Теория множественного интеллекта гарднера кратко

Обновлено: 05.07.2024

Говард Гарднер.

Говард Гарднер , профессор Гарвардского университета, в научном сообществе известен, прежде всего, как основоположник теории множественного интеллекта. По мнению американского психолога, стандартных мер недостаточно для определения IQ человека, ведь существует несколько видов интеллекта.

Раньше источники интеллекта находили исключительно в генетических факторах. Интеллект определялся, как способность планировать, решать проблемы, узнавать что-то новое. Однако если верить Гарднеру, интеллект динамичен и многогранен, поэтому нельзя сказать, что умным является только тот, кто демонстрирует лингвистические или логические способности.

В своих книгах Гарднер не раз писал, что у каждого из нас есть несколько взаимодействующих видов интеллекта: лингвистический (или вербальный), математико-логический, музыкальный, визуально-пространственный, кинестетический, естественный (или натуралистический или научный), межличностный (внеличностное) и внутриличностный. Девятый разум (еще не раскрытый) называется экзистенциальным, философским или духовным.

Теория множественного интеллекта — основные предположения:

  • У каждого человека есть все виды интеллекта, развитые в разной степени;
  • Интеллект создает профиль, уникальный для других;
  • Профили динамичны и претерпевают изменения в процессе человеческого развития;
  • Интеллект можно развивать с помощью упражнений.

По словам Гарднера, для правильного применения положений его теории в образовании наиболее важными являются:

✔️ Индивидуализация обучения и воспитания.

✔️ Четкое понимание образовательных целей.

✔️ Использование нескольких способов представления концепций в учебном процессе, которые студент должен в первую очередь понять.

Задача учителей — распознать детские предрасположенности, или определить профиль его интеллекта. Это и будет первым шагом к правильной поддержке, как для развития доминирующего интеллекта, так и к созданию условий, облегчающих деятельность, для которой необходимо использовать менее развитый интеллект.

Ещё одним важным элементом развития различных способностей ребёнка является система оценки его достижений. Она должен быть справедливой и применяться с учётом профиля интеллекта и уровня развития ребёнка. Учитель, которому нравится его работа и который любит общаться с учениками, в результате постоянных наблюдений обычно может точно оценить доминирующий тип интеллекта у своих учеников.

Виды интеллекта по Г. Гарднера

📖 Лингвистический интеллект

Этот интеллект развивается уже в утробе матери (малыш учится узнавать её голос). В раннем детстве мы сначала изучаем интонационные модели языка, а затем связываем слова с их значениями. В первые годы жизни, приобретая языковой опыт, слушая слова или разговаривая, ребёнок может произнести около трёх тысяч слов на языке, который используется в его окружении.

Ребенок с преобладанием лингвистического интеллекта понимает и воспринимает мир через слова. Люди, проявляющие способности в лингвистической сфере, любят говорить, читать и слушать, а также вести дискуссии. Они выражают себя, используя богатый словарный запас, хотят быстро учиться и даже придумывают новые слова. Такие люди изучают иностранные языки с лёгкостью, потому что у них хорошая слуховая память.

🏧 Математический и логический интеллект

Дети с преобладающим типом математического и логического интеллекта начинают понимать значение символов в раннем детстве. Они умеют решать задачи, требующие логического мышления. Они разбираются в абстрактных отношениях, легко замечают причинно-следственные связи, умело их выстраивают и классифицируют.

Согласно исследованиям, проведенным в Польше, 58% дошкольников проявляют математические способности и демонстрируют математическую направленность ума. К сожалению, большинство родителей и учителей либо не замечают данной предрасположенности, либо не знают, как её развить.

🚴‍♂️ Интеллект движения (кинестетический)

Люди с преобладанием этого типа интеллекта любят спорт, охотно выполняют физические упражнения, быстро осваивают различные спортивные дисциплины. У них прекрасная зрительно-моторная координация и хорошо развитое чувство равновесия. Физическая активность придает им энергию, пробуждает волю к действию, стимулирует и поддерживает мышление, добавляет энтузиазма и вдохновляет.

Двигательный интеллект не следует отождествлять с гиперактивностью или СДВГ.

📉 Визуальный и пространственный интеллект

Этот тип интеллекта очень часто недооценивается в школе, и дети с визуально-пространственными способностями считаются плавающими в облаках и испытывающими трудности с концентрацией внимания.

🌱 Естественный интеллект

Людей с преобладанием естественного интеллекта часто интересуют экология и проблемы современного мира, связанные с вопросами защиты окружающей среды. Они с удовольствием осматривают окрестности, исследуют мир растений и животных, коллекционируют картины на которых изображена природа, а также фильмы и книги. Им нравится учиться и работать, а также отдыхать на природе.

🎹 Музыкальный интеллект

Этот тип интеллекта проявляется раньше других. Примерно к двум годам уже можно наблюдать у ребёнка проявления музыкальных способностей. Это слуховая чувствительность ко всем типам звуков, а не только к музыке. Люди с доминирующим музыкальным интеллектом обладают чувством ритма, они также легко запоминают мелодии. Им нравится слушать музыку, петь, играть на инструментах и издавать звуки с помощью, так называемых не музыкальных предметов. У них хороший музыкальный слух, высокая музыкальная чувствительность, они могут читать эмоции, выражаемые музыкой, легко запоминают мелодии песен и звуковые последовательности музыкальных произведений.

🤝 Межличностный интеллект

Люди с представленным типом интеллекта любят и умеют работать в команде, легко устанавливают социальные контакты, общительны, понимают потребности других и реагируют на них. Их воспринимают как лидеров, потому что у них наблюдаются лидерские качества. Они могут сглаживать конфликты, обладают навыками ведения переговоров и посредничества, а также способностью находить компромиссы.

👨‍🎓 Внутриличностный интеллект

Это способность понимать свои собственные чувства, потребности и опыт, которая проявляется в способности сознательно планировать своё поведение и управлять им, ставить цели и достигать их. Люди, действия, которые основаны на внутриличностном интеллекте, независимы, знают и сознательно используют свой потенциал.

Теория Г. Гарднера называется глубоко гуманистической, она предлагает нетрадиционный взгляд на ребёнка и его способности к образованию. Теорию Гарднера впервые использовали учителя, работающие с детьми на этапе дошкольного образования, следующей группой были учителя, работающие с детьми, у которых имелись проблемы в обучении, и с детьми, считающимися одаренными. Следующей группой были учителя и владельцы частных школ, которые искали новые подходы к обучению, тем самым выделяя свои школы среди других.

Задумывались ли вы, почему дети в одном классе так по-разному усваивают программу? Или почему, закончив одну и ту же языковую школу, ребята выбирают совершенно разные профессии? Конечно, скажете вы, у всех разные способности. И будете правы. Но дело не в уровне IQ, а в направленности мышления и восприятия мира.

Сущность теории множественных интеллектов Говарда Гарднера

типы интеллекта по Говарду Гарднеру

Гарднер подчеркивает, что интеллект это не предмет и не некий механизм в нашей в голове. Это ресурс, который дает использовать различные формы мышления. Интеллект — способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленная культурной и социальной средой.

Семь видов интеллекта, выделенных психологом, равноценны между собой. Они не зависят друг от друга, а работают как самостоятельные системы. Каждый вид представляет собой способ взаимодействия с миром, и оценивание одних интеллектов выше, чем других — это исключительно культурная традиция.
Множественный интеллект, по мнению его открывателя, имеет следующие виды:

  • лингвистический;
  • логико-математический;
  • музыкальный;
  • пространственно-визуальный;
  • телесно-кинестетический;
  • межличностный;
  • внутриличностный.

Позже, продолжая работу над своей теорией, ученый добавил еще два:

Таким образом, мы видим 9 типов мышления. Давайте разберем каждый из них.

Лингвистический или вербально-лингвистический интеллект

Лингвистический или вербально-лингвистический интеллект

Это способность использовать речь в разных ее проявлениях, устно и письменно. Люди, для которых характерен этот тип, прекрасные ораторы. Они умеют интересно рассказывать обо всем, удерживая внимание публики. Им легко запоминать тексты, писать сочинения.

Малыши с этим типом мышления легко учат стихи и с удовольствием их рассказывают. Им легко дается азбука. Они рано начинают читать и писать, любят книги. Такие дети быстро осваивают иностранные языки, любят словесные игры. Им нравится участвовать в спектаклях.

Обладатели этого типа интеллекта становятся писателями, политиками, журналистами, редакторами, переводчиками. Им также подходят профессии учителей словесности, тренеров, телеведущих, юристов.

Логико-математический интеллект

Логико-математический интеллект

Это проявление логического и абстрактного мышления, умение сопоставлять объекты мысленно, не имея их в поле зрения. Это любители математической точности и вычислений, метода дедукции и анализа, нахождения причинно-следственных связей.

Дети с логико-математическим типом быстро учатся классифицировать, понимать абстрактные понятия и делать выводы и умозаключения. Им нравятся логические задачки, головоломки, игры с цифрами и всяческие подсчеты. Они обожают научные эксперименты и книги с уклоном в науку.

Выбор будущей профессии также обычно связан с наукой. Такие люди становятся математиками, физиками, астрономами, инженерами, бухгалтерами, программистами.

Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект

Это способность к игре на разных музыкальных инструментах, пению, понимаю ритмичной картины, силы и высоты звуков. Люди с музыкальным интеллектом прекрасно разбираются в музыке. У них великолепный слух, позволяющий различать чистоту, высоту, тембр звука. Они хорошо передают и чувствуют ритм.

Малыши с этим типом уже с первых месяцев жизни прислушиваются к музыке, реагируют на нее эмоционально. Они предпочитают музыкальные игрушки остальным. Становясь старше, они легко запоминают и воспроизводят музыку. Могут начинать обучение в музыкальной школе раньше сверстников. В обучении для них лучше применять методы слушания, аудирования. Уроки им легче делать под музыку.

Это будущие композиторы, музыканты, певцы, артисты, диджеи, звукорежиссеры.

Пространственный или пространственно-визуальный интеллект

пространственно-визуальный интеллект

Говорит о способности модифицировать информацию, преобразовывать ее в зрительные образы. Умение мысленно действовать с этими образами в трех измерениях.

Взрослые прекрасно чувствуют цвет и форму, линии и размеры. У них прекрасная зрительная память. Они с легкостью запоминают лица, предметы, картины и даже страницы с текстом. Легко находят дорогу по карте, запоминают что, как и где расположено.

Дети с преобладающим пространственным мышлением легко представляют любые образы и переносят их в свой мир: фантазий, игр, поделок, рисунков.

Это скульпторы, художники, дизайнеры, фотографы, архитекторы, строители. Этот тип интеллекта присущ шахматистам и инженерам, стилистам и имиджмейкерам, а также водителям.

Телесно – кинестетический интеллект

Телесно – кинестетический интеллект

Это способность использовать все части тела для выполнения поставленных задач. Сюда входит управление крупной и мелкой моторикой, движения тела, ловкость, равновесие, координация в пространстве. А также использование предметов окружающей среды.

Люди этого типа много двигаются, занимаются спортом и танцами. Чаще всего обладают спортивной фигурой. Они следят за своим телом, с помощью которого пытаются самоутверждаться.

Дети с раннего возраста очень гибкие, ловкие, активные. Они могут хорошо контролировать и координировать свои движения. Например, они начинают кататься на двухколесном велосипеде раньше сверстников. Они любят подвижные игры, беготню, не могут долго усидеть на месте.
Обычно этим типом интеллекта обладают спортсмены, танцоры, жонглеры, хирурги, пожарные.

Межличностный интеллект

Способность распознавать чувства людей, улавливать их настроение, понимать язык их поведения и настроения.
Это люди, которые быстро сходятся с другими, чувствуют их состояние, поддерживают. Они испытывают высокую эмпатию к окружающим, понимают, чем им можно помочь. Они добры и внимательны к близким, а свои эмоции хорошо контролируют.

Из них вырастают прекрасные чуткие руководители, общественные деятели, учителя, врачи, психологи, волонтеры, спасатели.

Внутриличностный интеллект

Внутриличностный интеллект

Это также способность распознавать чувства, но уже не других людей, а свои. Это нужно для определения самосознания, саморазвития, восприятия себя в мире и с другими людьми.

Чаще всего это интроверты, которые стремятся развивать себя, делать жизнь упорядоченной, следовать правилам. Они способны договариваться с собой, чтобы изменить свое отношение к каким-то ситуациям.

Такие дети очень организованны с ранних лет. Они могут давать оценку своим действиям, поступкам, видеть свои сильные и слабые стороны. Они понимают, чего действительно хотят. Благодаря этому способны решить, будут они это делать или нет.

Как и люди с межличностным типом, эти выбирают похожие профессии. Психолог, учитель, философ, историк и другие, где необходимы качества этого интеллекта.

Натуралистический интеллект

Натуралистический интеллект

Способность человека взаимодействовать с природой, чувствовать ее значимость и влияние на людей и мир вокруг. Таким людям интересно изучать все живое, а также наблюдать за погодой, собирать камни, изучать изменения экологии.

Раньше это были те, кто собирал ягоды, грибы, травы. Сейчас это в основном экологи, натуралисты, зоологи.

Раньше было принято выводить детей на уроки по окружающему миру в ближайшие парки. Такие занятия лучше всего помогают детям с этим типом интеллекта усваивать программу.

Экзистенциальный интеллект

Экзистенциальный интеллект

Это способность воспринимать и изучать мир через религию, философию и медитацию. Обычно этим типом интеллекта, по мнению Говарда Гарднера, обладают дети, которые с рождения воспитываются в религиозных семьях. Но бывает, что ребенок и сам начинает интересоваться этими темами.

Такие дети часто задают вопросы о смысле жизни, о смерти, о боге или высших силах. Они любят историю, священное писание, беседы о духовности. Вырастая, они идут учиться на философов, журналистов, аналитиков. Становятся общественными деятелями, преподавателями йоги, священниками.

Итак, по мнению автора теории множественного интеллекта, он включает 9 типов или направленностей. Редко бывает, чтобы человек обладал только одним из них. Как правило, люди имеют несколько способностей, которые проявляются уже в детстве. Точнее, в каждом из нас в той или иной степени есть все виды интеллекта. Но, в зависимости от окружающей среды, развиваются только некоторые из них.

Как применить теорию к отдельному ребенку

Как применить теорию множественных интеллектов

Для чего важно знать, какие именно типы интеллекта преобладают у ребенка? Прежде всего, для того, чтобы подобрать тот способ обучения, который ему подходит. Да, в обычных школах практически нереально организовать учебный процесс, опираясь на индивидуальные особенности каждого ученика. Тем не менее, родители и учителя должны понимать, как ребенку легче воспринимать материал.

С другой стороны, Гарднер считает, что у ребенка будут развиваться те способности, которые наиболее часто используются. Так, если увлекать ребенка с ранних лет счетом, чтением, словесными играми, то с большой вероятностью можем предположить, что у него будет формироваться интеллекты логико-математический вместе с вербально-лингвистическим.

Выводы на основе теории Говарда Гарднера

автор теории множественного интеллекта Г.Гарднер

В заключении подчеркнем, что:

  • все типы интеллекта связаны между собой и их можно развивать. Развивая одну способность, мы будем помогать развиваться другим, смежным этой, способностям. Обычно у детей хорошо развиты два или три типа интеллекта. Другим надо немного помочь включиться. Для некоторых потребуются серьезные усилия.
  • Тип интеллекта указывает не только на способности человека. Это также подсказка, какой именно стиль и способы обучения подходят, чтобы лучшим образом развить эту способность.
  • Используя удобный нам способ познания, мы во много раз увеличиваем эффективность обучения. Подбирая ребенку задания с учетом его особенностей, мы помогаем ему не только познать новое, но и с радостью учиться.
  • Плохие оценки в школе говорят не о низком интеллекте ребенка и его неспособности к обучению. Это прежде всего показатель недоработанной системы образования.
  • Ученик с плохими оценками имеет в будущем равные с отличниками шансы на успех, если будет развивать свой тип интеллекта.
  • Тесты на уровень IQ не могут достоверно оценивать интеллект и способности человека. Каждый из нас умен и развит в своей области.

Теория множественного интеллекта Гарднера показывает природу и механизмы работы нашего разума, как он взаимодействует и развивается под воздействием окружающей действительности. Пока это только теория, по поводу которой еще ведутся исследования, и которая еще претерпевает изменения. Но благодаря Говарду Гарднеру мы можем узнать, каким типом интеллекта обладаем, и подобрать нужные методы и способы обучения. А это во многом залог успеха.

д) телесно-кинестетический и

е) личностный модули.

Первые три модуля — знакомые нам компоненты интеллекта, и они измеряются стандартными тестами на интеллект. Последние три, по мнению Гарднера, заслуживают аналогичного статуса, но западное общество сделало акцент на первых трех типах и фактически исключило остальные. Эти виды интеллекта описаны более подробно в таблице:

Семь интеллектуальных способностей по Гарднеру

(адаптировано из: Gardner, Kornhaber & Wake, 1996)

    интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
  1. Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
  2. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
  3. Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
  4. Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
  5. Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
  6. Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.

В частности, Гарднер утверждает, что музыкальный интеллект, включая способность воспринимать высоту звука и ритм, на протяжении большей части человеческой истории был более важен, чем логико-математический. Телесно-кинестетический интеллект включает контроль за своим телом и способность умело манипулировать предметами: примерами являются танцоры, гимнасты, ремесленники и нейрохирурги. Личностный интеллект состоит из двух частей. Внутриличностный интеллект есть способность следить за своими чувствами и эмоциями, различать их и использовать эту информацию для направления своих действий. Межличностный интеллект — это способность замечать и понимать нужды и намерения других и следить за их настроением с целью предсказания их дальнейшего поведения.

Гарднер анализирует каждый вид интеллекта с нескольких позиций: участвующих в нем когнитивных операций; появления вундеркиндов и других исключительных личностей; данных о случаях повреждения мозга; его проявления в различных культурах и возможного хода эволюционного развития. Например, при определенных повреждениях мозга может нарушиться один тип интеллекта, а другие остаться незатронутыми. Гарднер отмечает, что способности взрослых людей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта.

Хотя все нормальные индивидуумы в той или иной степени способны проявлять все разновидности интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей (Walters & Gardner, 1985), чем и объясняются индивидуальные различия между людьми.

Другие теории интеллекта

  • Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона См.→
  • Триархическая теория Стернберга См.→
  • Биоэкологическая теория Цеси См.→

Теории интеллекта: итоги

Несмотря на эти различия, все теории интеллекта имеют ряд общих черт. Все они пытаются принимать во внимание биологический базис интеллекта, будь то базовый механизм переработки или совокупность множественных интеллектуальных способностей, модулей или когнитивных потенциалов. См.→

howard-gardner

IQ тесты для одних людей работают лучше, чем для других. К тому же прошло то время, когда человека называли умным, исходя из уровня его айкью. Конечно, великие ученые вроде Стивена Хокинга имеют высокий уровень интеллекта, однако есть многочисленные примеры людей со средними показателями, которые также добились огромных успехов.

Теория множественных интеллектов

Эта теория утверждает, что все люди на планете имеют восемь моделей интеллекта, развитых в той или иной степени. Все они в сумме формируют профиль интеллекта. Он базируется на нашей генетике и опыте, а каждый человек имеет уникальное сочетание всех этих моделей.

Языковой

Это способность разговаривать и писать на конкретном языке и при этом эффективно выражать свои мысли. Такой интеллект свойственен юристам, писателям и ораторам.

Логико-математический

Это способность анализировать проблемы при помощи логики, эффективно работать с математическими операциями и изучать проблемы, используя научные методы. Поиск шаблонов и дедуктивное мышление — это еще два признака логико-математического интеллекта. Как вы сами понимаете, ученые и математики развивают именно эту модель.

Музыкальный

Это способность исполнять, сочинять и оценивать музыкальные работы, включая понимание разницы в подаче, тоне и ритме. Успешные музыканты, композиторы и люди, вовлеченные в музыкальную индустрию, имеют высокий уровень такого интеллекта.

Телесно-кинетический

Это способность человека использовать свое тело для выразительности. Люди этой модели интеллекта используют физическую координацию для того, чтобы решать возникающие перед ними задачи. Профессиональные танцоры и спортсмены имеют высокий уровень этого интеллекта.

Пространственный

Это способность распознавать, использовать и интерпретировать образы и шаблоны для того, чтобы воспроизвести объекты в 3D-пространстве. Высоким пространственным интеллектом обладают архитекторы, скульпторы и дизайнеры.

Межличностный

Это способность понимать намерения, мотивацию и желания людей. Этот интеллект помогает сотрудничать с другими. Крайне полезен для продажников, а также для психологов и лидеров.

Внутриличностный

Это способность понимать себя, а также правильно интерпретировать и оценивать свои чувства, эмоции и мотивацию. Она развита у актеров, писателей, воспитателей, а также тех, кто использует осознанность в своей работе.

Натуралистический

Это способность распознавать и оценивать взаимоотношения человека и окружающего мира. Астрономы, биологи и зоологи являются отличным примером хорошо развитого натуралистического интеллекта. Кстати, изначально его не было в теории, однако через некоторое время Гарднер его добавил.

Как только теория стала набирать популярность, многие ученые захотели создать тест, который бы показывал уровень этих моделей интеллектов любого человека. Были предложены разные варианты подобных тестов. Однако Гарднер и его коллеги пришли к выводу, что такой тест провести чрезвычайно тяжело. Он назвал две причины:

  • Он не сможет измерить эффективность интеллекта. Вопросы в них призваны лишь узнать о предпочтениях, навыках, интересах и умениях.
  • Чтобы результаты теста были точны, необходима развитая осознанность. А если так, то невозможно получить точные результаты, ведь у каждого человека уровень осознанности находится на разных уровнях.

Использование теории

Какие выводы мы можем сделать на основе теории Гарднера?

  • Он поощряет нас ценить и уважать людей, которые провалились по тесту IQ. И правда, ведь можно прекрасно разбираться в себе и людях и при этом иметь некоторые проблемы со стандартным тестом. Во многих областях уровень IQ совершенно не помогает достичь большого успеха, а в некоторых и вовсе мешает.
  • Он поощряет нас развивать в себе многогранность. Каждый человек может иметь практически все модели интеллекта Гарднера на высоком уровне. Это возвеличивает личность в общем и целом.

Гарднер был одним из первых, кто заявил, что таланты у человека могут быть совершенно разные, а главное — научиться их применять. Он пытался доказать, что тест IQ бывает красноречивым только в отдельных ситуациях и ничего не может сказать о личности в целом. Многих его теория привела в восторг, особенно людей, на которых ставили крест в учебных заведениях, исходя из стандартного теста. Так что прав был Гарднер или нет, но он многое сделал для того, чтобы к интеллекту человека ученые подходили более взвешенно.

Читайте также: