Техника ведения баскетбольного мяча кратко 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Ведение мяча – приём техники нападения, позволяющий баскетболисту маневрировать с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и направлений движения.

Дриблер – игрок, ведущий мяч.

Пронос мяча – нарушение правил, фиксируемое у игрока, выполняющего дриблинг, в случае задержки мяча в руке.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2013. – 190 с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Ведение мяча - прием техники нападения, позволяющий игроку передвигаться с мячом по спортивной площадке с большой скоростью и с различными направлениями движения. Слово дриблинг произошло от англ. dribble - "вести мяч". Этот термин в баскетболе означает прохождение игрока мимо защитника с одновременным ведением баскетбольного мяча правой или левой рукой. Дриблинг в баскетболе считается вторым основным способом перемещения самого мяча по площадке - после его передачи.

Ведение мяча в баскетболе применяется:

  • когда нужно выиграть время;
  • при плотном держании противником;
  • при проходе к кольцу;
  • при проведении разученной комбинации;
  • при заслонах или когда за спиной ведущего мяч должен пройти к партнеру;
  • когда игрок находится в затруднительном положении, а партнёры закрыты;
  • чтобы вызвать игроков противника на ошибки;
  • когда игрок перехватывает передачу одной рукой или подбирает передачу отскоком;
  • после обманного движения на бросок для прохода к кольцу.

В баскетболе существует три основных вида ведения мяча:

  • с высоким отскоком мяча от поверхности площадки;
  • низкий отскок мяча;
  • комбинированная техника дриблинга.

Игрок должен уметь вести мяч и правой, и левой рукой. Нужно не только правильно и быстро вести мяч по прямой, но и с изменением направления шагом в сторону, поворотом, переводом мяча за спиной, между ног, с одной руки на другую, вести мяч как ближней рукой к защитнику, так и дальней от него, укрывать мяч от защитника. При ведении мяча его направляют вниз только кистью руки с широко расставленными ненапряжёнными пальцами. Рука в локтевом суставе почти неподвижна. Для сохранения подвижности при ведении мяча важную роль играет работа ног. Ноги должны быть немного согнуты в коленях и хорошо пружинить.

Сила толчка кисти должна быть такой, чтобы мяч мог отскочить от пола на нужную высоту. Чем дальше отскакивает мяч, тем быстрее должен бежать игрок, чтобы его догнать. Если же мяч направлять на пол перпендикулярно, то продвижения вперёд не будет.

Ведение мяча двумя руками запрещается, как и удар кулаком по мячу. Вести мяч можно как правой, так и левой рукой. Пронос мяча является нарушением правил.

При нарушении ведения мяча - наказание передача мяча сопернику.

Ведение мяча не рекомендуется, если возможно передать мяч, за исключением случая, когда открыт проход к кольцу и нужно больше 1-2 ударов.

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

- развитие этических чувств, доброжелательность и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей

- развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения

Части урока и их продолжительность

Частные задачи к конкретным видам упражнений

Содержание учебного материала

Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку

1. Построение класса в одну шеренгу, обмен приветствиями

Требовать от учащихся быстроты и согласованности действий

Создать целевую установку на достижение конкретных результатов предстоящей в уроке деятельности

Обеспечить предельную конкретность задач урока, доступность пониманию учащимися их формулировок

Содействовать общему разогреванию и постепенному втягиванию организма в работу (упр. 3-5)

Содействовать развитию внимания и быстроты реакции на звуковой и зрительный сигналы

3. Ходьба в обход по залу в колонне по одному, с размыканием на дистанцию в два шага

4. Медленный бег в обход по залу в колонне по одному, в равномерном темпе с сохранением дистанции в два шага

5. Чередование бега в оптимальном темпе лицом по направлению движения, левым и правым боком, спиной по направлению движения

Обратить внимание учащихся на сохранение правильной осанки

Обратить внимание учащихся на необходимость самоконтроля за техникой бега и бегового шага

Смену способов передвижения выполнять по сигналу учителя: поднятая рука вверх - спиной по направлению движения, по свистку- лицом по направлению движения, по словесному распоряжению- остальные способы передвижения

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности в суставах рук и плечевого пояса (упр. 1-6)

6. Общеразвивающие упражнения в движении шагом:

Упр.1 и.п.- руки в стороны.

На 4 шага вперед- 4 круга кистями внутрь, на следующие 4 шага - наружу.

Упр.2. и.п.- руки перед грудью, пальцы сцеплены ладонями внутрь.

На шаг левой вперед - руки разогнуть вперед ладонями наружу, на шаг правой вперед - согнуть руки в и.п.

Упр. 3. и.п. – руки вверх, пальцы сцеплены ладонями наружу.

На шаг левой вперед - наклон влево, на шаг правой вперед- наклон вправо.

Упр. 4. и.п.- руки перед грудью.

На 2 шага вперед- 2 пружинящих отведения согнутых рук назад, на следующие 2 шага вперед- то же, но разгибая руки ладонями кверху.

Упр.5. и.п.- левая рука вверх, правая опущена вдоль туловища.

На каждый шаг вперед - смена положения рук в боковых плоскостях.

Упр.6. и.п.- руки к плечам.

На 4 шага вперед- 4 круга согнутыми руками внутрь, на следующие 4 шага вперед – наружу.

5-7 раз в каждую сторону

5-7 раз в каждую сторону

5-7 раз в каждую сторону

Акцентировать внимание учащихся на сочетание движений с ритмом шагов и на сохранение правильной осанки при выполнении упражнений.

Выполнять с максимальной амплитудой.

Выполнять с максимальным разгибанием рук.

При наклоне смотреть на кисти рук.

Локти ниже уровня плеч не опускать!

Выполнять с максимальной амплитудой. Руки в локтевых суставах не сгибать.

Выполнять с максимальной амплитудой.

Восстановить усвоенные ранее умения и совершенствовать учащихся в выполнении способов передвижения баскетболиста,

содействовать развитию внимания и быстроты реакции на звуковой сигнал (упр.1-3)

Содействовать восстановлению ритма дыхания до равномерного

Организовать учащихся для выполнения упражнений основной части урока

7. Упражнения в передвижениях без мяча:

Упр.1. Ходьба в обход зала в колонне по одному с сохранением дистанции в два шага. По сигналу - остановка двумя шагами с

имитацией ловли мяча двумя руками и стойки баскетболиста.

Упр.2. То же, но в беге.

Упр.3. Передвижение приставными шагами правым боком по направлению движения, имитируя стойку защитника.

По сигналу выпрыгивание вверх, имитируя ловлю мяча двумя руками, и остановка прыжком; по следующему сигналу - передвижения влево по направлению движения

8. Бег в обход по залу в колонне по одному с постепенным снижением скорости до перехода на ходьбу

9. Ходьба под счет учителя и перестроение из колонны по одному в колонну по два поворотом налево в движении по команде учителя

2-3 раза в каждую сторону

Акцент на большую длину первого шага и постановку ног с пятки

Обратить внимание учащихся на необходимость сохранение стойки баскетболиста и строгую фиксацию остановки

Акцентировать внимание учащихся на ритме дыхания

Ориентировать учащихся на размыкание на дистанцию и интервал в 3 шага

Ознакомить с техникой ведения мяча на месте

Научить переводу мяча с одной руки на другую при ведении его на месте

Ознакомить с ведением мяча попеременно одной и другой рукой при передвижении вперед

Ознакомить с особенностями ведения мяча при передвижениях приставными шагами левым и правым боком по направлению движения

Научить сочетанию ведения мяча в движении по прямой с остановкой шагами и передачей мяча с места двумя руками от груди

Совершенствовать учащихся в ловле и передаче мяча двумя руками от груди

10. Упражнения с мячом:

Упр.1 И.П. – полуприсед с наклоном вперед, левая нога впереди, мяч справа, кисть правой руки с широко расставленными пальцами на мяче

Перекатывание мяча по полу вправо, влево, вперед, назад

Упр.2. То же, но левой

рукой, изменив положение ног

Упр.3. И.П. – стойка баскетболиста, левая нога вперед. Ведение мяча на месте правой рукой

Упр.4. То же , но левой рукой, сменив положение ног

Упр.5. И.П. – стойка баскетболиста. Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой, переводя мяч под соответствующую руку третьим касанием

Упр.6. И.П. – стойка баскетболиста, левая нога впереди. Повторить упр.5, три удара мячом в пол шаг вперед, затем три удара левой, шаг вперед

Упр.7. Ведение мяча правой при передвижении приставными шагами левым боком вперед, остановка и ведение мяча левой при передвижении приставными передвижениями правым боком вперед

Упр.8 И.П. – построение в две колонны на лицевой линии, мяч у первых. Ведение мяча правой по прямой в движении шагом до стойки, обводка справа и ведение в обратном направлении левой рукой, остановка шагами в 3-4 м от партнера по команде с ловлей мяча двумя руками и передача мяча, и передача мяча двумя руками от груди

В современном баскетболе ведение и дриблинг являются основными принципами передвижения по полю. Игрок не может взять мяч в руки и пробежать к кольцу. Это будет расценено как нарушение. А какие еще существуют нюансы ведения и дриблинга? Оказывается, что нельзя выставлять вперед вторую руку и делать вместе с мячом больше двух шагов. Но так было не всегда.

В начале и до середины 20 века баскетбол был больше похож на регби с подвешенными кольцами. Игроки часто толкались, злоупотребляли массой и силой, тянули время. В 1954 году произошло обновление правил, и игра стала гораздо строже относится к различным физическим контактам. Теперь игрокам нужно было учиться вести мяч и не вступать в противоборство с соперником. Баскетбол стал красивее и зрелищнее.

Правила ведения мяча в баскетболе

Определения

Ведение мяча — это способ перемещения баскетболиста по площадке. Только с помощью этого приема возможно самостоятельное передвижение игрока. Иначе ведения мяча могут называть дриблинг. Но это определение чаще используется тогда, когда речь заходит об обыгрывании соперников, их переигрывании в борьбе один на один. Сейчас хороший дриблинг стал неотъемлемой частью любого баскетбольного матча.

Несмотря на высокие требования к игрокам со стороны тренеров, почти никому не удается сделать из ведения мяча свою сильную сторону. Дело в том, что баскетбол очень быстрая игра, в которой большая ставка делается на командную игру. Если игрок думает, что ему удастся пройти 5 оппонентов, используя дриблинг, то буквально через несколько секунд его ждет разочарование. В НБА голы, в которых принял участие только один спортсмен, являются большой редкостью.

Дриблинг в баскетболе

Техника ведения мяча

Чтобы уходить из-под прессинга нужно научиться хорошей технике ведения мяча. Стоит сказать, что существует несколько способов дриблинга:

  • Одна рука. Самый распространенный способ. Идет чеканка мяча о землю одной рукой, а второй можно контролировать баланс тела. Это наиболее энергосберегающий и спокойный способ ведения.
  • Две руки попеременно. Также часто встречающаяся техника. Ее стоит освоить всем тем, кто хочет повысить свой уровень игры до профессиональных игроков. Меняя две руки можно запутать противника, а также найти более выгодный вариант к атаке.
  • Переводы. Это сильные удары о пол, которые поднимают мяч до уровня плеч дриблера. Таким образом можно раскачать противника и отдать пас в открывшиеся пространство.
  • Кроссовер. Суть этого приема заключается в чеканке мяча между ног. Один удар перед собой, а второй — уже за спиной. Это помогает защитить мяч от соперника и не дать ему инициативы в борьбе.
  • За спиной. Этот способ используется редко в настоящей игре. Чаще всего им пользуются для разминки или поддразнивания соперника.

Ведение за спиной в баскетболе

Для всех этих способов существует примерно одна техника. Баскетболисты не случайно изучают правила дриблинга. Это нужно для того, чтобы лучше контролировать мяч и не получить травму во время неправильного приема. Существуют следующие правила и советы при ведении мяча:

  • Мяч должен отскакивать от поля и пружинить от пальцев. Не нужно хватать его полной ладонью или стараться максимально сильно ударить о пол. Главное, чтобы на дриблинг тратилось немного усилий, а руки игрока не уставали.
  • Нужно прижаться к земле и вести мяч, не отпуская его слишком далеко. В таком положении у противника будет меньше времени, чтобы выхватить мяч. Лучше менять стиль дриблинга, поднимаясь иногда во весь рост, а иногда пригибаясь к земле.
  • Нужно отучиваться смотреть на мяч во время дриблинга. Желательно вообще вести мяч не глядя. Таким образом можно будет следить за движениями соперника, сконцентрировавшись на обстановке в матче.
  • Стоит научиться укрывать мяч корпусом, не подпуская к нему игрока из вражеской команды. Этого довольно тяжело достичь, так как слепое ведение подразумевает, что спортсмен будет вслепую контролировать мяч, не ударяя его о другие части тела.
  • Учитывать угол отскока мяча тоже стоит при активном дриблинге. Если стоять и чеканить под углом в 90 градусов, то продвижения не будет. Если угол будет слишком большой, то за мячом можно не успеть, а если слишком маленьким — то продвижение будет слишком медленным. Профессиональные баскетболисты уделяют большое внимание ведению мяча, так как это второй по важности аспект передвижения по полю (первый — передача пасов).


Двойное ведение

Так называют нарушение, когда игрок после взятия мяча в руки снова начинает дриблинг. Правилами это запрещается. Если спортсмен получает мяч от партнера, то ему можно взять мяч обеими руками и начать дриблинг, но только один раз. Допустим, игрок прекратил ведение. Он берет мяч в руки и начинает оглядывать площадку. Теперь у него есть только два варианта:

  1. Отдать пас партнеру по команде.
  2. Совершить бросок в кольцо.

Все это можно сделать и после двух шагов с мячом. За пробежку это считаться не будет. Стоит сказать, что прыжок с мячом в этой ситуации запрещен. В случае нарушения правил игрок будет объявлен в ауте, а право владения перейдет к другой команде.

Баскетболе

Распространенные ошибки

Ведение — трудный прием, отработка которого занимает много времени и сил. Но чтобы увеличить пользу для команды, можно изучить наиболее частые ошибки:

Игра в баскетбол

Упражнения для отработки

Чтобы научиться хорошему дриблингу стоит больше тренироваться. В этом помогут следующие упражнения:

  • Держать в руке мяч, плавным движением опуская его вниз и чеканя об землю. Работает только кисть одной руки. Это поможет развить силу запястий.
  • Один игрок берет в руки мяч, а второй хватает его так, как удобно. Теперь задача номера два — это постараться вытащить снаряд. Первый игрок должен напрягать все мышцы, чтобы не дать мячу выскочить. Развивает сильные руки.
  • Долгое ведение мяча. Тут все ясно. Нужно уходить в дриблинг и чеканить мяч на протяжении 3, 5, 10 минут. После того, как пропадут заметные пошатывания, а спортсмен будет лучше чувствовать болид, контроль над мячом начнет ощущаться лучше.
  • Ведение мяча между ног кроссовером также поможет лучше чувствовать скорость и угол падения мяча. Это упражнение может улучшить не только контроль, но и навыки дриблинга вблизи соперника.
  • Попеременное ведение мяча сначала одной рукой, а потом второй тоже поможет лучше ощущать игру. Игрок, который умеет управляться обеими руками, всегда будет чувствовать себя уверенно на площадке.

Пас за спиной в баскетболе

Важные нюансы в игре

Стоит учитывать, что для успешного ведения нужны сильные и мощные руки. Баскетболисты много тренируются и вне площадки. Желательно, посещать спортивный зал, где можно увеличить силу хвата и мощность ног. Высокие прыжки и крепкие руки — отличительные черты любого профессионального баскетболиста. Также стоит развивать выносливость, ведь ведение — это тот же самый бег, но с повышенной концентрацией.

Сильный корпус поможет в столкновениях даже с самыми большими противниками. Конечно, сейчас больше ценятся игроки с хорошей выносливостью и быстрым бегом, но это не значит, что противники всегда будут медленнее или слабее команды.

Ведение мяча в баскетболе является одним из важнейших элементов игры. Ведение мяча, которое сочетается с различными приемами дает игроку возможность обыгрывать соперника, обострять ситуацию на баскетбольной площадке. Подобный элемент игры получил название дриблинг.

Правила баскетбола контролируют правильное исполнение ведение мяча на баскетбольной площадке.

Существуют различные техники ведения мяча в баскетболе.

ведение мяча в баскетболе

Способы ведения мяча в баскетболе

Различные способы ведения мяча используются в разнообразных ситуациях, в зависимости от задачи на баскетбольной площадке: удержать время, избавится от опеки, пройти под кольцо, разыграть комбинацию, сделать передачу партнеру, совершить обманное движение.

Дриблинг может отличаться по скорости, направлению, отскоку мяча от паркета.

Ведение с изменением скорости

К неожиданным изменениям скорости ведения мяча прибегают для того, чтобы оторваться от защитника. Скорость ведения зависит прежде всего от высоты отскока мяча от площадки и угла, под которым он направляется к площадке. Чем выше отскок и меньше его угол (в рациональных пределах), тем больше скорость продвижения. При отскоке, низком и близком к вертикальному, ведение замедляется и может вообще выполняться на месте.

Ведение с изменением скорости

Ведение с изменением направления

Кроме этого защитники испытывают проблемы и при резком изменении направления игроком, осуществляющим дриблинг. Владеющий мячом игрок способен менять направление в разные стороны с соблюдением правил. Чаще всего ведение с изменением направления используется как атакующий элемент игры. Изменяют направление таким образом: кисть накладывают на различные точки боковой поверхности мяча и выпрямляют руку в нужном направлении. Используют также обводку с изменением высоты отскока и с поворотами и переводами мяча. Используются обводки за спиной, через ноги.

Ведение с изменением высоты отскока

В баскетболе существует три основных вида ведения мяча или дриблинга:

1. с высоким отскоком мяча от поверхности площадки (мяч ударяется о площадку с большой силой, колени немного согнуты);

2. низкий отскок мяча (корпус опускается ниже, колени согнуты сильнее);

3. комбинированная техника.

Двойное ведение

При использовании различных способов ведения мяча необходимо соблюдать баскетбольные правила. Одной из частых ошибок при дриблинге является двойное ведение.

Игрок, взявший мяч в две руки после ведения имеет право исполнить бросок или выполнить передачу партнеру. Двойное ведение является нарушением правил, при котором игрок продолжает дриблинг после его окончания (мяч взят в две руки).

Двойное ведение фиксируется судьями. Игра останавливается и мяч переходит сопернику.

Упражнения для отработки ведения

Для того, чтобы овладеть навыками дриблинга и не допускать ошибок следует выполнять упражнение баскетбольным снарядом (мячом). Существует множество упражнений, который помогут усовершенствовать ведение мячом.

отработка ведения мяча

  • Отработка ведения с помощью вращения;
  • Ведение между ногами на месте;
  • Ротация отскока мяча от площадки;
  • Ведение разными руками;
  • Ведение двух мячей на месте;
  • Работа с тремя мячами;
  • Низкое ведение;
  • Работа на скамье;
  • Бег на пятках с ведением;
  • Поднимание бедра при ведении;
  • Ведение с прыжками;
  • Ведение мяча на высокой скорости;
  • Ведение нескольких мячей на высокой скорости;
  • Отработка ведения против соперника;
  • Изучение финтов.

Передачи мяча в баскетболе

Передачи мяча в баскетболе являются важнейшим компонентом игры. Они помогают организовывать нападение команды, создавать взаимодействие игроков, поддерживать коммуникацию атаки, выводить игроков на завершающий бросок.

Выполняется игроком, который находится с мячом. Различают результативные передачи и обычные. По технике исполнения делятся на передачи от груди, с отскоком, из-за головы, длинные передачи.

Читайте также: