Техническое обслуживание вертлюга кратко

Обновлено: 01.06.2024

Вертлюг по конструкции для бурения глубоких скважин изготовляемыми отечественными заводами отличается мало.

Литой корпус; штроп присоединяется к корпусу вертлюга при помощи пальцев; упорного подшипника; вспомогательного упорного подшипника; верхний радиальный подшипник; второй радиальный подшипник центрирующий ствол вертлюга; напорный быстросъёмный; ствол вертлюга; верхнее и нижнее сальниковое уплотнение;

Применение: подача в бурильную колонну раствора под давлением при вращении бурильной колонны.

Техника безопасности при спуско-подъемных операциях

ТБ при СПО общие.

2.7.2. Спуско-подъемные операции

2.7.2.1. Ведение спуско-подъемных операций должно осуществляться с использованием механизмов для свинчивания-развинчивания труб и специальных приспособлений.

Между бурильщиком и верховым рабочим должна быть обеспечена надежная связь, в т.ч. путем установления четкого порядка обмена сигналами между верховым рабочим и бурильщиком.

2.7.2.2. Крепить и раскреплять резьбовые соединения бурильных труб и других элементов компоновки бурильной колонны вращением ротора запрещается.

2.7.2.3. При спуске бурильной колонны запрещается включать клиновой захват до полной остановки колонны.

2.7.2.4. Подводить машинные и автоматические ключи к колонне бурильных (обсадных) труб разрешается только после посадки их на клинья или элеватор.

2.7.2.5. Скорости спуско-подъемных операций с учетом допустимого колебания гидродинамического давления и продолжительность промежуточных промывок регламентируются проектом. При отклонении реологических свойств бурового раствора и компоновок бурильной колонны от проектных необходимо внести коррективы в регламент по скорости спуско-подъемных операций с учетом допустимых колебаний гидродинамического давления.

2.7.2.6. При подъеме бурильной колонны наружная поверхность труб должна очищаться от бурового раствора с помощью специальных приспособлений (обтираторов).

2.7.2.7. При появлении посадок во время спуска бурильной колонны следует произвести промывку и проработку ствола скважины в интервалах посадок.

2.7.2.8. На устье необходимо устанавливать устройство, предупреждающее падение посторонних предметов в скважину при отсутствии в ней колонны труб и при спуско-подъемных операциях.

2.7.2.9. Свечи бурильных и утяжеленных бурильных труб, устанавливаемые в вышке, должны страховаться от выпадения из-за пальца.

2.7.2.10. Запрещается проводить спуско-подъемные операции при:

- отсутствии или неисправности ограничителя подъема талевого блока, ограничителя допускаемой нагрузки на крюке;

- неисправности спуско-подъемного оборудования и инструмента;

- неполном составе вахты для работ на конкретной установке;

- скорости ветра более 20 м/с;

- потери видимости более 20 м при тумане и снегопаде.

2.7.2.11. Буровая бригада ежесменно должна проводить профилактический осмотр подъемного оборудования (лебедки, талевого блока, крюка, крюкоблока, вертлюга, штропов, талевого каната и устройств для его крепления, элеваторов, спайдеров, предохранительных устройств, блокировок и др.) с записью в журнале.

2.7.2.12. При спуско-подъемных операциях запрещается:

- находиться в радиусе (зоне) действия автоматических и машинных ключей, рабочих и страховых канатов;

- открывать и закрывать элеватор до полной остановки талевого блока;

- подавать бурильные свечи с подсвечника и устанавливать их без использования специальных приспособлений;

- пользоваться перевернутым элеватором.

2.7.2.13. Режимы подъема ненагруженного элеватора, а также снятие с ротора колонны бурильных и обсадных труб, должны исключать возможность раскачивания талевой системы.

2.7.2.14. При применении пневмораскрепителя необходимо, чтобы натяжной канат и ключ располагались в одной горизонтальной плоскости. Канат должен надежно крепиться к штоку пневмораскрепителя. Работа пневмораскрепителя без направляющего поворотного ролика запрещается.

2.7.2.15. В процессе бурения и после окончания долбления ведущую трубу следует поднимать из скважины на пониженной скорости буровой лебедки.

2.7.2.16. Запрещается поднимать или опускать талевый блок при выдвинутых стрелах механизма подачи труб.

Одним из основных улов бурового оборудования является вертлюг. Этот элемент несет на себе наибольшую нагрузку в процессе бурения. От его надежности зависит безотказная работа всей буровой установки.

Вертлюг является промежуточным звеном между поступательно перемещающимся талевым блоком с крюком, буровым рукавом и вращающейся бурильной колонной, которая при помощи замковой резьбы соединена со стволом вертлюга.

Содержимое работы - 1 файл

работа.doc

Прокладка верхней крышки корпуса одновременно используется для регулирования осевого натяга вспомогательного упорного подшипника.

В осевом направлении манжета фиксируется шайбой 6, которая крепится к крышке болтами 5. Уплотнительное круглое кольцо 2 предотвращает просачивание масла между стволом вертлюга и втулкой. Для уменьшения трения в местах сопряжения со втулкой манжеты смазываются пластичным маслом через масленку 7. При заметном износе втулка заменяется новой. Аналогичные манжеты установлены между стволом и верхней крышкой корпуса вертлюга.

Плоские стыки между корпусом вертлюга и его крышками уплотняются листовыми прокладками из картона. Прокладка верхней крышки корпуса одновременно используется для регулирования осевого натяга вспомогательного упорного подшипника.

Прокладка между крышкой и отводом вертлюга, работающая под давлением промывочной жидкости, изготовляется из прорезиненной ткани. Прокладки затягиваются болтами, используемыми для крепления стыкуемых деталей вертлюга.

Допускаемая статическая нагрузка – постоянная осевая нагрузка, которую может выдержать вертлюг без разрушения при невращающемся стволе. Уровень осевых нагрузок, действующих на ствол вертлюга, зависит от глубины бурения и достигает наибольших значений при подъеме прихваченной бурильной колонны либо при расхаживании обсадной колонны с циркуляцией бурового раствора. При этом в целях безопасности наибольший уровень действующих нагрузок не должен превышать допускаемой нагрузки на крюке, принятой для буровой установки соответствующего класса. Поэтому допускаемая статическая нагрузка вертлюга должна быть не менее допускаемой нагрузки на крюке буровой установки.

Максимальное давление прокачиваемой жидкости определяются исходя из режима промывки скважины. Его значение должно быть не менее наибольшего давления насосов, используемых в буровой установке соответствующего класса.

Диаметр проходного отверстия ствола оказывает двоякое воздействие на работу вертлюга. С его увеличением снижается скорость течения промывочной жидкости, поэтому уменьшаются гидравлические потери и износ внутренней поверхности ствола. Одновременно с диаметром проходного отверстия возрастает наружный диаметр ствола, в результате чего увеличивается скорость скольжения и износ ствола и его уплотнения. Поэтому чрезмерное увеличение проходного отверстия ствола нежелательно. На основе опыта конструирования и эксплуатации вертлюгов диаметр проходного отверстия ствола принимается равным 75 мм. Внутренний диаметр напорной трубы равен диаметру проходного отверстия ствола вертлюга.

В зависимости от грузоподъемности используют различные конструкции вертлюгов.

В вертлюгах малой грузоподъемности возможно применение двухопорной конструкции с радиально-упорными подшипниками в качестве основной и вспомогательной опор. При проектировании вертлюгов средней грузоподъемности возможно применение трёхопорной конструкции. В качестве основной опоры используют упорно-радиальный подшипник, в качестве вспомогательной – упорный подшипник, а радиальный подшипник выступает как центрирующий. В этом случае основная опора дополнительно выполняет функцию второго центрирующего подшипника. Для снижения нагрузок на основную опору целесообразно в качестве основной опоры применять упорный роликовый подшипник, а функцию центрирования ствола передать вспомогательному радиально-упорному подшипнику с установкой одного радиального центрирующего подшипника. При нагрузках менее 75 тонн удаётся конструктивно решить главную опору с шариковыми подшипниками, обеспечив достаточную её долговечность.

2 СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА БУРОВОГО ВЕРТЛЮГА

Вертлюг меняют, если резьба переводника забита, резьбовое соединение переводника и ствола пропускает раствор, а в стволе обнаружены трещины или ствол не проворачивается. Заедание ствола может быть вызвано разрушением одной из опор вертлюга. Ствол исправного вертлюга должен свободно проворачиваться от усилия одного рабочего, приложенного к ключу с плечом в 1 м. Тугое вращение является следствием неправильно отрегулированного осевого зазора между основным и упорным подшипником при сборке. Во время бурения нельзя допускать утечку промывочной жидкости через грязевой сальник.

Если происходит утечка, меняют манжеты и одновременно контролируют состояние грязевой трубы. В случае значительного износа она должна быть заменена. Надежность крепления отвода к крышке, крышки и нижнего фланца к корпусу должна периодически проверяться. В случае появления утечки между грязевой трубой и отводом подтягивают гайки, а если это не дает результата, меняют прокладку. При смене прокладок необходимо одновременно проверять состояние отвода. В случае значительного износа стенок отвод следует заменить.

Контроль за состоянием смазки и вертлюга должен производиться не реже одного раза в смену.

Межремонтный цикл для вертлюгов составляет 9 месяцев, а межремонтный период — 3 месяцев. Средний и капитальный ремонты осуществляются в мастерских. Разборка вертлюга ведется в такой последовательности: отвинчивают переводник; очищают, обмывают снаружи корпус вертлюга и спускают в шурф; сливают масло; отвинчивают гайки и снимают горловину; отвинчивают и снимают нажимную гайку грязевого сальника; вынимают грязевую трубу манжеты, распорную пружину, кольцо и грундбуксу; отвинчивают контргайки, гайки и снимают крышку корпуса; вывинчивают нажимную гайку и снимают верхний масляный сальник; вынимают из корпуса ствол, предварительно отвинтив винты плиты основной опоры; поднимают вертлюг из шурфа, кладут на бок, отвинчивают и снимают нижний сальник; выпрессовывают нижнюю втулку корпуса. Следующей операцией будет демонтаж подшипников со ствола вертлюга.

Для снятия нижнего радиального и упорного подшипников, а также основной опоры необходимо ослабить контргайку и отвинтить установочную гайку. Снятие верхнего радиального подшипника не представляет труда.

Изношенные роликоподшипники заменяют новыми. Перед их напрессовкой необходимо проверить диаметры посадочных отверстий в расточках корпуса вертлюга и крышки, а также диаметры посадочных шеек на стволе вертлюга. Замеренные диаметры должны соответствовать размерам, указанным в чертежах. Перед посадкой на ствол подшипники нагревают в масляной ванне до температуры 80—90° С. При смене основного упорного подшипника с коническими роликами и шарового подшипника необходимо проверить опорные поверхности на грибовидном фланце ствола вертлюга и плите основной опоры. Неровности и задиры должны быть зашабрены. Торцовая вибрация опорной поверхности ствола относительно посадочной поверхности под конусную шайбу основной опоры должна быть не более 0,05 мм. Конусные ролики комплектуются по размерам.

3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СДАЧИ ОБОРУДОВАНИЯ В РЕМОНТ

К подготовительным работам относится слив масла, топлива и жидкостей из рабочих полостей, а также предварительная очистка, осмотр и мойка оборудования. Неокрашенные поверхности должны быть покрыты консервирующей смазкой.

В масляных ваннах некоторых машин находится значительное количество масла, чтобы сохранить его для повторного использования после регенерации, а также чтобы избежать загрязнения рабочих площадок, масло надо сливать на специальной площадке, имеющей емкости для раздельного сбора.

Необходимость предварительной очистки оборудования перед отправкой в ремонт обусловливается условиями его эксплуатации. Большинство оборудования для бурения скважин и нефтегазодобычи работает под открытым небом. Кроме того, это оборудование покрыто довольно толстым слоем песка, бурового раствора и нефти. Предварительная очистка выполняется металлическими щетками, ручными или приводными скребками.

После предварительной очистки проводится внешний осмотр оборудования с целью обнаружения трещин, пробоин, изломов и Других дефектов, При необходимости производят мойку оборудования.

Оборудование или отдельные агрегаты, отправляемые в ремонт, должны быть полностью укомплектованы. Запрещается подмена пригодных для дальнейшей эксплуатации деталей изношенными или снятыми с другого оборудования. К оборудованию, направляемому в ремонт, должны быть приложены:

1) заводской паспорт, содержащий данные по эксплуатации и ремонту, с указанием вида ремонта, времени его выполнения и краткого содержания, а также сведения о деталях и сборочных единицах, заменяемых в процессе эксплуатации и ремонта, и данные об отработанном времени и объеме выполненных работ;

2) акт о техническом состоянии оборудования, а в случае аварийного выхода из строя дополнительно акт об аварии.

По результатам приемки оборудования в ремонт составляется приемо-сдаточный акт.

4 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И КОНТРОЛЬ ДЕТАЛЕЙ

При текущем ремонте вертлюгов выполняют следующие работы. Частично разбирают вертлюг, заменяют поврежденные неосновные детали (отвод, нажимные гайки сальников, крепежные детали и др.), заменяют внутреннюю трубу, ремонтируют переводник, проверяют резьбовые соединения, заменяют смазку.

При капитальном ремонте производят полную разборку вертлюга. Перед разборкой из вертлюга вывинчивают нижнюю прокладку и сливают масло.

Вертлюг разбирают в следующей последовательности. Снимают корпус нижнего масляного сальника; вывинчивают из корпуса вертлюга четыре пробки и корончатые гайки; устанавливают вертлюг в специальное приспособление; вывинчивают зажимную гайку сальника внутренней трубы и вынимают внутреннюю трубу, сальники и пружину. Далее отвинчивают корпус верхнего масленого сальника, снимают крышку вертлюга, затем с помощью специального колпачка, ввинчиваемого в верхний конец ствола. Вынимают подъемным краном ствол из корпуса. После этого приступают к разборке ствола; отвинчивают стопор и установочную гайку основного опорного подшипника; снимают внутреннюю обойму направляющего подшипника, вспомогательный упорный шариковый подшипник, детали основной опоры; в последнюю очередь снимают внутреннюю обойму верхнего центрирующего подшипника. Затем выпресовывают нижнюю втулку корпуса вертлюга и втулки из крышки. Вынимают сальниковые уплотнения из нижнего и верхнего масляных сальников.

После разборки вертлюга все его детали промывают, контролируют в соответствии с техническими условиями на разбраковку деталей при ремонте вертлюга и составляют дефектовочную ведомость.

При ремонте ствола производят восстановление смятой или забитой конической резьбы, ремонт внутренней резьбы под нажимную гайку манжетного сальника, а также поверхности ствола в месте резьбы верхнего и нижнего масляных сальников. Коническую резьбу ствола восстанавливают подрезкой торца ствола и нарезанием новой резьбы.

При ремонте внутреннюю трубу желательно заменить новой. При незначительном износе поверхность внутренней трубы восстанавливают наплавкой изношенной части с последующей обработкой поверхности. Ствол, штроп и пальцы проходят ультразвуковую дефектоскопию. Эти детали не должны иметь дефектов, снижающих их прочность. На поверхности штропа в плоскости опасного сечения допускается углубление от износа до 3 мм на ширине 10 мм. Заваривание изношенной поверхности не допускается.

Изношенные роликоподшипники заменяют новыми. Перед их напресовкой необходимо проверить диаметры посадочных отверстий в расточках корпуса вертлюга и крышки, а также диаметры посадочных шеек на стволе вертлюга. Фактические значения диаметров должны соответствовать размерам, указанным на чертежах. Перед посадкой на ствол подшипники нагревают в масленой ванне до температуры 80-90°С. При замене основного упорного подшипника с коническими роликами и шарового подшипника необходимо проверить опорные поверхности на грибовидном фланце ствола вертлюга и плите основной опоры. Неровности и задиры должны быть зашабрены. Торцевое биение опорной поверхности ствола относительно посадной поверхности под конусную шайбу основной опоры должно быть не более 0,05 мм. Конусные ролики комплектуются по размерам. Гнезда сепаратора основной опоры зачищаются от заусенцев. Торцовое биение опорной поверхности собранной основной опоры не должно превышать 0,05 мм. Верхнюю конусную шайбу опоры перед посадкой на ствол нагревают, в масле до 80-90°С. Нижнюю втулку корпуса запрессовывают на место и пришабривают по стволу.

5. ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОГО СПОСОБА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ

Выбор способа восстановления поверхностей деталей определяется:

а) характером дефекта;

б) материалом детали;

в) особенностями ее конструкции и технологии изготовления;

г) условиями работы.

На выбор способа восстановления существенное влияние оказывают технико- экономические показатели, которые определяются:

а) производительностью процесса ремонта детали;

б) стоимостью применяемых материалов и оборудования;

в) серийностью ремонтного производства, степенью повышения долговечности детали в результате ремонта;

Вертлюг - один из важнейших элементов буровой установки.

Обеспечивает вращение буровой колонны и обеспечивает подвод промывочной жидкости для нее. Вертлюги устанавливаются между буровым инструментом и талевой системой, благодаря чему предотвращает скручивание каната.

Типы вертлюгов

Буровой вертлюг - своего рода связывающее звено для двух частей одного механизма. Позволяет каждой из частей вращаться вокруг своей оси.

Промывочный вертлюг - предназначается для подачи насосом промывочной жидкости к забою скважины. При ремонтах нефтегазовых скважин обеспечивает возможность вращения силовых труб.

Вертлюг силовой - разработан для капитального ремонта нефтегазовых скважин. Обеспечивает высокую безопасность, а главное эффективность работ при применении технологии верхнего привода.

Конструкция вертлюгов:

Быстроразъемное уплотнение - труба с плазменным напылением в месте контакта с манжетами.

Основная опора - предназначен для увеличения ресурса работы вертлюга, представляет из себя подшипник с роликами в виде конусов

Нижняя часть корпуса вертлюга обеспечивает качественную и надежную герметизацию для масляной ванны.

Так же в конструкцию вертлюга входят устройства для контроля уровня масла, сапун, устройства для заливки.

Размер вертлюга зависит от нагрузки, которую будет давать вращение бурильной колонны, а так же рабочим давлением бурового раствора и массой буровой установки.

В табл. 26 приведена техническая характеристика вертлюгов, а на рисунках - вертлюг ВЗБТ и вертлюг УВ-320МА ПО "Уралмаш".

Вертлюг ВЗБТ:

1 - штроп; 2 - отвод; 3 - быстросменное уплотнение; 4 - крышка;

5 - верхнее уплотнение; 6 - радиальный подшип-ник; 7 - упорный подшипник; 8 - ствол; 9 - ось; 10 - ос-новной упорный подшипник; 11 - корпус;

Цели и задачи бурения. Нефть и газ добывают, пользуясь скважинами. Основные процессы их строительства — бурение и крепление. Необходимо осуществлять качественное строительство скважин во все возрастающих объемах при кратном снижении сроков их проводки с целью обеспечить народное хозяйство страны нефтью и газом во все возрастающих количествах при снижении трудо- и энергоемкости и капитальных затрат.
Бурение скважин — единственный источник результативной разведки и приращения запасов нефти и газа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ СТР. 3
1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ ВЕРТЛЮГОВ СТР.6
1.1 Общее устройство вертлюгов СТР.6
1.2 Анализ отечественных вертлюгов СТР.10
1.3 Анализ зарубежных вертлюгов СТР.17
1.4 Буровые рукава СТР.21
2. ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ЭЛЕМЕНТОВ ВЕРТЛЮГА БУ-75БР СТР.25
3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И СМАЗКА ВЕРТЛЮГА БУ-75БР СТР.34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СТР.38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат МиЭБО.doc

В связи с тем, что ствол вертлюга и верхний переводник ведущей трубы имеют внутренние резьбы, для их соединения используется переводник ниппельного типа. С целью предотвращения самоотвинчивания при вращении долота ствол вертлюга, переводники и верхний конец ведущей трубы имеют левую резьбу. Следует помнить, что нижний переводник ведущей трубы и все другие соединения бурильной колонны имеют правую резьбу, совпадающую с направлением вращения долота.

Корпус вертлюга закрывается верхней и нижней крышками с центральными отверстиями для выводных концов ствола. Крышки крепятся к корпусу ввертными болтами. Верхняя крышка снабжена стойками и вторым фланцем, на котором укреплён отвод для соединения вертлюга с буровым шлангом. Из отвода промывочная жидкость поступает в проходное отверстие ствола через промежуточное устройство.

Полость между корпусом и крышками и стволом вертлюга заполняется жидким маслом для смазки основного и нижнего радиального подшипников. Стакан ствола образует отдельную масляную ванну для смазки вспомогательного и верхнего радиального подшипников. Масло заливается через отверстия в верхней крышке корпуса. Для слива отработанного масла предусмотрено отверстие в нижней крышке корпуса. Уровень масла проверяется контрольной пробкой, навинченной в корпус вертлюга. Масляные отверстия закрываются резьбовыми пробками.

Разработаны различные конструкции устройств для соединения отвода со стволом. Быстросъёмное соединение отвода со стволом состоит из свободно плавающей напорной трубы, манжетных уплотнений для герметизации прокачиваемой жидкости и накидных гаек, навернутых на ствол и втулку, зажатую крепёжными болтами между отводом и фланцем крышки вертлюга. Свободно плавающая напорная труба позволяет обеспечить быструю замену уплотнений и самой трубы, изнашиваемых абразивными частицами, содержащимися в промывочной жидкости. Для этого необходимо отвернуть накидные гайки и, вытащив весь узел, заменить его новым или заблаговременно отремонтированным.

Каждая эластичная самоуплотняющаяся манжета, уплотняющая зазор между корпусом и трубой, размещается в индивидуальной камере, образуемой дистанционными кольцами. Камеры ограничивают деформации манжет под действием давления раствора. Верхняя манжета служит для удержания консистентной смазки, периодически закачиваемой ручным насосом через пресс-масленку в манжетные камеры для снижения трения и износа. Это уплотнение надежно работает при рабочих давлениях 35 МПа; испытательное давление 55 МПа. Практикой установлено, что оптимальным является наличие трёх рабочих манжет, так как применение большого числа манжет не увеличивает срок службы уплотнения, а ведет к перегреву вследствие плохого теплоотвода и чем больше поверхность соприкосновения, тем быстрее идёт износ, а надёжность не повышается. Манжеты изготовляются из маслостойких резин с твёрдостью по прибору ТИР 76-86, резиноасбестовых композиций или пластмасс полиуретановой группы. Для изготовления напорных труб используют бесшовные трубные заготовки из низколегированных цементуемых конструкционных сталей по ГОСТ 4543-81 (12ХН2А, 20ХН3А и др.). Напорные трубы подвергают термохимической обработке для создания по наружной поверхности износостойкого слоя твердостью 52-62 HRC на глубину 1,5-3,0 мм. В некоторых вертлюгах применяют трубы из конструкционных среднеуглеродистых сталей. Наружную поверхность напорных труб подвергают высокоточной механической обработке, для уменьшения шероховатости практикуется полирование или выглаживание роликами. Долговечность напорного сальника зависит от давления уплотняемого раствора, его плотности, концентрации, абразивных частиц в нём и от частоты вращения ствола. Экспериментально установлено, что долговечность при давлении 16 МПа и плотности раствора 1200 кг/м 3 находится в пределах от 3∙10 5 до 6∙10 5 при частоте вращения ствола 70-200 об/мин. Сальники, удерживающие жидкую смазку в ванне корпуса вертлюга, имеют уплотняющие элементы – эластичные манжеты одностороннего действия. Уплотнительные кольца изготавливают из маслотеплостойких резин или пластмасс. Для повышения усилия обжатия применяют уплотняющие кольца с тороидальными пружинами. Между манжетами иногда устанавливают металлическое дистанционное кольцо для улучшения теплоотвода. Масляные сальники вертлюгов работают в относительно благоприятных условиях - при давлении, практически равном атмосферному. Скорость скольжения до уплотняемой поверхности обычно не превышает 3 м/с.

3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И СМАЗКА ВЕРТЛЮГА БУ-75БР

Перед началом и во время эксплуатации необходимо проверить все крепления, а также состояние переводника и ствола вертлюга (наружный осмотр). Ствол вертлюга должен вращаться от усилия одного рабочего, приложенного к ключу с плечом 1 м.

Для контроля уровня масла в ванне отвинчивают пробку со стержнем, конец которого на длине 45 мм окрашен белой краской. В пределах окрашенной части указателя и должен находиться уровень масла. Если масло загрязнено, то его следует слить, промыть ванну керосином или газойлем, затем бензином или минеральным маслом веретенным, нагретым до 60-80 °С, и налить новое. При утечке масла из ванны через нижнее уплотнение необходимо сменить манжеты и севанитовое уплотнение, набить густой смазкой полость установки севанитового уплотнения, полости корпуса уплотнения и нажимной гайкой. Во время бурения обслуживающий персонал обязан строго следить за состоянием масла и его уровнем в ванне. Полную проверку проводят не реже сроков, указанных в карте смазки. Состояние смазки вертлюга следует проверять в каждую вахту, нельзя допускать нагрева вертлюга выше 70 °С. Если уплотнение внутренней трубы пропускает промывочный раствор, то манжеты уплотнения надо сменить и развинтить нажимную гайку с помощью ключа до отказа.

При смене манжеты одновременно проверяют состояние внутренней трубы. Если при этом обнаружат значительную сработку, задиры или промывы, то внутреннюю трубу также надо заменить. Резьбовое соединение переводника и ствола не должно пропускать раствор. В противном случае вертлюг надо заменить. Прокладка между внутренней трубой и отводом не должна пропускать глинистый раствор. При обнаружении течи необходимо подтянуть гайки или сменить прокладку. Во втором случае надо одновременно проверить состояние отвода между стволом и внутренней трубой. Если обнаружится большой износ стенок, то отвод заменяют новым. Во время каждой вахты следует проверять общее состояние вертлюга - затяжку гаек, исправность всех деталей. Вертлюги транспортируются в частичной упаковке или без неё. Перед пуском в эксплуатацию с них удаляется консервационная смазка и проверяется стопорением всей крепёжной системы. Уход за вертлюгами в процессе эксплуатации заключается в доливке или смене смазки и в наблюдении за сальниковыми уплотнениями. Перед началом эксплуатации после проверки штропа вертлюг подвешивают на крюк и убеждаются в подвижности вращения его ствола, который должен проворачиваться усилием одного рабочего, приложенного к ключу с плечом рычага не более 1 м. Если никаких дефектов не обнаруживают, то смазывают резьбу на элеваторе и свинчивают их. Во избежание порчи резьба вначале свинчивается вручную, после крепится машинным ключом. Затем напорный рукав присоединяется к приемному патрубку и производится опрессовка. Почти во всех современных вертлюгах применяется комбинированная смазка – барботажная жидким маслом или размещением их масляной ванне главной опоры и подшипников, расположенных в нижней части вертлюга, и местная универсальной среднеплавкой смазкой подшипников и других элементов, расположенных в верхней части. Жидкая смазка заливается в картер вертлюга до определённого уровня, универсальная подаётся к местам смазки через пресс-масленки. При загрязнении смазка заменяется, но не реже, чем после 2-2,5 тыс. часов работы. При этом корпус вертлюга промывается керосином или газойлем, а затем бензином или нагретым до 80 - 100 ºС веретенным маслом. При утечке через нижний сальник его меняют и смазывают консистентной смазкой. Вытекание промывочной жидкости через верхний сальник может происходить в результате износа сальниковых манжет или промыва напорной трубы сальника. Небольшие утечки через набивные сальники устраняются их натяжкой. При износе напорной трубы и манжетных сальников их заменяют новыми.

От правильной эксплуатации вертлюга и бурового рукава во многом зависит длительность безотказной работы буровой установки в процессе бурения скважины.

Перед пуском вертлюга в эксплуатацию необходимо проверить:

крепление рукава к отводу и отвода к крышке, крепление напорного сальника;

состояние присоединительных резьб ствола вертлюга и предохранительного переводника; резьбы не должны иметь повреждений;

легкость вращения ствола вертлюга, который должен вращаться от усилия, приложенного одним рабочим к ключу с плечом 1 м;

уровень масла в корпусе и в случае необходимости долить в соответствии с инструкцией.

Новый вертлюг должен быть предварительно обкатан при небольшой нагрузке в течение 1—1,5 ч. При обкатке нагрузку следует повышать постепенно, пока оператор не убедится, что вертлюг работает исправно.

Общее состояние вертлюга и бурового рукава проверяют ежедневно. Если обнаруживают неисправность, ее необходимо немедленно устранить. При невозможности устранения неисправности буровой вертлюг направляют на ремонт, а рукав заменяют новым.

Читайте также: