Первый монолог сальери кратко

Обновлено: 03.07.2024

Сальери был композитором. С детства он любил искусство и часто наслаждался тем, как звучит орган в церкви, после чего начал заниматься и сам. Со временем, благодаря упорству и труду, он сумел достичь успеха, им начали восхищаться. Сальери всегда радовался успехам других музыкантов и никогда никому не завидовал. Но позже в нем начало прорастать зерно зависти, когда его затмил талант Моцарта.

Однажды Моцарт по дороге к Сальери встречает слепого музыканта. Скрипач исполнял произведение Моцарта. Его забавляет, как фальшивит музыкант. Он решил посмеяться с другом и привел его с собой. Но Сальери не оценил шутку, для него подобные насмешки над искусством были неприемлемы. Он прогнал старика, а Моцарт заплатил музыканту, чтобы слепой выпил за его здоровье.

Увидев, что Сальери без настроения, Моцарт пытается уйти, но Сальери останавливает его и просит Моцарта сыграть то, что он сочинил. Моцарт начинает играть, произведение, которое написал ночью, и рассказывает о своих чувствах, которые он испытал, пока создавал его. Сальери был восхищен, но еще больше в нем взыграла зависть. В тот момент, ему начинает казаться, что Моцарт несет опасность для искусства. Сальери решает отравить молодого композитора ядом.

Главные герои и их характеристика:

  • Сальери – талантливый пожилой композитор, который долго и упорно шел к успеху. Решает из зависти отравить Моцарта, которому все давалось легко благодаря таланту.
  • Моцарт – молодой музыкант, не осознающий своей гениальности, очень талантливый, погибает от рук завистливого Сальери.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Старик со скрипкой – слепой уличный музыкант, который фальшиво играет произведение, написанное Моцартом.
  • Человек в черном – образ, предвещающий кончину Моцарта, этот человек заказал композитору Requiem. Моцарт чувствовал присутствие этого загадочного человека и перед своей смертью исполняет заказанный ему Реквием.

Сцена I.

Сальери – получивший признание музыкант. Он родился с любовью к искусству, и размышляет как трудолюбиво и упорно развивал свой талант в музыке. Насколько ему тяжело далось то, что он имеет сейчас. Он делал упор не на дар, а воспринимал искусство, как обычное ремесло.

Пушкин

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

Спустя какое-то время, его затмевает молодой талантливый Моцарт, который был беспечным гулякой и все ему давалось легко, без особых усилий. Этот композитор быстро стал популярным благодаря своему таланту. Сальери начинает завидовать Моцарту, хотя они успели стать друзьями.

К Сальери заходит веселый Моцарт, он привел с собой слепого старика скрипача. Композитор встретил его по дороге к другу. На улице, где он фальшиво исполнял арию из оперы, написанную Моцартом. Он просит уличного музыканта снова исполнить это произведение, чтобы слышать мненье Сальери.

Моцарт усаживается за фортепиано и начинает исполнять новую пьесу. Сальери был безумно восхищен тем, как смело и хорошо у него получается, и зависть еще сильнее разгораться в композиторе, и появляются в его голове черные мысли.

Сцена II.

Во течение трапезы в трактире Сальери замечает, что Моцарт молчит и хмурится. Молодой композитор делится своими переживаниями о том, что был у него загадочный человек в черном. Он лишь заказал сочинить Requiem и скрылся.

Моцарту не очень-то хотелось его отдавать, так как произведение получилось очень хорошим. Но его терзает тревога, что этот заказ был неким знаком судьбы.

Моцарт и Сальери

Сальери подсыпает яд в стакан Моцарту, он выпивает, и отправляется показать другу свое творение. Он усаживается за фортепиано и начинает играть тот самый Requiem. Сальери испытывает бурю эмоций и от музыки, и от того, что он сделал и не может сдержать слезы.

Моцарт почувствовал, что ему стало плохо и уходит из трактира, оставляя Сальери одного. Композитор понимает, что чувство зависти никуда не ушло. Он думает над словами Моцарта, что гений со злодейством не совместимы, и ведь выходит, что он не гений, и сам пытается это отрицать.

Кратко об истории создания произведения

Действие происходит в доме известного композитора Сальери. Хозяин рассказывает о том, как еще ребенком полюбил музыку, услышав в церкви орган. Он отверг все науки и детские забавы, посвятил себя искусству. Сальери в совершенстве освоил технику игры на музыкальных инструментах, досконально изучил теорию.

Только овладев всеми тайнами и приемами, Сальери начал сочинять сам. Первые произведения он безжалостно сжигал. Наконец, после долгих трудов, композитор добился признания.

Сальери уверен, что никогда не унижался до зависти.

Но сейчас в среде композиторов появился не просто талант, а гений. Несправедливо, когда подобные высоты даются не за многолетние труды, не за любовь и самоотречение, а при рождении.

Так повезло пустому и праздному гуляке – Моцарту.

В это время входит сам Моцарт. Он считает Сальери другом, поэтому принес ему новое сочинение. По дороге возле трактира Моцарт увидел слепого скрипача, который играл его произведения. Уличный музыкант сильно фальшивил, что Моцарту показалось забавным.

Он привел скрипача с собой и предлагает Сальери послушать его.

Моцарт расплачивается со скрипачом, а затем садится за рояль. Ночью его посетили несколько мелодий. Одну из них он и представляет на суд Сальери. Хозяин дома потрясен: как можно, написав столь гениальную музыку, слушать фальшивую игру слепого скрипача.

Сальери упрекает Моцарта в том, что тот не знает себе цену, называет его Богом. Гость весело сообщает, что “божество” проголодалось. Сальери приглашает друга отобедать с ним в трактире.

Моцарт соглашается, но уходит, чтобы предупредить жену.

Сальери рассуждает о том, что он должен остановить Моцарта, чтобы на его фоне другие композиторы не выглядели так жалко. Великий талант бесполезен, ведь ни один человек не сможет подняться до него, как бы ни старался. Моцарт, словно ангел, случайно залетевший к смертным с небесной вышины.

Ему пора вернуться в свой рай.

Сальери говорит о яде – последнем даре его возлюбленной. Много раз он испытывал искушение воспользоваться им, мечтая прервать свою жизнь, но уже восемнадцать лет продолжает носить с собой. Сальери все надеялся, что придет время, когда этот яд будет нужнее. И, похоже, этот день настал.

Сегодня последний дар любви перейдет в чашу дружбы.

Сцена II

Моцарт и Сальери обедают в трактире, где есть фортепиано. Моцарт пришел мрачный и рассказывает Сальери, что его тревожит Requiem. Три недели назад к нему заходил человек в черном, но не застал дома.

На второй день странный посетитель снова приходил и снова не застал хозяина. И только на третий день он пришел в дом, когда композитор играл с сыном. “Черный человек” заказал Requiem и тут же исчез. Произведение готово, но заказчик с тех пор не появляется.

“Черный человек” не дает Моцарту ни минуты покоя. Он как бы преследует композитора. Кажется, что все время за ним наблюдает. Вот и сейчас он сидит третьим за их столом в трактире.

Сальери пытается вернуть другу хорошее настроение. Он рассказывает о Бомарше, который советовал во время приступа хандры выпить шампанского или перечитать его “Женитьбу Фигаро”.

Моцарт интересуется, правда ли, что Бомарше кого-то отравил? Сальери считает, что для этого он был слишком несерьезным человеком. Моцарт произносит ключевую фразу трагедии: “Гений и злодейство – две вещи несовместные”.

В этот момент Сальери незаметно бросает яд в стакан.

Моцарт провозглашает тост за братский союз и выпивает отравленное вино. Он идет к фортепиано, играет Requiem. Потрясенный Сальери плачет. Моцарт замечает это и спрашивает о причине такой реакции.

Преступник отвечает, что испытал настоящее облегчение, словно совершил тяжкий долг. Моцарт чувствует себя неважно и торопится домой, чтобы отоспаться. Он прощается с Сальери.

Убийца остается один и в смятении повторяет слова о гении и злодействе. Он – не гений? Завистник не хочет верить в правоту отравленного друга.

Он в ужасе вспоминает об убийстве, которое приписывают Микеланджело. Была ли это правда?

Очень краткое содержание для читательского дневника

К Сальери пришёл Моцарт, попросил его высказать мнение о музыке, сочинённой им ночью, и сыграл своё сочинение. Сальери был потрясён божественной красотой этой музыки. Он пригласил приятеля обедать в трактире Золотого Льва и там отравил его, бросив яд в бокал вина. Отравитель был уверен, что сделал благое дело. По его мнению, гений Моцарта погубил бы творчество других композиторов, а наследника своего гениального дара он бы не оставил.

Популярные сегодня пересказы

  • Мальчик в белой рубахе — краткое содержание рассказа Астафьева
    Произведение представляет собой короткий рассказ, повествующий о событиях периода тридцатых годов прошлого столетия во время сильнейшей засухи.
  • Как жаль — краткое содержание рассказа Солженицына
    Анна Модестовна хочет взять справку в одной организации. Но там перерыв на обед, и ей придётся ждать. Женщина вышла на улицу. Погода осенняя, дождливая, грязная, но сейчас дождя не
  • Анализ произведения Жизнь Клима Самгина Горького
    Жанровая направленность произведения представляет в виде романа-эпопеи, являющегося самым крупным, итоговым творением писателя, создававшимся на протяжении более десяти лет.
  • Лесной царь — краткое содержание баллады Жуковский
    Красивое и грустное стихотворение о безвременной гибели маленького мальчика. Оно пронизано сказочными образами, украшено богатой речевой структурой. Несмотря на то, что стихотворение небольшое по содержанию

Краткий пересказ по сценам (более подробный, чем краткое содержание)

Сцена 1

Действие происходит в комнате.

Сцена 2

В трактире Золотого Льва друзья обедают в особой комнате. Моцарт признаётся, что его тревожит Реквием, который ему заказал сочинить человек в чёрной одежде. С той поры он не появлялся, но композитору кажется, что он гонится за ним, как тень, и даже теперь сидит с ними за столом.

Сальери пытается развлечь Моцарта и вспоминает своего приятеля Бомарше, но Моцарта тревожит мрачное предчувствие, и он спрашивает о том, правда ли, что Бомарше отравил кого-то. Но тут же говорит:

Как ты да я. А гений и злодейство —

Две вещи несовместные. Не правда ль?

Моцарт говорит, что нынче он нездоров, и уходит, решив заснуть.

Отравитель, оставшись один, говорит, что Моцарт заснёт надолго. Вспомнив слова о том, что гений и злодейство несовместны, Сальери стал сомневаться в своей гениальности.

В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребенком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он самозабвенно предался изучению музыки.

Моцарту кажется, что Сальери нынче не в духе, и собирается прийти к нему в другой раз, но Сальери спрашивает Моцарта, что тот принес ему. Моцарт отговаривается, считая свое новое сочинение безделицей. Он набросал его ночью во время бессонницы, и оно не стоит того, чтобы утруждать им Сальери, когда у того плохое настроение. Но Сальери просит Моцарта сыграть эту вещь. Моцарт пытается пересказать, что испытывал он, когда сочинял, и играет.

Сальери в недоумении, как мог Моцарт, идя к нему с этим, остановиться у трактира и слушать уличного музыканта. Он говорит, что Моцарт недостоин сам себя, что его сочинение необыкновенно по глубине, смелости и стройности. Он называет Моцарта богом, не знающим о своей божественности. Смущенный Моцарт отшучивается тем, что божество его проголодалось.

Сальери считает, что живой Моцарт — угроза для искусства. Моцарт в глазах Сальери подобен райскому херувиму, залетевшему в дольний мир, чтобы возбудить в людях, чадах праха, бескрылое желанье, и поэтому будет разумнее, если Моцарт вновь улетит, и чем скорей, тем лучше. Сальери достает яд, завещанный ему его возлюбленной, Изорой, яд, который он хранил восемнадцать лет и ни разу не прибегнул к его помощи, хотя не раз жизнь казалась ему невыносимой. Ни разу не воспользовался он им и для расправы с врагом, всегда беря верх над искушением. Теперь же, считает Сальери, пора воспользоваться ядом, и дар любви должен перейти в чашу дружбы.

Главные герои произведения

Моцарт — молодой талантливый композитор. Он доброжелателен, открыт, верит людям и относится к ним с чистым сердцем. Это жизнелюбивый человек, который легко идет по жизни. Моцарт создает талантливую музыку, которая вызывает восхищение у всего его окружения.


Сальери – лучший друг Моцарта (именно так называет его композитор). Жестокий, завистливый, высокомерный человек, абсолютная противоположность Моцарта. С самого детства он изучает музыку (которая давалась ему с трудом), в надежде стать знаменитым на весь мир.

Помимо главных героев в произведении встречаются и второстепенные персонажи — человек в черном, старик со скрипкой. Они несут в своем образе скрытый смысл, который становится понятен читателю после более подробного знакомства с пьесой.

  • История написания
  • Краткое содержание
  • Тема и конфликт
  • Композиция произведения
  • Главные герои
  • Жанровые особенности

Анализ трагедии Пушкина Моцарт и Сальери

История написания

Культ личности Моцарта.

Сам Пушкин хорошо понимал, что его поэма — художественное произведение, характеры героев вымышлены. Но его забавляло наблюдение за реакцией публики на скандальную историю.

Краткое содержание

Произведение пушкина Моцарт и Сальери

Первая часть

Моцарт приводит с собой слепого скрипача,

Вторая глава

Сальери снова остаётся один, предаваясь размышлениям. Он считает Моцарта угрозой искусству, потому решает отравить его. Друзья встречаются в трактире, где разговаривают. Моцарт говорит, что его тревожит Requiem, который пишет по заказу незнакомого человека — ему кажется, что фигура в чёрном везде преследует его. Сальери успокаивает его, утверждая, что это просто детские страхи.

Сальери подсыпает моцарту яд

Сальери пытается остановить Моцарта, но тот всё равно выпивает вино. Затем он подходит к пианино и играет свою оперу Requiem. Слушая последнюю композицию, Сальери плачет, но не от угрызений совести, а от осознания выполненного долга. Моцарту становится плохо, он уходит из трактира.

Снова оставшись один, Сальери размышляет о сказанном. Он пытается найти себе оправдание, вспоминая легенду о том, как Микеланджело Буонаротти якобы принёс человеческую жертву ради искусства, но приходит к выводу, что это только глупые выдумки народа. В итоге старый музыкант начинает сомневаться в собственной гениальности — таким образом, даже отравленный Моцарт выходит победителем из их противостояния.

Тема и конфликт

Двигателем сюжета и основой конфликта в поэме Пушкина становится зависть. Это разрушительное чувство доводит Сальери до ужасного преступления, заставляя его убить Моцарта ядом. Будучи жертвой зависти толпы в реальной жизни, Александр Сергеевич сильно презирал её. Это и позволило ему изобразить вызванную ей трагедию настолько живо и искусно.

Интересно, что преступник остаётся без традиционного наказания, но и не выходит победителем. Фраза о том, что гениальность и злодейство несовместимы, навсегда отпечатывается в сознании Сальери, заставляя его сомневаться в своих взглядах, а отравленный Моцарт торжествует — он поднялся выше людской злобы, доказав свою исключительность. Смысл произведения в том, чтобы показать, как движимый завистью человек остаётся наедине с собственной совестью и не может найти оправдания для себя, что и служит справедливым возмездием.

Композиция произведения

Внутренней основой композиции произведения служит описание борьбы добра и зла. Некоторые из её особенностей:

Монолог сальери

Само произведение написано довольно просто. Оба акта сочетают монологи и диалоги основных персонажей. Неспешное начало подводит к очевидной кульминации и развязке.

Заканчивается трагедия на философской ноте — вместо непосредственной смерти Моцарта читателю показываются размышления Сальери о произошедшем.

Главные герои

Пьеса не отличается богатым составом персонажей. Среди них выделяются два главных героя — Моцарт и Сальери, характеристика которых во многом противоположна. Таблица действующих лиц:

Моцарт — молодой композитор и главный положительный персонаж

  • Моцарт — молодой композитор и главный положительный персонаж. Жизнерадостный, оптимистичный, отличается добрым нравом и лёгким отношением к жизни. Создание музыки даётся ему легко — к своему таланту музыкант относится скромно и даже слегка пренебрежительно. Композитор наивен и открыт — он искренне считает Сальери другом, не догадываясь о его противоречивых эмоциях.
  • Сальери — пожилой придворный музыкант. По характеру представляет собой противоположность Моцарта — серьёзный, мрачный, безжалостный и гордый. Музыка даётся ему с трудом, и только путём упорного труда, значительных усилий и отречения от прошлой праздной жизни он может преуспеть в ней. Убеждает себя, что Моцарт — угроза искусству и недостоин своего таланта из-за лёгкого отношения к жизни, а потому должен быть остановлен и убит. Но в глубине души понимает, что завидует своему другу-композитору, из-за чего сам страдает.
  • Человек в чёрном — предвестник смерти. За три недели до начала событий заказывает у Моцарта Реквием, после чего якобы незримо преследует его, вызывая тревогу в душе молодого музыканта. Уже выпив яд, музыкант исполняет созданную для него композицию с символическим названием, что доводит Сальери до слёз.
  • Слепой старик — скрипач в трактире, который на слух играет мелодии Моцарта. Сальери прогоняет его, услышав фальшивую мелодию, которую считает кощунством. Его друг не соглашается, щедро вознаграждая музыканта.

Персонажи, помимо Моцарта и Сальери, являются второстепенными. Автор никак не раскрывает их характер, используя героев только как часть сюжета, происходящего с друзьями-композиторами.

Жанровые особенности

  • острый конфликт;
  • ясная идея;
  • насущная проблематика;
  • трагическая развязка.

Читайте также: