Концепция роскоши зомбарта кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Вернер Зомбарт — один из наиболее видных буржуазных экономистов конца XIX в. и первых десятилетий XX в.— был центральной фигурой в буржуазной политической экономии почти до 40-х гг. этого столетия (умер в 1941 г.).
Можно ли причислить Зомбарта к исторической школе? Несомненно. Он был связан с этой школой и притом непосредственно. Зомбарт был учеником Шмоллера и воспринял некоторые методологические установки Шмоллера, но соглашался не во всем со своим учителем. В частности Зомбарт был противни- ком того крайнего эмпиризма, который проповедовал Шмоллер.
Трудно причислить Зомбарта к какому-нибудь направлению, тем более, что в идейном отношении он пережил большую эволюцию. Зомбарт 90-х гг. прошлого столетия отличался от Зомбарта 20-х и в особенности 30-х гг. настоящего столетия

Вложенные файлы: 1 файл

Вернер Зомбарт.docx

Экономические взгляды Вернера Зомбарта

Реферат на тему

Студенты 882-1 группы
Вундер А.В., Валитова А.Р

Подобно моде, понимание роскоши подвержено изменениям во времени. Сегодня пышные платья и инкрустированные золотом предметы интерьера, актуальные в прошлые века, сменили вещи, которые могут ничем не выдавать своего высокого статуса. Например, под кнопками обычного мобильного телефона оказывается скрыто целое состояние в виде драгоценных камней, и истинная стоимость вещи известна только посвященным. "Полит.ру" публикует статью преподавателя социолингвистики и теории моды Университета Бари (Италия) Патриции Калефато, в которой автор рассматривает понятие роскоши в исторической перспективе, а также размышляет о ее экономических и социальных функциях в разные эпохи. Статья опубликована в журнале "Теория моды. Одежда. Тело. Культура" (2009. Вып. 12).

Вожделение и выставление напоказ

Мода и изысканность

Мода дает значительный толчок этой интерпретации изысканности, так как устанавливает массовое подражание новинкам и доводит до завершения идею вкуса как всеобщего значения.

Конфискация и приумножение как семиотические механизмы роскоши

Трата

Дар — знак прорыва в повседневном порядке: роскошь, выставленная напоказ, сопровождается пышным празднованием, чрезмерным и демонстративным разрушением. Так происходит на пиршествах, о которых рассказывает Мосс: их участники обязаны объедаться, поглощать горы еды. Так же и привычные нам праздник, пирушка и кутеж, как показал Кайуа в своей теории праздника, связаны с разрушением и тратой; в обязанности получать дары, не говоря уж о долге давать, отражаются идеи мотовства и излишества, оргия орального и сексуального потребления связана с бурным вербальным и жестовым выражением.

Современные взгляды на роскошь и техническую воспроизводимость

Перевод с итальянского Анны Красниковой

Литература

Лотман 2004 — Лотман Ю. Культура и взрыв // Лотман Ю. Семиосфера. СПб., 2004.

Agalma 2002 — Agalma. Rivista di studi culturali e di estetica. Vol. 2. Il lusso oscuro oggetto del desiderio. Roma, Meltemi, 2002.

Bailleaux & Remaury 1996 — Bailleaux N., Remaury B. Moda. Usi e costumi del vestire. Milano, 1996.

Barthes 1967 — Barthes R. Systиme de la Mode. Paris, 1967.

Barthes 1998 — Barthes R. Scritti. Societа, testo, comunicazione // Barthes R. Oeuvres completes. Torino, 1998.

Bataille 1943 — Bataille G. L’experience interieure. Paris, 1943.

Bataille 1949 — Bataille G. La part maudite precede par La notion de depense. Paris, 1949.

Baudelaire 1863 — Baudelaire Ch. La peintre de la vie moderne. 1863.

Baudrillard 1976 — Baudrillard J. L’echange simbolique et la mort. Paris, 1976.

Benjamin 1931 — Benjamin W. Der destruktiver Charakter // Gesammelte Schriften. V. IV. T. 1. 1931.

Benjamin 1982 — Benjamin W. Das Passagen-Werk. Frankfurt a.M., 1982.

Borghero 1974 — Borghero C. La polemica sul lusso nel Settecento francese. Torino, 1974.

Bourdieu 1979 — Bourdieu P. La distinction. Paris, 1979.

Caillois 1939 — Caillois R. Theorie de la fete // Le College de Sociologie (1937–1939). Paris, 1979. Pp. 363–393.

Calefato 1996 — Calefato P. Mass moda. Linguaggio e immaginario del corpo rivestito. Genova, 1996.

Calefato 1999 — Calefato P. Moda, corpo, mito. Roma, 1999.

Calefato 2003 — Calefato P. Lusso. Roma, 2003.

De Pisis 1981 — De Pisis F. Adamo, o dell’eleganza. Bologna, 1981.

Douglas & Isherwood 1979 — Douglas M., Isherwood B. The World of Goods: Towards an Anthropology of Consumption. London, 1979.

Ducci 2000 — Ducci C. What’s inique today // Vogue Unique Italia. Settembre. 2000.

Enzensberger 1997 — Enzensberger H.M. Zickzack. Frankfurt a.M., 1997.

Greimas 1983 — Greimas A.J. Du Sens II. Essais semiotique. Paris, 1983.

Heidegger 1977 — Heidegger M. Vier Seminar. Frankfurt a.M., 1977.

Leopardi 1827 Leopardi G. Dialogo della Moda e della Morte // Operette morali. Torino, 1976.

Lipovetski 1987 — Lipovetski G. L’empire de l’ephemere. Paris, 1987.

Maffesoli 2002 — Maffesoli M. Vitalismo ed empatia: lusso postmoderno // Agalma. Vol. 2. 2002. Pp. 91–95.

Mauss 1950 — Mauss M. Essai sur le don // Sociologie et anthropologie. Paris, 1950.

Morin 1957 — Morin E. Les Stars. Paris, 1957.

Perrot 1995 — Perrot Ph. Le luxe. Une richesse entre faste et confort. XVIIIe–XIXe siecle. Paris, 1995.

Poe 1840 — Poe E.A. The Man of the Crowd. 1840.

Pouillon 1979 — Pouillon F. Lusso // Enciclopedia. Vol. 8. Torino, 1979.

Proust 1913 — Proust M. Du cote de chez Swann. 1913.

Remaury 1994 — Remaury B. Dictionnaire de la mode au XXe siecle. Paris, 1994.

Simmel 1895 — Simmel G. Zur Psychologie der Mode. 1895.

Simmel 1900 — Simmel G. Philosophie des Geldes. 1900.

Sombart 1913 — Sombart W. Luxus und Kapitalismus. 1913.

Vanit s 1993 — Vanites. Photographies de mode des XIXe et XXe siecles. Paris, 1993.

Veblen 1899 — Veblen Th. The Theory of the Leisure Class. 1899.

Weber 1904–1905 — Weber M. Die protestantische Ethik und der Geist der Kapitalismus. 1904–1905.

[1] О потреблении моды женщиной см.: Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. С. 194. (Здесь и далее — прим. пер.)

[2] Барт Р. Дендизм и мода // Барт Р. Система Моды. М., 2003. С. 393–398. Цитаты из статьи см. указ. соч.: 394–395.


Система двойной записи возникла в эпоху Ренессанса. Первое ее системное описание появилась в 1494 г. (два года спустя после открытия Колумбом Америки). Оно было дано Лукой Пачоли, францисканским монахом, другом Леонардо да Винчи. Великий немецкий поэт Гете назвал двойную запись (двойную бухгалтерию) одним из самых замечательных изобретений человеческого разума . Выдающийся экономист и социолог Вернер Зомбарт считал, что двойная запись вызвана к жизни тем же духом, что системы Галилея и Ньютона [23]. [c.69]

Еще дальше пошел В. Зомбарт. Он подчеркивал связь двойной бухгалтерии с развитием капитализма. В самом деле, до ее возникновения не было капитализма, ибо не было главного, что характеризует его, — прибыли. Целью коммерческой фирмы было расширение деятельности, оборота. Результат явно измерялся выручкой, а неявно — разностью между выручкой и затратами, т.е. остатком наличных денег. Но это не была прибыль в бухгалтерском смысле. И только когда был построен такой сложный интеллектуальный прибор , как прибыль, включающий амортизацию, доходы и расходы будущих периодов и т.п., стало ясно, что прибыль не равна остатку наличных денег, и именно тогда родился капитализм. Без двойной бухгалтерии он невозможен- [c.324]


В 90-х гг. XIX в. немецкий экономист В. Зомбарт (1863-1941) выдвигает развитие производительных сил в экономической по- [c.237]

В. Зомбарт, М.И. Туган-Барановский. [c.3]

Зомбарт В. Современный капитализм. T.I. - М. Издание Д.С. Горшкова, 1903. - С. 194-195. [c.8]

См. послесловие Ю.Н. Давыдова и В.В.Сапова в кн. Зомбарт Вернер. Буржуа. - М. Наука, 1994. - С.411. [c.23]

Зомбарт В. Буржуа / Институт социологии РАН. - М.издательство Наука , [c.572]

Вебером и Вернером Зомбартом. [c.298]

В. Зомбарт считал "духом" капитализма всякое стремление к полу- [c.298]

Наряду с традиционным мнением о том, что бухгалтерский учет формируется под воздействием социальных, экономических и политических факторов, существуют и иные взгляды, а именно бухгалтерский учет может сам выступать фактором формирования общества. Одна из таких теорий была выдвинута Зомбартом (Sombart) [9]. Он предположил, что система двойной записи была столь мощным инструментом, что привела к развитию новой социальной и экономической системы, именуемой капитализ- [c.31]

Кратко охарактеризуйте доводы, используемые Ямеем и Винд-жамом в комментариях к тезису Зомбарта о том, что система двойной записи привела к развитию капитализма. [c.40]

Теория, выдвинутая Зомбартом (Sombart) в 1924 г. [25], гласит, что развитие двойной бухгалтерии было настолько важным, что привело к подъему капитализма. В научной литературе работа Зомбарта и критиковалась, и находила поддержку. Однако поскольку исходная информация для оценки его теории сохрани- [c.65]

Общество диктует бухгаптерам методы, а иногда и формы их работы. Из книги читатель уже узнал, что есть и другой взгляд. Так, В. Зомбарт (1863—1941) полагал, что именно изобретение двойной бухгалтерии привело к господству капитализма. (Однако все годы советской власти капитализма не было, а двойная бухгалтерия была.) Сейчас в нашей стране происходит вытеснение нашего традиционного бухгалтерского учета западной, преимущественно американской, методологией. Эти процессы подготовлены переменами в нашем обществе. Их объясняют по-разному. [c.637]


С этого места автор приводит числовые иллюстрации. В вычислениях имеют место ошибки, на что указывал Э.Г. Вальденберг [Пачиоло, с. 117]. Отсутствие желания и умения точно считать, — писал В. Зомбарт, — ярче всего проявляется в счетоводстве средних веков [c.156]

С.М. Барац (1850—1913) находился под сильным влиянием очень известных экономистов и историков народного хозяйства Макса Вебера (1864—1920) и Вернера Зомбарта 1863—1941). Эти два выдающихся мыслителя связывали капитализм не с какими-то особыми средствами производства и тем более не с производственными отношениями, ими обусловленными, но с особенностями, как бы мы теперь сказали, менталитета населения, с желанием производить ценности и получать прибыль не ради потребления, а ради нее самой. Безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капитализму и еще менее того — его духу [Вебер, с. 48]. И далее, капитализм безусловно тождествен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталисти- [c.323]

Итак, С.М. Барац связывал имя и труды Л. Пачоли с нарождавшимся в XV в. духом капитализма, но не мог твердо решить следует ли францисканского монаха считать порождением этого духа (по мысли Вебера) или, напротив, творцом его (по мысли Зомбарта). Однако само привлечение в бухгалтерскую литературу соображений, связанных с социально-экономической проблематикой, независимо от того, насколько это удачно, стало зловещим предзнаменованием. [c.326]

Зомбарт В. Современный капитализм. — Т. 1. — Полутом 1. — М.-Л., ОГИЗ, 1931. [c.359]

В.Зомбарт (1863—1941) выделял в двойной бухгалтерии черты, способствовавшие возникновению и развитию капитализма 1) только система счетов позволяет раскрыть кругооборот капитала от счета Капитала через операционные счета и счет Убытков и прибылей вновь к счету Капитала 2) учет позволяет управлять хозяйственными процессами не непосредственно путем их наблюдения, а опосредованно, через их информационное отражение в системе бухгалтерских счетов 3) с помощью плана счетов возможно организовать хозяйственную деятельность любого предприятия 4) бухгалтерия позволяет отделить домашнее хозяйство собственника от его имущества, вложенного в предприятие. Во всех случаях бухгалтерский учет создает порядок из хаоса . Однако эти замечания огорчали многих. Так, Е.. С. Ямей считал абсурдным связывать двойную запись с капитализмом. При этом он ссылался на опыт советского учета. Действительно, капитализм в нашей стране был истреблен, а двойная запись процветала. Кроме того, он указывал, что множество явно капиталистических предприятий применяло простую бухгалтерию. В частности, фирма Sun Fire Insuran e (Лондон) перешла на учет по двойной записи только в 1880 г. Ф. Бродель (1902-1985) подчеркивал, что такие инструменты, как вексель, дисконт, влияли на становление капитализма несоизмеримо больше, чем вся система двойной записи [Бродель, с. 584]. [c.283]

Как реакция на неспособность маржинализма решить социальные проблемы возникает ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ направление (от лат. institutum — учреждение). Его представители Т. Веблен, У. Митчел, М. Вебер, В. Зомбарт, Д. Гэлб-рейт, Г. Мюрдаль и др. [c.8]

Никто еще не написал исчерпывающей истории этих событий. Это была бы чересчур монотонная и унылая история. Но я думаю, не будет преувеличением считать, что история человечества есть в значительной степени история инфляции, причем инфляции, устраиваемых правительствами и ради выгоды правительств, хотя открытие новых источников золота и серебра в XVI столетии произвело аналогичный эффект. Историки вновь и вновь пытались оправдать инфляцию, утверждая, что благодаря ей стали возможны периоды быстрого экономического развития. Они создали даже ряд инфляционистских теорий истории (в особенности, Вернер Зомбарт [56], а до него Арчибальд Алисой [1] и другие. См. о них книги Поля Барта [4], посвятившего целую [c.29]

В. Зомбарт указывал, что банкирские дома Фуггеров и Турцо за период с [c.20]

Читайте также: