Теория познания юма кратко

Обновлено: 30.06.2024

Юм (1711, 26 04 – 1776, 25 08) родился в Эдинбурге, Шотландия. Английский историк, философ, экономист и публицист. Сформировал основные принципы новоевропейского агностицизма, предшествовавшего позитивизму.

С 1763 по 1766 годы – на дипломатической службе в Париже.

Эстетика Юма сводится к психологии художественного восприятия.

Под влиянием идей Юма развилось большинство позитивных учений XIX-XX веков, начиная с Дж. С. Милля и вплоть до неопозитивизма.

Давид Юм (1711-1776)

Является одним из наиболее значимых философов, т.к. развил эмпирическую философию Локка и Беркли до ее логического конца, придав ей внутреннюю последовательность. Взгляды Юма – некоторый тупик в развитии философии, дальше идти невозможно.

М (. ) разделяется на 2 вида

1) зав только об идеи ( сходство, противоречие, спк, к. и ч. с ) (. )
2) могут быть изменены без всякого изменения в идеях.

Следовательно, дают достоверное знание

Пространственно-временные отношения не выходят за пределы чувствительного, а причинность дает нам возможность вывести какую-либо вещь или являются из какого либо другой вещи или явления.

Только опыт может дать знание, причины, действия.

Теория подкрепляется определением веры. Если. А и В постоянно были соединены, образуется вера, что после А будет В. То, что каждому нам необходима связь между объектами, на самом деле лишь между идеями этих объектов. (?)

Доктрина Юма состоит из 2 частей

1) объективная ( если мы полагаем что А является причиной Б, т.е. мы часто наблюдаем их связан. т. е. Б непосредственно быстро следует за А; но мы не можем сказать, что Б д. след. за А).
2) субъективная. (впечатление, что А – причина идей В.)

Таким образом, в причинности нет неопределенного отношения, за исключением совпадения и последовательности. - индукция через перечисление не является действенной формой доказательства.

Основная цель может быть выражена так: все наши заключения относительно причин и действий основаны исключительно на привычке и что вера является актом скорее чувственным, чем мыслящей частью нашей природы.

Философия Юма – крушение рационализма XVIII века. Он, подобно Локку, начал с намерения быть сенсуалистичным и эмпиричным, не принимая ничего на веру, но изыскивая все из опыта и наблюдения. Юм пришел к злосчастному выводу о том, что ничто нельзя познать путем опыта и наблюдения; нет такого явления, как разумная вера. Мы не можем перестать верить, никакая вера не может быть основана на разуме.

Основой философского учения Дэвида Юма является его теория познания, основанная на оригинальных идеях о психологическом механизме представлений.

Все психические состояния, по мнению Юма, могут быть сведены к впечатлениям (impressions) и идеям. Идеи – только более или менее слабые копии впечатлений. Нет идеи, которая бы не имела какого-нибудь первоначального образца и источника в каком-нибудь чувственном впечатлении. Отсюда ясно, что чёткое различение предшественником Юма, Локком, двух источников знания (ощущения и рефлексии) в теории познания Юма теряет смысл, так же как и противоположение простых и сложных представлений. Для него достаточно разграничения первоначальных и производных представлений, соответствующего различию впечатлений и идей.

Дэвид Юм

Портрет Дэвида Юма. Художник А. Рэмзи, 1766

Так как каждая идея имеет источником какое-нибудь впечатление, то процесс мышления и познания, согласно философии Юма, сводится к отнесению идей к соответствующим им впечатлениям, из которых они образовались, и наоборот. При правильности или психологической точности такого отнесения идей и впечатлений друг к другу получается мышление истинное. Если же мы относим идеи не к надлежащим впечатлениям, то возникают ошибки и заблуждения.


Дэвид Юм – известный шотландский философ, который представлял эмпиристические и агноцистические направления в период Просвещения. Он родился 26 апреля 1711 года в Шотландии (Эдинбург). Отец был юристом и владел небольшим поместьем. Дэвид получил хорошее образование в местном университете, работал в дипломатических миссиях, написал много философских трактатов.

Главная работа

Его философия

Историки философии говорят, что идеи Дэвида Юма носят характер радикального скептицизма, хотя важную роль в его учении все-таки играют идеи натурализма.

трактат о человеческой природе дэвида юма

Наука о человеке

Если предположить, что теория познания – это основа концепции человеческой природы, то размышления о нравственности – ее цель и конечный результат.

Признаки человека

  1. Человек является разумным существом, которое находит пищу в науке.
  2. Человек не только разумен, но является еще и общественным существом.
  3. Кроме всего прочего, человек – это деятельное существо. Благодаря этой склонности, а также под влиянием разного рода потребностей он должен чем-то заниматься и что-то делать.

трактат юма о человеческой природе

Подводя итоги под этими признаками, Юм говорит, что природа предоставила для людей смешанный образ жизни, который подходит им больше всего. Также природа предупреждает человека, чтобы он не сильно увлекался какой-то одной склонностью, иначе потеряет способность заниматься другими занятиями и развлечениями. К примеру, если читать только научную литературу, со сложной терминологией, то индивид со временем перестанет получать удовольствие от чтения других печатных изданий. Они покажутся ему невыносимо глупыми.

Пересказывая автора

трактат о человеческой природе это что такое

Юм презирает любые гипотезы, если они не могут подтвердиться на практике. Человеческую природу нужно исследовать только исходя из практического опыта. Единственная цель логики, должна заключаться в том, чтобы объяснять принципы и действия человеческой способности рассуждать и познавать.

О познании

Юм был уверен, что познание существует только благодаря восприятию. В свою очередь, к этому понятию он относил все, что может представить ум, ощущать органы чувств или проявиться в мысли и рефлексии. Восприятия могут выступать в двух видах – идей или впечатлений.

Впечатлениями философ называет те восприятия, что сильнее всего врезаются в сознание. К ним он относит аффекты, эмоции и очертания физических объектов. Идеи – это слабые восприятия, так как появляются, когда человек начинает о чем-то размышлять. Все идеи появляются от впечатлений, и человек не в состоянии обдумать то, что не видел, не чувствовал и не знал раньше.

Причино-следственные связи

истинная человеческая природа

Человеческий опыт дает возможность понять, как одно явление предшествует другому, но не говорит о том, порождают они друг друга или нет. В отдельно взятом объекте невозможно определить причину и следствие. Связь их не подвластна восприятию, поэтому ее невозможно доказать теоретически. Таким образом, причинность является субъективной константой. То есть в трактате Юма о человеческой природе причинная связь является не более чем представлением об объектах, которые на практике оказываются связанными между собой в одно время и в одном месте. Если соединение повторяется многократно, то его восприятие закрепляется привычкой, на которой основываются все человеческие суждения. И причинная связь является не чем иным, как верой в то, что в природе и дальше будет сохраняться такое положение вещей.

Стремление к социальному

юм трактат о человеческой природе

Философ пишет, что переход к политическому строению общества был связан именно с необходимостью создать семью. Эту врожденную потребность стоит рассматривать как базовый принцип формирования социума. На возникновение общественных связей огромное влияние оказывают родственные, родительские отношения между людьми.

Появление государства

По словам Юма, социальное развитие происходит следующим образом. Сначала закладываются семейно-общественные отношения, где есть определенные нормы морали и правила поведения, однако отсутствуют органы, принуждающие к исполнению тех или иных обязанностей. На втором этапе появляется общественно-государственное состояние, которое возникает из-за увеличения средств к существованию и территорий. Богатства и владения становятся причиной конфликтов с более сильными соседями, которые хотят приумножить свои ресурсы. Это, в свою очередь, показывает, насколько важными являются военные вожди.

человек, лампочка, шестеренки

Правительство появляется именно из формаци военных вождей и приобретает черты монархии. Юм уверен, что правительство является инструментом социальной справедливости, основным органом порядка и общественной дисциплины. Только оно может гарантировать неприкосновенность собственности и исполнение человеком возложенного на него обязательства.

Согласно Юму, лучше формой государственного правления является конституционная монархия. Он уверен, что если будет сформирована абсолютная монархия, то это непременно приведет к тирании и обнищанию нации. При республике общество будет постоянно находиться в нестабильном состоянии и не будет иметь уверенности в завтрашнем дне. Лучшая форма политического правления – это соединение наследственной королевской власти с представителями буржуазии и дворянства.

Значение работы

человек видит свое отражение

Дэвид Юм смог показать, что знание, полученное из опыта, не может быть общезначимым. Оно истинно только в рамках прежнего опыта и никто не гарантирует, что будущий опыт его подтвердит. Всякое знание является возможным, но его сложно считать на все 100% достоверным. Его необходимость и объективность определяется только привычкой и верой в то, что будущий опыт не изменится.

Как бы ни было прискорбно это признавать, но природа держит человека на почтительном расстоянии от своих секретов и дает возможность узнать только поверхностные качества объектов, а не принципы, от которых зависят их действия. Автор очень скептичен относительно того, что человек способен полностью познать окружающий мир.

И все-таки философия Д. Юма оказала большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли. Иммануил Кант серьезно отнесся к заявлению, что человек получает знания из своего опыта и эмпирические методы познания не могут гарантировать их достоверность, объективность и необходимость.

Скептицизм Юма нашел отклик и в работах Огюста Конта, который считал, что основная задача науки описывать явления, а не объяснять их. Проще говоря, чтобы познать истину необходимо обладать разумным сомнением и толикой скептицизма. Не принимать любое утверждение за чистую монету, а проверять и перепроверять его в разных условиях человеческого опыта. Только так можно будет понять, как устроен этот мир, хотя для такого способа познания потребуются годы, если не целая вечность.

Философы имеют разные взгляды на теорию познания. По словам философа Д. Юма одной из главных задач гносеологии является овладение “человеческой природой”. Период его творчества пришелся на время необычайного подъема и развития английской философии.
Актуальность данной темы, на мой взгляд, обусловлена тем, Д. Юм является единственным философом, труда которого находят отклик и сегодня, ведь до недавнего времени взгляды Д. Юма подвергались на основе позиций материализма резкой критике в нашей стране. Целью контрольной работы является осмысление идей Д. Юма и их роль.

Содержание

Введение 3
1 Краткая биография Давида Юма 4
2 Основные идеи философии Д.Юма 6
3 Гносеологические воззрения Юма 7
4 Влияние Юма на последующую философию 12
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

(Тульский филиал РГТЭУ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Студент 2 курса

Заочного отделения на базе СПО

Ушанов Константин Романович

Проверил: к.ф.н., доцент Гельфонд М.П .

Тула 2011 год
Содержание

Познание – это деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мир, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д. Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъектом познания является человек, отражающий в своем сознании явлении действительности. Этот субъект активен: он ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей.

Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на который направлена деятельность субъекта.

Философы имеют разные взгляды на теорию познания. По словам философа Д. Юма одной из главных задач гносеологии является овладение “человеческой природой”. Период его творчества пришелся на время необычайного подъема и развития английской философии.

Актуальность данной темы, на мой взгляд, обусловлена тем, Д. Юм является единственным философом, труда которого находят отклик и сегодня, ведь до недавнего времени взгляды Д. Юма подвергались на основе позиций материализма резкой критике в нашей стране. Целью контрольной работы является осмысление идей Д. Юма и их роль.

Давид Юм (1711-1776 гг.) – философ, психолог, историк. Юм происходил из почтенной шотландской семьи. Родился в 1711 г. в столице Шотландии Эдинбурге, в семье небогатого дворянина, занимавшегося юридической практикой.

Некоторое время Юм посещал Эдинбургский университет, но из-за материальных затруднений вынужден был оставить учебу. Впоследствии, вплоть до 1734 г., он продолжал учение частным образом. Позже, в 1734 году, он совершил образовательную поездку во Францию на три года, большую часть из которых провел в Ля-Флеш.

В основе взглядов Д. Юма стоит учение о человеке. Это объясняется тем, что другие науки опираются на философию, и для них философская концепция человека имеет фундаментальное значение.

Главными признаками человеческой природы Юм называет:

1) "Человек — существо разумное, и, как таковое, он находит себе надлежащую пищу в науке. ";

2) "Человек не только разумное, но и общественное существо. " ;

3) "Человек, кроме того, деятельное существо, и благодаря этой наклонности, а также в силу различных потребностей человеческой жизни он должен предаваться различным делам и занятиям. ".

По словам Юма «природа указала человечеству смешанный образ жизни как наиболее для него подходящий, тайно предостерегая людей от излишнего увлечения каждой отдельной склонностью во избежание утраты способности к другим занятиям и развлечениям".

В конце 17 начале 18 века в Англии идет процесс становления буржуазного общества, активно распространяются идеи просвещения. Теория познания занимает главное место в философии Юма. Он говорил о том, что своими предшественниками в изучении человеческой природы считает Локка, Беркли и Батлера. При создании своей теории Юм основывался на гносеологии Локка, но в то же использовал и учения Беркли. Юм переделал учения Беркли и Локка на агноситческий манер, сглаживая острые углы и устраняя крайние положения. Юм стремился создать философию "здравого смысла", философию осторожную, "сдержанную", чуждую как материализму, так и наивному спиритуализму. Поэтому Юм отвергает материализм Локка и принимает лишь идеалистические элементы его теории познания, религиозный догматизм Беркли он также отклонил, хотя и соглашается с его субъективным идеализмом. В результате Юмом создается особая гносеологическая система, в которой субъективный идеализм Беркли, переработанный в нужном направлении, сочетается с агностицизмом.

Исходный пункт рассуждений Юма заключается в убеждении, что имеется факт непосредственной данности нам ощущения, а отсюда и наших эмоциональных переживаний. Юм сделал вывод, будто мы в принципе не знаем и не можем знать, существует или же не существует материальный мир как внешний источник ощущений. ". Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств".

Сложные же в отличие от простых могут быть разделены на части,. как это имеет место в восприятии яблока, состоящего из качеств определенного цвета, вкуса и запаха, отличающихся друг от друга.

Определив таким образом первичные элементы познания, Юм рассматривает затем качества впечатлении и идей и их отношения между собой. Однако при осуществлении своего замысла он не смог проникнуть в суть проблемы и поэтому ограничивается весьма поверхностным описанием лишь некоторых особенностей связей тех и других. Прежде всего Юм обращает внимание на большое сходство, которое существует между различными нашими перцепциями во всех особенных свойствах. Кроме степени их силы и живости это сходство он видит в том, что все они оказываются двойными, т. е. предстают перед нами и в качестве впечатлений, и в качестве идей.

Читайте также: