Физиологические особенности детей 6 7 лет кратко

Обновлено: 05.07.2024

Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно- двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки. Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания.

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;

интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно- двигательная координация.

социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы

Процесс окостенения фаланг пальцев руки также не закончен.

Эти особенности необходимо учитывать при обучении семилетних детей письму и простейшим трудовым процессам.

Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Увеличение роста костей

Существенную роль в процессах перестройки костной ткани и податливости ее внешним воздействиям играет питание. Так, обеднение пищи минеральными солями и витаминами в периоды глубокой морфологической перестройки костной ткани приводит к остеопарезу, к значительному падению интенсивности роста.

В 6—7 лет наступает период первого вытяжения, во время которого и наблюдается значительное увеличение длины тела. За год дети прибавляют в росте на 8—10 см, причем позвоночник растет не так энергично, как в предыдущие и последующие периоды. Вес же в этот период возрастает относительно менее интенсивно. На 7—8 лет падает наименьшая процентная годовая прибавка веса тела. Дети как бы худеют.

В костной ткани преобладают органические элементы, чем обусловлена большая эластичность скелета детей и легкое возникновение деформаций его при длительных напряженных и неправильных положениях тела. Не закончено еще и сращение отдельных костей скелета.

В период обучения интенсивно развивается двигательный анализатор, особенно в графических движениях руки (на уроках письма и рисования). Образование и дифференцировка этих новых условнодвигательных рефлексов требует постепенности и соблюдения гигиенических правил рабочей позы и движений рук, особенно правой руки. В процессе первоначального обучения необходимо уделять особое внимание созданию благоприятных условий для деятельности основных анализаторов, учитывая их важнейшее значение для всей высшей нервной деятельности ребенка.

С костной системой органически связана мышечная; эти системы совместно обеспечивают возможность движения человека. К 7 годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы (плеча, предплечья, бедра и др.), но мелкие (например, мышцы кистей рук) оказываются еще неразвитыми.

В связи с этим к семи-восьмилетнему возрасту дети овладевают основными видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), но точная координация движений с участием всяких мелких мышц еще недостаточно выражена; детям трудно производить мелкие и точные движения. Семилеткам, как и дошкольникам, присуща большая подвижность, но вследствие несовершенства координации движений и отсюда неэкономной траты сил они быстро утомляются. Поэтому при организации занятий по физической культуре или трудовой деятельности детям семилетнего возраста рекомендуется давать такие упражнения, которые способствовали бы развитию и совершенствованию основных двигательных координации. Нужно приучать детей выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций.

Ряд существенных особенностей характеризует развитие органов дыхания и сердечно-сосудистой системы у детей. К 7 годам заканчивается дифференцировка легкого и далее в основном идет его рост. Дыхательная поверхность легких и количество крови, протекающей через легкие в единицу времени, у детей относительно больше, чем у взрослых. Однако меньший, чем у взрослых, объем грудной клетки и ее конусообразная форма обусловливают в состоянии покоя меньшую вентиляцию легких при каждом дыхании. Необходимый объем легочной вентиляции обеспечивается у детей главным образом путем увеличения числа дыханий и в меньшей мере путем углубления дыхания. Детское дыхание, таким образом, менее экономно. Частота дыхания в одну минуту при покое у детей 7 лет равна 20, а минутный объем дыхания составляет 600 куб. см. Газообмен приближается к газообмену взрослых. В тесной связи с развитием легких и функций дыхания находится развитие сердечно-сосудистой системы и кровообращения. Энергия роста сердца сильнее всего в первый год жизни и в последующие годы — до 7 лет. С 7 лет рост сердца несколько замедляется. В ходе дифференцировки органа также отмечается периодичность, причем периоды роста и дифференцировки сердца и легких совпадают. К 7—8 годам заканчивается структурная дифференцировка опорной ткани сердца и полного развития достигает его центральный и периферический нервный аппарат. Орган прекрасно снабжен кровеносными сосудами, мышечный же аппарат сердца структурно еще не закончен. Артерии семилетнего ребенка относительно шире, чем у взрослых. Этим объясняется и небольшая величина кровяного давления, равная 88—90 мм. Количество крови, доставляемое клеткам в каждую минуту, должно находиться в соответствии с их потребностью в кислороде. Для обеспечения этого соответствия сердце ребенка должно иметь в одну минуту значительно большее число сокращений, чем сердце взрослого, ибо объем крови, выбрасываемой в артерии при каждом сокращении, у ребенка меньший, чем у взрослого. Количество крови, выбрасываемое в аорту сердцем семилетнего ребенка при одном сокращении, равно всего 23 куб. см. Частота сердечных сокращений (90 ударов в минуту) более устойчива, чем у детей дошкольного возраста. Но все же под влиянием резких и сильных движений, положительных и отрицательных эмоций частота сердечных сокращений у детей семилетнего возраста значительно увеличивается.

Чрезвычайно важно с первых лет обучения детей в школе путем рационального применения различных физических упражнений обеспечить их тренировку, совершенно необходимую для нормального развития и деятельности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

Чрезвычайно важно с первых лет обучения детей в школе путем рационального применения различных физических упражнений обеспечить их тренировку, совершенно необходимую для нормального развития и деятельности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

Недостаточное пребывание детей семилетнего возраста на воздухе, чрезмерная учебная нагрузка и другие нарушения гигиенических требований нередко влекут за собой малокровие.

В возрасте 6—7 лет у детей начинается смена молочных зубов на постоянные зубы. Сначала появляются четыре больших коренных зуба, затем постепенно в том же порядке, в каком появлялись, выпадают молочные зубы и вырастают постоянные. В 7—8 лет меняются четыре внутренних резца. У детей зубная эмаль постоянных зубов более тонкая, чем у взрослых, вследствие чего зубы ребенка легко подвергаются повреждению.

Важно приучать детей тщательно выполнять правила по уходу за зубами.

Емкость желудка у семилетних детей намного меньше, чем у взрослых. Невелики также кислотность желудочного сока и содержание в нем переваривающих ферментов.

Этими особенностями диктуются более частые приемы пищи небольшими порциями. Детям семилетнего возраста рекомендуется предусмотреть в режиме дня пятикратное питание.

К семилетнему возрасту все органы чувств у ребенка хорошо развиты, однако некоторые из них, в частности глаз, имеют особенности, отличающие их от органов взрослого человека. У детей 7—8 лет хрусталик глаза имеет менее выпуклую форму, чем у взрослых. Поэтому семилетние дети обладают сравнительно большей дальнозоркостью. Однако эта детская дальнозоркость легко может перейти в близорукость.

Став школьниками, дети начинают ежедневно 5—6 часов заниматься: пишут, читают, рисуют и т. д. Во время занятий их тело нередко принимает неправильное положение, дети чрезмерно наклоняют голову. При длительном же наклонном положении головы затрудняется отток крови от глаз, вследствие чего увеличивается внутриглазное давление. Под влиянием последнего передне-задняя ось глаза постепенно удлиняется, изображение более отдаленных предметов уже не попадает на сетчатку. Таким образом, учебные занятия, организованные без достаточного учета гигиенических требований, основанных на возрастных ана-томо-физиологических особенностях глаза ребенка, могут повлечь за собой близорукость.

Весьма существенные функциональные изменения происходят в развитии слухового анализатора ребенка

Обучение грамоте строится на основе звукового анализа и синтеза слышимой ребенком речи. Поэтому деятельность слухового анализатора у ребенка школьного возраста приобретает ведущее значение. Причем эта деятельность имеет качественно новый характер, так как развивается преимущественно речевой слух ребенка. Анализ и синтез музыкальных звуков на уроках пения существенно влияют на совершенствование слухового анализатора. Постоянная деятельность ребенка на уроках - это слушание; основным механизмом слушания является работа слухового анализатора. Поэтому слуховой анализатор на протяжении учебного дня испытывает весьма большую нагрузку. Под влиянием учебных занятий слуховой анализ учащихся I класса замедляется, а словесная или двигательная реакция на слово задерживается. Это утомление слухового анализатора имеет место в тех случаях, когда учитель перегружает слух детей объяснением учебного материала или спрашиванием, недостаточно используя при этом зрительный анализатор (средства наглядного обучения) или слабо организуя действия детей, вовлекающие общедвигательный анализатор. Чередование методов обучения, имеющее гигиеническое значение, особенно важно для сохранения работоспособности слухового анализатора.

В возрасте 6—7 лет, как показали специальные исследования, при выработке условных рефлексов можно получить на словесные обозначения условного сигнала ту же реакцию, что и на самый условный сигнал. Характерным для данного возраста является неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга, ярко выраженная недостаточность внутреннего активного торможения. Этими особенностями обусловлена большая истощаемость нервных клеток коры головного мозга у детей семилетнего возраста и малая устойчивость их внимания. Активный словарь ребенка семи лет достигает 2—3 тысяч слов, но мышление его еще продолжает носить конкретно-образный характер, и взаимоотношение с окружающим миром определяется первой сигнальной системой.

Седьмой год жизни — продолжение очень важного це­лостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образова­ний создает психологические условия для появления новых ли­ний и направлений развития.

ВложениеРазмер
anatomo-fiziologicheskie_osobennosti.docx 47.76 КБ

Предварительный просмотр:

Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет

Седьмой год жизни — продолжение очень важного це лостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образова ний создает психологические условия для появления новых ли ний и направлений развития.

В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг.

Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостене ния, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие Крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развива ется координация мышц кисти. Общее физическое раз витие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тре нировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Изменения в сознании характеризуются появлением, так на зываемого внутреннего плана действий — способностью опериро вать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане.

Одним из важнейших изменений в личности ребенка являют ся дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его обра зе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способ ности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последне го возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет буду щий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.

В процессе усвоения нравственных норм формируются сочув ствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными.

Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее за вышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.

Ведущей потребностью детей данного возраста является об щение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью оста ется сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражаю щие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые дей ствия становятся более сложными, обретают особый смысл, ко торый не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом до школьники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое пове дение в зависимости от места в нем.

Одной из важнейших особенностей данного возраста являет ся проявление произвольности всех психических процессов.

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данно го возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок мо жет видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправлен ное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в резуль тате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью ска зать, что развитие произвольной памяти начинается с того мо мента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоми нание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других по знавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует раз витию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продук тивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого мате риала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с по мощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образ ное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает фор мироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуж дений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном воз расте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логи ческое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-след ственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выст раивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благода ря которому создается принципиально новый образ). Этот пери од — сензитивный для развития фантазии.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грам матический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и харак тер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начина ют активно употреблять обобщающие существительные, синони мы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологичес кой речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы пози тивного общения с людьми, развивается половая идентифика ция, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успеш но обучаться в школе.

Основные компоненты психологической готовности к школе

Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое само чувствие.

Психологическая готовность к школьному обучению много компонентна. Можно выделить несколько параметров психичес кого развития ребенка, наиболее существенно влияющих на ус пешное обучение в школе.

• Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной пози ции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отно шении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

• Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а имен но позицию, открывающую доступ в мир взрослости (соци альный мотив учения), и потому, что у него есть познава тельная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).

• Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зре лостью понимают дифференцированное восприятие, кон центрацию внимания, аналитическое мышление, выража ющееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, уме ние воспроизводить образец, а также развитие тонких дви жений руки и сенсомоторную координацию. Можно ска зать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

• Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.

Переход ребенка из детского сада в школу, интересный и сложный период. Ребенок существенно изменяет социальную сторону своего развития, ему придется общаться не только с большим коллективом сверстников, но и со взрослыми, подчиняться их требованиям, а главное, ребенку нужно будет стать членом коллектива, который имеет свои цели и функции, отличные от коллектива, например, в детском саду.

Несмотря на то, что к 6-7 годам ребенок начинает быстро расти, идет интенсивный рост мышц, туловища и позвоночника, остается не сформирована центральная нервная система, от которой зависит поведение и психическая деятельность, остается характерной высокая утомляемость ребенка.

- в этот период идет адаптация ребенка к новым условиям, он может проявлять экстремальные эмоциональные реакции: истерический плач вместо грусти, бурный восторг вместо тихой радости…;

- обостряется эмоциональные реакции на происходящее: повышается чувствительность, ранимость, обидчивость;

- могут появиться одни из психологических синдромов младшего школьного возраста : хроническая неуспеваемость, школьная тревожность, уход от деятельности, которые приводят к ложному или реальному психосоматическому заболеванию;

- ребенок зачастую ссорится с родителями, использует как способ сброса эмоционального напряжения от испытания страха расставания, связанный с необходимостью ходить в школу;

- начинает устанавливать (часто и много) поверхностные и кратковременные контакты, взаимоотношения со сверстниками;

- проявляется любопытство к половым органам;

- часто отмечается проявление соперничества с братьями и сестрами;

- может начать лгать, брать без разрешения чужие вещи, чтобы выразить бунтарские чувства.

При поступлении детей в школу многое оказывается новым и это представляет определенные трудности:

- место расположения учреждения;

- смена детского коллектива в котором ранее находился ребенок;

- новый статус- школьника,

- умение работать по новой программе;

- смена игровой на учебную деятельность…

Многие родители считают главным показателем готовности ребенка к школе широту знаний, которые он приобрел в период детства. Однако ребенок может прийти в школу с развитым кругозором, но оказаться совершенно неподготовленным к выполнению разнообразных требований, предъявляемых школой.

Неподготовленность ребенка к школе чаще всего запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Для того чтобы начало школьного обучения стало стартом нового этапа развития, ребенок должен быть готовым к этим формам сотрудничества со взрослыми и детьми. Возможность успешного движения вперед зависит от способностей учащихся адаптироваться к изменяющимся условиям.

Родителям первоклашек - хорошо запомните следующее!

1. Процесс обучения в школе требует от ребенка не только умения обобщать, анализировать и синтезировать, но и умения наблюдать и иметь развитое творческое воображение.

2. Большую роль играет и хорошее здоровье. Состояние здоровья ребенка в начале обучения- это тот резерв, тот запас сил, который определяет во многом успешность и первого года обучения, и всего школьного марафона.

3. Многие исследования показали, что младшие школьники любят учиться. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм поведения и правил. Но неграмотное поведение родителей и учителей приводит к уменьшению прилежания и ответственности. Ведь каждый ребенок к моменту поступления в школу находиться на определенном уровне морального развития.

4. Поведение ребенка во многом зависит от темперамента. Это может проявляться в речи, эмоциональном развитии, мысленных операциях, письме. Одни говорят быстро другие – медленно; одни легко включаются в работу, другие действуют неуверенно, робко; одни решают трудную задачу упорно и настойчиво, другие – бросают, потом опять продолжают решать. Особенности темперамента могут быть замаскированы навыками, привычками, так называемым характером. А так как темперамент зависит от свойств нервной системы, то изменить его почти невозможно и не следует этого делать!

5. Дети 6-7 лет уже обладают некоторыми способностями. Это способности, которые помогают ребенку общаться. Сюда же относятся: желание вступать в контакт с окружающими взрослыми и детьми; умение организовывать общение, слушать собеседника; знание норм и правил общения.

К возрастным особенностям 6-7 летних малышей относятся непосредственность, эмоциональность, любознательность, доверчивость, отзывчивость. Например, при объяснении учителем арифметической задачи, в которой говориться о грибах, первоклассник может тут же рассказать о том, как он тоже собирал грибы в лесу. При этом не нужно принимать такое поведение за непослушание или невнимательность. Ребенок непосредственен в отношениях с вами. Капризы и упрямство тоже характерны для этого возраста. Важным качеством является подражание, однако надо помнить, что ребенок перенимает не только положительное, но и отрицательное.

Таким образом, в основе готовности к школьному обучению лежит и физическое, и психологическое развитие ребенка, без которых он не сможет успешно учиться в школе.

Учебная деятельность становится не только процессом усвоения знаний, но и способом овладения социальной реальностью, и формирования мотивационно – потребностной сферы. И в связи с этими проблемами очень серьезной и просто необходимой становится роль психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к обучению.

Чтобы кризисный период не был столь болезненным для семейных отношений, необходимо заранее готовиться к предстоящим волнующим событиям. И не только готовить ребенка к школе, но и готовиться самим.

Общие рекомендации по подготовке ребенка к школьному обучению.

1. Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.

2. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

3. Увеличивайте словарный запас ребенка.

4. Регулярно водите ребенка в библиотеку.

5. Составляйте вместе с ребенком рассказы по картинкам. Сначала начинайте вы, затем попросите малыша продолжить рассказ. Можете прочитать короткие рассказы, и каждый раз просите пересказать его. Обратите внимание на то, пересказал ли вам ребенок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ получается.

6. Учите с ребенком стихотворения наизусть. Сначала расскажите стихотворение целиком, затем учите по частям. Наблюдайте, полно ли ребенок воспринимает текст, не переставляет ли слова, пропускает ли слова или добавляет несуществующие.

7. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Обратите внимание на то, знает ли малыш названия предметов.

8. Знакомьте ребенка со счетом, последовательностью чисел. Необходимо, чтобы малыш постепенно переходил от момента прикосновения пальцем при счете предмета к моменту счета без видимых моторных или двигательных компонентов, т. е. к счету глазами.

9. Учите ребенка сравнивать, находить общее и различное в предметах.

10. Поощряйте игры с другими детьми, играйте вместе с ребенком в разные игры.

11. Помогите ребенку запомнить его имя, фамилию, адрес.

Эти рекомендации являются общими. Дальнейшая работа зависит только от желания помочь своему ребенку!

Читайте также: