Технократическая теория это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Технокра́тия (от греч. techne — искусство, ремесло, мастерство, kratos — власть) — 1) направление общественной мысли, утверждающее, что общество может целиком регулироваться принципами научно-технической рациональности, а власть в таком обществе должна принадлежать техническим специалистам — технократам; 2) обозначение слоя специалистов — высших функционеров промышленного производства и государственного аппарата, иначе — технократы; 3) собственно управление обществом с помощью методов управления техникой и технологией; 4) общественное движение в США в 30-х годах XX века, ставившее целью достижения всеобщего благосостояния с помощью индустриального переворота в результате научного планирования производства в национальных масштабах (лидеры Г. Лоэб, Х. Скотт); к началу 40-х годов потерпело крах.

Технократия как направление общественной мысли

В концепции технократии носителями научно-технической рациональности, принципами которой регулируется жизнь общества, считаются техники, инженеры и ученые (технократы), к которым от предпринимателей и политиков должна перейти власть на предприятиях и в обществе в целом. При этом, с точки зрения сторонников технократии, обеспечивается торжество демократии, так как принципы последней могут работать лишь в случае, если в одинаковой степени защищаются интересы всех слоев общества, что и гарантируется совершенно нейтральным характером науки, техники и технологии .

Характерная черта всех видов технократии — ориентация на управление социальными процессами на основе технических и других узкоспециальных критериев, приуменьшение ценностно-этического измерения политики.

Технократические концепции отразили возросшее значение науки и специалистов для современного общественного производства, увеличение числа управленцев, специалистов и ученых, способных добиться высокой результативности на производстве путем его рациональной организации.

Отношение к технократии в обществе может варьироваться от техноцентристкого, целиком поддерживающего ее идеи и считающего, что развитие техники и рост доступности материальных благ благотворно влияет на общество, до антитехницистского (антитехнократического), при котором техника рассматривается как средство нивелировки и подавления человеческой личности .

История технократической концепции

В 1950-е годы получила популярность концепция неорационализма (Г. Саймон, Д. Марч), которую рассматривали как одно из ответвлений сайентизма .

В 1960-е годы теория технократии была в наиболее разработанном виде представлена в трудах Дж. К. Гэлбрейта о постиндустриальном обществе. Ключевое понятие для него — техноструктура, то есть упорядоченная совокупность ученых, инженеров, техников, менеджеров-специалистов по рекламе и продажам, посредников и администраторов. Для техноструктуры характерен авторитарный стиль принятия решений. В крупных корпорациях типа IBM, General Motors именно техноструктура руководит компанией. Таким образом, собственники фактически отстраняются от управления, а техноструктура стремится распространить свою власть на все общество в целом .

В СССР идеи технократии считались идеологически чуждыми и опасными, а иногда даже приравнивались к фашизму .

Технократы

Технократия в XX веке существовала и существует во многих странах как один из элементов общественного устройства, роль которого в разные периоды то возрастает, то понижается.

Некоторые исследователи считают, что технократы существовали и действовали задолго до появления самого термина. К таким технократам по духу относят, например, французского инженера и математика Лазара Никола Карно (1753-1823), начальника генерального штаба Пруссии Хельмута Мольтке-старшего (1800-1891), российского императора Петра I, петровского артиллериста-теоретика и военачальника Я.В. Брюса (1669-1735) .

Научно-техническая революция, начавшаяся в середине нашего столетия, породила на Западе иллюзии, будто развитие техники может спасти капитализм от его исторической судьбы, предначертанной объективными законами развития общества, устранить присущие ему социальные язвы и противоречия. Рост экономики в крупных буржуазных странах, вызванный временной стабилизацией хозяйства, укреплял это представление в сознании некоторых слоев капиталистического общества. Постепенно в 50 е и 60 е гг. сложились так наз. технократические утопии.

В 80 е гг. идеология технократизма стала усиливаться. Это произошло прежде всего в результате эволюции Римского клуба. Начав с сенсационных, апокалипсических прогнозов, исследователи глобальных проблем стали постепенно искать выход из кризисных процессов, с которыми столкнулось человечество. Особые надежды при этом возлагаются по-прежнему на науку и технику. Последние доклады Римского клуба содержат рекомендации, выдержанные в духе технократической идеологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Технократическая идеология за последние десятилетия получила распространение практически во всех странах индустриализованного мира. Но в настоящее время она сильно отличается от так называемого классического технократизма, выразителем которого был Т. Веблен. Эволюция технократических идей происходила, во-первых, от надежды на полную замену политики рациональным научным управлением к стремлению максимально деидеологизировать политику и обеспечить всестороннюю научно-техническую экспертизу управленческих решений, а во-вторых, от иллюзий об обществе, в котором у власти находятся исключительно инженеры и ученые, к признанию технократов одной из властвующих элит современного общества.

Формирование технократии как социального слоя и превращение ее в органический элемент властвующей элиты представляют закономерный результат развития западной техногенной цивилизации.

Элитарные и технократические теории представляют собой новую традицию в исследовании демократии, отличную и от мечтаний просветителей XVIII в. о справедливом и разумном общественном устройстве, и от классической либеральной идеологии, ориентированной на гарантии индивидуальных свобод, на безусловное признание ценности демократического политического режима. Элитарные и технократические теории обращаются не столько к обоснованию и изучению концептуальных основ демократического строя (это дано либерализмом), сколько к исследованию самого процесса осуществления политической власти, технологии власти в условиях демократии.

Со временем оказалось, что практика демократии вносит коррективы в понимание этого феномена, в классическую концепцию либерализма. Презюмируются народовластие, конкуренция различных политических взглядов и идеологий, свободное избрание народом своих представителей в выборные органы, принятие решений в них и на выборах большинством голосов, что служит гарантией реализации воли народа. Но при проведении в жизнь этих положений выясняется, что власть все равно осуществляется элитой, правящим меньшинством, которое приспособилось к диктуемым демократией правилам игры и навязывает обществу свою волю, заставляя принимать решения в своих интересах (элитарные теории). К тому же оказывается, что в условиях индустриального или постиндустриального общества важны не только демократические процедуры принятия решений, но и их качество, соответствие потребностям общественного развития. Для эффективной управленческой деятельности в усложнившемся, промышленно развитом обществе необходима профессиональная и качественная проработка возможных вариантов решений, что может быть сделано только специалистами (технократами в терминологии многих политологических концепций). Речь, таким образом, идет о прямом или косвенном привлечении специалистов, ученых к выработке государственной политики и к управлению обществом, т. е. также об элите, но элите технократической (технократические теории).

Элитарные и технократические теории смогли сформироваться только на основе изучения институтов демократии буржуазного общества в действии, поэтому они объективно не могли возникнуть ранее XIX в. В то же время они отразили и кризис классических либеральных идей о возможности самостоятельно функционирующего народного представительства, обозначившийся к началу XX в.

Представителями теории элит была показана невозможность достижения подлинного народовластия при осуществления политической власти на демократических началах, поскольку государственная власть по необходимости имеет элитарный характер. У истоков теории элит стояли Г. Моска и В. Парето.

Индивиды, из которых составляется правящее меньшинство, должны иметь определенное материальное, интеллектуальное или даже моральное превосходство, т. е. отличаться качествами, которые ценятся в обществе. Эти качества с учетом эволюции общества являются исторически изменчивыми. Г. Моска указывает три качества, необходимые для попадания в политический класс: военная доблесть, богатство и священство; в соответствии с этим различаются три формы аристократии: военная, финансовая и церковная. Большое значение придается также практической способности представителей правящего класса управлять.

Моска отмечает, что, с одной стороны, необходима стабильность правящего класса, а с другой — полезно и обновление за счет низшего класса, оно только не должно быть слишком резким и радикальным. Правящий класс может пополняться или обновляться за счет наследования (аристократический способ) и выборов (демократический способ); также возможна еще и кооптация, т. е. прямое назначение новых лиц в правящий класс. Наиболее предпочтителен, по мнению Моски, вариант, когда аристократический и демократический способы уравновешивают друг друга.

Г. Моска (а вслед за ним и В. Парето) считает устаревшим классическое разделение форм правления на различные виды монархий и республик. На самом деле необходимо принимать во внимание не внешние особенности организации власти, а анализировать типы политической организации общества. Моска различает четыре таких типа: город-государство, феодальное государство, бюрократическое государство и современное представительное государство.

То, что бюрократизация партий, бюрократизация государственного аппарата неизбежно ведут к элитизму, отмечал и Макс Вебер (1864—1920). В итоге многовекового развития чиновничество превратилось в совокупность высококвалифицированных специалистов духовного труда, подчиняющуюся уже не личности правителя, а рациональным правилам. Современное государство организуется по типу учреждения, которое вынуждено действовать со все возрастающей эффективностью. Поэтому экономическая необходимость, а также тенденция рационализации политики, отмечает М. Вебер, рано или поздно и при демократической организации политической жизни приведут к господству бюрократии.

В дальнейшем исследование элитизма было продолжено многими классиками политической науки XX в. (М. Дюверже, Й. Шумпетер, К. Манхейм, Дж. Сартори и др.). Это направление то несколько отодвигалось на второй план, уходя в тень под воздействием критики сторонников демократии и плюрализма, то вновь приковывало к себе повышенное внимание. Так, в американской политической науке появились концепции демократического элитизма и неоэлитизма. Сторонники первой исходят из признания одновременно и демократического, и элитарного характера власти в современном буржуазном обществе; демократия при этом гарантируется плюрализмом элит, открытым их соперничеством. Неоэлитисты, напротив, говорят о необходимости не плюрализма элит, а единой правящей элиты, которая более последовательна в защите идеалов демократии и ценностей буржуазного общества.

Развитию технократических теорий способствовали усложнение общества, укрупнение проблем, которые приходилось решать политической власти, увеличение потребности в специальных, профессиональных знаниях. Четко обозначилась необходимость широкого использования научных данных для обеспечения обоснованности и эффективности управленческих решений в рамках институтов демократического общества. Со временем начали высказываться идеи о возрастании роли экспертов, специалистов (т. е. технократов) в управлении обществом в эпоху научно-технической революции, о том, что технократам принадлежат не только знания, но и власть. В целом идеи технократии носят элитарный характер и конкурируют с демократическими теориями. В какой-то степени они выражают претензии научной и административной элиты на решающую роль в принятии политических решений, а в более радикальном плане — на передачу власти возникшему классу технократов. Технократическое руководство обществом, правление экспертов в зависимости от постановки вопроса видятся или дополнением, или альтернативой демократии.

Технократические идеи пользовались популярностью во многих концепциях, посвященных осмыслению нового состояния общества во второй половине XX в. и перспектив его развития.

Элитарные и технократические теории подвергли анализу реальный и сложный процесс осуществления политической власти в демократическом обществе. Во времена господства марксизма-ленинизма эти направления подвергались безоговорочной критике за непризнание классового характера отношений в обществе. В настоящее время подходы, предлагаемые теориями элит и технократии, представляются плодотворными для исследования политических процессов в современной России, для совершенствования политико-правовой науки. Элитарные и технократические идеи могут быть развиты в направлении совершенствования демократических теорий и демократических учреждений или же использованы при разработке аристократических концепций государственной власти, выдвигающих на первый план идею правления организованного и компетентного меньшинства вне зависимости от формальных институтов организации государственной власти.

ТЕХНОКРА́ТИЯ (от греч. τέχνη – ис­кус­ст­во, ма­стер­ст­во, ре­мес­ло, нау­ка и ϰρά τος – власть), 1) сис­те­ма со­ци­аль­но­го управ­ле­ния, при ко­то­рой вся пол­но­та вла­сти на­хо­дит­ся в ру­ках тех­нич. спе­циа­ли­стов в гос. ап­па­ра­те и ру­ко­во­дстве кор­по­ра­ция­ми. 2) Тео­ре­тич. кон­цеп­ция, со­глас­но ко­то­рой об­ще­ст­во в сво­ей по­все­днев­ной жиз­не­дея­тель­но­сти долж­но ре­гу­ли­ро­вать­ся пра­ви­ла­ми тех­ни­ко-ор­га­ни­зац. ра­цио­наль­но­сти, зна­то­ка­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся экс­пер­ты. Т. как власть спе­циа­ли­стов про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся при этом вла­сти соб­ст­вен­ни­ков-ка­пи­та­ли­стов, а так­же разл. фор­мам тра­диц. де­мо­кра­тич. прав­ле­ния (пря­мо­го, пред­ста­ви­тель­но­го и др.). Про­воз­ве­ст­ни­ка­ми со­вре­мен­ной Т. бы­ли Ф. Бэ­кон , К. А. де Рув­руа Сен-Си­мон и О. Конт .

Технокра́тия (от греч. techne — искусство, ремесло, мастерство, kratos — власть) — 1) направление общественной мысли, утверждающее, что общество может целиком регулироваться принципами научно-технической рациональности, а власть в таком обществе должна принадлежать техническим специалистам — технократам; 2) обозначение слоя специалистов — высших функционеров промышленного производства и государственного аппарата, иначе — технократы; 3) собственно управление обществом с помощью методов управления техникой и технологией; 4) общественное движение в США в 30-х годах XX века, ставившее целью достижения всеобщего благосостояния с помощью индустриального переворота в результате научного планирования производства в национальных масштабах (лидеры Г. Лоэб, Х. Скотт); к началу 40-х годов потерпело крах.

Технократия как направление общественной мысли

В концепции технократии носителями научно-технической рациональности, принципами которой регулируется жизнь общества, считаются техники, инженеры и ученые (технократы), к которым от предпринимателей и политиков должна перейти власть на предприятиях и в обществе в целом. При этом, с точки зрения сторонников технократии, обеспечивается торжество демократии, так как принципы последней могут работать лишь в случае, если в одинаковой степени защищаются интересы всех слоев общества, что и гарантируется совершенно нейтральным характером науки, техники и технологии .

Характерная черта всех видов технократии — ориентация на управление социальными процессами на основе технических и других узкоспециальных критериев, приуменьшение ценностно-этического измерения политики.

Технократические концепции отразили возросшее значение науки и специалистов для современного общественного производства, увеличение числа управленцев, специалистов и ученых, способных добиться высокой результативности на производстве путем его рациональной организации.

Отношение к технократии в обществе может варьироваться от техноцентристкого, целиком поддерживающего ее идеи и считающего, что развитие техники и рост доступности материальных благ благотворно влияет на общество, до антитехницистского (антитехнократического), при котором техника рассматривается как средство нивелировки и подавления человеческой личности .

История технократической концепции

В 1950-е годы получила популярность концепция неорационализма (Г. Саймон, Д. Марч), которую рассматривали как одно из ответвлений сайентизма .

В 1960-е годы теория технократии была в наиболее разработанном виде представлена в трудах Дж. К. Гэлбрейта о постиндустриальном обществе. Ключевое понятие для него — техноструктура, то есть упорядоченная совокупность ученых, инженеров, техников, менеджеров-специалистов по рекламе и продажам, посредников и администраторов. Для техноструктуры характерен авторитарный стиль принятия решений. В крупных корпорациях типа IBM, General Motors именно техноструктура руководит компанией. Таким образом, собственники фактически отстраняются от управления, а техноструктура стремится распространить свою власть на все общество в целом .

В СССР идеи технократии считались идеологически чуждыми и опасными, а иногда даже приравнивались к фашизму .

Технократы

Технократия в XX веке существовала и существует во многих странах как один из элементов общественного устройства, роль которого в разные периоды то возрастает, то понижается.

Некоторые исследователи считают, что технократы существовали и действовали задолго до появления самого термина. К таким технократам по духу относят, например, французского инженера и математика Лазара Никола Карно (1753-1823), начальника генерального штаба Пруссии Хельмута Мольтке-старшего (1800-1891), российского императора Петра I, петровского артиллериста-теоретика и военачальника Я.В. Брюса (1669-1735) .

Читайте также: