Теория ортобиоза мечникова кратко и понятно

Обновлено: 08.07.2024

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

ОРТОБИОЗ .

(ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ НАУКА И НРАВСТВЕННОСТЬ).

Ортобиоз—нравственный идеал, начертанный в двух книгах И. И. Мечникова Этюды о природе человека (Москва 1904) и Этюды оптимизма (Москва 1907). Книги захватывающего интереса. Наше внимание они останавливают на себе как оригинальный опыт естественно-научного обоснования стройного жизневоззрения и, в частности, этики.

В этих книгах читатель встречает рассуждения о дисгармониях в человеческой природе и жизни, о болезнях, старости и смерти, об оптимизме и пессимизме, о естественно-научной нравственности. Путем обсуждения этих тем автор построяет свое оптимистическое мировоззрение, причем центральным для него является вопрос о естественной, или физиологической (в отличие от патологической) старости и смерти, о научной борьбе с болезнями и преждевременною старостью, о продлении человеческой жизни до того предела, когда появляется или должен появляться инстинкт смерти.

Основной ход мыслей, объединяющий все эти предметы, таков. Человек, произшедший от какой-нибудь человекообразной обезьяны, унаследовал организацию, приспособленную к условиям жизни совершенно иным, чем те, в которых ему приходится жить. Одаренный несравненно более развитым мозгом, чем его животные предки, человек открыл новый путь в эволюции высших существ. Такое быстрое изменение природы привело к целому ряду органических дисгармоний, которые тем сильнее давали себя чувствовать, что люди стали умнее и чувствительнее

замуж ранее развития своей половой потребности и умирающими во время родов, не испытав, что такое настоящий любовный инстинкт. Успехи культуры вообще и медицины в очень значительной степени уменьшили число таких женщин; надо надеяться, что наука достигнет таких же успехов по отношению к инстинкту естественной смерти.

Итак, в чем же цель и смысл человеческой жизни согласно строго научному воззрению?

От мнимой цели жизни г. Мечников переходит к смыслу жизни, задачам поведения. Он пишет: «Прежде чем дойти до нормального конца жизни, надо пережить целую нормальную жизнь,—жизнь, которая также должна быть удовлетворенной. Познание настоящей цели существования значительно облегчает эту задачу, указывая нам

В других местах (Этюды о природе человека стр. 4 сл. и Этюды оптимизма стр. 233 след.) Мечников высказывается против религиозно-мистического построения этики и усвояет мнение тех философов, которые обосновывали нравственность человека на его природе и указывали его призвание в высшем, наивозможно полном и наивозможно гармоничном развитии его жизни, всех способностей его природы. Он вносит однако поправку и в учение этих философов. Не принимая религиозных учений, считавших человеческую природу в корне извращенной, он вместе с тем не вполне одобряет и тех, которые в основу своих этических воззрений кладут человеческую природу в ее данном состоянии. «Наука открыла нам, что человек, происходя от животного, имеет в своей природе как хорошие, так и дурные свойства и что именно последние делают существование наше столь несчастным. Но природа людская изменяема и может быть переделана на пользу человечества. Нравственность, следовательно, должна основываться не на извращенной человеческой природе, какова она теперь, но на идеальной, т. е. такой, какой должна она стать в будущем. Следует попытаться, прежде всего,

1) Ср Mф. XXIV, 12.

влиянием симпатии или из чувства долга. Но человек более высокой культуры не примет услуг, сделанных не от доброго сердца, а по одному чувству долга. Часто даже приходится скрывать свои внутренние побуждения для того, чтобы не покоробить щепетильности того, для которого совершается нравственный поступок. По Канту нужно действовать так, чтобы принцип личной воли всегда мог служить одновременно основанием всемирного законодательства. Ложные обещания, кражи, самоубийство, по этому принципу, безнравственны, потому что не могут быть общепринятыми. Но Кант имеет в виду только одну сторону задачи. Нравственное поведение очень часто должно быть ограничено и не может распространяться на все человечество. Так, например, если бы кто-нибудь, жаждущий принести себя в жертву для блага ближних, захотел оценить свой поступок на основании формулы Канта, он должен был бы вывести то же заключение, как и относительно самоубийства: если бы все жертвовали жизнью для других, то в конце концов никто не остался бы в живых. Следовательно, принесение жизни в жертву другим—безнравственный поступок и т. п. Ясно, что Кант в поисках за рациональной основой нравственности нашел только ее внешнюю форму, в которой отсутствует внутреннее содержание нравственности. Для нравственного человека недостаточно руководствоваться одним сознанием долга,—ему необходимо еще и знать, к какому результату приведут его поступки. Если безнравственно делать ложные обещания, то это потому, что никто не будет более доверять им, а между тем доверие необходимо для блага людей. По формуле Канта, воровство порицаемо, потому что, ставши общераспространенным, оно сделает собственность невозможною. Последняя же, вообще говоря, составляет благо для людей. Самоубийство противоречит принципам Канта, потому что оно привело бы к пресечению рода человеческого Жизнь же есть благо, которого не следует растрачивать. Несмотря на все старания Канта основать свою теорию рациональной нравственности помимо понятия об общем благе, ему не удалось устранить последнего. Мечников вычитывает у Канта мысль, что рациональная этика не должна сообразоваться с человеческой природой в ее настоящем виде,—

человек неспособен разрешить задачи о цели существования. Учение это сделалось руководящим и привело к жизненной организации, которая все прогрессировала по этому эпикурейскому пути. Но как только смысл и цель жизни становятся определеннее, истинное благо не может более заключаться в роскоши, противной усовершенствованию нормального цикла человеческой жизни. Вместо того, чтобы злоупотреблять всеми наслаждениями, молодые люди, убежденные, что это повело бы к печальным, патологическим последствиям старости и смерти, будут, наоборот, скромностью и умеренностью подготовлять себе физиологическую старость и естественную смерть. Даже не принимая гипотезы инстинкта естественной смерти, завершающего нормальную жизнь, нельзя отрицать того, что молодость—только подготовительная ступень и что лишь в известном возрасте душа достигает своего полного развития. Признание это должно составлять основной принцип науки жизни и руководить педагогией и практической философией. Итак, личная нравственность заключается в таком поведении, при котором может совершиться нормальный цикл жизни, приводящий к возможно полному чувству удовлетворения, которое достижимо только в преклонном возрасте. Вот почему мы в праве назвать безнравственным человека, который в молодости растрачивает здоровье и силы и этим лишает себя возможности ощутить величайшее удовлетворение жизнью. Этим принципом определяются отношения мужа к жене и матери к детям: каждый для себя и для своих близких желает нормальной жизни. Этим, по мнению Мечникова, сказано все. Затем,—в виду этого, в интересах каждого и его семьи, необходимо сдерживать свои противообщественные инстинкты. Необходимо, например, особенно гуманное отношение к прислуге. Здоровье господ очень часто связано с поведением прислуги. Она должна жить в хороших условиях для того, чтобы иметь возможность добросовестно следовать предписаниям гигиены. Возьмем другой пример, а именно—гнев. Он бесспорно вреден для здоровья и поэтому должен быть обуздываем в интересах лица, имеющего склонность приходить в гневное состояние. Сильный гнев часто вызывает разрыв сосудов, сахарную болезнь, а иногда даже развитие ката-

ных людей, делающих добро по чувству долга, и не спенсеровский идеал людей, ощущающих инстинктивную потребность помогать ближним. Будущее человечество скорее осуществит идеал самопомощи, когда люди не станут более допускать, чтобы им благодетельствовали.

Рациональная нравственность не может быть основана на человеческой природе в ее настоящем виде. Человечество не должно более считать идеалом гармоническое функционирование всех органов—этот идеал древности, переданный нашим временам. Незачем вызывать к деятельности такие органы, которые находятся на пути к атрофии, и многие естественные признаки, быть может, полезные животному, должны исчезнуть у человека. Человеческая природа, способная к изменениям точно так же, как и природа организмов вообще, должна быть видоизменена сообразно определенному идеалу. Садовник или скотовод не останавливаются пред данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют ее сообразно надобности. Точно также и ученый философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен стремиться изменять ее ко благу людей. Конечно, методы, пригодные для растений и животных, должны быть вполне изменены в приложении к человеку. Здесь не может быть и речи о подборе и скрещиваниях, применимых к растениям и животным. При всем том можно вполне сознательно и деятельно идти навстречу предначертанному для себя идеалу, в отличие от той пассивности, которую рекомендует религия. Можно вмешиваться в природное течение жизни. Так, когда инстинкт смерти наступает не в очень преклонном возрасте, то ничто не мешает сократить жизнь, если смерть медлит наступить после появления этого инстинкта. Такой поступок был бы сообразен с идеалом, хотя шел бы наперекор сложившейся человеческой природе. Другой пример такого противоречия представляет нам размножение. Хотя по законам природы человек в состоянии очень сильно размножаться, однако идеал его благоденствия требует ограничения плодовитости. Ортобиоз, основанный на знании человеческой природы, предписывает ограничение этого вполне естественного отправления.

Мера эта, неизбежная уже и теперь в некоторых случаях, должна будет распространиться по мере новых успехов борьбы против болезней, а также по мере удлинения жизни и сокращения войн. Она будет одним из главных средств уменьшения грубых приемов борьбы за существование и развития нравственного поведения людей

то, что в больном теле, особенно в дурно рожденном и дурно воспитанном, не может быть здорового духа, что от недобровольной телесной нищеты не менее бедствует душа, как и тело 1). И снова, если бы вы встретили человека, который естественно не любит себя, не имеет природной склонности к земным благам, не имеет чувства прекрасного и возвышенного, не знает блаженства познания и совершенствования, чужд привязанности к своим, к своей семье, к своей нации, то не думайте такого изверга, такого урода поднять до высших ступеней нравственности, до восторгов любви и самопожертвования 2). Если кто не имеет естественной любви к себе, от рождения не имеет здоровья и от природы не знает здорового эгоизма,—это подобно тому, как если бы человек был свободен от притяжения к земле, обладал воздушною легкостью: как в последнем случае человеку недоставало бы точки опоры и он не мог бы ни поднять что-нибудь, ни подняться, так и естественно не имеющий чувства земных благ не способен к высшему нравственному подъему 3). Против этого, кто будет спорить? Но ведь и говорить об этом серьезно можно только в двух случаях: или в полемике с отвлеченным спиритуализмом, или в педагогических целях. И несомненно, для юношества книги г. Мечникова весьма полезны. Как необходим физический уход за молодостью, так и необходимо юношеству выяснять неразрывную связь между грехами юности и болезнями старости, между индивидуальным поведением и социальными неурядицами, выяснять личную заинтересованность каждого в культурно общественном прогрессе и неизмеримую роль в последнем

1) Ср Основы христианства т. III, стр. 72.

2) Ср. Основы христианства т. III, стр. 82 и т. IV, стр. 128.

Все это так. Но подменять всю нравственность телесной гигиеной, сводить всю этику к эгоизму, ограничивать все надежды продолжительной старостью, это не менее ужасно, чем самый отвлеченный, головной, мертвый спиритуализм. Вся область этики разделяется на несколько отделов, вся нравственность распадается на несколько ступеней. Иное дело—педагогическая сторона нравственности, т. е. нравственность детей, которым нужно внушать любовь к семье, послушание, радость жизни; иное дело—утилитарно-общежительная, социальная нравственность, которую общество диктует индивидууму, опираясь на железную необходимость и решительную условность положения личности в обществе; иное, наконец, дело—интимная нравственность личности, которая чувствует на свой страх, базируется на своем целом познании жизни, определяет свое отношение ко всему миру, поднимаясь над границами детской обеспеченности и социальной условности. В этом последнем отношении нравственный вопрос есть вопрос об оправдании жизни, о смысле существования.

И во-первых оказывается несостоятельною научность позитивной этики. Позитивная, т. е. истинно-научная этика имеет своею задачею познание, а не понимание и не объяснение, не создание норм жизни. Она удовлетворяет прежде всего потребностям ума, а не потребностям деятельности. ТакпишетЛеви - Брюль ( Morale et la science des mœurs ). Но вот что мы читаем у Паульсена в его Этике. «Если бы люди были прежде всего теоретиками, то они могли бы этим и удовлетвориться. Дело же обстоит не так: они прежде всего существа, способные желать и действовать. Практические задачи возникают раньше и являются более важными, чем теоретические проблемы. Если мы скажем, что науки возникли для решения практических задач, то в этом не будет большой ошибки. Знания, по крайней мере при их первоначальном возникновении, являются средствами для практических целей: анатомия и физиология—для врачебного искусства, геометрия— для измерения земли. Так и философия, или теоретическое знание вообще, возникла первоначально благодаря вопросу о значении и задачах жизни. Далее, можно даже сказать, что последним основанием, побуждающим человека думать о природе вселенной, остается во все времена потребность дать себе отчет в смысле, происхождении и цели собственной своей жизни. Поэтому в этике находится

Нам нет нужды оспаривать этот позитивистический метод во всем его объеме. Мы можем согласиться с тем, что нравственность должна сообразоваться с природой человеческой, с природными законами. Но значит ли это, что природные законы подрезывают человеку крылья и не дают ни малейшего простора его идеальным устрем-

Таковы голоса из лагеря, из глубины лагеря, представителей позитивной морали. Непреложность естественных законов, управляющих человеческою жизнь, не закрывает для нас возможности идти течением встречным течению природы. И сам г. Мечников, как мы видели, говорит о необходимости сознательного вмешательства в течение природы, о необходимости обосновывать нравственность не на данной природе, исполненной дисгармоний, а на природе человеческой, какою она будет по удалении дисгармонии. Однако, что это за вмешательство? Он знает только механическое вмешательство в природную жизнь: постоянное питание кислым молоком, более или менее обычный искусственный аборт, иногда самоубийство. Прибавьте сюда знание языков, необходимое для общечеловеческой солидарности. Вот и все! Миросозерцание Мечникова—это, выражаясь языком H. В. Бугаева, есть миросозерцание всецело аналитическое, или механическое. Изменения, которые он хотел бы внести в человеческую природу, связаны с данною природою характером непрерывности, это все та же природа в большем или меньшем количестве. На ряду с аналитической возможна аритмологическая точка зрения, наряду с непрерывностью нужно

Снимок экрана 2017-09-16 в 23.54.31

Ключевые слова: биоэтика, ортобиоз, жизнь, здоровье, старость, старение, смерть, инстинкт естественной смерти, инстинкт жизни, полноценная жизнь, страх перед смертью, насыщенность жизнью

Аннотация: В статье анализируется концепция ортобиоза, разработанная русским ученым и мыслителем И.И. Мечниковым, осмысляемые в ней проблемы жизни, здоровья, старения, смерти и др. По мнению автора, ключевыми для данной концепции являются следующие понятия: инстинкт естественной смерти, инстинкт жизни, полноценная жизнь, страх перед смертью, насыщенность жизнью. Основной вывод данного исследования состоит в утверждении, что концепция ортобиоза может быть рассмотрена как одна из предпосылок формирования российского типа биоэтики.

Введение

Такие русские ученые-мыслители как М.В. Ломоносов, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.И. Мечников, внесшие неоценимый вклад не только в науку, но и в философию, могут быть рассмотрены нами как предтечи российского типа биоэтики, для которого исторически и культурно обусловленной является необходимость актуализации проблемы ценностного отношения к жизни и здоровью человека.

Мы остановимся на взглядах гения русского естествознания И.И. Мечникова. Этот ученый является первооткрывателем многих научных направлений, из которых наиболее интересной с точки зрения биоэтики представляется концепция ортобиоза.

Идеал ортобиоза заключается в развитии человека с целью достижения бодрой и деятельной старости, а также в нормальной эволюции чувства жизни, приводящего в конечном итоге к развитию чувства насыщенности жизнью и желанию смерти, которая не страшит, а воспринимается совершенно спокойно.

Вопросы старения и смерти вообще занимали значительное место в трудах Мечникова. В тот период, когда он разрабатывал концепцию ортобиоза, в Западной Европе начинался процесс старения населения, еще не осознанный современниками, но уже подмеченный русским ученым. Он раньше других увидел эту проблему и стал основоположником научной геронтологии, которая изучает старость с целью сделать ее более безболезненной и достичь максимального долголетия.

По мнению ученого, старость и смерть часто наступают у человека преждевременно. Бессилие и страх перед болезнями, старостью и неизбежной смертью порождаются дисгармонией нашей природы, которая может быть устранена, благодаря нравственности и активной саморегуляции – именно так может быть достигнута основная цель человеческого существования: бодрое настроение, долгая и плодотворная жизнь, безбоязненная смерть. Все усилия, считал ученый, должны быть направлены на продление жизни, а не старости. Но полноценное долголетие может быть достигнуто только при одном условии: если человек начнет относиться к жизни и здоровью творчески и заинтересованно. Человек должен не просто жить, он должен чувствовать насыщенность жизнью и получать от нее удовлетворение. Таким образом, главной ценностью в рамках концепции ортобиоза провозглашается полноценная жизнь.

Победа над старостью и достижение полноценной жизни как цель ортобиоза

Ученый уверен, чтобы продлить работоспособный возраст и как можно дольше избегать того состояния, когда человек нуждается в помощи, необходимо изучать старость методами точных наук. Именно поиск способов освобождения людей от трагедии ранней старости и увядания, а также возможностей исчерпать резервы организма до конца, увеличив сроки полнокровной жизни, составляет главную цель науки.

Не может быть идеалом здоровья безболезненное и хорошо отлаженное функционирование органов – огромное значение имеет нравственное и социальное состояние личности. Поэтому возможные пути решения проблемы продления человеческой жизни Мечников видел так же и в том, чтобы изменить существующие нравы, например, устранить в обществе крайности богатства и бедности, которые являются причиной многих страданий. Роскошь разрушает здоровье человека пресыщающими обедами, бессонными ночами, проведенными в увеселениях, и т.д., – все это способно сильно нарушить правильную деятельность органов. Бедность не менее вредна для здоровья: подрывающий человеческие силы тяжелый труд и плохие условия жизни, невозможность качественного питания и отдыха, недоступность медицинского обслуживания и соблюдения элементарных гигиенических мер.

Понятие инстинкта естественной смерти, о котором идет речь в приведенной цитате, является одной из важнейших категорий в рамках рассматриваемой нами концепции. Формирование данного инстинкта, предваряемое преодолением страха перед смертью и приводящее к возникновению и развитию инстинкта жизни, Мечников рассматривает как важнейшие факторы реализации ортобиоза.

Устранение страха перед смертью и формирование инстинкта жизни как факторы реализации ортобиоза

Когда человек в полной мере осознает, что целью его существования является естественная смерть, связанная с инстинктом, похожим на потребность уснуть, то он одержит победу над одной из главных бед человечества – пессимизмом. Пессимизм подавляет инстинкт жизни, побуждает к самоубийствам и воздержанию от размножения. А инстинкт естественной смерти никогда не может быть основой самовольного ухода из жизни или отсутствия желания продолжать человеческий род.

Важную роль в реализации ортобиоза Мечников отводит науке. Благодаря ее достижениям, уже в недалеком будущем будут преодолены такие беды человечества как невежество, болезни, старость, страх перед смертью и созданы условия для максимального раскрытия потенциала жизненных сил и возможностей человека.

Функции науки в реализации ортобиоза

Мечников верит в реализацию гуманистических функций науки. Он не сомневается, что цивилизационный прогресс будет неизбежно сопровождаться уменьшением великих бедствий человечества и, в конце концов, приведет к их полному исчезновению. Но для того, чтобы наука имела право претендовать на роль этического гаранта, нужно преодолеть многие моральные противоречия, которые существуют внутри самой науки, прежде всего медицины.

Ученый ушел из жизни в 1916 году. Он не увидел всех тех ужасов, которые произошли с его Родиной после революции 1917-го, в частности того, какие тяжелые испытания выпали на долю российской науки. Но вряд ли мы можем сказать, что в настоящее время в нашей стране созданы достаточные условия для реализации средствами науки и медицины принципов ортобиоза. Не имеем мы для этого и соответствующей социальной базы. Признаем, что как для начала XX века, так и для начала XXI-го, данная концепция остается наукой будущего.

Зададимся вопросом, почему Мечников обращается от биологической проблематики к темам, имеющим, помимо естественнонаучного, еще и общественное значение. Заняться этими темами ученого заставила реальность. В России в это время наблюдался высокий процент смертности. Особенно высокой была детская смертность. Продолжительность жизни в сравнении с развитыми странами Европы оставляла желать лучшего. Таким образом, научные изыскания ученого были очень актуальны. Он был неравнодушен к судьбе своей Родины и верил, что его труды помогут ей преодолеть многие общественные проблемы и улучшить жизнь людей.

Большая заслуга ученого состоит в том, что он вывел проблему изучения старости и продолжительности жизни человека из традиционной медико-биологической плоскости на более широкий путь исследований, соединяющих естественнонаучное и социальное. По убеждению Мечникова, для понимания сущности человека и его жизни социальные знания необходимы не меньше, чем естественнонаучные. Согласимся с ученым в том, что человеческую жизнь следует рассматривать в единстве антропо-биологических, физических, психосоматических, этических и общественных факторов, поскольку чисто биологическое понимание не отражает всей ее сущности, выявление которой возможно только с помощью таких понятий как счастье, справедливость, творчество, знание.

Таким образом, в концепции ортобиоза мы видим соединение социально-гуманитарного и естественнонаучного в решении вопросов, связанных с жизнью и смертью, здоровьем и благополучием человека – тенденция, являющаяся одной из ведущих в формировании научно-философского контекста биоэтики.

Библиография:

Мечников, И.И. (1914) Сорок лет исканий рационального мировоззрения. М.: Научное слово, 336 с.

Мечников, И.И. (1961) Этюды о природе человека. М.: Изд-во Академии наук СССР, 290 с.

Теории старения

Старость воспринимается как непосредственная близость к смерти. Поскольку это завершающий этап жизни, то проблема старости и старения всегда будет иметь свою значимость.

Теория Мечникова: насыщенность жизнью и инстинкт смерти

Теории первой половины ХХ века

После Мечникова изучение феномена старения долгие десятилетия велось только в медицинском ключе. Но в первой половине ХХ века возникло несколько теорий старения. Во-первых, молекулярные теории старения разрабатывали А. Пиктэ, В. Алпатов, О . Настюкова, К. Пархон и другие учёные. В рамках этой группы теорий старение рассматривается как следствие накопления с возрастом неблагоприятных для метаболизма оптических изомеров белков.

Во-вторых, теории, рассматривающие старение как результат изменения генетического аппарата клеток. В-третьих, теории аутоинтоксикации – разрушения иммунных свойств и борьбы тканей в организме.

Старение и теория стресса

Адаптационно-регуляторная теория старения

К восьмидесятым годам XX века началось изучение глубинных процессов старения. На их основе учёные делали достаточно оптимистические прогнозы замедления темпов старения и увеличения видовой продолжительности жизни человека. Прогнозы делались по существу на конец XX века (плюс еще лет двадцать). Главенствующее положение заняла адаптационно-регуляторная теория старения, разработанная В. Фролькисом и его школой. Согласно этой теории, старение – закономерный этап существования живого организма. То есть, неверно искать период, с которого начинается процесс старения – он заложен еще на уровне зародыша. Любая живая система является саморегулирующейся, благодаря чему она способна адаптироваться к изменяющимся условиям. Регулятором адаптации служит процесс витаукта, охарактеризованный автором как антистарение. Витаукт – то, что определяет устойчивость и продолжительность существования живой системы и помогает сохранить адаптивность. С позиций этой теории продолжительность жизни человека нельзя связывать со скоростью и темпом разрушения организма, его старением, как это делалось раньше. Продолжительность жизни человека, по мнению Фролькиса, более правомерно усматривать в механизмах поддержания надёжности организма, в способности к компенсации возникших нарушений.

Старение — это, прежде всего, биологический процесс. Но человеческая старость не только биологическое состояние угасающего организма. Человек - единственное из всех живое существо, которое осознает свою смертность, так же как и предшествующую смерти старость. Для исследования старости мало достижений геронтологии: необходимо учитывать и социокультурную составляющую, связанную с восприятием старости в культуре.

Этот человек посвятил свою жизнь науке полностью и без остатка, он твердо верил в долгую и счастливую жизнь человека и был убежден, что в будущем исчезнут сотни тяжелых болезней и отклонений, которые мешают людям жить в самом расцвете их сил. Имя Ильи Ильича Мечникова навсегда останется в науке благодаря его многочисленным открытиям и теориям, а также открытие совершенно нового направления медицинской науки – геронтологии.

4 года назад , 01.10.2017

Мечников

Жизнь Мечникова: наука, попытки суицида и Нобелевская премия

Илья Мечников был родом из семьи гвардейского офицера. Его отец был заядлым игроком в карты, довольно быстро промотал все состояние жены и семья вынуждена была переехать из Санкт-Петербурга в деревню Панасовка Харьковской области, где и родился их второй сын Илья.

Илья Мечников

Четырехлетний курс университета он освоил за два года и за это время четко выбрал сферу своих научных исследований – черви и другие беспозвоночные. Некоторое время ученый работал за границей. В 22 года Мечников защитил диссертацию и получил научную степень в университете Санкт-Петербурга. Из-за постоянной работы за микроскопом у него сильно портится зрение и он вынужден сделать перерыв в научной деятельности и устроится на работу профессором кафедры зоологии в Новороссийском университете Одессы.

Там он впервые женится, но вскоре после свадьбы его жена умирает от тяжелой болезни. В отчаянии Мечников выпивает очень большую дозу морфия, но яд вызывает рвоту и ученый остается жив. Вскоре он вновь женится на своей студентке.

В 1882 году из-за событий в стране Мечников вынужден переехать в Мессину. Именно там он делает открытие, перевернувшее всю его жизнь – явление фагоцитоза. Он вновь возвращается в Одессу и открывает там частную лабораторию, в 1888 году ученый эмигрирует в Париж, где и проживет до самой смерти.

Знакомство с Луи Пастером подарило ему работу в именитом институте и дало возможность заниматься интересными ему исследованиями. Там Мечников проработал 28 лет. За это время он получил широкое призвание в научных кругах благодаря своим работам, посвященным холере, чуме, туберкулезу и брюшному тифу. К слову, от последней болезни умерла вторая жена Мечникова, поэтому он занимался этими исследованиями в надежде ее исцелить. После смерти ученый вновь предпринимает попытку самоубийства, введя себе вакцину с возбудителями тифа. Но по иронии судьбы он не только выздоравливает, переболев, но и восстанавливает свое зрение.

Проведенные исследования позволяют ему выдвинуть теорию фагоцитарного иммунитета. Он предположил, что фагоциты захватывают вредные бактерии, вызывающие заболевания. Это позволяет иммунитету изучить чужеродные клетки и научиться бороться с ними, так организм вырабатывает антитела и при повторной встрече с инфекцией уже знает, как ее побороть. Именно по этому принципу и работает вакцинация.

За это открытие Мечников получил Нобелевскую премию в 1908 году. Однако к тому моменту ученый уже погрузился в новую сферу – изучение старения организма. Он даже выпустил книгу, рассказывающую как правильно жить, поскольку был убежден, что люди умирают слишком рано и могут жить намного дольше. Виновниками этого Мечников считал кишечные бактерии, которые, по его мнению, отравляют организм токсинами. Бороться с этим процессом ученый предлагал с помощью специальной диеты: есть много кисломолочных продуктов и меньше мяса. К слову, многие производители до сих пор выпускают простоквашу по рецептам Мечникова.

Мечников очень тяжело пережил начало Первой мировой войны, перенес несколько инфарктов и скончался в 1916 году. Урна с его прахом хранится в стенах Пастеровского института.

Теория старения Мечникова

теория старения Мечникова

Развивая свою теорию фагоцитоза, Мечников пришел к выводу, что фагоциты (белые кровяные шарики) не только помогают организму бороться с инфекциями, но и также способны захватывать и растворять омертвевшие и слабые клетки организма.

Подобное ослабление клеток ученый объяснил наличием в кишечнике гнилостных бактерий, которые составляют часть его микрофлоры. Наряду с полезными микроорганизмами в кишечнике обитают те, что вызывают гниение белков, выделяя при этом ядовитые вещества, которые отравляют все клетки организма, ослабляя их. Мечников считал, что продолжительность жизни напрямую связана с длинной кишечника, чем он длиннее, тем короче жизнь. Он даже пришел к выводу, что толстый кишечник и вовсе приносит организму лишь вред и его нужно удалять у детей в раннем возрасте. Однако никто из последователей ученого не подтвердил целесообразность подобной операции, да и простокваша в качестве волшебного средства продления жизни не показала высоких результатов.

Нейтрализовать гнилостные бактерии в кишечнике Мечников предлагал с помощью кисломолочных продуктов.

простокваша

Однако не только патогенные кишечные бактерии были виноваты в преждевременном старении. Склероз мозга, печени и почек, по мнению Мечникова, часто вызывается ядами, поступающими в организм из вне – алкоголь, свинец, ртуть.

Ученый на протяжении всей жизни следовал собственным правилам, по сути, он превратил свой организм в лабораторию для проверки собственной теории старения и смерти. Он ежедневно выпивал два горшочка болгарской простокваши, не ел сырых и немытых продуктов, не пил алкоголь. И его самочувствие на самом деле улучшалось день ото дня.

Эти исследования прекрасно вписываются в теорию ортобиоза, которую Мечников выдвинул перед смертью. Ортобиоз – это строгий порядок жизни, который основан на науке и гигиене, и способен обеспечить человеку долгую жизнь без болезней. В тоже время он понимал, что подобная теория доступна далеко не всем людям и тяжело переживал это открытие. Мечников призывал людей быть более образованными и сознательными.

Геронтология Мечникова

Мечников стала родоначальником новой области в медицинской науке – геронтологии, которая зародилась в 19 веке.

Нобелевская премия

Ученый был убежден, что когда человек прошел полный цикл жизни и пришел к потере жизненных инстинктов и старости, он тем самым как бы примирился со смертью. А между тем, Мечников был убежден, что предел человеческой жизни вовсе не 70-80 лет, а 100-120 и даже более. Если же человек не доживал до этого возраста, то он страдал от преждевременной старости. Он был уверен, что чаще всего люди умирают не от старости как таковой, а именно от сопутствующих болезней. Да и саму преждевременную старость Мечников считал самой настоящей болезнью и предлагал лечить употреблением кисломолочных продуктов и изменением образа жизни.

По теории ученого, для организма, отработавшего до конца, смерть будет не только естественной, но и желанной. С определенного возраста у человека начнет угасать инстинкт жизни и разовьется противоположный – инстинкт смерти. Физиологическая смерть, по убеждению Мечникова, должна сопровождаться даже приятными ощущениями, словно погружение в вечный сон. Но чтобы это прочувствовать, необходимо, чтобы жизнь не оборвалась раньше времени, а продолжалась до естественного предела, который ученый определял в 120-150 лет.

Сегодняшние геронтологи уверены, что уровень знаний во времена Мечникова не мог дать ему ясных представлений об истинных причинах преждевременной смерти и старости. Он недостаточно оценивал влияние на жизнь социума, физических нагрузок, труда и состояния нервной системы. Тем не менее, большинство взглядов Мечникова на вопросы старости и продления жизни во многом признаны и современной наукой.

Читайте также: