Теории фонем введение в языкознание кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Объект изучения фонетики. Основные направления фонетических исследований.

2. Классификация звуков речи.

3. Изменения звуков в потоке речи

4. Теория фонемы. Моделирование фонологических систем.

5. Двухступенчатая теория фонемы С.К. Шаумяна

1. Звуковой строй языка – особый ярус в его структуре, и поэтому фонетика – особый раздел языковедения, имеющий свой особый предмет.

Больше того: не зная фонетики, нельзя понять и современное письмо, нельзя правильно разобраться и в грамматике; так, в школе, где фонетике уделяют очень мало внимания, путают звуки и буквы, а в результате неверно излагают и грамматику. Фонетика не сразу вошла в науку о языке, несмотря на блестящие достижения в этой области древнеиндийских ученых и удачную классификацию звуков у греческих александрийских ученых; в дальнейшем лингвистика мало обращала внимания на звуковую сторону языка. Исключением являются работы француза Кордемуа, видного представителя славянской общественной мысли XVII в. Ю. Крижанича, М. В. Ломоносова (XVIII в.) и некоторых других. Но даже еще в первой половине XIX в. ученые плохо различали звуки и буквы. Физика, анатомия, физиология, теория пения с разных сторон помогали молодой языковедческой дисциплине – фонетике. Однако к концу XIX в. успехи экспериментальной фонетики настолько поглотили изучение всех остальных сторон звукового строя языка, что фонетику стали рассматривать как естественную науку, не имеющую ничего общего с изучением других сторон языка, подлежащих ведению общественной науки. Выход из создавшегося положения был найден в теории фонем, которая, будучи всецело элементом общественной науки и высшей формой объяснения звуковых явлений языка, не отменяет экспериментальных методов, считая их вспомогательным видом исследования. Общей теорией звука занимается раздел физики –акустика. С точки зрения акустики, звук – это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия. Тело может быть любого вида (твердое – хлопанье в ладоши, жидкое – всплеск воды, газообразное – звук выстрела). Среда должна быть проводником звука до органа восприятия; в безвоздушном пространстве, как известно, звук образоваться не может. Термин речевой аппарат (т.е. совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи – легкие, диафрагма) следует понимать условно.

Нижний этаж речевого аппарата, состоящий из двух легких, двух бронхов и трахеи, выполняет роль мехов и нагнетает струю выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диафрагмы (или грудобрюшной преграды), нужную для образования звуков в качестве движущей силы; образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя.

Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может быть: 1) свобóдным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода – это гласные; 2) сýженным, когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода – это фрикативные согласные (иначе спиранты, щелевые). К фрикативным согласным относятся [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h]; 3) сóмкнутым, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду – смычку, которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Все фрикативные (за исключением в некоторых случаях [w] и [j] й) относятся к шумным согласным и поэтому бывают в двух разновидностях: глухие [ф], [с], [ш], [х] и звонкие [в], [з], [ж], [γ] ([γ] – звонкое [х]); к шумным относятся также взрывные и аффрикаты: а именно –глухие взрывные [п], [т], [к] – гортанный взрыв) и аффрикаты [пф], [ц], [ч]; звонкие взрывные [б], [д], [г] и аффрикаты [дз], [дж].

Наоборот, носовые, боковые и дрожащие обычно относятся к сонорным, так как, несмотря на смычку, являющуюся экскурсией этих звуков, они образуются в результате свободного прохода воздуха (являющегося рекурсией этих звуков): у носовых – через нос, у боковых – между языком и щекой, у дрожащих – в моменты размыкания органов. Тем самым объясняется их принадлежность к сонорным согласным (это не щель, где образуются шумы от трения, что нужно для фрикативных согласных).

При определении места образования следует учитывать как активный орган, так и пассивный, так как один и тот же активный орган может взаимодействовать с разными пассивными (например, нижняя губа может приближаться как к верхней губе, так и к верхним зубам; задняя часть языка может приближаться к разным частям неба и т. п.), равно как и к одному пассивному органу могут приближаться разные активные органы (например, к верхним зубам может приближаться и нижняя губа и кончик языка; к твердому небу может приближаться и средняя и задняя части языка).

Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени. Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи – это 1) фразы, 2) такты, 3) слоги и 4) звуки. Таким образом, звуки речи употребляются не изолированно, а в условиях слогов, тактов и фраз.

3. Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых, влиять друг на друга, особенно соседние, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и, во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения (влияние начала и конца слова, характера слога, положения под ударением или в безударном слоге).

Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии и др.

Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения (возникновение протез в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т. п.).

Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, что экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего – это прогрессивная аккомодáция, или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего – это регрессивная аккомодáция.

5. Фонемы – минимальные единицы языка, так как разделить их дальше так, как можно делить предложение, – на слова, слова – на морфемы и морфемы – на фонемы, т. е. на последовательно произносимые в речевой цепи более мелкие единицы, – нельзя. Но фонема тем не менее не простейшее, а сложное явление, так как она состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонем, а сосуществующих одновременно в единстве фонемы; так, например, в фонеме [д] в русском языке мы можем выделить признаки звонкости (в отличие от глухости [т]: дом – том), твердости (в отличие от мягкости [д']: дома – Дема), взрывности (в отличие от фрикативности [з]: дал – зал), отсутствия назальности (в отличие от [н]: дам – нам), латеральности (в отличие от [л]: дама – лама), наличия переднеязычности (в отличие от заднеязычности [г]: дам – гам) и отсутствия лабиальности (в отличие от [б]: док – бок). Реальное содержание фонем данного языка – это совокупность смыслоразличительных признаков в их составе, благодаря чему одинаковые звуки разных языков как фонемы различны. Из этого, однако, не следует, что фонолог должен учитывать только различительные признаки фонем и игнорировать неразличительные (интегральные).

Произносительные условия называются позициями. Позиции бывают сильные и слабые. Сильные позиции – это позиции, благоприятные для выполнения фонемой ее функций, а слабые позиции– это позиции, неблагоприятные для выполнения фонемой ее функций. Но так как фонемы выполняют две функции: перцептивную и сигнификативную, то понятия сильных и слабых позиций следует расчленить еще.

В отношении перцептивной функции сильная позиция та, в которой фонема выступает в своем основном виде, независимо от позиции; слабая же позиция та, в которой фонема меняет свое звучание в зависимости от позиции и выступает в виде оттенка или вариации фонемы. Для иллюстрации того, как определять основной вид фонемы и ее вариации, продолжим рассмотренное выше соотношение гласных звуков [и] и [ы] в русском языке; мы уже установили, что в русском [и] и [ы] – разновидности одной фонемы, но что же представляет собой основной вид фонемы и что вариацию?

Фонемы – всегда члены данной фонетической системы, свойственной определенному языку, и именно содержание каждой фонемы определяется ее положением в системе. Для этого надо рассмотреть разные типы оппозиций фонем в системе языка.

Практикум

Тема1. Языкознание как наука. Его связь с другими науками. Из истории языкознания. Основные этапы развития науки о языке. Современные школы лингвистики.

План проведения занятия:

1.Предмет и задачи языкознания. Разделы языкознания.

2.Аспектное изучение языка: синхронический, диахронический, сравнительно-исторический, типологический, семиотический.

3. Связь языкознания с другими науками.

4. Становление и развитие основных лингвистических традиций. Языкознание в Индии. Возникновение языкознания в Китае. Возникновение языкознания в Греции. Арабская лингвистическая традиция.(7в. н.э.).

5.Философская грамматика языка 16-17 веков. Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Лейбниц, О.Есперсен. Логический подход к языку, грамматика Пор-Рояля.

7.Психологическое языкознание. В.Гумбольдт, А.А. Потебня. Младограмматизм, абсолютизация фонетических законов.

8.Ф. де Соссюр. И.А. Бодуэн-де-Куртене. Ф.Ф. Фортунатов. Возникновение структурной лингвистики. Школы структурализма: копенгагенская, пражская, лондонская, американская. Московская и санкт-петербургская школы.

9.Современные школы языкознания. Этно- и психолингвистика. Когнитивная лингвистика. Семантика и прагмалингвистика.

Вопросы:

1. Объясните, почему языкознание относится к гуманитарным наукам. Каковы связи языкознания с другими гуманитарными науками? С естественными науками?

2. Перечислите и охарактеризуйте основные разделы языкознания. Можете ли Вы определить, что значит "прикладное языкознание"?

3. Как Вы охарактеризовали бы место лингводидактики (в том числе методики преподавания иностранных языков) в системе языкознания?

4. С одной стороны, все знают, что на земном шаре существует множество разных языков, с другой – лингвисты утверждают, что в конечном счете существует лишь один язык под всеми земными широтами. Как это понять и правомерно ли ставить так вопрос?

5. Какова самая древняя лингвистическая традиция?

6. Чем был обусловлен интерес к изучению языка в древности?

7. Охарактеризуйте индийскую лингвистическую традицию. Какова роль Панини в ее развитии?

8. В чем суть китайской лингвистической традиции?

10.В чем принципиальная новизна концепции Грамматики Пор-Рояль по сравнению с предшествовавшим ей подходом к изучению языков?

11.Кем были заложены основы сравнительно-исторического метода в языкознании и когда?

12.Каковы основные принципы и методика сравнительно-исторического исследования?

13.В чем выражалось влияние идей романтизма на языкознание 19-го века?

14.Дайте характеристику стадиальной концепции развития языка В. фон Гумбольдта.

15.Приведите основные положения натуралистической концепции А. Шлейхера.

16.Как трактуется язык с позиций лингвистического психологизма?

17.Каковы основные принципы методологии младограмматиков?

18.В чем выразилась критика идей младограмматизма и какими виделись новые пути исследования языка на рубеже 19-го и 20-гг веков?

19.Каковы основные постулаты Ф.де Соссюра и какое развитие они получили в современном языкознании?

20.Каковы философские и психологические основы структурализма?

21.Охарактеризуйте основные этапы структуралистического направления.

22. Охарактеризуйте деятельность Ленинградской фонологической школы. Основные положения концепции Л.В. Щербы.

23.В чем отличие Московской фонологической школы от Ленинградской школы?

24.Каковы основные черты развития языкознания второй половины 20-го века?

Задание: Установите соответствие между лингвистическими дисциплинами и их определениями

Фонема - объект изучения такой науки, как фонология.

Фонология – теоретическая дисциплина, изучающая звуковой строй языка в структурном и функциональном аспектах.

Традиционно фонема противопоставляется звуку речи. Звук речи рассматривается как объект изучения фонетики.

Фонетика – практическая дисциплина, исследующая физические и акустико-артикуляционные свойства звуков речи.

Противопоставление фонемы и звука речи основано на следующих оппозициях: Фонема – единица фонологии; звук – единица фонетики.

Фонема – сущность; звук – явление.

Фонема – единица языка; звук – единица речи.

Фонема абстрактна, звук – конкретен.

Фонема – инвариант, звук – вариант

Фонема дискретна , звук недискретен.

Одна фонема может быть реализована в речи разными звуками: /с/ с тигрёнком, с картой, с гарниром, с дичью, с шумом, с жестом, с чувством. Один и тот же звук может реализовывать в речи разные фонемы: сама решила и купила сома.

Определения фонемы. Фонему определяют как минимальную линейную единицу звуковой цепи, используемую для различения звуковых форм значимых единиц языка – слов и морфем (А.А.Реформатский). Фонема - кратчайшее общее фонетическое представление данного языка, способное ассоциироваться со смысловыми представлениями и дифференцировать слова (Л.В.Щерба). Фонема - это подвижной компонент морфемы и признак известной морфологической категории (И.А.Бодуэн де Куртенэ). Фонема - это звуковой тип, представляющий собой совокупность обязательных оттенков, имеющих общие акустико-артикуляционные особенности (Н.Ф.Алефиренко).

Аллофон – это реализация фонемы в речи, один из произносительных вариантов фонемы

Например, в слове река в различных формах: рек, реку, реки, река, реке, за реку корень имеет следующие фонетические реализации [рэк] [рэ.к] [р’ек'] [р'ик] [р'ик'] [р’ьк], в которых одна и та же фонема реализуется в форме шести аллофонов. Аллофоны обладают функцией опознавания, а фонемы - функцией различения.

Совокупность фонетических положений, в которых встречается фонема, образует её распределение, или её дистрибуцию. Например, дистрибуцией фонемы [u] в английском языке будет описана при помощи совокупности нескольких фонетических положений или позиций фонемы:

Н.С.Трубецким сформулированы 3 правила идентификации фонем:

1. Если два звука встречаются в одном и том же окружении (позиции) и, замещая друг друга, не меняют смысла слова, то такие звуки следует считать факультативными вариантами одной фонемы: моло[чн]ый - моло[шн]ый.

2. Если два сходных звука никогда не встречаются в одном и том же окружении (позиции), то они являются комбинаторными вариантами одной фонемы: смол (нет смол) [смол] - смёл [см'·ол].

3. Если два звука встречаются в одном и том же окружении (позиции)и, заменяя друг друга, непременно меняют значение слова, то такие звуки реализуют разные фонемы: тятя - тётя.

Итак, понятие позиции играет важную роль в теории фонемы. Позиции бывают сильные и слабые. Выделяют 2 типа сильных и слабых позиций - перцептивные и сигнификативные.

Перцептивно сильные позиции - это позиции, где смыслоразличительная функция фонемы менее всего зависит от окружающих условий: например, гора - кора.

Перцептивно слабые позиции - это позиции, неблагоприятные для выполнения фонемой её функций, т.е. это те позиции, в которых звуковые реализации фонемы испытывают модифицирующее влияние положения в слове или фразе: например, лук [лук] - луг [лук].

Сигнификативно сильная позиция - позиция, в которой фонемы чётко противопоставлены.

Сигнификативно слабая позиция - позиция, в которой фонемы не противопоставлены.

Название своё фонема получает по звуку, который реализует её в абсолютно сильной позиции (абсолютно сильная позиция - перцептивно сильная позиция +сигнификативно сильная позиция): например, там/дам.

Выделяют 3 основные функции фонемы:

1) смыслоразличительная или словоопознавательная функция фонемы: был-бык-быт;

2) конститутивная функция – для слов арбуз, абрикос нет противопоставленных слов, но тем не менее определённый набор фонем используется для создания звуковой формы слова, и данные фонемы опознаются в этих словах носителями языка;

3) делимитативная или разграничительная функция: продрог ли и продрогли / we learn и will earn произносятся по-разному.




Те характеристики, которые не используются в противоположениях, составляют интегральные признаки фонемы. Так, и в русском, и во французском отсутствие придыхания глухих согласных составляет их интегральный признак, поскольку никогда не используется для различения фонем, поэтому иногда придыхание может использоваться в каких-то специальных целях, для достижения экспрессивного эффекта, не влияющего на узнавание слова: "Холодный айс. " (рекламный ролик), "Хрустящие (чипсы). " (рекламный ролик).

Итак, теория фонемы раскрывает лингвистический механизм функционирования звуковой системы языка. Тем самым она даёт ключ к пониманию того, как воспринимается, а значит, и воспроизводится звуковая форма иностранного языка. Так как в родном языке осознаются разными звуками только те, которые соответствуют разным фонемам, то звуковые различия иностранного языка осознаются в той мере, в какой они могут быть соотнесены с фонемными различиями в родном языке. При восприятии чужого языка на всё многообразие звуков иноязычной речи накладывается фонемная сетка родного языка. Например, русские обычно не обращают внимания на разницу в произношении слов thé 'чай' и taie '', т.к. в русском языке гласные е и ε являются вариантами одной фонемы, а французы не различают кров и кровь, поскольку во французском языке ф и ф' являются вариантами одной фонемы.

Фонетическое членение речи.


Речевой поток, как правило, членится паузами различной длительности на сегменты (отрезки) различной длины. Выделяют следующие сегменты фонетического членения речи: фонетическая фраза, такт, фонетическое слово, слог, звук (рис.8).

Фраза – крупнейшая фонетическая единица, отрезок речи от паузы до паузы. Она не всегда совпадает с предложением, которое является грамматической единицей. Одна фонетическая фраза может охватывать несколько предложений, а предложение может распадаться на несколько фраз. Пауза – перерыв в звучании, разрывает звуковую цепь. Во время паузы говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Например: Я прожил один\\ не имея никого, с кем можно было бы поговорить\\ пока не произошла одна авария в пустыне Сахара\\ шесть лет назад\\.

Такт – это часть фразы, объединенная одним фразовым ударением. Пауза, отделяющая один такт от другого, менее длительна, чем пауза, служащая границей между фразами. Чередование фонетических тактов носит более индивидуальный характер, чем членение на фразы, и более тесно связано со смыслом, вкладываемым говорящим в высказывание. Например:

Сын прочитал письмо/ матери//

Сын прочитал/ письмо матери//

Фонетическое слово - это объединение знаменательного и служебного слов под одним общим ударением.

В речевом такте столько фонетических слов, сколько в нём самостоятельных ударений. Например:

ЧтО вам \ нУжно? (2 фонетических слова). Выделяют 2 типа слияния ударного и безударного слов в одном фонетическом слове - проклизу и энклизу.

Проклиза – слияние в одном фонетическом слове предыдущего безударного слова с последующим ударным: от окнА, за лЕсом, на мОре, под углОм.

Присоединяемое спереди безударное слово называется проклитиком: от, за, на, под.

Энклиза – слияние последующего безударного слова с предыдущим ударным: брать зА душу, бЕз вести пропавший. Энклитик – присоединяемое сзади безударное слово: душу, вести.

Слог - часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков.

1) просодическая – слог служит сферой реализации просодических явлений ударения и тона;

2) дистрибутивная – слог является синтагматическим способом организации фонем;

3) речепорождающая – слог реализуется простейшими артикуляционными программами.

Слог имеет определённую структуру, в которой различают: ядро – слогообразующий элемент (гласный или сонорный согласный) и периферию – неслогообразующие согласные. Слогообразующим элементом не всегда является гласный. Например, если при быстром темпе речи прислушаться к звучанию слов рубль или храбр, то здесь ль и р тоже выступают как гласные - они образуют слог: получается что-то отдалённо похожее на ру-бель или хра-бор. В чешском языке есть слово prst 'палец', и в данном случае произносится как гласный звук, являясь при этом слогообразующим.

Слоги с конечным слогообразующим называют открытыми (ра-ма, ма-ма - слова, состоящие из открытых слогов), а с конечным неслогообразующим – закрытыми (ков-чег, кор-тик - слова, состоящие из закрытых слогов).

Если слог начинается с неслогообразующего звука, слог называется прикрытым (ар-, от-), если со слогообразующего – неприкрытым (по-, ро-). Различают ударные и безударные слоги. Сочетание двух гласных, произносимых как один слог называется дифтонгом. Один из гласных (как правило, более долгий) образует вершину дифтонга: если вершиной является первый гласный, то дифтонг называют нисходящим (лат. nauta 'моряк'), если - второй, то дифтонг называют восходящим (фр. trois 'три').

Существует три основных теории слога:

1) экспираторная – слоги образуются толчками выдыхаемого воздуха; каждому толчку соответствует слог;

2) теория мускульного напряжения – слог – одна дуга мышечного напряжения, при этом границей слога является ослабление мышечного напряжения;

3) теория эксплозивности/имплозивности – граница слога проходит между закрывающимся (имплозивным) и открывающимся (эксплозивным) звуками (ба-ржа).

Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа (ЛФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме. Фонемами в учении МФШ называются самостоятельные звуковые различия, служащие знаками различения слов языка. По ПФШ, фонема – пучок дифференциальных признаков.

Содержание

Теория фонемы в ЛФШ

Ленинградская (Петербургская) фонологическая школа (ЛФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме. Основателем школы является Л. В. Щерба. Среди других её представителей — Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич.

Основной принцип подхода ЛФШ к единицам звукового уровня языка — стремление связать лингвистическую природу фонемы с её ролью в речевой деятельности. В учении школы фонема рассматривается как обеспечивающая использование материальных явлений (движений артикуляционного аппарата и производимых имакустических эффектов) для образования значащих единиц языка. Таким пониманием фонемы определяется интерес представителей ЛФШ к материальным свойствам звуковых единиц, их обращение к экспериментальной фонетике и методам анализа речи.

Понятие фонемы

Сторонники ЛФШ полагают, что задача теории фонемы состоит в объяснении того факта, что одни звуковые различия замечаются говорящими и оцениваются ими как существенные, а другие, не меньшие с фонетической точки зрения, обычно не замечаются носителями языка.

Фонема в ЛФШ определяется как кратчайшая (неделимая во времени) звуковая единица данного языка, способная быть в нём единственным средством различенияозначающих морфем и слов. Определение фонемы как способной к смыслоразличению позволяет признать различными фонемами единицы, не образующиеминимальной пары, однако выступающие в тождественных фонетических позициях. Указание же на смыслоразличительную функцию позволяет противопоставить фонему оттенку (варианту) фонемы как не обладающему данной функцией и обеспечить самоё возможность выделения фонемы в потоке речи, где звуки в артикуляторно-акустическом отношении не отграничены друг от друга и лишь отнесение соседствующих звуков к разным морфемам или словам позволяет слушающему разграничить их.

Теория фонемы в МФШ

Московская фонологическая школа (МФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме.

Важнейшее положение школы — необходимость применения морфологического критерия (обращения к морфемному членению) при определении фонемного составаязыка. В рамках МФШ разработаны теория фонологических позиций и учение о варьировании фонемы.

Понятие фонемы

Фонемами в учении МФШ называются самостоятельные звуковые различия, служащие знаками различения слов языка, иначе говоря, минимальные составляющие звуковых оболочек минимальных знаковых единиц — морфем. Поскольку морфема понимается как множество чередующихся морфов, фонема предстаёт множеством звуков, чередующихся в составе морфов по фонетическим правилам. Если чередование обусловлено не фонетически, а морфологически (как в рус. водит — вожу) илилексически, чередующиеся элементы входят не в состав фонемы, а в состав морфонемы (морфофонемы). Следует отметить, что за морфонемами не признаётся статус самостоятельных языковых единиц, а морфонология считается не отдельным уровнем языка, а особой сферой, входящей как в фонологию, так и в морфологию; от явлений первой её отличает обусловленность морфологическими условиями вместо фонетических позиций, от явлений второй — отсутствие значимостей, присущих морфемам.

Каждая фонема реализуется в определённых разновидностях, каждая из которых выступает в определённых фонетических условиях; в одной и той же позиции всегда выступает одна и та же разновидность, в различных позициях — разные.

Как следует из определения фонемы как ряда позиционно чередующихся звуков (возможно, включающего и нуль звука), для отнесения разных звуков к одной фонеме необходимо и достаточно, чтобы звуки находились в дополнительном распределении (дистрибуции) в зависимости исключительно от фонетических позиций и занимали одно и то же место в одной и той же морфеме. Фонетическая близость звуков не играет роли в их отнесении к той или иной фонеме. Такой критерий называется морфологическим.

Функции фонемы

Согласно учению МФШ, фонема осуществляет две основных функции:

  • перцептивную — способствовать отождествлению значимых единиц языка — слов и морфем;
  • сигнификативную — способствовать различению значимых единиц.

Применение морфологического критерия опирается как на перцептивную (по мнению сторонников МФШ, опознавание и отождествление говорящими слов и заметно видоизменяющимися в зависимости от контекста морфем основано не только на единстве значения, но и на тождестве фонемного состава), так и на сигнификативную функцию фонем (позиционно чередующиеся звуки не участвуют в смыслоразличении).

Теория фонемы в ПФК

Пражский лингвистический кружок (фр. Cercle linguistique de Prague, чеш. Prazský lingvistický krouzek; также Пражская лингвистическая школа) — один из основных центров структурной лингвистики. Основан в 1926 году чешским лингвистом Вилемом Матезиусом, распался в 1953 году. К направлению ПЛК относятся также определения Пражский структурализм, Пражская школа функциональной лингвистики. Возникла во второй половине 20-х гг. ХХ в. Создатели теории – Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон. В ПФШ разрабатывалась идея нейтрализации фонем. В позиции нейтрализации, с точки зрения ПФШ, выступают архифонемы – особые фонологические единицы, отличные от фонем, обладающие иным набором дифференциальных признаков.

Теория фонемы по ПФШ

По ПФШ, фонема – пучок дифференциальных признаков. Архифонема состоит из дифференциальных компонентов, общих для нейтрализованных фонем (у слов прут и пруд один и тот же фонологический состав – фонемы , , и архифонема . ПФШ разрабатывает теорию оппозиций фонем. В основе учения – сигнификативная функция фонемы, в отличие от МФШ, где основой учения является перцептивная функция.


06.02.2016, 17953 просмотра.

Впервые понятие фонемы было сформулировано во второй половине XIX столетия крупным русским лингвистом И. А. Бодуэном де Куртенэ (1845—1929), который обратил внимание на то, что восприятие звука речи может не совпадать с его акустическими свойствами.

Учение о фонеме было продолжено и развито русскими языковедами Л. В. Щербой (1880—1944), Н. С. Трубецким (1890— 1938) и др.

В настоящее время наиболее известны три определения фонемы как звуковой единицы языка:

1. Фонема —это наименьшая звуковая единица языка, которая различает слова и формы слов: дом — том — лом —

Слова и морфемы могут различаться всеми фонемами, образующими их звуковую оболочку: дом и сады; частью фонем: год и конь; порядком следования фонем: сон и нос; только одной фонемой: дом и дам, том и тол, крот и рот и др. Способность одной фонемы различать значимые единицы языка и составляет ее ха-

рактерное свойство. Этот признак позволяет нам определить состав фонем в том или ином языке. Так, в русском языке твердые и мягкие парные согласные являются разными самостоятельными фонемами (за исключением некоторых спорных случаев), потому что только противопоставлением твердых и мягких согласных могут различаться слова и формы слов: [удар] — [удар’], [мол] — [ле’*6л] и т. д.

Данное определение характеризует фонему по ее функции в языке.

12. Фонема — это наименьшая звуковая единица языка, представляющая собой звуковой тип (звукотип).

Если сравнить гласные звуки в словах [вал] и [в’ал], [мол] и [м’ • 6л], [лук] и [л’ • ук], [шэст] и [с’эсѴ], то мы заметим, что в сопоставляемых словах разные гласные а, о, у, э: в сочетании с мягкими согласными гласные а, о, у получают более переднее образование, а гласный э становится закрытым, т. е. более верхнего подъема. Эти разные а, о, у, э не представляют двух фонем а, двух фонем о и пр., а являются оттенками, или вариациями, одной и той же фонемы, соответственно фонемы а, о, у, э. Таким образом, каждая фонема объединяет целый ряд конкретных звуковых оттенков, что и позволяет назвать фонему звукотипом. Оттенки одной фонемы не могут встретиться в совершенно тождественных фонетических условиях. Например, звук [а] произносится в ударном слоге в окружении твердых согласных или в начале слова перед твердым согласным — [мал], [акт]; звук [ а] —в ударном слоге после мягких согласных — [м’ал]; звук [а] — в первом предударном слоге или в начале слова без ударения— [краса], [арт’ис’т’йчньг)*]. Звуки [а], [’а], [а] — оттенки фонемы а.

Определение фонемы как звукотипа характеризует фонему по ее соотношению со звуками речи.

!3. Фонема — это набор дифференциальных признаков, по которым одна фонема отличается от другой в системе фонем.

Так, гласные звуки в современном русском языке различаются по ряду, подъему и лабиализованности. Это их дифференциальные признаки. Гласные а, о, у, э, и — самостоятельные фонемы, потому что они не совпадают по своим дифференциальным признакам. В то же время гласный [а] в слове [дар] и гласный [а] в слове [арбус] — разные звуки: первый ударный и долгий, а второй безударный и краткий. Однако эти разные звуки являются оттенками одной и той же фонемы а, так как в русском языке долгота и краткость гласного не служат дифференциальным признаком, не разграничивают самостоятельные фонемы.

Понимание фонемы как набора дифференциальных признаков характеризует фонему по ее соотношению с другими фонемами в фонологической системе языка.

В приведенных трех определениях отразились различные аспекты фонемы. Понимание роли каждого из аспектов и их трактовка не совпадают у представителей разных направлений в фонологии. В отечественном языкознании сложились две фонологические школы — Московская и Ленинградская.

Московская фонологическая школа представлена работами многих советских лингвистов: Н. Ф. Яковлева, В. Н. Сидорова, Р. И. Аванесова, П. С. Кузнецова, А.

В своей фонологической теории Московская школа понятие фонемы связывает с понятием морфемы: в одной и той же морфеме состав фонем должен быть одинаковым. В формах [вада] — [воды] — [въдавбс] общая корневая морфема имеет разную звуковую оболочку: [вад] — [вод] — [въд]. Звуки [а], [о], [ъ] в этом корне представляют одну фонему о, которая определяется по сильной позиции. В формах [лбткъ] — [лбдък] общий корень различается согласными [т] и [д], которые представляют фонему д, определяемую по сильной позиции.

В тех случаях, когда нельзя установить сильную позицию и точно определить фонему, речь идет о гиперфонеме, которая может соотноситься с двумя простыми фонемами. Например, в слове [сабакъ] первый гласный находится в‘ слабой позиции и не ясно, вариантом какой фонемы он выступает — а или о. Ни изменение слова собака, ни подбор родственных слов не дают возможности поставить первый гласный в сильную позицию. Поэтому в первом слоге выделяют гиперфонему a/о, соотносительную с простыми фонемами а и о.

Ленинградская фонологическая школа продолжает и развивает идеи Л. В. Щербы. Концепция этой школы излагается в работах учеников Л. В. Щербы: М. И. Матусевич и Л. Р. Зиндера, а также в работах А. Н. Гвоздева, Л. В. Бондарко, Л. Л. Буланина и др.

Это фонологическое направление исходит из того, что звуковой строй языка относительно автономен. Поэтому неправомерно устанавливать состав фонем в слове, опираясь на морфему. В одной и той же морфеме состав фонем может быть неодинаковым.

Свойства фонемы определяются собственно фонетическими, а не морфологическими признаками. Такими признаками являются дифференциальные акустико-артикуляционные характеристики звука речи. В формах [воды] — [вада] разные по дифференциальным признакам гласные звуки первого слога: гласный [6] заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный; гласный [а] среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный. Гласные [о] и [а] различают в русском языке слова и формы слов. Следовательно, формы [воды] и [вада] имеют в корне разные фонемы — о и а, а не варианты одной и той же фонемы. В формах [лбткъ] — [лбдък] т и д — самостоятельные фонемы, так как они обладают разными дифференциальными признаками (т — глухой, д — звонкий) и выполняют различительную функцию фонем (ср. том — дом). Для Ленинградской школы понятие гиперфонемы оказывается излишним, так как определение фонемы в слове опирается в первую очередь на фонетические, а не морфологопозиционные признаки: в слове [сабакъ] первая гласная — фонема а. Из сказанного не следует, что в концепции Ленинградской школы фонема и звук речи отождествляются, не разграничиваются.

В словах [мал] и [м’• ал], [мол] и [м’* 6л], [лук] и [л’- ук], [цэл] и [м’*эл] гласные звуки не тождественны, но в сопоставляемых парах реализуется одна и та же гласная фонема. Гласные звуки [а] и [ • а] — это оттенки фонемы а; [6] и [ • 6] — оттенки фонемы о; [у] и [ • у] — оттенки фонемы у; [э] и [ • э] — оттенки фонемы э. Важно, чтобы оттенки одной фонемы объединялись общими дифференциальными признаками. Основной вид фонемы проявляется в абсолютно сильных позициях, а в других фонетических условиях выступают оттенки фонемы или иные фонемы.

Читайте также: