего федерального органа исполнительной власти. Территориальный орган является государственным органом, находящимся в подчинении соответствующего федерального органа исполнительной власти. Типовое положение о территориальном органе федерального органа исполнительной власти устанавливает: основные задачи территориального органа; принципы деятельности; порядок утверждения положения о территориальном органе, его структуре, штатном расписании, численности и фонде оплаты труда; полномочия; организацию деятельности и финансовое обеспечение территориального органа.

Некоторые территориальные органы федеральных органов исполнительной власти могут осуществлять свою деятельность на территории как одного, так и нескольких субъектов РФ. Таким образом, границы территорий, в рамках которых действуют территориальные органы, могут не совпадать с границами субъектов РФ.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти входят в единую систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих федеральных органов федеральной исполнительной власти. Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. При решении совместных задач территориальный орган обеспечивает необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Таким образом, территориальные органы федеральной исполнительной власти не входят в систему органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, так как они являются подразделениями федеральных органов государственной власти и непосредственно подчиняются последним. Территориальные органы исполнительной власти взаимодействуют с администрациями соответствующих субъектов РФ.

Основные задачи и функции территориальных органов определяются исходя из задач и функций соответствующих федеральных органов исполнительной власти с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность.

Федеральные министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта РФ. В случае отказа в согласовании кандидатуры федеральный министр вновь предлагает кандидатуру на указанную должность. В случае повторного отказа в согласовании кандидатуры федеральный министр в срок, не превышающий двух месяцев со дня обращения к высшему должностному лицу субъекта РФ по вопросу о согласовании кандидатуры, принимает решение о назначении руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти либо о представлении его к назначению в установленном порядке. О несогласовании кандидатуры федеральный министр одновременно с принятием вышеуказанного решения информирует соответственно Президента РФ или Правительство РФ.


В основном законе Российской Федерации представлены общие контуры системы государственной власти и управления. Каждая из трех ветвей власти обладает своими особыми характеристиками. Не является исключением и сфера власти исполнительной, включающая в себя несколько структурных категорий. При этом комплекс территориальных органов исполнительной власти довольно разнообразен как по видам подразделений, так и по функциональным связям между ними.

Признаки исполнительной власти

Под исполнительной властью понимается совокупность полномочий ряда органов по управлению государственными делами. В ее задачи входит организация исполнения конституционных положений и законов на практике. Управленческая деятельность должна быть направлена на удовлетворение нужд, интересов и запросов граждан. Понятие трактуется с двух позиций, юридической и политологической. В первом случае под исполнительной властью понимается возможность и право ряда руководителей управлять кем-либо, издавать властные акты, во втором – комплекс правовых и политических явлений, система публичных административных органов и их деятельность, компетенции служащих. В отличие от законодательной и судебной исполнительная власть организационно едина, подразделяется на иерархические уровни. В ст. 72 Конституции РФ определяется, какие сферы общественно-экономического и государственного устройства относятся к сфере внимания исполнительных властных органов.

Данная категория власти характеризуется следующими признаками:

  • в некоторой степени подчиненное положение по отношению к законодательной;
  • организующий характер (фактически преобразует политические задачи и указания в плоскость практической деятельности);
  • универсальность (эта форма власти реализуется на нескольких уровнях и в самых разнообразных социально-экономических и общественных сферах);
  • наличие в ведении значительных ресурсов (правовых, информационных, технических) без возможности их прямого использования.

Особенности системы

Концептуально категория исполнительной власти включает комплекс органов субъектов РФ, формат их соподчиненности, принципы взаимодействия с другими властными структурами и местным самоуправлением.

Состав исполнительных органов формируется на выборных началах с возможностью последующего назначения. Их структуру составляют государственные служащие, чьи компетенции определяются соответствующими нормативными положениями.

В систему исполнительных властных органов включены федеральные службы и агентства, министерства. В состав региональных входят министерства, комитеты (в составе правительств Москвы и Санкт-Петербурга), департаменты и управления.

В результате в единую систему областных (краевых, окружных) органов исполнительной власти объединены:

  • ключевой руководитель исполнительной власти на региональном уровне;
  • администрация или правительство (исполнительный орган общей направленности);
  • органы категориальной (специальной) компетенции;
  • территориальные структуры общей направленности действий в пределах городов, районов, округов;
  • специализированные территориальные органы управления.

При этом на уровне субъекта могут действовать территориальные исполнительные органы федеральной власти. Фактически они представляют собой филиалы республиканских органов, подчиняются им напрямую и, соответственно, не являются непосредственной составной частью системы исполнительной власти региона, но активно с ней взаимодействуют.

руководитель органа исполнительной власти

Основные функции

Говоря о управленческой системе исполнительной власти, можно выделить следующие ключевые функции:

  • обеспечивающая (создание условий для социально-экономического и хозяйственного развития);
  • правозащитная (обеспечение гражданских прав);
  • охранительная (применение соответствующих мер в случае нарушения законодательства);
  • нормотворческая;
  • регулирующая (планирование, контроль, учет, прогнозирование).

Если брать за основу отраслевой (предметный) принцип, то ключевыми задачами территориальных структур и органов исполнительной власти могут выступать: руководство промышленностью, сельским хозяйством, транспортной сферой; содействие развитию предпринимательской деятельности; обеспечение общественного порядка, обороны и территориальной целостности; организация сферы здравоохранения и соцзащиты и многое другое.

Основные функции территориальных органов исполнительной власти в первую очередь зависят от ведомственной принадлежности и особенностей конкретного региона. Территориальные органы: участвуют в выработке способов государственного регулирования общественно-экономического развития субъекта, анализе межрегиональных программ и кооперации; регулярно информируют федеральные ведомства и местные органы власти о проводимой в регионе работе.

органы исполнительной власти субъекта

Нормативное обеспечение

Нормативной основой для работы территориальных органов исполнительной власти служит целый комплекс федеральных законов и актов.

В Конституции отражаются полномочия федеральных органов власти, имеющих право создавать собственные подразделения на территории регионов, назначать должностных лиц, определены предметы совместного ведения субъектов и федеральных органов.

Указы Правительства и Президента регламентируют вопросы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов и территориальных представительств федеральной власти, устанавливают целесообразность их деятельности, определяют полномочия, задачи, численность, уровень заработной платы.

В 2005 году Правительством утвержден типовой регламент исполнительных органов на уровне РФ. На его основе разработаны типовые положения о территориальных органах. Регламент устанавливает общие принципы организации работы территориальных ведомств федеральных органов власти.

представитель исполнительной власти

Структура федеральных органов исполнительной власти

Министерства. Осуществляют правовое регулирование и проводят госполитику в соответствующей сфере деятельности, координируют работу внебюджетных фондов. За пределами их компетенции остаются надзорные и контрольные функции, управление госимуществом. Руководство осуществляет входящий в состав правительства федеральный министр. Ряд министерств подведомственны президенту (внутренних и иностранных дел, обороны).

Федеральные службы. Исполнительный орган по надзору и контролю в определенной сфере. Находится в ведении правительства или президента. Имеет право осуществлять лицензионные полномочия и издавать правовые акты. В структуру федеральных органов исполнительной власти включаются службы по надзору в сфере образования, безопасности, транспорта и т. д.

Федеральные агентства. Оказывают государственные услуги, имеют право управлять государственным имуществом и финансами. Действуют, к примеру, агентство по атомной энергетике, космическое агентство.

На уровне регионов полномочия данных структур реализуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Необходимость их создания определяется федеральными органами самостоятельно.

территориальные ведомства

Территориальные органы исполнительной власти субъекта РФ

Важнейший элемент системы федерального управления. Ключевые принципы их работы сформулированы в постановлении Совмина 1993 года, однако, остается ряд неурегулированных вопросов, в частности, касающихся распределения полномочий, взаимоотношений с местными органами власти, порядка реорганизации, назначения руководителей.

Структура, численность аппарата определяются с учетом особенностей конкретного субъекта на основе соглашения местных и республиканских органов власти.

Финансирование, как правило, также осуществляется из двух фондов (республиканского и регионального уровня). При этом исполнительные органы субъекта оказывают территориальным организационную и техническую поддержку в работе.

В ряде случаев объем ответственности и финансирования может перераспределяться между субъектом и центром. Особенно часто это наблюдается в городах федерального значения. К примеру, когда речь идет о полномочиях Департамента территориальных органов исполнительной власти Москвы. Его основной функционал утверждается непосредственно московским правительством.

Основные задачи территориальных органов определяются на основании функционала конкретных федеральных ведомств.

Порядок формирования и взаимодействия

Цель формирования территориальных органов исполнительной власти – реализация полномочий федерального властного органа. Основные принципы создания территориальных органов установлены Правительством. Финансирование осуществляется за счет федеральных бюджетных средств.

Выделяют районные, городские, региональные, межрегиональные, окружные территориальные подразделения федеральных органов.

Порядок взаимодействия органов исполнительной власти и территориальных представительств федеральных структур определяется президентским указом от 2005 года.

Кандидатура претендента на позицию главы территориального органа согласовывается с руководством органов исполнительной власти края, области, округа.

В большинстве субъекте при полномочных представителях президента также действуют региональные комиссии, в задачу которых входит внутренняя координация территориальных подразделений федеральных органов.

механизмы власти

Конституционное обоснование и совместное ведение

При определении основных сфер деятельности исполнительных органов уровня Федерации и уровня региона бывает непросто разобраться, кто является официально ответственным за ту или область работы. В основном законе ряд статей посвящен распределению полномочий между субъектами и Федерацией. В ст. 72 Конституции РФ сформулированы общие сферы деятельности, в рамках которых проводится совместная работа:

  • приведение уставов, законов (конституций) субъектов в соответствие с законодательством на уровне Федерации, и обеспечение выполнения их положений;
  • защита свобод и прав граждан, обеспечение правопорядка и законности, общественной безопасности;
  • решение проблем владения, распоряжения, пользования недрами, землей, природными ресурсами;
  • разграничение прав государственной собственности;
  • координирование вопросов социальной защиты и обеспечения, здравоохранения;
  • решение вопросов, связанных со сферами науки, культуры, образования, воспитания, спорта;
  • установление основных принципов налогообложения и сборов;
  • принятие мер по борьбе с эпидемиями, стихийными бедствиями;
  • обеспечение соблюдения основных правовых норм (трудовое, административное, жилищное, семейное, экологическое законодательства);
  • защита прав малочисленных этносов;
  • координирование внешнеэкономических и международных связей субъекта;
  • организация системы взаимодействия структур местного самоуправления и госвласти.

статьи конституции

Права и властные полномочия

Учитывая довольно обширный функционал, полномочия территориальных органов исполнительной власти позволяют обеспечивать его выполнение на должном уровне. Представители федеральных ведомств имеют право:

  • запрашивать и получать необходимую для работы информацию от региональных органов власти, организаций и предприятий, аналитические и экономические данные от статистических учреждений;
  • принимать участие в работе центральных ведомств исполнительной власти;
  • вносить предложения в местные и центральные органы управления в рамках своей компетенции;
  • участвовать в разработке концепций, программ в ходе реализации реформ.

Полномочия руководителей территориальных органов исполнительной власти также определяют на основании разработанного типового положения о деятельности. В нем сформулированы стандартизированные правила реализации разрешительных, надзорных, распорядительных функций, формат участия в осуществление федеральных планов и программ, принципы взаимодействия с органами местной власти.

В рамках направлений деятельности федеральных ведомств и утвержденных полномочий территориальные органы выполняют также надзорные и контролирующие функции, участвуют в управлении государственным имуществом, предоставляют государственные услуги.

Территориальные органы могут осуществлять надзор и контроль за процессом выполнения местными управленческими структурами возложенных на них обязательств, а также соблюдением требований к доступности и качеству госуслуг.

территориальный орган федеральной власти

А как у них: европейская система

Федеративный формат государственного устройства предполагает довольно сложную схему взаимоотношений между субъектами публичной власти. Властные полномочия распределяются между госорганами на горизонтальном (3 ветви власти) и вертикальном (органы Федерации и субъекта) уровнях. Этот принцип довольно четко просматривается в системах территориальных органов исполнительной власти большинства европейских государств.

К примеру, в Германии у Федерации отсутствуют общие органы управления, отвечающие за решение широкого круга задач. Некоторые координирующие функции есть только у федеральной канцелярии. Федеральные исполнительные ведомства обладают собственными подчиненными подразделениями только в нескольких областях, где ступенчатая структура определена основным законом. Исключением является также управление финансами.

Общим принципом в ходе распределения функционала и возможностей между Федерацией и субъектами становится передача властных полномочий на тот уровень, где они будут реализованы с максимальной эффективностью. Большую часть из них, как правило, получают субъекты. Так, в Конституции Швейцарии прописано, что кантоны осуществляют все полномочия, не переданные Конфедерации. Конфедерация же – только полномочия, закрепленные за ней Конституцией.

Насколько часто вам приходится напрямую сталкиваться с работой территориальных органов власти?

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти это окружные, межрегиональные, региональные (в границах субъекта Российской Федерации), межрайонные, городские или районные государственные органы, находящиеся в подчинении и осуществляющие в своей деятельности федеральные функции тех федеральных органов исполнительной власти, которые их создали.

Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий . В. В. Степанюк . 2010 .

Смотреть что такое "Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти" в других словарях:

Региональная коллегия федеральных органов исполнительной власти — 1. Региональная коллегия федеральных органов исполнительной власти (далее именуется коллегия) создается в целях координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (далее именуются территориальные органы). 2 … Официальная терминология

Виды органов исполнительной власти — Органы исполнительной власти классифицируются по целому ряду оснований. По территории действия различаются: федеральные органы исполнительной власти, которые распространяют свою деятельность на всю территорию Российской Федерации;… … Административное право. Словарь-справочник

Система органов исполнительной власти — это принципиальное устройство ее основных организационных частей, перечень типовых и родовых групп органов. В систему органов исполнительной власти РФ включены следующие элементы: высший орган исполнительной власти Правительство РФ; федеральные… … Большой юридический словарь

Органы исполнительной власти города Москвы — Дом Правительства Москвы Правительство Москвы (ранее Мэрия) высший орган исполнительной власти в городе Москве, возглавляемый мэром Москвы. Действует на основании Устава города Москвы и Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. № 65 «О… … Википедия

Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных отношений — Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года N 649 Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно коммунальному хозяйству, которое находится в ведении… … Жилищная энциклопедия

Список территориальных органов федеральной власти (Екатеринбург) — По указу президента России № 849 от 13 мая 2000 года[1] Екатеринбург наделён статусом центра Уральского федерального округа, здесь располагается аппарат полномочного представителя президента в Уральском Федеральном округе, который является… … Википедия

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ — согласно Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2005 № 452, – процедура, в соответствии с которой все поступившие в… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

органы, осуществляющие управление гражданской обороной — органы управления ГО Специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны: федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы; структурные подразделения (работники) федеральных органов исполнительной власти;… … Справочник технического переводчика

Территориальные федеральные органы исполнительной власти входят в систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в пределах определенного территориального образования (федерального округа, субъекта РФ).

Общие праватерриториальных органов:

1) представлять соответствующие министерства и ведомства РФ в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ;

2) осуществлять управленческую деятельность в рамках установленной компетенции;

3) запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления собственной управленческой деятельности;

4) участвовать в работе соответствующих центральных органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ;

5) принимать участие в выработке управленческих отношений в рамках собственной компетенции;

6) вносить предложения, направленные на повышение эффективности деятельности центральных федеральных органов исполнительной власти.

Территориальные федеральные органы исполнительной власти в зависимости от взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФподразделяются: на территориальные федеральные органы, курируемые органами исполнительной власти субъектов РФ, и территориальные федеральные органы, взаимодействующие с органами исполнительной власти субъектов РФ.

К территориальным федеральным органам исполнительной власти, взаимодействующим с органами исполнительной власти субъектов РФ, относятся органы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерства внутренних дел РФ; Федеральной налоговой службы; Федеральной таможенной службы; Федеральной службы безопасности и др.

Читайте также: