Теория спортивных соревнований кратко

Обновлено: 28.06.2024

Спортивное соревнование — состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту).

В понимании соревнования широко представлен подход, при котором оно рассматривается как одна из форм социальной оценки на основе сравнения результатов деятельности человека с определенным стандартом, в качестве которого может выступать другой человек, группа, прошлая деятельность того же индивида или некоторый идеализированный уровень деятельности.

Комплексный анализ поведения человека в процессе сопоставления и оценки своих качеств и способностей с соответствующими качествами и способностями других людей, с самим собой в прошлом или с идеальным эталоном выявляет широкий круг различных объективных и субъективных аспектов данной процедуры (ситуации).

Прежде всего, процедура сопоставления качеств (способностей) может быть элементом различной деятельности человека. Так, она может быть вплетена в процесс познания, когда человек изучает себя (или себя и других людей), сопоставляя те или иные качества (способности), выявляемые в ходе этого анализа. Сравнивая себя с другими людьми, с самим собой в прошлом или с идеальным эталоном, стандартом, он стремится выяснить, есть ли в этом плане какие-то отличия и если есть, то как их можно оценить — как позитивные или как негативные. В этом случае сопоставление выступает как субъективная процедура сопоставления определенных качеств (способностей).

  • сопоставление качеств (способностей) осуществляется в процессе борьбы соперников;
  • цель, которую участники этого процесса (по крайней мере один из них, если речь идет, например, о борьбе с силами природы) ставят перед собой, - добиться превосходства над своим соперником, быть первым, лучшим по сравнению с другими, одержать победу над ними.

Таковы лишь некоторые примеры игровой культуры, которая более ориентирована на сотрудничество, нежели на конкуренцию и соперничество. Такая ее направленность вытекает из общественных ценностных ориентаций и культурных стандартов, в соответствии с которыми гуманные отношения людей друг с другом, гармония и сотрудничество ценятся выше, чем успех отдельных лиц, особенно успех тех, кто питает чувство превосходства над другими.

Существуют многообразные формы и виды соревнований. Они отличаются друг от друга по различным параметрам (показателям).

К их числу относятся:

Ответ на вопрос о том, что такое спортивные соревнования и чем они отличаются от других соревнований, существенно облегчается, если обратиться к роли и значению соперничества людей в тех или иных жизненных ситуациях.

Соперничество, безусловно, играет определенную позитивную роль в жизни людей. Как уже отмечалось, при определенных условиях оно позволяет человеку сравнить, сопоставить свои способности со способностями других людей, выяснить, в чем он превосходит их или, напротив, уступает им. Тем самым состязание побуждает людей к активности, к формированию, развитию, совершенствованию своих способностей.

Но соперничество может иметь и негативные последствия. В разнообразных формах состязания, борьбы, конфликтов, постоянно возникающих в жизни людей, соперничество нередко унижает достоинство личности, наносит вред здоровью и даже заканчивается трагически, по крайней мере, для одной из соперничающих сторон. Наиболее ярким примером соперничества с таким его последствием является война. Кроме того, во многих жизненных ситуациях - например, в процессе трудовой или познавательной деятельности людей ~ затрудняется объективная сравнительная оценка способностей, поскольку у разных людей их деятельность, как правило, проходит в различных условиях.

В связи с этим возникает важная социальная задача: найти пути, формы, методы для того, чтобы сохранить, максимально полно использовать позитивные стороны соперничества, устранить (хотя бы смягчить) его негативные стороны, т. е. содействовать гуманизации соперничества (повышению его гуманистической ценности для личности и отношений между людьми).

Вместе с тем найден магистральный путь решения обсуждаемой проблемы: замена обычных соревновательных ситуаций жизнедеятельности людей на искусственно созданные, игровые (условные) с целью создать равные условия для соперников и тем самым обеспечить возможность унифицированного сравнения, объективной оценки качеств и способностей участников соперничества, а также обезопасить их здоровье и достоинство личности, т.е. обеспечить гуманный характер соперничества.

Все эти изменения позволяют использовать соперничество в широких социокультурных целях для решения комплекса социально-педагогических задач, т.е. содействует повышению его значения для личности и общества в целом.

В рамках такой организации соперничества людей и возникает спортивное соревнование.

Они проходят в искусственно созданных ситуациях указанного типа, предусматривают соблюдение определенных правил, в том числе правил-запретов, а также наличие судей, объективно оценивающих те или иные способности соперников.

Значит, по отношению к обычным жизненным соревновательным ситуациям спортивное соревнование выступает как их гуманная модель. Ее гуманность состоит в том, что в соперничестве не ставится задача ранить, уничтожить соперника, унизить его достоинство, все соперники действуют в одинаковых условиях, по одним и тем же правилам, и само соперничество призвано дать им возможность объективно оценить свои способности и содействовать развитию их личностных качеств. Именно этими качествами, например, спортивное соревнование по фехтованию отличается от боевого сражения на шпагах, саблях и т.д., а спортивное соревнование в боксе - от уличной драки.

В связи с тем, что основой спорта являются соревнования, для обес­печения их функционирования в процессе исторического развития общества формируется и соответствующая сфера спорта. Сфера спорта — это специализированная социально-организованная система, которая образо­валась вокруг соревнования (СВ. Брянкин, 1983). Она включает в себя: идеологическое, научное и методическое управление; материально-техни­ческое и финансовое обеспечение; подготовку кадров; отбор и подготовку спортсменов и связи с другими сферами человеческой деятельности.

Выделяют первичные и вторичные функции спортивных соревнова­ний. Главными осо­бенностями спортивных соревнований являются:

1)строгая регламентация деятельности участников соревнований, об­служивающего персонала и других лиц;

2)полифункциональность, пол и структурность и полипроцессуальность деятельности, протекающая в экстремальных условиях;

3)наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляют­ся в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;

4)высокая общественная и личная значимость для каждого спортсме­на и самого процесса борьбы и достигнутого спортивного результата;

5)высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максималь­ными физическими и психическими напряжениями (нередко превосходя­щими возможности спортсмена) в условия непосредственной борьбы за результат;

6)непосредственное или опосредованное взаимодействие соревную­щихся противников, при котором каждый стремится к достижению пре­восходства над соперниками и в то же время противодействовать им;

7)равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов, знакомых с критериями сравнения и имеющих возможность оценить результат выступления. Сравнимость результатов возможна, бла­годаря наличию тщательно разработанных правил и положений о соревно­ваниях, института квалифицированных судей, технических средств и на­выков фиксирования спортивных достижений. Равные условия участия и справедливое определение победителя создают на соревнованиях ту соци­льно-нравственную микросреду, в которой полнее и свободнее раскрыва­ется спортивный потенциал, создаются предпосылки для проявления воз­можного доверия и бескорыстного обмена спортивно-техническими и духовными ценностями.

В общей структуре любого спортивного соревнования составными его частями являются: 1) спортсмены-соперники; 2) предмет состязаний, т.е. совокупность действий соперни­ков, выступающих средством ведения соревновательной борьбы в избран­ном виде спорта; 3) судейство (правила соревнований, нормы, критерии и технология определения мест соревнующихся и пр.); 4) средства и служ­бы обеспечения соревновательной деятельности; 5) болельщики и зрите­ли; 6) иерархия мест участников состязаний, т.е. распределение каждого из них на основе показанных спортивных результатов в порядке от лучшего к худшему.

Спортсмены-соперники.В спортивных соревнованиях могут участво­вать не менее двух спортсменов. Можно состязаться с самим собой — стре­миться достичь какого-либо результата. Но это не будет спортивным со­ревнованием, так как исключается его внешний признак — противоборство (А.А. Тер-Ованесян, 1978). Поэтому спортсмены-соперники и достигну­тые ими спортивные результаты — центральный элемент соревнований.

Теория спортивных соревнований формировалась в связи с необходимостью выявления особенностей деятельности спортсменов в условиях соревнований, тех факторов, влияние которых способствует или препятствует демонстрации спортсменами качества деятельности, соответствующего соревновательному потенциалу

В связи с тем что для совершенствования подготовленности спортсменов используются не только тренировочные и соревновательные факторы, формировалась теория и методика использования дополнительных факторов подготовки спортсменов.

Тренировка, соревнования и дополнительные факторы являются основными компонентами подготовки спортсменов. Анализ закономерностей влияния этих компонентов составляет основу теории спорта как области науки.

Выделение этих разделов, с одной стороны, вполне логично, а с другой - довольно условно, поскольку между ними существуют весьма тесные взаимосвязи. В частности, обоснование логики и ведущих начал спортивных соревнований, их этических и специальных правил, а также оценка допустимости применяемых технических и тактических приемов становится возможной лишь на основе анализа генетических истоков и тенденций развития сферы спорта, рассматриваемых в первом разделе. Это же относится к проблемам третьего раздела, так как выбор средств и методов подготовки спортсменов, во-первых, обусловлен особенностями соревновательной деятельности, анализируемыми во втором разделе, и, во-вторых, - ограничен нормами и правилами поведения в сфере спорта, рассматриваемыми в первом разделе.

Второй раздел теории и методики спорта, основу которого составляют проблемы, связанные с непосредственным участием спортсменов в соревнованиях, в соответствии с логикой предмета может рассматриваться в качестве центрального, ключевого, поскольку именно соревновательная деятельность спортсменов, специфической формой которой является соревнование, представляет собой ядро спорта, его отличительный признак и именно ее требования во многом предопределяют особенности всех типов деятельности, составляющих сферу спорта.

В последние 20 - 25 лет количество исследовательских работ, посвященных проблемам, возникающим в связи с непосредственным участием спортсменов в соревнованиях, неуклонно возрастает. Выявляются особенности деятельности в условиях соперничества, закономерности влияния условий соревнований на качество деятельности соперников, тенденции динамики спортивных достижений и факторы, обусловливающие эти тенденции, подходы к оптимизации предстартового состояния, способы управления соревновательной практикой спортсменов, способствующие повышению вероятности демонстрации высших достижений в наиболее значимых соревнованиях.

Таким образом, в системе наук о спорте формируется новая, относительно самостоятельная область, являющаяся ядром спорта и вместе с тем органически связанная с культурологией, психологией, метрологией и другими как естественными, так и гуманитарными науками.

В связи с этим все отчетливее осознается необходимость во включении в учебный план подготовки специалистов в области спорта и подготовки высококвалифицированных спортсменов курса, ориентированного на углубленный анализ данного круга проблем.

В качестве учебной дисциплины структура основ теории спортивных соревнований объединяет три тесно взаимосвязанных раздела:

I. Раздел посвящен социокультурологическим проблемам теории спортивных соревнований.

II. Раздел содержит информацию об особенностях соревновательной деятельности спортсменов.

III. В разделе представлены анализ роли соревновательной практики в системе подготовки спортсменов и прикладные аспекты теории спортивных соревнований.

Программа реализуется в течение 72 ч: 36 аудиторных (лекции - 24 ч, семинары - 12 ч) и 36 ч самостоятельной работы. Программой предусматривается написание рефератов и выполнение лабораторных работ. По итогам курса уровень знаний студентов контролируется в форме зачета.

В помощь осваивающим курс разработаны компьютерные материалы:

  • электронный ресурс учебного пособия в формате pdf;
  • презентация курса, выполненная в формате Power Point;
  • исходная информация для лабораторных работ в формате Excel;
  • образцы результатов лабораторных работ

Опыт двух лет преподавания основ теории спортивных соревнований позволяет утверждать, что содержание курса вызывает интерес у студентов, готовящихся специализироваться в сфере спорта высших достижений.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Теория спортивных соревнований

Определение. Главные особенности спортивных соревнований. Структура любого спортивного соревнования. Факторы, влияющие на объективность и точность определения спортивно-технических результатов. Виды соревнований в системе спортивной подготовки.

Безопасность уроков физической культуры

  • формат doc
  • размер 23 КБ
  • добавлен 08 октября 2010 г.

Содержание: введение, спортивный травматизм, характеристика, причины травматизма и меры его предупреждения, первая помощь при травмах, инструкция по технике безопасности при проведении занятий по физвоспитанию в различных спортивных секциях, заключение.

Гигиена физической культуры

  • формат doc
  • размер 133 КБ
  • добавлен 25 ноября 2010 г.

Содержание Введение 1. Предмет, цели и задачи гигиены 2. Спортивная гигиена 2.1. Личная гигиена 2.2. Уход за телом 2.3. Гигиена одежды и обуви 2.3.1 Гигиенические требования к спортивной одежде 2.3.2 Гигиенические требования к спортивной обуви 3. Гигиена спортивных сооружений и спортивного оборудования Заключение Литература Объем: 15 страниц, 14 шрифт

Гиревой спорт

  • формат doc
  • размер 991 КБ
  • добавлен 31 января 2012 г.

История развития гиревого спорта, Правила соревнований по гиревому спорту , Заслуженные мастера спорта, Тренировки (в картинках и с пояснением), . Рекорды России на 2003 (2004) года, Жонглирование, Заключение, Список использованной литературы

Гиревой спорт

  • формат doc
  • размер 150 КБ
  • добавлен 20 марта 2010 г.

История гиревого спорта. Правила проведения соревнований по гиревому спорту. Методика тренировочных занятий.

Задачи, содержание и формы организации физического воспитания в общеобразовательной школе

  • формат docx
  • размер 45.11 КБ
  • добавлен 03 января 2012 г.

Введение Задачи физического воспитания Формы организации физической культуры Урок физической культуры Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня Занятия в спортивных секциях и кружках Спортивные соревнования и праздники Содержание физического воспитания в общеобразовательной школе Заключение Список литературы

Игры на воде

  • формат docx
  • размер 106.97 КБ
  • добавлен 03 марта 2011 г.

Данная работа написана в помощь тренерам, обучающим плаванию детей. Здесь дана классификация игр. Игры разбиты на группы: игры с преодолением сопротивления воды, игры с погружением в воду, игры на всплывание и лежание на воде, игры с выдохом в воду, игры с мячом. Есть сценарии спортивных праздников. Описание игр соправождается рисунками. Есть список литературы. 27 стр.

Основы спортивной тренировки

  • формат doc
  • размер 42.67 КБ
  • добавлен 17 мая 2009 г.

Цель и задачи спортивной тренировки. Основы совершенствования физических качеств. Методические принципы спортивной тренировки в условиях ВУЗа. Построение одного тренировочного занятия. Задачи отдельных его частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Основы методики разучивания и совершенствования техники выполнения физических упражнений. Спортивные соревнования как средство и метод подготовки спортсмена. Взаимосвязь системы спор.

Подготовка спортсмена в процессе тренировки

  • формат doc
  • размер 122.16 КБ
  • добавлен 30 января 2012 г.

СГПИ, 2011 г. - 42 с. Психологическая подготовка спортсмена Интеллектуальная подготовка Тактическая подготовка Виды, задачи и средства тактической подготовки спортсмена Содержание и методика составления тактического плана выступления спортсмена в соревнованиях Техническая подготовка Физическая подготовка Общие и специальные принципы спортивной тренировки Принципы спортивной тренировки Цель, задачи и характерные черты спортивной тренировки Средств.

Правила соревнований по избранному виду спорта - Лыжный спорт

  • формат doc
  • размер 20.69 КБ
  • добавлен 08 июня 2011 г.

Введение. Правила соревнования - общие положения. Соревнования и участники. Судьи на старте и их обязанности. Судьи на финише и их обязанности. Правила присвоения разрядов. Заключение. Список использованной литературы. Объем - 20 страниц.

Спорт, индивидуальный выбор спорта или систем физических упражнений

  • формат docx
  • размер 45.93 КБ
  • добавлен 20 марта 2011 г.

Читайте также: