Теории суицидального поведения кратко

Обновлено: 03.07.2024

Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.

Необходимость борьбы с суицидальными происшествиями вытекает, прежде всего, из абсолютной ценности человеческой жизни, трагической бессмысленности гибели людей. В возрастной динамике резкий рост суицидов наблюдается после 13 лет. У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый "эффект Вертера" – самоубийство под влиянием чьего-либо примера.

Серьезность проблемы, с одной стороны, и длительное ее замалчивание официальными кругами, с другой стороны, породили в обществе различные "мифы", предубеждения. Так, у неспециалистов существует упрощенное отношение к фактам самоубийств, стремление объяснить их исключительно влиянием психических расстройств. Между тем, изучение обстоятельств суицидальных случаев показывает, что подавляющая часть людей из числа лишивших себя жизни – это практически здоровые лица, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. Это и подобные ему предубеждения относительно причин суицидального поведения представлены в таблице.

Феномен суицида часто связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем, это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой.

Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаше внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт "неприятия самого себя", "самоотрицание", появляется ощущение "потери смысла жизни".

В основе суицидального поведения (независимо от его типологического своеобразия) лежит конфликт.

Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда человек осознает ее как высоко значимую, предельно сложную, а свои возможности – как недостаточные, переживая при этом острую фрустрацию ведущих потребностей и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход.

К характерным личностным особенностям суицидентов можно отнести:

– низкий или заниженный уровень самооценки, неуверенность в себе;
– высокая потребность в самореализации;
– симбиотичность, высокая значимость эмоциональных связей, наличия эмпатии, понимания и поддержки со стороны окружающих;
– трудности при принятии решений;
– высокий уровень тревожности, снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений;
– тенденция к самообвинению, преувеличение своей вины;
– низкая самостоятельность;
– недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности.

Знание характера конфликтной ситуации, которая создала предпосылки для возникновения психологического кризиса, а также личностных характеристик человека, дают психологу некоторые основания для определения суицидального потенциала личности.

Суицидальное поведение может быть истинным, аффективным и демонстративно-шантажным.

Истинный суицид – осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Серьезность и устойчивость намерения подтверждаются выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, а в ряде случаев – наличием предсмертных записок. При истинных суицидальных действиях период, предшествующий самоубийству, отличается большей длительностью (от нескольких суток до месяца и более).

Аффективный суицид – суицидальные действия, обусловленные необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием обострения хронических психотравм. Суициденты не реагируют на обращения окружающих, не принимают в расчет никакие аргументы. Охваченность суицидальным побуждением обусловливает отсутствие страха смерти и боли.

Демонстративно-шантажное суицидальное поведение – сознательная манипуляция жизнеопасными действиями при сохранении для индивидуума высокой ценности собственной жизни с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для него сторону. Личностный смысл демонстративно-шантажных попыток суицида состоит в оказании психологического давления на окружающих и значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторону, при этом действия не должны повлечь за собой смерть и для этого предпринимаются меры предосторожности.

2. Структура и динамика суицидального поведения.

Структура суицидального поведения.

Важно подчеркнуть, что суицидальное поведение имеет как внутренние, так и внешние формы своего проявления.

Внутреннее суицидальное поведение – внутренняя форма проявления суицидального поведения, включающая в себя пассивные суицидальные мысли, замыслы и намерения, а также соответствующий эмоциональный фон – суицидальные переживания.

Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти без активной проработки планов действий, связанных с исполнением самоубийства.

Суицидальные замыслы – это активная тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации, т.е. человеком продумывается способ суицида, время и место его совершения.

Суицидальные намерения – непосредственное побуждение к суицидальным действиям и принятие решения о самоубийстве. Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу к внешнему проявлению.

Структура суицидальных переживаний основывается на отношении к двум полярно противоположным ценностям: собственной жизни и смерти. Отношение к жизни выражается в четырех основных формах:

Отношение к смерти выступает в формах:

В структуре суицидальных переживаний выделенные формы встречаются в различных сочетаниях, создавая множество индивидуальных вариантов. Однако для диагностики суицидального переживания как такового психологу необходимо установить одновременно наличие любой пары элементов из двух перечисленных рядов.

Внешнее суицидальное поведение – внешняя форма суицидального поведения, проявляющаяся в форме суицидальных высказываний или же практических суицидальных действий различных типов. Такие действия, связанные с использованием тех или иных средств и способов, отражают психологию индивида, приводя к завершенному суициду или к его попытки.

Динамика суицидального поведения. Рассмотрев основные компоненты структуры суицидального поведения, проследим их развитие в динамике. Вне зависимости от того, идет ли речь о законченном суициде или о незавершенной попытке, основной практический и теоретический интерес представляет период жизни человека, предшествующий суицидальному акту. Этот период времени – предсуицид – характеризуется особым психическим состоянием личности, которое обусловливает повышенную вероятность суицидального действия.

Предсуицид – отрезок времени от возникновения первых суицидальных мыслей и переживаний до их реализации.

В предсуициде выделяются” две фазы: предиспозиционная и суицидальная.

Предиспозиционная фаза отличается исключительной эмоциональной напряженностью для человека. В этом периоде у людей отмечается фиксация внимания на непреодолимых трудностях, на мыслях об отсутствии потенциальных возможностей решения возникших проблем.

Характерной особенностью этого периода является потребность к установлению неформального, эмпатического контакта, потребность в сопереживании, эмоциональной поддержке (“поиск опоры”). Появляется ощущение внутренней пустоты и бессмысленности существования. Утеря смысла жизни является центральным звеном в суицидальном поведении.

Мысли о смерти, как правило, при этом носят налет теоретизирования, особенно свойственного молодым людям, без какого-либо желания умереть. Размышления на тему смерти могут приобретать форму художественных образов – в записных книжках, в тетрадях изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние человека (гробы, кресты, виселицы и т.д.).

На фоне подобного рода состояний появляются суицидальные мысли, а позднее – и обдумывание способа суицида, т.е. “примеривание” к нему. Суицидальный период, начало которого связано с появлением суицидальных замыслов, длится вплоть до покушения на свою жизнь.

Переход в суицидальную фазу предсуицида обычно способствует дополнительная ситуативная психотравирующая ситуация, которая еще более углубляет дезадаптацию и убеждает человека в неизбежности катастрофы.

Характерными особенностями поведения людей в этой фазе являются: аутичность, замкнутость, стремление к уединению, доходящей иногда до полной изоляции, утрата интереса к окружающему. Человек как бы отделен психологическим барьером от других людей, полностью поглощен своим собственным "Я", своими мучительными переживаниями.

Суицидальные тенденции в этой фазе в одних случаях развиваются стремительно, а в других медленно, с периодами усиления и ослабления.

Психическое состояние накануне суицидальной попытки, а также как и завершенного суицида, бывает неоднородным.

Суицидальный период заканчивается суицидальным актом, отличающимся полной аффективной схваченностью, суженностью сознания индивида.

В случае неудавшейся попытки в постсуицидальном периоде некоторое время может наблюдаться сохранение суицидальных мыслей и намерений.

Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от практических психологов и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.

Наиболее высоким является уровень самоубийств также в Венгрии, Германии, Австрии, Дании и Японии – более 20 человек на 100 000. Так, из опроса шведских подростков стало известно, что 3–6% из них когда-либо предпринимали попытку самоубийства (Larsson & Melin, 1992; Ramberg & Wasserman, 1995). В таких странах, как Египет, Мексика, Греция и Испания, индекс самоубийства составляет менее 5 на 100 000 человек. На каждый завершенный суицид приходится от 5 до 20 незавершенных попыток или парасуицидов. Женщины в 3 раза чаще совершают парасуициды, но погибают в 4 раза реже, чем мужчины. По данным ВОЗ, на планете в 2011 году покончило с собой около 800 000 человек. В целом отмечается тенденция к росту числа суицидов, особенно с момента начала мирового финансово-экономического кризиса в 2009 году с его резко возросшей безработицей, разорением и обнищанием широких масс населения.

Существует ряд теорий самоубийства.

Социокультуральная теория самоубийства принадлежит Э. Дюркгейму (1897). Согласно данной теории, самоубийства совершаются в основном под влиянием социальных факторов. Автор первым предпринял попытку разграничить формы самоубийства. Он различает:

В настоящее время положения теории Дюркгейма сохраняют силу в отношении значительного числа суицидов. С тех пор появилось, однако, несколько других теорий, пытающихся выявить причины самоубийства у человека.

Биологическая теория рассматривает самоубийство как результат влияния генетических факторов. В частности, конкордантность (совпадение, сходство) по суициду среди монозиготных близнецов достигает 21%, тогда как среди дизиготных близнецов она равняется нулю (напомним, что монозиготные близнецы имеют одинаковый набор генов, дизиготные близнецы, как и обычные братья и сестры, имеют сходный, но не идентичный геном).

Предполагается также, что самоубийство может быть вызвано низким содержанием в головном мозге серотонина (Asberg et al., 1991). Более поздние исследования показали, что лица с низкой активностью серотонина, которые неудачно пытались совершить самоубийство, в десять раз чаще повторяют попытку и в конце концов кончают с собой, чем люди с высокой активностью серотонина. Получены также данные о том, что лица с низкой активностью серотонина склонны не только к суициду, но и к агрессивному поведению, что подтверждает гипотезу о существовании глубинной связи между агрессией и аутоагрессией.

Биологические исследования показали, кроме того, что у лиц, склонных к суициду, увеличено количество серотониновых рецепторов в лобной доле мозга и тромбоцитах. Подобное наблюдается также при некоторых других патологиях, в частности при шизофрении. В ряде исследований у суицидентов установлены высокое содержание в крови кортизола (результат хронического стресса и чувства безнадежности), патологический дексаметазоновый тест, низкий уровень холестерола и сдвиги в иммунной системе, однако такие же изменения наблюдаются не только у лиц, склонных к суициду.

Частичной предпосылкой к самоубийству считают повреждение ЦНС плода. В частности, эпилепсия у молодых людей может увеличивать риск самоубийства. Также считается, что склонны к самоубийству люди, у которых повреждения в родах привели к болезни нервной системы.

В настоящее время распространено разделение суицидентов на следующие категории (Shneidman, 1981, 1993).

Искатель смерти – индивид, имеющий твердое намерение покончить с собой в момент совершения попытки самоубийства. Такая целеустремленность обычно сохраняется сравнительно недолго, какой-нибудь час-другой, самое большое – сутки, но спустя некоторое время желание умереть может вернуться.

Инициатор смерти – индивид, который совершает попытку самоубийства, так как считает, что процесс умирания уже начался или близится к завершению и что он просто ускоряет свою неизбежную смерть. Некоторые из инициаторов смерти полагают, что их смерть – это всего лишь вопрос нескольких дней или недель. Под эту категорию подпадают многие случаи суицида пожилых и тяжело больных людей (например, суицид Э. Хемингуэя).

Непреднамеренной называют смерть, в которой сама жертва участвует в своей гибели лишь отчасти, незаметно и бессознательно. Тяжелобольные люди, принимая прописанные им врачом лекарства, как бы невольно, вроде бы по забывчивости нарушают при этом лечебные инструкции, порой принадлежат именно к этой категории суицидентов. Хотя их смерть может представлять одну из форм самоубийства, истинные намерения таких людей очень часто остаются невыясненными.

Суициду нередко предшествует пресуицидальный период, во время которого индивид как бы готовит себя к смерти, прекращая один за другим контакты с внешним миром. Например, замыкается, не общается с друзьями и знакомыми, никому не звонит, не отвечает на письма и звонки, плохо питается, не следит за своим внешним видом и за порядком в доме, забрасывает дела, дарит даже случайным лицам дорогие для него вещи, ничего не планирует или перечеркивает свои планы на будущее, порывает привязанности, не общаясь с родственниками, начинает выпивать, желая забыться, и т. п. Этот период нашел отражение в произведениях многих романистов и даже легендах, в которых человек, сам того не осознавая, ведет себя так, словно он прощается с жизнью.

От 12 до 34% самоубийц оставляют после себя посмертные записки. В них многие суициденты прощаются с родными и близкими и вину за самоубийство берут на себя, просят в нем никого не винить. Такое содержание записок указывает, по-видимому, что суицид был совершен в состоянии депрессии или отчаяния. Тем не менее некоторые записки только усугубляют вину и ужас, и без того переживаемые ближайшими родственниками самоубийцы, когда находят в предсмертном письме упреки в свой адрес. Встречаются записки, из которых видно, что они были написаны в явно озлобленном состоянии и продиктованы чувством мести. Так, молодой человек 19 лет оставил посмертную записку с просьбой прочесть ее всем, кто придет на его похороны. Он написал ее так, чтобы причастные, как он считал, к его смерти люди должны были испытать чувство вины, а не скорби, решил их наказать таким образом.

Существует ряд факторов, способствующих возникновению суицидных намерений. К числу наиболее распространенных относятся стрессовые события, изменения в настроении и мышлении, злоупотребление алкоголем и наркотиками, подражание лицам, совершающим самоубийство.

В последние десятилетия шведские, американские и финские исследователи изучали самоубийства среди молодежи с применением метода психологической аутопсии – интервью с родственниками погибших(Saffer et al, 1996; и др.). Психиатрические диагнозы в этих исследованиях имела прежде всего среда более старших подростков (от 74 до 98%). У более младших финских подростков лидировали импульсивные суициды из-за кризиса, стресса, нарушения адаптации, депрессии. Диагноз нарушения адаптации у старших подростков превалировал и в шведском исследовании (Runeson, 1992). В американском исследовании молодых суицидентов выяснилось, что до 20-летнего возраста погибали преимущественно депрессивные пациенты и пациенты с нарушением внешнего поведения, в некоторых случаях – с шизофренией. Часто фигурировали проблемы с алкоголем и наркотиками.

Исследователи обнаружили большее количество стрессовых событий в недавнем прошлом у людей, совершивших попытку суицида, в сравнении с лицами из контрольной группы. Это потеря любимого человека вследствие смерти, развода или отвергнутой любви, потеря работы, стихийные бедствия и техногенные катастрофы, тяжелая болезнь, насилие, профессиональный стресс. Самоубийства, причинами которых являются тяжелые и неизлечимые болезни, стали в последнее время столь частым явлением, что эта проблема получила широкий общественный резонанс. К 1990 году в 40 странах были приняты законы, которые легализуют практику эвтаназии. Нередко самоубийство совершают люди, находящиеся в крайне тяжелых условиях, от которых, будучи в отчаянии, не надеются избавиться (военнопленные в концлагерях, жертвы семейного насилия, находящиеся в местах лишения свободы и т. п.).

Значительную роль в самоубийстве играют алкоголь и наркотики. Непосредственно перед суицидной попыткой 60% лиц употребляли спиртное (Suokas & Lonnqvist, 1995). Наркоманы, по некоторым данным, совершают самоубийства в 60 раз чаще, чем их бывает в населении в среднем. От 1/4 до 1/3 лиц, совершающих попытки самоубийства, страдают психическим расстройством. Самой частым из них является депрессия. Связывать напрямую самоубийство, как и внешнюю агрессию, с психическим расстройством, по-видимому, не следует. Дело в том, что поведение душевно больного человека в значительной степени определяется особенностями его доболезненной личности. Лица, которые и до болезни обнаруживали склонность к агрессии и аутоагрессии, во время депрессии и иного психического расстройства с большей вероятностью проявляют эти тенденции поведения, чем те, кто научился контролировать деструктивные импульсы.

Самоубийства совершают люди всех возрастов, с детства и до глубокой старости. Отмечается, что за последние 80 лет число самоубийств людей в возрасте после 65 лет обнаруживает отчетливую тенденцию к снижению, в то же время у лиц в возрасте от 15 до 24 лет это число неуклонно увеличивается (Комер, 2004).

Самоубийства у детей встречаются относительно редко, однако за последние годы показатель детских суицидов стал расти. Ныне в США примерно 300 детей младше 14 лет ежегодно совершают самоубийство – это около 0,5 на 100 000 данной возрастной группы. Уровень самоубийств у детей в сравнении с 1950 годом возрос на 80% (Stillion & McDowell, 1996). Мальчики в плане аутоагрессии превосходят девочек в соотношении 3:1. Кроме того, в больницы США каждый год попадает 12 000 детей за умышленные аутодеструктивные акты, например нанесение колотых ран, порезы, ожоги, передозировка лекарств или прыжки с высоты. Было установлено, что большинство детей-суицидентов принимает чересчур большое количество лекарств дома, половина из них живет только с одним из родителей, а четверть уже пыталась ранее покончить с собой (Kienhorst et al., 1987).

Исследователи обнаружили, что попыткам суицида у детей нередко предшествуют побег из дома, тенденция попадать в аварии, стремление притворяться несчастным, вспышки раздражения, уход от общения и одиночество, обостренная чувствительность к критике, нетерпимость к фрустрации, мрачные фантазии и грезы, а также повышенный интерес к смерти и самоубийству (Cytryn & McKnew, 1996; и др.). Некоторые исследователи связывают детский суицид с недавней или предстоящей потерей любимого человека, стрессом в семье и безработицей родителей, жестоким обращением родителей и клиническим уровнем депрессии (Pfeffer et al., 1993; Cytryn & McKnew, 1996).

Ежегодно в США свыше 2000 тинейджеров, или 11 из каждых 100 000, совершают самоубийство, 250 000 делают попытки покончить с собой. После убийств и несчастных случаев самоубийство является третьей причиной смерти в этой возрастной группе. Более того, по результатам опросов, половина всех тинейджеров призналась в том, что им когда-то приходили в голову мысли о самоубийстве (Diekstra et al., 1995). Около половины самоубийств тинейджеров, как и суициды людей из других возрастных групп, связаны с клинической депрессией, низкой самооценкой и ощущением безнадежности, однако некоторые подростки, которые пытаются убить себя, по-видимому, борются таким образом с гневом и импульсивностью (Harter & Marold, 1994; и др.).

В ряде стран уровень самоубийства молодежи не только высок, он обнаруживает, кроме того, устойчивую тенденцию к росту. В целом начиная с 1955 года в благополучных странах показатель суицидов возрос более чем вдвое, как и уровень суицидов молодых людей. Предполагают, что это может быть связано с увеличением удельного веса молодежи в населении, усилением конкуренции в учебе, на работе, в академических и спортивных достижениях, а также с тем, что у всё возрастающего числа юношей и молодых людей рушатся мечты, надежды и не удовлетворяются амбиции. Но, вероятно, наиболее существенное значение имеют ослабление связей в семье, чувства отвержения и одиночества, растущая доступность алкоголя и наркотиков. Так, установлено, что 70% подростков, пытавшихся покончить с собой, в той или иной степени злоупотребляли алкоголем или наркотиками (Miller et al., 1991; и др.).

Существуют в интернете и сайты самоубийц, а фактически убийц, для которых счастливой кажется одна только мысль о своей причастности к чьей-то смерти. Информация на таких сайтах может действовать на ничего не сделавшего и пока что не осознавшего ценности своей жизни ребенка или подростка достаточно деструктивным образом.

Многие самоубийства совершаются в состоянии временной душевной слабости. Те, кто однажды отчетливо увидел ужасающее лицо смерти и кого удалось спасти, в большинстве своем уже не пытаются повторять игру с огнем и баловать себя мыслями о смерти.

В западном обществе пожилые люди чаще совершают самоубийство, чем представители любой другой возрастной группы (Osgood & Eisenhandler, 1995). Около 19 из каждых 100 000 человек в возрасте старше 65 лет в США кончают с собой (McIntosh, 1992, 1995). Среди причин их суицидов чаще называют болезни, потери близких и друзей, утрату социального статуса и контроля своей жизни. Пожилые люди зачастую чувствуют безысходность, одиночество или тревогу, депрессию, усталость от жизни. Как показало одно из исследований, 44% пожилых людей, совершавших самоубийство, делали это из страха, что их поместят в дом престарелых (Loebet et al., 1991). Необычайно высок уровень самоубийств среди пожилых людей, недавно потерявших супруга или супругу (Li, 1995; и др.). В среднем одна из 4 попыток пожилых людей покончить с собой завершается гибелью. Наибольшее значение в суицидах пожилых людей имеет клиническая депрессия: она рассматривается как основная причина суицидов во второй половине жизни (60% суицидов связаны с ней). Коренные американцы высоко ценят пожилых, их мудрость и опыт, накопленный за много лет, уровень суицидов среди них сравнительно невысок (McIntosh & Santos, 1982). Напротив, пожилые белые американцы оцениваются обществом довольно негативно, отчего они так часто хотят уйти из жизни, которой не дорожат и сами (Butler, 1975).

Весьма актуальной является проблема оценки риска суицида вообще и у детей и подростков в частности. В качестве примера ее решения далее приводится схематическое распределение молодежи по группам риска с иллюстрациями (Хултен А., Отто У., 2004).

1) Младшие подростки (в основном девочки), которые говорят о своих проблемах до попыток самоубийства. Среди проблем чаще всего встречаются конфликты с родителями или расставание с другом. Такие подростки имеют в основном хороший прогноз. Кумулятивный риск для девочек уменьшается после 17 лет. Эта группа с годами развивает большую психологическую зрелость и учится справляться с кризисами.

2) Старшие подростки с проблемами (депрессия, злоупотребления, личностные нарушения), подверженные стрессу в течение длительного времени. Они страдают от одиночества, часто отвергают помощь, которую им предлагают. Риск повторения попытки самоубийства в течение года велик, если подростки не получают нужной помощи и ситуация не меняется (Hulten, 2000).

Иллюстрация: «Эрик, 17 лет, позвонил в детскую психиатрическую клинику после того, как съел ядовитое растение с целью самоубийства. Он был самым младшим в семье. Родители развелись, когда он был в седьмом классе, после развода они даже не разговаривали. Эрик жил с отцом, который был очень подавлен с тех пор, как вместе с женой уехала и его дочь. Юноша пошел учиться в школу официантов и потерял контакт со своими старыми друзьями. Рассказал, что в последнее время часто выпивает. Несколько раз так напивался, что ему требовалась помощь. Эрик выглядел грустным, размышлял о своей гомосексуальности и твердил о собственной никчемности.

3) Подростки, испытывающие хронический стресс и имеющие нарушения поведения (лгут, воруют, употребляют алкоголь, наркотики, ведут себя агрессивно, дерутся, стиль жизни турбулентный). Они часто совершают попытки самоубийства. Для таких подростков риск новых попыток достаточно велик, если жизнь будет такой же деструктивной. Они видят причины проблемы в недостатке близких отношений и отсутствии поддержки.

Кризисное вмешательство – метод психотерапии, при котором делается попытка помочь людям в состоянии психологического кризиса более объективно, а не под влиянием эмоций взглянуть на свою ситуацию, трезво оценить ее, принять более эффективное решение и начать действовать по преодолению кризиса. Во время первого контакта с суицидентом (часто это звонок по телефону доверия) консультант решает следующие задачи:

  1. установить с ним позитивные, доверительные взаимоотношения;
  2. помочь прояснить, понять проблему, посмотреть на нее глазами постороннего человека, найти другой, более конструктивный выход из ситуации, кроме суицида;
  3. оценить потенциал суицида, то есть вероятность его совершения;
  4. помочь оценить собственные внутриличностные ресурсы и мобилизовать их для преодоления его проблемы;
  5. разработать с позвонившим план дальнейших действий; 6. помочь в последующем суициденту в реализации этого плана.

Немаловажное значение в предотвращении суицидов у школьников имеют доброжелательные взаимоотношения их с учителями, внимательное, участливое отношение последних к психологическим проблемам детей. Учитель является самой авторитетной после родителей фигурой, а когда родителей нет или семья неполная, удельный вес его влияния еще более возрастает. Нередко учитель является первым человеком, который обнаруживает у ребенка психологическое расстройство, вызванное трудной ситуацией или патологией. Существенную роль в превенции суицидов и иных проявлений агрессивности могут играть школьные психологи, специально подготовленные к такой работе.

Психологические концепции отражают точку зрения, согласно которой в формировании суицидальных тенденций личности ведущее место занимают психологические факторы.

Наиболее значимыми в рамках данной концепции представляются психодинамическая, экзистенциально-гуманистическая и поведенческая модели суицидального поведения.

А) Психодинамическая модель суицидального поведения

З. Фрейд рассматривал самоубийства как проявление инстинкта смерти, который может выражаться агрессией и, как частный случай, аутоагрессией. Существуют два основных влечения — Эрос и Танатос. Континуум человеческой жизни — борьба между ними. Человек не только хочет жить и быть любимым, продолжить себя в своих детях — бывают периоды, когда желанней оказывается смерть. С возрастом сила Эроса убывает, а сила Танатоса растет. По Фрейду, суицид и убийство являются проявлением разрушительного влияния Танатоса, т. е. агрессии, направленной против спроецированного внутри себя объекта либидо.

Позже, основываясь на концепциях З. Фрейда, К. Меннингер (1950) рассматривал суицид как отрефлексированное убийство, результат гнева на другого человека, который интровертировался, т. е. обратился против себя. Он также описал суицид как инстинкт к смерти. Им же были описаны три компонента враждебности при суициде.

  1. Желание убить. Активный процесс, при котором это желание очевидно. Деструктивный инстинкт проявляется в двух направлениях: ауто- и гетеродеструкции. Внешняя агрессивность и направленная на себя аутодеструкция формируются с момента рождения. Обычно внешняя агрессия подавляется, за исключением криминального развития, но она может проявиться во время расширенного суицида, при котором человек из альтруистических соображений убивает наиболее близких, а потом себя.
  2. Желание быть убитым. Может проявляться в провокации разнообразных ситуаций, представляющих опасность для жизни.
  3. Желание умереть — освободиться от чего-то, прекратить участие в жизни.

Если нет всех трех компонентов, то попытка не является серьезной: она рассчитана на внешний эффект и связана со стремлением запугать кого-то, шантажировать, получить таким образом какие-либо дивиденды.

В целом, психоаналитики определяют и анализируют самоубийство как проявление дисфункциональных механизмов психологической защиты и в значительно меньшей мере рассматривают его в социальном плане.

К. Г. Юнг, касаясь проблемы самоубийства, указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению, которое может стать причиной смерти от собственных рук. Это стремление связано с актуализацией архетипа коллективного бессознательного, принимающего формы

  • идеи метемпсихоза (переселения душ), когда жизнь продлевается чередой различных телесных воплощений;
  • перевоплощения, предполагающего сохранение непрерывности личности и новое рождение в человеческом теле;
  • воскрешения-восстановления человеческой жизни после смерти в состоянии нетленности, так называемого тонкого тела;
  • возрождения-восстановления в пределах индивидуальной жизни с превращением смертного существа в бессмертное;
  • переносного возрождения путем трансформации, происходящей не прямо, а вне личности.

Архетип возрождения несет в себе представление о награде, ожидающей человека, находящегося в условиях невыносимого существования. Он связан с архетипом матери, который влечет человека к метафорическому возвращению во чрево матери, где можно ощутить долгожданную безопасность.

К. Хорни (1937) в русле психодинамической концепции и эго-психологии полагала, что при нарушении межличностных взаимоотношений возникает невротический конфликт, порожденный базисной тревогой. Она проявляется с детства из-за ощущения враждебности окружения. В невротической ситуации человек чувствует себя одиноким, беспомощным, зависимым и враждебным. Эти признаки могут стать основой суицидального поведения. Враждебность при конфликте актуализирует разрушительные наклонности, направленные на самих себя. Они не всегда реализуются в суициде, но могут проявиться в форме презрения, глобального отвращения или глобального отрицания. Они усиливаются при эгоцентрической установке. Тогда враждебность и презрение к другим может стать настолько сильным, что суицид становится привлекательным способом мести. Добровольная смерть — утверждение своего Я. Покорность судьбе, при которой аутодеструктивность является преобладающей тенденцией, является, по К. Хорни, латентной формой самоубийства (Хорни К., 1993).

Следует отметить, что современные суицидологи, стоящие на неопсихоаналитических позициях, не разделяют многие взгляды З. Фрейда, в частности его подход к аутоагрессии только как к проявлению агрессивных инстинктов. Тем не менее среди причин самоубийства ведущее место они отводят психологическим причинам, а основным методом их изучения считают метод психологизации суицидального поведения.

Так, например, по мнению видного финского суицидолога Ахте, суицид может носить характер любовного влечения, когда лицо, совершающее самоубийство, надеется путем смерти воссоединиться с любимой или с родственниками, по которым скучает. Такие лица, по мнению Ахте, уповают на то, что, умерев, они обретут ту любовь и сочувствие, на которые тщетно надеялись при жизни, и смерть для них представляется привлекательной. Особенно это касается суицидальных намерений. В своих суицидальных фантазиях такие лица созерцают собственные похороны, наслаждаются признанием в любви и раскаянием близких и родственников.

По утверждению французского психиатра и суицидолога Журан (1981), существует прямая зависимость между суицидальным поведением и страстной влюбленностью. При этом суицидальное поведение, по мнению автора, является своеобразной попыткой стать хозяином положения и может временно снять напряжение, вызванное тяжелым кризисным состоянием.

Современные психодинамические теории суицидального поведения придают большое значение исследованию фантазии суицидентов о том, что могло бы случиться и что было бы с их сознанием, если произойдет суицид. Эти фантазии часто включают жажду мщения, могущества, контроля, наказания; жажду искупления и жертвы; желание убежать или заснуть либо спастись, возродиться, воссоединиться с помощью смерти в новой жизни. Суицидальные фантазии возникают чаще при потере любимого, близкого человека. У депрессивных больных возникают фантазии об избавлении от депрессии с помощью суицида.

Б) Экзистенциально-гуманистический подход к проблеме суицидального поведения

Представители экзистенциально-гуманистического направления в психологии К. Роджерс и Ролло Мэй подчеркивали роль тревоги и эмоциональных расстройств в формировании суицидального поведения. Так, К. Роджерс полагал (Roger C. R., Dymond R. F., 1954), что основная тенденция жизни состоит в актуализации, сохранении и усилении Я, формирующегося во взаимодействии со средой и другими людьми. Если структура Я ригидна, то несогласующийся с ней реальный опыт воспринимается как враждебный, как угроза жизни и искажается либо не воспринимается. Не признавая реальный опыт, человек заключает себя в темницу. Не переставая от этого существовать, опыт отчуждается от Я. Теряется контакт с реальностью. Таким образом, вначале не доверяя собственному опыту, впоследствии Я полностью теряет доверие к себе. Это приводит к осознанию полного одиночества. Утрачивается вера в себя, появляются ненависть и презрение к жизни, смерть идеализируется, что приводит к суицидальным тенденциям. Р. Мэй полагал, что основная причина самоубийств — экзистенциальный вакуум, утрата смысла жизни (Мэй Р., 2001а, 2001в).

В конечном счете самоубийца не боится смерти — он боится жизни, считал В. Франкл.

По мнению большинства сторонников экзистенциально-гуманистического направления, психологический смысл суицидального поведения — символический крик о помощи, а также попытка привлечь внешнее внимание к своим проблемам.

В) Когнитивно-поведенческая теория суицидального поведения

Большинство отечественных ученых (А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко, Г. В. Старшен-баум), не умаляя роли психологических факторов в формировании суицидального поведения, тем не менее не считают их ведущими и рассматривают в совокупности с социальными и биологическими (интегративный подход).

Г) Интегративная концепция суицидального поведения

Современная интегративная концепция суицидального поведения берет свое начало в трудах Эдвина Шнэйдмана 1957 и 1985 годов (Шнэйдман Э., 2001), который описал наиболее значимые характеристики суицида. К ним относятся:

Помимо характеристик, Э. Шнэйдман описал типологию индивидов, играющую непосредственную, часто сознательную роль в приближении собственной смерти:

  • искатели смерти, намеренно расстающиеся с жизнью, сводя возможность спасения к минимуму;
  • инициаторы смерти, намеренно приближающие ее (тяжелобольные, сознательно лишающие себя систем жизнеобеспечения);
  • игроки со смертью, склонные испытывать ситуации, где жизнь — ставка, а возможность выжить маловероятна;
  • одобряющие смерть, не стремящиеся активно к концу, но не скрывающие своих суицидальных намерений (одинокие старики, эмоционально неустойчивые подростки и юноши в пору кризиса эго-идентичности).

Несомненный интерес в этом плане развития интегративного подхода представляют работы, в которых изучаются преморбидные особенности личности как один из предиспонирующих факторов, позволяющих прогнозировать суицидальное поведение. Ц. П. Короленко, А. Л. Галин (1990) выделяют следующие психологические особенности суицидентов:

  1. преобладание формально-логического типа мышления,
  2. усиление аффективной сферы,
  3. недостаточность активного воображения.

По мнению авторов, мышление большинства лиц с суицидальными тенденциями больше соответствует законам формальной логики; мышление же лиц, у которых во фрустрирующих условиях не возникает суицидальных тенденций, приближается к мышлению, протекающему по законам логики диалектической. Субъективная однозначность интерпретации внешних объектов, характерная для суицидентов, объясняется преобладанием формально-логического типа мышления и выраженным влиянием на интеллект аффективной сферы. В то же время недостаточно развитое воображение делает фрустрацию неожиданной, затрудняет возможность прогнозировать последствия своих действий, снижает психологические защитные механизмы и делает суицидальную попытку более вероятной.

Н. В. Конанчук, В. К. Мягер (1983) выделяют три основные свойства, характеризующие личность суицидента:

О. В. Тимченко и В. Б. Шапар (1999) объясняют механизм самоубийства некро-фильными тенденциями, которые суицидент в цивилизованном обществе вынужден подавлять и поэтому многократно покушается убить себя вместо того, чтобы убивать всех подряд.

Интегративная концепция суицидального поведения получила дальнейшее развитие в исследованиях А. Г. Амбрумовой 1978, 1983, 1996 годов, которая дает следующее определение: суицидальное поведение — это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта.

Личность со всеми ее индивидуальными особенностями представляет собой стержневую основу для понимания суицидального поведения как проявления социально-психологической дезадаптации. Имеется последовательная связь между социальными и личностными факторами, конфликтом, социально-психологической дезадаптацией, крахом ценностных установок и суицидом.

Естественно, что личность в экстремальных условиях по-разному ведет себя в конкретной ситуации. Это зависит, с одной стороны, от силы действующих социальных факторов, с другой — от личности, реагирующей на эти объективные трудности. Подобная зависимость еще более усложняется в подростковом возрасте, когда формирование личности еще не окончено и в силу этого оценка объективных трудностей подростком и реакция на них часто бывают неадекватными.

А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко (1978) выделили следующие основные типы акцентуированных суицидальных реакций у взрослых психически здоровых людей:

  • реакции эгоцентрического переключения,
  • психалгии,
  • реакции отрицательного баланса и негативных интроперсональных отношений.

Позже А. Г. Амбрумова (1983) выделила 6 типов непатологических ситуационных реакций, проявляющихся у взрослых психически здоровых людей с суицидальным поведением:

  1. реакция эмоционального дисбаланса (преимущественно дистимические нарушения с актуализацией значимости отрицательно эмоционально окрашенных раздражителей);
  2. пессимистическая ситуационная реакция (изменение мироощущения: все выглядит в мрачных тонах, создавшаяся ситуация кажется безвыходной, будущее — бесперспективным);
  3. реакция отрицательного баланса (рациональное подведение жизненных итогов, оценка перспектив и подведение баланса, предполагающие высокий уровень критичности);
  4. реакция демобилизации (отказ от контактов, привычной деятельности, сопровождающийся чувством одиночества, безнадежности, отвергнутости);
  5. реакция оппозиции (экстрапунитивная позиция личности, повышенная агрессивность, часто переходящая в аутоагрессию. Суицидальный риск относительно невысок, суицидальные действия чаще носят демонстративно-шантажный характер);
  6. реакция дезорганизации (содержит в своей основе тревожный компонент и сопровождается выраженными соматовегетативными нарушениями).

Значительный интерес представляет концепция авитальной активности (в рамках интегративной модели). Ю. Р. Вагин (2003) предложил концепцию авитальной активности, под которой понимается биологическая, психическая и поведенческая активность, направленная на сокращение и/или прекращение собственного социального и биологического функционирования. Самоубийство представляет собой крайнее проявление авитальной активности, которая, по мнению автора, в большей степени является биологической по своей природе, связанной с влечением к смерти (тана-тосом), изначально заложенным в нашей природе.

К проявлениям авитальной активности Ю. Р. Вагин относит четыре группы феноменов, наблюдаемых в психологической и психиатрической практике: пресуицидальная активность, суицидальная активность, парасуицидальная активность и десоциальная активность.

1. Феномен пресуицидальной активности отражает постепенное начало усиления скрытых и неосознаваемых авитальных тенденций без осознанного стремления прекратить свое социальное и биологическое существование. Феноменолически пресуицидальная активность включает в себя:

  • синдром ожидания (так называемый синдром Ассоли), суть которого заключается в том, что сформированная потребность при невозможности преобразоваться в поведение, направленное на ее удовлетворение, создает застойный очаг негативных эмоций, подавить или вытеснить которые полностью не удается. Психическая активность как бы замирает в ожидании благоприятных условий;
  • астенические состояния и усталость от жизни — это период, когда жизнь в целом начинает утомлять. Желание жить есть, а сил нет;
  • нежелание жить;
  • желание умереть.

2. Феномен суицидальной активности знаменует начало суицидальной когнитивной активности, имеющей отношение к представлениям о возможности активного прекращения собственной жизни. Суицидальная активность имеет следующие феномены (этапы реализации):

  • суицидальные мысли;
  • суицидальные тенденции;
  • суицидальная готовность;
  • суицидальные попытки;
  • завершенный суицид.

3. Феномен парасуицидальной активности реально повышает риск нарушения и прекращения социального и биологического функционирования без осознанной суицидальной активности. К ней относятся:

  • аскетическая активность;
  • пренебрежение здоровьем и отказ от лечения;
  • психосоматические заболевания;
  • самоповреждения;
  • хроническое самоотравление;
  • рискованное поведение.

4. Феномен десоциальной активности заключается в ограничении собственного социального и биологического функционирования. К ней относятся:

Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.

Необходимость борьбы с суицидальными происшествиями вытекает, прежде всего, из абсолютной ценности человеческой жизни, трагической бессмысленности гибели людей. В возрастной динамике резкий рост суицидов наблюдается после 13 лет. У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый "эффект Вертера" – самоубийство под влиянием чьего-либо примера.

Серьезность проблемы, с одной стороны, и длительное ее замалчивание официальными кругами, с другой стороны, породили в обществе различные "мифы", предубеждения. Так, у неспециалистов существует упрощенное отношение к фактам самоубийств, стремление объяснить их исключительно влиянием психических расстройств. Между тем, изучение обстоятельств суицидальных случаев показывает, что подавляющая часть людей из числа лишивших себя жизни – это практически здоровые лица, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. Это и подобные ему предубеждения относительно причин суицидального поведения представлены в таблице.

Феномен суицида часто связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем, это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой.

Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаше внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт "неприятия самого себя", "самоотрицание", появляется ощущение "потери смысла жизни".

В основе суицидального поведения (независимо от его типологического своеобразия) лежит конфликт.

Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда человек осознает ее как высоко значимую, предельно сложную, а свои возможности – как недостаточные, переживая при этом острую фрустрацию ведущих потребностей и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход.

К характерным личностным особенностям суицидентов можно отнести:

– низкий или заниженный уровень самооценки, неуверенность в себе;
– высокая потребность в самореализации;
– симбиотичность, высокая значимость эмоциональных связей, наличия эмпатии, понимания и поддержки со стороны окружающих;
– трудности при принятии решений;
– высокий уровень тревожности, снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений;
– тенденция к самообвинению, преувеличение своей вины;
– низкая самостоятельность;
– недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности.

Знание характера конфликтной ситуации, которая создала предпосылки для возникновения психологического кризиса, а также личностных характеристик человека, дают психологу некоторые основания для определения суицидального потенциала личности.

Суицидальное поведение может быть истинным, аффективным и демонстративно-шантажным.

Истинный суицид – осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Серьезность и устойчивость намерения подтверждаются выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, а в ряде случаев – наличием предсмертных записок. При истинных суицидальных действиях период, предшествующий самоубийству, отличается большей длительностью (от нескольких суток до месяца и более).

Аффективный суицид – суицидальные действия, обусловленные необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием обострения хронических психотравм. Суициденты не реагируют на обращения окружающих, не принимают в расчет никакие аргументы. Охваченность суицидальным побуждением обусловливает отсутствие страха смерти и боли.

Демонстративно-шантажное суицидальное поведение – сознательная манипуляция жизнеопасными действиями при сохранении для индивидуума высокой ценности собственной жизни с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для него сторону. Личностный смысл демонстративно-шантажных попыток суицида состоит в оказании психологического давления на окружающих и значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторону, при этом действия не должны повлечь за собой смерть и для этого предпринимаются меры предосторожности.

2. Структура и динамика суицидального поведения.

Структура суицидального поведения.

Важно подчеркнуть, что суицидальное поведение имеет как внутренние, так и внешние формы своего проявления.

Внутреннее суицидальное поведение – внутренняя форма проявления суицидального поведения, включающая в себя пассивные суицидальные мысли, замыслы и намерения, а также соответствующий эмоциональный фон – суицидальные переживания.

Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти без активной проработки планов действий, связанных с исполнением самоубийства.

Суицидальные замыслы – это активная тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации, т.е. человеком продумывается способ суицида, время и место его совершения.

Суицидальные намерения – непосредственное побуждение к суицидальным действиям и принятие решения о самоубийстве. Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу к внешнему проявлению.

Структура суицидальных переживаний основывается на отношении к двум полярно противоположным ценностям: собственной жизни и смерти. Отношение к жизни выражается в четырех основных формах:

Отношение к смерти выступает в формах:

В структуре суицидальных переживаний выделенные формы встречаются в различных сочетаниях, создавая множество индивидуальных вариантов. Однако для диагностики суицидального переживания как такового психологу необходимо установить одновременно наличие любой пары элементов из двух перечисленных рядов.

Внешнее суицидальное поведение – внешняя форма суицидального поведения, проявляющаяся в форме суицидальных высказываний или же практических суицидальных действий различных типов. Такие действия, связанные с использованием тех или иных средств и способов, отражают психологию индивида, приводя к завершенному суициду или к его попытки.

Динамика суицидального поведения. Рассмотрев основные компоненты структуры суицидального поведения, проследим их развитие в динамике. Вне зависимости от того, идет ли речь о законченном суициде или о незавершенной попытке, основной практический и теоретический интерес представляет период жизни человека, предшествующий суицидальному акту. Этот период времени – предсуицид – характеризуется особым психическим состоянием личности, которое обусловливает повышенную вероятность суицидального действия.

Предсуицид – отрезок времени от возникновения первых суицидальных мыслей и переживаний до их реализации.

В предсуициде выделяются” две фазы: предиспозиционная и суицидальная.

Предиспозиционная фаза отличается исключительной эмоциональной напряженностью для человека. В этом периоде у людей отмечается фиксация внимания на непреодолимых трудностях, на мыслях об отсутствии потенциальных возможностей решения возникших проблем.

Характерной особенностью этого периода является потребность к установлению неформального, эмпатического контакта, потребность в сопереживании, эмоциональной поддержке (“поиск опоры”). Появляется ощущение внутренней пустоты и бессмысленности существования. Утеря смысла жизни является центральным звеном в суицидальном поведении.

Мысли о смерти, как правило, при этом носят налет теоретизирования, особенно свойственного молодым людям, без какого-либо желания умереть. Размышления на тему смерти могут приобретать форму художественных образов – в записных книжках, в тетрадях изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние человека (гробы, кресты, виселицы и т.д.).

На фоне подобного рода состояний появляются суицидальные мысли, а позднее – и обдумывание способа суицида, т.е. “примеривание” к нему. Суицидальный период, начало которого связано с появлением суицидальных замыслов, длится вплоть до покушения на свою жизнь.

Переход в суицидальную фазу предсуицида обычно способствует дополнительная ситуативная психотравирующая ситуация, которая еще более углубляет дезадаптацию и убеждает человека в неизбежности катастрофы.

Характерными особенностями поведения людей в этой фазе являются: аутичность, замкнутость, стремление к уединению, доходящей иногда до полной изоляции, утрата интереса к окружающему. Человек как бы отделен психологическим барьером от других людей, полностью поглощен своим собственным "Я", своими мучительными переживаниями.

Суицидальные тенденции в этой фазе в одних случаях развиваются стремительно, а в других медленно, с периодами усиления и ослабления.

Психическое состояние накануне суицидальной попытки, а также как и завершенного суицида, бывает неоднородным.

Суицидальный период заканчивается суицидальным актом, отличающимся полной аффективной схваченностью, суженностью сознания индивида.

В случае неудавшейся попытки в постсуицидальном периоде некоторое время может наблюдаться сохранение суицидальных мыслей и намерений.

Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от практических психологов и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.

Читайте также: