Теория элит социология кратко

Обновлено: 28.06.2024

Предшественниками современных теорий элит можно назвать Платона, Томаса Карлейля, Фридриха Ницше. Как целостная система взглядов теории элит были сформулированы в конце XIX — начале XX в. и связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.

Концепции элит Моски, Парето и Михельса объединяют такие идеи.

  1. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием её представителей, проявляющиеся в её способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.
  2. Групповая сплочённость, элиты — группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя как особого слоя, притонного руководить обществом.
  3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное нетворческое большинство. Хотя персональный состав элиты изменяется, её господствующее положение по отношению к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племён, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.
  4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими личными и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба неизбежна.
  5. Руководящая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления.
  6. Стремление сохранить и передать свой статус по наследству.

Теория элиты Вильфредо Парето

Парето выдвинул идею о постоянной борьбе разных типов элит за власть. Ни один тип не способен решить всех проблем управления, поэтому необходима постоянная смена (циркуляция) элит.

Циркуляция элит нужна для поддержания социальною равновесия. Между элитой и остальной массой населения непрерывно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты.

Если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция отсутствует или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и её упадку.

В то же время в низшем слое растёт число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счёт представителей низшею слоя.

Теория элит Гаэтано Моски

Гаэтано Моска

Основные причины потери господствующего положения любым классом состоят, с точки зрения Моски, либо в утрате качеств, благодаря которым он пришёл к власти, либо в их неадекватности новой социальной среде.

Моска считал главной линией развития общества борьбу двух тенденций: желания господствующего класса удержать и передать по наследству власть и стремления нового класса изменить соотношение сил. Чередование в обществе тенденций к стабилизации и обновлению создаёт некое ритмическое развёртывание исторического процесса.

Структура правящего класса определяет политический тип общества в целом. Источниками его власти могут быть военная сила, богатство, особые знания, в том числе богословские. Военная сила закрепляется в собственности, а последняя порождает политическую власть (соответственно, военное общество сменяется феодальным, а затем бюрократическим).

Во всяком обществе элита стремится монополизировать свои позиции и передавать их потомкам, т. е. добивается превращения в наследственную касту. Этому препятствует возникновение новых источников богатства, знаний, религиозных идей, которые открывают путь к господству представителям нижних слоёв. Вся история цивилизованного человечества, по убеждению Моски, сводится к конфликту между двумя этими общественными силами.

Значение идей Парето и Моски в развитии итальянской и мировой социологии состоит в том, что с их именами связан переход от классических либеральных концепций к концепциям элит.

Концепцию элит, причём с акцентом на экономические явления, более детально разработал Парето. Определённое влияние на его выводы оказали взгляды итальянского мыслителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли, который постулировал изначальное неравенство в любом обществе и необходимость правящим группировкам удерживать власть любыми возможными средствами.

Моска основное внимание уделил структуре политического механизма. Его главная заслуга — выделение элиты как специального объекта исследования, анализ её структуры, законов функционирования, прихода к власти, причин вырождения и упадка, смены её контрэлитой. Он стремился найти хоть какие-то основания для политического развития в сторону более полной демократии, преодоления бюрократизации общества и тенденции к формированию олигархии.

Теория олигархии и понимание элиты Роберта Михельса

Политолог и социолог Роберт Михельс (1876—1936), наряду с Г. Моской и В. Парето, считается одним из основателей элитологии (теории элит), а также социологии политических партий. Главным предметом его изучения были политические партии, а не всё общество в целом.

Демократия не может существовать без организации, управленческого аппарата, элиты, а это ведёт к закреплению постов и привилегий, к отрыву от масс. Даже функционеры левых партий меняют свой социальный статус, превращаются в правящую элиту. Харизматических лидеров, мобилизующих массы на активную политическую деятельность, сменяют бюрократы, а революционеров и энтузиастов — консерваторы и приспособленцы.

Ф. Г Карпентер Первое прочтение Прокламации об освобождении рабоз президента Линкольна. 1864 г.

В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс — классики элитизма, сформулировавшие исходные тезисы этого направления социально-политической мысли.

Несмотря на то, что сами создатели теории элит не отрицали либерально-демократических ценностей, их выводы ставили под сомнение множество положений демократии, таких как власть народа, свобода слова, представительство общественных интересов. Поэтому концепция элитизма стала рассматриваться в качестве альтернативы западному демократизму.

Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества. Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам - сила, происхождение, образова­ние, опыт, способности, богатство и т.д., развитые общества обязательно включали возможность выдвижения наиболее способных представителей народа. Механизмы этого выдвижения самые различные.

С точки зрения этой теории в так называемых демократических государствах тоже управляет не весь народ, а несколько элит, которые ведут борьбу за власть. Считается, что народ может управлять этими элитами, используя избирательное право. Сторонники теории заговора полагают, что этим правом манипулируют.

Содержание

История возникновения. Предпосылки

Н. Макиавелли о теории элит

Идеи Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса

Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны — стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция (аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный типы управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — делегируется снизу вверх.

Ахвледиани А.А., Ковалев А.М. Собственность. Власть. Политика. – М., 1996.

Зеркин Д.П. Основы политологии. – Ростов н/Д., 1999.

Круглов М.Б. Технология власти: Мифы и реальность истории России. – М., 1997.

Мурадян А.А. Двуликий Янус. Введение в политологию. – М., 1994.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000.

Политическая культура и власть в западных демократиях и в России. – М., 1997.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2000.

Халипов В.В. Власть. (Основы кратологии). – М., 1998.

1.2. Теория элит Моски.




Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен к управлению, однако не всем его представителям присущи лучшие, более высокие по отношению к остальной части населения качества.

Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической и демократической тенденциями наиболее желательно для общества, ибо оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное обновление.

1.3. Концепции Парето и Михельса.

Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую — контрэлиту — людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.

Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс (1876—1936). Он исследовал социальные механизмы, Урождающие элитарность общества. В основном солидаризируясь с Моской в трактовке причин элитарности, Михельс особо уделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее.

В трудах Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило уже достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать и оценивать различные элитарные теориисовременности (эти параметры будут использоваться ниже). К ним относятся:

1) особые свойства, присущие представителям элиты;

2) взаимоотношения, существующие внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции;

3) отношения элиты с неэлитой, массой;

4) рекрутирование элиты, т. е. как и из кого она образуется;

5) роль (конструктивная или деструктивная) элиты в обществе, ее функции и влияние.

Лекция 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ

Литература

Ахвледиани А.А., Ковалев А.М. Собственность. Власть. Политика. – М., 1996.

Зеркин Д.П. Основы политологии. – Ростов н/Д., 1999.

Круглов М.Б. Технология власти: Мифы и реальность истории России. – М., 1997.

Мурадян А.А. Двуликий Янус. Введение в политологию. – М., 1994.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000.

Политическая культура и власть в западных демократиях и в России. – М., 1997.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2000.

Халипов В.В. Власть. (Основы кратологии). – М., 1998.

1.2. Теория элит Моски.

Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен к управлению, однако не всем его представителям присущи лучшие, более высокие по отношению к остальной части населения качества.

Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической и демократической тенденциями наиболее желательно для общества, ибо оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное обновление.

1.3. Концепции Парето и Михельса.

Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую — контрэлиту — людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.

Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс (1876—1936). Он исследовал социальные механизмы, Урождающие элитарность общества. В основном солидаризируясь с Моской в трактовке причин элитарности, Михельс особо уделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее.

В трудах Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило уже достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать и оценивать различные элитарные теориисовременности (эти параметры будут использоваться ниже). К ним относятся:

1) особые свойства, присущие представителям элиты;

2) взаимоотношения, существующие внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции;

3) отношения элиты с неэлитой, массой;

4) рекрутирование элиты, т. е. как и из кого она образуется;

5) роль (конструктивная или деструктивная) элиты в обществе, ее функции и влияние.

Парето родился в Париже в 1848 году. Поскольку его семья была из Италии, то вскоре Парето вернулся на родину, где получил классическое гуманитарное, а в дальнейшем и техническое образование. Очень большое внимание исследователь изучает освоению математики. В начале 90-х годов, после многолетних исследовательских поисков Парето публикует несколько исследований в области математики и экономики, и в дальнейшем эти исследования станут основополагающими для его последователей, которые продолжали развивать идеи Парето в экономической теории.

По мнению Парето, обществу соответствует пирамидальная структура. На вершине располагается элита, которая направляет всю жизнь общества. Ей соответствует высокий уровень жизни, а также элита обладает достаточной властью, чтобы распоряжаться многочисленными ресурсами. Как предполагал исследователь, залогом успешного развития общества является своевременное обновление элиты, то есть должна быть организована циркуляция элит. В трудах Парето скептически относился к демократическому режиму. Он называет его демагогической плутократией, которая не заслуживает никакого доверия. Общества, где есть демократический режим, обречены на крах, просто это становится вопросом времени.

Основные научные труды Парето – это:

  • Курс политической экономии;
  • Учебник политической экономии;
  • Социалистические системы;
  • Трактат по общей социологии;
  • Краткое руководство по общей социологии.

Готовые работы на аналогичную тему

Большой вклад Парето сделал и в отрасль социологии. Следует сказать, что его теория элит стала одной из первых, которая затронула эту актуальную тему и сделала элиты непосредственным объектом социологических исследований. До этого были исследования политических элит, но они по большей части соотносили элиту с политическим режимом. Парето влияние режима не исключает, но все же стремится продемонстрировать значимость социальных изменений и общественных трансформаций, которые так или иначе оказывают влияние на социальные процессы.

Теория Парето

Свою теорию политических элит Парето разрабатывал одновременно с другим исследователем – Г. Моска. Но он работал независимо от Моска, и его разработки были уникальными. Как и Моска, Парето отталкивался от того, что миром во все времена должно управлять меньшинство. Оно избрано, обладает особыми характеристиками и имеет доступ к тем ресурсам, которыми может воспользоваться далеко не каждый человек. Это меньшинство и есть элита, наделенная особыми качествами.

Качества элит, по мнению Парето, выражаются в следующем:

  1. Врожденные психологические качества, которые определяют личность индивида;
  2. Приобретенные социальными качества, в том числе воспитание и идеологическое мировоззрение.

Элита разделяется на правящую, причем она может быть правящей опосредованно и не правящей. Правящая элита принимает участие в управлении отдельными категориями граждан. А вот не правящая элита обладает характерными для элиты качествами, но у членов элиты отсутствует доступ к руководству из-за того, что они имеют собственный социальный статус. Могут быть и другие барьеры, которые существуют в обществе, и в основном они касаются низких категорий граждан. Они добиваются успехов, но происходит это не с каждым. Важны личностные качества, выдержка, эмоциональная устойчивость и даже физическая подготовка.

Управляющая элита очень сплочена. Она ведет активную борьбу за сохранение своего положения, поскольку хочет доминировать и не готова уступать остальным. Развитие общества возможно только в том случае, если элиты подвижны и постоянно циркулируют. Таким образом, происходит смена нескольких видов элит:

Теории элит 1

Теория элит.

Теории элит - это концепции о разделении людей в любом обществе на элиты и массы.

Теории элит обосновывают и утверждают, что народ в целом не может управлять государством, и эту функцию берёт на себя элита общества.

Элита.

Итак, политическая элита – это меньшинство общества, которое принимает непосредственное участие в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти.

Все теории элит базируются на вполне определённом представлении об обществе: общество состоит из двух непохожих частей - элита, которая занимается управлением и остальная часть общества.

Исторические предпосылки возникновения теорий элит.

Считается, что вхождение в элиту - это функция личных заслуг и достоинств.

Платон сравнивал политическое неравенство с качеством души, присущим тем или иным группам населения:

Платон так же разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит.

Первоначально все обоснования этого деления строились на различного рода религиозных, моральных и нравственных воззрениях.

Первыми, кто исследовал и обосновал концепцию элит на опыте наблюдения за реальными политическими событиями были представители итальянской школы политической социологии: Н. Макиавелли, Г.Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг. Эту школу часто называют макиавеллистской, поскольку именно Макиавелли выделил политику в качестве самостоятельной сферы общества.

Теория элит Вильфредо Парето.

Согласно Парето, элита - это лишенный ценностного смысла термин, включающий всех тех, кто занимает самое высокое место на шкале, измеряющей любую социальную ценность: будь то власть, богатство, знание, престиж.

Вильфредо Парето сформулировал и обосновал утверждения о круговороте элит, об их постоянной смене.

Идея сохранения стабильного динамического равновесия в обществе, обеспечивающего его вхождение в режим экономического, социального и культурного благополучия, проходит связующей нитью через экономические и социологические работы Вильфредо Парето. Важным фактором устойчивого развития выступает обновление и циркуляции элит как непременное условие прихода во власть людей с качествами, отвечающими их назначению. Этот подход можно рассматривать как своего рода идейное кредо Парето.

Теория элит Вильфредо Парето опирается на три исходных положения:

1) Общество всегда неоднородно, люди отличаются друг от друга физически, нравственно, интеллектуально, возникают социальные страты (социальное расслоение);

2) Власть всегда сосредоточена в руках узкой группы людей, отделенной от общества рядом барьеров;

3) Между различными частями (слоями) общества имеет место циркуляция элементов.

Для упрощения задачи Вильфредо Парето сводит множественность социальных слоев и групп к двум:

1. Высший слой, то есть элита.

Элита в широком смысле определена Парето как группа людей, отличающихся наиболее высокими достижениями в той или иной области деятельности. Принадлежность к ней выявляется на основе единственного критерия - успешности действий человека, без оценок с точки зрения полезности или вредности для общества, а также в этико-нравственном плане качеств, обеспечивающих такой успех.

Но в дальнейшем при использовании понятия элита у Парето появляется некоторая неоднозначность: понятие элита также используется им и в узком смысле как обозначение господствующего социального слоя.

При этом деятельностный подход (элиту составляют те, кто достиг наилучших результатов и приобрел высокую репутацию благодаря личным усилиям) имеет в основе иной принцип, чем позиционный, или статусный подход, при котором к элите относят всех лиц, занимающих наиболее высокие позиции в формальных властных структурах.

Такая понятийная двузначность отражает реалии политических отношений: роль элиты выполняют как люди, достойные этого звания, так и те, кто лишены элитных характеристик.

С одной стороны, появление элиты - это своего рода результат естественного отбора, в ходе которого ведущие позиции занимают люди благодаря успеху в открытой борьбе с соперниками, с другой стороны Парето утверждает, что ярлык элиты могут иметь также люди, получившие его по наследству или благодаря покровительству сильных мира сего.

Снижение требований к тем, кто занимают руководящее положение, как показывает итальянский классик социологии, наиболее явно проявляется в случае, когда общество находится в состоянии деградации или вступает на этот путь. Способность правящего класса к самосохранению зависит от его умения защищать свое господство.

В случае сильной изоляции господствующей группы общество при сохранении в неизменности своей структуры утрачивает способность адаптироваться к меняющимся внешним условиям и неизбежно деградирует, поскольку нарушается внутренний социальный баланс, в высших классах накапливаются и не удаляются элементы плохого качества, что часто вызывало политические кризисы и революции.

Обоснованием роли элиты Вильфредо Парето считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных Парето, элементами.

Вильфредо Парето выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные.

Особое внимание Вильфредо Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов.

Теория элиты Роберта Михельса.

Роберт Михельс политолог и социолог родился 9 января 1876 года в Кельне, умер в Риме 3 мая 1936. По происхождению он был немец, в 1926 принял итальянское гражданство.

Роберт Михельс, наряду с Г. Моской, В. Парето, считается одним из основателей элитологии, а также социологии политических партий. То есть в отличие от Парето и Моски он изучал в первую очередь политические партии, а не всё общество в целом.

Роберт Михельс предложил совершенно другое обоснование деления общества на пассивное большинство и правящее меньшинство.

Согласно этому закону, человеческая общественная жизнь невозможна без наличия крупных организаций, руководство которыми не может осуществляться всеми их членами. В государственной организации, а также в партиях, профсоюзных и иных общественных организациях, церкви и пр. власть концентрируется в руках тех, кто способен к управлению, в высших структурах, которые выходят из-под контроля рядовых членов.

Даже в партиях рядовые массы, неспособные к управлению, выдвигают вождей, которые со временем отрываются от рядовых членов и превращаются в партийную элиту.

Причины невозможности демократии Роберт Михельс объяснял тремя тенденциями, которые заложены в сущности человека, особенностями политической борьбы и в спецификой развития организации.

Перерастание демократии в олигархию частично объясняется психологией массы. Понятие массы у Михельса интерпретируется как

Массы не могут сами управлять делами общества, поэтому необходима организация, которая неизбежно поделит любую группу на властвующих и подвластных.

«демократия, дабы сохранить себя и достичь стабильности, вынуждена создавать организацию, а это связано с выделением элиты - активного меньшинства, которому масса должна довериться, так как не может осуществлять свой прямой контроль над этим меньшинством. Поэтому демократия неизбежно превращается в олигархию.

Роберт Михельс исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества. Он особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, стимулирующие элитарность и возвышающие управляющий слой.

Его суть состоит в том, что развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами.

Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Рядовые же члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и равнодушны к повседневной политической деятельности. В результате любой, даже демократической организацией всегда фактически правит олигархическая, элитарная группа. Такие наиболее влиятельные группы, заинтересованные в сохранении своего привилегированного положения, устанавливают между собой различного рода контакты, сплачиваются, забывая об интересах масс.

Теории элит.

В 1930-е годы в Гарвардском университете (США) состоялся семинар по изучению Вильфредо Парето (его теория социального действия была в дальнейшем переработана структурным функционализмом). Идеи Г. Моски об эмпирическом подходе к познанию политических явлений, о том, что объектом исследования является живая реальность, также способствовали становлению Чикагской школы политической науки.

Всемирный конгресс политологов (Мюнхен, 1970) отметил особую роль итальянской школы, послужившей отправным пунктом многочисленных исследований политических элит.

Теории элит.

Теории политических элит предложенные Г. Моски, В. Парето. Р. Михельса, концепции элит в развитие общества, входят составной частью в современную политическую науку.

Теории элит 2

Теории элит и законы развития общества.

Читайте также: