Адаптация пенсионных выплат кратко

Обновлено: 05.07.2024

60. Обращение за пенсией, ее назначение и перерасчет.

Обратиться за пенсией(любой) можно после возникновения права на нее.исключение:за пенсией по старости можно обратиться за 30 дней до возникновения права на нее.день обращения за пенсией-дата подачи заявления со всеми необходимыми документами.исключение:пенсии по инвалидности(если обратиться не позднее 12месяцев с момента установления инвалидности,то пенсия будет назначена со дня установления инвалидности),пенсия по случаю потери кормильца(если обратиться не позднее 12месяцев с момента смерти кормильца-пенсия назначается с момента смерти кормильца,если обращение последовало позднее-пенсия назначается за прошлое время но в пределах 12 месяцев.)

Обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера без ограничения каким-либо сроком.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии. Перерасчет размера пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих может производиться в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности стажа государственной гражданской службы, с учетом которого определяется размер пенсии за выслугу лет, и (или) замещения должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом.

(см. текст в предыдущей редакции)

В других случаях производится перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Пенсия независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

(см. текст в предыдущей редакции)

Перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за перерасчетом размера пенсии, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.

При пересмотре группы инвалидности или причины инвалидности, который влечет увеличение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается со дня изменения группы инвалидности или причины инвалидности. (см. текст в предыдущей редакции)

В случае перерасчета размера пенсии из-за возникновения обстоятельств, влекущих уменьшение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили эти обстоятельства.

Назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

1.Исчисление пенсий. Адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплате труда.

2.Обеспечение пострадавших на производстве и их семей.

Исчисление пенсий

3) наличия или отсутствия иждивенцев.

Размер базовой части пенсии не зависит от продолжительности страхового стажа пенсионера, от факта его работы и от каких-либо других обстоятельств, кроме названных выше.

Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год.

Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.

В 2002 г. базовая часть трудовой пенсии по старости индексировалась дважды: с 1 февраля 2002 г. коэффициент индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии был утвержден в размере 1,065 (постановление Правительства РФ от 24 января 2002 г. № 42), а с августа – 1 сентября (постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 535). С февраля 2003 г. базовая часть трудовой пенсии была проиндексирована в 1,06 раза (постановление Правительства РФ от 24 января 2003 г. № 47).

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т, где:

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев определяемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

Таким образом, ПК лиц, обращающихся за пенсией после вступления в силу Закона (если они продолжали после 1 января 2002 г. работать), состоит из двух частей:

1) суммы от пенсии, которая полагалась бы им по нормам прежнего законодательства по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом продолжительности их общего или специального трудового стажа и величины среднемесячного заработка;

2) суммы пенсионных страховых взносов, уплаченных за них после 1 января 2002 г.

Данная норма установлена в целях стимулирования более позднего обращения за СЧ. Это означает, что при обращении за пенсией граждане могут заявить о назначении им не всей пенсии, а лишь ее базовой части.

Указанная норма должна применяться также и в тех случаях, когда по каким-либо причинам (в том числе из-за отсутствия требуемого трудового стажа) обращение за пенсией последовало спустя год и более после достижения пенсионного возраста. При этом необходимо помнить, что при исчислении СЧ с 1 января 2002 г. Т не может составлять менее 10 лет (120 месяцев). Начиная же с 1 января 2009 г. продолжительность ожидаемого периода получения пенсии такими лицами будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года), пока не достигнет 14 лет (168 месяцев).

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости;




Т– количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, ожидаемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.

На сегодняшний день никакой иной федеральный закон о порядке определения конкретной величины Т применительно к накопительной части пенсии не принят, поэтому можно учитывать (ориентировочно) значение Т, определенное законом о трудовых пенсиях в отношении страховой пенсии.

Накопительная часть пенсии полагается лишь тем пенсионерам, за которых уплачивались страховые взносы на ее финансирование. Такие взносы установлены для лиц определенного возраста: мужчин, родившихся в 1953 г. и позже, женщин, родившихся в 1957 г. и позже. Соответственно эти лица достигнут обычного пенсионного возраста не ранее 1 января 2013 г. мужчины и не ранее 1 января 2012 г. женщины.

Новый механизм исчисления пенсий

Размер страховой части пенсии для лиц, которые впервые будут приобретать страховой стаж после 1 января 2002 г., определяется путем деления уплаченных за них страховых взносов за весь период страхования на число месяцев, в течение которых предполагается выплата пенсии, – на так называемый ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т).

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии (Т) равен 19 годам (228 месяцам). Однако названная продолжительность этого периода вводится в действие постепенно. С 1 января 2002 г. она составляла 12 лет (144 месяца), а с 1 января каждого следующего года увеличивается на шесть месяцев до достижения 16 лет (102 месяца), а затем на 12 месяцев.

Показатель Т (ожидаемый период выплаты пенсии) может быть сокращен, если пенсия по старости назначается в более позднем возрасте.

Согласно п. 6 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях при назначении страховой части пенсии мужчинам после достижения 60 лет, а женщинам – после достижения 55 лет ожидаемый период выплаты пенсии (показатель Т) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не менее чем до 14 лет (168 месяцев). Следовательно, при Т = 19 годам для мужчин, достигших 61 года, и женщин, достигших 56 лет, Т составит 18 лет, и т. д. При достижении соответственно 65 и 60 лет он уменьшится до 14 лет и далее сокращаться не будет.

ГБОУ СПО СО

Екатеринбургский экономико-технологический колледж

Контрольная работа по дисциплине

Выполнила: Сюкосева Д.В.

Проверила: Сазонова Л.А.

Екатеринбург

Содержание

1.Исчисление пенсий. Адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплате труда.

2.Обеспечение пострадавших на производстве и их семей.

Исчисление пенсий

3) наличия или отсутствия иждивенцев.

Размер базовой части пенсии не зависит от продолжительности страхового стажа пенсионера, от факта его работы и от каких-либо других обстоятельств, кроме названных выше.

Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год.

Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.

В 2002 г. базовая часть трудовой пенсии по старости индексировалась дважды: с 1 февраля 2002 г. коэффициент индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии был утвержден в размере 1,065 (постановление Правительства РФ от 24 января 2002 г. № 42), а с августа – 1 сентября (постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 535). С февраля 2003 г. базовая часть трудовой пенсии была проиндексирована в 1,06 раза (постановление Правительства РФ от 24 января 2003 г. № 47).

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т, где:

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев определяемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

Таким образом, ПК лиц, обращающихся за пенсией после вступления в силу Закона (если они продолжали после 1 января 2002 г. работать), состоит из двух частей:

1) суммы от пенсии, которая полагалась бы им по нормам прежнего законодательства по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом продолжительности их общего или специального трудового стажа и величины среднемесячного заработка;

2) суммы пенсионных страховых взносов, уплаченных за них после 1 января 2002 г.

Данная норма установлена в целях стимулирования более позднего обращения за СЧ. Это означает, что при обращении за пенсией граждане могут заявить о назначении им не всей пенсии, а лишь ее базовой части.

Указанная норма должна применяться также и в тех случаях, когда по каким-либо причинам (в том числе из-за отсутствия требуемого трудового стажа) обращение за пенсией последовало спустя год и более после достижения пенсионного возраста. При этом необходимо помнить, что при исчислении СЧ с 1 января 2002 г. Т не может составлять менее 10 лет (120 месяцев). Начиная же с 1 января 2009 г. продолжительность ожидаемого периода получения пенсии такими лицами будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года), пока не достигнет 14 лет (168 месяцев).

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т– количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, ожидаемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.

На сегодняшний день никакой иной федеральный закон о порядке определения конкретной величины Т применительно к накопительной части пенсии не принят, поэтому можно учитывать (ориентировочно) значение Т, определенное законом о трудовых пенсиях в отношении страховой пенсии.

Накопительная часть пенсии полагается лишь тем пенсионерам, за которых уплачивались страховые взносы на ее финансирование. Такие взносы установлены для лиц определенного возраста: мужчин, родившихся в 1953 г. и позже, женщин, родившихся в 1957 г. и позже. Соответственно эти лица достигнут обычного пенсионного возраста не ранее 1 января 2013 г. мужчины и не ранее 1 января 2012 г. женщины.

Новый механизм исчисления пенсий

Размер страховой части пенсии для лиц, которые впервые будут приобретать страховой стаж после 1 января 2002 г., определяется путем деления уплаченных за них страховых взносов за весь период страхования на число месяцев, в течение которых предполагается выплата пенсии, – на так называемый ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т).

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии (Т) равен 19 годам (228 месяцам). Однако названная продолжительность этого периода вводится в действие постепенно. С 1 января 2002 г. она составляла 12 лет (144 месяца), а с 1 января каждого следующего года увеличивается на шесть месяцев до достижения 16 лет (102 месяца), а затем на 12 месяцев.

Показатель Т (ожидаемый период выплаты пенсии) может быть сокращен, если пенсия по старости назначается в более позднем возрасте.

Согласно п. 6 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях при назначении страховой части пенсии мужчинам после достижения 60 лет, а женщинам – после достижения 55 лет ожидаемый период выплаты пенсии (показатель Т) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не менее чем до 14 лет (168 месяцев). Следовательно, при Т = 19 годам для мужчин, достигших 61 года, и женщин, достигших 56 лет, Т составит 18 лет, и т. д. При достижении соответственно 65 и 60 лет он уменьшится до 14 лет и далее сокращаться не будет.

Улучшения в структуре пенсионных систем за последнее десятилетие в странах ОЭСР сделали их более финансово устойчивыми. Теперь правительствам необходимо сосредоточиться на обеспечении пенсионеров адекватным доходом, говорится в новом докладе ОЭСР.

Эксперты ОЭСР дали ряд рекомендаций:

Необходимо сочетать механизмы формирования пенсий накопительные и оплачиваемые из текущих доходов (pay-as-you-go), а также развивать автоматические механизмы и сильную социальную защиту пенсионеров. Чтобы улучшить финансовые стимулы для сбережения средств на пенсию, налоговые правила должны быть простыми, стабильными и последовательными во всех пенсионных сберегательных планах.

Пенсионные фонды должны быть независимы от правительства, а также должны иметь четко сформулированные миссии для проведения инвестиционной политики, надзорный совет, подотчетный компетентным органам и членам. Необходимо стимулировать повышение прозрачности фондов в отношении их механизмов управления, инвестиций и управления рисками, чтобы они несли ответственность перед различными заинтересованными сторонами.

Повышение гибкости в отношении пенсионного возраста, прогрессивных государственных пенсий и налоговых правил частично устраняет финансовые недостатки при выходе на пенсию групп населения с меньшей ожидаемой продолжительностью жизни. Политика, направленная на повышение устойчивости пенсионных систем в свете увеличения продолжительности жизни, должна также учитывать то, как это повлияет на различные социально-экономические и гендерные группы.

В соответствии с Федеральным законом № 350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Повышенная индексация пенсий

С 2019 года законом предусмотрена повышенная индексация страховых пенсий темпами, опережающими прогнозный рост инфляции. Страховые пенсии по старости неработающих пенсионеров в среднем будут расти на 1 тыс. рублей в месяц, или 12 тыс. рублей в год.

С 1 января 2020 года индексация страховых пенсий составляет 6,6%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2019 года. Размер фиксированной выплаты после индексации увеличится до 5 686,25 рубля в месяц, стоимость пенсионного коэффициента – до 93 рублей. В результате индексации страховая пенсия по старости увеличивается в среднем по России на 1 тыс. рублей, а ее среднегодовой размер составляет 16,5 тыс. рублей.

Прибавка к пенсии у каждого пенсионера индивидуальна в зависимости от размера получаемой пенсии. Для того чтобы узнать, на сколько с 1 января 2020 года повысится пенсия, необходимо размер получаемой пенсии умножить на 0,066 (6,6%).

Пример. Страховая пенсия по инвалидности неработающего пенсионера составляет 10137 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 669 рублей и составит 10806 рублей. Другой пример. Страховая пенсия по старости неработающего пенсионера составляет 16437 рублей. После индексации с 1 января пенсия увеличится на 1085 рублей и составит 17522 рубля.

Индексация страховых пенсий неработающих пенсионеров на 6,6% с 1 января 2020 года

Размер пенсии до индексации

Размер пенсии после индексации

Рост размера пенсии

Льготы и гарантии людям предпенсионного возраста

Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и льготный проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.

С 2019 года для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода. С 2019 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.

Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам № 1, № 2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.

Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что границы наступления предпенсионного возраста будут установлены для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в марте 2019 года выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.

Для тех, у кого пенсионный возраст с 2019 года не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет, то есть за 5 лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет). При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии, – им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр. А во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.

Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а в случае с досрочно выходящими на пенсию людьми – ранее этого возраста. Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Подтверждение предпенсионного статуса

Пенсионный фонд России запустил сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста. Эти данные используют органы власти, ведомства и работодатели для предоставления соответствующих льгот гражданам. Например, центры занятости, которые с 2019 года предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице и занимаются программами профессионального переобучения и повышения квалификации предпенсионеров.

Данные ПФР передаются в электронной форме по каналам СМЭВ, через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и электронное взаимодействие с работодателями. Справка, подтверждающая статус человека в качестве предпенсионера, также предоставляется через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда и в территориальных органах ПФР.

Переходный период по повышению пенсионного возраста

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Для страховых пенсий по старости на общих основаниях и это женщины 1964 – 1965 года рождения и мужчины 1959 – 1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2019 году: женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет; в 2020 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным коэффициентам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2020 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет стажа и 18,6 пенсионных коэффициента.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности – они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

По итогам переходного периода, начиная с 2028 года и далее, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины – в 65 лет.

Переходный период по повышению пенсионного возраста

Год рождения женщины

Условия выхода на пенсию
______________________________________________


Ожидание и реальность

В 2019 году НПФ Сбербанка провел опрос среди своих клиентов. Вопрос звучал следующим образом: какой должна быть пенсия, чтобы поддерживать комфортный образ жизни? Большинство респондентов (около 36 процентов) назвали сумму в 30 тысяч рублей. Вторым по популярности (28 процентов опрошенных) был ответ — от 45 до 60 тысяч. При этом на начало 2019 года средняя пенсия составляла чуть больше 15 тысяч рублей: эта сумма соответствует ожиданиям менее одного процента человек.

Разумеется, проблема разрыва между вероятной пенсией и суммой, достаточной для комфортной жизни, касается всех будущих пенсионеров. Решение проблемы многие видят в самостоятельном накоплении денег. Около четверти опрошенных планируют оформить банковский вклад, еще 21 процент собираются хранить сбережения дома. О финансовых инструментах, направленных на увеличение пенсии, знает лишь 58 процентов респондентов, а использовать их собирается менее 20 процентов. Разберемся, в чем преимущества и недостатки существующих способов увеличения пенсионных сбережений.

Не копить — а накапливать

К началу 2019 года в России официально работали свыше 70 миллионов человек. Все эти люди (вернее, их работодатели) ежемесячно делают обязательные пенсионные отчисления.


Пенсионные отчисления состоят из двух частей. Первая (16 процентов) — идет нынешним пенсионерам. Вторая (6 процентов) — формирует накопительную часть пенсии. Выплата последней не зависит от повышения пенсионного возраста и начинается с 60 лет (для мужчин) и с 55 (для женщин).

Именно накопленные пенсионные сбережения, по замыслу законодателей, должны влиять на увеличение пенсионных выплат.

Таким образом, с 2014 года россияне не могут пополнять свои накопительные счета, однако имеют возможность распоряжаться этими средствами: отдавать их под управление тем или иным пенсионным фондам или управляющим компаниям (если накопления формируются в ПФР), которые показывают более высокую инвестиционную доходность и надежность.


Где деньги лежат

Вариант для тех, кто предпочитает личный контакт — сходить в ближайшее отделение ПФР или МФЦ, захватив с собой паспорт и СНИЛС. Кроме этого, выписку со страхового лицевого счета можно получить, обратившись с заявлением в МФЦ, бухгалтерию работодателя или в банк, у которого есть договор с ПФР.

Холодный расчет

При желании можно сменить как управляющую компанию внутри ПФР (выбрать вместо государственной частную, и наоборот), так и пенсионный фонд. Также возможен переход из НПФ в ПФР и обратно. Впрочем, в НПФ выбрать управляющую компанию (УК) не получится: негосударственный фонд самостоятельно решает, с какими УК ему работать.


Решение о смене фонда или управляющей компании необходимо принимать, оценив безопасность и доходность. Лучше всего это делать с помощью официальных источников информации.


Две пенсии — хорошо, три — лучше

Еще один способ обеспечить себе старость — сформировать третью пенсию с помощью добровольного пенсионного страхования. Для этого человек может выбрать негосударственный пенсионный фонд (НПФ), который оказывает такие услуги, подобрать оптимальный пенсионный план, а затем делать регулярные отчисления. Таким образом, по достижению 60-летнего и 55-летнего возраста (для мужчин и женщин соответственно) можно рассчитывать еще на одну пенсию, получив ее частями или сразу всей суммой.

На что стоит обратить внимание до подписания договора? Во-первых, оценить доходность фонда. Поскольку она может варьироваться от года к году, логично смотреть результаты на разных отрезках времени: год, три, пять лет. Далее следует изучить пенсионные планы НПФ, которые отличает сумма первоначального взноса, ежемесячных отчислений, период накоплений (прекратить отчисления можно задолго до выхода на пенсию), а также выплат.

Все идет по плану

Также в законопроекте запланированы налоговые льготы как для физических лиц, так и для их работодателей. К примеру, взносы в ГПП граждан должны быть освобождены от НДФЛ, а компаниям, участвующим в финансировании ГПП своих сотрудников, предполагается выделить льготы по налогу на прибыль. Оператором этой системы должен стать национальный расчетный депозитарий, который будет знать всю историю добровольных накоплений гражданина.


Как обычно, когда речь идет о пенсионной реформе, эксперты расходятся во мнениях, сможет ли новая модель стать эффективной. Скептиков можно понять: если отчисления в ГПП — дело добровольное, то что мешает гражданину инвестировать самостоятельно? Например, вложиться в акции ведущих российских компаний вроде Сбербанка или Газпрома, разместить валютный депозит, инвестировать в недвижимость…

Однако у ГПП будет одно важное преимущество — упомянутая страховка. Правда, пока страховая сумма невелика: если 1,4 миллиона разделить на 258 месяцев (период дожития, который должен начать действовать с 2020 года), ежемесячная прибавка к пенсии человека, участвующего в формировании ГПП, составит около 5400 рублей. Однако в будущем страховую сумму в теории могут и увеличить.

Думать о пенсии никогда не рано

Что бы ни происходило дальше с пенсионной системой, важно одно: каждый может самостоятельно решать, как поступать со своими сбережениями. И выбирать есть из чего. Безусловно, о формировании будущей пенсии стоит крепко задуматься (и не один раз), оценить все возможные варианты и выбрать лучший именно для вас.

Читайте также: