Теории происхождения права кратко таблица

Обновлено: 04.07.2024

Правовая власть есть ничто иное, как продолжение отцовской власти.

Право - результат разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.

“-” нет убедительных научных данных, подтверждающих эту теорию, в реальной действительности.

Государство возникает в результате акт насилия. Одно племя завоевывает другое, и для того чтобы держать в повиновении последнее, образуется право.

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел -- слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

“-” ни с позиции науки, ни с позиции нравственных ценностей современного общества нет никаких оснований для деления рас на “низшие” и “высшие”. Данная теория носит не научный характер, а политический.

Историческая теория права

“+” С точки зрения этой теории право творится государством - это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. Главный тезис юридического позитивизма - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право.

Классовые теории возникновения права

Право как возведенная в закон воля господствующего класса, определяемая материальными условиями жизни этого класса.

“+” право выступает как средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Рассматривая соотношение общесоциального и классового, в праве марксисты отдавали приоритет классовому. Право не воплощает представления о справедливости, а обусловлено исключительно экономическим базисом общества.

Психологическая школа права

Право, есть продукт, обусловленный человеческой психики.

Право происходит от Бога, создано Богом для регулирования

права, потому что нет доказательств тому, что закон был писан «Божьим

поколения в поколение.

Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, А.Н. Радищев

человеку от природы

жизнь, личную свободу, стремление к счастью, равенство, право на

революционные выступления против правительства, попирающего эти права.

игнорирование сил, воздействующих на волю человека в его правовом

творчестве и начала закономерности в развитии права.

Я считаю, что эта теория не описывает происхождения права, потому что она была выдвинута только для того чтобы свергнуть старые представления о

праве и под ее прикрытием проводить буржуазные революции.

Джереми Бентам и Джон Остин

По теории юридического

позитивизма право - факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное

право происходит от власти. Право - приказ власти, поддержанный санкцией

принуждения. Право есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений.

созданного ею строя, в могуществе ее государства и права. Буржуазия видит в своем праве фактор стабилизации, порядка, эффективное орудие против нарастающего рабочего движения.

Каждая норма низшего порядка действует только потому, что создана согласно процедуре, указанной высшей нормой. Сила одних норм опирается, следовательно на другие, высшие нормы, но не на реальные

презюмирует существующей. В основании пирамиды лежат индивидуальные нормы

(решения судов или администраций, договоры и т.п.), включенные в право. Таким образом, суд рассматривается как правотворческий орган.

Оценка права с позиции морали недопустима, ибо связь между этими явлениями не существует.

определяющее свойство права – его нормативность. Иметь в виде руководство общее правило - это благо, особенно если оно всеобщее и устойчивое. Нормативность в данном подходе органически связанна с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность

руководствоваться правовыми требованиями. Фиксированность средств государственного принуждения в случаях нарушения права. Противостояние режиму произвола и беззаконию. Косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной) воли. Ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики. Признание широких возможностей государства влиять на общественное

содержательной стороны права: положение в степени свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствие их объективным потребностям общественного развития.

Теория солидаризма в праве

Человек - существо общественное, он не может жить обособленно;

общество функционирует лишь благодаря солидарности, которая соединяет индивидов.

Примером этому служит подписание Договора об общественном согласии,

заключение тройственных соглашений (правительство, профсоюзы, работодатели).

Е. Эрлих, Г. Канторович, Ф. Жени и др.

организация, фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей,

(действия, практики), гласит - истинно то, что полезно, а применительно к праву - правомерно то, что полезно.

реальности, что в обществе наряду с государством существуют другие

то значение законам, а радикальные считают закон пустым сосудом, который судья может заполнить чем угодно.

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел -- слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

“-” ни с позиции науки, ни с позиции нравственных ценностей современного общества нет никаких оснований для деления рас на “низшие” и “высшие”. Данная теория носит не научный характер, а политический.

Историческая теория права

Классовые теории возникновения права

права, потому что нет доказательств тому, что закон был писан «Божьим

жизнь, личную свободу, стремление к счастью, равенство, право на

революционные выступления против правительства, попирающего эти права.

игнорирование сил, воздействующих на волю человека в его правовом

творчестве и начала закономерности в развитии права.

Я считаю, что эта теория не описывает происхождения права, потому что она была выдвинута только для того чтобы свергнуть старые представления о

позитивизма право - факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное

право происходит от власти. Право - приказ власти, поддержанный санкцией

(решения судов или администраций, договоры и т.п.), включенные в право. Таким образом, суд рассматривается как правотворческий орган.

определяющее свойство права – его нормативность. Иметь в виде руководство общее правило - это благо, особенно если оно всеобщее и устойчивое. Нормативность в данном подходе органически связанна с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность

руководствоваться правовыми требованиями. Фиксированность средств государственного принуждения в случаях нарушения права. Противостояние режиму произвола и беззаконию. Косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной) воли. Ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики. Признание широких возможностей государства влиять на общественное

Примером этому служит подписание Договора об общественном согласии,

организация, фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей,

(действия, практики), гласит - истинно то, что полезно, а применительно к праву - правомерно то, что полезно.

реальности, что в обществе наряду с государством существуют другие

История права насчитывает тысячелетия, ведь всегда нужен был инструмент для оценки поступков, наказаний за противоправные действия. Поиски правды породили суд. Государство и право являются неотъемлемыми частями друг друга. Для общего понимания посмотрим на таблицу:

Теория происхождения

Рассмотрим теории по мере их возникновения.

Теологическая

В XII веке Фома Аквинский стал родоначальником теологической теории возникновения права. В то время, если человек не мог найти причины возникновения каких-либо явлений, то давал божественное объяснение.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основа теологической теории – Бог. Он дал нормы, которых стоит придерживаться, в обратном случае предполагалось воздаяние по делам и небесная кара. Передается закон посредством пророка и религиозной литературы. Интересный момент – подобное отношение к возникновению права наблюдалось задолго до средневековья в Древнем Египте, где фараоны были ставленниками богов и исполняли их волю.

Историческая

Родоначальником исторической теории возникновения права был Савиньи в XIX веке. Главная характеристика – право создается народом в процессе его развития. Главное отличие, что носителем права и законодателем является население, а не государство.

Естественно-правовая

Окончательно сформирована в начале XVIII века Гоббсом, Локком. Также последователем данной теории был Радищев. Здесь разведены понятия право и закон. Основное отличие – закон создается государством, а право дается каждому человеку при рождении.

Для различения ввели названия:

  • естественное право – происходит от природы, дается каждому человеку и не нуждается в государственном регулировании;
  • позитивное (писаное) право – собрание законов, созданных государством, но не противоречащих естественному праву.

Недостаток естественно-правовой теории заключается в отсутствии экономических причин создания права.

Патриархальная

Древнейшая теория, родоначальником которой считают Аристотеля. Она основана на принятии правителя страны как главы семьи. Цель – послушание и выполнение законов, для обеспечения порядка и стабильности государства, как родовой общины.

Марксистская

В конце XIX века возникла теория, родоначальниками которой стали Маркс и Энгельс. Согласно данной версии, право появилось вместе с государством и является его неотъемлемой частью, подчиняясь правящему классу.

Правящий класс по теории марксизма – пролетариат, а буржуазный класс является пережитком прошлого. Внедрение права и законов носят принуждающий характер, допускающий применение силы к угнетенному классу.

Классовая

Классический вариант марксистской теории - классовая теория определяет право как совокупность обеспеченных правительством юридических правил, отражающих узаконенную государственную волю экономически господствующего класса. Таким образом, право используется и создается в интересах правящего класса.

Является одним из течений учения Маркса и Энгельса.

Договорная

Считается, что данная теория была основана в V-IV вв. до нашей эры, и базируется на таких понятиях как договоренность, достигнутая благодаря разумной воле общества. Целью является обеспечение свободы и взаимных интересов народа.

Регулятивная

Создана в древние времена с целью установить порядок раздела территории между племенами, условия пользования водоемами и развивалось вместе с обществом. По мере возникновения новых порядков в жизни человека, прогрессировало и право регламентирующее повседневный уклад.

Феноменологическая

Основоположником был Эдмунд Гуссель, теория является разновидностью естественной теории. Суть учения основана на эйдосах – сущностях, представляющих собой чистые юридические формы. Субъектом права определен человек, который должен соблюдать эйдетические нормы.

Примирительная

Зародилась в начале XX века под руководством Гарольда Бермана. Концепция возникновения права с точки зрения примирительной теории представляет собой регулирование отношений между племенами, так как внутри племени существовал старейшина, разрешающий конфликты.

Целью переговоров было заключение договора о примирении, отсюда и название – примирительное право.

Плюсы: имеет историческое подтверждение и предусматривает санкции за нарушение норм права.

Минусы: не учитывает регулирование мирной жизни и не включает действий, направленных на предупреждение правонарушений.

Ирригационная

Теория права, основанная Карлом Августом Виттфогелем в начале ХХ века. Работа названа по процессу, используемому для орошения земель с помощью рек – ирригации. Учение базируется на целевом взаимодействии личностей для создания общего блага.

Патримониальная

Была основана и приобрела популярность после французской революции в начале XVIII века. Название происходит от латинского слова patrimonium, что в переводе означает право собственности на землю. Сущность учения заключается в появлении государства и права в зависимости от обладания землями.

Органическая

Основателем был Спенсер в начале XIX века, а начало свое теория взяла из учения дарвинизма. Проведя параллель между развитием живого организма и общества стали очевидными единые принципы происходящих изменений. А значит, и развитие права происходит путем естественного отбора.

Гуманистическая

Появилась в середине ХХ века под руководством философа Алексеева. Основой теории является принятие неотъемлемых прав человека. Самое важное в данном учении – свобода, как основа развития общества.

Алексеев определил уровни развития позитивного права:

  • право сильного;
  • кулачное право;
  • право власти;
  • право гражданского общества;
  • высшая ступень.

Материалистическая

Еще одна теория взявшая свое начало в трудах Маркса. Но на этот раз последователи сосредоточились на материальных благах и их равномерном распределении между всем населением. Если классовая теория базируется на принадлежности права определенному классу, то материалистическая направлена на справедливое разделение полученных материальных результатов.

Экзистенциалистическая

Была основана в начале ХХ века Мартином Хайдеггером и утверждает изменчивость и динамичность права. Судя по данному учению, правовой основой не может быть мертвое механическое тело юридического права.

Реалистическая

Является противоположностью исторической теории. Теория основана Рудольфом Иерингом в XIX веке. По его мнению, теория права развивается в зависимости от внешних факторов, а именно интересов людей.

Цель права – реализация обеспечения определенных условий жизни человека.

Важнейшим механизмом законности считается отрицание возможного произвола и абсолютная власть государства по отношению к правонарушителю.

Современные теории происхождения права

Современной науке ближе эволюционистские принципы образования и развития права. Но, несмотря на это, по поводу происхождения ведутся горячие споры. Непонятно в какой момент устои жизни первобытного общества сформировались в право и где границы понятий права и государства.

Также остается открытым вопрос о том, какое влияние оказало право на распадающуюся религию. Общественный порядок, формировавшийся под влиянием морали, проистекающей из божественных норм, несомненно, имеет отношение к праву. Поэтому полностью разделить эти два понятия не получается до сих пор.

Появление государства и права объясняется проявлением свойств человеческой психики, потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты общества, осознанием справедливости, определенных вариантов действия и отношения и пр. В основе его лежат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека к какому-либо действию. Нормы как авторитарные запреты и веления есть лишь отражение этих переживаний. Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство явление многогранное. Рассмотренные теории по разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

Раздел: Теория государства и права
Количество знаков с пробелами: 9151
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Читайте также: