Теория коллектива петровского кратко

Обновлено: 04.07.2024

Психологическая теория коллектива, разработанная А.В. Петровским, представляет группу как состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.

1) Центральное звено (первый, ядерный слой) групповой структуры (обозначаемое как А) образует сама предметная деятельность группы, ее цели; общее отношение к труду, окружающим, миру.

Эта предметная деятельность в данном случае есть обязательно социально-позитивная деятельность. В ряде экспериментальных исследований прослежена зависимость всех процессов, протекающих в группе, от ядерного слоя ее деятельности. Этот слой представляет собой непсихологическое образование, но позволяет связать с психологическими процессами, проявляющимися на следующих стратах, совокупность тех общественных отношений, в которых данная группа существует.

2) Второй слой групповой структуры - ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ). Совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности, развитие определенной мотивации членов группы, эмоциональной идентификации с группой и пр.

Слой Б - ЦОЕ - фиксированы отношения к деятельности,

Слой В, фиксирующий собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью.

3) Слой Г - непосредственные эмоциональные контакты, где ни цели совместной деятельности, ни общезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.


Зарисовка студентами схемы (2 мин)

7. Типология групп А.В. Петровского.(3 мин)

В соответствии с общими установками концепции деятельностного опосредования межличностных отношений А.В. Петровский выделяет в своей типологии групп два вектора:

Х - наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений содержанием групповой деятельности. Имеет одностороннее направление.

Y - общественная значимость групповой деятельности. Позволяет расположить группы по обе стороны от нулевой точки, что показывает возможность двух, принципиально различных содержаний деятельности, соответствующих общественному прогрессу и не соответствующих ему.

Векторы образуют пространство, в котором можно расположить все группы, функционирующие в обществе. Общая схема приобретает такой вид.


Обозначенные пять фигур соответствуют разным типам групп:

1 - коллективы, где максимальна социальная значимость деятельности и максимальна степень опосредования межличностных отношений деятельностью;

2 – общность с высоким уровнем социальной значимости деятельности, но с невысокой степенью опосредования (примером здесь может явиться только что созданная группа, где отношения не развились еще до коллективных);

3 - антиобщественная по содержанию своей деятельности группа, где, тем не менее, высока степень опосредования межличностных отношений этой антиобщественной деятельностью (примером является высокоорганизованная преступная группа, например крупная банда преступников, мафия);

4 - антиобщественная группа при условии, что отношения между ее членами в слабой степени опосредованы антисоциальной деятельностью (с точки зрения общества такая группа опасна в меньшей степени, хотя и препятствует фактом своего существования общественному прогрессу);

5 - группа с чрезвычайно слабой степенью выраженности социального содержания деятельности (как позитивной, так и негативной) и такой же слабой степенью значимости этой деятельности для всех групповых процессов (авторы схемы полагают, что примером может служить собранная из случайных людей экспериментальная группа, хотя этот пример и нарушает общий принцип, поскольку схема создана для классификации реальных естественных групп, а среди них подходящий пример найти не совсем просто).

8. Параметрическая концепция Льва Ильича Уманского. (3 мин)

Идея стадий сочетается с выделением некоторых обязательных параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития.

В качестве таких обязательных параметров называются:

1) содержание нравственной направленности группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций;

2) организационное единство группы;

3) групповую подготовленность в сфере реализации совместной деятельности;

4) психологическое единство — интеллектуальную, эмоциональную, волевую коммуникативность, характеризующую соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустоичивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 43518
Количество таблиц: 3
Количество изображений: 2

Малые группы, несомненно, занимают особое место в обширном списке подполей современной социальной и психологической науки. Это не только самая старая, но и, без преувеличения, можно сказать, наиболее интенсивно развитая область социальной психологии. Проблемы групповой психологии, то есть проблемы взаимодействия людей внутри малых групп, сформированных либо на основе спецификаций социальной структуры, либо на основе эмоциональных предпочтений, были в центре внимания исследователей во многих странах на протяжении десятилетий.

Как группа психологически формируется под влиянием внешних обстоятельств и превращается в сообщество, обладающее всеми психологическими характеристиками группы? Если процесс формирования групповых норм и ценностей изучается при условии одновременного вхождения в группу многих индивидов и последующего все более полного принятия этих норм и разделения групповых целей всеми членами группы. В этом случае анализ может быть сведен к изучению формирования групповой сплоченности.

Групповая сплоченность — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень привязанности членов к группе. В данном случае мы изучаем именно процесс формирования в группе особого типа связей, которые позволяют заданной извне структуре трансформироваться в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим законам.

Существуют различные интерпретации понятия групповой сплоченности, все они основаны на признании важности эмоциональной стороны взаимоотношений в малой группе.

По мнению А. В. Петровского, структуру малой группы можно представить как состоящую из трех слоев (страт).

Использование стратометрической концепции обеспечивает более глубокое понимание специфики групповой динамики. Открываются новые перспективы для повышения эффективности групповой психотерапии путем специфического воздействия на процессы формирования и развития психотерапевтической группы.

Групповая сплоченность по А. В. Петровскому

Понятие групповой сплоченности

Групповая сплоченность — это показатель силы, единства и стабильности межличностных взаимодействий и групповых отношений, характеризующийся взаимным эмоциональным притяжением членов группы и групповой удовлетворенностью.

Сплоченность группы может служить как целью психологического тренинга, так и необходимым условием для успешной работы. В группе, состоящей из незнакомых людей, некоторое время обязательно тратится на достижение сплоченности, необходимой для решения групповых задач.

Групповая сплоченность также является предметом внимания отечественных и зарубежных специалистов, которые не смогли договориться о едином определении этого явления. Выделяются следующие направления исследований в этой области:

  • Сплоченность как межличностная привлекательность (аттракция), разработанная А. Межличностная привлекательность (аттракция) была разработана А. и Б. Лотт, который определил сплоченность как свойство группы, вытекающее из количества и силы взаимных положительных установок членов группы. К причинам сплоченности авторы относят частоту взаимодействия индивидов, кооперативный характер их взаимодействия, демократический стиль руководства, фрустрацию и угрозу ходу группового процесса, статусные и поведенческие характеристики членов группы, разнообразие сходств между людьми, успех в выполнении групповых задач и т.д. Последствия включают агрессивное поведение по отношению к человеку, несимпатичному группе, более благоприятную оценку ситуаций межличностного взаимодействия членами группы, изменения в оценке других, увеличение конформистского поведения и, возможно, повышение продуктивности группы,
  • Сплоченность как результат мотивации к членству в группе была описана Д. Картрайтом, который предложил модель групповой сплоченности как результат действия сил или мотивов, заставляющих индивидов сохранять членство в определенной группе.
  • Набор этих сил представлен в модели следующим набором переменных:
  • Мотивационная основа притяжения субъекта к группе,
  • мотивационные характеристики группы, классификация которых рассматривается наиболее подробно,
  • ожидание или субъективная вероятность того, что членство будет иметь благоприятные или неблагоприятные последствия для субъекта,
  • Сплоченность как ценностно-ориентированное образование, являющееся как бы антитезой двух предыдущих подходов, развивает А.В. Петровский.

Подходы к рассмотрению понятия групповой сплоченности

Психологическая теория групповой сплоченности А.В. Петровского

Одна из наиболее детальных попыток такого рода, как уже говорилось, содержится в психологической теории коллектива, разработанной А.В. Петровским. Она представляет группу как состоящую из трех слоев (пластов), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому строятся отношения между членами группы в нем.

В первом слое реализуются преимущественно непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном принятии или непринятии; во втором слое эти отношения опосредованы характером общей деятельности; в третьем слое, называемом ядром группы, отношения развиваются на основе принятия всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и поэтому, благодаря его наличию, мы можем утверждать, что имеем дело с коллективом. Посредничество в деятельности выступает как системное свойство коллектива.

Такое представление о многоуровневой структуре групповых отношений позволяет рассматривать путь, пройденный каждой группой, как последовательное включение совместной деятельности в опосредование многочисленных контактов между членами группы. Не стоит упрощать вопрос и рассматривать каждый этап в развитии той или иной группы как наличие в ней одного уровня отношений. Напротив, развитие группы не означает, что здесь исчезают низшие слои отношений, а лишь то, что происходит их столь существенная трансформация, что становится невозможным объяснить групповые процессы только в терминах процессов, происходящих в низшем слое.

Затем устанавливается континуум реальных групп — от момента, когда ранее незнакомые люди объединяются для определенной общей деятельности, до периода существования этой группы, когда ее можно назвать коллективом, т.е. до момента ее социальной зрелости.

Типы групповой сплоченности по А.В. Петровскому

Выделенные пять рисунков соответствуют различным типам групп:

На рисунке 1 показаны коллективы, где максимум. Социальная значимость деятельности и степень опосредования межличностных отношений через деятельность максимальна;

Рисунок 2 представляет сообщество с высокой степенью социальной значимости деятельности, но с низкой степенью посредничества (примером может служить недавно образованная группа, в которой отношения еще не переросли в коллективные).

Рисунок 3 представляет антисоциальную группу по содержанию своей деятельности, но с высокой степенью опосредования межличностных отношений через эту антисоциальную деятельность (пример — высокоорганизованная преступная группа, например, крупная преступная группировка, мафия)

На рисунке 4 также представлена антисоциальная группа при условии, что отношения между ее членами в меньшей степени опосредованы антисоциальной деятельностью (такая группа менее опасна с точки зрения общества, хотя ее существование препятствует социальному прогрессу);

Наконец, рисунок 5 можно интерпретировать как группу с крайне слабой степенью содержания социальной активности (как положительной, так и отрицательной) и с такой же слабой степенью важности этой активности для всех групповых процессов (авторы схемы считают, что примером может быть экспериментальная группа, состоящая из случайных людей, хотя этот пример нарушает общий принцип, так как схема создавалась для классификации реальных естественных групп, а среди них не очень легко найти подходящий пример).

А. Петровский определяет структуру группы как непосредственные эмоциональные межличностные отношения, ценностно-ориентированное единство и вовлеченность индивида в общую групповую деятельность.

Как видно из приведенных материалов, трактовка сплоченности как ценностно-ориентированного единства, особенно в его наиболее выраженных деятельностно-детерминированных паттернах (например, в форме субъектно-ценностного единства), практически исключает из анализа этого группового феномена его эмоциональную составляющую. Точнее сказать, что этот компонент учитывается, но, как отмечают сторонники обсуждаемого подхода, только по отношению к поверхностному слою внутригрупповых отношений, который в концептуальной схеме А.В. Петровского является третьим психологическим уровнем групповой структуры.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Проблема развития социальной группы нашла свое решение в психологической теории коллектива.

В педагогике идея коллектива была разработана А. С. Макаренко, в которой также представлен и социально-психологический аспект. По А. С. Макаренко, коллектив – это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества.

Наиболее полно эта теории представлена в работах А. В. Петровского [Психологическая теория коллектива, 1979]. В его представлении, группа – это набор из трех страт, наличие третьего слоя (ярда) и означает, что перед нами коллектив. Основная мысль теории: дея-тельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива.

Деятельность, ради которой создан и которой занимается коллектив, имеет положительное значение для многих людей, а не только для членов данной группы. Отношения основаны на взаимном доверии, порядочности, честности, взаимном уважении и т. п.

Требования к коллективу:

1) успешно справляться с возложенными на него задачами (быть эффективным в отношении основной деятельности);

2) иметь высокую мораль;

3) устанавливать хорошие человеческие отношения;

4) создавать для каждого своего члена возможность развития как личности;

5) быть способным к творчеству;

6) сложившаяся дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.

Коллективистские отношения определяются через следующие понятия:

1) нравственность – построение внутрикол-лективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали;

2) ответственность – добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является ли он членом данного коллектива; требовательность к себе и другим; объективное оценивание своих достижений;

3) открытость – способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими группами или новыми членами в своем коллективе;

4) коллективизм – постоянная забота о своих членах, стремление противостоять разобщению;

5) контактность – доверительные личные отношения;

6) организованность – умелое взаимодействие; бесконфликтное распределение обязанностей;

7) информированность – знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы;

8) эффективность – успешность решения задач.

Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в реальности почти нет. Большинство реальных малых групп занимают промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.

Одна из наиболее развернутых попыток подобного рода, как это уже отмечалось, содержится в психологической теории коллектива, разработанной А.В. Петровским (Психологическая теория коллектива, 1979). Она представляет группу как состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

С этой точки зрения были внесены уточнения в анализ многоуровневого строения группы, главным образом с целью иерархизировать различные процессы, происходящие в группе. Авторы предпочитают в последней редакции рассматривать уровни групповой структуры в обратном порядке, начиная с характеристики ядерных отношений. Центральное звено групповой структуры (обозначаемое как А) образует сама предметная деятельность группы. Она задана той более широкой социальной структурой, в которую данная группа включена. Эта предметная деятельность в данном случае есть обязательно социально-позитивная деятельность (если анализируется именно коллектив). Доказать достаточную степень ее развития можно при помощи трех выделенных критериев: 1)оценка выполнения группой основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда); 2)оценка соответствия группы социальным нормам; 3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности. Диагностика уровня развития группы предполагает качественно-количественную оценку каждого из этих параметров. В ряде экспериментальных исследований прослежена зависимость всех процессов, протекающих в группе, от ядерного слоя ее деятельности. Этот слой представляет собой непсихологическое образование, но позволяет связать с психологическими процессами, проявляющимися на следующих стратах, совокупность тех общественных отношений, в которых данная группа существует.

Это представление о многоуровневой структуре групповых отношений позволяет рассмотреть путь, проходимый каждой группой, как последовательное включение совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы. Не следует упрощать вопрос и представлять себе каждый этап в развитии какойлибо конкретной группы как присутствие в ней одного какого-то слоя отношений. Напротив, развитие группы не означает, что более низкие слои отношений здесь исчезают, но означает лишь такое существенное их преобразование, которое делает невозможным объяснение групповых процессов только с точки зрения процессов, происходящих в низшем слое.

Нельзя сказать, что все исследования коллектива в отечественной социальной психологии идут в русле этой концепции. Однако основные идеи, представленные в ней, разделяются большинством авторов. В частности, сама идея определенных стадий развития группы, выделенных на основе уровней развития деятельности, получила широкое признание. В разработке данной проблемы Л.И. Уманским идея стадий сочетается с выделением некоторых обязательных параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития. В качестве таких обязательных параметров называются: направленность коллектива, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность (Умайский, 1971). Далее устанавливается континуум реальных групп – от момента объединения ранее незнакомых людей ради определенной совместной деятельности и до того периода существования этой группы, когда ее можно назвать коллективом, т.е. до момента ее социальной зрелости. Отличие одной стадии от другой прослеживается по каждому из выделенных параметров. С некоторыми допущениями три стадии развития группы и превращения ее в коллектив в данной схеме соответствуют тем трем слоям, которые были выявлены А.В. Петровским и на основании которых была разработана идея разной степени деятельностного опосредования всей системы отношений группы на соответствующих уровнях ее развития.

Особое значение при разработке проблемы развития группы имеют две проблемы. Первая из них – поиск адекватных методических средств, позволяющих в экспериментальном исследовании замерить степень выраженности в каждой конкретной группе тех ее качеств и характеристик, которые дают основание для эффективной диагностики уровня развития этой группы. Много предложений в этой области уже апробировано, но построение системы методик, пригодных для этой цели, остается еще задачей.

Второй проблемой является более конкретное описание тех модификаций, которые происходят с каждым из известных групповых процессов, на каждом новом этапе развития группы.

Читайте также: