Теория мотивации макдауголла кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цель исследования - рассмотреть связь эмоций и инстинктов в теории У.Мак-Даугалла, обозначить основные принципы теории инстинктов социального поведения.
Задачи исследования:
1)изучить понятие инстинкта;
2)охарактеризовать влияние инстинктов на социальное поведение индивида;
3)рассмотреть семь пар эмоций и инстинктов

Содержание

Глава 1. Теория инстинктов Уильяма Мак-Даугалла……………………….6
Понятие инстинкта………………………………………………………. 6
Влияние инстинктов на социальное поведение индивида……………. 9
Глава 2. Связь между инстинктами и эмоциями……………………………13
2.1 Семь пар эмоций и инстинктов…………………………………………..13
2.2 Объяснение общественных явлений с помощью теории инстинктов…21

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

Глава 1. Теория инстинктов Уильяма Мак-Даугалла……………………….6

    1. Понятие инстинкта……………………………………………………… . 6
    2. Влияние инстинктов на социальное поведение индивида……………. 9

    Глава 2. Связь между инстинктами и эмоциями…… ………………………13

    2.1 Семь пар эмоций и инстинктов…………………………………………..13

    2.2 Объяснение общественных явлений с помощью теории инстинктов…21

    В середине XIX в. сложились первые формы социально-психологического знания. Они еще не могли базироваться на какой бы то ни было исследовательской практике, но, напротив, весьма походили на конструкции универсальных энциклопедических схем, свойственных социальной философии той эпохи. Концепции эти неизбежно создавались в канонах философского знания, были спекулятивны, умозрительны. Социальные явления начинают трактоваться в терминах неосознанных инстинктов, импульсов, стремлений. Появляется теория инстинктивизма, основателем которой был английский исследователь Уильям Мак-Даугалл.

    Инстинктивизм в развитии социологии сыграл свою роль. Он пробудил интерес к изучению психики и стимулировал внимание к не поднятым до того времени проблемам сознания. Поэтому не случайно под флагом разработки проблемы инстинктов стали писать об установках, аффектах, потребностях, интересах, привычках и т.д. В теории инстинктов делается акцент на важных сторонах человеческой психики как основы поведения людей. Более того, она привлекла внимание исследователей к неосознаваемым аспектам психики и их роли в общественной жизни.

    Актуальность темы исследования. Инстинкты как основные специфически видовые наклонности мотивируют и целенаправляют все поведение человека, инстинкт входит в структуру личности и является наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. А это значит, что инстинкт представляет собой наследственную склонность к определенному поведению, или образу действий. В экстремальных ситуациях разум просто не успевает проанализировать ситуацию, и поступаем мы так, как диктует нам инстинкт. Без этого человеческий род не смог бы выжить. Хотя человек способен подавлять, контролировать, искажать свои инстинкты, они, будучи подавленными, могут подмять под себя человека и даже уничтожить его. Отмечая, что человек это разумное существо, мы не должны забывать, что разум – это только скромный корректор и распределитель инстинктивных программ. Объясняя актуальность изучения инстинкта, этологи, прежде всего, подчеркивали специфически видовые и биологические аспекты его изучения.

    Цель исследования - рассмотреть связь эмоций и инстинктов в теории У.Мак-Даугалла, обозначить основные принципы теории инстинктов социального поведения.

    1)изучить понятие инстинкта;

    2)охарактеризовать влияние инстинктов на социальное поведение индивида;

    3)рассмотреть семь пар эмоций и инстинктов;

    4)проанализировать объяснение общественных явлений с помощью теории инстинктов.

    Объектом исследования в курсовой работе выступает теория инстинктов У.Мак-Даугалла.

    Предметом исследования в курсовой работе являются эмоции и инстинкты в теории У. Мак-Даугалла.

    Гипотеза – эмоции и инстинкты имеют большое влияние на социальное поведение индивида и на общественные явления в целом.

    Научно – практическая значимость работы заключается в том, что его результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории психологии, социологии, психологии личности, организационной психологии на факультетах психологии и социологии университетов, педагогических вузов; в спецкурсах по истории зарубежной и отечественной психологии, могут использоваться в историко-психологических исследованиях, в создании учебных пособий.

    По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

    Глава 1. Теория инстинктов Уильяма Мак-Даугалла

    1.1 Понятие инстинкта

    Уильям Мак-Даугалл (1871 — 1938) 3 — англо-американский психолог, один из основателей социальной психологии (ввел этот термин в 1908 г.), автор концепции гормической психологии. Образование получил в Университете королевы Виктории (бакалавр, магистр, 1890), затем учился в Кембриджском университете (бакалавр гуманитарных наук, 1894; бакалавр медицинских наук, бакалавр химии, магистр гуманитарных наук, 1897). Одновременно, с 1894 по 1898 г., изучал медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. В 1898 г. сопровождал в качестве врача группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил вместе с Дж.А. Миллером научную стажировку у Г.Э. Мюллера в университете Геттингена в Германии по проблеме цветового зрения (1900). С 1901 по 1904 г. М.-Д. - ассистент в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, где вместе с Ф. Гальтоном работал над созданием психологических тестов. Их исследования повлияли на развитие факторного анализа, который разрабатывал совместно с Сирилом Бартоном Ч.С. Пирс. Как и М.-Д., Ч.С. Пирс работал в это время в Лондонском университетском колледже. С 1904 по 1920, М.-Д. преподавал ментальную философию в Оксфордском университете. В 1908 г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности Physiological Psychology (1905) и Body and Mind: A History and Defense of Animism (1911), где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920 г. М.-Д. переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г. Мюнстерберстига в Гарвардском университе. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, М.-Д. перебрался в 1927 г. в университет Дьюка, где стал деканом факультета психологии. Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908 г., когда вышла одна из важнейших его работ (Основные проблемы социальной психологии), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его гормической психологии как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основы. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж. Уотсоном об инстинктах. Навык, по мнению М.-Д., сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения. Но его понимание инстинкта, из-за расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К. Лоренца. В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждений, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях.

    Инстинкт — этот термин был в дальнейшем заменен Мак-Даугаллом на термин склонность — представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом, это психофизическое предрасположение заставляет индивида что-либо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально М.-Д. выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность (удивление),агрессивность( гнев),самоуничижение(смущение) ,самоутверждение( воодушевление),родительский инстинкт(нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, т. к. внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч. Дарвина об эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство — с удивлением, драчливость — с гневом, родительский инстинкт — с нежностью. Критиковал теорию Джемса— Ланге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивно-эмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал, как наиболее важное, так называемое эготическое, связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности. М.-Д. пытался дать научную интерпретацию процессам в социальных группах. Трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение — как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп (душа группы), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе. Как и его предшественник, У.Джемс, М.-Д. имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927 г., при участии Дж. Райна, организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной, как и физическая. На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена множественной личности, здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик.

    1.2 Влияние инстинктов на социальное поведение индивида

    Дарвин рассматривал инстинкт в основном как влечение или импульс, побуждающий животное стремиться к определенной цели. Кроме того, инстинкт можно рассматривать как совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях.

    Критика Маслоу: критиковал инстинкт и влечения, как термин предшествующий потребности. Если есть инстинкты у человека, то мотивы у ребенка и пожилого человека должны быть одинаковы.

    "Стремление человека к пище точнее описывается понятием аппетит, нежели голод".

    Критика Мюррея: критиковал мягче. Создал понятие "потребность", как тождественное "влечению", но позже оставил лишь "потребность" (внутренняя динамическая сила организма).

    Уильям Мак-Дауголл – основатель академической психологии мотивации.

    Уильям Мак-Дауголл указывал на то, что понятие инстинкта размылось и вышло за рамки научного знания, популяризировалось и стало употребляться неверно. Но на тот момент не было других терминов для определения побуждений человека, поэтому Мак-Дауголл вынужден был его использовать.

    Инстинкт не позволяет понять смысл.

    У человека нет инстинктов – современная точка зрения.

    · покровительство и опека

    · призыв о помощи

    · группа примитивных склонностей (кашель, чихание и др.)

    Теория Мак-Дауголла утверждает, что мотивы (инстинкты) человека и животных не сильно отличаются друг от друга.

    Каждому виду поведения поставлен в соответствии инстинкт (склонность).

    · селективность по отношению к выбору объекта

    · эмоциональный импульс - ядро инстинкта (неизменно)

    · моторная - инструментальная активность

    Селективность и инструментальная активность варьируют в зависимости от ситуации. Ядро инстинкта неизменно.

    Понятие влечения в психоанализе. Психодинамическая трансформация влечений. Проективная диагностика мотивации.

    Дополнительные понятия для влечения:

    · Напряжение (движущая сила, энергия)

    · Цель (предполагаемый эффект)

    · Объект (то, с чем должно связаться влечение, чтобы была достигнута цель)

    · Источник (тот соматический процесс, который воплощается во влечение)

    В разные периоды Фрейд по-разному смотрел на влечение:

    · Влечение – двигатель прогресса

    · Влечение – это стремление к равновесному состоянию (гомеостаз)

    · Каждая жизнь неизменно приходит к смерти. Поэтому все влечения направлены на то, чтобы умереть в конце концов естественным образом. Только сексуальное влечение противостоит влечению к смерти, поскольку направлено на сохранение рода.

    · В последних работах – группа агрессивных влечений – стремление к разрушению.

    Судьба влечений (психодинамическая трансформация влечений):

    1) Превращение в противоположное: поворот влечения от активности к пассивности (садизм - мазохизм и любовь к подглядыванию - эксгибиционизм) и превращение содержания влечения в противоположное.

    2) Обращение на собственную личность – становится нам понятным благодаря соображению, что мазохизм представляет собой садизм, обращенный против собственного Я, а эксбиционизм включает в себя также рассматривание собственного тела. Сущность процесса составляет перемена объекта при неизменности цели.

    3) Вытеснение – перевод психического содержания из сознания в бессознательное и (или) удерживание его в бессознательном состоянии. Вытеснение поддерживается определенным бессознательными силами. Один из важнейших защитных механизмов, благодаря которому неприемлемые для Я желания становятся бессознательными.

    4) Сублимирование – такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

    Проективная диагностика мотивации

    Проективные методы диагностики мотивации построены на анализе продуктов воображения и фантазии, они основаны на представлении Фрейда о защитных механизмах (в частности, проекции), а также многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Эти методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно, неосознаваемых мотивов. Подобные методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали использоваться и в экспериментальной психологии.

    Вообще проективные диагностики мотивации направлены на вычленение единой системы личности.

    Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме. Экспериментальные исследования обусловливания и подкрепления.

    В бихевиористских теориях научения и влечения целевые состояния называ­ются подкреплением. Оно означает событие, которое осуществляет контроль за предшествующим пове­дением, например, в состоянии голо­да прием пищи сообщает предшеству­ющему поведению характер действия, ведущего к еде. Мотивация есть стремление к целе­вому состоянию, к подкреплению. Для возникновения стремления необ­ходимы две предпосылки. Во-первых, должна существовать возможность предвосхищения наступления целево­го состояния в соответствующем ожи­дании. Во-вторых, целевое состояние, пос­кольку оно служит подкреплением, должно обладать для живого суще­ства определенной ценностью.

    Понятие мотивации в бихевиоризме неотделимо от понятия научения.

    Основные направления в бихевиоризме

    1. Теория классического обусловливания (Д. Уотсон, Э. Торндайк) – респондентное обсуловливание – подкрепляется стимул

    Схема научения:

    1 этап: условный стимул → безусловный стимул → безусловная реакция

    2 этап: условный стимул → условная реакция

    Законы научения:

    · закон готовности

    · закон эффекта (подкрепления)

    · закон упражнения

    2. Теория оперантного научения (Б. Скиннер) – оперантное обсуловливание – подкрепляется правильная реакция

    Модель научения:

    Реакция → положительное подкрепление → усиление реакции

    Дж. Уотсон

    То, что раньше считалось сознанием, является внутренним поведением и происходит из внешнего, отличаясь от него лишь тем, что реакции слабы и не видимы для наблюдателя.

    Эксперимент на формирования чувства страха на нейтральный или приятный объект. Ребёнку демонстрировался кролик + резкий звук, в итоге на все похожие предметы ребёнок реагировал плачем (явление генерализации). Уотсон предположил, что всё нерациональное поведение (в том числе, асоциальное) имеет в своей основе неправильно замыкание стимула и реакции.

    Однако концепция Уотсона не учитывала прошлый опыт и привычки.

    На аналогичные стимулы могут возникать разные реакции.

    Необихевиоризм

    Необихевиористами выявлено, что организм действует иногда без отчетливой внешней стимуляции. Было сделано предположение о том, что деятельность вызывается внутренним состоянием организма. Так, в необихевиоризме появляются понятия побудительной силы, потребности, нужды.

    Мотивация – источник активности и направленности поведения организма; то, что побуждает, поддерживает, направляет.

    Эдвард Толмен – концепция когнитивного бихевиоризма

    Поведение – функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерения, ожидания, знания - прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Только рассматривая все эти факторы в совокупности мы можем адекватно описать поведение.

    Ввел понятие когнитивной карты – целостная структура представления мира. Наличие когнитивных карт было показано на примере поведения животных; эксперимент: крыса, изучив лабиринт, бежит к корму, в независимости от точки начала движения. Она ориентируется не на последовательность движений, которые однажды привели её к успеху (налево-направо-направо), а использует целостное представление об устройстве лабиринта. Причём, крыса может научаться и без подкрепления, просто бродя по лабиринту.

    К. Халл утверждал, что поскольку потребность предшествует действию организма и сопровождает его, то она имеет мотивирующий характер. Он выделял первичные и вторичные побуждения. Первичные побуждения врожденны – это голод, жажда, дыхание, дефекация, сон и др. Вторичные побуждения – соединение с другими, господствование, зависимость, подчинение – также врожденны. Бихевиористы пытались определить силу потребности, измеряя величину электрического тока, удар которого самец согласен пережить, чтобы добраться до самки. Изучалось влияние силы потребности на научение; животные для того, чтобы получить пищу, решали задачу. К. Халл сделал вывод, что в организме животного происходят невидимые процессы, поэтому их поведение можно записать в виде формулы: стимул – организм – реакция. В большинстве случаев промежуточные переменные формируются в процессе поведения.

    Первичное подкрепление существует тогда, когда объект сам обладает подкрепляющим свойством.

    Вторичное подкрепление возникает тогда, когда подкрепляющие свойства переносятся на стимулы. Объекты изначально являются биологически нейтральными (пример: свет, звук).

    Б. Скиннер – оперантный бихевиоризм

    · Респондентное (отвечающее) – условные, безусловные рефлексы

    · Оперантное (произвольное) – правильные реакции закрепляются методом проб и ошибок. Здесь большую роль играет подкрепление.

    · Положительное (добавление хорошего)

    · Отрицательное (добавление или устранение плохого)

    · Условное (биологически нейтральный стимул становится значимым)

    · Генерализованное (обобщённое) – подкрепляется не какая-то конкретная потребность; обобщённое подкрепление может удовлетворить несколько потребностей.

    Проблема мотивации поведения человека занимала умы мыслителей всех времён. Всего насчитывается несколько десятков принципиально разных теорий мотивации.

    Античность и Средневековье

    Рациональные теории мотивации

    Аристотель и другие греческие философы, теологи средневековья. Человек - особое существо, наделённое разумом. Всё, что не побуждает действовать человека, - рационально, то есть является следствием каких-то логических умопостроений. Силой своего разума человек имеет волю и свободу выбора, ставит цели и достигает результата.

    Иррациональные теории мотивации

    В основном описывали поведение животных, которое несвободно, неразумно, управляется тёмными, неосознаваемыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях.

    Теория принятия решения и теория автомата

    Первыми научными теориями мотивации можно считать возникшие в семнадцатом-восемнадцатом веках теорию принятия решений и теорию автомата.

    Теория принятия решения объясняет на рационалистической основе поведение человека.

    Теория автомата объясняет на иррационалистнческой основе поведение животного.

    Первая теория была связана с использованием математических знаний при объяснении поведения человека. Она рассматривала проблемы выбора человека в экономике. В дальнейшем основные положения данной теории были перенесены на понимание человеческих поступков в целом.

    Возникновение и развитие теории автомата было вызвано успехами механики. В центре было учение о рефлексе. Рефлекс рассматривался как механический (автоматический) врождённый ответ живого организма на внешние воздействия.

    Естественнонаучные теории мотивации

    Во второй половине девятнадцатого века научная общественность приняла эволюционную теорию Ч. Дарвина. Она позволила пересмотреть поведение человека, опираясь на понятие инстинкта. Дарвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, что у человека и животных имеется много общих потребностей и форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и инстинктов.

    С одной стороны началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк), с другой - инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов и др.).

    В результате фактически полностью изменилось представление о потребностях человека и соответственно о мотивах его поведения. Термины "потребность", "инстинкт", "рефлекс" и другие прочно заняли своё место в научном аппарате.

    Стали выделять не только биологические, но и социальные потребности. Некоторые учёные при этом рассматривали социальные потребности как преломление биологических.

    Биологизаторские теории

    По своему существу первыми крайней биологизаторскими теориями стали теории инстинкта 3. Фрейда и У. Макдугалла, которые были предложены в конце девятнадцатого века и получили популярность в первой половине двадцатого. Оба, и Фрейд, и Макдугалл свели все формы человеческого поведения к врождённым инстинктам.

    При этом в своей теории Фрейд сначала опирался лишь на один инстинкт (так называемый инстинкт жизни - либидо), сводя все формы проявления человеческого к этому. Потом он добавил инстинкт смерти (стремление к разрушению, хаосу).

    Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов:

    - репродуктивный (родительский) инстинкт,

    В дальнейшем Макдугалл добавил к перечисленным ещё восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям.

    Теории инстинктов породили множество споров в научной среде. Предметом обсуждения было:

    - Как доказать существование у человека этих инстинктов?

    - В какой мере могут быть сведены к инстинктам или выведены из них социально обусловленные формы поведения?

    - Как в конкретном поведении разделить инстинктивное и приобретаемое?

    В дальнейшем в психологии стали всё реже использовать понятие "инстинкт", заменив его "потребностью". В результате описательный аппарат общей психологии, стоит это признать, обеднел. Понятие "инстинкт" аппелирует к биологическим схемам поведения, в то же время потребность отражает лишь некое насущное неудовлетворение. Взять, к примеру, инстинкт самоунижения - понятна его биологическая роль (предотвращение агрессивных действий в отношении себя), понятно когда запускается этот механизм (если человек прогнозирует акт агрессии в отношении себя, при этом агрессор заведомо сильнее). Нельзя здесь заменить инстинкт самоунижения на "потребность в самоунижении" - у слушающего может сложиться впечатление, что человек всегда испытывает эту потребность.

    Некоторые инстинкты у человека, что совершенно очевидно, носят более тотальный характер, нежели у животных, например репродуктивный инстинкт. Природа дала человеку разум, но вместе с этим усилила действие этого инстинкта (чтобы человек не "передумал"). Поэтому никакая хорошая теория личности не может обойтись без понятия об инстинктах.

    Теория высшей нервной деятельности

    Данная теория была разработана И. П. Павловым, её развитие продолжено его учениками, последователями и другими учёными:

    - Н. А. Бернштейном - автором теории психофизиологической уровневой регуляции движений,

    - П. К. Анохиным, предложившим модель функциональной системы, и объясняющую динамика поведенческого акта,

    - Е. Н. Соколовым, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.

    Другие теории

    Курт Левин предложил теорию мотивации, основанную на так называемых валентностях (по аналогии с химией).

    Имеется целая плеяда теорий мотивации в гуманистической психологии: Г. Мюррея, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса и др.

    Теория Г. Мюррея

    Имеются первичные потребности (органические) и вторичные (психогенные), возникающие в процессе развития и обучения:

    - потребность достижения успехов,

    - потребность в аффилиации,

    - потребность в агрессии,

    - потребность в независимости,

    - потребность в противодействии,

    - потребность в уважении,

    - потребность в унижении,

    - потребность в защите,

    - потребность в доминировании,

    - потребность в привлечении внимания,

    - потребность в избегании вредных воздействий,

    - потребность в избегании неудач,

    - потребность в покровительстве,

    - потребность в порядке,

    - потребность в игре,

    - потребность в осмыслении,

    - потребность в сексуальных отношениях,

    - потребность в помощи,

    - потребность во взаимопонимании,

    - потребность в приобретении,

    - потребность в отклонении обвинений,

    - потребность в познании,

    - потребность в созидании,

    - потребность в объяснении,

    - потребность в признании,

    - потребность в бережливости.

    Теория А. Маслоу

    Самая известная концепция мотивации поведения принадлежит Абрахаму Маслоу. Существует иерархия человеческих потребностей, и эти потребности удовлетворяются обычно от низших к высшим:

    - физиологические (органические) потребности,

    - потребность в безопасности,

    - потребность в аффилиации,

    - потребность в уважении,

    - потребность в самоактуализации.

    Теория мотивации во второй половине двадцатого века

    В данных теориях отрицается принципиальная возможность создания единой универсальной теории мотивации, одинаково успешно объясняющей как поведение животных, так и человека. Обычно подчёркивается, что стремление снять напряжение как основной мотивационный источник целенаправленного поведения на уровне человека не работает, во всяком случае не является для него основным мотивационным принципом.

    Также большинством учёных утверждается, что человек не реактивен, а изначально активен, и поэтому принцип редукции напряжения для объяснения поведения человека не очень приемлем, а источники его активности следует искать в нем самом, в его психических свойствах и состояниях.

    Также признаётся одновременно и роль бессознательного, и роль сознания человека в формировании поведения человека. Сознательная регуляция для человека выступает ведущим механизмом формирования поведения. Психоаналитические теории, хотя и популярны, постепенно становятся уже историей.

    Появились современные концепты для описания мотивации:

    - "социальные потребности", "социальные мотивы" (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен),

    - "жизненные цели" (К. Роджерс, Р. Мей),

    - "когнитивные факторы" (Ю. Роттер, Г. Келли и др.).

    На современном этапе принято изучать мотивацию человека "человеческими методами", то есть для такого рода исследований разработана собственная методология.

    Теория деятельности

    В отечественной психологии до середины 1960-х гг. психологические исследования были сосредоточены на изучении познавательных процессов.

    А. Н. Леонтьев, опираясь на труды С. Л. Рубинштейна, создал так называемую теорию деятельности. Согласно его концепции, мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия. В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей. Мотивация человека претерпевает изменения под влиянием осуществляемой деятельности, поэтому корни деятельности как бы лежат в самой деятельности.

    Центральным понятием в теории, Уильяма Мак – Дауголла, является понятие – инстинкта. Под инстинктом он понимает совокупность 3 процессов.

    1)селективное восприятие. Человек уделяет внимание тем элементам, которые в данный момент его волнует. Например: если перед голодным человеком положить множество разных предметов, а одним из них будет являться пищевой продукт, то из множества предметов он сначала обратит внимание на него, а потом на другие.

    2) ядром инстинкта является эмоциональный импульс.

    3) активность субъекта в той или иной ситуации. Например: человек увидев в лесу змею, убежит от неё, а если уведет съедобный гриб, то, наоборот, за ним потянется.

    Изначально Уильям Мак – Даугол выделил 12 инстинктов, приписав 7 из них эмоцию, которая с ними сопровождается. Остальным пяти он приписать не смог, за что и получил осуждение. Например: родительскому инстинкту соответствует эмоция нежности, а инстинкту продолжения рода не может соответствовать одна конкретная эмоция.

    Читайте также: