Теория циклических изменений кратко

Обновлено: 04.07.2024

Циклические схемы чаще всего предлагались философами, историками или философами истории, а не социологами. Но в самой социологии также можно найти примеры циклического мышления. Два из них заслуживают особого внимания.

Вильфредо Парето: циркуляция элиты

Парето представил образ общества в виде социальной системы, которая проходит через повторяющиеся циклы - равновесие, дестабилизация, потеря равновесия и новое равновесие. Это относится к обществу в целом, но то же происходит и с составляющими его сегментами - политикой, экономикой и идеологией. Соответственно существуют всеобщий социальный цикл и специфические циклы: военно-политический, экономико-индустриальный и идеологически-религиозный, причем каждый из них следует одинаковой модели. Чтобы понять суть этих циклов, необходимо ознакомиться со взглядами Парето на анатомию социальной системы.

33.Социальное развитие и трансформационные изменения.

1. Социальное развитие и социальный прогресс

2. Социологические теории социального развития (эволюционистская, возвратного развития, риск-теории, циклических изменений, деятельностно-активистская).

Эволюционистская. Эволюционистские воззрения занимали центральное место в изучении общества в XIX веке.

Основоположником считается Конт. Он считал, что движущая сила исторических изменений обнаруживается в области мысли и духа: в тех способах, при помощи которых люди постигают реальность, в методах, которые они применяют, чтобы объяснить, предсказать и управлять миром. Качество и количество знаний, которыми обладает общество, постоянно растут. Эта основная черта общества определяет все другие аспекты социальной жизни - экономические, политические, военные. Человеческий род в своей истории проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. На первой стадии люди заклинают сверхъестественные существа и силы, словно те ответственны за земные события. Данный период характеризуется доминированием военного образа жизни и широким распространением института рабства. Вторая, метафизическая, стадия наступает тогда, когда люди заменяют богов абстрактными причинами и сущностями, фундаментальными принципами реальности, воспринимаемыми разумом. Идеи суверенитета, узаконенного права и легитимного правительства доминируют в политической жизни. На третьей, позитивной, стадии люди обращаются к законам, основанным на эмпирической очевидности, наблюдении, сравнении и эксперименте. Это век науки и промышленности. Достигнув позитивной стадии, развитие окончательно становится открытым.

Все авторы признают постепенный, непрерывный, восходящий и кумулятивный характер эволюции.

Слабые стороны - Предположение о том, что все человеческое общество как единая целостность подвергается эволюционному изменению, вступало в противоречие с очевидным ростом многообразия, гетерогенности человеческой популяции

Теория циклических изменений. Согласно этому подходу, история периодически исчерпывает свой потенциал и временно возвращается к началу процесса, т. е. она обратима, повторяема. Социальное и историческое развитие идет не по прямой, а, скорее, по кругу.

Деятельностно - активистские теории. Теории связаны с тем, что основным звеном изменений является субъект.

Риск - теории (+теории социального конфликта)

Теории (К. Маркс, Р. Дарендорф) основываются на том, что основным источником социальных изменений являются напряженные ситуации между конкурирующими группами. По мнению К. Маркса, источник изменения – классовая борьба, которая начинается в результате возникающих между социальными классами противоречий и в ходе их разрешения приводит к социальным изменениям. Р. Дарендорф утверждает, что 1) любое общество в любой момент своего существования претерпевает изменения; 2) любое общество в любой момент своего существования переживает конфликты; 3) любой элемент общества причастен к изменению; 4) любое общество основано на принуждении одних своих членов другими.

Понятие трансформационных изменений. Современные концепции социальных трансформаций (постиндустриального общества, модернизации).

Трансформационные изменения - понятие, используемое с 1950-1960-х для описания радикальных структурных перемен в обществе, а также (в более узком смысле) для обозначения процесса общественно-исторических перемен, осуществляющихся в государствах Центральной Европы с конца 1980-1990-х, а позднее - в новых независимых государствах бывшего СССР.

В границах системной трансформации общества осуществляются, как правило, следующие изменения: 1) Изменение политической и государственной системы, отказ от монополии на власть какой-либо одной партии, создание парламентской республики, общая демократизация общественных отношений. 2) Обновление экономических основ общественной системы, отход от централизованной плановой экономики с ее доминирующими распределительными функциями, ориентацию на экономику рыночного типа 3) Отказ от социалистической всеобщности труда, ликвидация системы социального иждивенчества с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократических свобод. 4) Практическое приспособление к требованиям мирового рынка, предполагающее новые формы внешнеэкономической деятельности; переструктурирование экономики, т.е. разрушение ее установившихся пропорций и кооперационных связей (в частности, проведение конверсии, т.е. радикального ослабления сектора производства вооружений). 5) Перемена духовно-культурных ориентиров общественного развития.

Концепция постиндустриального общества

ПО - широко распространенный в западной социологии термин, применяемый для обозначения современного общества. Концепция П.О. была разработана американским социологом Д. Беллом.

Теория постиндустриального общества сформировалась в результате всестороннего анализа качественно новой ситуации, сложившейся в 60-е и 70-е годы в развитых индустриальных странах. Именно на обнаружение характерных черт рождающегося нового общества и были направлены усилия основоположников теории.
Подавляющее большинство исследователей называли в качестве его главных признаков радикальное ускорение технического прогресса, снижение роли материального производства, выражавшееся, в частности, в уменьшении его доли в совокупном общественном продукте, развитие сектора услуг и информации, изменение мотивов и характера человеческой деятельности, появление нового типа вовлекаемых в производство ресурсов, существенную модификацию всей социальной структуры. Одно из наиболее развернутых определений постиндустриального общества дано Д. Беллом:

Модернизация - общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально развитыми. Теории модернизации - теории, рассматривающие модернизацию как сложный глобальный процесс:
- протекающий во всех ключевых сферах жизнедеятельности общества; и
- характеризующийся структурно-функциональной дифференциацией и образованием соответствующих форм интеграции.

Различают:
- технологическую, функциональную и глобальную модернизации по К.Леви-Строссу, Н.Смелсеру и П.Винеру соответственно;

- различные интерпретации стадий модернизации в отдельных странах.

Решающим фактором М. выступает преодоление, а также замена традиционных ценностей, препятствующих социальному изменению и экономическому росту, на ценности, мотивирующие хозяйствующих субъектов на инновационную деятельность - разработку, создание и распространение новых технологий и генерирование новых организационно-экономических отношений.

Первые теории модернизации были созданы в середине XX в. в условиях распада европейских колониальных империй и появления большого количества новых независимых государств в Азии, Африки и Латинской Америке, перед которыми встала проблема выбора путей дальнейшего развития.

Инструментальный активизм (ввел Парсонс) - воздействие на окружающий мир с целью решить конкретные, возникающие проблемы. Предполагает концентрацию в большей степени не на цели, а на способах ее достижения.

парадоксальности, которая существовала на всех этапах развития человечества. Во-вторых, кентавр-проблема отражает особый случай поиска ответа на непознанные объективные процессы. Они, как правило, возникают на стыке науки и практики, где наши познавательные возможности по каким-то причинам ограничены.

Другой вариант - мексиканизация - сознательный процесс культурного заимствования одними странами у других.

В социологии все большее внимание уделяется циклическим социальным изменениям. Это более сложная форма социальных изменений, ибо она включает эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Циклические изменения - не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-то промежутка времени. Конечная точка цикла повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне. Циклические социальные изменения происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать периоды в несколько лет (экономические кризисы) и даже несколько столетий (типы культур).

Социологи разных направлений фиксируют тот факт, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме - возникновение, рост, расцвет, кризис и увядание, возникновение нового явления. Такой схеме изменений подвержены многие структуры в обществе - социальные, экономические, политические, духовные. Разные структуры, явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности - от сезонных до многовековых. Так что в каждый данный момент истории мы имеем одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Этим в значительной степени определяется сложный характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Каждое поколение нарождается, проходит период социального созревания (социализации), период активной деятельности, далее следует период старости и естественного завершения жизненного цикла. Каждое поколение формируется в специфических социальных условиях, поэтому привносит в жизнь что-то свое, новое. Средняя продолжительность жизни - показатель уровня жизни и темпа социальных изменений. В конце XIX в. средняя продолжительность жизни не превышала 35-40 лет, сейчас в развитых странах она поднялась до 70 лет и выше. Этот промежуток времени можно считать полным циклом поколения. Можно выделить и малые циклы (период активной трудовой деятельности), который составляет в современных условиях в среднем примерно 35-40 лет. Полный цикл означает физическую смену поколений, малый цикл - смену поколений в жизнедеятельности общества.

Казалось бы, увеличение продолжительности жизни должно вести к замедлению темпов социальных изменений. В действительности, за последние 200-300 лет мы наблюдаем ускорение темпов общественного развития. Сейчас нужно говорить о поколениях знаний, поколениях машин (компьютеров, самолетов и др.). Новым поколением могут быть названы только такие совершенные орудия труда, которые вдвое превосходят прежние по своей эффективности. Благодаря НТР с середины XX в. темпы смены поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений работников. Так, в пределах малого цикла поколений людей в передовых отраслях производства происходит смена нескольких поколений техники. В электронике примерно за сорок лет уже сменилось четыре поколения компьютеров.

Особое внимание привлекает циклический характер социальных изменений на сравнительно больших отрезках времени - в несколько десятков лет, так называемых больших циклов, или длинных волн. Выдающийся вклад в разработку этих теорий внес русский экономист Н.Д.Кондратьев. Он разделил экономические процессы на два вида: протекающие в одном направлении (необратимые) и протекающие волнообразно (обратимые). На основе статистической обработки показателей экономического развития Англии, Франции, Германии, США примерно за полтора столетия он пришел к выводу о наличии больших циклов продолжительностью 57 лет. В настоящее время большие циклы подтверждаются многими зарубежными исследователями, которые рассматривают этот феномен как совокупность не только экономических, но и социальных, исторических и психологических факторов.

ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ – концепции, описывающие развитие общества или отдельных его подсистем (экономики, социальной политики, культуры и т.д.) как последовательность повторяющихся циклов; при этом под циклом понимается совокупность процессов и явлений, составляющих кругооборот в течение определенного промежутка времени и приводящих социальную систему в исходное или подобное исходному состояние. Эти теории возникли уже в глубокой древности. Представления о циклическом развитии общества, как и Космоса в целом, характерны для философии Гераклита, Эмпедокла, Платона, Аристотеля, Марка Аврелия, ими пронизана индийская философия. Так, согласно Платону, Космос существует как вечное чередование катастроф и рождений, свои циклы присущи развитию любого общества, напр. истории эллинов.

Теории цикличности раскрывают те стороны развития общества, на которые не обращают внимания теоретики социальной эволюции как чисто поступательного процесса. Сюда относятся, в частности, определенная повторяемость или подобие событий и явлений, наблюдаемых в развитии разных обществ или в развитии одного общества на разных этапах, а также периодическое изменение направления, вектора социальных процессов. Однако представления о цикле исторического развития как о замкнутом круге, присущее многим теориям цикличности, в целом не являются адекватными и подвергаются справедливой критике. Социум, проходя цикл или период в своем развитии, не может вернуться в исходную точку: в истории, как и в природе, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Поэтому более плодотворными и в настоящее время распространенными являются теории, рассматривающие исторические циклы как открытые, т.е. приводящие социальную систему не в исходное, а в новое состояние, хотя частично подобное исходному.

Наличие незамкнутых циклов (длинных волн) исторического развития было показано в работах русского экономиста и социолога Н.Д.Кондратьева. Среди наиболее известных авторов, разрабатывавших или продолжающих разрабатывать различные аспекты теории длинных волн в развитии общества, можно назвать Й.Шумпетера, Ф.Симиана, Э.Лабрусса, Ф.Броделя, И.Уоллерстайна, Э.Манделя, Дж.Голдстайна. Фактически волновой подход к исследованию развития общества в настоящее время представляет собой самостоятельное направление научной и философской мысли, отличающееся от классических теорий цикличности.

1. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. Киев, 1994;

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо–Романскому. М., 1991;

3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989;

4. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991;

5. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1995;

6. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995, с. 26–49;

7. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997, с. 355–432;

8. Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. Образ и действительность. Новосибирск, 1993;

9. Шлезингер А. (мл.). Циклы американской истории. М., 1992;

Читайте также: