Теория это в обществознании кратко

Обновлено: 07.07.2024

В широком понимании общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает все способы взаимодействия и все возможные формы объединения людей.

В более узком понимании общество можно определить как:

Глубоко научным является представление об обществе как о сложноорганизованной динамичной саморазвивающейся открытой системе. Следует помнить, что система — это множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой что-либо целое, система состоит из подсистем, которые включают в себя отдельные элементы.

  • классы
  • этносы
  • демографические общности (по полу, возрасту)
  • территориальные общности
  • конфессиональные общности
  • Семья и брак
  • Государство
  • Производство и распределение
  • Религия
  • Образование
  • Бизнес

Функции общества:

  • Экономическая (производство распределение продуктов труда/деятельности)
  • Социальная (Воспроизводство и социализация человека)
  • Политическая (создание общих правил поведения и управление деятельностью)
  • Духовная (создание культуры, удовлетворение духовных потребностей)

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

↑ Науки об обществе

Все научные знания принадлежат человечеству, соответственно каждая из наук, так или иначе, освещает какую-либо сторону жизни общества, общественных отношений или взаимосвязей общества с окружающим миром. Рассмотрим некоторые из них:

Социология - наука, изучающая общество, его структуру, связи, общественные отношения и их закономерности. Таким образом, социологи исследуют весь комплекс общественных процессов и явлений, социальные группы и общности, нации и народы, сословия и касты, мужчин и женщин, семью и брак, различные виды общественных объединений и образований, их основы, формы, развитие, возникновение и исчезновение.

История - наука, изучающая периоды существования общества, его жизнь и развитие в хронологической последовательности. История является одной из древнейших общественных наук. Для наиболее полного изучения исторического процесса были созданы еще ряд вспомогательных исторических дисциплин: генеалогия, нумизматика, геральдика и др.

Антропология - наука, изучающая процесс происхождение и развитие человека.

Археология - наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей, исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, оружие, украшения) и целые комплексы (поселения, клады, могильники), открываемые археологическими раскопками, на основании чего воссоздает картину исторических эпох и событий, которые мало или совсем не освещены письменными источниками.

Этнография - наука, которая исследует происхождение, расселение, быт, культуру и нравы народов (этносов) мира.

Демография - наука, изучающая население, его численность, состав (возрастной, половой, по роду деятельности и т.д.) и социологические показатели (коэффициент рождаемости, коэффициент смертности и т.д.).

Экономика - наука о хозяйстве, исследующая совокупность общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления продукции.

Политология - отрасль знания о политике, структуре, закономерностях, функционирования и развития политической жизни государства и общества.

Правоведение - наука, которая посвящена изучению правовой системы общества, исследует право как основной регулятор общественных отношений и его влияние на функционирование и развитие общества в целом.

Психология - наука, исследующая внутренние духовные процессы человека, мотивы его поведения, особенности межличностных отношений и взаимодействий в обществе.

Педагогика - наука о принципах, методах и формах воспитании и обучении, способах и средствах передачи опыта поколений.

Обществознание - совокупность наук, целью которых является исследование различных сторон жизни общества, общественные процессы и закономерности. В обществознание входят такие дисциплины как философия, социология и политология, а также право, экономика, история, культурология, социальная психология.

Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Оглавление представлено в соответствии с кодификатором ОГЭ по обществознанию

1. Человек и общество

2. Сфера духовной жизни

3. Экономика

4. Социальная сфера

5. Политика

6. Право

Обществoзнание — сводный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.

Обществознание

Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Социология — наука о человеческом обществе, его структуре, законах его развития, о поведении людей.
Этика — наука о морали, ее происхождении, развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Психология — наука о закономерностях развития и функционировании психики, о ее влиянии на жизнедеятельность.
Экономика — наука, изучающая рациональное (эффективное) поведение людей в процессе производства, распределения и потребления благ.
Этнология — наука о составе, происхождении, расселении народов мира.
Политология — наука о политике, о политической власти, о политической деятельности.
Эстетика — наука о прекрасном в действительности, о законах красоты и восприятии ее человеком.
Культурология — наука о культуре, закономерностях ее развития, о ее влиянии на сферы жизни общества.
Педагогика — наука о воспитательных отношениях, о воспитании человека.
История — наука о развитии человечества, его прошлом, настоящем и будущем.

Источники идей и источники цитат для конспектов по обществознанию:

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

При решении тестов ЕГЭ по обществознанию очень большие трудности возникают у ребят при определении характера суждений. И хотя, как выполнять это задание вы можете узнать в этом прошлом посте , я хотел бы прояснить для Вас, что такое теория.

Также рекомендую подписаться на новые статьи, ведь совсем скоро новый путевый вебинар по обществознанию.

Ответ на вопрос, что такое теория, лежит в сфере науки. Научное знание развивается в двух плоскостях: в плоскости теории и в эмпирической плоскости. Теория — это результат осмысления эмпирического материала: попросту говоря количества фактов, проанализированных учеными. Любая теория имеет под собой (ну или должна иметь), эмпирическую базу: факты, которые ее подтверждают.

Таким образом теория — это модель мира, на основе изученных и систематизированных фактов, которая находится в массовом сознании исследователей. Именно ученые являются носителями современного представления о мире, они в курсе всех современных теорий.

Совокупность научных теорий из разных наук образуют научную парадигму. В ней, в теоретической парадигме, как в микромодели мира, представлены достижения современной науки в области биологии, химии, физики, социологии, истории и прочих важнейших наук.

Чтобы заиметь в голове такую парадигму от вас требуется постоянно читать: научные и научно-популярные журналы, меньше смотреть телевидение, читать научные монографии. Понятно, чтобы это делать, надо иметь научное мировоззрение, иначе вы просто ничего не поймете из прочитанного. Главное в составлении такой научной парадигмы в голове — уметь оперировать фактами, научными понятиями и терминами.

К тому же необходимо постоянно расширять свой кругозор.

Однако важно также понимать, что существующая научная парадигма не статична — она постоянно находится как бы в противостоянии существующим фактам общественной и природной жизни. Грубо говоря, каждую секунду появляются новые факты, противоречащие существующей научной теории. И когда таких фактов, которые наука не в состоянии объяснить, накапливается очень уж много, это приводит к кризису существующей теории и поиску новой научной парадигмы.

Таким образом теория — это высший научный способ обобщения научных фактов. Множество научных теорий образуют научную парадигму, которая актуальна далеко не всегда. Так, господствовавшая Средневековье провиденциальная (теологическая) концепция мироздания, сменилась в Новое время светским знанием, а господствовавшая в 18 — 19 веках механистическая картина мира Ньютона в начале 20 века сменилась теорией относительности Эйнштейна.

Надеюсь, понятно и доходчиво объяснил, что такое теория. Если есть вопросы — пишите в комментариях!


"Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ" – учебное пособие удобного карманного формата. Сжато и доступно изложен материал курса обществознания. Пособие рассчитано на самостоятельную подготовку к ЕГЭ. Для старшего школьного возраста.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Человек и общество

1.1. Природное и общественное в человеке

Антропогенез — процесс происхождения и становления физического типа человека.

В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социальными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышление, навыки и знания. Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации. Важнейшей социальной характеристикой человека является наличие у него сознания.

Индивид — человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).

Индивидуальность — специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожденные, так и приобретенные в обществе).

Личность — высшая ступень развития человека, на которой он выступает как субъект сознательной деятельности и как носитель социально значимых свойств и качеств.

Структура личности:

• социальный статус — положение человека в социальной иерархии;

• социальная роль — образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;

• направленность — определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение — совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.

Виды мировоззрения:

• обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью;

• религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию;

• научное, основанное на рационально обработанном опыте;

• философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе.

Знание — результат познавательной деятельности.

Познание — деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.

Структура познания:

• субъект (тот, кто осуществляет познание — человек или общество в целом);

• объект (то, на что направлено познание);

• знание (результат познания).

Виды знаний:

• обыденное — знание, приобретаемое в ходе практической деятельности и социального взаимодействия;

• мифологическое — образное знание, передаваемое из поколения в поколение;

• религиозное — знание, основанное на вере в сверхъестественное;

• художественное — основанное на субъективном творческом откровении;

• научное — систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание;

• псевдонаучное — знание, имитирующее науку, но таковым не являющееся.

1.4. Понятие истины, ее критерии

Истина — соответствие полученных знаний своему содержанию объекта познаний. Истина должна быть объективной. Объективная истина — истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.

Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.

Относительная истина — истина, частичная, неполная, характеризующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.

Абсолютная истина — полное, точное, неизменное знание, характеризующее все стороны познаваемого предмета.

1.5. Мышление и деятельность

Мышление — процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

Характеристики мышления:

Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.

Деятельность — форма активности, присущая исключительно человеку.

Структура деятельности:

• Субъект — тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).

• Объект — то, на что направлена деятельность.

• Мотив — то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.

• Цель — то, ради чего осуществляется деятельность.

• Средства — то, с помощью чего осуществляется деятельность.

• Результат — изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.

Виды деятельности.

Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знание, умений, навыков.

Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями.

Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-либо материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

1.6. Потребности и интересы

Потребность — фундаментальная необходимость человека в условиях своего существования.

Нужда — актуализированная потребность, осознаваемая на субъективном уровне.

Интерес — направленность человека на условия доступности предмета потребности.

Мотив — потребность, ставшая основанием деятельности.

Классификации потребностей

I. Основная классификация:

• материальные (естественные, биологические, врожденные, органические) — потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых…);

• социальные — потребности во взаимодействии с обществом (общение, престиж, признание, труд…);

• идеальные (духовные) — потребности в создании и освоении духовных ценностей (творчество, самореализация, знания…).

II. Пирамида А. Маслоу.

Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлетворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.

• естественные (еда, сон, безопасность…);

• экзистенциальные (комфорт существования, самореализация…).

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода может пониматься как:

• возможность действовать, повинуясь только своим желаниям;

• возможность действовать, подвергаясь только таким ограничениям, которые обеспечивают признание и уважение прав других;

Необходимость — это условия, в которые изначально поставлен человек и которое определяют его деятельность.

В любом понимании, абсолютная свобода недостижима и невозможна.

Ответственность — осознание себя как причины совершаемых поступков, во внутреннем контроле за ними. Социальная ответственность — поведение человека в соответствии с интересами других людей и общества в целом.

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

1. Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, обладающих волей и сознанием и включающая формы их объединения и способы взаимодействия.

2. Общество в узком смысле — совокупность людей, объединенных общей деятельностью и общими интересами.

3. Общество как система — это динамичная сложноорганизованная система, отличающаяся следующими чертами (черты общества как системы):

• упорядоченность, наличие законов, принципов, определяющих функционирование общества;

• целостность, общество является единым целым;

• интегративность, у общества как целого имеются интегративные свойства, то есть свойства, не сводимые к свойствам отдельных моментов;

• сложноорганизованность, общество состоит не из простых элементов, а из подсистем, имеющих внутреннюю структуру, и, в конечном итоге, из людей, каждый из которых обладает волей и сознанием;

• динамичность, способность к изменению отдельных частей, их развитию или деградации, при сохранении целостности всего общества;

• самодостаточность, способность поддерживать свое существование.

Сложноорганизованность общества означает, что оно состоит из подсистем общества (сфер общественной жизни).

1. Экономическая сфера, которая включает производство материальных благ и отношения, возникающие в процессе производства — распределение, обмен, потребление материальных благ.

2. Социальная сфера, включающая социальную структуру и социальные группы.

3. Политическая сфера, в которой общество осуществляет саморегуляцию, управление с помощью институтов государства и права.

4. Духовная сфера — это сфера общественного сознания, в которой осуществляется духовное производство и создаются духовные блага.

1.9. Основные институты общества

Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.

В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существования, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделяют пять основных институтов общества:

• Духовные институты (религии, науки, морали).

Институты необходимы для:

• объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;

• закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;

• нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;

• формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура — совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура — совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения духовных потребностей.

Разновидности культуры.

Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.

1. Народная культура — культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).

Особенности:

• анонимность, создается всем народом;

• связь с национальными корнями;

• служит для национальной самоидентификации;

• возникает в процессе практической деятельности людей.

2. Элитарная культура — культура, характерная для высших слоев общества.

Особенности:

• сложность, доступность только для избранных;

• создается определенными авторами;

• служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;

• постоянно развивается, усложняется;

Особенности:

• простота и доступность форм;

В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.

Наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.

1. Наука как социальный институт — система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.

2. Наука как духовное производство — особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.

3. Наука как система знаний — упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.

Выделяют два уровня научного знания — эмпирический и теоретический.

1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.

Формы эмпирического познания — научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:

2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.

Формы теоретического уровня познания — закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:

• систематизация и др.

Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.

К ним относятся:

Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.

1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача — объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Читайте также: