Теократическая утопия соловьева кратко

Обновлено: 02.07.2024

Понятие богочеловечества Соловьев использует в описании процессов, происходящих в истории, а также своих политических и общественных воззрений. Богочеловечество – это цель истории.

Богочеловек – это одновременно и персонифицированный индивидуум и вселенский человек. Образ богочеловека дан в образе Христа, обладающего человеческой и божественной природами. Христос проявляет в соприродный нам мир божественную природу, поэтому человек становится ей сопричастен.

Теория богочеловечества Соловьева имеет в своей основе соединение/ сравнение классической философской проблематики (вопросов о сути бытия, материи, духа и т.д.) с традицией христианской мысли (догмат о Троице, Ипостасях, Христе как Богочеловеке, Церкви и др.).

С другой стороны, Богочеловечество понимается Соловьевым и как Церковь. Он осмысливает традиционное понимание Церкви как Тела Христова.

Однако учение Соловьева о Богочеловеке не является всецело христианским. Многие теологи и философы охарактеризовали его мысль как философское умозрение, при этом не являющееся предметом веры. Причиной тому то, что в основание Церкви как богочеловечества Соловьев кладет не идею о народе Божьем, а общество как историко-социологическое понятие, окрашенное в популярную в середине XIX века оптимистическую веру развития человечества по путям прогресса.

Готовые работы на аналогичную тему

Теократическая утопия

Концепция богочеловечества Соловьева носит и практическую направленность; он создает теократическую утопию.

Началом появления теократического государства является объединение двух христианских церквей: католической и православной. Центром новой церкви выступает Рим, но светская власть переходит к русскому царю. Объединение церквей, с точки зрения Соловьева, должно произойти по инициативе католичества, т.к. он считает ее единственной независимой от воли светского государства вселенской церковью.

В процессе формирования нового государства ключевая роль отводится России. Русский народ Соловьев считает мессианским народом. Причина в том, что русский народ религиозен и в нем крепка идея о создании всеобщей монархии во главе с русским царем. Но русскому народу нужно избавиться от национального эгоизма и стать подлинно христианским народом, способным к объединению других национальных сообществ христиан.

Таким образом появляется вселенское теократическое государство. по мнению мыслителя идеалы христианства могут быть полностью выполнены только в рамках такой государственной формации.

Теократия включает три элемента:

  • церковь – это ключевая структура нового государства, которой, в лице папы Римского, должны подчиняться все другие;
  • государство – монархия, во главе которой стоит единоличный правитель, руководствующийся в своих действиях религиозными и морально-нравственными установками, волей церкви; цель существования государства – приближение Царства Божия, что выражается в подготовке человечества к состоянию богочеловечества;
  • пророки.

Статья посвящена изучению теократической утопии В. Соловьёва, анализу его взглядов на формирование "идеального всеединства". В статье поднимается актуальность теократии в современном обществе.

Ключевые слова

Статья

Теократическая утопия В. Соловьева

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Русские философы Серебряного века, как и европейские мыслители, активно исследовали проблему утопии. Одним из наиболее ярких представителей философии русского Ренессанса является Владимир Соловьёв. Его теократическая утопия стала поворотным моментом в развитии русской консервативной мысли.

Теократическая теория базируется на трёх основных элементах: церковь, государство и пророки. Единство данных элементов формирует ведущую категорию философии В. Соловьёва – единство Вселенной, всего сущего – Всеединство. Структура легитимной власти триедина в соответствии с тремя ипостасями единого Господа: триединство пророческого, имперского (государство), папского (церковь или священство) элементов - это отражение во времени триединства Святого Духа, Сына и Отца.

Католическая церковь в лице папы римского является главным элементом теократии, ей подчинены все социальные институты. Первосвятитель церкви представляет духовное отечество, раскрывает цели Божии и указывает путь развития народа. Он не может судить кого-либо и передоверяет принудительную власть государству. Таким образом, власть государства – особая форма служения Богу. Государство необходимо для подготовки человечества к переходу в состояние Богочеловечества, приближения Царства Божия. Национальные войны, классовая вражда, угнетение одного народа другим, экономическое и политическое рабство представляют собой мировое зло. Пророк, как наместник Бога на земле, разрешает противоречия между церковной и светскими властями.

Русская идея чрезвычайно актуальна в настоящее время: ведутся политические войны, разворачивается экономический кризис, резко ухудшается экология, пропагандируются идеи национализма, религиозного фанатизма. В современном мире перед человечеством нависла угроза самоуничтожения. Именно в теории Всеединства В. Соловьёва отражены идеи ценности и равнозначности разных культур, способы объединения общества без угнетения и насилия, порабощения и унижения одного народа другим.

В русской философии идея единства мира является одной из важнейших онтологических проблем. В то же время, это выражается в стремлении мыслителей видеть во всем и везде безусловное начало,
как основополагающий принцип внутренней формы совершенной множественности… согласно которому все элементы множественности идентичны друг другу и целому. Это как оркестр или полифонический хор где каждый голос или инструмент играет свою роль но в то же время является частью единого целого.

Идея богочеловечества как политическая утопия

Философия Соловьева

Философия по С.Л. Франку

Бог не может спасти человека без его согласия. Бог желает привлечь человека к себе, желает дать ему возможность участвовать в бытии за пределами его самого. Однако в каждом человеке есть частица, не желающая выходить за свои собственные пределы. Она не хочет умирать в любви, она предпочитает на все смотреть с точки зрения своей маленькой пользы. С этой частицы и начинается умирание человеческой души. Бог не может своей волей удалить эту частицу, так как создал человека свободным. Человек должен всецело желать соединения с Богом. Более всего повреждена в человеке вследствие греха именно наша свобода. Спасти человека — значит обновить ее, дать ей возможность стремиться к благу.
Но в том-то и дело, что дать ей исцеление невозможно, если она не устремлена к Творцу. Очевидный парадокс. Выходит, что задача спасения кажется неразрешимой.

Связь человека с Богом, богочеловечество — это символ человеческой свободы. Свободы от эмпирического мира, эмпирических обстоятельств, свободы действительной, а не ложногуманистической, понимаемой
как свобода произвола, свобода выбора и т. д.

Теократическая утопия

Концепция богочеловечества Соловьева носит и практическую направленность; он создает теократическую утопию.

Началом появления теократического государства является объединение двух христианских церквей: католической и православной. Центром новой церкви выступает Рим, но светская власть переходит к русскому царю. Объединение церквей, с точки зрения Соловьева, должно произойти по инициативе католичества, т.к. он считает ее единственной независимой от воли светского государства вселенской церковью.

В процессе формирования нового государства ключевая роль отводится России. Русский народ Соловьев считает мессианским народом. Причина в том, что русский народ религиозен и в нем крепка идея о создании всеобщей монархии во главе с русским царем. Но русскому народу нужно избавиться от национального эгоизма и стать подлинно христианским народом, способным к объединению других национальных сообществ христиан.

Таким образом появляется вселенское теократическое государство. по мнению мыслителя идеалы христианства могут быть полностью выполнены только в рамках такой государственной формации.

Теократия включает три элемента:

  • церковь – это ключевая структура нового государства, которой, в лице папы Римского, должны подчиняться все другие;
  • государство – монархия, во главе которой стоит единоличный правитель, руководствующийся в своих действиях религиозными и морально-нравственными установками, волей церкви; цель существования государства – приближение Царства Божия, что выражается в подготовке человечества к состоянию богочеловечества;
  • пророки.

Философия Бердяева

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Особенность политических воззрений Соловьева состоит в том, что он не мыслит существования человека, общества, государства без церкви.

В основе христианской философии Соловьева лежит два исходных компонента: теория всеединства (Бог и сотворенный им мир представляют собой взаимопроникающее единое целое) и учение о Богочеловечестве (связующим звеном между Богом и миром служит София, мировая душа, проявляющаяся в человеке. Богочеловечество и есть человечество, вернувшееся к Богу). Цель мировой истории — появление Богочеловечества, достижение человечеством Царства Божия.
Процесс организации теократии Соловьев предлагает начать с объединения католической и православной церквей с центром в Риме и передачи светской власти русскому царю. Создание вселенской церкви должно прекратить вражду между народами. Разделение церквей, произошедшее в 1054 г., по мнению Соловьева, произошло исключительно по политическим причинам. Объединение церквей должно произойти в Риме под эгидой католицизма, поскольку это религия действующая, а не молящаяся, это единственная подлинно интернациональная религия, не зависящая от национальных государств, носящая вселенский характер.

Именно в условиях теократии реализуются христианские нормы, свобода и любовь станут основой взаимоотношений людей, восторжествует социальная справедливость.

Теократия включает три элемента: церковь, государство и пророков.

Рассматривая государство с общесоциологических позиций (вне теократии), Соловьев определяет его как воплощенное право, реализованную человеческую солидарность. Государство есть договор, воплощенная справедливость, равновесие общественных интересов. Существенным признаком государства мыслитель считает его светский характер.

Соловьев уделяет внимание проблеме войны, считая ее относительным злом, т.к. она выступает средством установления мира. В будущем человечество ожидает последняя глобальная война между Европой и монгольской Азией (прежде всего Китаем), в которой победившая сторона установит окончательный мир во всем мире.

Соловьев является сторонником правового государства, основанного на жестком принципе соблюдения законности, отстаивает основные постулаты социального государства. Политико-правовые взгляды Соловьева представляют собой попытку соединить либеральные ценности с идеями средневекового христианства.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Читайте также: