Теория качки корабля крылов кратко

Обновлено: 02.07.2024

В истории науки редко можно найти ученого с такими широчайшими и многогранными интересами, каким был Алексей Николаевич Крылов. Математика, механика, физика, кораблестроение, педагогика, история науки и техники — таков далеко не полный перечень областей знания, в которые внес значительный вклад этот выдающийся ученый.

А.Н. Крылов родился 15 августа 1863 г. в Симбирской губернии в семье артиллерийского офицера, заместителя предводителя местного дворянства. Семья состояла в близком родстве с Сеченовыми, Филатовыми, Ляпуновыми. Выдающийся русский математик А.М. Ляпунов оказал заметное влияние на увлечение Крылова математикой в детстве и ранней юности.

В 1884 г. А.Н. Крылов окончил Морской корпус в чине мичмана с занесением его имени на мраморную доску. В последние годы учебы в Морском корпусе Крылов глубоко изучает теорию магнитных компасов. Значительное влияние на развитие этого интереса оказал выдающийся русский магнитолог И.П. де-Колонг, который и привлек мичмана Крылова к работе в компасной части Главного гидрографического управления. Здесь начинается его самостоятельная научная деятельность, в частности, появляются первые публикации в области компасного дела.

В 1888 г. А.Н. Крылов после двухгодичной практики на Франко-Русском заводе поступает в Морскую академию на кораблестроительное отделение. После окончания с отличием академии в 1890 г. А.Н. Крылов назначается штатным преподавателем Морского училища. Конференция Морской академии постановляет занести его имя на мраморную доску. С осени 1891 г. он начинает вести в Морской академии два самостоятельных курса — начертательной геометрии и теории корабля. В 1896 г. А.Н. Крылов назначается штатным преподавателем Морской академии. За долгие годы деятельности в стенах Морской академии им был проведен ряд выдающихся исследований, принесших ему славу крупнейшего специалиста по кораблестроению как в России, так и за рубежом.

На лекциях по теории корабля, прочитанных слушателям академии в 1895 г., А.Н. Крылов впервые изложил теорию килевой и вертикальной качки корабля на волнении. Как и все работы Крылова, теория килевой качки была создана им в связи с необходимостью решения практической задачи: в 1895 г. в ходе постройки Либавского порта требовалось определить минимально допустимый запас глубины воды под килем корабля, чтобы при килевой качке судно не коснулось дна гавани. Решить эту задачу Главное гидрографическое управление по поручению морского министра адмирала Н.М. Чихачева предложило капитану Крылову

В январе 1900 г. А.Н. Крылов был назначен заведующим Опытовым судостроительным бассейном морского ведомства с оставлением в должности по академии. Под его руководством Опытовый бассейн превратился в первый в России научно-исследовательский центр по вопросам кораблестроения и вооружения.

Алексей Николаевич Крылов был не только выдающимся ученым, но и крупным организатором ведущих областей русской техники и промышленности. В 1907 г. он был назначен главным инспектором кораблестроения, а в 1908 г. в чине генерал- майора — исполняющим должность председателя Морского технического комитета морского министерства.

Занимаясь приложением математики к решению практических задач, А.Н. Крылов настолько развивал сами средства математического анализа, что многие его научные труды по кораблестроению являются ценным вкладом в область прикладной математики, дающим возможность считать его не только ученым-кораблестроителем, но и выдающимся математиком.

Крылов — по образованию инженер-кораблестроитель и военный моряк — был выдающимся ученым не только в области кораблестроения и математики, но и таких наук, как артиллерия, астрономия, компасное дело и др.

Научное творчество А.Н. Крылова получило всеобщее признание в кругах общественности России. В 1914 г. Алексей Николаевич избирается членом-корреспондентом, а два года спустя — действительным членом Императорской Санкт-Петербургской академии наук. В 1916 г. Крылов был назначен директором Главной физической обсерватории.

А.Н. Крылов принимал активное участие в работе научно-технических обществ:

  • 1886 г. — член экспертной комиссии Третьей электротехнической выставки, организованной РТО;
  • 1890 — 1893 гг. — действительный член РТО по трем отделам: военно-морскому, электротехническому и воздухоплавательному;
  • 1893 г. — член Петербургского математического общества;
  • 1896 г. — член Английского общества корабельных инженеров;
  • 1902 г. — член Общества морских инженеров;
  • 1910 г. — почетный член Общества морских инженеров;
  • 1914 г. — президент Русского физико-химического общества и председатель его физического отделения;
  • 1915 г. — почетный член Союза морских инженеров с момента его создания;
  • 1924 г. — действительный член Английского королевского астрономического общества;
  • 1932 г. — почетный член и председатель Всесоюзного научного инженерно-технического общества судостроения (НИТОСС) с момента его создания;
  • 1942 г. — почетный член Английского общества корабельных инженеров.

После революции А.Н. Крылов участвовал в преобразовании Морской академии. В 1919 г. приказом Реввоенсовета Балтийского флота Алексей Николаевич был назначен начальником Морской академии. В полуторагодичный период пребывания А.Н. Крылова в этой должности под его непосредственным руководством были разработаны новые учебные планы и программы по всем предметам технических факультетов академии.

В 1921 г. Крылов был командирован Академией наук в западноевропейские страны в составе комиссии, имевшей целью возобновление научных сношений с зарубежными учеными и научными учреждениями, закупку книг и новейших оптических и физических приборов. Эта командировка вылилась в продолжительную, вплоть до 1927 г., службу его за границей, вначале связанную с выполнением различных заданий советских торговых представительств в Берлине, Лондоне и Париже, затем в качестве начальника Морского отдела Российской железнодорожной миссии в Берлине, позже — в качестве члена правления Русско-Норвежского пароходного общества и наблюдающего за постройкой судов, заказанных в разных странах Европы.

Деятельность А.Н. Крылова была высоко оценена еще при жизни: он был награжден двумя орденами Ленина и удостоен звания заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. За выдающиеся достижения в области математических наук, теории и практики отечественного кораблестроения, многолетнюю и плодотворную работу по проектированию и строительству современных военно-морских кораблей, а также крупнейшие заслуги в деле подготовки высококвалифицированных специалистов для военно-морского дела ему было в 1943 г. присвоено звание Героя Социалистического Труда. Центральный научно-исследовательский институт № 45 Наркомата судостроительной промышленности СССР, созданный по его замыслу и при его участии, с 1944 г. стал носить имя А.Н. Крылова.

Постановлением Совнаркома СССР, опубликованным в газетах 27 октября 1945 года, имя ученого было присвоено Военно- морской академии кораблестроения и вооружения, созданной 27 августа 1945 г. В его честь были учреждены стипендии для адъюнктов академии и кораблестроительного факультета Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского, для докторантов и аспирантов Института математики Академии наук СССР, Института механики АН СССР, для аспирантов Ленинградского государственного университета, Ленинградского и Николаевского кораблестроительных институтов. Имя ученого-кораблестроителя было присвоено Всесоюзному научно-техническому обществу судостроения (ныне НТО имени А.Н. Крылова).

Позже на доме № 5 по Университетской набережной, где последние годы жил и работал академик, была установлена мемориальная доска.

Инженерная и изобретательская деятельность А.Н. Крылова

А.Н. Крылов проявил себя как талантливый изобретатель уже в ранней молодости.

В 1886 г. мичман Крылов, работая под руководством профессора И.П. де-Колонга — одного из создателей теории девиации компаса, разрабатывает прибор для определения сил, действующих на магнитную стрелку компаса, — дромоскоп. Это устройство служило для исправления компасных и магнитных курсов корабля, а также для нахождения азимута светил. Творчески перенося в область технических расчетов те рациональные приемы и способы приближенных вычислений, которые были выработаны астрономами и геодезистами и оставались чуждыми технике, А.Н. Крылов создал совершенный прибор, нашедший широкое применение на флоте, в экспедициях Гидрографического департамента. С девиацией компаса связаны и первые печатные работы А.Н. Крылова [7, 8].

Дромоскоп был выставлен в русском павильоне Международной Колумбовой выставки в Чикаго в 1893 г. На Всероссийской выставке в 1896 г. в Нижнем Новгороде прибор был отмечен дипломом II разряда, а на Всемирной выставке 1900 г. в Париже — золотой медалью [9].

Разработка методики скоростных испытаний кораблей

А.Н. Крылов сформулировал требования, которые должны предъявляться к мерным линиям, дал исчерпывающие указания об организации пробегов корабля на скоростных прогрессивных испытаниях, о порядке записей наблюдений и т.д. Эти требования легли в основу общесоюзного стандарта по скоростным прогрессивным испытаниям кораблей, изданного в 1935 г. и неоднократно переиздававшегося.

Обратив внимание на то, что основной прибор бассейна — буксировочный динамометр, заказанный в Англии, не обеспечивает необходимой точности сопротивления моделей, А.Н. Крылов предложил новый тип динамометра — простую оригинальную конструкцию из алюминия — материала, только начинавшего тогда свой победный путь в технике. Основная деталь этого динамометра — треугольный равноплечный рычаг с успехом эксплуатировалась в бассейне в течение многих лет.

Принятая А.Н. Крыловым методика буксировочных испытаний моделей и основы пересчета результатов испытаний моделей на натуру просуществовали без изменения вплоть до 1933 г. [11].

В связи с началом проектирования проф. И.Г. Бубновым первых русских подводных лодок в бассейне под руководством А.Н. Крылова в 1903 г. была сконструирована и поставлена на буксировочную тележку оригинальная установка, позволяющая производить буксировочные испытания моделей подводных лодок в полном погружении.

Деятельность в области строительной механики и вибрации корпуса корабля

Тензометр нашел широкое применение при исследовании напряжений в судовых конструкциях и, по-видимому, до сих пор является наиболее совершенным из всех приборов, работающих со штангой и измерительной коробкой. Изобретателю удалось до­биться высокой точности передаточного механизма, поскольку влияние мертвых ходов в нем почти устранено [13, С. 61].

А.Н. Крылов и артиллерийское дело

Начиная с 1894 г. в период создания А.Н. Крыловым теории качки корабля, в поле зрения ученого попали вопросы точности артиллерийской стрельбы при качке.

Через год Крылов сообщил, что по его указаниям построен специальный гидравлический кренометр, постоянно показывающий при качке статический крен и дифферент корабля, необходимые для пользования таблицами непотопляемости [15].

В начале 1900-х годов, будучи профессором Морской академии, А.Н. Крылов выполнил ряд теоретических и опытных работ по исследованию причин, влияющих на точность стрельбы морской артиллерии, разработал способ обучения наводчиков стрельбе на волнении и сконструировал несколько оптических артиллерийских приборов [16].

В 1904 г. он принял деятельное участие в снабжении морской артиллерии оптическими прицелами для орудий.

Впоследствии, выполняя задание морского министерства, А.Н. Крылов принял участие в работе по улучшению конструкции устройств Я.Н. Перепелкина и созданию нового образца оптического прицела Обуховского завода, принятого флотом на вооружение в 1907 г. [17].

Крыловский телефот — щелевой фотографический аппарат — получил свое дальнейшее развитие в работах отечественных геофизиков В.В. Шулейкина, А.А. Иванова, М.А. Козырева и др. [19].

Стрельбы 1907 г. привели А.Н. Крылова к мысли создать специальный прибор для обучения наводчиков орудий стрельбе на качке, при помощи которого перед глазами наводчика производилось бы такое качание щита, которое заставляло бы наводчика придавать прицельной линии движение, тождественное тому, какое она будет описывать при действительной качке и при котором упражнение в наводке и стрельбе производилось бы без фактической стрельбы [20].

Прибор этот должен позволять изменять элементы качки, а также и комбинации качки килевой, боковой и рысканья на курсе в соответствии с различным направлением движения судна относительно волнения.

В 1909 г. А.Н. Крылов разработал схему такого прибора, названного им отмечателем. Отмечатель вначале изготовлялся для 120-миллиметровой пушки. Но после того как предварительное опробование прибора показало, что отмечатель будет удовлетворять своему назначению, Морской технический комитет поручил А.Н. Крылову расширить первоначальное задание и, кроме отмечателя для 120-миллиметровой пушки, разработать конструкцию отмечателя для пушек других калибров.

В ноябре 1910 г. отмечатели Крылова были изготовлены и переданы для испытания на корабли Балтийского и Черноморского флотов. На основании результатов испытаний Артиллерийский отдел Главного управления кораблестроения в начале 1912 г. вынес решение, что суда следует снабжать только приборами-отмечателями генерал-лейтенанта Крылова. Прибор Крылова имел большое практическое значение, так как давал возможность обучать и тренировать наводчиков без выхода корабля в море и без стрельбы дорогостоящими снарядами.

Изобретение отмечателя имело чрезвычайно большое значение для русского военно-морского флота. Подобным прибором не владел ни один флот мира. Во время Первой мировой войны русский флот оказался более напрактикованным в стрельбе на качке, чем его противник — германский флот [20, С.202]. За разработку первого в мире устройства для обучения корабельных артиллеристов А.Н. Крылов получил в 1912 г. премию Михайловской артиллерийской академии [9, С.61].

Изобретение приборов для проведения вычислений

Другие изобретения и инженерные разработки

Крылов в числе других измерительных приборов сконструировал катетометр — прибор для точного измерения вертикальных расстояний между точками [28] при физических опытах. Катетометр Крылова явился дальнейшим развитием аналогичного прибора, усовершенствованного в 70-х годах XIX столетия Д.И. Менделеевым.

Одной из важнейших инженерных работ А.Н. Крылова является разработка условий морской и речной транспортировки партии железнодорожной техники, приобретенной для России в 1921 — 1923 гг. за рубежом. Исследовав техническую документацию более трех тысяч судов, А.Н. Крылов выбрал подходящую модель парохода и преобразовал его. Он разработал схему размещения паровозов в трюмах и на палубе и принимал непосредственное участие в погрузке и креплении паровозов. Так впервые была осуществлена перевозка паровозов на судах в собранном виде.

А.Н. Крылов опроверг ранее существовавшие представления об условиях судоходства и по намеченному пути доказал возможность прохода крупных судов по мелководным участкам [30]. Экономия, полученная от такого способа перевозки, составила два с четвертью миллиона рублей золотом [31].

А.Н. Крылову принадлежат более 30 изобретений уникальных приборов и механизмов [32]. Специфическая особенность творческого метода А.Н. Крылова — сочетание научных исследований с инженерными разработками, создание новых теорий и изобретение на их базе новых конструкций, приборов и устройств проявлялись на всех этапах его долгой и плодотворной профессиональной деятельности.

Использованные источники

Подготовлено по:

Морозова, С.Г. (Политехнический музей), Варганов, Ю.В. (Музей Военно-Морской академии им. Н.Г. Кузнецова). Анализ источниковой базы творческого наследия академика А.Н. Крылова (1863 — 1945) // Проблемы культурного наследия в области инженерной деятельности: сб. ст. – Вып. 2. – М., 2001. — С. 116–141. – Библиогр.: с.139 — 141.

Крылов А.Н. Учебник теории корабля

Ст-Петербург? Типография Ю.Н. Эрлих(влад. А.Э. Коллинс), Мал. Дворянская,19. 1913г. 221с.
Настоящий учебник по теории корабля составлен мною по поручению Морского Кадетского Корпуса и составляет переработку литографированных записок, изданных в 1901г. в пособие к курсу мною тогда прочитанному.
Содержание учебника видно из оглавления его; при изложении я старался главное внимание обращать на практическую часть дела, и пояснять примерами те простые вычисления, которые надо сделать, чтобы получить числовой ответ на могущие встретиться при обычных условиях судовой службы и обстановки вопросы теории корабля.
А. Крылов 1912г.
Оглавление:
Введение.
Плавучесть.
Остойчивость.
Качка корабя.
Ходкость корабля.
Поворотливость.

Благовещенский С.Н., Холодилин А.Н. Справочник по статике и динамике корабля. Динамика корабля. Том 2

  • формат pdf
  • размер 6.74 МБ
  • добавлен 18 ноября 2010 г.

Ленинград, "Судостроение", 1976. Справочник содержит описание методов расчета качки корабля. Даны спектры морского волнения. Приведены сведения о необходимых вспомогательных данных по присоединенным массам и коэффициентам сопротивления. Представлена схема расчета боковой и продольной качки. Приведены отдельные элементы расчета нелинейной теории качки корабля и рассмотрены частные задачи.

Боярский О.Г. Борьба за живучесть надводного корабля

  • формат djvu
  • размер 2.6 МБ
  • добавлен 25 ноября 2011 г.

Учебное пособие для морских школ ДОСААФ - М.: Изд-во ДОСААФ, 1970. - 167 с. Даны основные понятия о конструкции корабля, теории корабля и живучести. Даются основы организации по борьбе за непотопляемость и живучесть корабля. Рассматриваются способы борьбы с водой, пожарами и др. Предназначено для призывников и учащихся школ ДОСААФ.

Величко С.В. Устройство и живучесть корабля

  • формат pdf
  • размер 924.42 КБ
  • добавлен 24 сентября 2011 г.

Таганрог: ТТИ Южный федеральный университет, 2009. - 128 с. Содержание: Мореходные качества корабля. Основные сведения по геометрии корабля. Плавучесть корабля. Остойчивость корабля. Непотопляемость корабля. Ходкость корабля. Управляемость корабля. Качка корабля. Успокоители качки. Устройство надводного корабля. Понятие о прочности корпуса корабля. Основные материалы для корпуса корабля. Конструкция корпуса корабля. Сведения по корабельным сист.

Крылов А.Н. Мои воспоминания

  • формат djvu
  • размер 4.89 МБ
  • добавлен 01 декабря 2011 г.

Мирохин Б.В., Жинкин В.Б., Зильман Г.И. Теория корабля

  • формат djvu
  • размер 3.32 МБ
  • добавлен 23 ноября 2011 г.

Учебник. Л.: Судостроение, 1989. - 352 с. Рассмотрены основные закономерности поведения судна как плавучего инженерного сооружения в различных условиях эксплуатации, являющиеся его мореходными качествами. Изложены принципы и теория их определения. Приведены примеры практической оценки мореходных качеств судна. Предназначена для студентов кораблестроительных ВУЗов и специалистов по теории корабля.

Муру Н.П. Статика корабля

  • формат djvu
  • размер 8.48 МБ
  • добавлен 30 июня 2010 г.

Издательство ВВМИОЛУ, Ленинград, 1969, 526 с. Материал изложен в логической курсовой последовательности и доведен до практического использования в инженерных расчетах по статике корабля. Отличительной особенностью учебника является его военно-морская направленность. С единых позиций рассмотрена статика надводного корабля и подводной лодки. Учебник предназначен для курсантов военно-морских училищ и специалистов в области кораблестроения.

Пасько В.П., Самолетов А.И., Тюренков Н.А. Устройство, основы теории живучести корабля

  • формат jpg
  • размер 39.11 МБ
  • добавлен 20 сентября 2011 г.

Учебное пособие. - Ленинград: Ленинградский механический институт, 1976. - 202 с. В учебном пособии даны основные сведения по устройству надводного корабля, подводной лодки, энергетическим установкам, мореходным качествам и по борьбе за живучесть корабля. Учебное пособие предназначено для студентов технических специальностей вузов.rn

Ремез Ю.В. Качка корабля

  • формат pdf
  • размер 3.46 МБ
  • добавлен 14 марта 2011 г.

Л.: Судостроение, 1983. — 328 с. На основе методов гидромеханики и теории случайных процессов в книге изложена теория качки корабля, решена краевая задача о колебаниях контура на поверхности жидкости и вычислены присоединенные массы и коэффициенты демпфирования, содержится линейная теория качки на косом регулярном волнении, определены статистические характеристики качки на нерегулярном волнении, приведена методика гидродинамического расчета волн.

Соболев В.Г. Управляемость корабля и автоматизация судовождения

  • формат pdf
  • размер 20.81 МБ
  • добавлен 16 июля 2009 г.

Ленинград, изд "Судостроение", 1976. 477 стр, илл. Учебник для кораблестроительных вузов по специализациям "Гидромеханика" и "Автоматическое управление движением корабля".

Фукельман В.Л. Жизнь корабля

  • формат djvu
  • размер 10.98 МБ
  • добавлен 23 октября 2010 г.

Л.: Судостроение, 1978. - 168 с. В научно-популярной форме книга знакомит читателя с основными положениями теории корабля - важнейшей судостроительной науки. Подробно pacсмотрены мореходные качества судна: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость, поведение судна при качке. Интересные примеры из международной практики эксплуатации судов показывают важность глубокого знания теории корабля для проектанта и мореплавателя. К.

Алексей Николаевич Крылов (1863 - 1945).

Как основателя флота российского обычно вспоминают Петра Первого - что, безусловно, справедливо. Но современного торгового и военного флота в России не было бы без Алексея Николаевича Крылова.

Гениальный теоретик и практик морского дела, кораблестроитель, генерал флота, академик, создатель современной теории корабля, теории качки и теории непотопляемости, физик и математик, механик и педагог, Алексей Крылов родился в селе Висяга Симбирской губернии (сейчас это Республика Чувашия) в 1863 году.

Его дед участвовал в суворовских походах, был ранен в Бородинском сражении во время войны с Наполеоном. Отец-офицер участвовал в Крымской войне - между прочим, в артиллерийской бригаде он занял место Льва Толстого, переведенного на другое место службы.

И таких переплетений с судьбами великих россиян в биографии Алексея Николаевича Крылова множество. Во время учебы в Морском корпусе (1878 - 1884) он дружил с сыном Дмитрия Менделеева Володей. В каникулы молодые люди вместе приезжали в гости к создателю периодической системы элементов, Алексей учился ставить научные опыты.

Курсант Морского училища Алексей Крылов в 1882 году.

Алексей Николаевич был другом и единомышленником флотоводца и полярного исследователя Сергея Осиповича Макарова. Дочь Крылова Анна вышла замуж за Петра Леонидовича Капицу, лауреата Нобелевской премии по физике и основателя Института физических проблем.

Уже в советское время Крылов работал за границей вместе с легендарными дипломатами - Александрой Коллонтай и Леонидом Красиным. Французский и немецкий язык он отлично выучил еще подростком: Алексей с родителями несколько лет жил в Марселе и Риге. Даже в Морском корпусе он изучал математику в основном по книгам на французском языке.

В Морском корпусе Крылов освоил теорию магнитных компасов, и сразу после выпуска был принят на работу в компасную часть Главного гидрографического управления. Первое его исследование было посвящено девиации магнитных компасов (девиация - это ошибка компаса под влиянием железа на судне или самолете). Темой этой он занимался всю жизнь, и именно за теорию девиации и влияния качки на показания компаса 1941 году Крылову присудили Сталинскую премию.

Затем Алексей Николаевич окончил кораблестроительное отделение Морской академии и начал сам преподавать - чем и занимался потом практически до конца жизни, почти полувека.

Мировую известность русскому ученому принесла теория качки. Вам приходило в голову, что у волн и качающихся на них кораблей может быть какая-то теория с расчетами и формулами? Поэтичный шум прибоя, белые барашки морской пены, да хоть морская болезнь - это понятно. Но как стихию океана измерить, посчитать и применить для постройки судов, не боящихся качки? Крылов смог.

В 1895 Алексею Николаевичу поручили изучить вопрос о запасе глубины под килем корабля при боковой качке для прохода в порт Лиепаи. Крылов не только сделал расчеты, но и создал первую теорию килевой качки (до него задача считалась неразрешимой), а также теорию демпфирования (успокоения) бортовой и килевой качки. Предложенные им принципы применяются до сих пор.

За эти исследования Русскому капитану флота присудили золотую медаль Английского общества корабельных инженеров и сделали его членом общества - хотя раньше там ни одного иностранца не было. И это - в Британии, владычице морей, гордящейся морскими традициями!

1898 год. Русский ученый, капитан Крылов сформулировал общую теорию качки.

В 1908 году Крылов назначен главным инспектором кораблестроения и председателем Морского технического комитета, занимающегося проектированием судов и наблюдением за их постройкой. То есть, по сути, развитием русского флота и безопасностью мореплавания. Он руководил строительством современных линкоров типа "Севастополь" и эсминцев типа "Новик".

С 1910 года Крылов - консультант Адмиралтейского и Балтийского заводов. В 1911 году - уже генерал для особых поручений при морском министре. В этой должности занимается и руководством Путиловскими заводами, и морской метеорологией, и подъемом затонувших кораблей.

Теория непотопляемости - еще один важнейший вклад Крылова в морскую науку. Алексей Николаевич составил таблицы непотопляемости для военных кораблей. Они помогали уменьшить крен корабля, получившего пробоину. Идея по тем временам парадоксальная: надо не откачивать воду, как привыкли моряки, а наоборот, заполнять водой другие отсеки - тогда корпус выровняется.

В советское время Крылов был постоянным консультантом ЭПРОН (Экспедиции подводных работ особого назначения), созданной в 1923 году. Во время Великой Отечественной войны на базе ЭПРОН организовали аварийно-спасательную службу советского Военно-морского флота.

Еще в 1891 году Алексей Крылов женился на юной курсистке Елизавете Драницыной. У них родились пятеро детей, но двое умерли в младенчестве. Брак же по сути распался в 1914 году.

С 1915 года Крылов трудится в совете Комиссии по изучению производительных сил России. Она была создана Академией наук, возглавлял комиссию Владимир Вернадский. Шла Первая мировая война, и стране нужны были новые источники металлов и других полезных ископаемых. Комиссия продолжала работать и в советское время.

В 1916 году Алексей Николаевич становится действительным членом Академии наук, директором Главной геофизической обсерватории, в 1919 году - начальником Морской академии. Сейчас Крылова наверняка назвали бы эффективным топ-менеджером и пригласили преподавать в престижную бизнес-школу: у него было множество руководящих должностей, и везде он успевал сделать массу нового и полезного!

"Помню, я задал однажды вопрос деду:

- Почему тебя как генерала в революцию не расстреляли?

- Генерал генералу - рознь.

Действительно, загадкой остается тот факт, что никого из нашей семьи и семьи Крыловых не подвергли репрессиям ни до войны, ни после. А ведь два сына Алексея Николаевича - Алексей и Николай - были офицерами и участвовали в гражданской войне на стороне белого движения и погибли в частях Деникина в 1918 году. Этого было вполне достаточно для самых суровых мер", - пишет Андрей Капица, внук Алексея Николаевича.

"Теперь я понимаю, что Алексей Николаевич смотрел на наше правительство как на землетрясение, наводнение, грозу. . Конечно, это было в высшей степени странно: шел 1918 год, папа был полный царский генерал и, несмотря на это, совершенно спокойно стал начальником академии. . Алексей Николаевич считал, что на нем лежит ответственность за судьбу русского флота и нужно делать свое дело, - объясняет события первых послереволюционных лет дочь Крылова Анна. - Помню, он при мне как-то рассказывал:

"Выхожу на свою первую лекцию и спрашиваю:

- Кто знает математику в размере гимназического курса? В ответ молчание.

- Кто знает математику в размере реального училища? В ответ молчание.

- Кто учил арифметику в церковно-приходском училище? Поднимается четыре руки.

- Ясно, говорю, сегодня лекция не состоится, приходите завтра в это же время".

И он прочел курс теории корабля абсолютно неграмотным людям, да так, что они все поняли. Без единого математического знака или формулы".

С 1921 по 1927 год Крылов живет и работает в Европе. Уезжает туда вместе с группой ученых: восстанавливать научные связей, закупать оборудование и литературу. Потом становится консультантом советского полпредства, представителем Нефтесиндиката, начальником Морского отдела Российской железнодорожной миссии в Берлине, членом правления Русско-Норвежского пароходного общества.

Он постоянно в разъездах, ведет переговоры в Великобритании и Норвегии, Германии и Франции, заключает контракты на покупку судов, лично наблюдает за строительством танкеров и лесовозов, за ремонтом и погрузкой в портах. Советская Россия купила за границей 900 паровозов, и их решено было доставить морем. А для этого надо найти суда и обеспечить безопасное плавание с необычным грузом. Крылов справился.

В Париже он наладил отношения с первой женой Елизаветой Дмитриевной (она вместе с дочкой эмигрировала еще в 1919 году). Помогал ей деньгами, хотя жил и путешествовал по Европе с Анной Ферингер. "После пережитой трагедии - гибели сыновей - родители помирились вполне. Мама поняла, что семейной жизни у них не может быть, но дружба и любовь остались. Существовала я - и для того, и для другого. Они оба сосредоточили свою любовь на мне и как бы в этом снова слились духовно", - объясняет смысл этой противоречивой ситуации Анна Крылова-Капица.

На основе Опытного бассейна в Санкт-Петербурге создан Центральный научно-исследовательский институт имени академика Крылова - сейчас это Крыловский государственный научный центр.

На основе Опытного бассейна в Санкт-Петербурге создан Центральный научно-исследовательский институт имени академика Крылова - сейчас это Крыловский государственный научный центр.

В 1939 году в СССР пышно отмечали 75-летие академика Крылова. "Я почти 60 лет служу любимому морскому делу и всегда считал само это служение Флоту, Родине и народу наивысшей честью для себя. Вот почему я не пойму, чем же я заслужил сегодня такие почести?", - отвечал Алексей Николаевич на поздравления.

Во время войны Крылова эвакуировали в Казань. Успев вернуться в Ленинград после Победы, в 1945 году он умер. О похоронах рассказывает внук Андрей Капица: "Моряки хоронили его со всеми воинскими почестями, положенными адмиралу флота, и его провожал, как мне казалось, весь Ленинград".

Великие ученые: Алексей Крылов

Русский и советский кораблестроитель, механик и математик, академик Петербургской АН / РАН / АН СССР

Возрастная категория сайта 18 +

15 августа. Алексей Крылов

В этот день 15 августа 1863 года родился Алексей Николаевич Крылов. Академик, механик, знаменитый российский кораблестроитель.

Выдающийся кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов

Алексей Николаевич Крылов – один из тех немногих людей, кто был успешен и до революции 1917 года, и после нее. Все потому, что полный царский генерал, он был абсолютно предан своему делу – кораблестроению – и равных ему в этом не было в целом мире.

Алексей Николаевич родился в семье потомственных военных. Дед его участвовал в походах Суворова и был героем Бородина, а отец отличился на Крымской войне. Крылов младший поступил в Морское училище, которое с отличием закончил в 1884 году.

Крылов Алексей Николаевич

Научное исследование магнитных компасов

Поступив на службу в Гидрографическое управление России, Алексей Николаевич занялся изучением работы компасов – этим исследованием он впоследствии сделал себе имя в науке. Его слова:

Кораблестроитель Алексей Крылов

Теория качки корабля

Кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов

Принципы по спасению судов от пробоин

В начале XX века уже известный кораблестроитель начал работу вместе со знаменитым адмиралом Макаровым. Ученый и адмирал вместе разработали принципы по спасению судов от пробоин. Макаров и Крылов предлагали во избежание крена затоплять другие отсеки судна. В 1904 году Степан Осипович погиб под Порт-Артуром, но Крылов его дело продолжил.

Алексей Николаевич Крылов

В Советской России

Алексей Крылов

Читайте также: