Теория постиндустриального общества кратко

Обновлено: 07.07.2024

Общество как социальная система и законы его развития всегда волновали ученых, политиков и философов. На протяжении многих веков каждый великий мыслитель в рамках своей философской и социально-политической теории так или иначе пытался отразить пути и принципы общественного развития, свое представление о положении и роли человека в социальной системе и тем самым дать более или менее общую картину общественного бытия.

Японский исследователь И. Масуда представил концепцию, согласно которой информационное общество будет бесклассовым и бесконфликтным обществом гармонии, с маленьким правительством и небольшим государственным аппаратом. В отличие от индустриального общества, важнейшими ценностями информационного общества являются время и информация. Для И. Масуды информация — это, во-первых, относительно новый тип знаний, пригодных для дальнейшего использования, и, во-вторых, знания, производство, хранение и применение которых фактически становится все более важным видом деятельности для общества, порождая соответствующие технические и организационные структуры. Таким образом, возрастающая роль информации и процесс информатизации являются историческим фактом, лежащим в основе концепций информационного общества. Японский вариант концепции информационного общества был разработан в первую очередь для решения проблем экономического развития Японии. В какой-то степени это обстоятельство определило его ограниченный и прикладной характер.

Постиндустриальное общество. Теории постиндустриализма и информационизма - Теории

Основные сферы жизни

Метод изучения общества Белла отличает прежде всего признание относительной автономии трех основных сфер жизни: социальной, политической и культурной. Учитывая их сложность и неразрывность, он считает возможным подразделять их с целью анализа, что позволяет гораздо глубже проникнуть в суть происходящих в обществе процессов.

Доиндустриальное общество

Под доиндустриальным обществом американский ученый понимает такую социальную организацию, которая основана на примитивных формах производства, развивающихся прежде всего в отраслях, обеспечивающих добычу и первичную переработку ресурсов, наиболее подходящих для удовлетворения самых необходимых потребностей. Индустриальная система знаменует собой радикальный разрыв с традиционализмом и становится главным условием формирования постиндустриальной системы. В его рамках добыча природных ресурсов (экстракция) заменяется производством (мануфактурой) заданных продуктов; повышаются требования к квалификации работника; энергия становится основным производственным ресурсом; человек способен делать локальные технологические и экономические прогнозы. Постиндустриальное общество — это общество, в котором производство (изготовление) как постоянно обновляющийся процесс начинает непрерывно влиять на окружающую среду (обработка), а каждая сфера человеческой деятельности тесно связана со всеми остальными. В этих условиях информация становится самым важным ресурсом, приоритет переходит от полуквалифицированных рабочих к инженерам и ученым. Дальнейшее совершенствование знаний человека о мире происходит на основе абстрактных моделей и применения системного анализа, а важнейшей задачей ученых становится перспективное прогнозирование экономических и социальных процессов. Новая технологическая основа производства меняет содержание самого труда. Знания становятся самым важным ресурсом в современном постиндустриальном обществе. Принимая во внимание социальную структуру общества и подчеркивая огромную роль, которую играют информация и знания в современном мире, Белл выделяет четыре основные статусные группы, основываясь на квалификации их представителей:

  • 1) класс профессионалов;
  • 2) класс инженеров и полупрофессионалов;
  • 3) класс конторских и торговых работников;
  • 4) класс работников ремесленного и неквалифицированного труда.

Белл делит класс профессионалов (специалистов) на три группы: преподаватели, инженеры и ученые. Именно ученые, по мнению Белла, являются важнейшей группой класса профессионалов. Темпы роста этой группы по сравнению с другими интеллектуальными группами поражают своей скоростью. Если с 1930 по 1965 г. численность всей рабочей силы США увеличилась на 50%, то количество инженеров возросло на 370%, а ученых — на 93%*.

Анализируя американскую научную политику, Белл раскрывает ее отличия от европейской модели взаимодействия ученого сообщества с правительством. Он отмечает следующие особенности стратегии США в этой области: в новых областях, прикладных исследованиях и разработках с возникновением специальных задач создаются новые формы и методы их решения; в области же теоретических и фундаментальных исследований деньги выделяются на основе проектов тем лицам и организациям, которые смогут убедить экспертную комиссию в научной значимости проекта или в своей компетентности как исследователей.

Политика

Переходим ко второй аналитической сфере, выделяемой Беллом, — политике. По мнению Белла, политическая система приобретает в постиндустриальном обществе значение, которого она до этого не имела никогда. Поскольку политика представляет собой сочетание противоречивых интересов и ценностей, усиление конфликтов и напряженности в постиндустриальном обществе становится неизбежным. Вследствие того, что знание и технологии стали основным ресурсом общества, некоторые политические решения оказываются предопределенными. Поскольку институты знания претендуют на определенные государственные средства, общество получает неоспоримые права предъявлять к ним свои требования. Формирование условий для рационального управления социальным организмом, сбалансированное распределение и перераспределение благ и обеспечение максимальной личной свободы индивида — вот что, по мнению Белла, является одним из важнейших достижений демократии в постиндустриальном обществе.

Белл выделяет три основополагающих элемента современной ему государственной политики:

Мы видим, что в постиндустриальном обществе технические знания становятся основой, а образование — средством обретения власти. Следовательно, элита представлена исследователями и учеными. Однако это не означает, что ученые действуют как корпорация. В практических политических ситуациях они могут расходиться идеологически, и тогда различные группы ученых могут объединяться с представителями других элит. Такова природа политики, что определенные группы (военные, ученые, предприниматели) не всегда могут быть монолитными, и каждая из них, стремясь к власти, пытается заручиться поддержкой других групп.

Перераспределение влияния

Получив власть, победители начинают принимать межгрупповые решения и влиять на распределение власти между различными функциональными элементами, что приводит к перераспределению влияния внутри системы. В этом контексте необходимо подчеркнуть два важных момента:

Создание условий для рационального общественного развития;

Концепция «сверхиндустриальной цивилизации

Согласно Тоффлеру, каждая цивилизация имеет свои правила или принципы. Система индустриальной цивилизации состоит из шести взаимосвязанных принципов, которые программируют поведение миллионов людей: Стандартизация, специализация, синхронизация, концентрация, максимизация, централизация.

Характеристики цивилизации

По мнению Тоффлера, цивилизация должна обладать следующими характеристиками:

Как и Д. Белл, Тоффлер считает, что основным сырьем цивилизации Третьей волны будет информация, включая воображение. Будучи главным ресурсом новой эпохи, информация приведет к серьезным изменениям в системе образования и научных исследований. Также будет проведена реорганизация системы СМИ: Вместо культурного доминирования нескольких медиа, в цивилизации Третьей волны будут доминировать интерактивные, демассифицированные медиа, предлагающие максимальное разнообразие и даже персональные информационные запросы: множество чипов, установленных тем или иным образом в каждом доме, больнице, отеле, автомобиле, позволят нам жить в электронной среде.

Цивилизация Третьей волны

Люди Третьей волны, по мнению Тоффлера, будут развивать новые идеи о природе, прогрессе, эволюции, времени, пространстве, материи и причинности. Цивилизация Третьей волны будет основана на новой системе распределения власти, в которой нация как таковая станет менее значимой, зато возрастет значение других институтов — от транснациональных корпораций до местных органов власти. Построение новой цивилизации повлечет за собой создание соответствующих политических структур в государствах. Тоффлер считает, что все структуры, от Организации Объединенных Наций до городских органов власти, должны будут в корне измениться, не потому что они изначально плохие, не потому что их контролирует один класс или группа, а потому что они не отвечают потребностям радикально изменившегося мира. Выполнение такой задачи привлечет многие миллионы людей, и в случае сопротивления возможно кровопролитие. Риск велик, но если политическая система останется неизменной, мы рискуем еще больше.

Американский ученый предлагает строить политическую жизнь цивилизации Третьей волны на основе ключевых принципов греха:

1) Власть меньшинства;
2) Полупрямая демократия;
3) Право принятия решений.

2. Полупрямая демократия. Второй принцип политической системы Третьей волны подразумевает переход от зависимости населения от представителей к самопредставлению. Сочетание этих двух вариантов — полупрямая демократия.

Сейчас чиновники все больше полагаются на поддержку внутренних помощников и советы внешних экспертов. Бюрократия в исполнительной власти все больше усложняет принятие решений законодательной властью. Пытаясь уравновесить исполнительную бюрократию, представительные органы пополняют свои штаты, еще больше перегружая законодательный процесс.

Тоффлер видит решение этой проблемы в передаче некоторых функций, выполняемых сейчас небольшим числом псевдопредставителей, самим избирателям. Это, конечно, требует как новых институтов, так и новых технологий. Опасность прямой демократии, по мнению Тоффлера, заключается в чрезмерной эмоциональности людей и их восприимчивости к внушению. Предполагается, что избранные представители должны быть менее эмоциональными и более вдумчивыми, чем публика. Но поскольку члены законодательных и других законодательных органов формируют свои собственные комитеты по тем вопросам, которые они считают приоритетными, у граждан нет возможности заставить их сформировать комитеты для рассмотрения опущенного или очень спорного вопроса. Поэтому сами избиратели должны быть наделены правом напрямую заставлять законодателей с помощью петиций формировать такие комитеты, которые нужны обществу, а не законодателям. Поэтому Тоффлер видит универсальное решение в полупрямой демократии, то есть такой, в которой сочетаются положительные черты как представительной, так и прямой демократии.

3. Совместное принятие решений. Институциональная проблема принятия правительственных решений не менее важна. Очевидно, что некоторые проблемы невозможно решить на местном уровне, в то время как другие неразрешимы на национальном уровне. Некоторые из них требуют одновременных действий на многих уровнях. В то же время, проблемы меняются, а власть — нет, и слишком много власти сосредоточено в одних руках. Система принятия решений лучше всего развита на национальном уровне и очень слабо — на международном. Кроме того, слишком мало решений принимается на субнациональном уровне — в регионах, штатах, провинциях, населенных пунктах или негеографических социальных группах. По мнению Тоффлера, многие проблемы, с которыми сталкиваются национальные правительства, находятся за пределами их понимания. Поэтому человечеству нужны новые институты на международном уровне, которым можно было бы передать перераспределенные полномочия в соответствии с новыми проблемами. Речь не идет о политической децентрализации как единственной гарантии демократии. Речь идет о политических институтах, соответствующих новой структуре экономики, информационной системе и другим особенностям формирующейся цивилизации.

Тоффлер утверждает, что три принципа, изложенные выше, должны направлять строительство демократии двадцать первого века.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Школы стратегирования: институциональная, интеграционная, информационная, региональная.

Методологические подходы к планированию.

Стратегия развития региона. Цикл стратегического планирования развития региона. Основные элементы и отличительные признаки стратегического плана. Типовая структура стратегического плана.

Определение перспективной специализации региона (оценка профильности). Оценка параметров хозяйственного климата.

1. Теоретические положения планирования П. Друкера

Несмотря на то, что П. Друкер является исследователем и теоретиком управления в бизнес-организациях, необходимо рассмотреть его точку зрения на управление в целом, распространив ее и на управление в регионе.

Исходным для П. Друкера является тезис о неразрывности научного управления и планирования. Менеджер не должен лишь адаптироваться к внешней среде или пассивно на нее реагировать, необходимо преобразовывать эту среду в соответствии со своими интересами. Иными словами, следует ориентироваться не на возможное состояние, а на желаемое.

Сферы деятельности предприятия и региональных властей, муниципалитета различны, однако, пользуясь методом аналогии, можно принять на вооружение ряд рекомендаций:

1) упрочить положение (в нашем случае не рыночное, а положение среди других регионов): получение экономического результата является следствием лидерства и уникального вклада в ту или иную значимую область хозяйства региона;

2) результаты должны достигаться за счет использования благоприятных возможностей, а не за счет решения проблем, в этом и заключается стратегический подход к планированию; здесь необходимо еще отметить, что достижение результатов обеспечивается соответствующими ресурсами, которые существуют за пределами системы управления, т.е. во внешней среде;

3) ориентироваться как на сами инновации, так и на технологии обеспечения их реализации;

4) создавать добавленную стоимость, понимаемую в метафорическом значении, а именно, тот материальный, социальный и культурных капитал, который удастся приумножить усилиями текущей команды специалистов;

5) предусматривать вложения капитального характера, обеспечивающие выгоду на перспективу; необходимо ориентироваться на эффективное распределение ресурсов, когда основной результат дают малая часть вложений (закон нормального распределения Гаусса), отсюда необходимость концентрации на нескольких основных благоприятных возможностях для развития региона или муниципального образования;

6) грамотно распоряжаться плодами успешной деятельности (в нашем случае это не только доходы бюджета, но и, например, удовлетворенность населения жизнью); это не самоцель, а способ создания благоприятных условий на будущее;

7) уделять внимание качеству самих управляющих, т.е. их профессиональной компетентности, а не только качеству их работы.

Чтобы оценить вклад каждого в достижение целей управления, необходимо формулировать цели деятельности снизу вверх (при условии их дальнейшего утверждения высшим руководством). Именно в этом случае каждый менеджер будет отвечать за свою долю результатов всей деятельности.

Итак, труды П. Друкера освещают множество вопросов менеджмента, актуальных и для регионального или для муниципального стратегического управления. Помимо отмеченных ранее, это рассуждения об эффективной структуре организации, применимые для администрации города, системы управления регионом, а также о мотивации сотрудников (в частности, о неоднозначности понятия удовлетворенности).

[1] Друкер П. Практика менеджмента / П. Друкер. – М.: Вильямс, 2003. – 388 с.


Д. Белл систематически рассматривает изменения, происходящие в трех основных, относительно автономных сферах общества: социальной структуре, политической системе и сфере культуры (при этом к социальной структуре Белл несколько нетрадиционно относит экономику, технологию и систему занятости).

Концепция постиндустриального общества, по Беллу, включает пять основных компонент:

Характеристика постиндустриального общества в сопоставлении с предшествующими типами обществ представлена в табл. 1.

Таблица 1. Типы обществ

Основной производственный ресурс

Базовый тип производственной деятельности

Характер базовых технологий

Игра с природой

Игра с преобразованной природой

Игра между людьми

Теория постиндустриального общества

При этом ориентирами развития индустриального общества должны быть:

  • в сфере человеческой деятельности — рост материального производства;
  • в сфере организации производства — частное предпринимательство;
  • в сфере политических отношений — правовое государство и гражданское общество:
  • в сфере государства — обеспечение государством правил общественной жизни (с помощью закона и порядка) без вмешательства в ее сферы;
  • в сфере социальных структур — приоритет технико-экономических структур общества (профессиональных, стратификационных) над классово-антагонистическими;
  • в сфере организации обращения — рыночное хозяйство;
  • в сфере отношений народов и культур — взаимообмен как движение к взаимопониманию на основе компромиссов.

Идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале XX в. А. Пенти и введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом, однако широкое признание она получила только в начале 70-х гг. прошлого века благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла.

Сегодня известны теории постиндустриального капитализма, постиндустриального социализма, экологического и конвенционального постиндустриализма. Позже постиндустриальное общество назвали также постмодерным.

Читайте также: