Теории происхождения государства кратко таблица

Обновлено: 02.07.2024

Когда призванные к управлению специальные группы людей приобретают особые интересы также и по отношению к тем, кто их уполномочил, говорят об относительной самостоятельности государства к господствующему классу (обществу в целом).

Относительная самостоятельность чиновничьего аппарата в России наблюдалась в период двоевластия и сразу после Октябрьской революции, когда аппарат исполнительной власти на местах сознательно и бессознательно работал против советской власти. Заслуживает особого анализа относительно самостоятельное положение исполнительных органов в перестроечный период развития советской государственности.

И в буржуазных, и в социалистических государствах наблюдалось анализируемое явление в процессе министерилизации, когда правительственные учреждения, играя особую роль, вставали над высшими органами государственной власти.

Многое из того, что сказано об относительной самостоятельности государства, относится и к праву. В особенности если иметь в виду понятие относительной самостоятельности определенного явления, если смотреть на право через призму законодательства, если функции последнего уподоблять функциям государства. Вместе с тем законодательство является специфическим феноменом. Это не тот живой организм, всякий раз меняющийся, с постоянно сталкивающимися политическими интересами, личными интересами должностных лиц. Законодательство воплощает статическую волю государства, проявленную на момент принятия соответствующего акта.

Относительная самостоятельность законотворчества по отношению к экономике проявляется естественно, по мере того, насколько рассогласованы требования юридических и экономических законов. Законы начинают жить своей жизнью, а экономика своей – теневой.

Относительная самостоятельность законодательства по отношению к воле общества или воле правящих классов также проявляется в связи с естественной способностью законов к устареванию. На какой-то момент нарушается гармония воли, выраженной в законе, и воли общества, класса, группы. Но в силу разных причин воля исторического законодателя (воля закона) может входить в противоречие с волей новых законодателей. В условиях рассогласования интересов и воль начинают заявлять о себе собственные закономерности действия законов и закономерности социальной жизни.




Одной из сторон проявления относительной самостоятельности права является его взаимодействие с иными социальными нормами – обычаями, моралью, нормами общественных организаций. Здесь имеет место и взаимовлияние, и расхождение между нормами, и собственные закономерности развития.

Государство и его формы

Из курса истории Древнего мира вам известно о наиболее ранних зако­нодательных памятниках*: Законах Хаммурапи в Междуречье, Законах Две­надцати таблиц в Древнем Риме, Законах Ману в Древней Индии. Появление этих ранних законодательных актов явилось принципиально новым перио­дом в развитии правоотношений между людьми. Более того, долгое время в науке даже господствовала теория, согласно которой до возникновения го­сударства и законов в отношениях между людьми царил полный произвол.

Однако это не так. Существовавшие до появления законов социальные нормы (обычаи, традиции, мораль) жестко устанавливали правила поведения людей в различных ситуациях. Ими же определялись права и обязанности каждого человека. Более того, задолго до появления законов многие из дей­ствующих норм перестали быть только устным преданием. Так, в Древней Ин­дии еще до возникновения Законов Ману имелись сборники фиксированных письменных правовых норм. Эти сборники содержали изложенные в произ­вольной форме поучения и рекомендации по разным правовым вопросам. Правда, тексты данных сборников не устанавливали каких-либо обязательных правил, за нарушение которых предусматривались бы санкции. Таким обра­зом, древнейшие законы исходной точкой в истории развития права не явля­лись. Они были лишь звеном в цепи эволюции правоотношений людей.

Что такое государство и каковы его признаки?Появление законов могло произойти только в результате серьезных изменений в общественной жизни. Должна была образоваться сила, которая из многочисленных и разно­образных социальных норм могла бы сформировать единые, обязательные для всех правила. Такой силой стало государство. Государство— это особая система организации человеческого общества, основной целью которой яв­ляется защита интересов всех людей, проживающих на его территории (граж­дан государства), и в первую очередь — социальной группы, находящейся у власти. При этом под властью принято понимать организующую силу, ко­торая обеспечивает способность определенной социальной общности — ро­да, класса, народа — подчинять своей воле других людей, используя для это­го различные методы, в том числе и принуждение.

Первые государства возникли в 1У-1П тысячелетиях до н. э. на Древнем Востоке. Причины, вызвавшие их появление, были самые разнообразные. К ним можно отнести: необходимость создания и поддержания в рабочем со­стоянии крупных ирригационных сооружений; оборону внешних границ; контроль над покоренным населением и т. д. Однако любая из этих причин для возникновения государства являлась недостаточной. Для этого необхо­димо, чтобы в жизни людей произошли более серьезные перемены.

Государство или личность в большей степени заинтересованы в установ­лении единых норм поведения в обществе?

Любое государство во всякий период истории имеет несколько общих от­личительных признаков.

Признаки государства Значение признака для общества Возможные последствия отсутствия признака

Во-первых, суверенитет. Это неотъемлемое право государства самосто­ятельно решать свои внутренние и внешнеполитические проблемы теми спо­собами и методами, которые наиболее полно соответствуют его интересам.

Во-вторых, наличие аппарата власти и управления. Это особо орга­низованная иерархическая группа людей, занятых исключительно вопросами управления: выработкой законов и наблюдением за их исполнением, реше­нием проблем, возникающих как с соседними государствами, так и с отдель­ными группами граждан внутри страны.

В-третьих, наличие аппарата принуждения (публичной власти). Как явствует из самого названия, целью существования данного аппарата яв­ляется борьба с нарушением действующих законов, реализуемая в интересах государства и общества. %

В-четвертых, территориальная организация. Каждое государство имеет территорию, на которой действуют его законы и распространяются суве­ренные права. До появления государств социальные нормы определялись про­исхождением человека, его родственной связью с той или иной социальной группой. Поэтому неслучайно любой человек, где бы он ни находился, всегда стремился следовать социальным нормам своей группы. С возникновением го­сударств и законов решающее значение приобретают уже не происхождение или родственные связи человека, а место его постоянного жительства.

В-пятых, налоговые сборы. Для функционирования государства и осу­ществления им своих функций необходимо, чтобы население страны или некоторые его группы передавали часть своего дохода в виде налоговых отчис­лений в государственную казну.

Как видно из приведенных выше признаков государства, необходимым условием его функционирования является наличие особой группы людей, не задействованных в хозяйственной деятельности, т. е. ничего не производя­щих. Чиновник, страж порядка, сборщик налогов, солдат немыслимы в об­ществе, где идет каждодневная борьба за существование. Таким образом, ос­новной и общей предпосылкой для образования всех государств выступает появление прибавочного продукта или излишков, составляющих основу эко­номического богатства и благосостояния всего общества.

Неслучайно первые государства возникли в тропическом поясе Северно­го полушария, где благоприятные климатические условия облегчали людям борьбу за выживание и существование. Основные занятия древнего челове­ка — охота и собирательство здесь не только давали достаточное количество пищи, но и позволили начать постепенный переход к более сложным формам хозяйства. На их основе зарождаются и постепенно развиваются новые для человека занятия — земледелие и скотоводство. Производящее хозяйство, в отличие от присваивающего, существенно уменьшает зависимость челове­ка от природы. Оно не только гарантированно обеспечивало потребности людей в пище, одежде и прочих жизненно необходимых вещах, но и превы­шало их. Благодаря этим экономическим изменениям в Междуречье, Египте, Китае возникли первые государственные образования.

Почему возникновение государства и права связывают с усложнениемхозяйственной деятельности человека? *

Таблица. Основные теории происхождения государства

Когда призванные к управлению специальные группы людей приобретают особые интересы также и по отношению к тем, кто их уполномочил, говорят об относительной самостоятельности государства к господствующему классу (обществу в целом).

Относительная самостоятельность чиновничьего аппарата в России наблюдалась в период двоевластия и сразу после Октябрьской революции, когда аппарат исполнительной власти на местах сознательно и бессознательно работал против советской власти. Заслуживает особого анализа относительно самостоятельное положение исполнительных органов в перестроечный период развития советской государственности.

И в буржуазных, и в социалистических государствах наблюдалось анализируемое явление в процессе министерилизации, когда правительственные учреждения, играя особую роль, вставали над высшими органами государственной власти.

Многое из того, что сказано об относительной самостоятельности государства, относится и к праву. В особенности если иметь в виду понятие относительной самостоятельности определенного явления, если смотреть на право через призму законодательства, если функции последнего уподоблять функциям государства. Вместе с тем законодательство является специфическим феноменом. Это не тот живой организм, всякий раз меняющийся, с постоянно сталкивающимися политическими интересами, личными интересами должностных лиц. Законодательство воплощает статическую волю государства, проявленную на момент принятия соответствующего акта.

Относительная самостоятельность законотворчества по отношению к экономике проявляется естественно, по мере того, насколько рассогласованы требования юридических и экономических законов. Законы начинают жить своей жизнью, а экономика своей – теневой.

Относительная самостоятельность законодательства по отношению к воле общества или воле правящих классов также проявляется в связи с естественной способностью законов к устареванию. На какой-то момент нарушается гармония воли, выраженной в законе, и воли общества, класса, группы. Но в силу разных причин воля исторического законодателя (воля закона) может входить в противоречие с волей новых законодателей. В условиях рассогласования интересов и воль начинают заявлять о себе собственные закономерности действия законов и закономерности социальной жизни.

Одной из сторон проявления относительной самостоятельности права является его взаимодействие с иными социальными нормами – обычаями, моралью, нормами общественных организаций. Здесь имеет место и взаимовлияние, и расхождение между нормами, и собственные закономерности развития.

Государство и его формы

Из курса истории Древнего мира вам известно о наиболее ранних зако­нодательных памятниках*: Законах Хаммурапи в Междуречье, Законах Две­надцати таблиц в Древнем Риме, Законах Ману в Древней Индии. Появление этих ранних законодательных актов явилось принципиально новым перио­дом в развитии правоотношений между людьми. Более того, долгое время в науке даже господствовала теория, согласно которой до возникновения го­сударства и законов в отношениях между людьми царил полный произвол.

Однако это не так. Существовавшие до появления законов социальные нормы (обычаи, традиции, мораль) жестко устанавливали правила поведения людей в различных ситуациях. Ими же определялись права и обязанности каждого человека. Более того, задолго до появления законов многие из дей­ствующих норм перестали быть только устным преданием. Так, в Древней Ин­дии еще до возникновения Законов Ману имелись сборники фиксированных письменных правовых норм. Эти сборники содержали изложенные в произ­вольной форме поучения и рекомендации по разным правовым вопросам. Правда, тексты данных сборников не устанавливали каких-либо обязательных правил, за нарушение которых предусматривались бы санкции. Таким обра­зом, древнейшие законы исходной точкой в истории развития права не явля­лись. Они были лишь звеном в цепи эволюции правоотношений людей.

Что такое государство и каковы его признаки?Появление законов могло произойти только в результате серьезных изменений в общественной жизни. Должна была образоваться сила, которая из многочисленных и разно­образных социальных норм могла бы сформировать единые, обязательные для всех правила. Такой силой стало государство. Государство— это особая система организации человеческого общества, основной целью которой яв­ляется защита интересов всех людей, проживающих на его территории (граж­дан государства), и в первую очередь — социальной группы, находящейся у власти. При этом под властью принято понимать организующую силу, ко­торая обеспечивает способность определенной социальной общности — ро­да, класса, народа — подчинять своей воле других людей, используя для это­го различные методы, в том числе и принуждение.

Первые государства возникли в 1У-1П тысячелетиях до н. э. на Древнем Востоке. Причины, вызвавшие их появление, были самые разнообразные. К ним можно отнести: необходимость создания и поддержания в рабочем со­стоянии крупных ирригационных сооружений; оборону внешних границ; контроль над покоренным населением и т. д. Однако любая из этих причин для возникновения государства являлась недостаточной. Для этого необхо­димо, чтобы в жизни людей произошли более серьезные перемены.

Государство или личность в большей степени заинтересованы в установ­лении единых норм поведения в обществе?

Любое государство во всякий период истории имеет несколько общих от­личительных признаков.

Признаки государства Значение признака для общества Возможные последствия отсутствия признака

Во-первых, суверенитет. Это неотъемлемое право государства самосто­ятельно решать свои внутренние и внешнеполитические проблемы теми спо­собами и методами, которые наиболее полно соответствуют его интересам.

Во-вторых, наличие аппарата власти и управления. Это особо орга­низованная иерархическая группа людей, занятых исключительно вопросами управления: выработкой законов и наблюдением за их исполнением, реше­нием проблем, возникающих как с соседними государствами, так и с отдель­ными группами граждан внутри страны.

В-третьих, наличие аппарата принуждения (публичной власти). Как явствует из самого названия, целью существования данного аппарата яв­ляется борьба с нарушением действующих законов, реализуемая в интересах государства и общества. %

В-четвертых, территориальная организация. Каждое государство имеет территорию, на которой действуют его законы и распространяются суве­ренные права. До появления государств социальные нормы определялись про­исхождением человека, его родственной связью с той или иной социальной группой. Поэтому неслучайно любой человек, где бы он ни находился, всегда стремился следовать социальным нормам своей группы. С возникновением го­сударств и законов решающее значение приобретают уже не происхождение или родственные связи человека, а место его постоянного жительства.

В-пятых, налоговые сборы. Для функционирования государства и осу­ществления им своих функций необходимо, чтобы население страны или некоторые его группы передавали часть своего дохода в виде налоговых отчис­лений в государственную казну.

Как видно из приведенных выше признаков государства, необходимым условием его функционирования является наличие особой группы людей, не задействованных в хозяйственной деятельности, т. е. ничего не производя­щих. Чиновник, страж порядка, сборщик налогов, солдат немыслимы в об­ществе, где идет каждодневная борьба за существование. Таким образом, ос­новной и общей предпосылкой для образования всех государств выступает появление прибавочного продукта или излишков, составляющих основу эко­номического богатства и благосостояния всего общества.

Неслучайно первые государства возникли в тропическом поясе Северно­го полушария, где благоприятные климатические условия облегчали людям борьбу за выживание и существование. Основные занятия древнего челове­ка — охота и собирательство здесь не только давали достаточное количество пищи, но и позволили начать постепенный переход к более сложным формам хозяйства. На их основе зарождаются и постепенно развиваются новые для человека занятия — земледелие и скотоводство. Производящее хозяйство, в отличие от присваивающего, существенно уменьшает зависимость челове­ка от природы. Оно не только гарантированно обеспечивало потребности людей в пище, одежде и прочих жизненно необходимых вещах, но и превы­шало их. Благодаря этим экономическим изменениям в Междуречье, Египте, Китае возникли первые государственные образования.

Почему возникновение государства и права связывают с усложнениемхозяйственной деятельности человека? *

Таблица. Основные теории происхождения государства

Существует очень много теорий происхождения государства. Множество научных взглядов вызвано сложностью предмета изучения, историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими и политическими установками и взглядами, разделяемыми авторами теорий, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Познавательную гносеологическую ценность изучения теорий происхождения государства и права трудно переоценить.

К основным теориям происхождения государства относят теологическую или божественную, патриархальную, договорную, органическую, психологическую, классовую, теорию насилия, экономическую и ирригационную.

Основные теории происхождения государства схема

Таблица основные теории происхождения государства

Когда, кем, где была разработана

Основная суть теории происхождения государства

1. Теологическая теория (также религиозная или божественная)

Теологическая теория господствовала в средние века. В настоящее время распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и других) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIIIв., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430н.э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).

Суть в том, что, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

— вечны, незыблемы и святы;

— их возникновение и упразднение не зависит от человека;

— являются выразителями воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

— принять государство и власть как данность, полученную свыше;

— признать власть монархов святой и происходящей от Бога

— полностью и во всем подчиняться власти - небесной; не пытаться изменить установленный Богом порядок.

— способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

— препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

2. Патриархальная теория происхождения государства

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384- 322 до н.э.).

В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479гг. до н.э.).

В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.

Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семьею.

Согласно патриархальной теории:

— монарх является отцом всего народа;

— благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

— король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

— власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;

— подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

— способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;

— культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца.

3. Договорная теория

Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIIIвв.

Ее авторами и сторонниками в разное время являлись:

Гуго Гроций (1583 - 1646гг.) - голландский мыслитель и правовед;

Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы - просветители;

РадищевА.Н. (1749 - 1802гг.) - русский философ и писатель-революционер.

Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

— чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

— в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

1) сделан шаг к созданию гражданского общества;

2) фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;

3) государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

= теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;

= согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

— "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;

— ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

— сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

— общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

4. Органическая теория происхождения государства

Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903гг.), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли.

Эта теория возникла в XIXв. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—IIIвв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с про­цессами человеческой психики.

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

— люди образуют государство, как клетки - живой организм;

— государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т.д.;

— между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные

— восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;

— признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;

— прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

— сильное влияние дарвинизма;

— отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

Когда, кем, где была разработана

Основная суть теории происхождения государства

5. Психологическая теория

Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог ПетражицкийЛ.И. (1867 - 1931гг.).

Также данную теорию разрабатывали 3игмунд Фрейд и Габоиель Тард.

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.

Под этими свойствами подразумеваются:

— желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

— желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

— способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, политические и другие.

6. Теория насилия

Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н.э.) - китайский политик.

Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ;

Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог;

Карл Каутский (1854 - 1938).

Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:

— сбор дани дружинниками;

— расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.

В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат.

7. Ирригационная

Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.

Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и так далее).

8. Экономическая теория происхождения государства

Платон (428 или 427 — 348 или 347 до н.э.), Анри Сен-Симон (1760-1825)

Возникновение экономической теории обычно связывают с именами Карл Маркса и Фридрих Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Льюис Морган.

Истоки данной теории восходят к взглядам Платона, объяснявшего причины появления государства общественным разделением труда.

Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

— выражена действительная связь права с экономикой и политикой.

— право понимается как надстройка над экономическим базисом, отражающая волю господствующего класса.

Не учитывает влияние других факторов на право (например, общественного сознания).

9. Классовая теория

Карл Маркс (1818 —1883) и Фридрих Энгельс (1820 —1895).

Теория получила развитие в трудах Владимира Ленина (1870—1924).

Согласно марксистской концепции государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменён государством.

Во-первых, справедливо подчёркивается, что материальные условия жизни общества играют в жизни людей очень важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности, общественное разделение труда и др. повлияли на появление государства.

Во-вторых, верно замечено, что с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку.

Во-первых, не только экономические изменения, происшедшие в недрах первобытного общества, повлияли на образование государства. На образование государственности оказали воздействие также политические, военные, идеологические (религиозные) и психологические факторы.

Во-вторых, государство защищало не только интересы имущего класса, но в той или иной мере охраняло интересы всех проживающих на его территории.

Появление государства и права объясняется проявлением свойств человеческой психики, потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты общества, осознанием справедливости, определенных вариантов действия и отношения и пр. В основе его лежат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека к какому-либо действию. Нормы как авторитарные запреты и веления есть лишь отражение этих переживаний. Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство явление многогранное. Рассмотренные теории по разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

Раздел: Теория государства и права
Количество знаков с пробелами: 9151
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0


предпосылки и причины создания государства

Таблица. Теории происхождения государства (нажать для увеличения)

Рост производительности труда привел к появлению излишков продуктов, которые могли отчуждаться от производителей. Некоторые семьи накапливали эти излишки (пищевые продукты, ремесленные изделия, скот). Накопление богатств происходило, прежде всего, в семьях вождей, поскольку вожди обладали большими возможностями, участвуя в распределении продуктов.

Вожди постепенно захватывают власть в свои руки, в то время как значение народных собраний падает. Общество постепенно структурируется — из среды общинников выделяется верхушка. Сильный, богатый и щедрый, а, следовательно, авторитетный вождь подчинял себе слабых соперников, распространяя свое влияние на соседние общины. Возникают первые надобщинные структуры, в рамках которых происходит отделение органов власти от родоплеменной организации. Таким образом, появляются первые протогосударственные образования.

Появление подобных образований сопровождалось ожесточенной борьбой между ними. Война постепенно становится одним из важнейших промыслов. В связи с широким распространением войн развивается военная техника и организация. Большую роль приобретают военные предводители. Вокруг них формируется дружина, в состав которой входили воины, наилучшим образом зарекомендовавшие себя в боях. В ходе походов захватывалась добыча, которая распределялась между всеми воинами.

Глава протогосударства одновременно становился и главным жрецом, поскольку власть предводителя в общине оставалась выборной. Приобретение функций жреца делало вождя носителем божественной благодати и посредником между людьми и сверхъестественными силами. Сакрализация правителя была важным шагом на пути его деперсонализации, превращению в своеобразный символ. Власть авторитета сменяется авторитетом власти.

Постепенно власть становилась пожизненной. После смерти вождя наибольшие шансы на успех имели члены его семьи. Вследствие этого власть вождя становилась наследственной в рамках его семьи. Так окончательно формируется протогосударство — политическая структура общества с социальным и имущественным неравенством, развитым разделением труда и обменом, возглавляемая правителем-жрецом, обладавшим наследственной властью.

Признаки государства

С течением времени протогосударство расширяется посредством завоеваний, усложняет свою структуру и превращается в государство. Государство отличается от протогосударства большими размерами и наличием развитых институтов управления.

Основные признаки государства — территориальное (а не племенно-родовое) разделение населения, армия, суд, право, налоги. С появлением государства первобытная соседская община становится соседской общиной, которая, в отличие от первобытной, утрачивает свою самостоятельность. j-

Для государства характерен феномен урбанизации, включающий в себя увеличение количества городского населения, монументальное строительство, сооружение храмов, ирригационных сооружений и дорог. Урбанизация — один основных признаков становления цивилизации.

Другим важнейшим признаком цивилизации является изобретение письменности. Государству требовалось упорядочить экономическую деятельность, записать законы, риту&лы, деяния правителей и многое другое. Возможно, что письменность была создана при участии жрецов. В отличие от пиктографического или веревочного письма, характерного для неразвитых обществ, для освоения иероглифической письменности требовалось длительное обучение. Письменность являлась привилегией жрецов и знати и только с появлением буквенного письма стала общедоступной. Освоение письменности было важнейшим этапом в развитии культуры, поскольку письменность служит в качестве основного средства накопления и передачи знаний.

С появлением государства, письменности возникают первые цивилизации. Характерные черты цивилизации: высокий уровень развития производящего хозяйства, наличие политических структур, внедрение металла, использование письменности и монументальные сооружения.

предпосылки и причины создания государства

Читайте также: