Теория сверхчеловека в романе преступление и наказание кратко

Обновлено: 06.07.2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выполнил Загидуллин А.А.

ассистент Хайруллина А.Ж.

Актуальность: теория сверхчеловека Ф. Ницше тесно связана с нравственностью, с религией, с идеей добра и зла

Цель: найти отражение теории сверхчеловека в романе

Задачи: 1) изучить теорию сверхчеловека Ф. Ницше; 2) выявить отношение Ф.М. Достоевского к данной теории через роман.

Предмет: отношение Ф.М. Достоевского к данной теории

Метод: сравнительный

Методологическая основа: книги М.М. Бахтина, Г. Белль, С.Н. Булгакова, Н.А. Васильева, А.А. Гагаева, П.А. Гагаева и др.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы

Апробация: роман изучается в старших классах школ, гимназий, лицеев.

Глава I. Характер произведений Ницше

Не умея или не желая стать на точку зрения автора, критик спешит рассмотреть его идеи под углом собственного мировоззрения. В результате получается в большинстве случаев ложное представление о действительных свойствах разбираемого учения, и много существенных сторон его теряется из виду. Особенно непростительно несоблюдение вышеуказанного правила (исследование возникновения генезиса учения из души автора) по отношению к такому писателю, как Ницше, учение которого тесно связано с психологией его жизни. При внешне-формальной точке зрения читателю бросаются в глаза, прежде всего хвалебные речи злу, жестокости, грубые насмешки Ницше над добродетельными, кощунственные выходки его по отношению к христианской религии. Он не стесняется выставлять себя безбожником, даже как будто рисуется этим и открыто именует себя антихристом. Все это производит, конечно, неприятное впечатление, действует на читателя отталкивающим образом и заставляет предполагать в авторе натуру крайне извращенную, совершенно лишенную возвышенных чувств и нравственных стремлений. Между тем, внутренне-психологическая критика не станет полагать весь центр тяжести его учения в этих аморальных суждениях, кощунственных выходках и других эксцессах раздраженного чувства.

Она, прежде всего, сосредоточится на выяснении тех психологических причин, которые вызвали подобные суждения, и вместе с тем ближе подойдет к уразумению подлинного характера чувств, пульсирующих под оболочкой парадоксальных фраз Ницше, приблизится к пониманию общего мотива этих чувств, их центрального устремления. Тогда окажется, что учение Ницше о сверхчеловеке есть продукт страстной борьбы с господствовавшими вокруг него в обществе пошлыми взглядами и тенденциями, и раскрывалось это учение всецело под влиянием чувства антагонизма к окружающей среде. Вот этот - то полемический момент всегда нужно иметь в виду и постоянно учитывать при критике его воззрений. А еще следует заметить, что его теория сверхчеловека основывается на практической этике.

1.1 Теория сверхчеловека Ницше

Но по теории Дарвина развитие видов идет чрезвычайно медленным темпом. Громадный период времени потребовался для того, чтобы из обезьяны путем эволюции выработался более высший вид - человек. Поэтому не менее продолжительное время потребовалось бы и для того, чтобы на земле появился сверхчеловек. По-видимому, именно это соображение побудило Ницше впоследствии несколько видоизменить свою теорию.

Мы рассмотрим последние две стадии (стадии льва и ребенка) поподробнее, чтобы полнее очертить последовательные ступени восходящего формирования человека в идеальный тип сверхчеловека.

Глава II. Живое, целостное созерцание мира, себя и Бога в России

Русский человек с тех времен, когда осознал себя христианином (и даже ранее), сначала ощупью, инстинктивно, а затем, по мере взросления, становления в качестве народа русского все более осмысленно начал являть миру (Западу) отличный от имеющихся тип духовного созерцания действительности и идеальных сущностей. Запад к периоду Нового времени (XVII?XVIII века) в отчетливом виде оформил органично присущий его культуре тип мышления, представленный в трудах его гениальных сынов - Ньютона, Лейбница, Бэкона, Спинозы, Декарта и др., позднее - Канта, Гегеля и др. Понятие как выражение сущностных, являемых человеческому разуму форм бытия мира - свойств явления и как способ познания мира и опыт - эксперимент как инструмент выведения понятий - преимущественно на этих началах покоилось мышление Нового времени.

Познание в Европе выражало собой лишь одну сторону бытия человека, а именно - рассудочную. Не человек постигал Бога, мир и самого человека, но его разум, рассудок.

Отечественная культура выработала, вернее, приступила к формированию иного типа духовного созерцания Бога и вселенной.

Вера как этическое поведение разума и мышление, или - вернее - постижение мира и человека, и Бога, человеком цельным, воссоединившим себя с себе самом (земная историческая жизнь разделила человека, сделала его изначально, от рождения ущербным) - вот центральная идея И.В. Киреевского о православном мышлении человека ему современного.

Вера как этическое основание всякого разумения и познание как выражение деяния цельной, единой духовности - таковы, по И.В. Киреевскому, новые начала постижения человеком Бога, мира и себя самого.

По словам Достоевского, в его произведении есть намек на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам это наказание нравственно требует. Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека - представителя нового поколения. Материалы для истории, положенной в основу романа "Преступление и наказание", по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность.

ницше достоевский раскольников сверхчеловек

Раскольников, чуть ли не нищий, задавленный жизнью, обиженный на Бога, начинает искать жизненную правду. Сначала в виде увлечения, он задумывается о социальном положении людей, о сословиях. Затем его терзает вопрос о человеческой натуре. Роман начинается непосредственно с подготовки к преступлению. Студент словно одержим злым демоном. Он не верит в успех дела. Ведь для него это несерьезно, а так, забава. Может ли он, переполненный добра, совершить, вернее, попробовать… убить процентщицу? Нет, конечно же нет! Это же просто вздор! Но Раскольников, видимо подсознательно, хочет проверить свою теорию, где говорится о людях, которые имеют право переступать через закон во имя прогресса. Проверить на деле. Хочет действовать. Жаждет конкретного. Но всерьез не решается. Но это пока. Вот тут возникает вопрос: что за эта теория, по которой, отдельные люди могут даже и убить ради других? Считаем уместным привести отрывок из романа, объясняющая суть этого утверждения студентом: «… Раскольников усмехнулся опять. Он разом понял, в чем дело и на что его хотят натолкнуть; он помнил свою статью. Он решился принять вызов.

По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан… устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству. Из этого, впрочем, вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается, встречных и поперечных, или воровать каждый день на базаре. Далее, помнится мне, я развиваю в моей статье, что все… ну, например, хоть законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами, и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь. Замечательно даже, что большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы. Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, - более или менее, разумеется. Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей, а по-моему, так даже и обязаны не соглашаться.

Одним словом, вы видите, что до сих пор тут нет ничего особенно нового. Это тысячу раз было напечатано и прочитано. Что же касается до моего деления людей на обыкновенных и необыкновенный, то я согласен, что оно несколько произвольно, но ведь я же на точных цифрах и не настаиваю. Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, - смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, - это заметьте. В этом только смысле я и говорю с моей статье об их праве на преступление.

Причиной этому был слух, распущенный Марфой Петровной Свидригайловой. Она обвиняла Дунечку в том, что она, будто бы пыталась соблазнить ее мужа, Свидригайлова. Но помещик признается жене, что это он пытался соблазнить гувернантку Дуню. В доказательство предъявил письмо Авдотьи, где она укоряла помещика. Честь сестры Раскольникова была спасена. Но далее Марфа Петровна сватает свою бывшую гувернантку за своего брата, Петр Петровича Лужина. Лужин - адвокат, деловой человек. По его мнению, лучше взять бедную жену, спасая от нищеты.

Юноша не рассчитывал стать двойным убийцей. Ему удается незаметно убежать с места преступления. Но преступником который раз овладевает страх. Он боится всего на свете. Ему кажется, что вот-вот нагрянет полиция, устроит обыск в комнате, найдут ценности, а его арестуют. На следующий день Раскольникова вызывают по повестке в полицию. Для чего? Может быть, они уже догадались? Или хотят устроить обыск пока подозреваемого нет в каморке? Все эти вопросы не давали ему покоя. У него возникает желание признаться, встать на колени и раскаяться в содеянном. Но оказывается, студента вызвали из-за долгов по квартире. Хозяйка пожаловалась. Как будто сняли камень с души. Ему вдруг показалось все нелепым, смешным. Все эти амбиции людей мелочью в жизни. Он успевает сделать замечание одному офицеру, чтобы тот не курил при даме. Последний уязвлен. Свое негодование начинает вымещать на немке, Луизе Ивановне. Раскольникову хочется хохотать. Между тем письмоводитель сообщает студенту размер дога: сто пятнадцать рублей. Раскольников оправдывает себя. Но потом, услышав про вчерашнее убийство двух женщин, падает в обморок. Пару дней лежит дома в бреду. Родион Романович успел спрятать украденное на стройке под камнем. Ухаживающие за ним ничего не подозревают. Когда юноша приходит в себя, его принимают за помешанного. Это кажется ему выгодным.

Но Бог сделал так, чтобы люди стали говорить на других языках. Он наказал их за гордыню. Наверное, чтобы мы, люди, избавились от нее.

Список использованной литературы

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Художественная литература, 1972. - 471 с.

. Белль Г. Россия глазами европейца // Общественные науки и современность. 1995. - № 4.- С. 90-94.

.Булгаков С.Н. Христианский социализм. - Новосибирск: Наука, 1991. - 349 с.

. Васильев Н. А. Воображаемая логика. Избранные труды. - М.: Наука, 1989. - 264 с.

. Гагаев А.А. Теория и методология субстратного подхода в научном познании. - Саранск: МГУ, 1994. - 47 с.

. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Художественный текст как культурно - исторический феномен. Теория и практика прочтения: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2002. -184 с.

Теги: Теория сверхчеловека в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Курсовая работа (теория) Литература

Главной причиной преступления становится теория, которую придумывает сам главный герой.

В этой статье представлена суть теории Раскольникова в романе "Преступление и наказание": смысл, идея, сущность теории главного героя.

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все материалы о Раскольникове

Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание": суть, смысл, идея, сущность

  • "низшие люди", то есть обычные, заурядные люди ("материал", по словам Раскольникова). Эти люди послушны и консервативны.
  • "собственно люди", то есть выдающиеся люди, "Наполеоны", которые двигают мир, которым разрешено больше, чем остальным, и которые сами определяют, что можно, а что нельзя.

До совершения yбийства Раскольников надеется, что сам он относится ко второму разряду, то есть к числу выдающихся людей. Он хочет верить, что является человеком, который способен сказать "новое слово" в своей среде. Вот как сам Раскольников объясняет суть своей теории:

"Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово." (часть 3 глава V)

". первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного." (часть 3 глава V)

"Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление." (часть 3 глава V)

"Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убuл… Ну, понятно теперь. " (Раскольников — Соне, часть 5 глава IV)

Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, а именно теория:

". не был я так голоден… я действительно хотел помочь матери, но… и это не совсем верно…" (часть 5 глава IV)

". если б только я зaрeзaл из того, что голоден был, — продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно смотря на нее, — то я бы теперь… счастлив был! Знай ты это. " (часть 5 глава IV)

После совершения yбийcтвa Раскольников разочаровывается в своей теории. Он осознает, что не принадлежит к числу "особенных" людей, которые могут переступить через все. Он понимает, что настоящий Наполеон не задумывался бы над подобными теориями и не мучился бы сомнениями о своем величии или ничтожности.

". своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!" (часть 6 глава V)

"Тут была тоже одна собственная теорийка, – так себе теория, – по которой люди разделяются, видите ли, на материал и на особенных людей, то есть на таких людей, для которых, по их высокому положению, закон не писан, а, напротив, которые сами сочиняют законы остальным людям, материалу‑то, сору‑то. Ничего, так себе теорийка. " (часть 6 глава V)

"Наполеон его ужасно увлек, то есть собственно увлекло его то, что очень многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь.

Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, – то есть был в том некоторое время уверен. Он очень страдал и теперь страдает от мысли, что теорию‑то сочинить он умел, а перешагнуть‑то, не задумываясь, и не в состоянии, стало быть человек не гениальный. " (Свидригайлов о теории Раскольникова, часть 6 глава V)

Достоевский о теории Раскольникова

В одном из писем М. Н. Каткову Достоевский сам немного рассказывает о теории Раскольникова, о его странных идеях и шатости понятий:

" Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным "недоконченным" идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет ж*довские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. "Она никуда не годна", "для чего она живет?", "Полезна ли она хоть кому-нибудь?" и т. д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать; с тем, чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства - притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении "гуманного долга к человечеству", чем, уже конечно, "загладится преступление".

Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтоб была ярче и осязательнее видна мысль. Именно, что убийца развитой и даже хорош накл м человек." (Ф. М. Достоевский — М. Н. Каткову, 10 (22) - 15 (27) сентября 1865 г.)

Также Федор Михайлович в одном из писем Майкову выражает беспокойство по поводу своего пасынка Паши, из которого может получиться "сумасшедший дурак Раскольников". Другими словам, Достоевский считает своего персонажа Раскольникова "сумасшедшим дураком", в том числе, конечно, из-за его нелепой теории, которая сломала ему же жизнь:

"Ведь еще немного и из этаких понятий выйдет Горский или Раскольников4. Ведь они все сумасшедшие и дураки." (Ф. М. Достоевский — А. Н. Майкову, 18 (30) мая 1868 г.)

Это были материалы о сути теории Раскольникова в романе "Преступление и наказание" Достоевского: смысл, идея, сущность теории главного героя.

Впервые раскрывает преступный умысел Раскольникова Порфирий Петрович.

Разумихин, в квартире которого начинается первый поединок Раскольникова и Порфирия Петровича, как нормальный психически здоровый человек реагирует на это так: \ «это разрешение крови по совести, это … это, мне кажется, самое страшное, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное … \ «. То есть с точки зрения Разумихина, Раскольников возражает универсальность и обязательность нравственного закона.

Более того, апелляции к авторитетам Ликурга, Соломона, Маго-цель и Наполеона говорят нам только об исторической закономерности преступления на благо человечества, той самой закономерности, которую признал Белинский в письме Боткина и которой руководствовались в своих действиях революционеры-террористы, начиная с Каракозова .

Этот мессианский пафос идеи Раскольникова и пытается раскрыть в разговоре с ним Порфирий Петрович, когда спрашивает, верит ли его собеседник в Новый Иерусалим и воскресения Лазаря. Позже один на один с Софией Раскольников требует, чтобы девушка прочитала ему этот отрывок Писания.

По христианской традиции Новым Иерусалимом называли и называют будущее Царство Божие на земле, следовательно, если Раскольников верит в него, то, соответственно, считает себя избранным сказать новое слово, приближает царство любви и справедливости. Так, одна из причин, которые для себя называет убийца, заключалась в том, что старая ростовщица приносит только зло. Она не нужна обществу.

Однако сам он может использовать ее деньги для добрых дел, тем самым, искупает грех убийства: \ «С одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старуха, никому не нужная и, напротив, неприятное, которая сама не знает, для чего живет …

Известный довольно интересный исторический факт: в середине семнадцатого века патриарх Никон, который осуществил богослужебную реформу, результатом которой стал церковный раскол, основал монастырь и назвал его Новым Иерусалимом.

С точки зрения Порфирия Петровича, идея Раскольникова тянет за собой новую волну крови, революционер наконец может превратиться в тирана.

Каким тяжелым не было бы жизни, не следует разукрашиваться. Боли и обиды, даже самые сильные, проходят и забываются — тогда мир кажется приветливым и справедливым.

Произведения выдающегося российского писателя Ф. Г. Достоевского характеризуются философскими и психологическими соображениями, вниманием к наиболее сложным и неоднозначным вопросам своей эпохи. В романе "Преступление и наказание" остро поставленный моральный вопрос ответственности человека за преступление — и не только перед законом, но и, в первую очередь, перед самой собой, перед своей совестью. Центральным персонажем романа "Преступление и наказание" есть Родион Раскольников, носитель теории об "сверхчеловеке", которая способная на все, которой все дозволеноий

Раскольников разделяет всех людей на два типа: на "материал" и на "необыкновенных" людей, которые способны сказать новое слово в истории. Он отмечает, что "необыкновенных" людей очень мало, и что они имеют право власти над другими. Необыкновенные люди, по мнению Родиона, могут даже переступить закон, как, например, Наполеон, Магомет, Ликург. Такие люди не остановятся ни перед маленьким преступлением, ни перед пролитием крови ради воплощения своих намерений. Герой убежден, что "надлюди" имеют право на преступление, на возражение будь-якихзаконив.

Теорию Раскольникова об "высших" и "низших" порождают социальная несправедливость, безысходность, духовные мыканья. Страдание его родных, бедность, тяжелое положение сестры и матери толкают героя на преступление. Но он не считает себя преступником. Родион услышал разговор, в котором высказывались похожие мысли, итак, их можно смело воплощать у жизнь

Герой Достоевского настолько уверен в справедливости своей теории, которая решается проверить, к какому типу людей принадлежит сам. Для этого он решает убить старую ростовщицу, от которой, по его мнению, люди видят лишь зло. А ее деньги смогут помочь его семье. Кажется, Родион Раскольников руководствуется благородными мотивами, но следственный Порфирий Петрович, который ведет дело Родиона в суде, сразу отмечает: ". опасный этот подавленный, гордый энтузиазм в молодые!".

Чем же опасная теория Раскольникова? Родион — добрая, честная, чувствительная натура, способна воспринимать чужую боль и готова прийти на помощь. Но губительная теория сближает его с такими ворами, как Лужин и Свидригайлов, в сердце которых нет ни капли человечности. Конечно, близкие они не характерами, не образом жизни, а мыслями, теориями, идеями

Лужин — предприниматель средней руки, внезапно збагатила "маленький человек", которой очень хочется стать "большой" человеком, превратиться из раба на хозяина жизни. Его теории оправдывают эксплуатацию людей ради собственной выгоды

Свидригайлов лишенный совести и чести, в нем раскрываются глубины морального падения, он стал на путь преступления через душевную опустошенность. Самым ужасным есть то, что Свидригайлов — яркое воплощение того, что ждет на самого Родиона Раскольникова после совершения преступления. Раскольникова Свидригайлов и пугает, и притягивает одновременно — ведь он смог переступить закон и жить дальше, наслаждаться этой жизням. Родионови интересно, как рецидивист может продолжать спокойно жить. А, может, это подтверждения его теории. Раскольников, к сожалению, не понимал главного: Свидригайлов был пустым человеком, лишенным моральных ценностей и сочувствия к других. Духовный мир Раскольникова зовсиминший.

Соображение Лужина и его средства достижения цели — свидетельство его ницости. А Свидригайлов отпугивает Родиона тем, что не имеет никаких запретов. Так же, как и Лужин, герой Достоевского считает себя "сверхчеловеком"; так же, как и Свидригайлов, готов пойти на преступление

Достоевский показывает, что любое преступление ведет к следующему преступлению. Так произошло с Родионом Раскольниковим: он был вынужден убить Лизавету, случайного свидетеля первого преступления. Это случайное убийство лишь подчеркивает сущность совершенного

Если бы герой был целиком похожим на своих двойников — Лужина и Свидригайлова, — его бы не мучила совесть. Этого не произошло, Раскольников находится на границе нервного срыва. Он уже не тот, которым был до преступления. Вместе со старой он убил свою собственную душу. "Я не старую убил, я себя убил", — говорит он Сони Мармеладовий, понимая, что от этих мучений уже никуда не убежать. Мысли о совершенном убийстве будут преследовать его всю жизнь, растравляя его душевную рану

Трагический эксперимент героя привел не к тем следствий, которых он ожидал. Родион ощущает, что сам будто ножницами отрезал себя от других людей, от своих близких. Согласно него теории, и Соня, и его мать, и Дуня, и Екатерина Ивановна принадлежат к разряду "обычных" людей. Итак, может найтись такой же Раскольников, рука которого поднимется на них

Изображая столкновение одержимого крайне преступной теорией героя с реальной жизнью, автор опровергает эту теорию. Ведь кто сможет заступиться за беззащитных людей, кто сможет помочь им? Теория, направленная против истинных потребностей людей, лишенная высокой гуманности, не способна решить эти вопросы, уверенный Достоевский. Вся своя жизнь писатель старался искать пути к "широкому" и свободному существованию людей

Роман "Преступление и наказание" предостерегает мир от повторения ошибок героя. Писатель уверен, что лишь моральное возрождение человечества может сделать абсурдными преступные теории, поможет найти выход из життевихпроблем.

Связь теории Раскольникова и ницшеанства

Идеи немецкого философа Фридриха Ницше воплотились не только в философии. Эти идеи легли в основу и литературных течений, где также известно направление ницшеанства.

Ницше и Достоевский

Во времена написания романа, по свидетельству литературных критиков, российская молодежь увлекалась идеями Ницше. Философия немецкого мыслителя говорила, что человек сегодня живет в унизительном положении, но если человек – это канат, который протянули над пропастью, это молния, ударившая из тучи, то следует найти выход из этого положения.

Теория Раскольникова и проблемы общества

Преступление и наказание

Истоки теории Раскольникова

Как читатель помнит: центральный персонаж романа Федора Достоевского, Родион Раскольников, живет в жутких условиях нищеты и крайней нужды. Квартира, которую герой арендует, скорее напоминает каморку, нежели жилье. Учебу Раскольников вынужден бросить: причина та же – нехватка денег.

Жалкие условия жизни толкают Раскольникова в увлечение идеями индивидуализма. Образованный и эрудированный, Родион остается наедине со своими мыслями в каморке, где живет. Здесь же в голове юноши зреет коварный план: преступление, призванное освободить мир от воплощенного зла – старухи, у которой герой проживал на пансионе.

Сверхчеловек и преступление

В теории Раскольникова содержится идея, что сильная личность, в концепции Ницше – сверхчеловек, имеет право на преступление. Другими словами, сверхчеловек живет по иным законам, и то, что для остальных будет преступлением, для сильной личности – закон.

Великие полководцы, писатели, художники, ученые – люди, которые меняют ход истории, содействуют социальному прогрессу, относятся к тем, кто ведет других. Цель оправдывает средства – под таким девизом живут эти личности. Читатель, разбирающийся в философии, заметит, что теория Раскольникова противоречит просветительским идеям Иммануила Канта.

Кант – тоже немецкий философ. В концепции Канта цель не может оправдывать средства: над всем довлеет категорический императив и высший моральный закон. Если Раскольников уверен, что в любой войне есть человеческие жертвы, и человек порой выступает средством, то Кант говорил: человека всегда следует воспринимать лишь как цель, но никогда как средство.

Воплощение теории Раскольникова

Писатель характеризует Раскольникова как гордого, тщеславного человека. Конечно, Родион не мог отнести себя к группе ведомых: главный герой считал себя однозначно ведущим.

Близится время внесения платы за жилье и Раскольников впадает в отчаянье, ведь денег у студента в карманах не водится. Кажется, более подходящего момента реализовать идеи и проверить собственную теорию – на своей жизни – не найдется. Тогда Раскольников совершает страшное преступление: Родион убивает старуху-процентщицу.

Эпизод. Преступление и наказание

В теории студента, это убийство призвано принести благо человечеству, ведь старуха мыслилась Раскольниковым как существо жалкое и низкое, отравляющее жизнь. Для сверхчеловека вымарать руки кровью – привычное дело, если это служит высшей цели.

Наказание

В теории, выстроенной Раскольниковым, юридическое наказание, суд не воспринимается карой за проступок. Конечно, Родион не хочет быть арестованным и судимым. Но избежав наказания буквой Закона, герой не сумел избежать наказания совестью.

Совесть – судья и палач в одном лице, совесть – страшнее каторги, ведь от нее не скрыться, не сбежать.

Родион ощущает себя в вакууме, в изоляции. Герой не общается с семьей: оказавшись в одиночестве, Раскольников понимает, что его нынешний удел – соответствующий фамилии душевный раскол. Родион совершил преступление против христианских ценностей, против человечности в целом. Убийство уравнивает героя с другими преступниками (Свидригайлов или Лужин). Раскаиваясь и осознавая глубину душевного раскола, Родион говорит, что убил не старуху, но себя.

Убийство словно сводит на нет положительные качества Раскольникова. Родион из нигилиста становится раскаивающимся преступником, обращающимся к Богу. Это – основное доказательство неправильности убеждений главного героя, неправильности теории Раскольникова.

Причины и последствия проступка

Читательские мнение разделяется, когда речь заходит о причинах, толкнувших Раскольникова на совершение преступления: первая версия говорит, что исток проступка – нищета, вторая же – теория главного героя.

Преступление и наказание

Соня Мармеладова

Роль Сонечки Мармеладовой велика: героине надлежит привести Раскольникова к душевной целостности. Соня остается с Родионом даже в самые тяжелые минуты: девушка едет с ним в ссылку, на каторжные работы, помогает вернуться в лоно христианства, принимая раскаяние в содеянном проступке.

Софья учит героя, что душу можно облегчить, если признать вину. Примечательно, что именно Соне Раскольников раскрывает сердце и рассказывает о совершенном убийстве. Соня становится для героя своеобразным спасением.

Читайте также: