Театр помпея в риме кратко

Обновлено: 06.07.2024

Первое знакомство с античным Римом я советую начать с театра Помпея. Театр приютился на площади Торре Арджентина (Piazza Largo di Torre Argentina) между улицами современного Рима. Получается эффектно, когда идя по современной улице, случайно попадаешь на эту небольшую площадь, где более поздняя архитектура так близко соседствует с античной. Такая вот резкая смена декорации буквально ввергает в культурный шок в первые минуты.


Помпей Великий приказал заложить театр после своего триумфа в 61 году до н.э. и здание было построено к 55 году до н.э. Театр являлся первым римским амфитеатром построенным из камня. Его арена вмещала до 18 тысяч человек. Из писем Цицерона, датирующихся 55 годом до н.э. известно, что по случаю открытия театра были устроены грандиозные игры. Это событие наверняка произошло 29 сентября, в день рождения Помпея. Именно в этом году Помпей был избран консулом во второй раз.

Полукружный фасад театра состоял из открытых аркад, сделанных из блоков травертина. Интерьер театра был роскошно декорирован мрамором и стуком, вмещал многочисленные произведения искусства, некоторые из которых были найдены археологами. Как например, статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (3,85 м), которая теперь находится в музее Ватикана.


Огромная многоэтажная сцена была увенчана храмом Венеры победительницы. На верхних этажах стояли статуи Муз с Аполлоном. Две из этих скульптур сохранились, одна находится в Лувре, а другая - в Национальном Музее Неаполя.

За сценой находился четырехугольный сад с аллеей (180 м х 135 м), украшенный произведениями искусства, которые выбрал Аттик, друг Цицерона. Многочисленные аллеи и фонтаны дополняли его великолепный вид. За садом, на противоположной стороне от театра находилась большая прямоугольная курия, украшенная статуей Помпея.


Театр Помпея являлся по своей сути огромным комплексом, состоящим из нескольких архитектурных частей: A - театр Помпея, B - сады и колоннады, C - курия Помпея, D - храмовый комплекс. До наших дней сохранилась только его небольшая часть, храмовый комплекс D, на территории которого ведутся раскопки до сих пор.

Обзор комплекса начнём с той части, которая прилегает к улице Via Corso Vittorio Emanuele и дальше проследуем вдоль комплекса к улице Via Florida (точки А, B и С) и вернёмся к первоначальной точке по улице Via Di Torre Argentino (точка D).

Первым зданием, прилегающим к улице Via Corso Vittorio Emanuele, является храм богине Ютурне, богине фонтанов, колодцев и родников. Постройка храма относится к 3 веку до н.э.





Далее, с левой стороны храма Ютурне, находится Храм Ежедневного Везения или Храм Удачи. Жил бы я в то время, я бы точно был бы частым посетителем этого храма. Так, на счастье.
Постройка храма относится к 101 году до н.э.


Шесть колонн, словно стражи капризной барышни фортуны, выстроились полукругом на задней стороне храма.


Далее, за Храмом Удачи, остались руины Храма Богини Феронии. В римской мифологии она является богиней полей, лесов и целебных трав. От храма остался практически только фундамент. Этот храм древнейший из четырёх и его постройка датируется 4 или 3 веком до н.э.


Между последними двумя храмами, позади их строений, находилась курия Помпея. На месте курии пролегает сейчас улица Via Di Torre Argentino и стоит здание современного театра Арджентина. В здании курии проходили временные заседания сената Римской Республики. Постоянное здание сената на Римском Форуме в это время перестраивалось, и было недоступно для заседаний сената.


Последний из четырёх храмов, храм духу Ларсу Перманини, защищающему моряков вдали от дома. Этот храм был наибольшим из четырёх и, к сожалению, в наше время практически полностью находится под улицей Via Florida. А на небольшой сохранившейся части храма расположился приют для единственных жителей этого храмового комплекса - бездомных котов. Постройка храма датируется 2 веком до нашей эры.


Доступ для посетителей на территорию комплекса закрыт. Коты единственные его посетители, а точнее даже его жители. Котов на территории много. Большинство из них вальяжно валяется в тени развалин, укрываясь от солнца. А вот некоторые из них даже посещают храмы :)


На всей территории театра ведутся раскопки. Руины прежнего Рима находятся где-то на 2-3 метра ниже текущего уровня. По сторонам можно увидеть зияющие чернотой проходы в подвальные помещения, находящиеся под современными зданиями и улицами Рима, где также ведутся раскопки.


Раскопки на этом месте начались в 20-е годы XX века, когда во время перестройки одного из домов были обнаружены руины храмов.


Храмы были построены в эпоху республиканского Рима. Таким образом они являются одними из самих древних в городе из сохранившихся до наших времён. Далее следует вид на руины с улицы Via Florida в направлении на улицу Via Corso Vittorio Emanuele.


И вид на руины с улицы Via Corso Vittorio Emanuele на улицу Via Florida, с противоположной стороны, изображенной на фото выше.



Театральный комплекс немного просматривается в очертаниях современного города.

А вот так он выглядел в эпоху Римской республики. Очертания полукруглого фасада легко угадывается в очертаниях улицы Via di Grottapinta (отрезок E-F на фото выше)





Не правда ли красавец!? Да, как многое в эпоху республиканского Рима. В эпоху, которую мы знаем как эпоха античности.

Реконструкция театра Помпея

Театр Помпея (лат. Teatrum Pompei ) — несохранившийся древнеримский театр в Риме.

Идея заложить театр возникла у Гнея Помпея Великого во время посещения Митилен на Лесбосе в 63 году до н. э. Согласно Плутарху, Помпей, осмотрев митиленский театр, решил построить по его образцу аналогичное сооружение в Риме, но бо́льших размеров. Среди особенностей театра в Митиленах, по-видимому, была надстройка с храмом над амфитеатром, позаимствованная для римской постройки. Кроме того, театр Помпея мог иметь сцену, похожую на митиленскую. Некоторые исследователи, впрочем, считают, что влияние театра в Митиленах на римскую постройку было незначительным [1] .

Помпей приказал заложить театр после своего триумфа в 61 году до н. э., здание было освящено в 55 году до н. э. Театр, расположенный на Марсовом поле, вмещал в себя 40 тысяч зрителей [2] ; в IV веке н. э. театр вмешал всего 11 600 зрителей, что было связано, вероятнее всего, с его обветшанием [1] . Диаметр полукруглого амфитеатра составлял около 158 метров [3] . Театр стал первым каменным театром в Риме, зрительские места и интерьер театра были украшены мрамором [4] . К театру примыкал портик Помпея (портик вместе с высаженными возле него по строгому плану деревьями стал первым общественным парком Рима [3] ), вблизи также располагалась курия Помпея, где иногда проходили заседания сената.

На протяжении Средневековья театр постепенно разрушался и разбирался на стройматериалы. В настоящее время лишь дуга улицы Via di Grotta Pinta сохранила контур постройки: она проходит по бывшей границе сцены и зрительных мест.


Театр Помпея (лат. Teatrum Pompei ) — руины древнеримского театра в Риме.

Гней Помпей Великий приказал заложить театр после своего триумфа в 61 году до н. э., здание было освящено в 55 году до н. э. Театр, расположенный на Марсовом поле, вмещал в себя 40 тысяч зрителей [1] . Театр стал первым каменным театром в Риме, зрительские места и интерьер театра были украшены мрамором [2] . К театру примыкал портик Помпея, где 15 марта 44 года до н. э. был убит Гай Юлий Цезарь, вблизи также располагалась курия Помпея, где иногда проходили заседания сената.

Примечания

  1. ↑Поль Гиро. Глава 9. Цирки, театры, амфитеатры
  2. ↑Theatrum_Pompei (англ.) . — в Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A topographical dictionary of ancient Rome.
  • Архитектура Древнего Рима
  • Достопримечательности Рима

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Театр Помпея" в других словарях:

Театр — (от греч. thйatron место для зрелищ, зрелище), тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в. до н. э. в Древней Греции. Они были открытыми и… … Художественная энциклопедия

Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия

Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия

Помпея — (латинск. Pompei) некогда цветущий город, а ныне знаменитые развалины города в Италии, в окрестностях Неаполя, у южного подножия Везувия. Первое упоминание о П. встречается под 310 годом до Р. Хр., но характер некоторых из ее сооружений… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Помпея* — (латинск. Pompei) некогда цветущий город, а ныне знаменитые развалины города в Италии, в окрестностях Неаполя, у южного подножия Везувия. Первое упоминание о П. встречается под 310 годом до Р. Хр., но характер некоторых из ее сооружений… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ТЕАТР — • Theatrum, Θέατρον. I. Греческий Т. Древнегреческий T. предназначался не только для драматических представлений: трагедий, сатирических драм и комедий, но служил первоначально местом действия всех торжеств, относившихся… … Реальный словарь классических древностей

Мраморный план Рима — Театр Помпея на мраморном плане. Мраморный план Рима (лат. Forma Urbis Romae или Forma Urbis marmorea) античный мон … Википедия

Рим — древний первонач. община в Др. Италии, затем рабовлад. гор. госуд. (полис), подчинивший себе весь Аппенинский п ов; впослед. рабовлад. средиземноморская держава, включ. значит. часть Европы, побережье Сев. Африки, Египет, М. Азию, Сирию … Древний мир. Энциклопедический словарь

Площадь Торре-Арджентина — Храмовый комплекс Торре Арджентина (итал. Largo di Torre Argentina) площадь в Риме. Площадь названа по Torre Argentina (Страсбургская башня), башне, возведённой в 1503 году. Современная площадь возникла в 1909 году, при этом были снесены… … Википедия

Список топографических объектов и памятников Древнего Рима — Ниже представлен список топографических объектов и памятников Древнего Рима, находившихся на территории города Рим. Для удобства список разбит по округам Рима. За основу взят список, приложенный к плану Рима, составленному Менке. План Древнего… … Википедия


Большой и малый театры в Помпеях. Театр Помпея в Риме

Большое место в жизни римлян занимали разного рода зрелища: драматические и мимические представления, гладиаторские игры и борьба с животными, состязания ко лесниц и т.п. Эти зрелища отразили отличие римской культуры от высокой духовной и физической культуры греков с их идеалом гармонического развития личности человека. Среди греческих зрелищ важное место отводилось традиционным состязаниям самих граждан, причем не только в силе и ловкости, но и в искусстве поэзии, музыки и пения.

В противоположность этому главными участниками римских зрелищ были рабы, нередко погибавшие на потеху зрителей — римлян. Римские зрелища в большинстве своем были рассчитаны на примитивные запросы толпы, часто отвечали самым низменным вкусам и носили пассивный потребительский характер.

Помпеи. Большой театр, III—II вв. до н. э., перестроен в 75 г. до н. э. Современный вид

Театры . В эпоху ранней республики для театральных представлений сооружались временные деревянные театры. Самым ранним сохранившимся каменным театром был Большой театр в Помпеях, примыкавший к Треугольному форуму. Построенный в III—II вв. до н. э., он был расширен и реконструирован в 75 г. до н. э. Эти две стадии строительства показывают процесс формирования театра римского типа.

Первоначально Большой театр был еще близок к греческому типу, сохранившему связь с природой и изолированность отдельных элементов. Расположенные полукругом места для зрителей — театрон — были устроены на ступенях, врезанных в холм. Орхестра, в которую можно вписать круг, еще греческого типа, а сцена представляла собой отдельное здание. За сценой находился обширный четырехсторонний портик, служивший фойе (впоследствии преобразованный в перистиль казармы гладиаторов).

Помпеи. план театров и Треугольного форума

Помпеи. план театров и Треугольного форума:
1 — Треугольный форум; 2 — Большой театр; 3 — Малый театр (Одеон); 4 — храм Изиды; 5 — портик театра, позже казарма гладиаторов

Помпеи. Малый театр, 1-я половина I в. до н. э. Орхестра

При реконструкции театра по его краям соорудили сводчатый коридор (крипту), ставший опорой для пяти дополнительных рядов мест. Концы полукружия облицованных камнем зрительских мест и сцена соединялись сводами, над которыми возникли места для почетных зрителей — трибуна лия. Тем самым разрозненные прежде части театра слились в единое целое — характернейшая черта римского театра. Здесь же наметилась и другая его особенность — заполнение театра и освобождение его от зрителей через субструкции. Пять тысяч чело век, заполнявшие Большой театр, могли проходить не только через главные входы у сцены, но и через крипту с ее тремя выходами.

Малый театр в Помпеях (Одеон), не связанный с холмом, построен в 80—75 гг. до н. э. сразу как единое здание. Прямоугольный в плане театр (27X27м) был перекрыт крышей и украшен внутри настенными росписями второго стиля. В углах за полукружием мест помещались лестницы и над ними еще несколько рядов.

Изменилась и форма орхестры — она стала полукруглой и вместила кресла почетных граждан. Театр был рассчитан на 1200 зрителей и предназначался для музыкальных и поэтических представлений перед избранной публикой.

Рим. Театр Помпея. 55—52 гг. до н.э. Разрез (реконструкция)

Самым значительным в республиканский период был театр Помпея на Марсовом поле в Риме 55—42 гг. до н. э. По размерам и совершенству конструкции он означал новый этап в развитии римского театра. Театр Помпея был центром ансамбля, в который кроме него входил огромный сад позади сцены и храм Венеры Победительницы, расположенный над театром на высоких субструкциях и подчеркивавший ось композиции.

Сад окружали портики из колоннад и прямоугольных и полукруглых экседр, ук рашенных статуями и росписями. Они доходили до древних храмов Ларго Арджентина, включив их в ансамбль.

Рим. Театр Помпея. 55—52 гг. до н.э. план (фрагмент античного мраморного плана Рима)

Великолепные портики Помпея стали центром общественной жизни Рима: туда были перенесены заседания Сената (на одном из них был убит Цезарь). Театр Помпея уже целиком надземный. Места для 17 тыс. зрителей опирались на бетонные, облицованные ретику латом субструкции и размещались четырьмя ярусами. Театр имел два обхода: внутренний, прорезанный в радиальных субст рукциях, и наружный, проходивший вдоль полукруглого фасада (диаметром около 150 м). Середину фасада из ордерных аркад, сложенных из туфа и травертина, занимали высокие субструкции храма Венеры.

Театр Помпея — заключительное звено в формировании театра римского типа: надземного сооружения на субструкциях с системой кулуаров и выходов под местами для зрителей.

Читайте также: