Периодизация профессионального становления личности зеер э ф кратко

Обновлено: 05.07.2024

Профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается, прежде всего, в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности.

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых работы в социальной сфере базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов социального работника. Развитию этих качеств и образований, вхождению в реальную модель профессиональной деятельности способствует решение следующих задач:

Таким образом, профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. Чтобы определиться в своей будущей профессии, молодому человеку необходимо сформировать вектор профессиональной цели, т. е. ответить на следующие вопросы:

  • чего он хочет в своей профессии;
  • что он должен предпринять в своей профессиональной деятельности, чтобы добиться успеха;
  • что он может (должен) сделать, чтобы реализовать собственные личностные качества и интересы?

Обучая людей самостоятельно решать свои проблемы, работник социальной сферы поднимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно-зрелый человек, внутренне и профессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач.

Личностная зрелость проявляется в умении соединять, соотносить свои индивидуальные особенности, статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. Личностная зрелость предполагает зрелость социальную, когда уже развита способность адаптироваться к различным ситуациям и типам общения. Поэтому в процессе формирования личности работника социальной сферы, включающего весь спектр социальных влияний, а также самоформирование человека столь важную роль играет профессиональное воспитание.

В широком смысле профессиональное воспитание – это функция трудовой и общественной жизни; в узком смысле – функция учебного заведения, специально создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов – работников социальной сферы, гуманистически ориентированных, способных осуществлять свою деятельность в условиях постоянно изменяющегося мира и в нестандартных ситуациях.

Подготовка таких специалистов должна отвечать следующим специфическим требованиям:

Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы профессионального самовоспитания работника социальной сферы обусловлены конкретно-исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках процесса профессионального образования должна быть организована так, чтобы обучающийся осознавал социальную значимость будущей деятельности, те требования, которые она к нему предъявляет, мог оценить свои возможности, свои достоинства и недостатки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.

Профессиональное воспитание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной работе к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности. Это определяет личностно-ориентированную направленность профессионального обучения и воспитания, а именно:

К принципам профессионального воспитания можно отнести следующие:

1. Принцип творческого саморазвития личности:

  • сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;
  • осуществление своего саморазвития через непрерывное самосовершенствование;
  • распространение собственного опыта и знаний.

2. Принцип самосознания:

  • ориентация на рефлексивное мышление;
  • осознание своих сильных и слабых качеств;
  • опора на свои сильные качества, признание слабых сторон своего характера и работа над ними;
  • использование тестов, самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа;
  • анализ причин своих успехов и неудач.

3. Принцип приоритета практики:

  • признание необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика;
  • практическая реализация своих идей;
  • изучение теории не только с целью ее понимания, но и последующего применения.

4. Принцип сотворчества преподавателя и обучающегося как творческих саморазвивающихся личностей:


Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты .

Основные психологические новообразования стадии

Профессионально ориентированные интересы и склонности

Оптация (12-16 лет)

Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение

Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду

Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества

Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности. Квалифицированный труд

Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность

Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития

Л.М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности:

  • адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм;
  • модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.

Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта. Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию.

Выбирая профессии, осваивая их, профессионально совершенствуясь, личность изменяется: обогащается опыт, формируется направленность и компетентность, развиваются профессионально важные качества. Профессиональное становление сопровождается кризисами, конфликтами и деструктивными изменениями. Темп и траектория этого процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами.

В процессе профессионального становления возникают двоякого рода противоречия: 1) между личностью и внешними условиями жизнедеятельности; 2) внутриличностные. Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности. При этом не любая профессиональная деятельность развивает личность. Есть много видов профессионального труда, которые не обогащают личность, а, наоборот, деформируют её, например, укладка шпал вручную. Многое зависит и от самой личности, от её отношения к профессиональному труду. Образование, общие знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют потенциал развития специалиста. Реализация этого потенциала зависит от:

— биологической организации человека;

— характера профессиональной деятельности;

— потребности в саморазвитии и самоактуализации;

— требований к личности со стороны профессии;

Л.М.Митина [13] выделяет две модели становления профессиональной деятельности.

I. Адаптивная модель – в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм.

Профессиональное становление личности

. случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности. Профессиональное становление личности. Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии .

II. Модель профессионального развития – способность личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.

Однако возможности для профессионального развития у разных профессий разные. Человек, не стремящийся к развитию в профессиональной сфере, для которого работа – средство к существованию, вряд ли выберет вид деятельности, требующий постоянного совершенствования.

Э.Ф.Зеер [3] выделяет несколько вариантов сценария профессионального становления личности.

1. Плавное, бесконфликтное и бескризисное профессиональное становление в рамках одной профессии.

2. Ускоренное развитие на начальных стадиях становления с последующими стагнацией и спадом. Реализуется, ак правило, также в рамках одной профессии.

3. Ступенчатое, скачкообразное личностное и профессиональное развитие, приводящее к вершинным достижениям (не обязательно в рамках одной профессии) и сопровождающееся кризисами и конфликтами профессионального становления.

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека – 35-40 лет. В течение этого времени происходят изменения и в личности человека, и в его деятельности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии.

Различные подходы к выделению стадий профессионального становления

Стадии профессионального становления – это определенные периоды становления, характеризующиеся спадами и подъемами, конфликтами и кризисами в зависимости от взаимодействия факторов индивидного, личностного и профессионального развития.

В психологической и акмеологической литературе можно найти различные подходы к выделению стадий профессионального становления.

За рубежом широкое признание получила периодизация Д.Сьюпера [5]. Он следующим образом охарактеризовал стадии профессиональной жизни.

1. Стадия роста (до 14 лет) представляет собой выбор молодым человеком своей будущей профессии на основании:

— фантазии (4-10 лет);

— осознания собственных интересов (11-12 лет);

— способностей (13-14 лет).

2. Стадия разведки (от 15 до 24 лет).

Включает в себя:

— временное занятие определенной профессией (15-17 лет);

— апробирование избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности (22-24 года).

3. Пробная стадия (25-30 лет).

4. Стадия стабилизации (30-44 года).

5. Стадия сохранения (45-64 года).

6. Стадия ухода (после 65 лет).

Однако надо учитывать, что данная периодизация соответствует западному образу жизни и системе обучения и к нашим реалиям вряд ли применима в полном объеме.

Мотивация профессиональной деятельности

. «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости . Интерпретация: На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой . Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае .

Т.В. Кудрявцев [9] в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил 4 стадии:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений;

2) профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности;

3) вхождение в профессию, активное её освоение и нахождение себя в производственном коллективе;

4) полная реализация личности в профессиональном труде.

Т.Л.Ядрышникова [4] выделяет эти этапы следующим образом:

1. Психологически обоснованный выбор профессии.

2. Профессиональное самоопределение (Я-включенность).

3. Высокие показатели деятельности.

4. Мастерство – наивысший уровень овладения операциональной стороной деятельности, её творческое выполнение и сформированность индивидуального стиля.

В работах Е.А.Климова [6; 7; 8] можно найти две периодизации, которые хронологически являются ранней и поздней. Ранняя состоит из трех стадий:

1) стадия оптации (12-17 лет) – подготовка к сознательному выбору профессионального пути;

2) стадия профессиональной подготовки (15-23 года) – овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности;

3) стадия развития профессионала (до пенсионного возраста) – вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности.

Поздняя состоит уже из 6 стадий:

— оптация – выбор профессии в учебно-профессиональном заведении;

— адаптация – вхождение в профессию и привыкание к ней;

— фаза интернала – приобретение профессионального опыта;

— мастерство – квалифицированное выполнение деятельности;

— фаза авторитета – достижение высокой квалификации;

— наставничество – передача опыта.

А.К. Маркова [1; 10] в качестве критерия выделения этапов становления профессионала взяла уровни профессионализма личности. Она выделяет следующие уровни.

1. Допрофессионализм – работник новичок, осваивает профессию, не достигая высоких и творческих результатов. Но некоторые люди могут удержаться здесь на длительное время.

2. Профессионализм – человек последовательно овладевает качествами профессионала. Здесь можно выделить несколько периодов:

а) работа по образцу;

б) самостоятельная работа;

в) достижение высоких результатов, самоутверждение в профессии.

Это самый длительный этап профессионального становления.

3. Суперпрофессионализм – акме (вершина) в профессиональной деятельности, высокие достижения и творческие успехи, творческое обогащение профессии своим личным вкладом. Иногда на этом этапе происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом – универсалом.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм) – человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала: деятельность неэффективна; выполняется непрофессионально; проявляются элементы компульсивности деятельности и т.д.

Проблема выбора профессии у молодых людей

. особенностями поведения личности, раскрыть её значение в профессиональной деятельности. Нельзя забывать, что человек вступает в мир как индивид, наделённый совокупностью . группа профессий связана с абсолютной профессиональной пригодностью (то есть профессия предъявляет жесткие требования к личностным особенностям человека). Вторая группа профессий требует относительной профессиональной пригодности .

И, наконец, классификация Э.Ф.Зеера [3], который в качестве основания деления профессионального развития человека взял социальную ситуацию, которая определяет отношение личности к профессии и профессиональным общностям. Тогда можно выделить следующие стадии.

1. Зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием взрослых (0-12 лет).

2. Оптация – формирование профессиональных намерений, которое завершается выбором профессии (старшие классы).

3. Профессиональная подготовка.

4. Профессиональная адаптация.

5. Первичная профессионализация и становление специалиста – выработка профессиональных технологий, стабилизация отношения к профессии.

6. Вторичная профессионализация – повышение квалификации, стабилизация профессиональной активности, выработка собственной профессиональной позиции.

7. Профессиональное мастерство – высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения деятельности.

Вероятно, этот процесс не всегда протекает плавно, а может сопровождаться кризисами профессионального становления.

Рассмотренные классификации достаточно разнообразны, поскольку авторы далеко не единодушны даже в рассмотрении самого понятия профессионального становления. Например, А.К.Маркова полагает, что оно начинается с приходом человека на работу, в то время как большинство авторов датируют начало этого процесса выбором профессии, есть и указания на более ранние периоды, когда у ребенка только появляется интерес к профессии. Мы также считаем, что начинается этот процесс с выбора юношей или девушкой своей будущей профессии и длится всю жизнь, если человек работает. Тогда наиболее важными стадиями для становления профессионала являются стадии профессионального обучения и адаптации к профессии, поскольку от того, насколько эффективно прошли эти стадии, насколько глубоко человек разобрался в содержании своей профессии, освоил её операциональную сторону, осознал свои возможности и перспективы для саморазвития, настолько высока будет его мотивация стать настоящим профессионалом. И здесь мы согласны с Н.С.Пряжниковым [11], что важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления является способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать свою профессиональную жизнь. И данные качества в максимальной степени формируются за годы обучения в вузе.

Профессиональное самоопределение как основной критерий профессионального становления

Конечно, в жизни человек сталкивается с различными видами самоопределения, а не только с профессиональным, поэтому выделяют признаки любого самоопределения:

— установление человеком своих особенностей, черт, качеств, способностей;

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в . весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить . неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так .

— выбор критериев и норм оценивания себя;

— определение у себя качеств, которые уже соответствуют выбранным критериям и нормам, принятие или непринятие себя;

— предвосхищение своих потенциальных качеств;

— построение своих целей, задач, планов;

— изменение ценностных ориентаций и пересмотр существующих критериев оценки;

— пересамоопределение – человек заново принимает или не принимает себя [2].

Н.С.Пряжников [11] разработал содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения, которая включает ряд составляющих этого процесса.

1. Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки.

2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели.

4. Определение ближних профессиональных целей.

5. Информирование о профессиях, специальностях, учебных заведениях, местах трудоустройства.

6. Представление о препятствиях к достижению профессиональных целей и знание о своих достоинствах, способствующих реализации целей.

7. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов.

Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме – и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным – тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития. Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами:

1) рассогласованием составляющих направленности: противоречия между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия; между самооценкой и самоуважением; между стремлением к власти и ценностными ориентациями;

2) несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности;

3) противоречие между направленностью личности на достижение успеха, карьеру, высокие материальные блага и недостаточным уровнем развития способностей, качеств;

4) несовпадение представлений о своих профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностях (рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным);

5) противоречие между профессиональным потенциалом и социальными ограничениями (возраст, пол и т.д.) [1; 2].

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО .

. как средство профессионального самоопределения подростков. Цель исследования: обосновать педагогические условия использования активных методов профориентации для профессионального самоопределения подростков. Цель, объект и . трудовой деятельности. Можно сказать, что процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный путь человека. Однако пиком этого процесса является акт .

Примеры похожих учебных работ

Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога

. становления и развития профессионального сознания будущих психологов. Глава 1 Теоретико-методологические основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога 1.1. Формы становления личности . профессиональной деятельности в .

Становление и развитие коррекционной педагогики как науки

Каждая профессия предъявляет определённые требования к данным человека.

. две профессии по семи предложенным типам заболеваний, которые могут быть приобретены в ходе профессиональной деятельности . . развития и состояния здоровья молодого человека, в то время, как профессия, не соответствующая физическому развитию .

Становление и развитие отечественной социологии организаций

. к достижению определенной цели. Вместо проблем организации деятельности отдельного человека он впервые обратил внимание на управление социальной общностью (система взаимодействия людей, трудовая кооперация), подчеркивая, что каждый работник .

История становления и развития психологии управления как науки

. деятельностью. Современные подходы управления психологии. Основными поступками являются следующие: · Человека . Значительный вклад в развитие административной и бюрократической . человека заложили так же учёные: Маслоу, Герзбергер, Портер. Становление .

История становления и развития психодиагностики.Общая характеристика метода наблюдения

. беседы. типы вопросов 15 3. История становления и развития психодиагностики Психологическая диагностика выделилась из . ведется наблюдение – отдельный человек (или животное), группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом наблюдения .

Периодизация профессионального развития

Оптация (12-16 лет)- формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии.

Профессиональное обучение и подготовка (16-23 года)- длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведениями случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).

Стадия первичной профессионализации и становления специалиста (25-30 лет)- формирование новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе.

Вторичная профессионализация (30—42 года)- профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности.

Стадия профессионального мастерства и становления акмепрофессионалов (42-60 лет)-переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности.

Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией;

Профессионализм состоит из 3-х этапов : адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства;

Суперпрофессионализм также состоит из 3-х этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности;

Непрофессионализм - выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности;

Читайте также: