Теория перцептивного цикла найссера кратко

Обновлено: 28.06.2024

У. Найссер определяет познавательную активность как активность, направленную на приобретение, организацию и использование информации. Усвоенная ранее информация определяет, что будет воспринято в последствии. Это происходит посредством предвосхищающих схем, которые участвуют в восприятии, подготавливая индивида к принятию информации строго определенного вида.

По У. Найссеру, восприятие заключается не в конструировании умственного образа воспринимаемого объекта, а в том, что воспринимающий постоянно конструирует предвосхищения некоторой информации, делающие возможным ее принятие, когда она оказывается доступной.

Схема характеризуется следующими особенностями:

1) схема – часть полного перцептивного цикла, который является внутренним по отношению к воспринимающему;

2) схема модифицируется опытом и специфична по отношению к воспринимаемому;

3) схема воспринимает информацию извне и изменяется под ее влиянием;

4) схема направляет исследовательскую активность субъекта, в результате чего поступает новая информация, которая изменяет дальнейшее изменение схемы;

5) каждая схема вложена в более широкую схему.

Свою концепцию У. Найссер обосновал с помощью опыта, для проведения которого он разработал методику избирательного смотрения. На экран одновременно проецируется два ряда изображений. Испытуемый должен следить за одной из игр и нажимать на ключ при каждом событии – ударе по мячу. Испытуемый легко следит за одним рядом событий. При слежении за обеими играми, результаты резко ухудшаются. Так как два ряда изображений по модальности и локализации не отличаются, а отличаются по внутренней структуре, то различие в их восприятии объясняется наличием в первом случае и отсутствием во втором предвосхищения наблюдаемых событий. Предвосхищения возможны в том случае, когда прослеживается ход игры, что возможно при наблюдении только одной игры и исключено при необходимости переключаться с одной игры на другую. Эти предвосхищения включают соответствующую стимуляцию в перцептивный цикл.

К недостаткам теории У. Найссера можно отнести:

1) образ заменен схемой, что предполагает очень условную связь между схемой и объектом;

2) действие не является формой освоения действительности, оно лишь делает доступной ту или иную информацию;.

3) сами перцептивные схемы берут свое начало в некоторых врожденных координациях.

4) У. Найссер признает наличие установленных культурой схем, но они сосуществуют с индивидуальными, надстраиваются над ними и не входят в актуальное восприятие.

Общая направленность теории У.Найссера — согласовать имеющиеся теории восприятия, разработав для описания перцептивного процесса достаточно общие и универсальные когнитивные структуры.

В силу своей обобщенности и поэтому значительной объясняющей силы, теория У.Найссера занимает место общей методологии в психологии восприятия, или, как еще принято говорить, метатеории.

Центральное понятие в этой теории когнитивная схема— это психическая структура, предвосхищающая принятие перцептивной системой поступающей информации. Следовательно, когнитивные схемы управляют познавательной активностью человека. В качестве набора предвосхищений схемы выступают как своего рода планы для перцептивных действий, эти планы имеются до появления образа и постоянно модифицируются в процессе его создания. Предвосхищающая функция схем обеспечивает нашему чувственному познанию преемственность прошлого опыта.

Когнитивные схемы опосредствуют восприятие на разных уровнях формирования перцептивного образа — от установочных движений органов чувств до межмодального взаимодействия анализаторных систем. Они представляют собой иерархическое образование. Фактически представление о разноуровневых схемах снимает в теории У.Найссера вопрос о традиционном различении уровней восприятия — сенсорная основа образа, его предметное значение и наполненность личностным смыслом. По У.Найссеру, уровни репрезентации чувственного опыта отражают включение в процесс восприятия различных когнитивных схем.

Когнитивные предвосхищающие схемы не имеют модальноспецифического характера, т.е. это не зрительные, слуховые или тактильные способы отображения информации, скорее это обобщенные способы поиска, получения, переработки и обобщения любой чувственной информации. Функционально схемы — это широкие распределенные системы, создающиеся для осуществления разного рода познавательной активности. Для более широкого описания этого понятия У.Найссер использовал термин из

Возможность создания схем различной степени обобщенности и их постоянная модификация в ходе получения нового опыта обеспечивает нашему восприятию неограниченное развитие.

У.Найссер подчеркивал относительную независимость схемы и цикла: одинаковые схемы могут входить в различные циклы, и различные циклы могут быть реализованы разными схемами. В качестве наглядного примера циклического перцептивного процесса У.Найссер приводил гаптическое восприятие: активное осязание, ощупывание незнакомого предмета связано с осуществлением целого ряда моторных и перцептивных действий, в нем наглядно проявляется слитность сенсорной стимуляции, ее интерпретации и начала новой фазы обследования.

По своей структуре восприятие — это действие, точнее, одна из форм действия — действия внутреннего, ментального, почти скрытого от непосредственного наблюдения или самонаблюдения. Его структура аналогична предметному действию, включающему общую ориентировку в ситуации, поиск способов выполнения, исполнение и коррекцию плана действия после его окончания. Резюмируя описание функций когнитивной схемы, сформулируем ее общее определение — это внутренняя часть перцептивного цикла, специфичная воспринимаемому объекту, событию, ситуации, которая модифицируется опытом. Физиологически — это распределенная система, состоящая из функциональных единиц: рецептор, анализаторная система, эффекторы. Предвосхищающая функция перцептивных схем обеспечивает восприятию его избирательность, поскольку ничто не может быть воспринято без предвосхищения. Каждая схема обеспечивает исполнение плана перцептивного действия, поэтому это не только структура (состав) действия, но и, как отмечал У.Найссер, структура для развертывания самого действия.




Вопрос о развитии восприятия в теории У.Найссера решается достаточно ясно и логично. Человек уже рождается с ограниченным набором достаточно общих и готовых к модификации перцептивных схем, например: установочные движения органов чувств, выделение контуров из фона, грубая оценка удаленности объектов в поле зрения и др.

Оценивая данную теорию как описывающую различные уровни переработки сенсорной информации, отметим, что восприятие понимается в ней не как линейная последовательность определенных этапов, а как циклический процесс одновременного анализа и синтеза информации, который описывается как параллельная работа нескольких вложенных друг в друга схем. Мы воспринимаем объекты и события, а не сенсорные сигналы. Это означает, что при поступлении информации к органам чувств параллельно включаются схемы самого разного уровня, поэтому наш перцептивный образ оказывается детальным, означенным и эмоционально окрашенным.


Общая направленность теории У.Найссера — согласовать имеющиеся теории восприятия, разработав для описания перцептивного процесса достаточно общие и универсальные когнитивные структуры.

В силу своей обобщенности и поэтому значительной объясняющей силы, теория У.Найссера занимает место общей методологии в психологии восприятия, или, как еще принято говорить, метатеории.

Центральное понятие в этой теории когнитивная схема— это психическая структура, предвосхищающая принятие перцептивной системой поступающей информации. Следовательно, когнитивные схемы управляют познавательной активностью человека. В качестве набора предвосхищений схемы выступают как своего рода планы для перцептивных действий, эти планы имеются до появления образа и постоянно модифицируются в процессе его создания. Предвосхищающая функция схем обеспечивает нашему чувственному познанию преемственность прошлого опыта.

Когнитивные схемы опосредствуют восприятие на разных уровнях формирования перцептивного образа — от установочных движений органов чувств до межмодального взаимодействия анализаторных систем. Они представляют собой иерархическое образование. Фактически представление о разноуровневых схемах снимает в теории У.Найссера вопрос о традиционном различении уровней восприятия — сенсорная основа образа, его предметное значение и наполненность личностным смыслом. По У.Найссеру, уровни репрезентации чувственного опыта отражают включение в процесс восприятия различных когнитивных схем.

Когнитивные предвосхищающие схемы не имеют модальноспецифического характера, т.е. это не зрительные, слуховые или тактильные способы отображения информации, скорее это обобщенные способы поиска, получения, переработки и обобщения любой чувственной информации. Функционально схемы — это широкие распределенные системы, создающиеся для осуществления разного рода познавательной активности. Для более широкого описания этого понятия У.Найссер использовал термин из

Возможность создания схем различной степени обобщенности и их постоянная модификация в ходе получения нового опыта обеспечивает нашему восприятию неограниченное развитие.

У.Найссер подчеркивал относительную независимость схемы и цикла: одинаковые схемы могут входить в различные циклы, и различные циклы могут быть реализованы разными схемами. В качестве наглядного примера циклического перцептивного процесса У.Найссер приводил гаптическое восприятие: активное осязание, ощупывание незнакомого предмета связано с осуществлением целого ряда моторных и перцептивных действий, в нем наглядно проявляется слитность сенсорной стимуляции, ее интерпретации и начала новой фазы обследования.

По своей структуре восприятие — это действие, точнее, одна из форм действия — действия внутреннего, ментального, почти скрытого от непосредственного наблюдения или самонаблюдения. Его структура аналогична предметному действию, включающему общую ориентировку в ситуации, поиск способов выполнения, исполнение и коррекцию плана действия после его окончания. Резюмируя описание функций когнитивной схемы, сформулируем ее общее определение — это внутренняя часть перцептивного цикла, специфичная воспринимаемому объекту, событию, ситуации, которая модифицируется опытом. Физиологически — это распределенная система, состоящая из функциональных единиц: рецептор, анализаторная система, эффекторы. Предвосхищающая функция перцептивных схем обеспечивает восприятию его избирательность, поскольку ничто не может быть воспринято без предвосхищения. Каждая схема обеспечивает исполнение плана перцептивного действия, поэтому это не только структура (состав) действия, но и, как отмечал У.Найссер, структура для развертывания самого действия.

Вопрос о развитии восприятия в теории У.Найссера решается достаточно ясно и логично. Человек уже рождается с ограниченным набором достаточно общих и готовых к модификации перцептивных схем, например: установочные движения органов чувств, выделение контуров из фона, грубая оценка удаленности объектов в поле зрения и др.

Оценивая данную теорию как описывающую различные уровни переработки сенсорной информации, отметим, что восприятие понимается в ней не как линейная последовательность определенных этапов, а как циклический процесс одновременного анализа и синтеза информации, который описывается как параллельная работа нескольких вложенных друг в друга схем. Мы воспринимаем объекты и события, а не сенсорные сигналы. Это означает, что при поступлении информации к органам чувств параллельно включаются схемы самого разного уровня, поэтому наш перцептивный образ оказывается детальным, означенным и эмоционально окрашенным.

В теории Найссера можно выделить три общих положения:

1. Восприятие должно быть включено в более общий контекст поведения человека, в контекст естественной целенаправленной деятельности человека, так как восприятие функционально, она работает для обеспечения деятельности. Прототип этого положения – подход Брунера.

2. Восприятие должно изучаться в контексте той среды обирания, где живет и действует субъект, здесь Найссер прямо указывает на Гибсона.

3. Восприятие нужно рассматривать в контексте непрерывно развивающегося познания человеком окружающего мира. Восприятие должно быть включено в процесс познания в целом.

В качестве составной части своей теории Найссер берет теорию Гибсона, он говорит, что первые четыре блока (см. схему) его теории вполне разработаны, но процесс извлечения информации не проясняется. Что происходит при этом в голове испытуемого? Найссера интересует вопрос избирательности восприятия, как человек находит информацию для решения поведенческих задач? Здесь Найссер и вводит понятие схема. Центральное понятие теории Найссера – понятие установки.

Процесс восприятия начинается с приведения в состояние готовности тех или иных схем, которые связаны с поведенческими задачами и ситуацией, в которой находится объект. И приведенные в состояние готовности схемы заранее определяют, какая информация будет, прежде всего, воспринята. Таким образом функция схем – предвосхищение и отбор необходимой для субъекта информации, если необходимого объекта нет, то приводятся в состояние готовности схемы, которые направляют исследовательскую деятельность на поиск нужной информации. Таким образом, следующая функция схем – направление и организация исследовательской деятельности субъекта. Наконец когнитивные схемы принимают участие в интерпретации информации, то есть выполняют интерпретирующую функцию.

Восприятие - конструктивный процесс, в каждый момент воспринимающим конструируются предвосхищения некоторой информации, делающие возможным для него принятие ее, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать эту информацию доступной, нам часто приходится активно исследовать поток информации, например, двигая глазами, головой или всем телом. Эта исследовательская активность направляется все теми же предвосхищающими схемами, представляющими собой своего рода планы для перцептивных действий. Результат обследования окружения - выделенная информация - модифицирует исходную схему. Будучи таким образом модифицированной, она направляет дальнейшее обследование и оказывается готовой для дополнительной информации.

Описанный процесс автор называет перцептивным циклом и представляет его в следующей модели.

Описание: 1

Рис. 4.1. Перцептивный цикл Найссера

В центре теории Найссера стоит феномен установки или феномен избирательности восприятия. Основной внутренний детерминант процесса восприятия – это когнитивная схема. Найссер описывает процесс восприятия с помощью когнитивной схемы и трех функций когнитивных схем. Процесс восприятия –кольцевой процесс, поэтому эта теория называется теорией перцептивного цикла.

· Восприятие – конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятия этой информации, когда она оказывается доступной. Восприятие является процессом непрерывного обследования окружения и сбора информации, циклическим процессом одновременного анализа и синтеза информации.

· Когнитивная схема – психическая структура, активизирующая сбор информации об объекте, предвосхищающая ее, выступающая планом перцептивных действий, постоянно модифицирующимся в процессе восприятия.

· Перцептивный цикл – развернутый во времени процесс внутреннего ментального действия воприятия.

Когнитивные схемы:

Если рассматривать схему как систему приема информации, то ее можно назвать форматом (как рамки в ЭВМ). Также Перцептивные схемы – это планы сбора информации об объектах и событиях, получения новой информации для заполнения формата (направление исследовательских движений головы и глаз). Любая информация воспринимается только тогда, когда имеется формат, готовый к ее приему.

Восприятие определяется схемами так же, как наблюдаемые свойства организма определяются соответствующими генами.

Они не имеют модального характера, это скорее обобщенные способы поиска, получения, переработки и обобщения любой чувственной информации. Схемы являются продуктом индивидуального жизненного пути. Схемы изменяясь при сборе информации, также удерживают информацию о событиях, имевших место в прошлом.

Функции когнитивных схем:

· Предвосхищение (если идем по лесу, то скорее увидим грибы, а не урну).

· Избирательность (исполняя задачу, активизируются определенные схемы, то есть то, что в данный момент необходимо).

· Активность (не зависят от внешней ситуации, активизируются самим субъектом). Направляет движения и исследовательскую активность.

Свойства когнитивных схем:

· Непрерывность во времени

· Параллельная работа нескольких вложенных друг в друга схем.

Схема перцептивного цикла

КОГНИТИВНАЯ СХЕМА à направляет à ИССЛЕДОВАНИЕ à выбирает à ОБЪЕКТ à модифицирует à КОГНИТИВНУЮ СМЕХУ à …

Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения.

План:

  1. Природа познавательных процессов. Проблема врожденного и приобретенного.
  2. Экспериментальные исследования
    • Новорожденные младенцы
    • Слепорожденные взрослые, приобретшие зрение в результате операции
    • Исследования перцептивного развития у животных в условиях сенсорной изоляции и деривации. Новорожденные животные
    • Влияние культуры на развитие восприятия
  3. Теория перцептивного научения
    • Процессы обогащения и дифференциации
    • Роль активности субъекта
    • Этапы формирования перцептивных действий

ПРОБЛЕМА ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО

Природа познавательных процессов:

Нативизим – Декарт, Кант, У. Найсер, Ж.Пиаже, Н.Хомский (дано при рождении)

Эмпиризм - Локк, Беркли, Гельмгольц, Вундт, Титченер (утверждали, что мы учимся воспринимать, это научение проходит всю жизнь, существование сензитивных периодов).

Современные представления о развитии перцептивных способностей. Некоторые формы перцептивных способностей являются врожденным, а некоторые приобретаются вскоре после рождения. Опыт модифицирует и стабилизирует генетически унаследованные сенсорные механизмы.

Группа экспериментальных данных по исследованию различия перцептивных способностей:

  • Новорожденные младенцы
  • Слепорожденные взрослые, приобретшие зрение в результате операции
  • Исследования перцептивного развития у животных в условиях сенсорной изоляции и деривации. Новорожденные животные
  • Влияние культуры на развитие восприятия.

Новорожденные младенцы

Движение глаз как показатель восприятия формы (Фанц)

Младенец лежал на удобной кроватке в специальной камере. К потолку камеры были прикреплены специальные объекты: справа и слева. Предъявляли в течение короткого периода. Через небольшое отверстие в потолке можно было увидеть отражение объектов в глазах детеныша, какой объект отражается на этот объект и смотрит малыш.

Результаты: некоторые объекты чаще отражались в глазах детеныша, чем другие.

Вывод: врожденная способность различать предметы.

Эксперимент с лицами (Р. Фанц):

Гипотеза: фигура, похожая на человеческое лицо будет привлекать внимание ребенка, если он вообще способен к избирательному восприятию.

Были проведены опыты с тремя плоскими объектами: все сходны по величине и форме с головой человека:

1) на одном из них было изображено черной краской правильные черты лица человека,

2) на втором эти черты были разбросаны в беспорядке,

3) на третьем сплошь закрасили черной краской верхний участок, равный по площади всем чертам лица.

Три объекта предъявляли во всех возможных парных сочетаниях. Возраст: от 4 дней до 6 месяцев.

Результаты: дети всех возрастов чаще смотрели на настоящее лицо, несколько реже на фигуру с беспорядочно разбросанными чертами лица и почти не обращали на третью фигуру.

Вывод: Восприятие формы присуще детям.

Эксперимент с шарами и плоскими фигурами:

Маленьким детям предлагали выбор между шаром и плоским диском.

Результаты: при наличии заметного различия в виде шара и плоской фигуры дети с большим интересом смотрели на шар.

Вывод: это свидетельствует о восприятии глубины.

Значение формы и яркости:

Гипотеза: форма и структура имеют большую привлекательность, нежели цвет и яркость.

Грудным детям предъявляли 6 тестовых объектов – плоских дисков диаметром 15 см. 3 из 6 дисков были с изображением лиц, концентрических кругов и печатного текста. Другие 3 диска были однородными – красный, белый и желтый. Все диски предъявляли на однородном голубом фоне. Отмечали длительность фиксации ребенка на объектах при беспорядочном предъявлении.

Результаты:самые интересные – изображения лица, далее печатный текст и концентрические круги, однородные диски оказались позади и ни в одном случае не заняли первое место.

Увеличение объекта(Т.Бауэр):

Вопрос: младенцы реагируют на приближающийся объект или просто на его увеличение?

Один объект был маленьким (куб, сторона 20 см) на расстоянии 8 см. Второй объект большой (куб, сторона 50 см) на расстоянии 20 см. Их проекции на сетчатку были идентичны.

Первый объект приближался к отметке 8 см, а второй к отметке 20 см, и если бы младенцы отвечали бы на увеличение ретинального изображения, то должны были бы реагировать на два объекта равнозначно.

Результаты: наблюдался выраженный ответ на маленький объект, более близкий при полном отсутствии реакции на большой, удаленный объект.

Вывод: младенцы в возрасте одной недели воспринимают удаленность и изменения удаленности.

Эксперимент с кубами (на констанстность):

Исследования константности восприятия размера у младенцев 3-х недельного возраста. Использовалась методика оперантного обуславливания. Стимулом являлся куб размером 30*30*30 см, расположенный на расстоянии на 1 м. Смотрящий на куб ребенок получил положительное подкрепление (Ку-Ку). Затем куб предъявлялся на разных расстояниях с кубами других размеров. Проксимальный размер кубов был одинаковым. В каждой серии подсчитывалась частота поворота головы ребенка.

Результат: Ребенок реагировал на физический, а не проксимальный размер.

Вывод: младенцы реагируют на константность видимого размера.

Данные Гибсон.Исследования восприятие глубины в ситуациях зрительного обрыва (ползающие младенцы воспринимают глубину – через градиент плотности текстуры поверхности).

Выводы по детям:

Врожденным или приобретенным в очень короткий промежуток времени является:

Общее понятие о когнитивной психологии как отдельном направлении психологии

Представители теории когнитивного развития личности человека считали, что человек является сложнейшей системой, которая подчиняется в процессе своего развития определённым правилам и нормам.

В своих исследованиях они подчеркивали, что в процессе формирования новейших концепций, качающихся устройства мозга человека, структуре и основных функциях человеческой психики необходимо объединять усилия и результаты научных исследований специалистов из разных сфер знания и использовать в процессе изучения новейшие методики. Основным источником этих методик они считали методики, занимающиеся изучением вычислительных машин и компьютеров.

По мнению автора, процесс познания присутствует в любых проявлениях человеческой деятельности.

Теория Ульриха Найссера о когнитивной психологии

Найссер Ульрих - это американский психолог, являющийся одним из основателей учения о когнитивной психологии, также он являлся директором Центра когнитивной психологии.

Согласно исследования Найссера познание человеком окружающего мира и социальных явлений является процессом, при осуществлении которого входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются человеком в осуществлении различных видов деятельности и жизни в целом.

По его мнению, процесс познания находит свои проявления в любом акте деятельности человека. Таким образом можно сказать, что когнитивная психология в качестве предмета своего изучения имеет все основные познавательные процессы психики человека, такие как восприятие, память, мышление, ощущения и прочими видами психической активности человека.

Готовые работы на аналогичную тему

По его мнению познание является обобщенным название для всех познавательных процессов, в процессе деятельности которых сенсорная информация способна трансформироваться, редуцироваться, усиливаться, сохраняться, извлекаться и использоваться в процессе жизнедеятельности человека. Познание имеет отношение к данным процессам даже в том случае, когда они осуществляют свое действие в отсутствии релевантной стимуляции, как например при действии процесса воображения или галлюцинациях. Такие термины, как ощущение, восприятие, воображение, запоминание, припоминание, решение задач и мышление, по мнению автора относятся к гипотетическим стадиям или аспектам процесса познания человеком окружающего мира.

Теория восприятия Найссера

По мнению ученого восприятие и другие познавательные процессы являются не просто элементарными операциями, которые совершаются в голове человека. Это акты взаимодействия с миром, которое не просто несет функцию информирования человека о происходящем, но и трансформирует его личность.

В процессе исследований влияния процесса восприятия на процесс познания ученым было сформулировано понятие предвосхищающих схем.

Предвосхищающие схемы – это когнитивные структуры, подготавливающие сознание человека к принятию информации строго определенного вида и тем самым управляющие его текущей активностью.

Естественным путем развития психологических когнитивных структур является путь развития от общего к частному.

Восприятие, по мнению автора является конструктивным процессом предвосхищения какой-либо информации, которое делает возможным для человека процесс принятия данной информации и в результате она становится доступной для понимания и перевода ее в знания.

Для того, чтобы информация стала доступной человеку необходимо четко и активно исследовать возникающий перед ним оптический поток. Данная активность сознания направляется схемами и результатом исследования окружающего мира становится выделенная информация, которая в свою очередь модифицирует исходную схему. Этот процесс Найссер назвал перцептивным циклом.

С помощью понятия перцептивного цикла можно объяснить каким образом человек способен воспринимать знание вместе с формой и содержанием получаемой информации и воспринимаемых явлений и объектов.

В процессе восприятия настроения человек, находится в другом перцептивном цикле, чем при восприятии движения губ.

Схема, таким образом, является той частью цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к воспринимаемому.

Рассматривая понятие схемы с биологической точки зрения следует отметить, что она является частью нервной системы человека.

Читайте также: