Художественное своеобразие очарованный странник кратко

Обновлено: 01.07.2024

История создания

Смысл названия

Повесть называется так еще и потому, что автор указывает финал уже в заглавии, как будто исполняя предначертание. Мать предрекла сыну будущее, пообещав его Богу еще до рождения. С тех пор над ним довлеют чары судьбы, направленные на то, чтобы исполнить предназначение. Странник идет не самостоятельно, а под действием предопределения.

Композиция

Всего в повести 20 глав, каждая из которых следует, не повинуясь хронологии событий. Рассказчик выстраивает их по своему усмотрению, основываясь на случайных ассоциациях героя. Так автор подчеркивает, что всю жизнь Флягин прожил также стихийно, как и рассказывает о ней. Все, что произошло с ним, — череда взаимосвязанных случайностей, как и его повествование – вереница историй, связанных смутными воспоминаниями.

О чем повесть?

Главные герои и их характеристика

Проблемы

Основная идея

Критика

В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.

Физически герой рассказа — родной брат Илье Муромцу: он выносит такие пытки у номадов, такую обстановку и условия жизни, что не уступает ни одному богатырю древности. В нравственном мире героя преобладает то благодушие, которое так свойственно русскому простому человеку, в силу которого он делится последней коркой хлеба со своим недругом, и на войне, после сражения, подает помощь раненому врагу наравне со своим.

О художественном своеобразии прозы Лескова высказался литературный критик Меньшиков, подчеркнув наряду со своеобразием недостатки стилистики писателя:

Стиль его неправилен, но богат и даже страдает пороком богатства: пресыщенностью.

Сам автор реагировал на критику эмоционально и высказывался о ней с резкостью, присущей недооцененному таланту:

Нельзя от картин требовать того, что Вы требуете. Это жанр, а жанр надо брать на одну мерку: искусен он или нет? Какие же тут проводить направления? Этак оно обратится в ярмо для искусства и удавит его, как быка давит веревка, привязанная к колесу.

Особую прелесть и необычность повести придают такие мифологические эпизоды, как явление монаха, дух цыганки Грунюшки, оберегающий героя, повест­вование о магнетизере, о бесах в монастыре.

Мир повести — яркий, полусказочный, и образ Ивана Северьяныча под стать ему. Это человек цель­ной натуры, богато одаренный, щедрой души, талант­ливый, символизирующий физическую и нравствен­ную стойкость русского народа, рост его духовных сил и развитие самосознания.

Н. С. Лесков в образе Ивана Флягина, русского кре­постного человека, воплотил черты русского нацио­нального характера: нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность прийти на по­мощь, любовь к народу, Родине, природе.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

– Попытаемся понять, закончены ли странствия Ивана Флягина.


Почему Лесков изменил название? Какой смысл в нём заложен?

Странник – это человек, который постоянно находится в пути. Ещё странниками называли людей, которые ходили на богомолье по святым местам. Но у Лескова не простой странник, а очарованный. Очарованный, значит, находящийся под властью чьих-то чар. В суеверные времена речь шла о колдовстве. Но слово очарованный давно уже употребляется в метафорическом смысле – выражающий или испытывающий восхищение, влюблённый.

Нетрудно догадаться, что очарованным странником писатель называет главного героя повести Ивана Флягина. И вся повесть представляет собой жизнеописание героя, его исповедь. Произведение состоит из 20 глав. В первой главе происходит знакомство с героем. Это экспозиция. Остальные главы – это развёрнутая исповедь главного героя.

Как влияет такой способ построения повести на её художественные особенности?

Чтобы рассказать историю очарованного странника, Лесков использует форму сказа – живого монолога героя. В сказе огромную роль играет воссоздание манеры речи рассказчика, насыщенность её просторечиями, диалектными словами и выражениями. При этом Лесков мастерски передаёт речевые особенности не только главного героя, но и всех людей, с которыми встречался Иван Флягин за свою долгую жизнь.

Исповедь Ивана Флягина состоит из нескольких законченных историй, связанных только личностью главного героя. При этом одни эпизоды описываются очень подробно, в деталях. Например, на степной ярмарке передаётся каждая реплика, даются яркие описание лошадей и степняков и так далее. А о некоторых вещах Иван Флягин говорит коротко и неохотно, практически односложно отвечая на вопросы любопытных слушателей.

Например, в повести есть такие признаки житийной литературы, как вымоленное рождение ребёнка, избранность героя для служения Богу, пророческие видения и сны, борьба с искушениями, раскаяние и преображение грешника. Жизнь Ивана Флягина – это долгий путь от греха к искуплению и покаянию.

Как и герой приключенческого романа, очарованный странник лишён семьи и дома, он скитается по белу свету в поисках лучшей жизни. А чтобы выжить, примеряет новые роли. Кроме того, у авантюрного героя нет конечной цели, после достижения которой герой остановится и обретёт счастье.


Лесков называет своего героя богатырём-черноризцем. Это вызывает ассоциации с ещё одним полумифическим персонажем – монахом-воином Пересветом, который сражался с татарином Челубеем. Вспомним, что Иван Флягин был солдатом и ещё хочет снять монашеский клобучок и надеть амуничку. И душа у него болит за судьбу русского народа. Это отражается в его видениях. То есть, перед нами фигура богатыря, народного заступника.

Герой Лескова раскрывается не только через слова и отношения с другими персонажами. Его бесконечные странствия по огромной России – отражение широты русского характера. Иван Флягин – эпический герой. При всей индивидуальности судьбы и образа этого героя, степень обобщения в нём очень высока. Сам писатель в письмах сравнивал образ Ивана Флягина с образами героев европейского эпоса, например, с Дон Кихотом и Телемаком. А мы помним, что первое название повести отсылало читателя к древнегреческому эпосу.

Ивану Флягину приходилось красть, убивать, обманывать, пьянствовать. Да и вера его очень своеобразна и порой далека от идеи христианства. Это скорее народное представление о христианстве, круто замешанное на суевериях.

Он очарован красотой жизни, которую находит во всём: в паре голубков, в лошадях, женской красоте и в образе Родины, за которую хочет умереть.

Произведение Лескова “Очарованный странник” изучается в 10 классе на уроках литературы. Оно достаточно сложное для восприятия и понимания в школьном возрасте, проблемы праведности и веры не столь актуальны для юного возраста. Для глубокого понимания и всестороннего анализа произведения, подготовке к ЕГЭ понадобятся более глубокие знания. Предлагаем вам ознакомиться с нашим вариантом анализа “Очарованного странника” по плану.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Очарованный странник.

Год написания – 1872–1873 гг., впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.

История создания – к созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.

Тема – праведничество, поиск своего предназначения, вера и патриотизм.

Композиция – 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.

Жанр – повесть. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.

Направление – романтизм.

История создания

Анализ “Очарованого странника” не будет полным без предыстории написания. Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта, тут особая атмосфера и природа.

Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать. Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию “Русского мира”, где и была она опубликована в том же году.

Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором. Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Повесть затрагивает много животрепещущих тем, она описывает временной отрезок 1820–30-х годов. При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.

Автор обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве и православии. Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и осознавать свои ошибки. Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.

Тема ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает о родине в плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и удача благоволит ему. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает истинной чистой любви, его опыт общения с женщинами печален: судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё предназначение, вся его жизнь есть движение в этом направлении.

Композиция

“Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя-рассказчика. Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров. Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.

Кульминацией произведения можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил. Развязка впереди: герою предстоит ещё только сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится за веру, за свою родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует различную лексику при передаче определённой истории (татары, жизнь у князя, любовь к цыганке Груше).

Главные герои

Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за грань простого повествования.

Исследователи творчества Лескова, критики находят, что произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в XIX веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра. Древнерусские жития святых строятся по принципу сочетания нескольких самостоятельных историй из разных периодов жизни человека, причём хронологическая последовательность в этом жанре соблюдается далеко не всегда.

С жанром приключенческого романа произведение роднит смысл художественного текста: динамичное повествование со сменой разнообразных видов деятельности: главный герой – конюх, нянька, лекарь, пленный, участник боевых сражений на Кавказе, работник цирка, монах. Удивительная насыщенность событий для жизни одного простого человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой напоминает персонажа русских былин – богатыря.

Читайте также: