Реформы японии в 19 веке кратко

Обновлено: 06.07.2024

6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий:

1. Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением .
2. Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.
3. Всему народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.
4. Все плохие обычаи прошлого будут упразднены.
5. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены.

Реформы императора Муцухито.

Аграрная реформа
Административная реформа
Военная реформа
Судебная реформа
Реформа образования

Реформы, проводимые в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, были органично восприняты обществом. Они оказались созвучны японскому образу жизни, представлениям, культуре, т. е. менталитету японцев. Однако, заимствуя западные достижения и внедряя их в жизнь, японцы не отказались от своих самобытных традиций.

Япония в 19 веке развивалась семимильными шагами. В это время держава, включающая 4 000 островов, была в числе крупнейших в Восточной Азии. Долгое время изолированная от внешнего мира, страна открыла берега для иностранцев, вступив в новую эпоху политического, культурного, промышленного развития.


Страна восходящего солнца

Начало новой эры

Япония в начале 19 века начала меняться под постепенно возрастающим влиянием западных держав. Еще в начале 17 столетия на правительственном уровне приняли решение об ограничении международных контактов и запрете христианства с целью сохранения внутренней целостности, культуры страны. Эти запреты сохранялись в первой половине 19 столетия, но ситуация на мировой арене менялась, Японии пришло подстраиваться под новые реалии.

В Стране восходящего солнца в начале 19 столетия отметился экономический рост, обусловленный развитием мануфактур. В первые годы века действовало 90 мануфактур, к середине третьего десятилетия их стало почти 400. Развитие затронуло все сферы промышленности, производство меди, железа, добычу золота. Период сопровождался формированием прогрессивного слоя промышленной буржуазии. Переход из феодального общественного строя в буржуазный подготовила культурная политика последних веков – к началу столетия уровень образования среди населения был одним из высочайших в мире.

Отношение японцев к образованию – особенный вопрос. В Японии действовали самурайские государственные и школы для простого населения. Слушателей учили писать, читать, считать; объясняли положения конфуцианства. Государство поощряло прогрессивную образовательную систему, во многих учреждения преподавали японоведение, изучение Голландии. Важный элемент образовательной политики эпохи – кокугаку, принцип, заложенный Мотоори Норинага, и ориентированный на изучение истории родной страны, развитие японской индивидуальности.


Страна образованных людей

Окончание века

История Страны восходящего солнца во второй половине 19 столетия сочетает традиционализм и нововведения, промышленные прорывы и резкие общественные перемены. Начало им дал 1853-й – год, когда американский президент отправил к восточным островам 4 боевых судна, потребовав установить международные отношения. Американская техника, новое оружие, мощные пароходы восхитили, впечатлили, испугали жителей архипелага так сильно, что сегунат Токугава принял историческое решение – возобновить отношения с западными странами. Через год подписали соглашение, определив регламент взаимодействия стран, начали возведение 2 портов, ориентированных на международные торговые связи.

Постепенно во второй половине столетия Япония подписала торговые соглашения с другими крупными державами: Россией, Великобританией, современными Нидерландами. Хотя власти столкнулись с сильной оппозицией, подверглись остракизму за нестандартные решения, в перспективе открытие границ оказалось своевременным и эффективным решением. Однако внешняя политика – лишь часть истории Страны восходящего солнца в 19 столетии. Внутри державы нарастал конфликт, социальная напряженность увеличивалась.

Конец 19 века Япония встретила развитой промышленной державой с сильным культурным потенциалом и высоким уровнем образования. Она стала первой в мире в своем роде, гармонично соединив специфику западного развития и традиционные восточные ценности. На волне успеха страна начала боевые действия, развязав в войну с Китаем, затем Россией.


Единение восточного и западного

Результаты для Японии

19 век дал Стране восходящего солнца:

  • сильную промышленность;
  • капиталистическое направление дальнейшего развития;
  • социальные перемены;
  • новую власть;
  • усиление и без того мощного института образования;
  • новые возможности для граждан вне зависимости от социального слоя;
  • международные отношения;
  • бурный экономический рост.


Страна-исключение

Реформы в Японии в 19 веке

Для обретения независимости, стабилизации экономики, развития капитализма в 19 столетии в Стране восходящего солнца:




Япония в начале 19 века начала меняться под постепенно возрастающим влиянием западных держав. Еще в начале 17 столетия на правительственном уровне приняли решение об ограничении международных контактов и запрете христианства с целью сохранения внутренней целостности, культуры страны. Эти запреты сохранялись в первой половине 19 столетия, но ситуация на мировой арене менялась, Японии пришло подстраиваться под новые реалии.

В Стране восходящего солнца в начале 19 столетия отметился экономический рост, обусловленный развитием мануфактур. В первые годы века действовало 90 мануфактур, к середине третьего десятилетия их стало почти 400. Развитие затронуло все сферы промышленности, производство меди, железа, добычу золота. Период сопровождался формированием прогрессивного слоя промышленной буржуазии. Переход из феодального общественного строя в буржуазный подготовила культурная политика последних веков – к началу столетия уровень образования среди населения был одним из высочайших в мире.

Отношение японцев к образованию – особенный вопрос. В Японии действовали самурайские государственные и школы для простого населения. Слушателей учили писать, читать, считать; объясняли положения конфуцианства. Государство поощряло прогрессивную образовательную систему, во многих учреждения преподавали японоведение, изучение Голландии. Важный элемент образовательной политики эпохи – кокугаку, принцип, заложенный Мотоори Норинага, и ориентированный на изучение истории родной страны, развитие японской индивидуальности.



Страна образованных людей

Реформы Кёхо и политика Танумы

Реформы Кёхо — это ряд экономических преобразований сёгуна Ёсимунэ.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Времена реформ в Японии XVIII-XIX вв 480 ₽ Реферат Времена реформ в Японии XVIII-XIX вв 260 ₽ Контрольная работа Времена реформ в Японии XVIII-XIX вв 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Политику сёгуна Ёсимунэ, восстановившего правительственные финансы путём сосредоточения внимания на натуральной экономике, продолжил Танума Окицугу, один из высших чиновников сёгунатской администрации. Он попытался заполнить казну не рисом, а непосредственно деньгами, способствуя развитию торговли и промышленности. Танума признал официально монопольные права японских картелей в обмен на выплату ими налогов, а также вложил финансы в освоение острова Хоккайдо. Несмотря на первоначальные успехи курса, впоследствии Танума был вынужден уйти в отставку. Вмешательство в политику состоятельных купцов повлекло распространение на всех уровнях администрации взяточничества и вызвало массовые протесты среди населения. В дополнение к этому, мощное извержение вулкана Асаномаяма в 1783 году, принесшее засуху и голод, послужило причиной многочисленных восстаний крестьян.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Окончание века

История Страны восходящего солнца во второй половине 19 столетия сочетает традиционализм и нововведения, промышленные прорывы и резкие общественные перемены. Начало им дал 1853-й – год, когда американский президент отправил к восточным островам 4 боевых судна, потребовав установить международные отношения. Американская техника, новое оружие, мощные пароходы восхитили, впечатлили, испугали жителей архипелага так сильно, что сегунат Токугава принял историческое решение – возобновить отношения с западными странами. Через год подписали соглашение, определив регламент взаимодействия стран, начали возведение 2 портов, ориентированных на международные торговые связи.

Постепенно во второй половине столетия Япония подписала торговые соглашения с другими крупными державами: Россией, Великобританией, современными Нидерландами. Хотя власти столкнулись с сильной оппозицией, подверглись остракизму за нестандартные решения, в перспективе открытие границ оказалось своевременным и эффективным решением. Однако внешняя политика – лишь часть истории Страны восходящего солнца в 19 столетии. Внутри державы нарастал конфликт, социальная напряженность увеличивалась.

Конец 19 века Япония встретила развитой промышленной державой с сильным культурным потенциалом и высоким уровнем образования. Она стала первой в мире в своем роде, гармонично соединив специфику западного развития и традиционные восточные ценности. На волне успеха страна начала боевые действия, развязав в войну с Китаем, затем Россией.



Единение восточного и западного

§ 29. Страны Азии и Африки в современном мире

 1. Назовите причины и этапы деколонизации после Второй мировой войны.

Можно отметить ряд важнейших причин: оздоровление мировой обстановки в связи с победой демократии над фашизмом и тоталитаризмом; нежелание народов колоний жить в неволе; две сверхдержавы — СССР и США — выступали против колониализма, хотя и с разных позиций; ослабление колониальных держав сделало для них непосильным бременем сохранение империй.

1. Предоставление независимости колониям в Азии и создание новых государств: Пакистана, арабского и еврейского государства на территории Палестины.

2. Предоставление независимости колониям Африки.

2. Каковы особенности выбора путей развития в освободившихся странах Азии и Африки?

3. Охарактеризуйте три культурно-цивилизационных региона в Азии и Африке. Сравните особенности модернизации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и странах мусульманского мира.

Таких культурно-цивилизационных регионов в Азии и Африке три: 1. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) с конфуцианскими традициями (Китай, Япония, Корея, Тайвань, Вьетнам, Гонконг, Сингапур). 2. Индо-буддийско-мусулъманский регион (Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия). 3. Арабо-мусульманский регион (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба).

Вторая модель. В этой группе стран (Иран, Афганистан, богатые нефтью арабские страны) определяющим фактором развития остается традиционный ислам. В таких обществах почти в неизменном виде сохраняется привычный образ жизни, опирающийся на нормы ислама. Такие общества отличаются устойчивостью.

Япония

1. Какие реформы были проведены в Японии после ее поражения в войне?

2. Почему США активно содействовали их проведению?

Японии после войны было запрещено иметь армию и вооружение. Для того, чтобы люди нашли себе применение у себя в стране, США содействовала проведению в Японии реформ.

Немаловажным стартовым фактором был приток американского капитала и технологий.

Однако основная причина экономических успехов — это напряженный труд, высокая трудовая этика, культура труда, корпоративная дисциплина, уважение к старшим и другие восходящие к конфуцианским традициям нормы поведения японцев.

КИТАЙ

1. Объясните причины победы коммунистов в гражданской войне 1946—1949 гг.

Развёртывание крупномасштабных боевых действий в центральном Китае привело к приостановке гоминьдановского наступления в Маньчжурии, чем воспользовались коммунисты. Используя то, что в их руках оказались города с развитой промышленностью, военное имущество капитулировавшей Квантунской армии, а также крупная территория, коммунисты образовали органы управления регионом и начали создавать регулярную армию. Благодаря проведённой земельной реформе коммунисты привлекли на свою сторону крестьянство, в результате чего в коммунистическую армию начали приходить идеологически мотивированные новобранцы; на базе имеющейся промышленности удалось организовать производство боеприпасов для стрелкового оружия и артиллерии; СССР согласился отдать коммунистам трофейную японскую боевую технику в обмен на поставки продовольствия из Маньчжурии на советский Дальний Восток. В результате маньчжурская группировка стала сильнейшей в армии компартии, в ней стали создаваться артиллерийские и даже танковые части, а гоминьдановцы на Северо-Востоке Китая с 1947 года были вынуждены перейти к обороне.

Оправдались надежды коммунистов и на ведение партизанской войны, опыт которой был ими приобретен в ходе событий 1927-1937 гг. На подконтрольных Гоминьдану территориях проводились широкомасштабные операции по уничтожению живой силы и техники противника.

Сражения в Северном Китае завершились для КПК установлением контроля над стратегически важным районом Пекин-Тянцзинь. А также коммунисты открыли себе путь к Шанхаю, Нинкину и Уханю, которые вскоре были ими захвачены.

2. Какие преобразования в сельском хозяйстве Китая были осуществлены в послевоенные десятилетия?

Ликвидация помещичьего землевладения, коллективизация. В итоге к 1956 г. свыше 95% крестьян были объединены в коллективных хозяйствах.

4. Сравните политическую биографию Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. В чем сущность конфликта этих личностей?

5. Какие основные линии реформ и модернизации Китая были осуществлены в 1980—1990-х гг.? Почему экономические реформы не сопровождаются политическими реформами?

Были распущены коммуны, земля возвращена крестьянам, легализована торговля, открыты десятки тысяч рынков. В промышленности администрациям предприятий была предоставлена самостоятельность, в том числе выход на внешний рынок. Часть убыточных предприятий приватизирована. Начал развиваться мелкий и средний частный сектор в промышленности и торговле. Появились возможности для иностранных инвестиций и выхода на мировой рынок.

Экономические реформы осуществлялись под контролем авторитарного режима.

ИНДИЯ

1. Какие трудности и препятствия возникли перед Индией на пути капиталистической модернизации?

2. Какие реформы в аграрном секторе Индии позволили решить проблему голода?

3. Каким образом традиции ненасилия и кастовый строй влияют на внутриполитическую обстановку в Индии?

Внутриполитическая обстановка в Индии отличается стабильностью. Здесь нет военных переворотов, крупных социальных волнений, армия не вторгается в политику.

4. Какую роль играет европейский опыт и традиции в формировании индийской политической и экономической модели?

Индия провозгласила парламентскую республику. Здесь имеют место быть устоявшиеся европейские демократические нормы и институты. Однако британские парламентские, политические и правовые нормы и институты имеют печать индуистской и общинно-кастовой традиций (идейная терпимость, ненасилие, плюрализм, уважение к меньшинству).

Активное использование западноевропейского опыта в решении назревавшего финансового кризиса (Реформы М. Сингха).

Результаты для Японии

19 век дал Стране восходящего солнца:

  • сильную промышленность;
  • капиталистическое направление дальнейшего развития;
  • социальные перемены;
  • новую власть;
  • усиление и без того мощного института образования;
  • новые возможности для граждан вне зависимости от социального слоя;
  • международные отношения;
  • бурный экономический рост.



Страна-исключение

Реформы в Японии в 19 веке

Для обретения независимости, стабилизации экономики, развития капитализма в 19 столетии в Стране восходящего солнца:

  • сформировали регулярную армию;
  • заменили княжества на подчиняющиеся централизованной власти префектуры;
  • отказались от касты неприкасаемых;
  • дали самураям право выбора профессии;
  • ввели йену;
  • определили свободную торговлю;
  • перенесли столицу в Токио;
  • открыли Токийский университет;
  • отказались от княжеской, самурайской собственности;
  • разрешили сделки с землей;
  • оплачивали строительство промышленных предприятий из казенных средств;
  • приняли Конституцию.

Япония на пути модернизации

Император Муцухито

Рис. 1. Император Муцухито.

Понимая, что для конкурентоспособности с ведущими державами мира нужно иметь одинаковый с ними уровень развития, император сначала объединил всю страну под своей властью, уничтожив феодализм, а затем начал тесное сотрудничество с Британской империей и США, перенимая все лучшее, что имелось у этих стран.

Рассмотрим суть проводимых изменений, сведя их в общую таблицу.

Реформа Содержание Изменения в жизни общества
Административная Уничтожение власти князей Раздел страны на префектуры и губернии во главе с назначаемыми чиновниками
Аграрная Установление частной собственности на землю. Разрешение купли-продажи земельных участков Крестьяне получили землю. Рост богатства у крупных землевладельцев, снижение доходов у части крестьян
Военная Введение всеобщей воинской повинности Самураи лишились привилегии быть замкнутой кастой; армия начала формироваться по европейскому образцу
Государственное управление Принятие Конституции и создание двухпалатного парламента Император имел почти неограниченные права. Избирательное право получил 1% населения. Чиновниками в стране стали самураи

Портрет Кацумото

Рис. 2. Портрет Кацумото.

В начале 20 века в стране наблюдался бурный рост экономики. Япония начинает наращивать свой военный потенциал, развивая и военно-промышленный комплекс, превращаясь в колониальную державу.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Опиумные войны в Китае
  • 2. Путь модернизации Китая
  • 3. Аграрная реформа Столыпина кратко
  • 4. Победа в Северной войне

Япония стремиться сделать своей колонией Корею и Северный Китай, что приводит к столкновению ее интересов с Российской империей. Не в силах договориться дипломатически, Япония вступает в войну и за год выходит из нее победительницей, добиваясь поставленных целей.

Карта Русско-японской войны

Рис. 3. Карта Русско-японской войны.

Победа в войне и существенный культурно-экономический рывок позволил Японии стать ведущей региональной державой, океанической империей, способной на гораздо большее, чем просто лидерство на Тихом океане.

Сегодня Япония считается одним из самых развитых государств в мире. А всего 150 лет назад страна Восходящего Солнца была аграрной окраиной, изолированной от всякого влияния извне. Ситуацию в корне сумел переломать император Мэйдзи. Он не только сменил кимоно на европейский военный мундир, но и превратил Японию в мощную державу.

Масштабные реформы Японии в XIX веке

Император Мэйдзи – правитель Японии в период 1867-1912 гг.

Масштабные реформы Японии в XIX веке

Семья императора Мэйдзи. | Фото: memory.loc.gov.

Реформы проводились повсеместно, не обошли они и императора лично. Мэйдзи должен был своим видом демонстрировать перемены. Если в прежние годы он носил только традиционные одеяния, стягивал волосы в пучок и чернил зубы, то после 1873 года внешний облик императора в корне изменился. Он переоделся в европейский военный мундир, сделал короткую стрижку, отрастил усы. Постепенно придворные также сменили свое облачение.
Все японские императоры считались потомками древних божеств, поэтому простым людям смотреть на них запрещалось. Считалось, что можно ослепнуть от внутреннего благодатного света, излучаемого правителем. Мэйдзи стал первым правителем, который позволил написать два своих портрета и сделать фотографии. Более того, он появлялся на публичных церемониях.

Читайте также: