Теория леонтьева фабри кратко

Обновлено: 04.07.2024

Изменение формы растения, которое как бы двигается к свету (тропизм), не есть проявление чувствительности, поскольку это непосредственная реакция на биологически значимый (значимый для его сохранения) раздражитель. Совсем другое дело движение жабы, захватывающей летящего мотылька. Движение мотылька, его форма, отражаемый его крыльями свет сами по себе не могут удовлетворить непосредственную биологическую потребность жабы в пище. Но они сигнализируют о ней. Восприятие такого сигнала и есть чувствительность (Дубровина, 1999).

Стадии развития психики в филогенезе.Характеристика основных стадий развития психики представлена в работах А. Н. Леонтьева и К. Э. Фабри, а иллюстрация специфики деятельности животных на каждой стадии у Ю. Б. Гиппенрейтер. Рассмотрим основные принципы периодизации развития психики в филогенезе по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри.

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри)

Относительно становления и развития психики и поведения у животных существует целый ряд гипотез.

В основу описанных им стадий психического развития Леонтьев положил признаки наиболее глубоких качественных изменений, которые претерпела психика в процессе эволюции животного мира. Согласно этой концепции, в развитии психики и поведения животных можно выделить ряд стадий и уровней.

А.Н. Леонтьев выделял две основных стадии развития психики: элементарную сенсорную и перцептивную. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая – три уровня: низший, высший и наивысший.

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения. Как отмечал А.Н. Леонтьев, в процессе эволюционного развития эти процессы тесно взаимосвязаны.

Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма, которая, в свою очередь, способствует усложнению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. Все это вместе взятое способствует совершенствованию психики.

Четкая, наиболее существенная грань проходит между элементарной сенсорной и перцептивной психикой, знаменуя собой основную веху грандиозного процесса эволюции психики.

Элементарную сенсорную психику Леонтьев определяет как стадию, на которой деятельность животных «отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных.

Подобное подразделение, однако, слишком поверхностно и не охватывает всего многообразия животного мира.

Позднее, с учетом многих исследований, касающихся поведения, эта гипотеза была доработана и уточнена К.Э. Фабри. Поэтому рассматриваемую в нашем учебном курсе гипотезу развития психики принято называть концепцией Леонтьева – Фабри.

К.Э. Фабри считает, что как в пределах элементарной сенсорной, так и в пределах перцептивной психики следует выделить существенно различающиеся уровни психического развития: низший и высший, допуская при этом существование и промежуточных уровней.

Важно отметить, что крупные систематические группы животных не всегда и не вполне укладываются в эти рамки. Это неизбежно, так как в пределах крупных таксонов, например классов, подтипов или типов, всегда имеются роды или виды, стоящие на смежных уровнях психического развития.

Это можно объяснить тем, что качества высшего психического уровня всегда зарождаются на предшествующем уровне.

По мнению Фабри, расхождения между психологической и зоологической классификациями обусловлены тем, что морфологические признаки, на которых построена систематика животных, отнюдь не всегда определяют особенности и степень развития психической деятельности последних.

Поведение животных представляет собой совокупность функций эффекторных органов животных. А в процессе эволюции именно функция первично определяет форму, строение организма, его систем и органов.

Их строение и двигательные возможности лишь вторично определяют характер поведения животного и ограничивают сферу его внешней активности.

Этот диалектический процесс, однако, осложняется еще возможностями многопланового решения задач и компенсаторными процессами в области поведения.

Это означает, что если животное в данных условиях лишено возможности решить биологически важную задачу одним путем, оно, как правило, имеет в своем распоряжении еще другие, резервные возможности.

Так, одни эффекторы могут замениться другими, т.е. разные морфологические структуры могут служить для выполнения биологически однозначных действий. С другой стороны, одни и те же органы могут выполнять разные функции, т.е. осуществляется принцип мультифункциональности.

Особенно пластичны морфофункциональные отношения в координационных системах, и, прежде всего, в центральной нервной системе высших животных.

Итак, с одной стороны, образ жизни определяет развитие приспособлений в эффекторной сфере, а с другой стороны, функционирование эффекторных систем, т.е. поведение, обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей, обмена веществ в ходе взаимодействия организма с внешней средой.

С точки зрения А.Н. Северцова, изменения условий жизни порождают необходимость изменения поведения, а это затем приводит к соответствующим морфологическим изменениям в двигательной и сенсорной сферах и в центральной нервной системе.

Но не сразу и даже не всегда функциональные изменения влекут за собой морфологические. Более того, у высших животных зачастую вполне достаточными, а иногда даже наиболее результативными являются чисто функциональные изменения без морфологических перестроек, т.е. адаптивные изменения только поведения.

Поэтому поведение в сочетании с мультифункциональностью двигательных органов обеспечивает животным наиболее гибкую адаптацию к новым условиям жизни.

Указанные функциональные и морфологические преобразования определяют качество и содержание психического отражения в процессе эволюции.

При этом врожденное и приобретаемое поведение не являются последовательными ступенями на эволюционной лестнице, а развиваются и усложняются совместно, как два компонента одного единого процесса.

Прогрессивному развитию инстинктивного, генетически фиксированного поведения соответствует прогресс в области индивидуально-изменчивого поведения.

Инстинктивное поведение достигает наибольшей сложности как раз у высших животных, и этот прогресс влечет за собой развитие и усложнение у них форм обучения.

Трёх стадиальная концепция развития психики опирается на принцип, обнаруженный Ч. Дарвином - принцип взаимной связи, формы и функций организма. Применительно к психическому развитию - психическое отражение, как свойство нервной системы формируется в процессе деятельности животного, а конкретные формы поведения животного определяются средой обитания, особенностями строения тела, нервной системы и соответствующим ей уровням психического отражения – это принцип - деятельность, активность - источник развития.

1. Стадия элементарной сенсорной психики - характерная способность животного к отражению отдельно воздействующих на него отдельных свойств среды в форме ощущений (низшие животные);

2. Стадия перцептивной психики – происходит отражение внешней действительности в форме восприятий, происходит усложнение деятельности животных, возникает новая форма закрепления опыта – двигательные операции;

3.Стадия интеллекта - характеризуется тем, что возникает не только отражение отдельных вещей, но и их отношений. Интеллект - отражение животным воспринимаемой ситуации.

Признаки интеллектуальной деятельности по Леонтьеву.

1. Усложнение строения деятельности животного с появлением двух фазной деятельности;

2. Решение двух фазных задач - задачи состоящие из подготовительной фазы и фазы осуществления. Подготовительная фаза - биологически незначима, имеет значимость поисковую;

3. Наличие поисковой фазы - основной признак интеллектуального поведения.

Фабри (ученик Леонтьева). Фабри, вносит в концепцию Леонтьева дополнения, подразделяя каждую стадию на низший и высший уровни развития.

Проблема изучения интеллектуальной деятельности животных.

В понятие “ интеллект” вносят различный смысл.

Ладыгина - Коц: две формы мышления:

1. Установление связей раздражителей, непосредственно воспринимаемых животным в ходе его жизнедеятельности (“ животные действуют, думая, и думая, действуют” (Ладыгина - Коц));

Характерно установление связей между непосредственно воспринимаемыми раздражителями и представлениями. Животные могут оперировать образами.

Интеллектуальная деятельность по Фабри.

Элементы интеллектуальной деятельности (предпосылки интеллектуальной деятельности). Способность позвоночных к манипулированию предметами (основана биологически нейтрально) - любознательность (например, манипулирование коробками без содержимого). В такой деятельности происходит познание, развитие когнитивных процессов совместно с работой всех сенсорных систем - способность к широкому зрительному обобщению. Способность к решению сложных задач. Способность к переносу навыков в новой ситуации (элемент поэтапного научения собак: сначала научилась открывать щеколду, затем доставать мясо, после объединение первого и второго действий). Способность к полноценной ориентации и адекватному реагированию в новой обстановке на основе прежнего опыта. Фабри в отличие от других, говорит о биологической ограниченности интеллекта, так как любое поведение, в частности, обезьяны определяется образом жизни и биологическими закономерностями, барьер который не может перешагнуть даже самая умная обезьяна (опыты с шимпанзе - постель каждый день из травы, но никогда не устраивает навесы от ливней). Высшие обезьяны не способны мысленно оперировать одними лишь представлениями. Причинно - следственные связи у животных отсутствуют.

Читайте также: