Теория коммуникативного действия юргена хабермаса кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В. ЛОМОНОСОВА

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Хабермас Юрген

Теория коммуникативного действия

ХАБЕРМАС Юрген – современный немецкий философ, крупнейший представитель Франкфуртской школы (представитель интерсубъективистского направления в критической теории). Родился в Дюссельдорфе 18 июня 1929. Изучал философию, историю и психологию в университетах Гёттингена, Цюриха и Бонна. С 1956 по 1959 – ассистент в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, руководимом М.Хоркхаймером, а в 1980–1983 – директор этого института. С 1964 по 1971 (и с 1983) – профессор философии и социологии Франкфуртского университета. С 1971 по 1980 – директор Института Макса Планка. Основные труды: Структурные изменения общественности, Техника и наука как идеология, К логике социальных наук, Теория коммуникативного действия, Моральное сознание и коммуникативное действие.

В историю социологии Хабермас вошел как создатель теории коммуникативного действия. В поиске пути, который мог бы вывести западноевропейское общество из кризиса, он обращается к проблемам межличностного взаимодействия, а именно – коммуникации, и сосредотачивается на условиях, обеспечивающих истинную – рациональную коммуникацию между людьми.

В центре философских размышлений Хабермаса – понятие коммуникативного разума. Первым шагом в развитии этого понятия была книга Познание и интерес (1968, здесь Хабермас ищет модель критического диалога, с помощью которой хочет осмыслить притязания трансцендентальной философии). Затем Хабермас приходит к разработке понятия разума, опирающегося на теорию языковых актов. Эта теория обстоятельно излагается в двухтомном труде Теория коммуникативного действия (1981).

Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса

Хабермас разделяет человеческое общество на две сферы:

сфера труда (взаимодействие человека с природой)

сфера коммуникации (взаимодействие человека с человеком)

и выделил соответствующие им типы действия:

Стратегическое действие – действие, направленное на достижение эгоистических целей с учетом поведения одного или более индивидов. Это действие является частично рациональным, т.к. человек выбирает наиболее эффективный способ достижения собственной цели. Люди в данном случае рассматриваются как средства или препятствия в достижении эгоистических целей. Центральное понятие – принятие решения на основе сознательного выбора между различными вариантами. Данный тип действия восходит к Аристотелю и обычно называется телеологическим. На этой самой распространенной модели основаны теории принятия решений и теории игр в экономике и социальной психологии.

Нормативное действие – это поведение, которое основано на нормах и ценностях, которые разделяются в данной группе. Центральным аспектом в данном случае выступает следование нормам. Рациональность данного действия заключается в том, что людям необходимо просчитывать объективные последствия своих действий с точки зрения принятых норм. Ожидания участников имеет не когнитивный характер (в смысле прогноза того или иного события), а нормативный (участники ожидают определенного поведения, основанного на норме). Данная модель восходит к Дюркгейму и Парсонсу; на ней основана теория ролей.

Драматургическое действие – действие по созданию имиджа, в основе которого лежит самовыражение человека. Иными словами, это действие по представлению самого себя окружающим. Человек в данном действии раскрывает свою индивидуальность. Ключевое понятие данное модели – самопрезентация, то есть некая игра, стилизация выражения собственных желаний перед лицом другого. Драматургическое действие разработано в работах Ирвина Гофмана.

Коммуникативное действие – действие в согласии с другими участниками для достижения совместной цели. В основе концепта – понятие интерпретации. Коммуникативное действие относится к взаимодействию как минимум двух субъектов, которые стремятся к взаимопониманию и достижению согласия по поводу самой ситуации действия. Особое значение имеет язык как средство коммуникации. Данная модель в социологии разрабатывалась Мидом и Гарфинкелем.

Контекст понимания в рамках коммуникативного действия и ресурсы для него предоставляет жизненный мир. Жизненный мир- это своеобразный резервуар, из которого участники коммуникации черпают убеждения, чтобы в ситуации возникшей проблемы взаимопонимания, предложить интерпретацию, пригодную для достижения консенсуса.

Юрген Хабермас По данной теме мы уже выполнили презентацию подход к технике Юргена Хабермаса подробнее (р. $1929$) современный немецкий философ и социолог, представитель Франкфуртской По данной теме мы уже выполнили реферат Франкфуртская школа подробнее школы. В $60$-е и $70$-е годы идеи Хабермаса По данной теме мы уже выполнили реферат Толирантность и религия по Хабермасу подробнее повлияли на общественные движения как в Европе, так и в обеих Америках.

Одной из причин философского проекта Хабермаса стало осмысление им послевоенной мировоззренческой ситуации в Германии. Для него важно проблематизировать и понять, что есть речь и как возможно коммуникация и понимание людей друг друга.

Теория коммуникативного действия

Готовые работы на аналогичную тему

Речевой акт обосновывается как значимый. Во-первых, на уровне обыденной коммуникации может быть достигнуто согласие, во-вторых, на основании этого, формируется дискурс. Дискурс подчиняется определенным правилам:

  • он открыт для участия для всех желающих;
  • в дискурсе не приемлемо принуждение к согласию с какой-либо точкой зрения;
  • основа дискурса – это стремление в итоге достичь согласия, выработать общую точку зрения.

Коммуникативное согласие имеет свои особенности. Согласие в общении должно быть лишено внушения и угроз. Первоначально коммуникация строится с использованием вербализации человеком своего внутреннего мира, что впоследствии дополняется выходом к значимым темам о структуре мира и общества.

Социализм и политика

Философия Маркса и Энгельса, по мнению Хабермаса, в большей степени делает упор на этической стороне рассмотрения общества; для нее важно дать оценку общественному развитию.

Хабермас также является одним из создателей теории постсекулярного общества. По его мнению в нашей современности господствует экуменистическая дружба всех религий, когда между ними устанавливается прямой, бесконфликтный контакт. Установка на такие отношения должны способствовать снижению терроризма в мире, которые имеет, кроме всего прочего, и религиозный характер.

Кроме того, социально-политические идеи, развиваемые Хабермасом, во многом признаются европейской политикой исходными для себя.

КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ - одна из влиятельных западных социальных теорий, разработанная Ю. Хабермасом в русле "критической теории общества" и направленная на интегративное понимание социальной реальности. К. д. т. обосновывает критическую теорию общества, исходя из анализа коммуникации и, соответственно, нового понимания рациональности. Она связана с т. н. "лингвистическим поворотом" в философии и социальных науках, обусловившим переход гносеологизма в коммуникативную парадигму. Общество анализируется в форме коммуникации.

"Лингвистический поворот" влечет за собой отказ от субъективистской феноменологии, основанной на анализе внутреннего сознания времени, конституирующего структуры повседневной практики. Язык снимает сознание и, понятый с коммуникативной т. зр., принимает форму лингвистического анализа языковых форм взаимопонимания. Рациональность сосредоточивается не в сфере разума, а в языковых формах взаимопонимания. Согласно Хабермасу, коммуникативная модель призвана обновить путем пересмотра классическое понятие рациональности и указать масштабы критического отношения к социальному устройству. Коммуникативная парадигма направлена также против производственной парадигмы классического марксизма.

Исследование К. д. т. осуществляется у Хабермаса по пяти основным направлениям: 1) предлагается новая критическая теория общества, отличная от проекта М. Хоркхаймера и Т. Адорно; 2) разрабатывается концепция коммуникативной рациональности средствами герменевтики, различных теорий языка; 3) разрабатывается теория социального действия, в частности коммуникативного; 4) Хабермас предлагает два понятия: понятие жизненного мира и системы; анализируется их взаимоотношение в исторической перспективе; 5) анализируются важнейшие тенденции и кризисы современности с помощью понятий жизненного мира и системы.

Согласно Хабермасу, проект критической теории общества, представленный в трудах М. Хоркхаймера и Т Адорно приобрел пессимистическую окраску и в целом оказался неплодотворным, поскольку процессы рационализации и идеалы Просвещения прежде всего связывались ими с претензиями классического разума. Критикуя разум Нового времени, авторы "критической теории общества" следовали точке зрения построения объективной картины общественной жизни и поиска средств его улучшения, разумного преодоления существующих в обществе противоречий. В столкновении с новой исторической реальностью критическая теория превращается в критику инструментального разума, постулирующего свои притязания в субъект-объектных отношениях. Человеческий разум как инструмент покорения внешнего мира оказывается инструментом подавления, и в том числе самого человека. Поэтому в рамках инструментального разума масштабы критической теории общества ограничиваются процессами обобществления и реификации, главным образом критики этих процессов. Если Вебер представлял историческое развитие человека как процесс секуляризации мира через его рационализацию, авторы "критической теории общества" считали незыблемым факт органического единства разума и мифа. Отсюда скептическое отношение к разуму и пессимистический пафос их проекта.

Хабермас считает, что основная причина неудачи "критической теории общества" кроется в том, что Хоркхаймер и Адорно пытались спасти инструментальный разум с помощью самого инструментального разума. Т. е. навязать инструментальному разуму задачи, которые он не в состоянии был разрешить. Необходимо выявлять новые рационалистические потенциалы современных структур сознания. Эти потенциалы он надеется обнаружить в области коммуникативной рациональности. Реконструкция понятия рациональности исходит из интерсубъективного по своей природе коммуникативного разума. Новое понимание критической теории связано прежде всего с перспективой участников социального взаимодействия. Нормы и правила социального взаимодействия обосновываются исходя из языкового взаимопонимания и, основанном на формально-прагматическом дискурсе, соглашения, к которому стремятся индивиды. Т. о., действие коммуникативной критической теории распространяется не на трансцендентальные сферы разума и условия возможности познания, а на принятие практических решений на основе достигнутого соглашения в процессе коммуникативного дискурса. В этом отношении познание и коммуникация взаимообусловливают друг друга и совпадают.

Проблема рациональности является основополагающей для соционаучного дискурса. Перед всякой социальной теорией с претензией на теорию общества проблема рациональности встает одновременно в метатеоретической, методологической и эмпирической областях. На метатеоретическом это предполагает анализ импликаций рациональности основных понятий действия, на методологическом - анализ импликаций значимого социального действия, на эмпирическом - оценку процессов рационализации современных обществ. Анализ проблемы рациональности преследует цель показать, что существует потребность в теории коммуникативного действия. "Регулируемые нормами действия, экспрессивные самопредставления и оценивающие высказывания восполняют констатирующие речевые действия до коммуникативной практики, которая на фоне определенного жизненного мира ориентирована на достижение, сохранение и обновление согласия, причем такого согласия, которое покоится на интерсубъективном признании притязаний, могущих быть подвергнутыми критике". Согласие оценивается посредством претензий на значимость. Такие претензии представляют собой воплощенные в высказываниях знания. Высказывания анализируются с т. зр. их обоснованности и через их соотнесение с окружающим миром.

Рациональность повседневной практики и коммуникативного согласия основываются на способности индивидов обосновать собственные высказывания следовательно, предполагает инстанцию аргументации. Аргументация позволяет участникам коммуникативного процесса тематизировать спорные вопросы и разрешить или критиковать их с помощью соответствующих аргументов. Если рациональность отдельных индивидов полагается их способностью аргументировать собственные высказывания, то с всеобщей т. зр. универсальное основание рациональности высказывания не только отдельных людей, но и коллективностей полагается рациональностью жизненного мира. Жизненный мир предстает как непроблематизируемое общее фоновое знание. Жизненный мир может считаться рациональным в той мере, в какой он делает возможным взаимодействия, направляемые коммуникативно достигаемым согласием. Потребность в согласии удовлетворяется посредством рационально, т. е. аргументирование, достигаемого взаимопонимания, которое обеспечивается либо с помощью самих участников, либо с помощью профессиональных экспертов.

Хабермас выделяет четыре основные понятия социального действия.

1. Понятие телеологического действия, связанное с именем Аристотеля; основано на адеквации цели и средства деятельности. Индивид достигает цели, выбирая сулящие успех средства и адекватно применяя их. Если при расчете успеха принимается во внимание решение хотя бы еще одного индивида, можно говорить о стратегическом действии.

2. Понятие нормативного действия предполагает определенную совокупность индивидов, ориентирующих свои действия в зависимости от принятых норм и ценностей и на основании их строящих взаимопонимание. Рациональность нормативного действия определяется соответствием стандартизированным нормам. Последние предопределяют выполняемые индивидами в социальном взаимодействии роли, структурирующие в их глазах социальное окружение.

3. Понятие драматургического действия предполагает публичное представление индивидами самих себя в ситуации взаимодействия. Индивид вызывает в публике определенный образ самого себя посредством того, что "выставляет" себя перед публикой, целенаправленно раскрывает свой внутренний, субъективный мир. Рациональность драматургического действия определяется по тому, насколько искренне индивиду удается выражение своих переживаний. Понятие драматургического действия передает намеренную стилизацию в самопредставлении с целью аутентичности, индивидуальности выражаемого.

4. Понятие коммуникативного действия предполагает социальное взаимодействие по меньшей мере двух индивидов, владеющих речью, способных к действию, которые вступают в межличностное отношение. Индивиды стремятся достичь понимания относительно ситуации действия с тем, чтобы координировать планы действия и сами действия. Основное понятие интерпретации связано прежде всего с достижением согласия относительно ситуации взаимодействия. В этой модели особое значение приобретают лингвистические формы, главное - язык. "Основные понятия социального действия и методология понимания социальных действий связаны между собой. Различные модели действия предполагают каждый раз различные отношения к миру. А эти отношения к миру имеют конститутивное значение не только для рациональности действия, но и для рациональности истолкования социальных действий интерпретатором".

В свете различения основных понятий социального действия Хабермас выделяет "жизненный мир" и "систему". Если стратегическое действие и, соответственно, инструментальная рациональность соответствуют "системе", то коммуникативное действие и, соответственно, коммуникативная рациональность - "жизненному миру". Общество постигается одновременно как система и жизненный мир, как две различных интерпретации и перспективы исследования. "Жизненный мир" - это символически опосредованное производство и воспроизводство общества действующими индивидами. "Система" - это прежде всего система действий и взаимодействий. Таким различением Хабермас пытается избежать альтернативы микро- и макроаналитических уровней, интерпретативной и структурно-функционалистской ориентации в социальных науках. Общество, рассматриваемое как жизненный мир, предполагает необходимую связь социального анализа с внутренней перспективой индивидов, а также герменевтическое "сличение" собственного понимания исследователя с пониманием участников жизненного мира. В этом контексте вся проблема производства и воспроизводства общественной жизни анализируется с т. зр. действующих индивидов.

Общество, рассматриваемое как система, предполагает необходимую связь социального анализа с внешней перспективой наблюдения. Внешнему наблюдателю недоступны структурные модели действия, следовательно, они должны быть рассмотрены герменевтически. С другой стороны, автономность жизненного мира налагает определенные ограничения на воспроизводство общества, причем т. о., что изнутри общества эти ограничения не воспринимаются, наблюдать их можно только извне как систему с ограничениями. Т. о., жизненный мир и система взаимодополняют друг друга.

В отличие от феноменологического анализа жизненного мира, центрирующегося на субъективном переживании индивидов, Хабермас считает необходимым дополнить описание жизненного мира интерсубъективными языковыми структурами. Язык и культура имеют для жизненного мира конститутивное значение. Участники коммуникации в такой мере пребывают в языке, что для них невозможно занятие трансцендентальной позиции по отношению к языку. Это же касается культурных образцов толкования мира, опосредованных языком. Эволюция жизненного мира приводит к различению "культуры", "общества" и "личности". "Культурой я называю запас знаний, из которого участники взаимодействия для целей взаимопонимания черпают интерпретации. Обществом я называю легитимные порядки, через которые участники коммуникации устанавливают свою принадлежность к социальным группам и тем самым обеспечивают солидарность. Под личностью я понимаю компетенции, делающие субъекта способным к владению речью и к действию. " Символические структуры жизненного мира воспроизводятся на путях сохранения и обновления знания, стабилизации групповой солидарности и формирования ответственных за свои действия акторов. Этим процессам культурного воспроизводства, социальной интеграции и соответствуют культура, общество и личность как структурные компоненты жизненного мира.

Анализ жизненного мира необходимо сочетается с анализом системы. Система обозначает прежде всего специфически управляемые проявления саморегулирующегося социального образования с целью адаптации к внешнему миру. "Социальные системы рассматриваются с точки зрения их способности поддерживать собственные границы и продолжать свое существование, преодолевая сложность постоянно меняющегося окружения". В отличие от жизненного мира, ориентированного на индивидуальную самореализацию в символически опосредованных коммуникативных процессах, система скорее ограничивает действия людей. Согласно Хабермасу, социальная эволюция представляет процесс, в ходе которого возрастают сложность системы и рациональность жизненного мира. С другой стороны, происходит все большее отчуждение системы и жизненного мира.

На современном этапе происходит перевертывание характера зависимости между жизненным миром и системой. Если на первоначальных этапах системы включались и определялись структурами жизненного мира, то теперь системы обрели автономию. На место первоначальной зависимости приходит собственная динамика систем. Современные общества достигают такой степени системной дифференциации, при которой элементы системы вступают во взаимодействие без посредничества жизненного мира. Формально организованные, управляемые посредством власти и денег системы представляются индивидам как какая-то естественная данность. Отсюда всякого рода патологии жизненного мира. Тем не менее, жизненный мир остается подсистемой, определяющей состояние общественной системы в целом. Механизмы системного регулирования нуждаются в укоренении в жизненном мире, т.е. нуждаются в институализации.

К. д. т. представляет собой смену парадигм в социально-философской теории.

Современный философский словарь. — М.: Панпринт . В.Е. Кемеров . 1998 .

Юрген Хабермас — немецкий философ и социолог, начавший свою деятельность в рамках Франкфуртской школы. Он родился 18 июня 1929 года в Дюссельдорфе. Он изучал философию, историю и психологию в университетах Геттингена (1949—1950), Цюриха (1950—1951) и Бонна (1951—1954). В 1954 году он защитил докторскую диссертацию по философии Шеллинга под руководством Э. Ротакера. С 1956 по 1959 год он был ассистентом в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, которым руководил Макс Хоркхаймер, а с 1980 по 1983 год был директором этого института. С 1964 по 1971 год (и с 1983 года) он был профессором философии и социологии во Франкфуртском университете. С 1971 по 1980 год он был директором Института Макса Планка (в Штарнберге).

В 1970-х годах он реализовал исследовательскую программу, которая соответствовала общему направлению Социал-демократической партии Германии. Хабермас попытался скорректировать его в духе идеалов Просвещения — эмансипации и равенства.

Проведя десятилетие в Институте Макса Планка по изучению научно-технического мира в Штарнберге, недалеко от Мюнхена, он вернулся во Франкфурт в 1981 году из-за разногласий с коллегами. Он занимал кафедру философии в университете с 1983 года до выхода на пенсию в 1994 году.

Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса - Главная особенность развития человечества

Главная особенность развития человечества

Еще до появления теории коммуникативного действия (1981) Хабермас противопоставил инструментальное действие (сфера работы, оперирующая критериями эффективности) коммуникативному действию — взаимодействию (по крайней мере, двух) индивидов, упорядоченному в соответствии с обязательными нормами. Инструментальное действие ориентировано на успех, коммуникативное действие стремится к взаимопониманию и консенсусу между действующими лицами. Соответственно, Хабермас проводит различие между инструментальной рациональностью (термин, заимствованный у М. Вебера) и коммуникативной рациональностью. В своих поздних работах он выделяет четыре типа действий: стратегические (к ним относятся инструментальные действия), нормативные, экспрессивные (драматургические) и коммуникативные.

Колонизация жизненного мира системами

Помимо инструментальной рациональности, нацеленной на эффективность (которую обычно выделяют социологи), Хабермас выделяет и более фундаментальную — коммуникативную рациональность, которая строится на взаимопонимании и нацелена на него.

Коммуникативная рациональность связана с жизненным миром — символическим миром смыслов, а инструментальная рациональность связана с системным миром, в который человек вовлечен посредством инструментальных действий, реализации целей по отношению к определенным объектам. Сначала мир задумывается как системный мир, который исторически предшествует жизненному миру. Общество — это и системный мир, и жизненный мир.

Коммуникативное действие служит как укреплению традиций, так и обновлению культурного потенциала, социальному взаимодействию и укреплению солидарности; в смысле социализации оно способствует формированию идентичности и личностной идентификации.

Классовая структура

Теория позднекапиталистического овеществления

Поэтому, утверждает Хабермас, теория позднекапиталистической реификации, переформулированная в терминах системы и жизненного мира, должна быть дополнена анализом культурной современности, который заменит устаревшую теорию классового сознания. Вместо критики идеологии этот анализ стремится объяснить культурное обеднение и фрагментацию обыденного сознания. Вместо того чтобы гнаться по потерянному следу революционного сознания, она должна исследовать условия воссоединения рационализированной культуры и повседневного общения как функции жизненных традиций.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: