Теория информационного общества маклюэна кратко

Обновлено: 03.07.2024

Следующий этап (70–90-е) эволюции Т.Т. связан с еще большим возрастанием в мире роли информационных технологий, формированием единой информационной инфраструктуры, усилением влияния техники и ее мира. Традиционные механизмы принятия политических решений по идеологическим мотивам рассматриваются как причина некомпетентности и безответственности. В такой ситуации значение технических специалистов, способных повлиять на принятие адекватных решений в качестве экспертно-консультационной структуры власти, становится неоспоримым. Все более распространяется мнение, что в демократическом обществе все равны в ответственности за принимаемые решения, а выводы ученых имеют рекомендательный характер. Футурологический аспект Т.Т. сфокусирован на последствиях эволюции технических систем в направлении жесткой централизации источников и средств информации, на сопряженном росте неподконтрольности власти гражданскому обществу и на перспективах преодоления этого процесса.

3.1. Теория сверхиндустриального общества Э. Тоффлера

ТОФФЛЕР (Toffler) Олвин (р. 1928) – американский социолог, философ и публицист-футуролог. Основные сочинения: "Шок будущего" (1970), "Культурные потребители" (1973), "Доклад об эко-спазме" (1975), "Третья волна" (1980), "Предварительные заметки и перспективы" (1983), "Восприимчивая корпорация" (1985) и др. Автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества.

Согласно Тоффлеру, в сложной архитектонике общества и его динамике решающая роль принадлежит "техносфере", которая производит и распределяет блага в соответствии с изменениями в которой изменяются социо- и инфосферы, влияющие, в свою очередь, на сферу власти и психосферу. Таким образом на новейшей стадии своего развития Т. Д. выходит за узкие рамки техницизма и стремится соотнести категорию "технология" с ключевыми понятиями философской рефлексии – цивилизация, культура, прогресс, ценности, идентификация.

Тоффлер считает, что историческая эволюция не может быть описана в виде процесса линеарного, плавного развития, а осуществляется через социальные противоречия и конфликты, которые, однако, не хаотичны, а укладываются в общую картину изменений, протекающих через некие интервалы, дискретности. Этот процесс можно уподобить вечно живому океану, через который время от времени перекатываются огромные волны, втекая в поток изменений всех людей, которые вследствие этого и становятся участниками цивилизационных трансформаций. В общественном развитии, по Т., взаимодействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо- и психосфера, но решающую роль в волнообразном потоке изменений играет первая из них. Поэтому источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции [3].

В зависимости от характера такой революции определяется и сущность возникающей на ее основе цивилизации. В результате развертывания первой технологической революции – аграрной – возникла гигантская волна сельскохозяйственной цивилизации.

На смену этой цивилизации на гребне второй волны приходит новая, индустриальная цивилизация. Ее символом становится заводская труба, главным двигателем – мускульная сила работников промышленного производства, которые становятся придатками машины, порождающей гигантизм и единообразие (массовидность) во всех сферах жизни, включая труд, культуру, образ жизни. Индустриально-заводской тип производства продуцирует машины и их системы, создающие новые машины, а это открывает двери для массовой продукции, массового распределения, массовой торговли и массовой культуры.

Третья гигантская волна технологических и социальных трансформаций. Последняя вызвана нарастающим и повсеместным распространением компьютеров, лазерной техники, биотехнологии, генной инженерии, информатики, электроники, теле- и видеокоммуникаций, составляющих базисные отрасли постиндустриального производства. Возникает новая энергетика, базирующаяся на обновляющихся, а не на истощающихся источниках. В отличие от индустриального производства, в котором главными были мускулы и машинная технология, в развитых отраслях постиндустриального производства главными становятся информация, творчество и интеллектуальная технология.

На смену пролетариату, являвшемуся придатком машины, приходит по Т., "когнита-риат", т.е. интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, которые составляют набор его духовных инструментов, позволяющих квалифицированно и эффективно работать с все более сложной и разнообразной информацией. В процессе преобразования предприятий Второй волны в предприятия Третьей волны возрастает безработица, из различных видов которой наиболее распространенными становятся структурная, технологическая и временная, связанная с коренными технологическими преобразованиями основ производственной деятельности, содержание и характера труда [9].

3.2. Технотронная теория З. Бжезинского

БЖЕЗИНСКИЙ (Brzezinski) Збигнев (род. 1928, Варшава) – амер. социолог, политолог и государственный деятель (с 1938 живет в США). В осн. труде "Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру" (1970) Бжезинский констатирует, что человечество вступает в новый этап развития, определяемый не социальными революциями, а научно-техническим прогрессом. Этот качественный скачок происходит эволюционно с низшей стадии – аграрной – через промышленную в "технотронную эру", где решающая роль переходит к автоматам, компьютерам и кибернетическим системам, а главной и решающей силой становится наука. Это общество будет характеризоваться, по его мнению, не только качественно новым уровнем производства, но и новой психологией и новой культурой.

В мире останется главное противоречие между развитыми и неразвитыми странами, причем последним следует оказывать необходимую посильную помощь государствам, наиболее приблизившимся к "технотронной эре", ради создания единого мирового сообщества, навсегда избавленного от конфликтов и антагонизмов [5].

О марксизме Бжезинский отзывался следующим образом: Марксизм представляет собой новый, исключительно важный этап в становлении человеческого мировоззрения. Марксизм означает победу активно относящегося к внешнему миру человека над пассивным, созерцательным человеком и в то же время победу разума над верой… Марксизм ставит на первое место систематическое и строго научное изучение действительности, также как и руководство действием, вытекающим из этого изучения.

3.3. Теория информационного общества Е. Масуда

В новом постиндустриальном обществе, по мнению некоторых исследователей, формируется целостная "инфосфера", которая оказывается решающей и определяющей не только в структуре самой техносферы, но и в структуре общества в целом. В связи с этим утверждается, что в информационном обществе появляется "четвертый" сектор экономики – информационный, который сразу же захватывает лидерство и начинает доминировать над остальными тремя: промышленностью, сельским хозяйством и "сервисным сектором", т.е. сферой услуг. Отсюда делается вывод о том, что в данном обществе происходит окончательное вытеснение таких традиционных факторов общественно-экономического развития, как труд и капитал и их замена информацией и знанием.

Ёнэдзи (Енадзе) Масуда (1905–1995) – японский социолог и футуролог, один из авторов концепции информационного общества. В 1972 представил "План для информационного общества – национальная цель к 2000", который позже был расширен и вышел в виде книги "Информационное общество как постиндустриальное общество" (1980).

В информационном обществе, согласно Масуде, происходят интеллектуализация и информатизация производства и всего общества в целом. Происходящие в этом обществе технические изменения и вызываемые ими социально-экономические сдвиги непременно, по мнению Масуды, приводят к повышению качества жизни настолько, что более уже не приходится говорить о существовании такого традиционного социального зла как бедность и нищета, а другое зло – безработица – просто трансформируется в "обеспеченный досуг". В результате этого социальная структура информационного общества становится недифференцированной (однородной) в классовом отношении, поэтому все классовые антагонизмы и социальные конфликты канут в вечность [7].

4. Теория сетевого общества

4.1. Современная телекоммуникационная теория М. Маклюэна

МАКЛЮЭН / МАК-ЛЮЭН (McLuhan) Херберт Маршалл (1911–1980) – канадский философ и социолог, теоретик коммуникационных технологий, автор работ по истории философии и литературы, культурологии, психофизиологии. Основные работы: "Галактика Гуттенберга" (1962), "Понимающая коммуникация" (1963), "Город как аудитория" (1977, в соавторстве).

М.-Л. создана концептуальная модель исторической динамики общества, в центре которой лежит проблема типа и способа коммуникаций; смена коммуникационных технологий положена М.-Л. в основу социальной типологии и выступает критерием периодизации истории. Типологически может быть отнесен к методологической традиции технологического детерминизма, однако семантически философские идеи М.-Л. выходят далеко за рамки философии техники.

Определенный тип коммуникаций (коммуникационная технология) не просто задает, но создает социальный мир – "галактику", которая имеет свой ареал и, несмотря на возможность расширения или изменения конфигураций, наложения галактик друг на друга или взаимного прохождения сквозь, обладает, тем не менее, четко фиксированными границами.

Наступающая "электронная эпоха" по М.-Л., будет характеризоваться "тотальным объятием": mass-media на новой технологической основе возвращают человеку утраченную включенность в общность, только теперь эта общность приобретает всечеловеческий масштаб, ибо предоставленная компьютерной техникой возможность мгновенной передачи информации и мгновенного же на нее реагирования, фактически упраздняет пространство и время.

Смена типов индустриального постиндустриальным, а затем информационным происходит неравномерно. Как правило, на это оказывает влияние не только социальный фактор, но и экономический (уровень благосостояния), географический (местоположение, климатические условия) и др. Это приводит также и к тому, что они отличаются по своим составляющим.

4.2. Модель социально-коммуникативных сетей Д. Богданова

Если принять во внимание развитие средств социальной коммуникации, то в перспективе следующим этапом, идущим после информационного общества, является этап виртуально-сетевой.

Согласно данной концепции после постиндустриального этапа, когда научно-технический прогресс прочно вошел и укоренился во всех сферах жизни общества, – приходит процесс накопления и обмена информацией. Информация становится важной составляющей в жизни общества. Множественность взглядов и мнений, свобода слова приводит к появлению совершеннейших средств взаимодействия между людьми.

Сетевые отношения связывают современных людей во всех сферах человеческой деятельности: воспитание, образование, религия, медицина, развлечения, наука, спорт и пр. Сети являются опосредованным инструментом взаимодействия, который позволяет контактировать с субъектом вне зависимости от его положения, включенности в процесс, деятельности, навыков и пр. Оперирование 4-мя факторами коммуникативной деятельности (процессами): передача информации – хранение информации – переработка информации – передача информации, – является главной особенностью современной виртуально-сетевой модели.

Развитие высоких технологий (наноматериалы, электроника) ведет к усовершенствованию производительных сил и как следствие к развитию производственных отношений и облегчению условий труда.

После застоя научной базы современного общества, главное положение занимают не ученые и производительные силы, а продавцы (менеджеры) и производственные отношения. Научные разработки стали полностью зависимыми от менеджеров и экономической составляющей развития социума. Обмен и реализация информации стали важнее самой информации. И именно этот фактор оказался разрушительным для науки.

"Энергия информационного воздействия на человека и окружающую среду очевидна: в ничтожное, с исторической точки зрения, время жизнь на планете изменилась радикально. Человек начинает знать все больше и больше о все меньшем и меньшем, по выражению Тоффлера. Онтологическое время, то есть "время изменяемости бытия", по С.А. Аскольдову (Алексееву), обладает, согласно этому графику, совершенно особыми динамическими закономерностями, отличающимися от более консервативного, субъективно-психологического осознания времени" [11, С. 51].

Одним из первых обратил внимание на коммуникационный аспект развития нового общества канадский философ и социолог профессор университета в Торонто Маршалл Маклюэн (1911-1980). В своих основных произведениях "Галактика Гутенберга" (1962), "Понимающая коммуникация" (1963) он создал модель исторического развития общества, в основе которой лежит тип и способ коммуникации. Принципиальными положениями концепции М. Маклюэна являются следующие:

  • дописьменного варварства, эпоха устной речи. "Культура слуха" - исторически первая культурная эпоха, которая отличается общей зависимостью от авторитета, синкретизмом сознания, растворенностью индивида в родовом коллективе;
  • тысячелетие фонетического письма;
  • лет "гутенберговой галактики" - видеокультура, "культура зрения". Печатное слово сделало возможным селекцию информации, свободную ее интерпретацию, что привело к формированию таких качеств личности, как критицизим, право на индивидуальность. Однако это привело к утрате социальной общности;
  • современная электронная цивилизация "галактика Маркони". Началась в 1844 г. с изобретением телеграфа Морзе. Средства массовой коммуникации (Маклюэн имел в виду прежде всего телевидение) сплачивают людей, создавая электронную "глобальную деревню", где информация передается столь быстро, что каждый знает обо всех событиях в мире.

12.4. Концепции информационного общества

Термин введен американским экономистом Ф. Машлупом в работе "Производство и распространение знания в Соединенных Штатах" (1962). Информационная концепция является производной от концепций постиндустриального общества. Концепция является более универсальной, так как описывает целый комплекс социокультурных изменений и показывает вектор социального развития от доиндустриального через индустриальное к постиндустриальному обществу. В концепциях же информационного общества делается акцент на степени развития информационных технологий, а в качестве главного фактора общественного развития рассматривается производство и использование научно-технической и иной информации. Часто термины "постиндустриальное общество" и " информационное общество " существуют как взаимозаменяемые, однако это не совсем точно - не во всех странах, где существует постиндустриальное общество (к примеру, в Канаде), можно говорить об оформленном информационном обществе. В Японии же и США об информационном обществе можно говорить как о свершившемся факте. Практически во всех обществах, вступающих в информационную стадию развития, существуют программы вхождения в информационное общество (к примеру, в Финляндии, России, Китае, Индии).

Одна из концепций информационного общества была разработана японским ученым Е. Масудой (" Информационное общество как постиндустриальное общество", 1983). Информация рассматривается Масудой как экономическая категория и как общественное благо, трансформирующее в прогрессивном направлении все сферы социокультурной жизни. Автор утверждает, что грядет новый тип общества, где все аспекты развития личности - образование, профессиональный рост, экономическая деятельность , реализация политической активности, сфера досуга - будут осуществляться в информационной сфере. Однако в концепции Масуды был сделан акцент на технологическом развитии общества, в то время как социокультурные аспекты его развития остались в тени.

Концепции информационного общества были разработаны также Дж. Нейсбитом, Дж. Бенингером, Т. Стоуньером, М. Маклюэном, Э. Тоффлером, М. Кастельсом.

Концепция Э. Тоффлера. Американский публицист и социолог Элвин Тоффлер в ряде работ "Шок будущего" (1970), "Доклад об экоспазме" (1975), "Третья волна" (1980) разработал концепцию "постиндустриального общества" (или согласно авторским синонимам "супериндустриального общества", "сверхиндустриальной цивилизации"). Автор охарактеризовал не только экономические и политические особенности данного типа общества, но и его культуру. Отличительными чертами культуры в информационном обществе становятся:

  • высокий уровень инновативности,
  • демассификация и дестандартизация всех сторон политической и экономической жизни,
  • изменение характера труда и межличностных отношений изменяет систему ценностей и ориентации человека на психологические, социальные и этические цели,
  • избыток информации ("информационный взрыв"), влияющий на культуру и человека,
  • "домоцентризм" ("электронный коттедж") как основной стиль жизни,
  • "персонализация" - ориентация культуры и общества на каждого человека, когда он утрачивает черты "массового индивида".

Новый тип культуры, формирующейся в обществе "третьей волны", Тоффлер назвал "клип-культурой", созданной из осколков впечатлений и образов, воплощением которой является "зэппинг" (безостановочное переключение каналов ТV). Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, здесь все время происходит "перезагрузка", "обновление" информации, когда все первоначально увиденное практически без временного разрыва утрачивает свое значение , устаревает. Клип-культуру Тоффлер рассматривает в качестве составляющей информационной культуры - принадлежность к ней обозначает все увеличивающийся разрыв между пользователями средств информации второй (соответствующей индустриальному обществу) и третьей (информационной) волн.

Новационным здесь становится не столько отказ от готовых, установившихся моральных и идеологических истин прошлого, от традиционных радиопрограмм и телефильмов, от собранного и систематизированного пространного материала, от соотносящихся друг с другом идей, но сам тип подачи материала, состоящего из разрозненных фрагментов. Современный формат средств массовой коммуникации предлагает информацию в виде коротких модульных вспышек - новостей, фрагментов фильмов и передач, рассекаемых рекламой, и имеющих "странную, скоротечную и бессвязную форму". Человек этой новой информационной культуры отказывается от восприятия новых модульных данных в стандартных структурах и категориях и стремится к созданию из мозаичной информации своего собственного материала.

Для человека новой культурной формации мобильность ориентации в рамках стремительно изменяющейся среды и новый способ ее освоения становятся принципиальным моментом, возможно, вопросом его выживания. Тоффлер отмечает, что в быстро меняющемся мире прошлый опыт реже может служить надежным компасом, необходимы гораздо более быстрое освоение нового, большая реактивность Я, подвижность, "умение действовать методом проб и ошибок". В этих особенностях мышления футуролог видит формирующуюся способность человека к восприятию огромных массивов информации, пульсирующих и растущих потоков данных, что соотносится с требованиями новой социальной и технологической реальности.

В новом обществе под индивидуальные потребительские нужды подлаживается и культура, специфика которой описывается Тоффлером в категориях "приспособления к возрастанию жизненного уровня" и "совершенствования технологий", позволяющих снижение себестоимости "культурных продуктов" даже при условии введения их различных вариантов. "Поскольку удовлетворяется все больше и больше основных нужд покупателей, - отмечает исследователь, - можно твердо предсказать, что экономика будет еще энергичней идти навстречу тонким, разнообразным и глубоко персональным потребностям покупателя, потребностям в красивых, престижных, глубоко индивидуализированных и чувственно приятных для него продуктах".

Концепция культуры информационного общества М. Кастельса

В своей работе "Информационная эпоха: экономика, общество, культура" М. Кастельс культуру информационного общества определяет как культуру "реальной виртуальности" ("виртуальный" - существующий на практике, но не в строго данной форме или под данным именем, "реальный" - фактически существующий). Культура реальной виртуальности образует систему, в которой реальный человеческий опыт погружается в систему виртуальности, который образуется выдуманными, виртуальными образами. Наиболее ярким воплощением культуры информационного общества является Интернет , обладающий собственным пространством ("киберпространством") и "вневременным временем". Кастельс утверждает, что именно эти характеристики, а не производство услуг, являются основными чертами информационного общества. Кастельс доказывает, что информационную стадию развития характеризуют принципиально новые черты - в том числе качественная способность оптимизировать сочетание и использование факторов производства на основе знания и информации.

Говоря о влиянии Интернета на современную культуру, Кастельс отмечает, что его потенциал не всегда обеспечивает новые структуры социальной коммуникации. В новой информационной культуре, точно так же как и в любом социальном организме, выделяются страты, обладающие разной степенью приобщенности к информации. С одной стороны, это "малое меньшинство жителей электронной деревни", "первопоселенцев электронного пограничья", с другой - "бродячая толпа", для которой "вылазки" в различные сети достаточно случайны. И если для первых специфичен язык компьютерной коммуникации как нового средства, предполагающего неформальность, спонтанность и анонимность , то для вторых, к примеру, e-mail представляет собой реванш письменности и возвращение к типографскому мышлению.

Такие вещи, как газеты, радио, ТВ и другие СМИ Маклюэн называл артефактами (то есть культурными явлениями, такими же, как письменность вообще или, скажем, книга) и рассматривал их как продолжения органов чувств человека, своего рода их расширение, выход вовне. Ключевыми артефактами, которые стали двигателем человечества, в разные эпохи выступали: иероглифическая письменность, алфавит, книгопечатание, радио, телевидение. Развивая мысль Маклюэна, можно сказать, что сейчас к этому списку прибавился еще интернет.

Все медиа мыслитель делил на "горячие" и "холодные". Первые доводят какое-то одно чувство до высокой степени определенности и не предполагают активного соучастия аудитории. Вторые, наоборот, предполагают неопределенность и поэтому активное участие аудитории в достраивании информации. Кроме того, на "горячие" и "холодные" он делил страны, считая горячими развитые страны, а холодными - отсталые, и предупреждал, что несоответствие медиа и культуры в данной стране может привести к большим проблемам.

"Речь или телефон — это холодные средства коммуникации. Кино и радио — горячие ", писал он, говоря о примерах подобных медиа. Чем горячее средство коммуникации, тем сильнее оно воздействует на сознание. Это давление может стать невыносимым, поэтому психика человека защищается, включая своего рода охлаждение. Например, человек сидит перед телевизором и, спасаясь от того, чем забивают его мозги с экрана, тупо переключает каналы в поисках чего-то более прохладного, то есть неопределенного. В целом телевидение можно отнести к "холодным" СМИ, поскольку телевизионная информация оставляет простор для додумывания.

Но иногда оно вещает в качестве рупора истины, то есть становится "горячим", давая зрителю полную и законченную информацию, которой можно верить. Подобный феномен произошел у нас в период перестройки, когда все СМИ, и телевидение в том числе, стали буквально раскаленными. Информация лилась широким потоком, как будто все шлюзы открылись. Ее содержательность и новизна зашкаливали, и именно информация тогда изменила общество, уничтожила СССР и повернула Россию на новый путь развития. Но недолго музыка играла.

Интересно в контексте теории Маклюэна порассуждать об интернете. Сам мыслитель не дожил до его широкого применения и, вероятно, вообще не предполагал о появлении такого средства коммуникации. К какому виду он отнес бы интернет? С одной стороны, это типичное "горячее" медиа, поскольку преподносит информацию в совершенно определенной форме, как некую истину. Но, с другой стороны, это такой вид коммуникации, который дает широкую возможность обратной связи, фантазий и додумывания, скепсиса. А это характеристики "холодных" медиа.

Знания - главная движущая сила прогресса. Новый мир — это мир компьютерных технологий, сотовых телефонов, глобальной сети Интернет, мир сетей связей и телевидения, одним словом, мир высоких технологий. Последние десятилетия двадцатого века отличились кардинальными переменами в сфере разработки и внедрения новых информационных технологий, которые способствовали развитию новых средств коммуникации, появлению новых видов средств массовой информации, разработке технологий виртуальной реальности, построению глобальных информационных сетей

Оглавление
Файлы: 1 файл

информационное общество.doc

Имя Маршала Маклюэна представляет собой интерес, когда речь заходит о времени, когда по мере развития электронных СМИ, информационных технологий и совершенствования компьютерной техники в коммуникативистике и социологии расширяется дискурс о функциях средств массовой коммуникации, o значении роли информации в жизни общества, a также самих тенденциях построения информационного общества.

Маклюэн отмечает два основных аспекта телевидения это:

М. Маклюэн понимает, что в современную эпоху не только телевизионное восприятие, но и вся жизнедеятельность современного общества всё больше осуществляется в соответствии с принципом мозаичного резонанса.

1.4. Футорологическая концепция Э. Тоффлера

В представленной работе было рассмотрено появление в ближайшем будущем новых отраслей, базирующихся на использовании компьютеров, электроники, информации, биотехнологии и т.п., также предсказывалось расширение гибкого производства, распространение гибкой занятости и демассификация СМИ. 9

Тоффлер рассуждает о том, что человечество в настоящее время находится на этапе грандиозной технологической революции, которая сравнима с переходом к аграрной (первая волна) и индустриальной (вторая волна) цивилизациям. Очередная волна означает переход к созданию сверхиндустриальной цивилизации и является величайшей трансформацией общества, всесторонним преобразованием всех форм социального и индивидуального бытия, при этом речь идет не о социальной революции, а о технологических изменениях, медленно вызревающих в недрах старой цивилизации, но этот эволюционный процесс приводит к слому социальных систем и вызывает глубинные потрясения, Тоффлера считает, что чем быстрее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность появления этих потрясений, возникновения насилия, диктата и других негативных явлений.

1.5. Становление сетевого общества. М. Кастельс и концепция информационализма

1) производители высокой стоимости (в основе находится информационный труд);

2) производители больших объемов (в основе лежит невысокая стоимость труда);

3) производители сырья (основой которых являются природные ресурсы);

4)избыточные производители (использующие обесцененный труд).

Глава 2. Развитие информационного общества как фактор международной политики.

1) проведения экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости;

2) эффективности, конкуренции и использования нововведений, причем эти преобразования рекомендуется дополнять мерами по адаптации на рынках труда;

3) развитию людских ресурсов и обеспечению социального согласия;

4) в качестве одного из государственных приоритетов провозглашается рациональное управление макроэкономикой, затрагивающей новейшие информационные технологии, способствующие более эффективному планированию на микроуровне и более осмысленному поведению потребителей;

5) большое значение в документе придается развертыванию информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению;

Читайте также: