История совета федерации кратко

Обновлено: 06.07.2024

11 января 1994 года начал свою работу новый российский парламент – Федеральное Собрание РФ.

Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом России. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Двухпалатная структура Федерального Собрания имеет глубокие корни в отечественной истории и в общемировых парламентских традициях. В настоящее время двухпалатную структуру имеют парламенты почти 80 стран, имеющих как федеративную, так унитарную форму государственного устройства.

В русских землях в качестве постоянных советов при князьях действовали княжеские думы, в которые входили их ближайшие соратники. В условиях Московского царства продолжением княжеской думы стала Боярская дума, которая просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в сенат – орган, который, по замыслу Петра I, должен был стать высшим органом власти на время отсутствия императора.

Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло определяющую роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, впоследствии получившие название Земских Соборов (существовали в середине XVI-XVII веках).

Первая попытка создания двухпалатного парламента в России приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I выдающийся государственный деятель Михаил Сперанский разработал контуры законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из двух палат – Государственной думы и возглавляемого императором Государственного совета.

В 1810 году был образован Государственный совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная дума тогда так и не была создана.

Закон об учреждении в Российской империи Государственной думы был подписан в 1905 году императором Николаем II. Последующим манифестом 1906 года император установил, что "со времени созыва Государственного совета и Государственной думы закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы". Таким образом, был создан первый российский двухпалатный парламент.

В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти – Советы народных депутатов.

С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) законодательная и представительная функция de jure принадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты – Союзный Совет и Совет Национальностей.

Конституцией СССР 1936 года был учрежден Верховный Совет СССР, состоявший из Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР.

На последнем этапе существования РСФСР была учреждена должность президента республики, который стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Впоследствии указом президента РСФСР система советов была ликвидирована.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила статус Федерального Собрания – двухпалатного парламента России.

В Совет Федерации (СФ) входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти; представители РФ, назначаемые президентом, число которых составляет не более 10% от числа членов СФ – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Член СФ – представитель от законодательного или исполнительного органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом СФ и депутатом ГД. Депутат ГД не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

СФ и ГД заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только для заслушивания посланий президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации считается верхней, Государственная Дума - нижней палатой парламента России. Понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта начинается как бы "снизу" (в Государственной Думе) и идет "вверх" – в Совет Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия президенту РФ на назначение председателя правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии правительству РФ;

в) заслушивание ежегодных отчетов правительства о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ;

д) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против президента РФ для отрешения его от должности.

К ведению Совета Федерации (СФ) относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

б) утверждение указа президента России о введении военного положения;

в) утверждение указа президента РФ о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами ее территории;

д) назначение выборов президента РФ;

е) отрешение президента РФ от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда и Верховного Суда РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ и его заместителей;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Право законодательной инициативы принадлежит президенту и правительству РФ, Совету Федерации, депутатам Государственной Думы, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду и Верховному Суду РФ. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Принятые ГД РФ федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был им рассмотрен. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению ГД.

В случае несогласия Государственной Думы с решением СФ федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов ГД.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется президенту. Президент России в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то ГД и СФ вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей голосов) от общего числа членов СФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию президентом в течение семи дней.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством – не менее трех четвертей голосов от общего числа членов СФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию президентом РФ и обнародованию.

Палаты Федерального Собрания РФ взаимодействуют в процессе осуществления своих задач с президентом РФ, правительством РФ, федеральными судами, генеральным прокурором РФ, государственными органами субъектов РФ.

Председатель Государственной Думы VII созыва – Вячеслав Володин.

Председатель Совета Федерации – Валентина Матвиенко.

Совет Федерации РФ — это орган, благодаря которому регионы нашей страны могут участвовать в принятии важнейших решений.

Россия – это огромное многонациональное государство, которое имеет федеративное устройство. В ее состав входят края, области, округа и целые республики. Равное участие отдельных территорий в управлении нашей страной обеспечивает верхняя палата парламента – Совет Федерации или Совфед .

В СФ ФС РФ является инструментом консолидации регионов, его главная задача – обеспечить баланс местных и федеральных интересов при принятии важных государственных решений.

Общая информация

Совет Федерации (СФ РФ , Сенат) – это верхняя палата российского парламента , в состав которой входят представители субъектов РФ .

Заседания — главная форма работы Совета Федерации .

За время существования данного органа количество сенаторов в нем много раз менялось из-за образования новых субъектов РФ . На данный момент в СФ РФ заседает 187 членов. Согласно последним изменениям в законодательстве, экс-президенты также становятся пожизненными сенаторами.

Кроме того, в работе СФ РФ старается дистанцироваться от политики. Он формируется не по партийному принципу, в органе нет фракций или политических объединений.

Формирование и работа

Каждый субъект РФ направляет в Совфед двух своих представителей – по одному от законодательной и исполнительной власти региона. Большинство сенаторов назначается на шесть лет, однако часть членов СФ РФ выполняет свои функции пожизненно. Получить статус пожизненного сенатора можно за особые заслуги перед обществом и страной.

Законодательную власть представляет один из депутатов местного собрания. Его кандидатура выдвигается председателем органа, депутатской группой или фракцией. Решение принимается голосованием, для его утверждения требуется простое большинство голосов.

Нынешний председатель Совета Федерации РФ . Занимает эту должность с 2011 года.

С представителем от исполнительной власти все обходится еще проще. Каждый губернатор уже идет на выборы в связке с тремя кандидатами на пост сенатора. После окончания выборов один из них становится представителем региона в Совфеде . Указ о назначении сенатора подписывается в первый день пребывания губернатора на его должности.

Региональное заксобрание или глава региона не имеют права отозвать своего представителя из СФ РФ .

Требования к будущим сенаторам достаточно высоки. Они обязаны:

  • быть не младше 30 лет;
  • не иметь иностранного гражданства или вида на жительство в других странах;
  • отличаться безупречной репутацией;
  • подтвердить пятилетний срок проживания в данном регионе.

Члены Совфеда не могут хранить средства за пределами РФ или иметь счета в иностранных финансовых учреждениях.

В период своей каденции сенаторы пользуются полной неприкосновенностью. Их нельзя арестовывать или задерживать, подвергать обыску. Они имеют социальные гарантии, соответствующие уровню членов правительства, иногородним в Москве предоставляется квартира. Для помощи в работе им положены помощники.

Основная форма работы СФ РФ – регулярные заседания. Их количество должно быть не меньше двух в месяц, но обычно сенаторы собираются чаще, проводя заседания по мере необходимости. Они проходят отдельно от сборов Госдумы , в некоторых случаях палаты собираются вместе. Это происходит во время посланий президента страны, Конституционного суда, приезда иностранных делегаций или выступлений лидеров других стран.

Полномочия

Полномочия Совфеда РФ весьма широки, их определяет Конституция нашей страны. Их можно разделить на три большие группы:

  • законодательные;
  • кадровые;
  • другие.

СФ РФ отклоняет или одобряет законы, уже проголосованные в Госдуме . И уже затем они передаются на подпись президенту. Для прохождения обычного федерального закона нужны голоса половины состава СФ РФ , конституционного – три четверти сенаторов. Столько же нужно и для внесения поправок в Основной закон. Две трети голосов сенаторов необходимо для преодоления вето президента.

Совет Федерации утверждает решения президента об использовании российских войск за пределами страны, о введении чрезвычайного и военного положения.

Есть и еще один порядок одобрения законопроектов – Совфед может просто не рассматривать их в течение 14 дней. В этом случае считается, что верхняя палата парламента одобрила их.

К кадровым вопросам, которые входят в компетенцию СФ РФ относятся:

  • лишение главы державы неприкосновенности и отстранение его от должности.
  • назначение судей КС и его председателя;
  • назначение и отстранение руководителя Счетной палаты ;
  • назначение судей Верховного суда РФ и его председателя;
  • консультации с президентом по поводу назначения руководителей органов исполнительной власти, в том числе и министров.

Кроме того, Совфед утверждает изменения административных границ между субъектами РФ , решает вопрос о возможном использовании российских ВС за пределами страны, утверждает президентские указы о введении чрезвычайного и военного положения, назначает новые выборы главы державы.

Структура

В 2002 году Совфедом РФ было принято постановление о Регламенте органа. Именно этот документ определяет структуру СФ РФ и функции его структур.

Сенаторы путем тайного голосования выбирают председателя органа. После избрания он предлагает собранию кандидатуры своего первого заместителя и заместителей. Они избираются на первом заседании СФ РФ .

Согласно регламенту, председатель и его заместители не могут представлять один субъект РФ . Член Совфеда , выдвинутый на пост председателя, может отказаться от своего назначения.

Полномочия председателя СФ РФ весьма широки, согласно регламенту, он:

  • созывает заседания органа, ведет их и контролирует работу депутатов;
  • формирует повестку заседания и выносит ее на рассмотрение органа;
  • координирует работу комиссий и комитетов органа, направляет в них законопроекты, уже одобренные Госдумой ;
  • подписывает постановления и выступает с заявлениями от имени СФ РФ ;
  • направляет на подпись к президенту законопроекты, уже принятые органом.

Кроме того, председатель СФ РФ выполняет еще и представительские функции. Он представляет Совфед на заседаниях ГД РФ , встречах с президентом, представителями правительства, других органов власти.

Также глава Совфеда приводит к присяге председателя Конституционного суда, принимает решения о награждении российских и иностранных граждан, представляет доклады о деятельности органа.

Заместители председателя выполняют все указанные функции во время его отсутствия.

Организацией текущей работы Совфеда занимается Совет палаты. В его состав входит председатель СФ РФ , его заместители, главы комитетов и комиссий, руководитель аппарата органа. Обычно данный Совет собирается на одно заседание в неделю, решения относительно текущей повестки принимается большинство голосов.

Каждый сенатор СФ РФ обязан работать в комитете.

Основным рабочим органом СФ РФ являются комитеты. В них трудятся все без исключения члены Совфеда РФ . Для каждого комитета избирается председатель и его заместитель. В среднем в них находится от 6 до 8 сенаторов. Сферы деятельности комитетов и их полномочия закреплены в регламенте СФ РФ .

К временно функционирующим органам Совфеда относятся комиссии и рабочие группы. Они создаются для рассмотрения и решения определенных вопросов, подготовки слушаний, докладов. Комиссии и комитеты СФ РФ имеют право создавать экспертные советы, обращаться к государственным органам, министерствам и ведомствам для проведения необходимых экспертиз.

Осуществление деятельности Совета Федерации обеспечивает аппарат органа, в состав которого входит целый ряд управлений. Они отвечают за аналитическое, информационное, правовое, кадровое сопровождение деятельности СФ РФ .

Данную структуру возглавляет руководитель аппарата, в подчинении которого находятся четыре заместителя и начальники управлений.

История

Первой формой народовластия на Руси считается вече – собрания свободных граждан городов, где принимались основные решения. История двухпалатного парламента в нашем Отечестве значительно короче. По сути, она началась в последний период существования СССР.

Предыстория

Верхние палаты парламентов во многих странах образовались из круга ближайших к правителю советников. В Московском княжестве подобным органом была Боярская дума, которую Петр I преобразовал в Сенат.

Попытка создать настоящий двухпалатный парламент была предпринята во время царствования Александра II. Однако убийство императора помешало этим планам.

В 1906 году был учрежден первый российский двухпалатный парламент, верхняя палата которого – Государственный совет – частично формировалась по территориальному принципу.

В СССР также существовал двухпалатный парламент, в его верхней палате заседали представители республик и автономий.

Первый председатель Совета Федерации РФ Владимир Шумейко .

В 1990 году после изменений в Конституцию был учрежден Совет Федераций СССР, в состав которого вошли руководители всех союзных республик. 30 января 1991 года был образован Совфед РСФСР , в котором заседали представители 89 субъектов республики.

Первое формирование

В 1994 году был сформирован первый российский Совет Федерации . Его создание было закреплено в Конституции РФ. Председателем органа стал Владимир Шумейко . Первый Совфед РФ проработал до января 1996 года. Члены органа избирались гражданами на прямом голосовании.

Второе формирование

В 1995 году появился закон о новом принципе формирования Совфеда . Согласно его нормам, сенаторами становились губернатор и председатель заксобрания каждого региона. Их работа была непостоянной – члены СФ РФ периодически приезжали на сессии в столицу, но большую часть времени они находились в своих регионах.

Совфед второго формирования приступил к своей работе в январе 1996 года. Его главой стал Егор Строев , исполнявший обязанности губернатора Орловской области .

Третье формирование

В 2000 году был принят новый закон, значительно изменивший систему формирования Совфеда . Орган заработал на постоянной основе, а главу законодательной власти и губернатора региона заменили назначаемые представители. Объем их полномочий остался прежним.

В 2001 году главой Совфеда стал Сергей Миронов . Он переизбирался несколько раз и руководил органом до 2011 года. В начале 2002 года был изменен регламент СФ РФ .

Четвертое формирование

В 2011 году Совфед РФ возглавила Валентина Матвиенко . В 2012 году был принят закон, уточняющий полномочия сенаторов и требования, выдвигаемые к кандидатам. Регионам запретили досрочно отзывать своих представителей из Совфеда .

Двухпалатный парламент в других странах мира

Двухпалатные парламенты – распространенное явление, их достаточно много в странах Европы, Азии и Америки. Разделение парламента на две палаты преследует две основные цели:

  • необходимость равного представительства территорий в федеративных государствах;
  • достижение большего консерватизма в принятии высших государственных решений.

Сегодня двухпалатные парламенты функционируют в Польше , Германии , Франции , Великобритании , Бразилии , США , Канаде .

Польша

Верхняя палата польского парламента называется Сенатом, в ее состав входит 100 депутатов. Сенаторы избираются прямым народным голосованием сроком на четыре года.

Сенат в Польше имеет глубокие исторические традиции. Подобная институция существовала в Речи Посполитой, а затем в Польской республике с 1921 по 1939 год.

Франция

Французские сенаторы избираются непрямым голосованием сроком на шесть лет. Выборы проходят в каждом департаменте страны. По сравнению с парламентом, французский Сенат традиционно отличается консервативностью взглядов. В настоящее время в состав этого органа входит 348 членов.

Заседание Сената Франции .

Сенат Франции имеет особые конституционные права, его председатель считается вторым лицом в государстве.

Великобритания

Англичане могут похвастать одной из старейших в мире парламентских систем. Верхняя палата парламента Британии называется Палатой лордов. Нетрудно догадаться, что в ее состав входит высшая аристократия страны.

В настоящий момент она насчитывает 785 членов, среди которых есть, как представители высшего духовенства англиканской церкви, так и светские аристократы.

Полномочия палаты лордов значительно уступают возможностям нижней палаты парламента. Она не имеет права контролировать правительство или принуждать его к отставке. Зато у палаты лордов есть судебные функции. В некоторых случаях она играет роль высшей судебной инстанции, хотя создание Верховного суда в 2009 году значительно урезали эти полномочия.

Верхней палатой Конгресса США является Сенат. В состав данного органа входит по два представителя каждого штата, независимо от количества населения, проживающего в нем. Так американцы на практике реализуют право штатов на самостоятельность.

Американские сенаторы после заседания.

Сенаторы избираются на шестилетний срок прямым всенародным голосованием. Каждые два года примерно 2/3 состава этого органа обновляется. В настоящее время большинство в Сенате имеет республиканская партия США .

Бразилия

В Бразилии верхняя палата парламента носит название Федерального сената. Ее члены избираются населением на прямом голосовании по мажоритарной системе. От каждого субъекта федерации в Сенат проходит по три представителя.

Сенаторы снимают, а если нужно, то и судят, президента страны, генерального прокурора и главу верховного суда. Они выбирают губернаторов, руководство Центробанка , утверждают глав дипломатических миссий.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

За свою историю Совет Федерации Федерального Собрания РФ – палата российского парламента, представляющая регионы РФ, уже трижды меняла порядок своего формирования. Конституция РФ 1993 г. (ст. 95) запретила общий принцип, согласно которому в Совет Федерации Федерального Собрания РФ входят по два представителя от субъекта федерации – по одному от представительного и исполнительного органов госвласти. Порядок формирования данного органа остался за пределами регулирования Конституции.

Формирование Совета Федерации первого созыва в 1993 г. регулировалось тем, что жители каждого субъекта федерации непосредственно избирали двух членов Совета Федерации от субъекта; причем выборы в первый Совет Федерации проходили еще до вступления в силу Конституции 1993 г. и не были урегулированы ни конституционно, ни законодательно.

В период с 1995 по 2000 гг. на основании ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.12.95 № 192-ФЗ Совет Федерации уже не избирался; в его состав по должности входили глава субъекта РФ (губернатор, президент республики в составе РФ и т.д.) и глава представительного органа субъекта РФ (областной Думы, Законодательного Собрания и др.)

Лицо, избранное главой субъекта РФ или его представительного органа, автоматически становилось членом Совета Федерации, а верхняя палата парламента фактически стала "клубом губернаторов" — редкий случай в мировой практике. Руководители субъектов — члены Совета Федерации — работали в парламенте на непостоянной основе, совмещая парламентскую деятельность с руководством регионом, что негативно сказывалось на качестве работы всего парламента, а с другой стороны - укрепляло позиции региональных руководителей.

Указанные обстоятельства обусловили необходимость очередного реформирования Совета Федерации, осуществленного в 2000 г.

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. от 25.07.2006) установил принципиально иную систему формирования Совета Федерации:

-упразднен принцип членствав СоветеФедерации по должностии совмещения должности главы субъекта федерации или главы представительного (законодательного) органа с должностью члена СФ;

- Совет Федерации формируется из представителей регионов, работающих в парламенте на постоянной основе и не являющихся главами субъектов или их представительных органов;

- одного представителя субъекта РФ в Совете Федерации назначает глава субъекта, другого — избирает представительный (законодательный) орган.

Реформирование СФ (постепенная замена в нем глав регионов на представителей от регионов) было осуществлено до 01.01.2002.

Главный результат реформы Совета Федерации — разделение функций члена парламента и руководителя субъекта федерации, что соответствует мировой практике.

В то же время, установленный с 2000 г. порядок формирования Совета Федерации имеет и свои минусы. Новая система дала возможность пройти в Совет Федерации множеству случайных людей, которые:

- не известны избирателям;

§ отношения к региону, который они представляют(не проживают в нем, не работают и т. д.);

- реально занимаются не парламентской работой, а бизнесом.

Особенно это касается той половины Совета Федерации, которая назначена главами субъектов РФ. Она наименее профессиональна, наиболее коррумпирована и далека от региона (в т.ч. и в прямом смысле — значительная часть членов Совета Федерации проживает в Москве).

Особенно явственно недостатки данной системы высветились в ходе коррупционных скандалов 2006 г:, когда сразу несколько "сенаторов", недобросовестно относящихся к своим обязанностям и замешанных в коррупции, с позором были отозваны из Совета Федерации.

В СМИ все чаще предлагается избирать членов Совета Федерации населением субъектов РФ напрямую (так, как обычно избирается верхняя палата парламентов других стран). Однако пока это только проекты.Ф

За свою историю Совет Федерации Федерального Собрания РФ – палата российского парламента, представляющая регионы РФ, уже трижды меняла порядок своего формирования. Конституция РФ 1993 г. (ст. 95) запретила общий принцип, согласно которому в Совет Федерации Федерального Собрания РФ входят по два представителя от субъекта федерации – по одному от представительного и исполнительного органов госвласти. Порядок формирования данного органа остался за пределами регулирования Конституции.




Формирование Совета Федерации первого созыва в 1993 г. регулировалось тем, что жители каждого субъекта федерации непосредственно избирали двух членов Совета Федерации от субъекта; причем выборы в первый Совет Федерации проходили еще до вступления в силу Конституции 1993 г. и не были урегулированы ни конституционно, ни законодательно.

В период с 1995 по 2000 гг. на основании ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.12.95 № 192-ФЗ Совет Федерации уже не избирался; в его состав по должности входили глава субъекта РФ (губернатор, президент республики в составе РФ и т.д.) и глава представительного органа субъекта РФ (областной Думы, Законодательного Собрания и др.)

Лицо, избранное главой субъекта РФ или его представительного органа, автоматически становилось членом Совета Федерации, а верхняя палата парламента фактически стала "клубом губернаторов" — редкий случай в мировой практике. Руководители субъектов — члены Совета Федерации — работали в парламенте на непостоянной основе, совмещая парламентскую деятельность с руководством регионом, что негативно сказывалось на качестве работы всего парламента, а с другой стороны - укрепляло позиции региональных руководителей.

Указанные обстоятельства обусловили необходимость очередного реформирования Совета Федерации, осуществленного в 2000 г.

Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.08.2000 № 113-ФЗ (ред. от 25.07.2006) установил принципиально иную систему формирования Совета Федерации:

-упразднен принцип членствав СоветеФедерации по должностии совмещения должности главы субъекта федерации или главы представительного (законодательного) органа с должностью члена СФ;

- Совет Федерации формируется из представителей регионов, работающих в парламенте на постоянной основе и не являющихся главами субъектов или их представительных органов;

- одного представителя субъекта РФ в Совете Федерации назначает глава субъекта, другого — избирает представительный (законодательный) орган.

Реформирование СФ (постепенная замена в нем глав регионов на представителей от регионов) было осуществлено до 01.01.2002.

Главный результат реформы Совета Федерации — разделение функций члена парламента и руководителя субъекта федерации, что соответствует мировой практике.

В то же время, установленный с 2000 г. порядок формирования Совета Федерации имеет и свои минусы. Новая система дала возможность пройти в Совет Федерации множеству случайных людей, которые:

- не известны избирателям;

§ отношения к региону, который они представляют(не проживают в нем, не работают и т. д.);

- реально занимаются не парламентской работой, а бизнесом.

Особенно это касается той половины Совета Федерации, которая назначена главами субъектов РФ. Она наименее профессиональна, наиболее коррумпирована и далека от региона (в т.ч. и в прямом смысле — значительная часть членов Совета Федерации проживает в Москве).

Особенно явственно недостатки данной системы высветились в ходе коррупционных скандалов 2006 г:, когда сразу несколько "сенаторов", недобросовестно относящихся к своим обязанностям и замешанных в коррупции, с позором были отозваны из Совета Федерации.

В СМИ все чаще предлагается избирать членов Совета Федерации населением субъектов РФ напрямую (так, как обычно избирается верхняя палата парламентов других стран). Однако пока это только проекты.Ф

Federation council of Russia.jpg

Сове́т Федера́ции (также неофициально Сенат [1] [2] ) — верхняя палата Федерального Собрания России, включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта России — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

28 июня 2002 года Совет Федерации ФС России принят в Ассоциацию европейских сенатов (англ. Association of European Senates ). Это решение было единогласно принято на встрече ассоциации в столице Словении. Ассоциация объединяет на равноправной основе представителей верхних палат парламентов государств — членов Евросоюза и кандидатов в ЕС. [3]

Содержание

Полномочия

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся (пункт 1):

  • а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • г) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);
  • е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);
  • ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);
  • з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Пояснение по формулировке пунктов а, б, в: Совет Федерации по этим вопросам может и не утвердить решения других инстанций (по пунктам б и в — президента РФ).

По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации принимает постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы, однако законы о поправках в конституцию могут быть внесены либо Советом Федерации как коллегиальным органом, либо группой численностью не менее одной пятой от конституционного состава палаты.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов необходимо одобрение трёх четвертей голосов Совета Федерации, в случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной Думой. Постановления

Читайте также: