Семейное право в афинах кратко

Обновлено: 07.07.2024

Положение греческой женщины в семье и в обществе было приниженным. Исключение представляла Спарта. Здесь женщины занимали важное положение в обществе, оказывали большое влияние на ход государственных дел, что объясняется главным образом остатками матриархата. С началом активного социального и имущественного неравенства положение женщины в спартанском обществе меняется, становится менее почетным, но именно женщины дали Спарте немало богатых людей. Близки по положению к спартиаткам афинские гетеры – женщины различных социальных рангов, ведущие свободный, независимый образ жизни. Известные гетеры были, как правило, хорошо образованы, знали музыку, философию, литературу и т.д., играли заметную роль в обществе (например, жена Перикла Аспазия).

Основу власти главы дома составляла сосредоточенная в его руках частная собственность на средства производства. В состав семьи входили лица, подчиненные хозяину дома – жена, дети, в том числе усыновленные, рабы. Институт усыновления получил широкое распространение в греческом праве. Так, по Гортинской правде, каждый взрослый мужчина, даже если он имел сыновей, мог принять в народном собрании обряд усыновления. В отличие от этого в Афинах право на усыновление полноправных граждан имели только те, кто не имел детей мужского пола. Власть отца над детьми сначала была почти неограниченной (в досолоновских Афинах отец мог продать детей в рабство), с течением времени ослабляется, но все же остается значительной. Отец мог лишить сына наследства за неповиновение или совершение позорящего поступка.

Глава семьи (kyrios) – "господин", "надзиратель" = paterfamilias. Кир нес от­ветственность за жену и детей, поэтому они находились в его полной власти, однако права на их жизнь и смерть в Афинах он никогда не имел.

В случае смерти супруга без завещания, вдова и дети пере­ходили под власть (опеку) кира ее детей, назначенного им в опе­куны. Но она могла снова вернуться к своему владыке, выдавшему ее замуж.

Больше всего власть главы семейства проявлялась в имуще­ственных вопросах. Он распоряжался всем имуществом семьи, включая приданое супруги. Но после ее смерти наследовать его могли только ее дети. Жена могла совершать только мелкие сделки: остальные сделки - недействительны, т. к. она находилась под властью мужа.

Глава семьи был еще и главой семейного культа. Обряд признания детей от данного брака своими. Если обнаруживалось, что он был обманут, он брал свое признание назад. Для статуса законноро­жденного очень важно было формальное заключение брака.

Афинах брак считался законным, если родители имели гражданство города, браки с метэками и ино­странцами вели для детей от таких браков к умалению их статуса, а иногда и преследовались. Обязатель­ное условие законности брака - заключение брач­ного контракта с киром (опекуном) женщины. Суть контракта - переход под власть нового господина - мужа. + устанавливался размер приданого и т. п.

Развод - известен. Инициато­ром могли быть обе стороны. Но муж имел больше сво­боды: достаточно отослать же­ну в дом к тестю. Супруга могла ходатайствовать о разводе только перед архонтом. Приданое в обоих случаях муж обязан был вернуть. Основанием для развода могла быть супружеская неверность. Детей оставляли всегда с отцом. Муж мог свободно убить любовника жены, если он их заставал вместе.

Либеральное отношение к инцесту. Но запрещались брачные связи с прямыми нисходящими и восходящими (с боковыми родственниками – можно).

Недостаток законных невест компенсировался в Афинах институтом организованной проституции. Проституток закон разделял на два вида: гетэра (могла быть и конкубиной) и porne - обычная проститутка. Статус и тех и других мог быть свободным или несвободным. Если - сво­бодные, то, как правило, не гражданки Афин. Дети наложниц наследниками не являлись, только если не получали самостоя­тельно гражданских прав.

К наследованию имущества допускались все сыновья в рав­ных долях без различия их старшинства. Раздел наследства - жребием. Завещание - известно, но запрещалось по нему устранять кого-либо от наследства. Исклю­чение - передача наследства по завещанию боковым родственников, если у наследодателя не было прямых наследников.

При отсутствии наследников мужского пола наследником считал­ся будущий внук, до появления и совершеннолетия которого дочь только хранила имущество и управляла им. Мужа ей искал опекун (ближайший агнат) или архонт. Если она заму­жем, но в бездетном браке, ее агнат имел право потребовать ее развода и жениться на ней, предварительно разведясь с собствен­ной женой. Если она была бесприданницей и сиротой, приданое ей давал архонт за свой счет при условии, что замуж он ее выдает не за ее агнатов.

При отсутствии вообще нисходящих родственников и усыновленного архонт призывал к наследству боковых родственников: 1-ая очередь - братья умершего и их нисходящие; 2-я - сестры и их нисходящие; 3-я - все другие агнаты отца; 4-я очередь - когнаты и их нисходящие. Наследования восходя­щими (пережившими родителями) – не было.

Споры о наследстве разбирал архонт - для граждан и полемарх - для метэков. Иск о праве на наследство подавался архонту в пись­менном виде. Он передавал его для оглашения в Экклесию, чтобы вызвать возможных претендентов. Если никто не предъявлял прав, архонт передавал наследство истцу. Во остальных случаях архонт учреждал суд исагогов, которые под его предсе­дательством рассматривали дело и выносили решение. Срок ис­ковой давности по делам о наследстве - 5 лет. В течение этого срока любое лицо могло потре­бовать пересмотра дела.

Глава семьи (kyrios) – "господин", "надзиратель" = paterfamilias. Кир нес от­ветственность за жену и детей, поэтому они находились в его полной власти, однако права на их жизнь и смерть в Афинах он никогда не имел. В случае смерти супруга без завещания, вдова и дети пере­ходили под власть (опеку) кира ее детей, назначенного им в опе­куны. Но она могла снова вернуться к своему владыке, выдавшему ее замуж.

Больше всего власть главы семейства проявлялась в имуще­ственных вопросах. Он распоряжался всем имуществом семьи, включая приданое супруги. Но после ее смерти наследовать его могли только ее дети. Жена могла совершать только мелкие сделки: остальные сделки - недействительны, т.к. она находилась под властью мужа.

Глава семьи был еще и главой семейного культа. Обряд признания детей от данного брака своими. Если обнаруживалось, что он был обманут, он брал свое признание назад. Для статуса законноро­жденного очень важно было формальное заключение брака.

Афинах брак считался законным, если родители имели гражданство города, браки с метэками и ино­странцами вели для детей от таких браков к умалению их статуса, а иногда и преследовались. Обязатель­ное условие законности брака - заключение брач­ного контракта с киром (опекуном) женщины. Суть контракта - переход под власть нового господина - мужа. + устанавливался размер приданого и т.п.

Развод - известен. Инициато­ром могли быть обе стороны. Но муж имел больше сво­боды: достаточно отослать же­ну в дом к тестю. Супруга могла ходатайствовать о разводе только перед архонтом. Приданое в обоих случаях муж обязан был вернуть. Основанием для развода могла быть супружеская неверность. Детей оставляли всегда с отцом. Муж мог свободно убить любовника жены, если он их заставал вместе.

Либеральное отношение к инцесту. Но запрещались брачные связи с прямыми нисходящими и восходящими (с боковыми родственниками – можно). Безбрачие преследовалось. Существование левирата.

Недостаток законных невест компенсировался в Афинах институтом организованной проституции. Проституток закон разделял на два вида: гетэра (могла быть и конкубиной) и porne - обычная проститутка. Статус и тех и других мог быть свободным или несвободным. Если - сво­бодные, то, как правило, не гражданки Афин. Дети наложниц наследниками не являлись, только если не получали самостоя­тельно гражданских прав.

Вступление в брак считалось обязательным в Афинах. Платон говорит о законе, который обязывал граждан к браку (“Пир”, 192а). Однако безбрачие не влекло за собой никаких наказаний; оно рассматривалось лишь как несчастье и как нечестие, поскольку безбрачие приводило неизбежно к прекращению культа предков.

На должность архонта-базилевса и стратегов могли избираться лишь женатые граждане.

В гомеровскую эпоху брак заключался покупкой. Договор куп- ли-продажи невесты заключали между собою отец девушки и ее жених. Отец девушки или лицо, заменявшее ей отца (kyrios), получали от жениха скот и другие ценные предметы (hedna), а отец, в свою очередь, делал подарок жениху (мейлия). Так в “Одиссее” муж Афродиты Гефест требует у Зевса возвращения “гедна”, убедившись в неверности жены.

Брак и позднее сохранил в Афинах следы своего происхождения из договора купли-продажи. Женщина в брачном договоре играет пассивную роль, скорее роль объекта договора, чем стороны. Жених заключает брачный договор не с невестой, а с главою семьи (kyrios), отцом или иным родственником, под опекой которого она состоит. Плата за невесту — “гедна” — продолжает оставаться необходимым условием договора, хотя возможно, что имеет теперь одно лишь символическое значение.

Установление приданого не было обязательным для отца; если же девушку выдавал замуж ее брат, он обязан был дать за нею приданое. Муж управлял имуществом, полученным в качестве приданого, и должен был сохранить его в целости для детей, родившихся в браке.

Различались две формы заключения брака: a) engiesis — обычный договор жениха с kyrios невесты и б) epidikasia — заключение брака перед должностными лицами или перед судом. Последняя форма применялась лишь в некоторых исключительных случаях: при выдаче замуж девушки-наследницы, при выдаче замуж девушки, удочеренной другим лицом, при женитьбе усыновленного.

Афинская семья — семья моногамная. Женщина занимала в ней подчиненное, приниженное положение. Однако в действительности семья была моногамной лишь для женщины. Муж “имел еще часто к своим услугам рабынь, а в период расцвета Афин — широко распространенную проституцию, которой, во всяком случае, покровительствовало государство” (Энгельс). Однако связи мужчин с другими женщинами, кроме жены, не порождали никаких юридических последствий. Сожительство мужа с другой женщиной, вопреки мнению некоторых ученых (Жид, Буерман), не давало законного положения ни этой женщине, ни ее детям.

Личное положение женщины в браке определялось тем, что наряду с властью ее отца или иного kyrios возникает власть над нею ее мужа, так что образуется одновременное действие той и другой власти.

Положение афинской женщины характеризовалось подчинением мужу и ее затворничеством. Моногамная семья выступает у греков, говоря словами Энгельса, “во всей своей суровости”[58]. Женщины жили дома в обособленном помещении, куда мужчинам доступ был запрещен. Из дому женщины выходили в сопровождении рабынь, а дома их также держали под строгим надзором. Интересы замужней женщины ограничивались узким кругом домашних дел, заботами о хозяйстве и управлением рабынями. Энгельс говорит: “У Эврипида жена обозначается словом oicurema, как вещь для работы по хозяйству (слово это среднего рода), и для афинянина она действительно была, помимо деторождения, не чем иным, как старшей служанкой”[59].

Развод для мужчины был свободен, муж мог в любое время отослать жену из своего дома. В этом случае он обязан был, однако, вернуть ей ее приданое, если только развод не был вызван изменой жены. Никаких формальностей и, в частности, никакого обращения к должностному лицу при этом не требовалось. Иначе обстояло дело с разводом по желанию жены. Жена должна была обратиться к архонту с письменным заявлением, в котором излагались основания для развода. Совершение этих действий в силу зависимого положения женщины было иногда для нее делом нелегким.

Плутарх в биографии Алкивиада рассказывает, что, когда жена последнего Гиппарета, недовольная его беспорядочной жизнью, решилась обратиться к архонту с просьбой о разводе, она была схвачена на площади Алкивиадом и возвращена в дом. Правда, дело о разводе мог возбуждать за жену ее отец, требуя возвращения своей дочери в свой дом в случае дурного обращения с нею мужа.

Источники дают основание предполагать, что муж не только мог в любое время прекратить свой брак, но даже мог выдать свою жену замуж за другого. Так, Плутарх рассказывает, что Перикл передал свою жену другому лицу, правда, с ее согласия на этот новый брак. Банкир Сократ выдал свою жену замуж за вольноотпущенника Сатира.

Родительская власть отца первоначально была очень широка: отец имел право жизни и смерти в отношении своих детей. До Солона сохранялось право отца продать в рабство своих детей. Солон признал право отца подвергнуть сына изгнанию за недостаточную почтительность к отцу.

Однако с течением времени отцовская власть значительно смягчилась, так что в V в. до н. э. в Афинах от первобытной неограниченной власти главы семьи осталось немного. Отец имел право отречься от ребенка в первые дни по его рождении, если не считал его своим. Гражданин, не имевший средств для воспитания ребенка, мог передать его властям для воспитания его на казенный

счет. Отец мог отречься от сына и лишить его наследства, если сын плохо обращался с отцом. Отец мог выдать свою дочь замуж за кого хотел и даже мог указать в завещании, за кого должна выйти замуж его дочь.

Дети должны были оказывать почтение и повиновение своим родителям. Кроме того, сын должен был содержать своих впавших в бедность родителей. Неисполнение этих обязанностей могло вызвать обвинение сына перед судом в дурном обращении с родителями.

Читайте также: