Кирилло мефодиевское общество кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 40-х годах в университетах Киева и Харькова вокруг передовой профессуры группировались прогрессивно настроенные представители интеллигенции – университетские преподаватели, студенты, учителя.

Организаторами Общества стали Н. Костомаров – сын помещика-дворянина и крепостной, учитель одной из Киевских гимназий, а с августа 1846 г. – профессор русской истории Киевского университета; М. Гулак – выходец из небогатой дворянской семьи, чиновник канцелярии Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора, и В. Белозерский – выходец из дворян, учитель Полтавского кадетского корпуса. Кроме учредителей, сюда вскоре вошли: писатель П. Кулиш, студенты Киевского университета А. Маркевич, А. Навроцкий, А. Тулуб и тому подобное. В апреле 1846 к ним присоединился и Т. Шевченко. Итак, непосредственными участниками Кирилло-Мефодиивського общества были 12 человек, большинство из которых – выходцы из обедневших дворян, с высшим образованием или студенты университета, интеллигенты, преимущественно молодежи – в возрасте от 19 до 25 лет, кроме Шевченко, Костомарова и Савича.

Программные положения Кирилло-Мефодиевского общества были, безусловно, прогрессивными. По тактике, методов осуществления поставленных целей, то, как видно из программных документов, кирилло-мефодиевцы считали возможным действовать средствами мирной пропаганды и мирных преобразований. Однако о путях осуществления программных положений среди членов братства полного единства не было. Часть из них – Костомаров, Белозерский, Кулиш и другие – выступали против революционных методов борьбы, считали возможным претворить в жизнь свои идеи мирными методами, путем реформ, распространения образования, мирной пропаганды идей Общества. На радикальных позициях стояли Шевченко, Гулак, Навроцкий: призывали народ к свержению царизма, уничтожение крепостного права, ликвидации социального и национального шоблення украинского народа.

Однако широкой деятельности Кирилло-Мефодиевского общества развернуть не смогло, поскольку просуществовало недолго – с января 1846 по март 1847 В марте 1847 по доносу провокатора, Общество было разоблачено, его члены арестованы, доставлены в III отделение в Петербург и после следствия, которое длилось с 18 марта по 30 мая 1847, были наказаны. Тяжелой кары потерпел Шевченко. По личному распоряжению царя его отправили рядовым в Оренбургский отдельного корпуса под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать; Гулак на три года посадили в Шлиссельбургской крепости, а затем сослан в Пермь; Костомарова после летнего заключения в Петропавловской крепости отправлено в ссылку в Саратов; Кулиша заключен на четыре месяца в крепости, а затем сослан в Тулу; Белозерского – до Петрозаводска. Других кирилло-мефодиевцев был сослан в разные места и поставлено под полицейский надзор с запретом возвращаться в Украину и работать на ниве народного образования.

Царское правительство усилил притеснения в области литературы и образования. Были запрещены произведения Шевченко, Костомарова, Кулиша, еще более жестокой стала цензура, по закону 1849 перестроено учебную работу в гимназиях, уменьшено в них цикл гуманитарных дисциплин, обучение должно иметь более материальный направление.

Появление и деятельность Кирилло-Мефодиевского братства положила начало переходу от культурнического к политическому этапу борьбы за национальное развитие Украины. Были сформулированы основные постулаты украинского национального возрождения, формы и методы достижения поставленной цели. Разгром Общества был тяжелым ударом по национально-освободительных стремлениях украинского народа, остановился на много лет развитие украинской культуры.


Кирилло-Мефодиевское общество - тайная политическая организация в Российской империи, которая выступала против крепостного права. Она существовала в 1846-1847 гг., организована была по инициативе Николая Ивановича Костомарова, автора многотомного издания по русской истории. Конечной целью участников этой организации было образование союза демократических славянских республик, центром которого должен был стать Киев. Важная роль в союзе отводилась украинцам. Члены братства считали их особенно свободолюбивым народом, склонными к демократизму. Названа организация была в честь просветителей и святых Кирилла и Мефодия. В этой статье пойдет речь об истории создания организации, ее задачах и членах.

История появления

Киевский университет

Кирилло-Мефодиевское общество стало первой в Российской империи украинской организацией политической направленности. Об этом можно найти свидетельства сразу в двух документах. Это "Устав Славянского общества св. Кирилла и Мефодия" и "Закон Божий (Книга бытия украинского народа)", которые были написаны Костомаровым.

Программные положения этих документов фактически были осуществлены в призывах Кирилло-Мефодиевского общества, которые звучали, как:

  • "Братья великороссияне и поляки!".
  • "Братья украинцы!".

В этих документах содержался призыв к народам объединяться в Союз славянских республик. Предполагалось, что это будет федерация, основанная на демократических институтах.

Участники Кирилло-Мефодиевского общества выступали за равенство, свободу и братство, которые должны были стать основами нового государственного образования. Конкретными мерами для достижения этих целей были ликвидация юридических различий между сословиями, отмена крепостного права, доступность образования для рабочих.

Течения внутри братства

Киев в XIX веке

Внутри самого Кирилло-Мефодиевского общества существовало два течения. Эволюционное, или либерально-буржуазное, и революционное, или народно-демократическое.

Они придерживались единых принципов, но при этом расходились в том, какие из них считать самыми главными и первостепенными.

При этом во многом в своих взглядах и те, и другие были близки к московским славянофилам. В 1980-х годах это даже стало предметом специальных исследований. Различие и тождественность в их мировоззрениях наглядно можно проследить на примере славянофила Федора Чижова, который был арестован по делу о Кирилло-Мефодиевском братстве. Весной 1847 года его сослали на Украину после временного заключения.

Лидеры

Члены Кирилло-Мефодиевского общества

Помимо Костомарова, было много других ярких и известных участников Кирилло-Мефодиевского братства. Среди них, в основном молодые интеллигенты, студенты и преподаватели Харьковского и Киевского университетов.

К либерально-буржуазному течению принадлежал сам Костомаров, а также композитор Афанасий Маркович, фольклорист Пантелеймон Кулиш, педагог Александр Тулуб. Они были убеждены в братстве и единстве славян, важности развития украинской культуры.

Революционно-демократические взгляды разделяли публицист Николай Гулак, поэт Георгий Андрузский, общественный деятель Иван Посяда. Большое влияние на формирование идей и взглядов оказал Тарас Шевченко, который присоединился к братству в апреле 1846 года. Он был приверженцем революционного течения.

Задачи

Тайные общества в Киеве

Рассказывая кратко о Кирилло-Мефодиевском братстве, важно остановиться на задачах, которые они преследовали. Организация была основана на панславистских и христианских идеях. Ее основными задачами была либерализация культурной и политической жизни Российской империи. Состояться это обязательно должно было в рамках панславянского союза народов.

В деятельности Кирилло-Мефодиевского братства важной задачей стало социальное и национальное освобождение Украины, в первую очередь, в антифеодальном смысле. Данные события должны были сопровождаться отменой сословных привилегий, крепостного права, провозглашения свободы совести и других важных демократических институтов.

В состав планируемой всеславянской федерации должны были войти не только Россия и Украина, но и Чехия, Польша, Болгария и Сербия. Законодательную власть предполагалось отдать сейму, состоящему из двух палат. Функции исполнительной должен был реализовывать непосредственный глава государства в статусе президента.

Общество предполагало воплотить в жизнь свои идеалы путем проведения мирных реформ в полном соответствии с христианскими правилами кротости, любви и терпения.

Историческое значение

Старый Киев

Характеризуя кратко Кирилло-Мефодиевское общество, стоит подчеркнуть, что его историческое значение заключалось в том, что это была первая попытка украинской интеллигенции выступить в поддержку прав и свобод своего народа.

К тому же была разработана богатая программа, ставшая указателем и ориентиром для многочисленных последователей.

Принципиальным стало то, что братство получилось самобытным и самостоятельным политическим формированием. Оно было уникальным, так как не повторяло никакие иные существовавшие в то время в Российской империи политические организации.

Разгром

Просуществовало братство совсем недолго. В марте 1847 года студент Киевского университета Алексей Петров донес властям о существовании тайного общества. Обнаружить его ему удалось в ходе одной из дискуссий, в которой принимали участие его члены. Он их просто подслушал.

В последующие полтора месяца братство было фактически разгромлено жандармами. Большинство его сторонников сослали или арестовали. Например, Тараса Шевченко, которому тогда было 33 года, отправили в солдаты.

Вернуться к научной, литературной и преподавательской деятельности большинство из них смогли только в 1850-е годы.

Николай Костомаров

Николай Костомаров

Костомаров был главным идеологом братства. Он родился в Воронежской губернии в 1817 году. Во время основания тайного общества ему было около 30.

Он учился на историко-филологическом факультете Харьковского университета. Именно тогда всерьез увлекся историей. Выучив украинский, начал писать на этом языке под псевдонимом Иеремия Галка, выпустив несколько сборников стихов и драм.

Интересно, что первая его диссертация вызвала скандал. Работа о значении унии в западной России была признана возмутительной, ее было велено сжечь. При этом Костомарову разрешили написать еще одну магистерскую диссертацию. В 1843 году он успешно защитил труд об историческом значении народной поэзии в России.

После этого его внимание было сконцентрировано на фигуре Богдана Хмельницкого. С 1846 года он начал преподавать русскую историю в Киевском университете, тогда-то вокруг него и сложился тайный кружок.

Обвиненный в организации тайного общества, Костомаров год провел в Петропавловской крепости, а затем был сослан в Саратов. В этом провинциальном городе он находился под постоянным полицейским надзором. При этом ему было запрещено преподавать и печатать свои произведения.

Оказавшись в ссылке, он поразился, какой огромной оказалась пропасть между его идеалами и существовавшей действительностью. Важно, что при этом в нем осталась энергия и способность продолжать усердную работу.

К 1856 году был отменен запрет на публикацию его трудов. Затем был снят и надзор.

Судьба Шевченко

Тарас Шевченко

Тарас Шевченко в истории современной Украины остается одним из главных поэтов и писателей, представителем национального движения, ставшего основателем современной украинской литературы и украинского литературного языка.

Шевченко родился в Киевской губернии в 1814 году. После разгрома тайного общества его обвинили в сочинении стихов возмутительного содержания на малороссийском языке. В них он писал о бедствиях и порабощении Украины, выступал за вольное казачество.

Организовано в Киеве в декабре 1845 года - январе 1846 года Н. И. Гу­ла­ком, Н. И. Кос­то­ма­ро­вым и В. М. Бе­ло­зер­ским. Другие члены общества - Г. В. Андрузский, П. А. Кулиш, А. В. Маркович, А. А. Навроцкий, Д. П. Пильчиков, И. Я. Посяда, Н. И. Савич, А. Д. Тулуб, Т. Г. Шевченко. С ними, возможно, поддерживали отношения свыше 100 человек, живших в различных регионах Российской империи, а также в Чехии.

Главы и сеймы (парламенты) республик, а также общесоюзный орган (Рада славянская) должны были избираться. В союзе планировалось ввести гражданское равноправие и демократические свободы, всеобщее избирательное право, выборность чиновников. Такой союз члены общества рассматривали как средство сохранения самобытности славянских народов и пробуждения их самосознания, примирения христианских церквей. Особая роль в нём предназначалась украинскому народу, который, как считали члены Кирилло-Мефодиевского общества, унаследовал от казачества свободолюбие и приверженность к демократизму. Большинство членов общества отстаивало мирные методы работы (через просвещение народа и христианское воспитание молодёжи), некоторые призывали к подготовке восстания и государственному перевороту.

В ис­то­рио­гра­фии дискутируются многие вопросы, связанные с историей Кирилло-Мефодиевского общества, в том числе его политическое значение, наличие умеренного и радикального течений, факт членства в обществе П. А. Кулиша и Т. Г. Шевченко. Основание для споров дают противоречия в показаниях членов Кирилло-Мефодиевского общества на следствии, в программных документах общества, мемуарах и автобиографиях членов и т.п.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Кирилло-Мефодиевское общество" в других словарях:

КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО — тайная политич. организация, возникшая на рубеже 1845–46 в Киеве. Идеалами общества были: ликвидация крепостничества, отмена сословных привилегий, уничтожение нац. гнета, создание общеслав. федеративной демократич. республики со столицей в Киеве … Философская энциклопедия

Кирилло-Мефодиевское общество — Кирилло Мефодиевское братство тайная политическая антикрепостническая организация, созданная по инициативе Н. Костомарова в декабре 1845 январе 1846 года в Киеве. История организации Организация была названа в честь славянских просветителей… … Википедия

КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО — КИРИЛЛО МЕФОДИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО, тайная организация украинской интеллигенции в Киеве в 1845 47 (Н.И. Костомаров, П.А. Кулиш, В.М. Белозерский, Т.Г. Шевченко, Н.И. Гулак, Н.И. Савич). Цель: национальное освобождение украинского народа, ликвидация… … Современная энциклопедия

КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО — тайная политическая организация разночинной интеллигенции в Киеве в 1845 47 (В. М. Белозерский, Н. И. Гулак, П. А. Кулиш, Н. И. Савич, Т. Г. Шевченко и др.), ставившая целью национальное освобождение Украины, ликвидацию крепостного права,… … Большой Энциклопедический словарь

Кирилло-Мефодиевское общество — КИРИЛЛО МЕФОДИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО, тайная организация украинской интеллигенции в Киеве в 1845 47 (Н.И. Костомаров, П.А. Кулиш, В.М. Белозерский, Т.Г. Шевченко, Н.И. Гулак, Н.И. Савич). Цель: национальное освобождение украинского народа, ликвидация… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кирилло-Мефодиевское общество — тайная политическая организация разночинной интеллигенции в Киеве в 1845 47 (В. М. Белозерский, Н. И. Гулак, Н. И. Костомаров, П. А. Кулиш, Н. И. Савич, Т. Г. Шевченко и др.), ставившая целью национальное освобождение Украины, ликвидацию… … Энциклопедический словарь

КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО — тайная политич. орг ция, ставившая целью создание славянской демократич. федерации во главе с Украиной. Возникло в нач. 1846 в Киеве. Учредители об ва: проф. Киевского ун та историк Н. И. Костомаров, учитель В. М. Белозерский и чиновник Н. И.… … Советская историческая энциклопедия

Кирилло-Мефодиевское общество — Кир илло Меф одиевское общество … Русский орфографический словарь

Кирилло-Мефодиевское братство — История Украины … Википедия

Шевченко, Тарас Григорьевич — (Шевченко Грушевский) известный украинский поэт; родился 25 го февраля 1814 года, в селе Моринцах, Звенигородского уезда Киевской губернии, в крепостной крестьянской семье помещика Василия Энгельгардта. Семья Грушевских, которая стала именоваться … Большая биографическая энциклопедия

Украине кризис феодально-крепостнического строя протекал в отчётливо выражен­ных формах Как и по всей России, этот кризис явился почвой, на которой вырастало крестьянское движение, питавшее революционно-демократическое общественное течение. В украинском, как и в русском, общественном движении демократическое движение отмежевалось от соглашательского, либерального.

Растущее крестьянское движение на почве разлагающихся крепостнических отношений явилось основой для развития на Украине демократической идеологии. Вместе с тем национальное угнетение Украины царским правительством вызывало общественный протест.

В 1846 г. в Киеве возникла тайная политическая организация, принявшая название Кирилло-Мефодиевского общества или братства. В него влилась часть членов студенческого кружка, возникшего ещё в 1843 г. В Кирилло-Мефодиевском обществе определились два течения — буржуазно-либеральное и демократическое, отражавшее идеологию угнетённого крестьянства.

Выступая против самодержавия, крепостного права и национального угнетения Украины, члены Кирилло-Мефодиевского общества мечтали о политическом объединении всех славян в одну федерацию с предоставлением каждой славянской народности широкой автономии.

Часть членов Кирилло-Мефодиевского общества во главе с Н. И. Костомаровым и П. А. Кулишем думала разрешить все политические и социальные вопросы путём мирной пропаганды; другая часть, имевшая основное значение во главе с Т. Г. Шевченко, Н. И. Гулаком и Н. И Савичем стояла за путь решительной революционной борьбы и хотела в корне уничтожить помещиков и царскую власть.

Революционно-демократическая идеология характерна была для значительного числа членов Кирилло-Мефодиевского общества. Они требовали уничтожения крепостного права и зословного строя, отстаивали идею республики и представительного правления. Они хотели освободить все славянские народы, ликвидировать у них крепостничество и самодержавие и слить их в федеративную республику.

Каждое славянское государство, являвшееся членом славянской федерации, имело бы свой парламент и отражающие особенности народа законы, но все они были бы крепко соединены федеративной связью; и Украина и Россия должны были явиться самостоятельными членами славянской федерации. Добиться этой цели можно было только посредством революционного переворота с широким участием народа.

Демократически настроенные члены Кирилло-Мефодиевского братства (Гулак и др.) считали необходимым вести широкую агитацию среди народа, чтобы подготовить его к революционному выступлению.

Однако не все члены Кирилло-Мефодиевского общества придерживались этих воззрений. Костомаров, Кулиш, Белозерский представляли либерально-монархическую соглашательскую идеологию и были противниками народной вооружённой борьбы. Они надеялись на соглашение с царём и готовы были поступиться интересами народа.

Лишь украинское крестьянство, чьи интересы были отражены Т. Г. Шевченко, Гулаком, Савичем, Посядой и другими революционными демократами, было революционной силой антифеодальной борьбы.

Кирилло-Мефодиевское общество было раскрыто правительством по доносу студента Петрова в апреле 1847 г. Костомаров и другие члены общества были арестованы. Костомаров и Кулиш трусливо держали себя на следствии и клялись в своей преданности и любви к царизму. III отделение оценило раскаяние правых членов общества и вынесло им довольно умеренные приговоры (Костомаров после годичного тюремного заключения был выслан в Саратов, Кулиш — в Тулу).

Читайте также: