Причины семейного неблагополучия кратко

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основные причины неблагополучия и дезадаптации семьи, находящейся в социально опасном положении.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни, в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся: физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.); потребность в безопасности ("крыша над головой", социальная и материальная защищенность и т.п.); потребность в любви и уважении. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием "неблагополучная семья". К данной категории семей обычно относят семьи с низким материальным достатком, семьи, ведущие асоциальный образ жизни, семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.).

Основные причины неблагополучия семьи:

• алкогольная зависимость родителей;

• родители – выходцы из неблагополучных семей;

• родители не осознают свою ответственность перед ребенком, психологически не готовы к материнству и отцовству;

• родители имеют психические особенности в развитии.

Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье.

В семьях наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорректных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, кончают жизнь самоубийством, совершают правонарушения.

Кроме того, с ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается количество социальных сирот при живых родителях (родители бросают своих детей на воспитание своим престарелым родителям, отказываются от их содержания, воспитания и обучения); происходит деградация семей (пьют, ведут аморальный образ жизни, живут в антисанитарных условиях, не работают и пр.) дома таких семей становятся “притонами”, где собираются группы людей без определенного места жительства и рода занятий, занимаются распитием спиртных напитков, устраивают драки и т.д.


Основной проблемой семьи, находящейся в социально опасном положении является Социальная дезадаптация – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида, неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения.

Показатели и причины социальной дезадаптации семьи:

Неопределенность гражданского статуса членов семьи характеризуется отсутствием у взрослого или несовершеннолетнего какого-либо документа, подтверждающего его гражданский статус или дающего право на получение установленных законом льгот и пособий (паспорт, свидетельство о рождении, удостоверение пенсионера, удостоверение инвалида, справка об обучении в общеобразовательном учреждении, прописка и т.п.). В связи с тем, что у трудоспособных членов семьи нет возможности устроиться на работу (так как нет регистрации), они вынуждены довольствоваться временными заработками. Основными причинами неопределенности гражданского статуса является утеря, порча или несвоевременное оформление документа.

Малообеспеченность . Среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (подтверждается справкой о доходах семьи).

В беседе с работниками школы можно узнать, что ребенок не питается в столовой, плохо одевается, не имеет необходимых школьных принадлежностей. При патронаже семьи или обследовании жилищно-бытовых условий регистрируется недостаток продуктов питания, одежды, топлива, предметов первой необходимости. Основными причинами малообеспеченности являются низкооплачиваемая работа, безработица одного или нескольких членов семьи, неоформленность социальных льгот, пособий, субсидий.

Безработица . Отсутствие постоянного источника дохода взрослых трудоспособных членов семьи (подтверждается справкой о постановке на учет в качестве безработного и фактологически). Причины безработицы: сокращение штатов по месту работы, увольнение, отсутствие специального образования, стажа работы и т.д. Распространенное явление у вышеуказанной категории семей – несформированность у взрослых ее членов мотивации на трудоустройство, т.е. желания трудиться.

Неудовлетворительные жилищные условия . Отсутствие постоянного жилья, его ветхое состояние, несоответствие жилой площади установленным нормам, несоответствие санитарно-гигиенических условий установленным требованиям: сырость, грязь, прогнившие полы, провалившиеся потолки, изломанные печи (подтверждается справкой, актом или заключением ЖЭУ, СЭС). Косвенные показатели проблемы: неудовлетворительные жилищные условия ведут к заболеваниям как родителей, так и детей; из-за неудовлетворительного состояния жилищных условий дети не хотят жить дома (". не хочу жить дома, потому что там неуютно, сыро, грязно").

Алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, когда наблюдается регулярное употребление алкоголя, наркотиков; клиенты состоят на учете в наркологическом диспансере (подтверждается медицинской справкой). Как правило, в таких семьях происходят драки, ругань, собираются компании, возникают ссоры и т.д. В таких семьях дети растут с психическими отклонениями; у них отмечают тяжелое поражение нервной системы, проявление признаков умственной отсталости. Причиной наркомании, токсикомании, алкоголизма являются наследственные или приобретенные (социальные или психологические) факторы.

Нарушение здоровья . Наличие хронических заболеваний, инвалидность одного из родителей, часто или длительно болеющие члены семьи (подтверждается документально медицинской справкой или фактологически). Причиной нарушения здоровья является врожденная патология, инвалидность, нерациональное питание, алкоголизм, неудовлетворительные жилищные условия.

Семейная дезадаптация . Нарушение взаимоотношений между членами семьи, постоянные деструктивные конфликты между родителями, между родителями и детьми (подтверждается фактологически). Частые конфликты в семье приводят к нарушению психического состояния всех ее членов, что особенно сказывается на несовершеннолетних.

Причины семейной дезадаптации: неумение правильно, конструктивно строить отношения, личностные психологические особенности, низкий уровень педагогической компетентности взрослых, недостаток внимания к ребенку со стороны родителей.

Духовно - нравственная деградация семьи - утрата семейных ценностей, традиций, жестокое обращение с детьми, отсутствие мотивации на здоровый образ жизни, неумение организовать семейный досуг, нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья.


ПРИЧИНЫ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в России проблемы семей обострились. У существенной доли семей испортились условия исполнения важнейших общественных функций. Трудности семьи делаются заметными как для специалистов, так и для общественности.

Семья, как главная ячейка общества осуществляет основные общественные функции, исполняет важную роль в жизни человека, его защите, обеспечивании социализации, создании и удовлетворение индивидуальных потребностей.

Современные семьи должны решать разные проблемы, связанные с жизнедеятельностью своих родных, с рождением и развитием детей, помощью недееспособных, но так же и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Семья обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Но есть семьи, которые неполноценно осуществляют предписываемые обществом функции - неблагополучные семьи.

С точки зрения М.А. Галагузовой, неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно [4].

По взгляду Шульги Т.И., неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов [6].

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 8 июля 2018 предоставляет данные исследования об отношении россиян к проблеме неблагополучных семей.

Каждый второй (52%) россиянин сообщает, что среди его знакомых практически нет семей, которые можно назвать неблагополучными. Однако 45% говорят, что знакомы с такими семьями, но в основном это единичные случаи (29%), а у 16% подобных примеров в окружении большинство.

Главным критерием неблагополучной семьи, по мнению тех, у кого в окружении есть такие знакомые, является низкий уровень жизни, нехватка денег на самое необходимое (47%). В качестве причин неблагополучия респонденты также называют высокий уровень безработицы (17%), алкоголизм и наркотическую зависимость – 12%.

Россияне, не имеющие примеров неблагополучных семей в своем окружении, чаще всего (49%) причиной сложных ситуаций называют алкоголизм и наркотическую зависимость. Другие признаки респонденты указывают реже: так, низкий уровень жизни фактором неблагополучия называют 19%, безработицу и отсутствие воспитания детей – по 6%.

Пьянство в семье и невнимание к детям и их нуждам по-прежнему остаются одними из самых распространенных проблем в семьях: по 16% россиян отметили, что в их окружении есть семьи с подобными трудностями [1].

Ежегодно количество неблагополучных семей (алкоголиков, наркоманов, правонарушителей) только увеличивается. Так же происходит рост количества детей, рожденных вне брака. В трудной социально-психологической обстановке оказываются и дети в семьях, находящихся на грани развода.

Можно выделить 3 группы причины неблагополучия семьи и детей: кризисные явления в социально-экономической сфере; причины биологического характера; причины психолого-педагогического свойства.

Рассмотрим детально каждую группу.

1. Кризисные явления в социально-экономической сфере естественно оказывают влияние на семью и понижают ее воспитательный потенциал. В эту группу можно отнести: понижение жизненного уровня и ухудшение обстановок содержания детей, жилищный вопрос, дистанцирование образовательных учреждений от детей с тяжелыми судьбами, острый поворот в ценностных ориентациях окружения и отстранение многих нравственных запретов, а также обострение воздействия асоциальных преступных групп в микросреде. Вследствие всех этих явлений главными последствиями становятся: криминализация подростковой среды, бегство детей из семьи и повышение беспризорности.

2. Причины биологического характера - это причины биологического характера, обусловленные генетической, психической или физической патологией. К ним относятся физиологические заболевания (бесплодии женское, бесплодие мужское) или психологические заболевания родителей, плохая наследственность у детей (слепота, глухота и т.п), пороки в созревании детей (синдром-Дауна и т.п), инвалидность. Эти факторы приводят к сложности в социализации детей и существенно затрудняют приобретение ими базового образования.

3. Причины психолого-педагогического свойства связанны с внутрисемейными взаимоотношениями и воспитанием детей в семье и прямо воздействуют на процесс социализации.

В данной группе причин можно выделить следующие отрицательные явления:

психологическое отторжение между родителями и детьми;

гиперопека, когда у ребенка нет возможности проявить самостоятельность, за него все решают взрослые ребенку, нет свободного общения со своим окружением;

нелогичность и двойственность воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем над ним, несогласованностью педагогических поступков родителей, бабушки дезориентирует ребенка;

непонимание закономерностей и оригинальность личностного формирования детей, несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;

негибкость родителей во взглядах с детьми, которая проявляется в навязывании ребенку своей точки зрения, в резкой смене отношения к ребенку в разные времена его жизни (нехватка заботы меняется на избыток или наоборот);

аффективность – переизбыток родительского раздражительного поведения, недовольство, волнение, тревога по отношению к детям формирует в семье эффект суеты, беспорядочности, общего возбуждения. Беспокойность и опасение за детей, приобретают навязчивый характер и не дают родителям быть жизнерадостными и позитивными, принуждают их прибегать к стабильным запретам и предупреждениям, что заражает детей быть так же беспокойными;

авторитарность воспитания - склонность подчинять ребенка своей воле, твердость взглядов, приказной тон, навязывание личного мнения и своих решений, стремление к требовательной дисциплине и ограничению самостоятельности детей, беспрерывный контроль за поступками ребенка;

гиперсоциальность, в этом случае родители стараются основывать воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, игнорируя индивидуальные особенности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без должного психологического контакта, внимания и отзывчивости;

конфликтная обстановка в семье, нахождение родителей на грани развода;

жестокое обращения с детьми (физическое, психическое, сексуальное насилие);

отсутствие в семье одобрительной эмоциональной атмосферы;

характерные ошибки родителей в развитии детей;

нарушение эмоциональных взаимоотношений между детьми и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, увеличению беспризорности детей и оказывает влияние на криминализацию подростковой среды. Отсутвтие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей с ребенком, заботы и нежности приводит к состоянию психической депривации, которое может быть установлено как психическое состояние, возникновение которого определено жизнедеятельностью личности в обстоятельствах долгого лишения или значительного ограничения возможностей удовлетворения жизненно значимых ее потребностей.

Самое существенное последствие всех данных нарушений - это неблагоприятное воздействие на психологическое здоровье личностей, которое позже лишь обостряет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно-психического напряжения и замедляет формирование личности.

Семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации, нуждаются в поддержке. Хотя не всякий человек сознается в этом. Главная задача социальных служб – максимально обеспечивать семью всем необходимым. Одним необходимо оказать психологическую помощь, вторым – материальную, третьим – медицинскую.

Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи обеспечивает успех в работе.

Эффективные меры воздействия на неблагополучную семью:

Организация клубов по увлечениям;

Непрерывный патронаж семьи;

Пропаганда ЗОЖ и семейных ценностей;

Оказание материальной поддержки, бесплатное питание, оздоровление детей в период каникул;

Поддержка социальных организаций;

Воздействие через СМИ;

Лишение родительских прав;

Принудительное лечение родителей

Поддержка неблагополучным семьям весьма необходима долгое время. Если задействовать всю команду: психологов, преподавателей, полицию и социальные службы, тогда есть возможность поддержать и помочь этим семьям.

Библиографический список

Основы социальной работы / под ред. Е.В. Ханжина – М.: Академия, 2007.- 248 с.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. – 416 с.

Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие. Издательство: Дашков и К, 2011. – 244 с.

Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб.пособие. М.: Дрофа, 2005. – 254 с.

Идея о том, что ничто не может заменить ребенку семью, общепринята. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д.

М.А. Галагузовой, Л.В. Мардаханова, Т.И. Шульги и М.В. Шакурова выделяют четыре категории семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке специалистов, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Асоциальные семьи–семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровая семья – это семья, не подверженная деструктивному, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение.

Признаки здоровой семьи:

- отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов;

- удовлетворенность браком, отношениями в нем, в т.ч. и сексуальными;

- единый подход со стороны родителей, бабушек и дедушек;

- здоровый семейный образ жизни.

Внешние объективные факторы - стабильность социальной системы, в которую включена семья, уровень жизни.

Внешние субъективные факторы - сила социального контроля: эффективность правовых и моральных норм, культурных и национальных традиций.

Внутренние объективные факторы - жилищные и материальные условия конкретной семьи.

Внутренние субъективные факторы - межличностные чувства членов семьи, совместимость и удовлетворенность браком.

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов.

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).

Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема.

Сухогузова И.Г. выделяет типы неблагополучных семей по типу воспитательных ошибок:

- семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения;

- семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания, в которых родителям присуще злоупотребление физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием – жестокая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных;

- семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания. Данный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери;

- семьи с непоследовательным стилем воспитания, когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского авторитета. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегает мнением старших, родителей.

К семьям со скрытыми формами семейного неблагополучия относятся следующие: семьи, ориентированные на успех ребенка; псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи.

Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи. В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные — отвергать.

Исследователи, занимающиеся изучением психологии подобных семей, выделяют в качестве наиболее распространенных три конкретные формы наблюдающегося в них неблагополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.

Соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. На первый взгляд, это главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, педагогических (касающихся воспитания детей), организационных и т.п. Известно, что проблема лидерства в семье особенно остро стоит в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть главой семьи.

Соперничество является свидетельством того, что настоящего главы в семье нет.

Мнимое сотрудничество. Конфликтов между мужем и женой или супругами и их родителями на поверхности не видно. Но это временное затишье продолжается лишь до того момента, пока кто-то из членов семьи не меняет своей жизненной позиции. Мнимое сотрудничество может отчетливо проявиться и в ситуации, когда, наоборот, кто-то из членов семьи (чаще жена), после длительного периода занятий только домашними делами, решает включиться в профессиональную деятельность. Карьера требует много сил и времени, поэтому, естественно, домашние дела, которые выполняла только жена, приходится перераспределять между другими членами семьи и чему они не готовы.

В такой семье у ребенка не формируется установка на сотрудничество с членами своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет вразрез его личным интересам.

Специалистом СППС школы было проведено анкетирование среди учащихся 2-х классов (в 2-х случайно выбранных классах). Целью данного анкетирования было определить, насколько учащиеся удовлетворены психологическим климатом в своей семье. Методика предназначена для изучения общего фона переживаний ребенка, связанного с его позицией в семье, с тем, как он воспринимает себя в семье. Ниже мы приводим результаты анкетирования.


Расшифровка в случае, если тревожность повышена (по шкалам):

- Повышена тревожность по всем шкалам (высокий уровень тревожности) - ребенок чувствует страх не оправдать ожидания родителей, постоянным обвинениями с их стороны. Ребенок с общей семейной тревожностью постоянно опасается, что не успеет, не справится, не заметит, не сделает или неправильно сделает; он постоянно напряжен, настороже, прилагает слишком много сил даже для обычных семейных дел, нервничает.

Искренне надеемся, что наша лекция была вам полезна. Предлагаем вам пройти простой тест (для себя), данные теста отправлять не нужно. Задача теста определить, придерживаетесь ли вы правильных принципов в воспитании ваших детей.

Неблагополучная семья – что это такое, основные типы, особенности, признаки, причины и проблемы

Для гармоничного развития детей необходима здоровая атмосфера в доме, воспитание и уход. Неблагополучная семья оказывает негативное влияние на психологическое и физическое развитие ребенка. По этой причине социальные службы должны следить за такими ячейками общества, чтобы вовремя реагировать на возникающие проблемы.

Что такое неблагополучная семья?

В общественном представлении это понятие тесно связано с алкоголизмом, наркоманией и недостатком материальных средств. В широком смысле неблагополучная семья – это та, которая не справляется со своими функциями по воспитанию ребенка. Дети испытывают сложности в развитии, сталкиваются со снижением умственных и физических способностей. Семья с низким социальным статусом не обязательно малоимущая. Она может не испытывать материальных проблем, но из-за нездорового климата, физического или психологического насилия на ребенком иметь статус неблагополучной.

что такое неблагополучная семья

Типы неблагополучных семей

Классификация проводится по видам деструктивных факторов, воздействующих на детей. К неблагополучным семьям относятся следующие типы:

  1. Семьи с пристрастием к алкоголю или наркотикам. Если хотя бы один из родителей злоупотребляет веществами, вызывающими зависимость, это сказывается на состоянии ребенка. Такая неблагополучная семья не может обеспечить все потребности детей. Под влиянием алкоголя происходят ссоры, драки, конфликты, из-за чего ребенок вырастает с нарушениями психического развития.
  2. Конфликтные семьи. Отсутствие моральной поддержки, неумение договариваться и находить общий язык являются факторами, негативно сказывающимися на воспитании детей. В такой неблагополучной семье ребенок получает моральные травмы, вырастает социально уязвимым. Частые ссоры приводят к боязни общения и неумению налаживать контакты с другими людьми.
  3. Материально неблагополучные семьи. Отсутствие качественного питания, медицинской помощи, образования и других необходимых вещей не лучшим образом сказывается на развитии ребенка. К материально неблагополучным относятся семьи с доходом ниже прожиточного минимума, не обеспечивающие базовых потребностей детей.
  4. Семьи, где родители злоупотребляют своими правами. Жестокое обращение с детьми, физическое насилие и телесные наказания являются причиной для признания ячейки общества социально неблагополучной.

Особенности неблагополучных семей

По внешним признакам не всегда можно определить точный социальный статус ячейки общества. Чтобы понять, что значит неблагополучная семья и как ее выявить, социальные работники используют несколько критериев. К ним относятся как внешний вид ребенка, так и его психологическое состояние. Ряд особенностей и характерных признаков помогает осуществить выявление неблагополучных семей, которые подлежат постановке на учет и наблюдению со стороны социальных служб.

Признаки неблагополучной семьи

Определить социальный статус ячейки общества можно по внешним проявлениям. Характеристика неблагополучной семьи включает в себя один или несколько признаков:

  1. Ребенок неопрятен, часто ходит в поношенной, рваной или грязной одежде.
  2. Родители не занимаются воспитанием, не уделяют время ребенку.
  3. Один или оба родителя злоупотребляют психоактивными веществами, часто пребывают в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  4. У ребенка есть нарушения развития, наблюдается несвязная речь и заторможенность действий.
  5. На теле ребенка есть следы побоев и физического насилия.
  6. Родители нигде не работают или имеют нерегулярные и непостоянные источники дохода.

Причины появления неблагополучных семей

Источником ухудшения положения ребенка и его родителей могут служить разные факторы. Социально неблагополучие семьи возникают по следующим причинам:

  1. Затруднительное материальное положение. Недостаток денег приводит не только к тому, что ребенок остается без нормального питания, одежды и развлечений. Хроническое безденежье может стать источником ссор и конфликтов между родителями. Неблагополучная семья может возникнуть в результате потери жилья или работы, тяжелой болезни или кризисной ситуации в стране.
  2. Повторный брак одного из родителей. В новой семье не всегда присутствует дружелюбная по отношению к ребенку атмосфера. Конфликты с отчимом, мачехой или сводными братьями и сестрами негативно сказываются на психологическом состоянии.
  3. Психические заболевания родителей. Несоблюдение своих обязанностей по отношению к ребенку часто является одним из проявлений болезни. В таком случае социальные службы должны выявить этот факт и изъять детей.
  4. Многодетность. Большое количество детей часто является источником проблем, родители не успевают уделить внимание всем. В результате ребенок может чувствовать себя лишним. По этой причине многодетные семьи состоят на особом контроле у социальных служб.
  5. Пристрастие к запрещенным веществам. В результате злоупотребления родителя не исполняют своих обязанностей по отношению к ребенку. Социальные службы могут признать семью неблагополучной и лишить родительских прав.

Проблемы неблагополучных семей

Конфликтная обстановка в доме, отсутствие заботы, ухода и воспитания приводят к многочисленным нарушениям в развитии ребенка. Неблагополучная семья – это источник физических и психологических травм:

  1. Ребенок сталкивается с задержками в развитии. Из-за недостатка внимания родители не могут научить его самым необходимым вещам. В результате страдает речь, мелкая моторика и социальная адаптация.
  2. Из-за нехватки денег ребенок не всегда обеспечен необходимой одеждой, едой, книгами, лекарствами.
  3. Конфликты в семье и непонимание приводят к тому, что ребенок вырастает замкнутым. Ему тяжело налаживать социальные контакты, он страдает от недоверия к другим людям.
  4. Выросший в неблагополучной семье ребенок часто попадает в криминальную среду.
  5. Негативная обстановка в семье может спровоцировать раннее развитие психических заболеваний и стать причиной появления зависимости ребенка от алкоголя и наркотиков, особенно если родители склонны к злоупотреблению.

Кто занимается неблагополучными семьями?

Обязанности по выявлению и проведению работы возложены на органы опеки и попечительства. Они должны регулярно проверять социально неблагополучные и конфликтные семьи. Если установлены случаи жестокого обращения с ребенком или пренебрежение родительскими обязанностями, органы опеки обязаны забрать детей в интернат. Для помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, работают специальные социально-реабилитационные учреждения.

кто занимается неблагополучными семьями

Методы выявления неблагополучных семей

Чтобы определить социальный статус, работники служб опеки используют несколько способов:

  1. Сбор и анализ информации. Сигналы о наличии неблагополучной семьи поступают от соседей, учителей, воспитателей в детском саду. Сотрудники органов опеки и попечительства реагируют на все обращения о случаях насилия и жестокого обращения с ребенком. Часто источником информации становятся близкие родственники и друзья семьи.
  2. Обход квартир и контроль условий проживания. Асоциальные семьи подвергаются регулярным проверкам со стороны служб опеки. Сотрудники изучают условия проживания, физическое состояние детей, наличие еды и одежды.
  3. Анкетирование и опросы. Для определения психологического климата в семье в школах и детских садах регулярно проводятся тесты. С их помощью детские психологи изучают потребности и нужды ребенка. Высокий уровень тревожности, недостаток внимания и заботы служат сигналом для органов опеки, которые должны провести проверку.

Формы работы с неблагополучными семьями

формы работы с неблагополучными семьями

  1. Профилактические беседы. В случае выявления неблагополучной семьи на первом этапе сотрудник социальной службы должен определить причины низкого социального статуса и разъяснить родителям последствия их действий по отношению к ребенку.
  2. Индивидуальные тренинги и консультации. Не все родители способны самостоятельно определить оптимальную тактику воспитания ребенка. Социальная работа с неблагополучными семьями включает в себя проведение консультаций, где подробно рассказывается о методах и правилах обращения с детьми.
  3. Систематический контроль. Органы опеки и попечительства устанавливают требования к семье, исполнение которых регулярно проверяется. С этой целью сотрудники служб совершают обход квартир.
  4. Представление и защита интересов ребенка в суде. Если работа с неблагополучными семьями не приносит результата, сотрудники социальной службы подают иск о лишении родительских прав.

Помощь неблагополучным семьям

Для поддержки используются разные виды мероприятий, направленные на повышение социального статуса:

  1. Психологическая помощь. Неблагополучная и сложная семья может рассчитывать на консультацию педагога, специализирующегося на работе с проблемными детьми.
  2. Экономическая помощь. Если тяжелое положение неблагополучной семьи связано с низким уровнем дохода, государство предоставляет пособия, льготы и субсидии.
  3. Социальная помощь. Чтобы дети из неблагополучной семьи смогли адаптироваться в обществе, для них организуются специальные мероприятия, включающие в себя обучающие и развлекательные программы.

Советы неблагополучным семьям

Педагоги и психологи дают несколько рекомендаций для поддержания здоровой атмосферы в доме:

Куда забирают детей из неблагополучных семей?

Если сотрудники социальных служб установили, что условия содержания представляют опасность для жизни и здоровья ребенка, его забирают на временное содержание органы опеки и попечительства. Затем дело передается в суд, где выносится решение о лишении родительских прав. Дети из неблагополучных семей попадают в детские дома или передаются под опеку ближайшим родственникам, способным обеспечить уход.

Знаменитости из неблагополучных семей

Многие известные люди провели детство в плохих условиях, что не помешало им добиться успеха:

Фильмы о неблагополучных семьях

Малоимущая семья после официального подтверждения своего статуса имеет право на получение от государства разной помощи: денежных выплат, продуктов, одежды, некоторых компенсаций и иных дотаций. Для этого необходим определенный пакет документов.

Счастливая семья может быть создана только при определенной работе всех ее членов и со знанием правил, норм и секретов. Благо, что все такие советы едины как у психологов, так и религиозных деятелей, людей, проживших в браке не одно десятилетие.

Многодетная семья имеет как свои преимущества, так и недостатки. Государство старается всячески поддерживать такие ячейки общества, гарантируя им различные субсидии, выплаты и льготы. Порядок их оформления во многих регионах идентичен.

Интересно узнать, патриархальная семья – что это такое, особенности и главные признаки, историю появления, достоинства и недостатки. Стоит выяснить, чем она отличается от партнерской и почему сейчас эта модель отношений уходит в прошлое.

Читайте также: