Отношения пушкина и лермонтова кратко

Обновлено: 04.07.2024

Жизнь и творчество русских писателей изучены вдоль и поперек. Однако сюрпризы преподносит генеалогия — ярчайшие представители русской литературы – родня друг другу.

Пушкин и Лермонтов

У Юрия Петровича Лермонтова, прадеда поэта, была родная сестра.

От нее пошла еще одна родословная ветвь. Через семь поколений в этой семье родился советский писатель Аркадий Гайдар. Впервые о родстве Гайдара и Лермонтова стало известно в 1988 году, когда сотрудники гайдаровского музея встретились с сыном писателя. Сам Гайдар об этом родстве ничего не знал и даже не подозревал, что происходит из старинного рода Лермонтовых.

Адмирал Иван Головин был знатным человеком и принадлежал к древнему боярскому роду крупнейших землевладельцев. Его отец был фельдмаршалом и правой рукой Петра Первого. Иван тоже стал сподвижником царя и первым андреевским кавалером. Две его дочери Евдокия и Ольг, после замужества дали две родословные ветви. Евдокия Ивановна вышла замуж за Александра Петровича Пушкина, каптенармуса Преображенского полка. Судьба этой пары весьма трагична. Александр Петрович умер в припадке сумасшествия, зарезав свою жену, находившуюся на сносях. Их единственный сын Лев Александрович Пушкин – дед поэта. Вторую дочь графа Головина Ольгу выдали замуж за Юрия Трубецкого. Она родила сына Дмитрия Трубецкого – прадеда Льва Толстого. Граф Иван Головин – общий предок Пушкина и Толстого. Его дочь Евдокия – прабабушка Пушкина, а дочь Ольга – прапрабабушка Толстого. Лев Толстой, как и Лермонтов, приходится детям Пушкина пятиюродным дядей. Сам он об этом знал и был особенно дружен со старшей дочерью поэта Марией Александровной Пушкиной. Впервые увидев ее на одном из приемов, граф был поражен необычной внешностью девушки. А когда ему сообщили, кто она, Толстой воскликнул:

Толстой вспоминал потом, что одобрение Тютчева и его визит начинающему писателю были огромной честью. Тютчев был любимым поэтом Толстого, а потому их родством он очень гордился. Они приходились друг другу шестиюродными братьями. Оба произошли от Петра Андреевича Толстого. Их предок жил в XVII веке и был одним из самых близких и доверенных лиц Петра Первого. Он руководил Тайной канцелярией. Государь даровал ему графий титул. Именно от него начинается графская ветвь рода Толстых.

Сын Петра Андреевича Иван – прапрапрадед Тютчева. А другой его сын — Петр – прапрапрадед Толстого.

Софья Андреевна влюбилась в Есенина сразу. Они практически не расставались и уже в сентябре поженились. Но назвать этот брак безоблачным никак нельзя. Родные и близкие сочувствовали Софье, зная, как сложно ей жить с Есениным, — постоянные пьянки, загулы, депрессии.

Через четыре месяца после свадьбы в декабре 1925 года поэта нашли мертвым в ленинградской гостинице.

После смерти поэта Софья посвятила свою жизнь сбору, сохранению, и подготовке к печати произведений Есенина.

Историки продолжают изучать переплетения писательских родов и семей. Сегодня генеалогии доступны технологии, которых не было раньше. И, может быть, в самое ближайшее время нас ждет очередная сенсация.



Миха­ил Лермонтов

Пушкин — наше всё!

О двух направ­ле­ни­ях рус­ской лите­ра­ту­ры пер­вым заго­во­рил Вис­са­ри­он Белин­ский. Сам не осо­зна­вая, кри­тик пред­вос­хи­тил раз­ви­тие рус­ской поэ­зии на пол­ве­ка впе­рёд. В ста­тьях о Пуш­кине и Лер­мон­то­ве он про­во­дил грань меж­ду дву­мя поэтами.

Из тако­го ути­ли­тар­но­го пред­став­ле­ния о лите­ра­ту­ре вырас­та­ет граж­дан­ская лири­ка Некра­со­ва, кото­рая ещё боль­ше углуб­ля­ет­ся в рус­ский наци­о­наль­ный быт, рус­скую действительность.


Нико­лай Алек­се­е­вич Некрасов


Фёдор Ива­но­вич Тютчев


Афа­на­сий Афа­на­сье­вич Фет


Вла­ди­мир Соловьёв

Хотя Вяче­слав Ива­нов при­над­ле­жал к груп­пе мла­до­сим­во­ли­стов, было бы пра­виль­нее отне­сти его к пре­ем­ни­кам пуш­кин­ско-тют­чев­ско­го направ­ле­ния лите­ра­ту­ры. Твор­че­ские иде­а­лы поэт нахо­дил в Сред­не­ве­ко­вье и Антич­но­сти, а так­же в рус­ской народ­ной действительности.


Вяче­слав Иванов

Дру­гим авто­ром, про­дол­жа­ю­щим пуш­кин­ско-тют­чев­скую тра­ди­цию, стал Вале­рий Яко­вле­вич Брю­сов. На про­тя­же­нии все­го твор­че­ско­го пути поэта ори­ен­ти­ром для него был Пуш­кин. Уже в позд­ний пери­од Брю­сов так гово­рил о вели­ком поэте:


Вале­рий Брюсов

В лири­ке у Брю­со­ва доми­ни­ру­ют два тема­ти­че­ских направ­ле­ния. Одно из них посвя­ще­но эпи­зо­дам из миро­вой исто­рии, мифо­ло­ги­че­ским и ска­зоч­ным сюже­там. С их помо­щью поэт обра­ща­ет­ся к обще­че­ло­ве­че­ским цен­но­стям: люб­ви, дол­гу, чести. Имен­но это направ­ле­ние свя­зы­ва­ет его с Пушкиным.

Очер­чен­ная нами линия пре­ем­ствен­но­сти поэтов, конеч­но, доста­точ­но схе­ма­тич­на. Нель­зя пред­ста­вить твор­че­ство Фета без Пуш­ки­на, а Некра­со­ва без Лер­мон­то­ва. Но, так или ина­че, в исто­рии нашей поэ­зии сло­жи­лись две маги­страль­ных линии, сыг­рав­шие огром­ную роль в её ста­нов­ле­нии и фор­ми­ро­ва­нии и дав­шие раз­ви­тие после­ду­ю­щим тече­ни­ям и направ­ле­ни­ям рус­ской поэ­ти­че­ской мыс­ли. Мы кос­ну­лись лишь малой части того, что явля­ет­ся при­част­ным к этой линии. Конеч­но, она не обры­ва­ет­ся на Брю­со­ве или Вла­ди­ми­ре Соло­вьё­ве, а про­дол­жа­ет свой путь вплоть до наших дней, напол­ня­ясь опы­том всё новых худож­ни­ков сло­ва, поэтов, хра­ня­щих в глу­бине сво­е­го твор­че­ства память о пер­вых твор­цах — Алек­сан­дре Пуш­кине и Миха­и­ле Лермонтове.

Источники и литература

Александр Пушкин



Луи Буланже. Мазепа. 1827. Музей изобразительных искусств, Руан, Франция



Орас Верне. Мазепа, привязанный к лошади. 1820-е. Частная коллекция



Эжен Делакруа. Селим и Зулейка. 1857. Кимбелл Арт музей, Форт-Уэрт, Техас, США



Григорий Чернецов, Никанор Чернецов. Александр Пушкин в Бахчисарайском дворце. 1837



Томас Филиппс. Портрет Байрона в албанском наряде. 1813. Британское посольство в Афинах, Греция

Британской музы небылицы Тревожат сон отроковицы, И стал теперь ее кумир Или задумчивый Вампир, Или Мельмот, бродяга мрачный, Иль Вечный Жид, или Корсар, Или таинственный Сбогар. Лорд Байрон прихотью удачной Облек в унылый романтизм И безнадежный эгоизм.

История написания произведений

Великие произведения великих авторов написаны в жанре лирической исповеди. И в первом и во втором случае произведение основано на библейском прототипе. Александр Сергеевич наделяет своего пророка величественными качествами, используя в произведении различные старославянизмы. У Михаила Юрьевича пророк наделен более земными качествами, а само произведение построено в стиле современной лексики. Проявлений Пушкинской торжественности в стихотворении Лермонтова практически не ощущается, зато чувствуется глубокая душевная печаль от возложенной миссии.

История отношения Лермонтова к творчеству Пушкина

В Москве, в Благородном пансионе и университете, формировался поэтический дар юного Лермонтова. Среди любимых поэтов первое место занимал Пушкин. Мальчик и юноша учился у него, осваивал его миропонимание, воспринимал его темы, использовал его жанры. В центре внимания Лермонтова был Пушкин-романтик: автор романтических поэм и лирики. Характер освоения открыто носил ученический характер.

Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому. Уж как завтра будет кулачный бой На Москве-реке при самом царе, И я выйду тогда на опричника, Буду на смерть биться, до последних сил…

Не шутку шутить, не людей смешить К тебе вышел я теперь, бусурманский сын, Вышел я на страшный бой, на последний бой!

Бой состоялся, обидчик был наказан и повержен, правда восторжествовала. При этом важно, что Калашников понимал — если добьется победы над царским любимчиком, то будет приговорен грозным царем к смерти. Знал, но шел на свой праведный бой.

О чем данные произведения?


Окт 27, 2017 | 0 комментариев

Сочинение на тему: Лермонтов и Пушкин

На уроке нам задали сочинение, в котором нужно сравнить двух замечательных писателей. Они сделали большой вклад в литературу нашей страны и в ее развитие. Это всем известные Пушкин и Лермонтов.

Пушкин и Лермонтов

Два известных имени, два поэта, которых смело можно назвать современниками, но в то же время это люди разного поколения. Пушкин рос как личность, во время расцвета передовой мысли, Лермонтову пришлось творить не в самую лучшую эпоху, во времена тирании и той реакции, что повлекла за собой восстание декабристов. Между тем это два замечательных писателя. Стихи Пушкина и Лермонтова — это вершина мастерства. Это писатели, которые достойны звания Поэт с большой буквы.

Пушкин и Лермонтов сходства и различия

Если рассматривать стихотворения поэтов и делать сравнение двух писателей, то хотелось бы заметить, что у Пушкина и Лермонтова есть сходства. Сходства их творчества в том, что поэты с помощью слова пытались пробудить человеческие души. Авторы используют поэзию не для самовыражения, они используют творчество, чтобы высветлить пороки. Для них это оружие за независимость, оружие для борьбы за свободу и счастье. Их творчество — это способ достучаться до неравнодушных. Это люди, которых тревожила судьба народа. Это писатели-борцы, которым было противно такое понятие, как рабство.

Пушкин и Лермонтов сходства и различия

Однако, несмотря на некие сходства есть и различия в творчестве Пушкина и Лермонтова. Это их мироощущение, которое повлияло на их творчество. Так, творческие работы Александра Сергеевича наполнены оптимизмом, произведения полны надежды и света. В работах Пушкина нет трагического звучания, в то время как у Лермонтова преобладает одиночество, прослеживается неудовлетворенность своей судьбой.

Различна и любовная лирика. Казалось бы любовь и тема любви одна, но вот любовь Пушкина отличается от любви Лермонтова. Так, в отличие от Лермонтова, в любовной лирике Александра Сергеевича нет безысходности, здесь только личные переживания. Описанные у Пушкина чувства прекрасны, а печаль, которая также присутствует, она светла. А вот любовь у Лермонтова обречена, чувствуется лишь неверие в счастье.

Оба писателя часто размышляли и на такую тему, как значение поэта и его творчества. Эти размышления видны в одноименных стихах под названием Пророк. Так Пушкин в своем стихотворении Пророк показал путь преображения обычного человека, который стремится стать поэтом. Он видит роль поэта в том, чтобы пробуждать все лучшее в человеке. Лермонтов же в своем Пророке видит, что роль поэта в обществе потеряна. Там лишь глаза людей, что обращены на поэта, а в них пороки и злоба.
Вот такие они разные писатели, которые полностью посвятили себя творчеству и подарили нам замечательные произведения.

Читайте также: