Исполнительная власть в китае кратко

Обновлено: 04.07.2024

Китай разделен на 23 провинции и пять автономных районов, а также имеет три города в центральном подчинении. Помимо этого, к особым административным районам относятся также перешедшие под юрисдикцию Китая бывшие колониальные республики: Сянган, ранее Гонконг, перешедший из управления Британии и Аомынь, ранее Макао перешедший от Португалии. Сянган все еще сохраняет прежнюю хозяйственную систему. Провинции состоят из округов и автономных округов, в состав округов входят уезды и автономные уезды, а уезды в свою очередь разделены на волости и национальные волости. Правовой статус органов гос. власти и самоуправления регулируется положениями закона об организации местных собраний народных представителей и правительств разных уровней. Высшим законодательным органом КНР является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). В качестве органов гос. власти в Китае выступают собрания народных представителей (СНП) административных единиц и постоянные комитеты в соответственных собраниях. В их компетенцию входит решение задач и местного и государственного уровня.

Собрания не являются органами местного самоуправления, а выступают в качестве органов гос. власти.

Представители низшего звена СНП избираются гражданами, а все представители вышестоящего звена – представителями нижестоящих собраний. Полномочия поселковых и волостных собраний длятся 3 года, уездных, городских и провинциальных – 5 лет. Выполнение депутатских обязанностей происходит на общественных началах, депутаты остаются на прежних работах и наделяются императивным мандатом, то есть граждане могут отозвать их полномочия до истечения срока.

Функции СНП заключаются в обеспечении на вверенных территориях выполнения норм Конституции, положений законов и указов, постановлений и политической установки, изданных вышестоящими органами гос. власти. Также в полномочия собраний входит принятие местных планов народного хозяйства и бюджета, ведении отчетности по ним, отмена и изменения постановлений народных правительств соответственного уровня, создание других местных органов гос. власти, обеспечение охраны социалистической и частной собственности, защита прав и свобод граждан, обеспечение общественного порядка и равенства между мужчинами и женщинами в части политических и гражданских прав, защита самостоятельности деревенских коллективных организаций и т.д.

Китайская система органов самоуправления отличается от принятых в демократических странах. Она характеризуется иерархическим подчинением советов в зависимости от уровней административных единиц.

Согласно законодательству очередная сессия СНП проводится не реже одного раза в год. Внеочередная сессия созывается при наличии требования 1/5 состава собрания. В межсессионное время большинство полномочий собрания выполняются выборными постоянными комитетами. Комитеты создаются на всех уровнях, кроме волостного и поселкового, где обычно избирают только председателя и секретаря. Постоянный комитет тоже является местным органом гос. власти, но подчиняется собранию народных представителей. Комитеты состоят из председателей, их заместителей, секретаря и членов комитета. В задачи комитета входит проведение выборов стоящих выше по иерархии собраний народных представителей, решение политических, экономических, культурных вопросов, вопросов туризма и просвещения, внесение частичных изменений в территориальный план народнохозяйственного развития, контроль работы местных правительств, народных судов и прокуратуры соответствующих ступеней, отмена решений нижестоящих собраний, решение кадровых вопросов и вопросов присвоения почетных званий. Заседание постоянного комитета должно проводится каждые 2 месяца. Текущая работа, возложенная на постоянный комитет, осуществляется председателем и его заместителями.

Органы государственного управления общей компетенции

В качестве исполнительных органов местного СНП выступают народные правительства местного уровня, которые находятся в двойном подчинении по отношению к местным собраниям и вышестоящим народным правительствам. Местные народные правительства избираются собраниями народных представителей и образовывают властную вертикаль под управлением Государственного совета. Народным правительствам местного уровня вменяется в обязанность выполнение решений СНП и их комитетов, постановлений и распоряжений органов власти высших уровней, выполнение местных планов народнохозяйственного развития. С целью выполнения поставленных задач в местных советах создаются специализированные отделы и управления со штатом с гос. служащих.

По согласованию с народными правительствами провинций уездными народными правительствами могут образовываться районы, которые не относятся к административно-территориальным единицам, и создаваться народные управы в виде промежуточных звеньев между уездными и нижестоящими органами.

В городах, где отсутствует районное деление в качестве промежуточного звена между администрацией города и городским комитетом создается квартальная канцелярия. В кварталах районов и городов избрание собраний народных представителей не проводится.

Местное самоуправление в Китае

Комитеты состоят из председателей, их заместителей и порядка 3-7-ми членов, исполняющих свои обязанности общественных началах.

Председатель КНР (Глава III. Структура государства. Раздел II. Председатель КНР). Председатель и Заместитель председателя КНР избираются ВСНП. Кандидатом может быть любой гражданин КНР, имеющий активное и пассивное избирательное права, достигший возраста 45 лет. Срок полномочий Председателя и Вице-Председателя равен сроку полномочий ВСНП, при этом они не могут занимать свои посты более двух сроков подряд.

Выполняя решения ВСНП и ПК ВСНП КНР, Председатель КНР обнародует законодательные акты, назначает или снимает Премьера, вице-премьеров, государственных советников, министров, генерального ревизора и генерального секретаря Госсовета, присуждает государственные награды и почётные звания; издаёт указы о помиловании; объявляет чрезвычайное положение и издаёт указы о мобилизации.

От имени КНР Председатель КНР принимает зарубежных дипломатических представителей и, исполняя решения ВСНП, назначает или отзывает полномочных представителей за границей, ратифицирует или расторгает договоры или важные соглашения, заключённые с иностранными государствами.

Заместитель председателя КНР помогает Председателю КНР в его работе. Вице-председатель КНР может, по поручению Председателя КНР, выполнять часть его функций и полномочий.

Госсовет (Глава III. Структура государства. Раздел III. Госсовет). Государственный совет — он же Центральное Народное Правительство КНР — является исполнительным органом высшего органа государственной власти (ВСНП), то есть высшим органом государственного управления.

Госсовет состоит из: премьера; вице-премьеров; членов Госсовета, министров, стоящих во главе министерств, министров, стоящих во главе комитетов, генерального ревизора, генерального секретаря и управляющего Государственным (Национальным) Банком. Всю ответственность за работу Госсовета несёт премьер. Всю ответственность за работу министерств и комитетов несут возглавляющие их министры. Госсовет состоит из 40 членов.

После проведённой в марте 2003 года на 1-й сессии ВСНП 10-го созыва реформы в Госсовет входят: секретариат, 22 министерства, 4 комитета, Народный Банк, ревизионный орган и несколько вспомогательных и рабочих учреждений.

Срок полномочий Госсовета соответствует сроку полномочий ВСНП. Премьер, вице-премьер и члены Госсовета (государственные советники) могут занимать должность не более двух сроков подряд.

Премьер руководит работой Госсовета. Вице-премьеры и члены Госсовета помогают ему в работе. На заседаниях Госсовета присутствуют премьер, вице-премьеры, члены Госсовета (государственные советники) и генеральный секретарь Госсовета.

Госсовет осуществляет следующие функции и полномочия:

— принимает административные меры, разрабатывает административные предписания, принимает решения и издаёт указы, в соответствии с конституцией и законами;

— представляет предложения в ВСНП или его ПК;

— формулирует задачи и обязанности министерств и комитетов Госсовета, осуществляет общее руководство работой министерств и комитетов и руководит административной работой общенационального масштаба, находящейся вне компетенции министерств и комитетов;

— осуществляет общее руководство работой местных органов государственного управления разных уровней, проводит детальное разделение функций и полномочий между центральным правительством и органами государственного управления провинций, автономных районов и муниципальных образований центрального подчинения;

— составляет и обеспечивает исполнение плана социально-экономического развития страны и государственного бюджета;

— управляет и руководит экономическими вопросами и развитием городов и сельских районов;

— управляет и руководит деятельностью в области образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и семейного планирования;

— управляет и руководит гражданскими делами, делами государственной безопасности, применением норм закона в судебном порядке и так далее;

— ведает внешней политикой и заключает договоры и соглашения с другими государствами;

— управляет и руководит деятельностью по обеспечению национальной обороны;

— управляет и руководит делами национальностей, гарантирует равные права национальных меньшинств и права районов национальной автономии;

— защищает законные права и интересы этнических китайцев, проживающих за рубежом, защищает законные права и интересы этнических китайцев, вернувшихся на родину, и членов семей этнических китайцев, проживающих за границей;

— изменяет или отменяет неверные указы, директивы и предписания, принятые министерствами или комитетами;

— изменяет или отменяет неверные решения и указы, принятые местными органами государственного управления разных уровней;

— утверждает географическое деление провинций, автономных районов и муниципальных образований центрального подчинения и утверждает образование и географическое деление автономных префектур, уездов, автономных уездов и городов;

— принимает решения о введении чрезвычайного положения в части провинций, автономных районов и муниципальных образований центрального подчинения;

— рассматривает и решает вопросы о размерах административных органов и, согласно закону, назначает или снимает государственных чиновников, организует их переподготовку, оценивает их работу и награждает или наказывает их;

— осуществляет другие функции и полномочия, порученные ему ВСНП или ПК ВСНП.

Госсовет создаёт аудиторский орган для осуществления контроля за доходами и расходами всех подчинённых Госсовету департаментов и местных правительств разных уровней, доходов и расходов всех финансовых организаций, предприятий и учреждений в стране. Аудиторский орган, действуя под руководством премьера Госсовета, независимо осуществляет свои полномочия, без всякого вмешательства со стороны каких бы то ни было административных органов, общественных организаций или частных лиц.

Госсовет несёт ответственность и подотчётен ВСНП, а в период, когда сессии ВСНП не проводятся — перед ПК ВСНП.

Кроме того, существует внутренний кабинет, состоящий из премьер-министра, четырёх вице-премьеров и 5 членов Госсовета. Членство в этом органе ограничено двумя сроками.

Государственный совет Китайской Народной Республики (Госсовет КНР, Центральное народное правительство) — высший государственный исполнительный орган КНР. Госсовет проводит в жизнь законы и постановления, разработанные и принятые Всекитайским собранием народных представителей (далее — ВСНП) и его Постоянным комитетом, он ответствен перед ними и подотчетный им. Госсовет в сфере своих полномочий определяет административные мероприятия, формулирует административно-правовые акты, издаёт постановления и распоряжения.

  • Премьер
  • Вице-премьеры
  • члены Госсовета
  • начальник секретариата
  • руководители министерств и ведомств
  • председатели госкомитетов
  • председатель Народного банка Китая
  • начальник Государственного ревизионного управления.

Председатель Китайской Народной Республики — глава государства КНР, совместно с ПК ВСНП осуществляют высшую государственную власть в стране. Избирается Всекитайским собранием народных представителей на срок полномочий в 5 лет, но не более 2 сроков


Председатель КНР на основании решений ВСНП или его ПК публикует законы, производит назначения в составе Госсовета , издаёт указы; от имени КНР ведёт государственные дела, принимает дипломатических представителей иностранных государств, назначает и отзывает полномочных дипломатических представителей в иностранных государствах, ратифицирует и денонсирует договоры и важные соглашения, заключённые с иностранными государствами. Президент находится в подчинении непосредственно ВСНП и получает инструкции от высшего органа государственной власти. В настоящее время председателем КНР является Си Цзиньпин .

Правительство имеет свой сайт на китайском и английском языках. Вверху страницы - управляющие кнопки, в центре - блог новостей, справа - ссылки на другие правительственные источники(документы, Конституция и др.), слева - правительственные структуры, поисковик и переходные кнопки.

Главной особенностью государственного аппарата КНР в отличие от всех иных, рассматривавшихся в данном курсе является организация данного аппарата не в соответствии с принципом разделения властей, который отвергается в КНР в силу его чуждой идеологической природы, а в соответствии с советской моделью организации государственной власти. Для данной модели характерно провозглашение принадлежности власти народу и ее осуществление через систему представительных учреждений (типа Советов). Таким образом, советский принцип организации государственного механизма является системообразующим в КНР. Провозглашается верховенство и полновластие представительных учреждений. Все другие государственные органы прямо или косвенно формируются органами представительными и несут перед ними ответственность.

Важным нововведением Конституции 1982 года явилось восстановление института единоличного главы государства, т.е. пост Председателя КНР, расширены полномочия Постоянного комитета ВСНП, прежде всего в законодательной сфере, создан Центральный военный совет.

Народ в КНР осуществляет принадлежащую ему государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней (ст.2), которые избираются демократическим путем, ответственны перед народом и находятся под его контролем (ст.30)

Таким образом, в КНР в качестве органов государственной власти рассматриваются только выборные представительные органы различных ступеней. Собрания народных представителей являются такими выборными органами. Вопросы организации и проведения выборов в собрания народных представителей различных уровней регулируются отдельными статьями Конституции, законом о выборах в ВСНП и местные собрания народных представителей различных ступеней 1995 г. и Правилами выборов от Народно-освободительной армии Китая в ВСНП и местные СНП от уездной ступени и выше 1996 г.

К звеньям государственного механизма относятся также органы государственного управления - Государственный совет и местные народные правительства, а также суд и прокуратура.

Особенностью государственного механизма КНР является существование двух законодательных органов – ВСНП (Всекитайского собрания народных представителей – высшего органа государственной власти КНР (срок полномочий- 5 лет, сессии созываются один раз в год) и Постоянного комитета ВСНП(переизбирается каждые 5 лет). В периоды между сессиями функции ВСНП осуществляет Постоянный комитет ВСНП.

ВСНП составляют представители, избранные провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения, а также вооруженными силами. Все 56(официально признанных) национальных меньшинств имеют в нем своих представителей.

Постоянный комитет ВСНП осуществляет избрание представителей ВСНП. Число представителей и порядок избрания определяется законом. Постоянный комитет ВСНП за два месяца до истечения срока полномочий ВСНП определенного созыва должен обеспечить завершение работы по выборам в ВСНП следующего созыва. При особых обстоятельствах, исключающих проведение этих выборов, они могут быть отсрочены по решению не менее 2/3 членов Постоянного комитета соответствующего созыва, и срок полномочий ВСНП данного созыва может быть продлен.Избрание депутатов в ВСНП следующего созыва должно быть завершено в течение года после прекращения обстоятельств, препятствующих проведению выборов.

· Внесение изменений в Конституцию;

· Контроль исполнения Конституции;

· Разработка и внесение изменений в основные законы государства;

· Избрание, утверждение. Смещение с постов членов государственных органов;

· Принятие решений по важным государственным вопросам;

Конституция предусмотрела также институт единоличного главы государства – Председателя КНР(избирается ВСНП на пять лет и ответствен перед ним).Председателем КНР (заместителем Председателя КНР) может быть гражданин КНР, достигший 45 лет. Традиционно Председателем КНР избирается Генеральный секретарь ЦК КПК или один из ее высших руководителей. Примечательной особенностью государственного механизма КНР является то, что полномочия коллегиального главы государства осуществляют совместно Постоянный комитет ВСНП и Председатель КНР.




Только два пятилетних срока могут находиться на своих постах Председатель КНР, Премьер Госсовета (глава правительства), Генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры, Председатель Верховного народного суда, иные должностные лица, избираемые ВСНП.

Высшую административно-исполнительную власть в Китае осуществляет правительство КНР , именуемое Государственным советом.

Система судов во главе с Верховным народным судом и система прокуратуры во главе с Верховной народной прокуратурой соответствует административно-территориальному делению страны.

Особенности правового положения данных правоохранительных органов заключаются в том, что они

· Являются правоохранительными органами социалистического государства;

· Не являются независимыми, находясь под контролем соответствующих собраний народных представителей и их постоянных комитетов, а также партийных органов.

Главной особенностью государственного аппарата КНР в отличие от всех иных, рассматривавшихся в данном курсе является организация данного аппарата не в соответствии с принципом разделения властей, который отвергается в КНР в силу его чуждой идеологической природы, а в соответствии с советской моделью организации государственной власти. Для данной модели характерно провозглашение принадлежности власти народу и ее осуществление через систему представительных учреждений (типа Советов). Таким образом, советский принцип организации государственного механизма является системообразующим в КНР. Провозглашается верховенство и полновластие представительных учреждений. Все другие государственные органы прямо или косвенно формируются органами представительными и несут перед ними ответственность.

Важным нововведением Конституции 1982 года явилось восстановление института единоличного главы государства, т.е. пост Председателя КНР, расширены полномочия Постоянного комитета ВСНП, прежде всего в законодательной сфере, создан Центральный военный совет.

Народ в КНР осуществляет принадлежащую ему государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней (ст.2), которые избираются демократическим путем, ответственны перед народом и находятся под его контролем (ст.30)

Таким образом, в КНР в качестве органов государственной власти рассматриваются только выборные представительные органы различных ступеней. Собрания народных представителей являются такими выборными органами. Вопросы организации и проведения выборов в собрания народных представителей различных уровней регулируются отдельными статьями Конституции, законом о выборах в ВСНП и местные собрания народных представителей различных ступеней 1995 г. и Правилами выборов от Народно-освободительной армии Китая в ВСНП и местные СНП от уездной ступени и выше 1996 г.

К звеньям государственного механизма относятся также органы государственного управления - Государственный совет и местные народные правительства, а также суд и прокуратура.

Особенностью государственного механизма КНР является существование двух законодательных органов – ВСНП (Всекитайского собрания народных представителей – высшего органа государственной власти КНР (срок полномочий- 5 лет, сессии созываются один раз в год) и Постоянного комитета ВСНП(переизбирается каждые 5 лет). В периоды между сессиями функции ВСНП осуществляет Постоянный комитет ВСНП.

ВСНП составляют представители, избранные провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения, а также вооруженными силами. Все 56(официально признанных) национальных меньшинств имеют в нем своих представителей.

Постоянный комитет ВСНП осуществляет избрание представителей ВСНП. Число представителей и порядок избрания определяется законом. Постоянный комитет ВСНП за два месяца до истечения срока полномочий ВСНП определенного созыва должен обеспечить завершение работы по выборам в ВСНП следующего созыва. При особых обстоятельствах, исключающих проведение этих выборов, они могут быть отсрочены по решению не менее 2/3 членов Постоянного комитета соответствующего созыва, и срок полномочий ВСНП данного созыва может быть продлен.Избрание депутатов в ВСНП следующего созыва должно быть завершено в течение года после прекращения обстоятельств, препятствующих проведению выборов.

· Внесение изменений в Конституцию;

· Контроль исполнения Конституции;

· Разработка и внесение изменений в основные законы государства;

· Избрание, утверждение. Смещение с постов членов государственных органов;

· Принятие решений по важным государственным вопросам;

Конституция предусмотрела также институт единоличного главы государства – Председателя КНР(избирается ВСНП на пять лет и ответствен перед ним).Председателем КНР (заместителем Председателя КНР) может быть гражданин КНР, достигший 45 лет. Традиционно Председателем КНР избирается Генеральный секретарь ЦК КПК или один из ее высших руководителей. Примечательной особенностью государственного механизма КНР является то, что полномочия коллегиального главы государства осуществляют совместно Постоянный комитет ВСНП и Председатель КНР.

Только два пятилетних срока могут находиться на своих постах Председатель КНР, Премьер Госсовета (глава правительства), Генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры, Председатель Верховного народного суда, иные должностные лица, избираемые ВСНП.

Высшую административно-исполнительную власть в Китае осуществляет правительство КНР , именуемое Государственным советом.

Система судов во главе с Верховным народным судом и система прокуратуры во главе с Верховной народной прокуратурой соответствует административно-территориальному делению страны.

Особенности правового положения данных правоохранительных органов заключаются в том, что они

· Являются правоохранительными органами социалистического государства;

· Не являются независимыми, находясь под контролем соответствующих собраний народных представителей и их постоянных комитетов, а также партийных органов.

Китайская система государственного управления на сегодняшний день уникальна. Политика модернизации, начатая правительством в 90-х годах 20-го века, привела к тому, что тоталитаризм, пронизывающий всю структуру китайского общества, постепенно сменился авторитаризмом. Бурный экономический рост и рыночные реформы требуют более демократичных методов управления, постепенно трансформируя и идеологию.

Параллельная структура

Эти территориальные подразделения включают национальный уровень в Пекине (Центр), 33 подразделения провинциального уровня (4 города прямого управления, 5 автономных районов, специальные административные районы Гонконг и Макао, 22 провинции, за исключением Тайваня), около 330 префектурных органов, более 2850 субъектов округа, а также многочисленные города, поселки и деревни. Некоторые крупные города подразделяются на городские округа. Такая территориальная основа организации предназначена для координации и согласованности с многочисленными политиками центра, способных повлиять на любой регион.

Функциональную политическую организацию со стороны правительства возглавляют министерства и комиссии при Государственном совете, а со стороны КПК отделы ЦК. Эти функциональные органы центрального уровня располагаются поверх иерархий подчиненных подразделений, несущих ответственность за рассматриваемый сектор или проблемную область. Подчиненные функциональные единицы, как правило, прикрепляются к каждому из территориальных органов.

Столь сложная структура предназначена для координации национальной политики (например, в отношении металлургической промышленности), обеспечения некоторой координации политики на территориальной основе и позволяет КПК сохранять контроль над правительством на всех уровнях национальной иерархии.

Одним из непреднамеренных результатов такого организационного подхода явилось то, что в Китае на сегодняшний день работают более 10 миллионов чиновников — количество, превышающее население многих стран мира.

С тех пор основной упор делался на менее детальный надзор со стороны КПК за правительством и большую децентрализацию государственной власти, где это возможно. Но разделение власти между КПК и правительством, а также между территориальными и функциональными органами остается в состоянии постоянного изменения, о чем свидетельствует тенденция к централизации в конце 1980-х годов и последующие усилия по децентрализации с конца 1990-х годов. Коммунистическая политическая система Китая все еще недостаточно институционализирована, чтобы распределение власти было фиксированным и предсказуемым.

Конституционные рамки

Четвертая конституция КНР, принятая в 1982 году, передает всю национальную законодательную власть в руки Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и его Постоянного комитета. Государственный совет и его Постоянный комитет, напротив, несут ответственность за исполнение, а не за принятие законов. Такое базовое разделение власти существует и для каждого из территориальных подразделений — провинция, округ и т. д., но с оговоркой в каждом случае, что широта полномочий, доступная властям, ограничена рамками закона.

Все граждане в возрасте 18 лет и старше, которые не были лишены своих политических прав, имеют право голоса, и прямое народное избирательное право используется для выбора членов собрания народных представителей вплоть до уровня провинции.

В округах делегаты на каждом уровне избирают тех, кто будет работать в Собрании следующего более высокого уровня. Если бы эта модель точно отражала реальное функционирование системы, собрания представителей и их различные комитеты были бы важнейшими органами в политической системе Китая. Тем не менее на самом деле это не так.

Структура органов власти

Председатель, являющийся главой государства, и вице-президент КНР избираются Собранием представителей сроком на 5 лет. Вице-президент помогает в работе Председателя. В случае, если должность последнего становится вакантной, на нее назначается Вице-президент.

Премьер назначается Председателем, и формирует Государственный совет, члены которого, однако, должны быть утверждены ВСНП. Помимо этого, Председатель также назначает 4 вице-премьеров.

Фактические полномочия по принятию решений в Китае находятся в исполнительных органах государства и в КПК. На национальном уровне высшим исполнительным органом правительства является Государственный совет, который возглавляет Премьер. Конституция допускает назначение вице-премьеров, генерального секретаря, неопределенного числа государственных советников, глав министерств и комиссий.

Премьер, вице-премьеры, государственные советники и генеральный секретарь регулярно встречаются в качестве Постоянного комитета, в котором Премьер Госсовета имеет право принимать окончательные решения. Этот Постоянный Комитет Госсовета осуществляет основные повседневные полномочия, и принятые им решения де-факто имеют силу закона.

Хотя это не оговорено в Конституции, каждый вице-премьер и советник берет на себя ответственность за работу одного или нескольких конкретных секторов или вопросов, таких как образование, энергетическая политика или международные отношения. Затем соответствующий лидер поддерживает связь с министерствами и комиссиями Государственного совета, осуществляющими политику в этой области.

Такое разделение ответственности позволяет относительно небольшому органу (Постоянный комитет Государственного совета состоит из менее 20 человек), контролировать и направлять работу огромного числа крупных бюрократических структур. Разумеется, при необходимости Постоянный комитет может напрямую привлекать дополнительных специалистов для своей работы. ВСНП собирается примерно раз в год, в основном для ратификации решений, уже принятых Государственным советом.

Параллельно системе Госсовета находится центральное руководство КПК. Распределение власти между различными органами на вершине КПК (Постоянным комитетом Политбюро, самим Политбюро и Секретариатом) значительно различается — с 1966 года до конца 1970-х годов Секретариат вообще не функционировал. В любом случае существует частичное совпадение членства между высшими органами КПК и Постоянным комитетом Государственного совета. Кроме того, официально вышедшие на пенсию старшие члены партии зачастую сохраняют решающее влияние на принятие решений КПК.

Роль Коммунистической партии

Правящей партией является Коммунистическая, однако, вопреки расхожему заблуждению, это не единственная партия в стране. Помимо коммунистов, в Китае насчитывается еще 8 немногочисленных демократических партий, каждая из которых имеет свой устав, печатный орган и прочие атрибуты самостоятельности.

Несмотря на то, что правящая Коммунистическая партия на постоянной основе взаимодействует с остальными партиями в форме регулярных консультаций и совещаний, принципиального влияния на политику страны они не имеют. Некоторые члены демократических партий избираются в ВСНП и местные собрания, а иногда даже назначаются на руководящие посты в госорганах, но, как правило, на вторые роли, не выше заместителя.

Согласно китайской Конституции, ВСНП является высшим органом, принимающим решения. Поскольку съезд партии обычно созывается раз в пять лет, Центральный Комитет Коммунистической партии уполномочен действовать, когда Собрание не заседает. Политбюро же может действовать от имени ЦК, когда последний не заседает, а Постоянный комитет (ПК) Политбюро руководит работой Политбюро. Секретариат отвечает за повседневную работу ЦК и Политбюро. Генсек партии председательствует в Секретариате, а также отвечает за созыв заседаний Политбюро и его ПК. Секретариат работает при необходимости через несколько отделов (например, отдел организации или отдел пропаганды) при ЦК.

До 1982 года КПК имела председательство, уникальное среди правящих коммунистических партий. Мао Цзэдун занимал этот пост до своей смерти в 1976 году, а Хуа Гофэн был председателем вплоть до отстранения от должности в 1981 году. Ху Яобан занимал пост председателя партии до тех пор, пока эта должность не была упразднена в 1982 году. Решение переформатировать эту должность стало частью усилий по уменьшению шансов на то, что какой-либо из лидеров снова узурпирует власть над партией, как это сделал Мао. Правительство Китая по-прежнему имеет председательство, но его полномочия сравнительно ограничены.

Распределение власти между ведущими органами КПК, а также между ними и Государственным советом постоянно меняется. ПК Политбюро и Политбюро в целом уполномочены принимать решения по любому вопросу. Секретариат тоже иногда играл чрезвычайно активную роль, встречаясь чаще, чем Политбюро или его Постоянный комитет, и принимал много важных решений от своего имени. Точно так же Государственный совет принял много важных решений, но строго по усмотрению руководства КПК.

Конечно, такое четкое разделение труда быстро размывается по ряду причин. Так, например, лишь с конца 1970-х годов были предприняты согласованные усилия для назначения разных людей на ключевые руководящие должности в КПК и правительстве. До этого времени один и тот же человек возглавлял и комитет КПК, и правительственный орган, отвечающий за любую область. На высшем уровне премьер-министр правительства и председатель партии продолжают заседать в Политбюро КПК.

Читайте также: