Сцена это кратко в музыке

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 2 (18). Из чего состоит опера

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— выявление синтеза музыки, литературы, изобразительного искусства, театра на примере оперного жанра.

Личностные:

— формирование эмоционально-ценностного отношения к русским операм на примере произведений Н. Римского-Корсакова.

Предметные:

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по фрагментам опер Н. Римского-Корсакова.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Дополнительный материал: Портреты композиторов.

1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

► Разгадайте ребус и скажите, с каким крупным вокальным жанром мы познакомились на прошлом уроке?

? Какие виды искусства участвуют в опере?

Что такое либретто?

Чем отличается оперное либретто от литературного источника?

Прочитайте эпиграф к уроку. Он вновь приглашает вас в оперу:

Но уж темнеет вечер синий,

Пора нам в оперу скорей:

Там упоительный Россини,

Европы баловень – Орфей.

Не время критике суровой, -

Он вечно тот же, вечно новый,

Он звуки льёт – они кипят,

Они текут, они горят. А.С. Пушкин.

3. Работа по теме урока

1) Сказочность в творчестве Н.А. Римского-Корсакова

Великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков является автором 15 опер.

Н.А. Римский-Корсаков

В начале оперы этот персонаж - внешне прекрасный, но холодный. Снегурочке не свойственны человеческие чувства, но она стремится к людям: её привлекают песни пастуха Леля. Снегурочка приходит в слободку берендеев и начинает жить среди людей.

Сцена таяния находится в конце оперы и основана на мелодиях Снегурочки, которые уже звучали ранее. Музыка полна нежности, томления. Пение Снегурочки в оркестре сопровождает солирующая скрипка, а раньше, когда Снегурочка была холодна, её мелодии исполняла флейта, тембр которой менее чувствителен и эмоционален.

Б) Слушание и музыкальный анализ

В) Работа над нотным примером

Педагог исполняет тему на фортепиано. Из выразительных средств музыки в нотном примере 24 учащиеся отмечают очень нежную, плавную и тянущуюся мелодию, медленный, неторопливый темп.

2) Оперные жанры

По законам оперного театра опера делится на действия (акты), действия на картины, картины на сцены.

Вы познакомились с одним из оперных жанров – арией.

Арии играют в операх большую роль. Арии можно сравнить с описанием портрета героя в литературном произведении, в котором обычно передаётся его характер, душевное состояние. В ариях герой или героиня оперных событий душу свою обнажают. Да так, будто сил больше нет таить, что на душе творится. Пусть все замрут и слушают. А что именно душа показывает — это зависит от того, какая роль герою или героине уготована: благородно негодовать или клясться в любви, веселиться или грустить.

Выразительность арии необыкновенна, она раскрывает нам характер героев более полно и разносторонне, рисует автопортрет. И очень многие арии оперных произведений отличаются особенной выразительностью. Примером, как раз, и может служить ария Снегурочки из одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова, - настолько она трепетна и проникновенна и при этом полна самого живого и тёплого чувства.

В оперном деле, кроме жанра арии, есть ещё каватины, монологи — они более развёрнутые, более протяжённые, чем ариетта — маленькая ария, ариозо — исполнение в духе, в характере, в манере арии.

Ещё один из жанров оперы – вокальный ансамбль.

В речитативе, в отличие от оперной арии и оперного ансамбля, нет больших красивых закруглённых мелодий. Здесь герои бросают друг другу короткие фразы — реплики, сообщают всякие подробности оперного действия.

Следующий вокальный жанр - оперный хор.

Жанр балета по ходу действия оперы нужен, если требуются танцы, чтобы украсить оперу.

Велика роль в опере и инструментальных эпизодов (эпизод – небольшая часть произведения, которая отличается самостоятельностью и законченностью). Ведь музыка способна передавать характеристику образов сама по себе. И круг таких образов необычайно широк. Музыка повествует о великих битвах и победах, рисует картины природы, передаёт настроения и характеры действующих лиц.

И если действие оперного спектакля, разворачивающееся у всех на виду в лучах света, – героя ли, в одиночестве изливающего душу, массовые ли сцены с наряженными певцами-артистами - мы наблюдаем на сцене, то музыканты, сопровождающие своей игрой на инструментах оперное действие, скрыты от глаз в полумраке: они находятся внизу, в оркестровой яме - сидят на стульях с инструментами в руках.

Оркестровой ямой называется площадка перед сценой, где располагается оперный оркестр.

Один дирижёр над оркестром возвышается. Дирижёр держит в своих руках все невидимые оперные нити от каждого артиста и музыканта. Он руками из этих невидимых нитей всякие замысловатые фигуры плетёт, чтобы соединить старания всех многочисленных участников оперного спектакля.

► Вспомните, перескажите эту уже знакомую вам легенду.

Ответы учащихся.

А) Содержание (описание) картины

Во вступлении вы услышите постепенное приближение конных орд кочевников. Угрюмая мелодия завоевателей звучит у фаготов и басового кларнета, упругий и чёткий ритм скачки — у струнных инструментов.

Далее прозвучит удалая и вместе с тем печальная мелодия русской дружины. С ней сталкивается напористая и суровая татарская тема. В музыке отчётливо будет слышно, как сходятся две борющиеся силы, каждая из которых выражена своей музыкальной темой. В процессе развития тема, изображающая врагов, звучит всё громче и зловеще, переплетаясь с темой русских воинов. Постепенно тема врага звучит всё более грозно, вытесняет русскую мелодию, захватывает весь оркестр. Композитор передаёт яростное кипение боя, удары сшибающихся мечей, звон щитов, возгласы сражающихся. Жестокая борьба продолжается вплоть до кульминации, когда становится ясным её трагический исход.

Н. Рерих. Сеча при Керженце. Декоративное панно

Б) Слушание музыкального произведения. Музыкальный анализ

Что вы скажете об этом произведении?

- В музыке чётко слышно, как сходятся борющиеся силы, у каждой из них своя собственная тема, тема врага звучит более жёстко, борьба продолжается вплоть до трагической развязки.

В) Работа над нотным примером

Педагог исполняет тему на фортепиано.

Из выразительных средств учащиеся выделяют темп музыки – быстрый, стремительный.

Сегодня разучим и исполним хоровой эпизод из этой детской оперы.

Пусть будет радость в каждом доме,

Пусть будет счастье в каждом доме.

Пусть будет память доброй, а не злой,

Пусть будет память доброй, а не злой

Если ж горе приключилось,

Помните: чтоб ни случилось,

За февралём всегда наступит март,

Наступит март, наступит март, наступит март…

Сегодня мы познакомились с различными оперными жанрами.

Каждая опера - это целый мир сюжетов, действий и красочных декораций, - ведь в оперной постановке, как и в любом театре, немалая роль отводится художественному оформлению: художник рисует декорации, режиссёр ставит спектакли, гримёр гримирует артистов, костюмер готовит костюмы, осветитель распоряжается светом, машинист сцены орудует механизмами, а пожарник следит за противопожарной безопасностью. Каждая опера – это целый мир музыки, гармонии и оркестровки, мир персонажей и умелой актёрской игры:

Когда я слышу сладки голоса

певиц прекрасных, - сердцу сразу легче

становится, и сходит полоса

печали, что казалась бесконечной.

О, как прекрасны эти голоса:

в них - рай земной, в них все природы краски.

Ведь с ними забывается тоска,

Они меня уводят, словно, в сказку.

Да! Пенье дивных оперных певиц

мне просто согревает душу:

я вдохновляюсь голосами их.

Ведь с ними жизнь становится вся лучше!

Послушайте вы тех певиц,

чьи голоса есть звуки рая…

Прекрасным надо, надо жить!

Я это точно, точно знаю. И. Андрюшкин

И, конечно, композитор - главное лицо в оперном жанре: он сочиняет музыку, а музыка в музыкальном деле - всему начало и всему конец. Недаром имя композитора всегда стоит первым, рядом с названием каждой оперы.

6. Рефлексия. Вопросы и задания

1) Какую роль в опере играет ария? Что она передаёт? Объясни на примере арии Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова.

3) Нарисуй эскиз декораций к фрагменту известного тебе оперного произведения.

Приложение 1

Пролог. Начало весны. Лесная поляна. Леший возвещает о конце зимы. Окружённая птицами, Весна Красна спускается на землю. Птицы поют и пляшут, чтобы согреться. Появляется Дед Мороз и зовёт свою дочку Снегурочку. Она просит отпустить её к людям, в слободку берендеев. Отец и мать отпускают Снегурочку.

Берендеи тем временем празднуют Масленицу и призывают Весну. Из леса выходит Снегурочка и просит крестьян Бобыля и Бобылиху взять её в дочки.

I действие. Слободка берендеев. Весенний вечер. Пастух Лель поёт Снегурочке песни. Леля зовут к себе девушки, и он покидает Снегурочку, убегает к ним. Вбегает Купава — подруга Снегурочки. Она счастлива — сегодня состоится её свадьба с купцом Мизгирем. Появляется Мизгирь, начинается свадебный обряд. Но Мизгирь, увидев Снегурочку, внезапно влюбляется в неё и бросает Купаву. Все осуждают Мизгиря и советуют Купаве искать защиты у Берендея.

III действие. Заповедный лес. Берендеи веселятся, пляшут, водят хороводы. Лель поёт песню. В награду царь разрешает ему поцеловать приглянувшуюся девушку. Лель целует Купаву. Обиженная Снегурочка убегает в лес. Внезапно перед ней появляется Мизгирь. Он настойчиво молит Снегурочку о любви. Снегурочка боится и убегает, на помощь ей приходит леший и весь заповедный лес. Наступает утро. На поляне появляются держащиеся за руки Лель и Купава. Снегурочка страдает от ревности. Она решает обратиться к матери — Весне — за даром любви.

IV действие. Раннее утро. Появляется Весна, окружённая цветами. Она дарит Снегурочке волшебный венок, наделяющий её возможностью любить.

Долину заполняют берендеи. Они встречают первый день лета. Снегурочка и Мизгирь подходят к Берендею. Снегурочка рассказывает о своей любви. В этот момент на неё падает луч солнца, и она начинает таять под действием тепла и любовных чувств. Увидев, что его невеста растаяла, Мизгирь бросается в озеро — он не хочет жить без Снегурочки. Народ славит светлого бога Ярилу-Солнце.

Приложение 2

I действие. В Заволжье, в глубине лесов находится хижина девы Февронии. Она живёт спокойно и тихо, понимает язык зверей и птиц, разговаривает с ними. Однажды она видит юного охотника. С первого взгляда молодые люди влюбляются друг в друга и обмениваются кольцами. От охотников Феврония узнаёт, что её жених — княжич Всеволод, сын князя Игоря, правящего Китежем.

II действие. На базарной площади народ ждёт появления жениха и невесты. Богатые горожане недовольны, что княгиней станет простолюдинка. Бедняк и пьяница Гришка Кутерьма пеняет невесте, что она простая крестьянская девушка. Его прогоняют, но свадьба внезапно прерывается нашествием татар. Они берут в плен Февронию и заставляют Гришку Кутерьму провести их к Великому Китежу.

III действие:

1-я картина. Великий Китеж. Жители узнают о приближении татар, воины под руководством князя Всеволода направляются навстречу врагу. Город становится невидимым.

2-я картина. Ночью Гришка привёл татар к озеру. Татары делят добычу, привязывают Гришку к дереву и засыпают. Гришка уговаривает Февронию развязать его. Освобождённый, он убегает в лес, таща за собой и Февронию. Татары просыпаются и видят отражение города в озере. В ужасе они разбегаются.

IV действие:

1-я картина. В чаще леса бредут обессиленные Феврония и Гришка. Феврония уговаривает Гришку раскаяться, но он убегает от неё. Феврония остаётся одна среди волшебно расцветающего леса.

2-я картина. Появляется призрак княжича Всеволода (он погиб в сражении с татарами). Туман рассеивается и открывается чудесно преображённый Великий Китеж. Феврония и Всеволод под звон колоколов направляются в Невидимый град.

Кто-то скажет, что оба понятия по сути — одно и то же, и довольно часто эти термины заменяют друг друга. Звуковая сцена, если говорить об ее отношении к аудиофилии, — это записанное представление того, где происходила запись. Образность — это точное расположение инструментов в звуковой сцене. На образность влияют сразу несколько факторов: колонки, точка прослушивания, сама комната (и все предметы обстановки), оборудование и, конечно же, запись.


Надо полагать, что самыми важными факторами правильной образности являются расположение колонок и точка прослушивания. Общеизвестно, что чем ближе колонки стоят к стене, тем более мощными будут басы. Однако подобный подход также снижает глубину образности. Если отодвинуть колонки от стены, глубина увеличится, но НЧ станет меньше. Хитрость в том, чтобы найти правильное местоположение для акустики. Разумеется, здесь роль играют и личные предпочтения. Точка прослушивания должна находиться по отношению к колонкам так, чтобы получился равносторонний треугольник или, по крайней мере, что-то близкое к этому.

Другой важный аспект размещения колонок — расстояние от боковых стен, которое сильно влияет на точность образности. Мне пришлось несколько месяцев искать лучшее местоположение для колонок в моей новой комнате для прослушивания музыки. К вопросу я подошел настолько тщательно, что тратил на это все свое свободное время. Я хотел быть полностью уверенным в том, что нашел идеальное расположение и могу оставить колонки на этих местах. Поиск лучших точек для размещения АС — самая важная составляющая для получения удовольствия от прослушивания. Это одна из тех задач, где почти всегда можно добиться правильного решения. Почти.


Студийные звукорежиссеры тоже могут влиять на образность. Например, если вы когда-нибудь слышали барабанную установку с том-томами в одном углу комнаты и тарелками в другом, то это работа звукорежиссера. Может ли такая техника звукозаписи воссоздать то, что мы могли бы слушать вживую? Скорее всего, нет. С другой стороны, думаю, именно это делает записи, воспроизводимые на аудиосистеме, интереснее.

Легко ли ответить на этот вопрос? Образность позволяет звучать записанной музыке гораздо интереснее. Она погружает слушателя в музыку, создает ощущение присутствия на живом выступлении. Чувство пространства, если говорить о глубине и ширине музыки, добавляет реализма записанному материалу. Если главной задачей высококлассных аудиосистем считать идеальное воссоздание живой музыки, хотя это и недостижимо, то почему бы не принимать во внимание все мелочи, которые могут положительно повлиять на конечный результат?


Представим, что мы на концерте симфонического оркестра. Например, вы сидите в пятом ряду, прямо посередине. В таком случае вы с легкостью смогли бы видеть, где сидят музыканты: струнные, духовые, перкуссия, клавишные и т.д. Также вы бы слышали направление звука инструментов. С точки зрения умения определять направленность звука, наши уши и мозг творят настоящие чудеса. Если вам нравятся подобные звуковые эффекты, почему бы не добиваться чего-то близкого от домашних аудиосистем? И неважно, как именно происходила запись.

Для меня образность — один из важнейших аспектов, на которые я обращаю внимание, когда речь заходит о системе аудиофильского класса. Когда я слушаю мою систему, больше всего внимания я уделяю точному расположению инструментов в звуковой сцене. Для меня образность так же важна, если не важнее, как сила НЧ, динамика и чистота саунда.

Образность делает музыку интереснее. Прослушивание точно сделанной фонограммы способна перенести слушателя в прошлое — например, это может быть любимый концерт или незабываемое мероприятие. Образность сильно влияет на нашу эмоциональную связь с музыкой, которую мы воспроизводим на системе. И если воссоздаваемый звук никогда не станет эквивалентом живого выступления, то попытки приблизиться к этому делают прослушивание музыки гораздо более приятным.

Драматургия, драматический - эти слова образованы от слова драма . Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщенно передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение и т.п. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и музыкального спектакля.

Драматургия музыкальная - система выразит. средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценич. жанра (опере, балете, оперетте).

В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и т. д.

ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра.

ОПЕРА возникла в Италии на рубеже 16-17 в.в.

Послушайте увертюру к опере "Руслан и Людмила" Михаила Ивановича Глинки.

Исполняет симфонический оркестр Мариинского театра г. Санкт-Петербурга. Дирижёр Валерий Гергиев.

Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.

Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев и интересное либретто.

Либретто (ит. маленькая книжечка) - краткое содержание музыкального спектакля.

По законам театра опера делится на действия (акты), действия - на картины , а картины - на сцены .

Обычно опера открывается вступлением, или увертюрой , в котором выражена идея спектакля.

Основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях.

"Полупение-полуречь" называется речитативом .

Одна из особенностей оперы состоит в том, что ее герои иногда поют одновременно каждый свою партию. Так композитор раскрывает мысли и чувства своих героев в ансамбле - стройном совместном звучании.

В массовых сценах звучит хор , который нередко выступает одним из главных действующих лиц оперы или комментирует происходящее на сцене.

В зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.

Исключительно велика в опере роль оркестра . Он аккомпанирует певцам и хору, выступает как равноправный партнер действующих лиц оперы, а иногда и как самостоятельное действующее лицо. Оркестровые эпизоды (номера) оперы помогают слушателям понять основные линии развития действия.

Из чего состоит опера

За те триста с лишним лет, что прошли со дня первого оперного спектакля, многое изменилось в сложном организме оперы: раздвинулись её масштабы, обогатились выразительные средства, оркестр из скромного аккомпаниатора стал полноправным участником.

Вокальные номера

Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера.

Ария - вокальный монолог героя (героини). В ней раскрывается душевное состояние героя и его характер. Ария представляет собой развёрнутое и законченное музыкальное произведение.

Речитатив - род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях. Он строится свободно, приближаясь к речи. В опере речитатив обычно является вступлением к арии. Другое назначение оперного речитатива соединять номера оперы, отражать ход развития сюжета.

Ансамбль (франц., вместе) - законченный музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами. В зависимости от числа исполнителей ансамблевые номера называют дуэтами (2), трио (3), квартетами (4), квинтетами (5) и т. д.

Певческие голоса

Главное в опере - пение. Все арии, ансамблевые номера и хоры исполняются певцами. Их голоса делятся на три группы: высокие, средние, низкие. В соответствии с высотой звучания и характерным тембром голоса оперных певцов разделяются на мужские: тенор, баритон, бас; женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто.

Арии можно сравнить с описанием портрета героя в литературном произведении, в котором обычно передаётся его характер, душевное состояние.

Многие арии оперных произведений отличаются особой выразительностью. Примером может служить ария Снегурочки из одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова. Красивое сопрано Снегурочки передаёт сказочный, светлый образ героини: оно похоже на пение птиц, журчание весёлых ручейков.

Музыка арии Снегурочки трепетна и проникновенна, и при этом полна самого живого и тёплого чувства.

Декорации

Действие оперы развёртывается перед зрителями на сцене, обставленной декорациями. Художник-декоратор разрабатывает эскизы декораций.

Части оперы

Оперный спектакль состоит обычно из нескольких (трёх - четырёх) действий, или актов. Каждое действие в свою очередь состоит из двух - трёх картин. Перерывы между действиями называются антрактами. Это слово имеет и другое значение. Короткие оркестровые вступления к действиям оперы также называются антрактами.

Инструментальные номера

Велика роль в опере и инструментальных эпизодов (эпизод – это небольшая часть произведения, которая отличается самостоятельностью и законченностью).

Круг образов, которые музыка способна передать сама по себе, необычайно широк. Музыка повествует о великих битвах и победах, рисует картины природы, передаёт настроения и характеры действующих лиц.

Иногда инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры. Они даже способны жить самостоятельной жизнью и нередко исполняются как отдельное произведение.

Каждая опера - это целый мир сюжетов, действий, персонажей, красочных декораций, умелой актёрской игры. И глубоко прав был Н. Римский-Корсаков в своём высказывании, вынесенном в эпиграф этого раздела: каждая опера неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет.

Вопросы и задания:

Презентация

Читайте также: