Текст рассуждение кратко 3 класс

Обновлено: 04.07.2024

1.Текст состоит из одного предложения . 2. Текст состоит из нескольких любых предложений . 3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу . 4. Текст нельзя озаглавить 5. Текст можно озаглавить 6. Текс – обязательно должен быть большим по объёму 7. Текст может быть не большим по объёму 8. Текст всегда состоит из одной части . 9. В тексте можно выделить 3 части .

? ? ? КАКАЯ? КАКОЙ? КАКОЕ? КАКИЕ? КТО? КОГДА? ЧТО? ГДЕ? КАК? ПОЧЕМУ? Текст-описание Текст- повествование Текст- рассуждение

Пестрый дятел На одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец!

В тексте-описании говорится о ПРИЗНАКАХ предмета или явления, которые можно увидеть ОДНОВРЕМЕННО. Всё, о чём говорится в тексте-описании, можно зафиксировать ОДНИМ снимком. К такому тексту можно поставить вопрос: КАКОЙ предмет?)

Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал всё. Наконец кот попался. Когда Лёнька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Я прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!” Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.

В ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: КТО? КОГДА? ЧТО? ГДЕ? КАК?. Из текста узнаём, ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и в КОНЦЕ?

Ель Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от непогоды, стужи и метели. Несомненно , ель – наше сокровище!

В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось, произошло? Почему это так )

1.Вступление 2.Основная часть 3.Заключение.

Текст-рассуждение 1.Утверждение 2.Аргументы 3.Вывод

Ель Ель – очень ценное дерево . Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от непогоды, стужи и метели . Несомненно, ель – наше сокровище!

1 .Поэтому нужно залечить на берёзе ранку после того, как взяли сок, иначе дерево погибнет. 2. Если взять много сока у берёзы и не залечить ранку, то дерево погибнет. 3. Люди считают берёзовый сок полезным и вкусным напитком. Весной они подрезают кору и собирают его в бутылочку. Деревья, у которых выпустили много сока, засыхают и погибают, потому что сок у них – всё равно, что у нас кровь. 2,3,1

Задание : Прочитай первую часть текста-рассуждения. 1.Если с детства не учиться, то можно остаться незнайкой. 2….. 3….. Имеется утверждение. Подбери аргументы и сделай вывод. Запиши получившийся текст.

1…. 2.Потому что потребление сладкого в огромных количествах вредит здоровью. 3….. Имеется аргумент. Допиши первую и третью часть текста. Запиши получившийся текст.

1….. 2….. 3.Вот почему нужно чаще бывать на свежем воздухе. Имеется вывод. Напиши утверждение и подбери аргументы. Запиши получившийся текст.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок русского языка в з классе по теме: "Текст-рассуждение" УМК "Школа России"

· Познакомить с текстом-рассуждением и его особенностями;· Формировать умения правильно использовать в р.

Конспект урока русского языка "Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением", 4 класс, ПНШ

Конспект урока русского языка.

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. "Что такое текст-рассуждение?"

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. "Что такое текст-рассуждение?".

Конспект по русскому языку на тему: " Типы текста - рассуждение", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Содержание данного конспекта поможет софрмировать систему знаний у обучающихся о типе текста - рассуждение.

Технологическая карта урока русского языка Тема: Что такое текст-рассуждение? 2 класс УМК "Школа России"

Предмет: русский языкТема: Что такое текст-рассуждение?Цели деятельности учителя: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы.


Технологическая карта по русскому языку 2 класс "Что такое текст рассуждение?" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результаты: Предметные:знать отличительные.


Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе.

Задание по русскому языку 3 класс Как правильно написать текст-рассуждение "Для чего нужно учиться"?

Для чего нужно учиться.

Каждый человек учится. Кто-то больше и дольше, кто-то меньше, но учатся все. Потому что нельзя жить и ничему не учиться. Даже животные учатся делать что-то новое, а тем более учиться нужно человеку.

В современном мире знания играют самую важную роль. Ведь мы живем в мире высоких технологий, научного прогресса, информационных технологий. Чтобы найти свое место в этом сложном и очень умном мире, человек с молодых лет должен овладевать самыми разными знаниями. Должен узнавать как можно больше о мире и его законах, и что самое главное, человек должен уметь использовать полученные знания на практике.

Учение свет - так говорили очень давно, и это тем более справедливо сейчас, ведь даже чтобы пользоваться электричеством в доме, нужны хотя бы элементарные знания, которым нужно учиться.

Для чего человеку учиться?

Человек должен учиться, для того чтобы жить как человек. Вот что каждый из нас должен понять с юных лет.

Если у тебя нет знаний, ты не сможешь выполнять даже самую простую работу, ты будешь влачить жалкое существование и никогда не найдешь свое место в жизни.

Современные условия жизни требуют от нас обладать различными знаниями, и чем их больше, тем выше шансы чего-то достичь, кем-то стать.

Значит человек должен учиться прежде всего для самого себя,для своей карьеры,для своего счастья.

Отчего идет дождь?

Дождь - самое обычное для лета и осени явление природы,хотя случаются дожди и весной и даже зимой. Дождь - это вода, которая каплями льется с неба, из туч. Откуда же она там берется?

Оказывается вода -великий путешественник. Она вечно куда-то стремится, ей не сидится в море, в океане.

Под действием солнечного тепла вода испаряется, становится газообразной - это водяной пар. Водяной пар поднимается в воздух ведь он теплый. И при этом потихоньку остывает. Когда температура пара понизится до определенной точки, он начинает снова превращаться в воду. Сперва эти маленькие капельки висят на потоках восходящего теплого воздуха, но когда они станут очень большими, то воздух уже не может их удержать и они падают на землю в виде дождя.

Почему я так жду летних каникул.

Рассказ для 3 класса.

Я очень жду летних каникул, потому что лето - мое самое любимое время года. И дело здесь не только в том, что летом можно не ходить в школу, не делать уроки и спать до обеда, а в том, что летом столько возможностей для активного отдыха на природе.

Я люблю проводить лето в деревне у своей бабушки. В это время там много ребят, с которыми я давно дружу. Мы вместе будем играть в разные игры, будем ходить на речку купаться и загорать, будем собирать на склонах холмов вкусную землянику и ходить в лес за грибами.

Летом в деревне раздолье.

А как красива природа летом! Все вокруг зеленое и цветущее. Появляются вкусные ягоды, свежие овощи. Даже летний зной не пугает меня, ведь от него всегда можно спрятаться в воду или просто в прохладной деревянной избе.

Я очень люблю лето и потому так жду летних каникул.

Смысл поговорки "Один про Фому, другой про Ерему" лично я вижу в том, что люди -собеседники никак не могут определиться о чём собственно речь в их диалоге. Один говорит о чём-то своём, а другой о своём. Нет общей линии диалога, то есть нет общей темы, собеседники "не слышат друг друга".

Касаемо примера из жизни. Это если спросить в заведении у официанта про что-то мясное, а он тебе начинает предлагать зачем-то рыбу или суши.

Разговор Зайчика и Ежика.

Встретились как-то в лесу Зайчик и Ежик и разговорились о вкусной и здоровой пище.

-Лучше всего, - говорит Зайчик.- Морковка или капуста. Они и вкусные и полезные, в них витаминов много.

-Лучше всего, - отвечает Ежик. - Яблоки или грибы, только их весной еще нет. Вот ближе к осени наступит раздолье!

-Морковки тоже пока нет, - согласился Зайчик. - И это очень печально. Приходится есть травку, которая хоть и молодая и сочная, а должного вкуса не имеет.

-Согласен. - ответил Ежик. - А еще жуки и муравьи. Вроде пища калорийная, но не вкусная.

-Не понимаю я тебя. - ответил Зайчик. Вроде ты и яблоки ешь и насекомых разных. разве так можно?

-Можно. - уверенно ответил Ежик. - И потому меня всеядным называют.

В пословице "Нос задирает, а в голове ветер гуляет" речь идет о человеке зазнавшемся, высокомерном, но глупом, о том, кто много о себе мнит, хотя на самом деле ничего из себя не представляет. "В голове ветер гуляет" - значит пусто в этой голове. В жизни часто встречаются такие люди. В мои школьные годы была у меня такая одноклассница. Очень высокомерная девочка. Родители ее занимали высокие посты в местной администрации, видимо поэтому нос свой она "задирала" очень высоко, но высокомерие это граничило с ужасающей глупостью. Училась девочка плохо и общаться с ней было неприятно.

Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.

Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?

Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.

Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?

Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.

Текст-рассуждение состоит из трех частей:

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

Тезис – утверждение, которое нужно доказать.

Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.

Тезис можно начать словами:

Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..

Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.

Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.

По-моему, по утрам надо делать зарядку.

Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?

Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?

Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?

Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

На письме эти слова выделяются запятыми. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.

Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

Вот поэтому я люблю ходить в школу.

Построение текста-рассуждения

1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.

2. Составляю тезис.

5. Записываю текст.

6. Проверяю текст.

Заключение

Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения – могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:

Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.

Это текст-рассуждение с элементами описания.

Однажды мы увидели синицу. Она вся была точно нарисованная: головка черная, щечки белые, спинка и крылья зеленовато-серые. А грудь ярко-желтая. Эта птица-синица перелетала с сучка на сучок, заглядывала в каждую древесную щелку – охотилась за жучками. А потом она села на веточку да как запоет!

Это текст повествования с элементами описания.

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Родной русский язык 3 класс

Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с теоретическими сведениями о строении текста-рассуждения; научить строить текст-рассуждения, научить выделять в тексте утверждение, аргументы и вывод

Урок развития речи

Предметные: уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, находить утверждение, аргументы и вывод

Метапредметные: осознание целей учебной деятельности, умение ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому совершенствованию

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, групповая

Презентация к уроку

утверждение, аргументы, вывод

Слайд Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Познавательные: понимают поставленную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия

2.Актуализация знаний .

Слайд Спишите слова, вставьте пропущенные буквы обозначьте орфограмму в слове

Т..тра..ь , еж. к..р..ндаш.. ,сне. тр..ва

- Проверяем по цепочке задание

-По первым буквам данных слов составьте слово. (текст)

1.Текст состоит из одного предложения (-)

2. Текст состоит из нескольких любых предложений (-)

3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу (+)

4. Текст нельзя озаглавить (-)

5. Текст можно озаглавить (+)

6. Текс – обязательно должен быть большим по объёму (-)

7. Текст может быть не большим по объёму (+)

8. Текст всегда состоит из одной части (-)

9. В тексте можно выделить 3 части (+)

ПРОВЕРКА - СЛАЙД

Итак, дайте определение- что же такое текст?

Называют пропущенную орфограмму

Отвечают на вопросы

Текст-это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить. В тексте выделяют три части.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

3.Работа с текстами .

- На доске вы видите таблицу с вопросами. Сейчас мы постараемся её заполнить.

Заполнение таблицы.

-Возьмите карточку №1. На ней даны тексты. Прочитаем первый текст

Пестрый дятел

На одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец!

-На какие вопросы в таблице мы получили ответы, прочитав этот текст?

- Определите, какой это тип текста.(текст-описание)

СЛАЙД ( В тексте-описании говорится о ПРИЗНАКАХ предмета или явления, которые можно увидеть ОДНОВРЕМЕННО.

Всё, о чём говорится в тексте-описании, можно зафиксировать ОДНИМ снимком. К такому тексту можно поставить вопрос: КАКОЙ предмет?)

-Прочитайте второй текст

Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал всё. Наконец кот попался. Когда Лёнька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Я прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!” Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.

-О чем говорится во втором тексте? (О событиях, действиях о том ,что произошло с котом )

-Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло? Когда? Где?)

-Как называются такой текст ? (текст -повествования)

СЛАЙД ( В ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: КТО? КОГДА? ЧТО? ГДЕ? КАК?. Из текста узнаём, ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и в КОНЦЕ?

-Прочитайте третий текст.

Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от непогоды, стужи и метели. Несомненно, ель – наше сокровище!

-Подумайте на какой вопрос отвечает этот текст ? (Почему? Причины, доказательства)

-Как же называется такой текст ?(текст-рассуждение)

Такой текст называется текст- рассуждение. Рассуждать - значит доказывать.

- Сегодня мы будем учиться составлять текст-рассуждение.

СЛАЙД ( В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось, произошло? Почему это так )

- Давайте вспомним, сколько частей бывает в тексте? (3 части-вступление, основная, заключение)

- О чём говорится в первой части текста? (о том, что ель ценное дерево)

-В этой части дано утверждение, которое нужно доказать – почему ель – это ценное дерево…

-Прочитайте вторую часть текста. О чём в ней сообщается? (о том, в чём заключается ценность ели)

-Это аргументы, или доказательства.

-Прочитайте 3 часть. Эта часть называется ВЫВОД.

-В тексте-рассуждении можно выделить 3 основные части.

2.Аргументы, которые подтверждают данное утверждение

-Найдите в тексте №3 – утверждение. (Ель – очень ценное дерево.) Найдите аргументы, которые подтверждают данное утверждение. (Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от непогоды, стужи и метели) Найдите вывод, который можно сделать, после того, как приведены необходимые аргументы. (Несомненно, ель – наше сокровище!)

- Обычно утверждение совпадает с выводом. Прочитайте утверждение и вывод и убедитесь в этом.

Описание - это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то (людей, растений, животных, разных предметов и явлений природы).

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

На камне греется ящерица.

Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

Рассуждение - это текст, который объясняет причину какого-то явления или события.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

  1. мысль, требующая доказательства;
  2. доказательство (оно может состоять из нескольких абзацев);
  3. вывод.

Не спешите брать птенцов домой!

Почему нельзя брать птенчика домой?

Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

Повествование - это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Читайте также: