Тематическое и жанровое многообразие произведений с я маршака для детей кратко

Обновлено: 04.07.2024

С.Я. Маршак - детский поэт, драматург, переводчик, редактор детских книг, критик. Этический идеал в сказках-пьесах и её связь с народными традициями. Стихи для детей и о детях. Путешествие от А до Я - поэтическая энциклопедия для детей и лирика.

Рубрика Литература
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 06.02.2012
Размер файла 83,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Первые пьесы выросли из фольклора и напоминают веселые, подвижные игры. Их сюжеты намеренно просты, но разработаны с изяществом и юмором. Образы элементарны и вместе с тем пластичны. Реплики и монологи персонажей немногословны, но выразительны. Особенности этих пьес — повторяемость эпизодов, непрерывность в ходе действия, причудливое развитие фабулы.


Эти шесть строчек есть уже театральная сценка. Маршак сделал ее более развернутой, объяснил предыдущие события, дал завершение конфликта. Множество героев не мешает восприятию пьесы благодаря их четкой расстановке и яркой характерности каждого. Без сомнения, это лучшая пьеса Маршака.

Мультфильм "Кошкин дом" (1958 г.)


Драматургический конфликт довольно сложен, двуедин. Это конфликт между мачехой, дочкой, королевой и другими героями, далекими от природы, — и силами природы, воплощенными в братьях-Месяцах; в то же время это конфликт социальный, порождающий столкновения между мачехой и падчерицей, королевой и падчерицей. Две главные героини, падчерица и королева, обладают характерами более сложными, чем их фольклорные прототипы. Такого, чтобы падчерица была способна отказаться от выполнения приказа, не бывает в народной сказке. Королеву немного жаль: она сирота, многого не понимает из-за плохого воспитания и неограниченной власти. Живая, непосредственная девочка, она способна быть лучше, чем позволяют ей дворцовые условия, что опять-таки не свойственно фольклорным королевам. В пьесе углублены характеры практически всех персонажей, усложнен конфликт; тем самым пьесе-сказке придано реалистическое звучание.

Сказка "Двенадцать месяцев" (1956 г.)

Особенно хороши у Маршака такие жанры, как стихотворный рассказ, анекдотическая история, цикл лирических миниатюр.

1. Возникновение и развитие детской литературы в России.

2. Тематическое и жанровое разнообразие поэзии с.Маршака.

МАРШАК, САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (1887–1964) - советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор.

Родился 22 октября (3 ноября) 1887 в Воронеже в семье техника-мастера на химических заводах. С раннего детства писал стихи.

Эпоху в отечественной словесности составили его переводы 154-х сонетов У.Шекспира.

Поэзия Маршака взращена на доброй русской, пушкинской основе.

Творчество Самуила Яковлевича Маршака (1887 - 1964) является классическим образцом детской поэзии, оно вмещает в себя едва ли не всё многообразие жизни ребёнка. Но свою литературную деятельность Маршак начал не с детских стихов. Он занимался лирической и сатирической поэзией, переводил стихи английских поэтов. Потом у него появился интерес к детям. Он без всякой цели бывал в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх. Возможно, именно благодаря сближению Маршака с детьми, его детские стихи проникнуты мягким юмором, любовью и сочувствием к своим читателям, а потому с лёгкостью завоёвывают их сердца.

В самых первых стихах Маршака для самых маленьких, например, "Великан", "Мяч", "Усатый-полосатый", "Ванька-встанька" и другие, предметом изображения являются самые простые и знакомые вещи: игрушки ("верный конь и слон домашний"), игры, домашние животные. В героях этих стихотворений маленький читатель с лёгкостью узнаёт самого себя - играющего ребёнка, и знакомится с окружающим миром через игру.

Особую категорию в стихах у С.Я.Маршака занимают животные. Рассказывая детям о животных, он рассказывает им о людях. Изображение животных в его стихах имеет двойной смысл. Во-первых, автор учит маленького читателя сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, то есть учит жалеть животных, потому что они чувствуют то же, что и люди. Во-вторых, Маршак показывает своему читателю целый спектр человеческих эмоций: раз эти животные так похожи на людей, значит, и люди заслуживают сочувствия. Так автор снова приводит ребёнка к мысли о необходимости уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человечность, не произнеся ни одного поучительного слова.

Стихи, написанные С.Я.Маршаком для детей, трудно перечислить. Их надо читать и перечитывать. Здесь вы найдете любимые вами с детства стихи, которые полюбит и ваш малыш.

Смотри, какие зеркала!

И в каждом вижу я козла.

Протри как следует глаза!

Здесь в каждом зеркале коза.

Вам это кажется, друзья,

Здесь в каждом зеркале свинья!!

2)Сказка.

их противостояние (они ничего не знают друг о друге) вмешивается сама природа в лице двенадцати месяцев. Посланная мачехой принести для королевы корзину подснежников в лютую зимнюю непогоду, падчерица встречается на поляне, у костра, со всеми месяцами: – так бывает один раз

в году. Почему ради девочки, уступая друг другу место, братья дают время апрелю? Потому что каждый из них видел ее в работе, в дружбе с ними,знал ее настолько, что апрель дарит ей обручальное колечко, как символ ее вечной неразрывной связи со всеми братьями. Сказка полна блестящих юмористических эпизодов и диалогов, когда дело касается жизни маленькой королевы и ее придворных. Сказка очаровывает стихами, которые, как редкая инкрустация, украшают прозаический текст.

3)Переводы.

С.Я.Маршак переводил с английского,латышского, польского, еврейского, чешского, казахского, венгерского, итальянского, украинского и армянского языков.

4)Стихотворный рассказ. Рассказы отличает достоверность образов.

6)Лирические миниатюры.

Вопросы и задания

1. Как связано становление новой детской литературы с именем С.Л. Маршака?

2. В каких стихотворениях и поэмах Маршака обнаруживаются приметы времени?

3. Какие положительные сведения об окружающем мире может извлечь ребенок из

стихотворений поэта?

4. Какие пьесы Маршака вы прочли?

5. Попробуйте определить, чем отличается поэтическая манера Маршака, найдите, где

он проявляет себя как мастер большого, сюжетного стихотворения. Найдите стихо-

творения, богатые повторами: как помогают они усвоить большие по форме произ-

ведения поэта? Найдите стихотворения, где он утверждает приоритет глагольной

формы в стихотворениях для детей.




Смотри, какие зеркала!

И в каждом вижу я козла.

Протри как следует глаза!

Здесь в каждом зеркале коза.

Вам это кажется, друзья,

Здесь в каждом зеркале свинья!!

2)Сказка.

их противостояние (они ничего не знают друг о друге) вмешивается сама природа в лице двенадцати месяцев. Посланная мачехой принести для королевы корзину подснежников в лютую зимнюю непогоду, падчерица встречается на поляне, у костра, со всеми месяцами: – так бывает один раз

в году. Почему ради девочки, уступая друг другу место, братья дают время апрелю? Потому что каждый из них видел ее в работе, в дружбе с ними,знал ее настолько, что апрель дарит ей обручальное колечко, как символ ее вечной неразрывной связи со всеми братьями. Сказка полна блестящих юмористических эпизодов и диалогов, когда дело касается жизни маленькой королевы и ее придворных. Сказка очаровывает стихами, которые, как редкая инкрустация, украшают прозаический текст.

3)Переводы.

С.Я.Маршак переводил с английского,латышского, польского, еврейского, чешского, казахского, венгерского, итальянского, украинского и армянского языков.

4)Стихотворный рассказ. Рассказы отличает достоверность образов.

6)Лирические миниатюры.

Вопросы и задания

1. Как связано становление новой детской литературы с именем С.Л. Маршака?

2. В каких стихотворениях и поэмах Маршака обнаруживаются приметы времени?

3. Какие положительные сведения об окружающем мире может извлечь ребенок из

стихотворений поэта?

4. Какие пьесы Маршака вы прочли?

5. Попробуйте определить, чем отличается поэтическая манера Маршака, найдите, где

он проявляет себя как мастер большого, сюжетного стихотворения. Найдите стихо-

творения, богатые повторами: как помогают они усвоить большие по форме произ-

ведения поэта? Найдите стихотворения, где он утверждает приоритет глагольной

Читайте также: