Проблема врожденного и приобретенного в восприятии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Способность воспринимать наследуется или является результатом научения?

Нативизим – Декарт, Кант, У. Найсер, Ж.Пиаже, Н.Хомский (дано при рождении)

Эмпиризм - Локк, Беркли, Гельмгольц, Вундт, Титченер (утверждали, что мы учимся воспринимать, это научение проходит всю жизнь, есть сензитивный период, в котором мы быстро развиваемся).

Современные представления о развитии перцептивных способностей.

Некоторые формы перцептивных способностей являются врожденным, а некоторые приобретаются вскоре после рождения.

Опыт модифицирует и стабилизирует генетически унаследованные сенсорные механизмы.

Задача – выделить основные детерминанты определяющие развитие перцептивных способностей.

Группа экспериментальных данных по исследованию различия перцептивных способностей:

Слепорожденные взрослые, приобретшие зрение в результате операции

Исследования перцептивного развития у животных в условиях сенсорной изоляции и деривации. Новорожденные животные

Влияние культуры на развитие восприятия.

Новорожденные младенцы

Эксперименты с новорожденными младенцами:

Данные Гинесбург. Исследования остроты зрения младенцев. Чем меньше младенец, то восприятие менее четко, меньше детализировано.

Исследования Р. Фанц.

Движение глаз как показатель восприятия формы.

Детеныш (младенец) лежал на удобной кроватке в специальной камере

К потолку камеры были прикреплены специальные объекты: справа и слева. Предъявляли в течение короткого периода

Через небольшое отверстие в потолке можно было увидеть отражение объектов в глазах детеныша, какой объект отражается на этот объект и смотрит малыш.

Ребенок быстрее проявлял интерес, чем детеныши шимпанзе, и мог засыпать во время эксперимента.

Результаты: некоторые объекты чаще отражались в глазах детеныша, чем другие.

Вывод: врожденная способность различать предметы.

Эксперимент с лицами:

Гипотеза: фигура, похожая на человеческое лицо будет привлекать внимание ребенка, если он вообще способен к избирательному восприятию.

Были проведены опыты с тремя плоскими объектами: все сходны по величине и форме с головой человека:

На одном из них было изображено черной краской правильные черты лица человека,

На втором эти черты были разбросаны в беспорядке,

На третьем сплошь закрасили черной краской верхний участок, равный по площади всем чертам лица.

Три объекта предъявляли во всех возможных парных сочетаниях 49 младенцам в возрасте от 4 дней до 6 месяцев.

Результаты: дети всех возрастов чаще смотрели на настоящее лицо, несколько реже на фигуру с беспорядочно разбросанными чертами лица и почти не обращали на третью фигуру.

Вывод: Восприятие формы присуще детям.

Эксперимент с шарами плоскими фигурами:

Маленьким детям предлагали выбор между шаром и плоским диском

Результаты: при наличии заметного различия в виде шара и плоской фигуры дети с большим интересом смотрели на шар

Вывод: это свидетельствует о восприятии глубины

Значение формы и яркости:

Гипотеза: Форма и структура имеет большую привлекательность, нежели цвет и яркость.

Грудным детям предъявляли 6 тестовых объектов – плоских дисков диаметром 15 см.

3 из 6 дисков были с изображением лиц, концентрических кругов и печатного текста

Другие 3 диска были однородными – красный, белый и желтый.

Все диски предъявляли на однородном голубом фоне.

Отмечали длительность фиксации ребенка на объектах при беспорядочном предъявлении.

Результаты: самые интересные – изображения лица, далее печатный текст и концентрические круги, однородные диски оказались позади и ни в одном случае не заняли первое место.

Вывод: гипотеза доказана.

Т.Бауэр

С приближающимся предметом:

Вопрос: Видят ли младенцы приближающийся предмет или просто изменение размера этого предмета.

Младенцы до 2-3 месяцев, обычно двухнедельные.

Предъявлялись движущиеся предметы, создавшие как зрительные изменения, так и движения воздуха

Предметы двигались медленно, во время эксперимента фиксировались такие проявления как мигания и другие

Обязательным условием было вертикальное или полувертикальное положения младенца.

Результаты: наблюдались четкие защитные реакции:

Широкое раскрытие век

Поднимание рук до положения, при котором они оказывались между предметом и лицом.

Моргания не наблюдалось

Ответ: восприятия движения реального предмета, связанные со смещением воздуха.

Оптические градиент расширения:

Использовалось устройство, исключающее изменение параллактических переменных: бинокулярного параллакса и параллакса движения.

Сохранившейся переменной был оптический градиент расширения, проецирующийся при помощи света на экран.

Результаты: младенцы обнаруживали защитные реакции в ответ на приближающейся объект. Однако интенсивность была меньше, чем в естественной ситуации.

Увеличение объекта:

Вопрос: младенцы реагируют на приближающийся объект или просто на его увеличение?

Один объект был маленьким ( куб, сторона 20 см) на расстоянии 8 см.

Второй объект большой (куб, сторона 50 см) на расстоянии 10 см.

Их проекции на сетчатку были идентичны.

первый объект приближался к отметке 8 см, а второй к отметке 20 см, и если бы младенцы отвечали бы на увеличение ретинального изображения, то должны были бы реагировать на два объекта равнозначно.

Результаты: наблюдался выраженный ответ на маленький объект, более близкий при полном отсутствии реакции на большой, удаленный объект.

Вывод: младенцы в возрасте одной недели воспринимают удаленность и изменения удаленности.

Эксперимент с кубами:

Исследования константности размера у младенцев 3-х недельного возраста (исследовалась константность размера у детей 3-х недельного возраста).

Использовалась методика оперантного обуславливания. Стимулом являлся куб размером 30*30*30 см, расположенный на расстоянии на 1 м.

Смотрящий на куб ребенок получил положительное подкрепление (Ку-Ку).

Затем куб предъявлялся на разных расстояниях с кубами других размеров.

В каждой серии подсчитывалась частота поворота головы ребенка.

Результат: Проксимальный размер кубов был одинаковым. Ребенок реагировал на физический, а не проксимальный размер.

Вывод: младенцы реагируют на константность видимого размера.

Данные Гибсон.

Исследования восприятие глубины в ситуациях зрительного обрыва (ползающие младенцы воспринимают глубину – через градиент плотности текстуры поверхности).

Врожденным или приобретенным в очень короткий промежуток времени является:

восприятие сложных паттернов

восприятие константности размеров

восприятие лица человека

Слепорожденные взрослые, приобретшие зрение в результате операции.

Грегори

Сначала эти люди могли видеть лишь немногие, будучи не в состоянии назвать или различить даже простые предметы и формы. Иногда проходил длительный период тренировки, прежде чем они начинали пользоваться своим зрением; многие люди так этого и не достигали. Некоторые из них бросали свои попытки и возвращались к жизни слепого, часто после периода тяжелых эмоциональных переживаний. Однако другие сразу же после прозрения видели довольно хорошо, к ним относились главным образом интеллектуально развитые и активные личности, которые получили хорошее образования во период слепоты.

Случай С.Б.

С.Б. – человек 52 лет, в период слепоты был активным и разумным. Он мог ездить на велосипеде со своим другом, который поддерживал его за плечо и направлял его, он мог обходиться без обычной палки, прогуливаясь иногда между стоящими машинами и фургонами. Всю жизнь он мечтал о том дне, когда он сможет видеть, хотя его ситуация считалась безнадежным, но операция прошла успешно.

Когда повязки были впервые сняты с его глаз, и он больше не был слепым, он повернулся на голос хирурга, но, повернувшись он ничего не увидел, кроме расплывчатых очертаний.

Однако спустя нескольких дней он уже достаточно эффективно мог пользоваться своим зрением. Он мог ходить по коридорам больницы без помощи осязания, смотреть сколько времени на стенных часах, постоянно следил из окна за проходящими машинами.

Однако он воспринимал мир темным и расплывчатым и тусклые краски огорчали его. Ему нравились яркие краски, он был недоволен, когда наступали сумерки. Разочарование усиливалось, постепенно он перестал вести активный образ жизни и через 3 года скончался.

Депрессия после прозрения характерна для всех случаев.

Своеобразное восприятие расстояния: смотря из окна, ему казалось, что он может ногами дотянуться до земли, хотя окно находилось на расстоянии 10-12 метров, с другой стороны, он мог точно оценивать размеры и расстояния до знакомых предметов, с которыми он знаком через осязание.

Очень редко показывал свое удивление, искренне удивила луна.

Не научился читать глазами, но сразу мог узнавать заглавные буквы (оказывается в школе для слепых его учили читать только заглавные буквы), но научился читать только простые слова. Установлен факт зрительного узнавания букв, заученных на ощупь.

Ряд изображений автобуса показывает его неспособность нарисовать что либо, о чем раньше не знал через осязание. Отсутствовала передняя часть автобуса.

Непосредственно использовал свой тактильный опыт и в течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он знал.

Появилась боязнь к уличному движению.

Сложность заключить какой это предмет без предварительного осязания, особенно знакомство с новым предметом происходит через ощупывания первоначально.

Иногда причиной врожденной слепоты являются катаракты обоих глаз.

Каким видит только что прозревший человек:

1.В самом начале человек не воспринимает организованный зрительный мир таким, каким его видят нормальные люди. Вначале он чрезвычайно смущен потоком незнакомых зрительных стимулов.

2.Однако не и полного хаоса, так как он сразу видит целостные фигуры, отделенные от фона.

3.Он сразу же способен фиксировать объекты и рассматривать их, а также следить глазами за движущимися фигурами.

4.У этих людей отсутствует предметность восприятия, поскольку они не могут определить характер различия между предметами и категоризовать их.

5. у них есть способность оценки пространственной удаленности объектов, но она весьма несовершенна.

Вывод: У прозревших после удаления катаракты людей имеются зачатки зрительного восприятия, но необходимость приобретения еще и перцептивного опыта для нормального восприятия чрезвычайно важна.

Исследования перцептивного развития у животных в условиях сенсорной изоляции и депривации. Новорожденные животные

Общая схема экспериментов: новорожденное животное некоторое время воспитывается в условиях сенсорной изоляции – в темноте или в малоструктуированной среде, а затем оцениваются его перцептивные способности.

Опыты Хеллера:

Опыт проводился на крысятах, и была показана необходимость предшествующего опыта для учета удаленности при восприятии объекта. В эксперименте крысята до 34-дневного возраста выращивались в темноте. Их обучали различать размеры 2 светящихся кругов, стоя у V-образного лабиринта – бежать по лабиринту к большему кругу (при этом выборе давали пищу). Круги были видимы только в одном месте за стеклянной перегородкой, и крысенок не имел зрительных впечатлений о расстоянии до кругов, так как при любом движении круги переставали быть видимыми. В контрольном опыте большой круг отодвигали так, чтобы зрительный угол большого круга был равен зрительному углу маленького круга, и крысы бежали кто-куда, что свидетельствует об отсутствии константности размера. В другом опыте большой круг отодвигали так, чтобы зрительный угол большего круга был меньше маленького круга, и крысы бежали за маленьким кругом. Когда же эту группу в течение недели содержали в комнате со светом, то при повторном тестировании она обнаружила константность восприятия размера. Эти результаты доказывают гипотезу о том, что отсутствие зрительного опыта препятствует константному восприятию размера.

Появление константности размера:

Скорее всего зрительный опыт сводится (и получается) к приближению и удалению объектов в окружающей среде.

Опыты Лешли И Дж. Рассела:

Крысят выращивали 100 дней в темноте

Расстояние между платформами варьировалось

Пространственная ориентировка (восприятие удаленности): точность прыжка с одной платформы на другую (сила толчка).

Опыты Р.Фанц:

Брали цыплят вылупившихся в темноте и не имели опыта с пищей

В эксперименте было использовано 1000 цыплят и 100 различных предметов

Каждый мелкий предмет был оснащен электроцепью для регистрации удара и упаковкой.

Результаты: цыплята в 10 раз чаще клюют шарик, чем пирамиду. Из плоских форм они предпочитали кружочки треугольникам в независимости от относительной величины. В исследовании объемности цыплята предпочитали шарик плоскому диску. Из кружочков они больше предпочитали шарики диаметром около 3 мм.

Вывод: цыплята обладают врожденной способностью воспринимать форму, объемность и размер.

Эксперименты с цыплятками.

На только что вылупившихся цыплят крепили призмы, которые искажали восприятия пространства таким образом, что предметы казались ближе.

Цыплятки обладают врожденной способностью клевать зерна

Результат: цыплята промахивались и клевали воздух

Вывод: нормальные птенцы должны воспринимать расстояния до зерен на земле, в противном случае они были бы не в состоянии управлять своими клевательными движениями.

Э.Гибсон и Р..Уока

Животное или младенец располагался в центре большого стеклянного листа на непрозрачной площадке.

Часть стекла покрывала текстурованную поверхность, а вторая часть стекла нависала над полом.

Участия принимали разные зверята, младенцы и зверята, выращенные в темноте, у всех наблюдалось похожая реакция.

Выводы: врожденное восприятие глубины.

Влияние культуры на развитие восприятия.

Исследования антрополога Тенбалла, изучавшего жизнь и культуру пигмеев племени Бамбути:

Тенбалла сопровождал молодой человек из племени Кенж

Перед Кенжем никогда не открывались виды на большие расстояния, так как пигмеи обитают в джунглях и основное расстояние около 3-ех метров.

Кенж выехав на равнину и увидев стадо буйлов издалека, спросил, что это за насекомые, а когда услышал в ответ, что это буйволы посмеялся как над глупой шуткой.

Когда машина приблизилась к буйволам, увеличившиеся размеры Буйволов удивили и напугали Кенжа и он говорил, что это колдовство

При рассмотрении озера на расстоянии 2 -3 миль, судно на озере казалось Кенжу просто маленьким бревном.

Вывод: мы обретаем константность восприятия благодаря опыту, культуре, окружающей среды, в которой мы живем.

Читайте также: