Жизнь средневекового общества кратко

Обновлено: 28.06.2024

В Средние века казалось, что время движется медленно, ведь условия жизни людей почти не менялись. Повседневность простого человека в Средние века заметно отличалась от современной жизни. В чем же эти отличия? Чтобы ответить на этот вопрос, мы поработаем с письменными источниками и текстом учебника.

1. Жизнь и смерть человека Средневековья.

Эпоха Раннего Средневековья сопровождалась страданиями, лишениями и гибелью миллионов людей, поэтому численность населения росла крайне медленно. Прирост населения в Европе наблюдался лишь в XI—XIII вв., когда на европейские земли прекратились вторжения внешних врагов. Ученые утверждают, что в это время климат в Европе заметно смягчился. Люди начали лучше питаться и меньше болеть. Европейцев стало значительно больше. Выросла продолжительность жизни.

Рост численности населения Европы начался в период Зрелого Средневековья (XI—XIII вв.).

Продолжительность жизни человека в Средние века прежде всего зависела от условий его жизни, принадлежности к тому или иному сословию и рода занятий. Например, средняя продолжительность жизни французских королей династии Капетингов (X—XIV вв.) составила 56 лет, а обычные люди в среднем жили только 45 лет. Тогда старость и болезни приходили к людям рано. Сохранилась перепись населения одного французского села XIII в. Из 60 его жителей только двое дожили до 60-летнего возраста.

Даже в самые благополучные годы в странах Западной Европы сохранялся высокий уровень детской смертности. Очень много детей умирало в младенчестве. Отсутствие реальной медицинской помощи приводило к тому, что из-за болезней часто вымирали целые села, а в городах исчезали богатые и многолюдные семьи. Люди Средневековья были почти беззащитны перед такими болезнями, как холера, дизентерия, тиф, коклюш, туберкулез, скарлатина. Катастрофические последствия несли эпидемии чумы.

Жизнь человека во многом зависела от природных условий и прихотей погоды. Как и сейчас, в Средние века случались засухи, сильные морозы и наводнения. Резкие перемены погоды часто заканчивались неурожаем и голодом. Голод приводил к массовой гибели людей.

Для того чтобы поддерживать численность населения на должном уровне, города и другие поселения нуждались в постоянном притоке переселенцев. Для Средних веков была характерна миграция — переселение значительной части населения на новое место жительства. По средневековым дорогам двигались миллионы людей: паломники и крестоносцы шли к святым местам, монахи-проповедники несли свет веры, студенты искали новые знания. Торговцы жаждали наживы, рыцари — подвигов, а крестьяне мечтали о свободных землях и справедливых сеньорах. С помощью переселенцев европейцы обменивались опытом и достижениями, передавали новые знания и. болезни.

Численность населения в Европе к концу эпохи Средних веков едва достигала 60 млн человек.


Распространение христианских ценностей и морали способствовало укреплению семьи. Тем не менее жена оставалась в полной зависимости от мужа, как и дети — от отца. Покорность главе семьи считалась залогом семейного счастья. Наследование земли происходило только по отцовской линии.

Дети не дают родителям спать по ночам, а днем докучают тем, что надобно все время заботиться об их кормлении; когда они подрастут, то носятся по улицам, и приходится следить, чтобы они не угодили под лошадь или повозку; повзрослев, они требуют от родителей богатого наследства.

? Что общего в поведении средневековых и современных детей?

Средневековые семьи были большими. Число выживших детей в семьях рыцарей, ремесленников и крестьян колебалось от трех до восьми. Дети взрослели рано. Уже в 10 лет во Франции детей привлекали к работе по хозяйству. В этом же возрасте их могли судить за серьезные преступления. С 12 лет дети имели право давать показания в суде, а девиц из благородных семей выдавали замуж. В 15 лет мальчики могли жениться, вступать в права наследства, а в семьях феодалов их посвящали в рыцари. Родители стремились воспитать в детях праведность и благочестие, обучить своему ремеслу.

В Средние века простые люди питались скромно, два раза в день: утром и вечером. Основу питания составляли ржаной хлеб, каши, овощные похлебки, приправленные чесноком, луком, травами. В селах и городах люди держали огороды, где выращивали бобы, горох, капусту, репу. Из-за необходимости соблюдать церковные посты в меню средневекового человека преобладала растительная пища.

Мясо ели по праздникам. Обычно употребляли свинину и крайне редко — говядину. В горных районах Европы отдавали предпочтение баранине. Домашнюю птицу (кур, гусей, уток) ели чаще, но далеко не каждый день. На юге Европы широко использовали оливковое масло, а в северных странах — свиной и говяжий жир. Пили воду и молоко. В юго-западной части Европы предпочитали вино и яблочный напиток сидр, в других странах пили пиво, у славян был популярен квас. Самой распространенной сладостью был мед. Сахар привозили издалека, он стоил дорого и считался лекарством.

Посуду использовали экономно, так как она была очень дорогой. В больших семьях все ели из общей миски. Мясо брали руками. Даже в богатых домах миску и кубок использовали один на двоих или передавали друг другу, пуская по кругу.

4. Жилище и комфорт.

Нам известно, что большинство населения составляли крестьяне, которые кормили своим трудом другие сословия. Какой же была жизнь простых людей?

Окон в домах не было. Небольшие прорези в стенах затягивали бычьим пузырем, кусками слюды, промасленными тряпками. Мутное, непрозрачное стекло было очень дорогим, его могли позволить себе только богатые люди. Цветное стекло (витражи) украшало главные храмы городов.


Рис. 3. Средневековые глиняные игрушки, найденные во время раскопок


Рис. 4. Пир в замке феодала


Рис. 5. Крестьянский двор. Реконструкция


Рис. 6. Горожане. Барельеф монастыря Клюни во Франции (XIV в.)

Жизнь простого человека была подчинена световому дню. С закатом солнца все ложились спать. Немного осветить помещение можно было глиняной или стеклянной лампой, наполненной маслом. Однако это несло дополнительные расходы. В зимнее время в домах было холодно, и зачастую люди спали одетыми. В XII в. появились камины, а позднее в домах начали строить печи, которые европейцы позаимствовали у славян. Жизнь в сырых, плохо отапливаемых помещениях сказывалась на здоровье. Многие люди страдали заболеваниями костей и суставов.

Большинство жителей Средневековья не были избалованы комфортом.

5. Одежда и мода.

В Средние века одежда в основном изготавливалась из домотканых тканей — шерсти и льна. До XII—XIII вв. мужчины и женщины носили камизу — длинные, до колен, рубахи, а также брэ — короткие штаны. Сверху надевали блио — рубаху из более плотной ткани, достигавшую колен. В это время появились чулки, которые носили и мужчины, и женщины. Верхней одеждой служил длинный плащ, иногда с капюшоном.

Простые люди носили одежду неброских темных цветов: черную, коричневую, серую. Более зажиточные люди окрашивали одежду в различные оттенки зеленого, красного, синего цветов. Шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани привозили из богатых стран Востока.

В XIII в. была распространена котта — облегающая шерстяная верхняя одежда. Поверх котты носили сюрко — безрукавку с разрезом. Одежду украшали мехом, кружевами, комбинировали ткани разных цветов. Следуя моде, богатые люди носили длинную пышную одежду, не предназначенную для того, чтобы в ней работать. Появились длинные юбки, шлейф которых мог достигать нескольких метров.

Пуговиц не было (они появились только в XIV—XV вв.). Обычно одежду скрепляли специальными медными или бронзовыми застежками — фибулами. Иногда для изготовления фибул использовали драгоценные металлы и камни, превращая их в настоящие произведения ювелирного искусства.

Причудливые головные уборы обычно подчеркивали социальное положение мужчин и женщин. На ногах красовались остроносые короткие сапожки, изготовленные из дорогой кожи. Простолюдины носили сабо — грубые ботинки, выдолбленные из дерева.

В Средневековье одежда отвечала общественному и материальному положению человека и зависела от его занятий.


Рис. 7. Средневековая модница

Вопросы и задания

Средние Века берут свое начало от падения Западной Римской империи в 476 г. и заканчиваются примерно XV – XVII вв. Средневековью присущи два противоположных стереотипа. Одни считают, что это время благородных рыцарей и романтичных историй. Другие же считают, что это время болезней, грязи и аморальности.

Как жили люди в Средневековье

История

Для данного периода характерна феодальная система землепользования, когда существовал феодал-землевладелец и наполовину зависимый от него крестьянин. Также характерны:
- иерархическая система отношений между феодалами, которая состояла в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров);
- ключевая роль церкви, как в религии, так и в политике (инквизиции, церковные суды);
- идеалы рыцарства;
- расцвет средневековой архитектуры – готики (в искусстве в том числе).

Как жили люди в Средневековье

В период с Х по ХII вв. увеличивается численность населения европейских стран, что приводит к изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. Начиная с XII – XIII вв. в Европе произошел резкий подъем развития технологий. За столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. В период средневековья развиваются и богатеют города, активно развивается культура.

За исключением Восточной Европы, которая подверглась нашествию монголов. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

Жизнь и быт

Люди периода средневековья были сильно зависимы от погодных условий. Так, к примеру, великий голод (1315 – 1317 гг.), который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. А также эпидемии чумы. Именно климатические условия определяли во много образ жизни и вид деятельности средневекового человека.

В период раннего средневековья очень большая часть Европы была покрыта лесами. Поэтому хозяйство крестьян, помимо земледелия, ориентировалось во многом и на лесные ресурсы. В лес сгоняли пастись стада скота. В дубовых лесах свиньи набирали жир, питаясь желудями, благодаря чему крестьянин получал на зиму гарантированный запас мясной пищи. Лес служил источником дров для отопления и, благодаря ему, изготавливали древесный уголь. Он вносил разнообразие в пищу средневекового человека, т.к. в нем росли всевозможные ягоды, грибы, в нем можно было поохотиться на диковинную дичь. Лес был источником единственной сладости того времени - меда диких пчел. С деревьев можно было собрать смолистые вещества для изготовления факелов. Благодаря охоте можно было не только прокормиться, но и приодеться, шкуры зверей использовались для шитья одежды и в прочих бытовых целях. В лесу, на полянах, можно было собрать лекарственные растения, единственные лекарственные средства того времени. Кору деревьев использовали для того, чтобы вычинить шкуры животных, пепел сожженных кустов использовали для отбеливания тканей.

Также как и климатические условия, ландшафт определял основное занятие людей: в горных районах преобладало скотоводство, а равнинных – земледелие.

Все беды средневекового человека (болезни, кровопролитные войны, голод) приводили к тому, что средняя продолжительность жизни составляла 22 – 32 года. До 70-летнего возраста доживали единицы.

Если говорить о жилье, о домах, в которых жили средневековые люди, то большинство зданий не имело отдельных комнат. Люди спали, ели и готовили еду в одной и той же комнате. Лишь со временем зажиточные горожане начали отделять спальню от кухонь и столовых.

Крестьянские дома строились из дерева, местами предпочтение отдавалось камню. Крыши были соломенными или из камыша. Мебели было очень мало. В основном сундуки для хранения одежды и столы. Спали на скамьях или кроватях. Постелью служил сеновал или матрас набитый соломой.

Отапливались дома очагами или каминами. Печи появились лишь в начале XIV века, когда их позаимствовали у северных народов и славян. Освещали жилье сальными свечами и масляными лампами. Дорогие восковые свечи могли приобрести только богатые люди.

Пища

Большинство европейцев питалось очень скромно. Ели обычно дважды в день: утром и вечером. Повседневной пищей были ржаной хлеб, каши, бобовые, репа, капуста, зерновая уха с чесноком или луком. Мяса потребляли мало. Тем более что в течение года было 166 дней поста, когда мясные блюда запрещалось есть. Значительно больше в рационе было рыбы. Из сладостей был только мед. Сахар попал в Европу с Востока в XIII в. и был очень дорогим.
В средневековой Европе много пили: на юге - вино, на севере - пиво. Вместо чая заваривали травы.

Посуда большинства европейцев - миски, кружки и т.д. были очень простыми, изготовленным из глины или олова. Изделиями из серебра или золота пользовалась только знать. Вилок не было, за столом ели ложками. Куски мяса отрезали ножом и ели руками. Крестьяне ели пищу из одной миски всей семьей. На пирах знати ставили на двух одну миску и кубок для вина. Кости бросали под стол, а руки вытирали скатертью.

Одежда

Что касается одежды, то она была во многом унифицирована. В отличие от античности, прославление красоты человеческого тела церковь считала греховным и настаивала на том, чтобы его прикрывали одеждой. Лишь к XII в. стали появляться первые признаки моды.

Изменение стиля одежды отражали тогдашние общественные предпочтения. Возможность следовать моде имели преимущественно представители зажиточных слоев.
Крестьянин обычно носил льняную рубашку и штаны до колен или даже до щиколоток. Верхней одеждой был плащ, стянутый на плечах застежкой (фибулой). Зимой носили или грубо вычесанный овечий тулуп или теплую накидку из плотной ткани или меха. Одежда отражала место человека в обществе. В наряде состоятельных преобладали яркие цвета, хлопчатобумажные и шелковые ткани. Беднота довольствовалась темной одеждой из грубого домотканого полотна. Обувью мужчин и женщин были кожаные остроносые ботинки без твердой подошвы. Головные уборы возникли в XIII в. и с тех пор непрерывно менялись. Привычные перчатки приобрели при средних веках важное значение. Пожать руку в них считалось оскорблением, а бросить кому перчатку было проявлением презрения и вызовом на поединок.

Как жили люди в Средневековье

Знать любила добавлять к своей одежде различные украшения. Мужчины и женщины носили кольца, браслеты, пояса, цепочки. Очень часто эти вещи были уникальными ювелирными изделиями. Для бедноты все это было недостижимым. Значительные средства тратили состоятельные женщины на косметику и парфюмерию, которую привозили купцы с восточных стран.

Стереотипы

Как правило, в общественном сознании укоренены определенные представления о чем-либо. И представления о средневековье не являются исключением. В первую очередь это касается рыцарства. Порой бытует мнение, что рыцари были необразованными, тупыми мужланами. Но было ли это в действительности так? Это утверждение слишком категорично. Как и в любой общности, представители одного и того же сословия, могли быть людьми абсолютно разными. К примеру, Карл Великий строил школы, знал несколько языков. Ричард Львиное Сердце, считающийся типичным представителем рыцарства, писал стихи на двух языках. Карл Смелый, которого в литературе любят описывать эдаким хамом-мачо, прекрасно знал латынь и любил читать античных авторов. Франциск I покровительствовал Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Многоженец Генрих VIII знал четыре языка, играл на лютне и любил театр. Стоит ли продолжать список? Это все были государи, образцы для своих подданных. На них ориентировались, им подражали, и уважением пользовались те, кто мог и противника с коня сбить, и оду к Прекрасной Даме написать.

Касательно тех же дам, или жен. Бытует мнение, будто бы к женщинам относились как к собственности. И снова-таки, все зависит от того, каким был муж. К примеру, сеньор Этьен II де Блуа был женат на некой Адель Норманнской, дочери Вильгельма Завоевателя. Этьен, как это и было положено тогда христианину, отправлялся в крестовые походы, а жена его оставалась дома. Казалось бы, что ничего особенного во всем этом нет, но до нашего времени дошли письма Этьена к Адель. Нежные, страстные, тоскующие. Это свидетельство и показатель того, как средневековый рыцарь мог относиться к собственной жене. Можно также вспомнить Эдуарда I, которого погубила смерть его любимой жены. Или к примеру, Людовик XII, который после свадьбы из первого развратника Франции превратился в верного мужа.

Говоря о чистоте и уровне загрязненности средневековых городов, тоже зачастую перегибают палку. Вплоть до того, что утверждают, будто бы отходы жизнедеятельности человека в Лондоне сливались в Темзу, вследствие чего она была сплошным потоком нечистот. Во-первых, Темза не самая маленькая река, а во-вторых, в средневековом Лондоне количество жителей было около 50 тыс. Так что подобным образом загадить реку они попросту не смогли бы.

Как жили люди в Средневековье

Гигиена средневекового человека была не столь ужасна, как нам представляется. Очень любят приводить в пример принцессу Изабеллу Кастильскую, которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года. Но этот ее поступок вызывал большой резонанс в Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет. Но если посмотреть статистику производства мыла в Средние Века, то можно понять, что утверждение о том, что люди не мылись годами, далеко от истины. Иначе для чего было бы необходимо такое количество мыла?

В Средние века не было такой необходимости в частом мытье, как в современном мире - окружающая среда не была так катастрофически загрязнена как сейчас. Не было промышленности, пища была без химикатов. Потому, с человеческим потом выделялись вода, соли, а не все те химикаты, которых полно в организме современного человека.

Как раньше праздновали Новый год в России
Почему 12 апреля называют Днём космонавтики
Что такое геральдика
Почему развалился Советский Союз

Вообще, современные историки располагают относительно небольшими данными по поводу суровой средневековой бытовухи. А все потому, что тамошние летописцы старались исписать пергамен громкими событиями и геройскими деяниями, особо не задумываясь, что их потомкам будет интересно читать про житейское. Словом, там не было тенденции "реализма", которая заполонила всю литературу 19 века. Но, тем не менее, любопытной информации по этому вопросу достаточно, чтобы в целом представить средневековый труд и день рядового человека.

В сущности, средневековую эпоху можно назвать эпохой Католической церкви, ибо сам средневековый человек был очень зависим от религиозного мировоззрения. Для той поры, все же к счастью, не нашлось великого Ницше, который во всю вопил, что "Бог умер". Почему к счастью? Вероятно, сама концепция общества средних веков не могла бы быть управляемой и взаимовыгодной структурой при ином типе власти. Сам монарх, как и Церковь, отождествлялись с Божественным, поэтому, конечно не всегда и не везде, но зачастую пренебрежение народом с их стороны воспринималось безропотно. Разве что местный житель мог пожаловаться на тяжкую долю и вновь пойти возделывать поле. Ибо кто знает, сколько бы еще бунтов и полноценных восстаний лицезрела бы история без этой пропаганды?

Но чтобы управлять самим обществом - нужно управлять его временем. Поэтому ритмы Католической церкви накладывались на ритмы аграрной отрасли, которые зависели от природных условий и естественного хода времени: возделывание поля, уход, сбор урожая, воспроизводство скота и прочее, прочее. Словом, чтобы подчинить себе все это, Церковь сообразила "календарь", который приписывал человеку самый верный распорядок дня. "Календарь" этот высекали из камня перед церковным порталом, разукрашивали им стены и изображали в религиозных книгах . На нем было расписано все до мелочей: вот тогда-то ты работаешь, тогда-то ты ешь и справляешь мессу. Таким образом Церковь давала понять, что человек поступает правильно, соблюдает Божью волю, а главное - неустанно двигает экономику, будь то обеспечение едой или розничная торговля. И подчеркну: справлять мессу нужно было обязательно, дабы само влияние божественного не исчерпывалось в человеке. Конечно, были и ослушники календарного режима, которые, впрочем, зачастую каялись в своем проступке.

Но существовали и дни отдыха. То же воскресенье, когда работа осуждалась строго, или христианские праздники. Примечательно, что работающих в эти дни, ориентировочно в XIV-XV веках, уверяли, что каждый забитый ими гвоздь вонзается в тело Распятого. Естественно, что выражение можно интерпретировать по разному и в угоду всякому.

В раннем средневековье, то есть до XI века, люди в основном влачили бренное существование и в целом боролись за жизнь. Особенно это касается сельского хозяйства. Не было таких понятий, как "прогресс" или "излишки". Человек то боролся с природой, либо отнимая у нее территорию, либо признавая ее могущество, то противостоял викингам с севера или арабам с юга. Разумеется, при таких условиях человеку просто была необходима эта пресловутая "уверенность в завтрашнем дне", эта неизменность ритмов и опостылевшая стабильность. Именно поэтому удалось найти очень много пергаменов, в которых власть имущий давал бенефицию хозяину какого-нибудь поля, проще говоря - крестьянину. Так получалось, что этот самый крестьянин, не умея читать и писать, мог весьма дерзновенно потребовать от местной власти зафиксировать какого-либо рода обещание на пергамене.

Такая податливость со стороны власти объясняется тем, что средневековая деревня, как уже упоминалось, была залогом если не развития, то стабильности. Сама по себе земля - основа всего в Средние века. Из чего следует, что любое изменение в аграрном деле отразится изменением и на прочих сторонах общества.

Я клоню к тому, что только к 1000 году начинают появляться те орудия труда, без которых не удалось бы перейти в Новое Время. Например, появился ассиметричный колесный плуг, сменивший соху и повысивший эффективность возделывания земли. Он мог осилить более твердые, каменистые и наносные почвы, что давало возможность расширять хозяйство и меньше считаться с территорией. Также, плуг проводил более глубокую борозду, делал ее более рыхлой, что позволяло лучше пропитать землю всяческими удобрениями. А потом начинает прогрессировать тягловая сила. Появляются ярмо и борона. Но главное - появляется подкова, что увеличило общую производительность лошади, ибо подкова защищает копыто животного от разрушения. Да и вообще, в тот период начинают отказываться от быка, заместив его менее выносливой, зато более универсальной и быстрой лошадью.

Если так можно выразиться, именно с той поры начался расцвет средневековой эпохи. Активное использование нововведений дало мощный экономический скачок: деревни росли, города уплотнялись, еды всегда хватало, а по праздникам не скупились на мясо и хорошее вино. Основная проблема "скачка" заключалась в качестве. Плуги ломались, подковы приходилось заменять, тот же голод время от времени настигал Европу, таким образом все поставив на круги своя. Вновь началась борьба за выживание, но уже не столь рьяная. Само общество перестало пребывать в стагнации. Рождаются те же мыслители, те люди, которым свойственно что-либо изобрести, сделать какое-либо открытие. Тот же Роджер Бэкон в XIII веке, богослов и натурфилософ, предсказывал самолеты и подводные лодки, но всерьез его мало кто воспринимал. Да и более реальные вещи для того времени из области науки мало кого интересовали. Об этом явствуют "часы", которые изобрели в конце 12 века, но в обиход они вошли только лишь в 13 веке. А все потому, что люди были равнодушны к подобному, у них, что говорится, и своих проблем было предостаточно: монархи разыгрывали войны, совокупляя их с прочими распрями, а народ либо возделывал землю, либо на этих войнах воевал. В общем, тогда совсем было не до науки, ибо всех интересовали сугубо практические знания. Так, например, с развитием прядильных мастерских в средневековье появилась застежка для горла, весьма быстро снизившая смертность.

И только ближе к середине XV века философия людей начинает меняться, общество начинает выходить из средневековья и у него появляется тяга к познанию. Наверное, это самое разумное объяснение того, что викинги в свое время не открыли Америку Европе.

В Средние века казалось, что время движется медленно, ведь условия жизни людей почти не менялись. Повседневность простого человека в Средние века заметно отличалась от современной жизни. В чем же эти отличия? Чтобы ответить на этот вопрос, мы поработаем с письменными источниками и текстом учебника.

1. Жизнь и смерть человека Средневековья.

Эпоха Раннего Средневековья сопровождалась страданиями, лишениями и гибелью миллионов людей, поэтому численность населения росла крайне медленно. Прирост населения в Европе наблюдался лишь в XI—XIII вв., когда на европейские земли прекратились вторжения внешних врагов. Ученые утверждают, что в это время климат в Европе заметно смягчился. Люди начали лучше питаться и меньше болеть. Европейцев стало значительно больше. Выросла продолжительность жизни.

Рост численности населения Европы начался в период Зрелого Средневековья (XI—XIII вв.).

Продолжительность жизни человека в Средние века прежде всего зависела от условий его жизни, принадлежности к тому или иному сословию и рода занятий. Например, средняя продолжительность жизни французских королей династии Капетингов (X—XIV вв.) составила 56 лет, а обычные люди в среднем жили только 45 лет. Тогда старость и болезни приходили к людям рано. Сохранилась перепись населения одного французского села XIII в. Из 60 его жителей только двое дожили до 60-летнего возраста.

Даже в самые благополучные годы в странах Западной Европы сохранялся высокий уровень детской смертности. Очень много детей умирало в младенчестве. Отсутствие реальной медицинской помощи приводило к тому, что из-за болезней часто вымирали целые села, а в городах исчезали богатые и многолюдные семьи. Люди Средневековья были почти беззащитны перед такими болезнями, как холера, дизентерия, тиф, коклюш, туберкулез, скарлатина. Катастрофические последствия несли эпидемии чумы.

Жизнь человека во многом зависела от природных условий и прихотей погоды. Как и сейчас, в Средние века случались засухи, сильные морозы и наводнения. Резкие перемены погоды часто заканчивались неурожаем и голодом. Голод приводил к массовой гибели людей.

Для того чтобы поддерживать численность населения на должном уровне, города и другие поселения нуждались в постоянном притоке переселенцев. Для Средних веков была характерна миграция — переселение значительной части населения на новое место жительства. По средневековым дорогам двигались миллионы людей: паломники и крестоносцы шли к святым местам, монахи-проповедники несли свет веры, студенты искали новые знания. Торговцы жаждали наживы, рыцари — подвигов, а крестьяне мечтали о свободных землях и справедливых сеньорах. С помощью переселенцев европейцы обменивались опытом и достижениями, передавали новые знания и. болезни.

Численность населения в Европе к концу эпохи Средних веков едва достигала 60 млн человек.


Распространение христианских ценностей и морали способствовало укреплению семьи. Тем не менее жена оставалась в полной зависимости от мужа, как и дети — от отца. Покорность главе семьи считалась залогом семейного счастья. Наследование земли происходило только по отцовской линии.

Дети не дают родителям спать по ночам, а днем докучают тем, что надобно все время заботиться об их кормлении; когда они подрастут, то носятся по улицам, и приходится следить, чтобы они не угодили под лошадь или повозку; повзрослев, они требуют от родителей богатого наследства.

? Что общего в поведении средневековых и современных детей?

Средневековые семьи были большими. Число выживших детей в семьях рыцарей, ремесленников и крестьян колебалось от трех до восьми. Дети взрослели рано. Уже в 10 лет во Франции детей привлекали к работе по хозяйству. В этом же возрасте их могли судить за серьезные преступления. С 12 лет дети имели право давать показания в суде, а девиц из благородных семей выдавали замуж. В 15 лет мальчики могли жениться, вступать в права наследства, а в семьях феодалов их посвящали в рыцари. Родители стремились воспитать в детях праведность и благочестие, обучить своему ремеслу.

В Средние века простые люди питались скромно, два раза в день: утром и вечером. Основу питания составляли ржаной хлеб, каши, овощные похлебки, приправленные чесноком, луком, травами. В селах и городах люди держали огороды, где выращивали бобы, горох, капусту, репу. Из-за необходимости соблюдать церковные посты в меню средневекового человека преобладала растительная пища.

Мясо ели по праздникам. Обычно употребляли свинину и крайне редко — говядину. В горных районах Европы отдавали предпочтение баранине. Домашнюю птицу (кур, гусей, уток) ели чаще, но далеко не каждый день. На юге Европы широко использовали оливковое масло, а в северных странах — свиной и говяжий жир. Пили воду и молоко. В юго-западной части Европы предпочитали вино и яблочный напиток сидр, в других странах пили пиво, у славян был популярен квас. Самой распространенной сладостью был мед. Сахар привозили издалека, он стоил дорого и считался лекарством.

Посуду использовали экономно, так как она была очень дорогой. В больших семьях все ели из общей миски. Мясо брали руками. Даже в богатых домах миску и кубок использовали один на двоих или передавали друг другу, пуская по кругу.

4. Жилище и комфорт.

Нам известно, что большинство населения составляли крестьяне, которые кормили своим трудом другие сословия. Какой же была жизнь простых людей?

Окон в домах не было. Небольшие прорези в стенах затягивали бычьим пузырем, кусками слюды, промасленными тряпками. Мутное, непрозрачное стекло было очень дорогим, его могли позволить себе только богатые люди. Цветное стекло (витражи) украшало главные храмы городов.


Рис. 3. Средневековые глиняные игрушки, найденные во время раскопок


Рис. 4. Пир в замке феодала


Рис. 5. Крестьянский двор. Реконструкция


Рис. 6. Горожане. Барельеф монастыря Клюни во Франции (XIV в.)

Жизнь простого человека была подчинена световому дню. С закатом солнца все ложились спать. Немного осветить помещение можно было глиняной или стеклянной лампой, наполненной маслом. Однако это несло дополнительные расходы. В зимнее время в домах было холодно, и зачастую люди спали одетыми. В XII в. появились камины, а позднее в домах начали строить печи, которые европейцы позаимствовали у славян. Жизнь в сырых, плохо отапливаемых помещениях сказывалась на здоровье. Многие люди страдали заболеваниями костей и суставов.

Большинство жителей Средневековья не были избалованы комфортом.

5. Одежда и мода.

В Средние века одежда в основном изготавливалась из домотканых тканей — шерсти и льна. До XII—XIII вв. мужчины и женщины носили камизу — длинные, до колен, рубахи, а также брэ — короткие штаны. Сверху надевали блио — рубаху из более плотной ткани, достигавшую колен. В это время появились чулки, которые носили и мужчины, и женщины. Верхней одеждой служил длинный плащ, иногда с капюшоном.

Простые люди носили одежду неброских темных цветов: черную, коричневую, серую. Более зажиточные люди окрашивали одежду в различные оттенки зеленого, красного, синего цветов. Шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани привозили из богатых стран Востока.

В XIII в. была распространена котта — облегающая шерстяная верхняя одежда. Поверх котты носили сюрко — безрукавку с разрезом. Одежду украшали мехом, кружевами, комбинировали ткани разных цветов. Следуя моде, богатые люди носили длинную пышную одежду, не предназначенную для того, чтобы в ней работать. Появились длинные юбки, шлейф которых мог достигать нескольких метров.

Пуговиц не было (они появились только в XIV—XV вв.). Обычно одежду скрепляли специальными медными или бронзовыми застежками — фибулами. Иногда для изготовления фибул использовали драгоценные металлы и камни, превращая их в настоящие произведения ювелирного искусства.

Причудливые головные уборы обычно подчеркивали социальное положение мужчин и женщин. На ногах красовались остроносые короткие сапожки, изготовленные из дорогой кожи. Простолюдины носили сабо — грубые ботинки, выдолбленные из дерева.

В Средневековье одежда отвечала общественному и материальному положению человека и зависела от его занятий.


Рис. 7. Средневековая модница

Вопросы и задания

На конец V II - на начало V III в. завершилось объединений богатых и знатных людей варварского и римского обществ. Они превратились в мощный слой землевладельцев. Среди этих землевладельцев было немало представителей верхушки церкви, а также богатых членов германских родов. Именно эти крупные землевладельцы и стали основой для формирования господствующего прослойки общества, на который опиралась королевская власть.

По Верденскому разделении сплоченных и прочной частью бывшей империи Карла Великого было Западно-Франкское королевство - будущая Франция, как ее стали называть с Х - ХI ст.

Столицей нового государства стал Париж, расположенный на р Сене. Власти последних Каролингов воздержалась здесь дольше, до конца Х ст. Она , Однако, ослабевала, и они теряли контроль свои ми Володин ниями . Ускорили руину внешняя опасность. С конца V III в. Страны Европы стали подвергаться нападения норманнов, которые кораблями пересекали море и грабили прибрежные страны, нагоняя ужас на население. К этому добавились опустошительные набеги арабов и венгров, в IX в. осилилися в Паннонии.

Представители местной власти обязывали крупных землевладельцев в случае опасности появляться со своими отрядами для отражения нападения. Одновременно др Ибни землевладельцы сами стали искать спасения от н абиг ов и переходить под защиту сильных покровителей. Таких людей называли вассалами. За предоставление защиты они составляли клятву верности своему покровителю - сеньору (Лат. senior - старший ) и обязывались служить ему, прибывая вооруженными по его требованию.

Чтобы иметь в своем Распоряжение отряд тяжеловооруженных всадников (рыцарей), крупный землевладелец мог часть своей земли раздать воинам за службу, которые, в свою очередь, если позволял размер владения, могли передать его на службу своим вассалам. Таким образом выстраивались отношения между сенйорамы и вассалами, которые напоминали лестницу или пирамиду. На вершине этой лестницы (пирамиды) был король, который считался вассалом Бога. Некоторые короли были вассалами папы римского. Историки такой порядок называют "Феодальной лестнице" или "Феодальной иерархия".

Когда приступы норманнов участившихся Карл II Лысый 847 р. обязал"Каждую в ильну человека выбрать себе сеньора ". Права сеньора над своими вассалами приравнивалась к власти короля над своими п идданимы. А еще через 30 лет был признан наследственность бенефициив и графских титулов. Теперь бенефиции превратились в наследственные владения - феоды. Слово "феод", от которого происходят "феодал", "феодализм", означает "Земельное владение", предоставленное (подаренное) хозяином - сеньором своему вассалу ( п идвладний человеку), который за это должен был служить хозяину. Владение феодом, подобно бенефиция, требовало службы, преимущественно военной. Обладателей феодов стали называть феодалами. Каждый феодал имел большую власть, а последние Каролинги были бессильными: они не имели ни авторитета среди феодалов, ни войска для борьбы против внешних врагов . Начали образовываться графства, напоминавшие маленькие королевства. Пора феодальной раздробленности. Король уже был лишь "первым среди р ивних ". Постепенно такой порядок распространился на все страны Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы.

В средние века слова "феодал" и "феодальное общество" не использовались. Их придумали позже, в Х V II-Х V III ст .. Поначалу они имели бранное значение, для обозначения отсталого общественного строя и тех людей которые его защищали. В исторической науке эти слова стали использоваться еще позже, но набили широкого применения.

2 . Три состояния с ередньовичн ого обществ а

По Х - ХIII вв. в Западной Европе окончательно сформировались основные состояния средневекового общества. Каждая из этих соц иально групп имела свои взгляды, образ жизни, занимала определенное положение. Общественная структура е др изнялася как от существовавших в германцев, славян и других европейских народов, так и от той, что была в Древнем Риме, на руинах которого возникли государства средневековой Европы.

Образованные люди средневековья еще тогда п идмитилы, что общество делится на разные социальные группы со своими правами и обязанностями. Средневековое общество не знало равенства в правах и обязанности ` связях. Наибольшее распространение получила теория о разделение общества на три сословия: "молящихся" (Священники и монахи), "воюющих" (рыцари), "работающих" (крестьяне, ремесленники и др.). Соц иально статус наследовался от отца к сыну.

По мнению средневековых мудрецов, каждое состояние имел свои важные обязанности и был необходимым для других. Они не могли существовать друг без друга. Так, духовенство п иклувалося о душе, рыцари защищали страну, а крестьяне всех кормили.

Епископ Адальберона Лански о трех состояния (XI в.)

Первый состояние - воины, защитники церкви и народа, вс их без исключения, как сильных, так и слабых? Второе состояние - крестьяне; эти несчастные люди имеют то лишь ценой тяжелого труда. Всем - деньгами, одеждой, продовольствием - обеспечивают они весь мир. Ни свободный человек не смог бы прожить без крестьян? Крестьянин кормит хозяина, который утверждает, что это он кормит крестьянина … Т ак дом Божий (общество) делится на три части: одни молятся, другие воюют, еще какие работают. Три? части не страдают от своей обособленности: услуги, предоставленные одной из них, создают условия для работы двух других; соответственно каждая часть п иклуеться о целом. Так этот тройственный союз остается единым, благодаря чему господствует закон, а люди наслаждаются миром.

1. Чем епископ Адальберт объяснял такое разделение общества?

2. Что было положено в основу такого деления общества?

3. Что, по мнению епископа, обеспечивало единство общества?

4. Какие отличия такая структура общества имела от римского или германского?

Предложенная средневековыми мудрецами система деления общества и их взаимоотношений не выдержала испытания временем. Реалии жизнь выяснили, что общество делится не на три слоя, каждый слой делится на более мелкие группы, которые имели свои права, привилегии и обязанности. С появлением городов и увеличением их роли в жизни средневековой Европы система отношений между социальными группами еще более усложнилась. Большое влияние на разделение общества на социальные слои стали производить земельные владения и деньги. Все те, кто имел богатства и статус в обществе стали относиться к аристократии. Так с появляется сельская, городская аристократия. Каждый, кто считал себя аристократом стремился еще и доказать давность своего рода, его могущество.

Говоря о месте женщины в обществе английского историка Р. Марджори образно утверждал: "В средние века женщина постоянно балансировала между сточной ямой и пьедесталом ".

3. Духовенство

В упомянутой схеме деления общества на три состояния на первом месте стояли монахи и священ ики. Их главной задачей было п иклуватися о спасении христианских душ. Это занятие в воображении людей того времени было важнее любые и земные дела.

Средневековое общество на протяжении веков оставалось бедным. Голод был частым гостем . И в се же, не считаясь с затратами ресурсов, сил и времени, европейцы строили огромные соборы и многочисленные церкви, отдавали духовенству десятину - десятую часть урожая и других доходов. Желая спасти свои души, богатые и бедные дарили церкви свое имущество и земельные владения. Более того, общество отдавало церкви наиболее способных и образованных сыновей, которые посвящали жизнь служению Богу. Первый состояние было единственным, который пополнялся вихидцямы с р изних состояний общества. Почти вс и известные ученые и мыслители, как и значительная часть писателей и поэтов, художников, музыкантов, принадлежали к духовенству.

Для борьбы против своих врагов церковь использовала отлучения и интердикт. Для средневекового человека отлучение от церквибыло страшной карой. Фактически это означало потерю всех прав члена общества. Человек не имел возможности участвовать в христианских обрядах , занимать любые должности, никто не имел права ей помогать, ее могли даже убить. Если церковь считала, что в непослушанием виноваты не только отдельные люди, она могла отлучить целые деревни, города или даже страны. Такое отлучение называлось интердикт.

В городах и странах , Отлученных от церкви, закрывались храмы, запрещалось осуществлять христианские обряды - крещение, венчание, похороны и под. К таким стран церковь впоследствии начала организовывать вооруженные экспедиции - крестовые походы.

Церковь была огромной политической, экономической и духовной силой. Опираясь на это, римские папы в Х - ХIII ст. повели борьбу за объединение всего христианского св иту под своим верховенством. Постепенно церковь стала крупнейшим землевладельцем в Европе, а жизнь верхушки церкви ни чем не отличалась от светских феодалов. Духовенство стало уже не ограничиваться в своей деятельности только церковной службой и молитвами. Они осуществляли правосудие, участвовали в управлении государством, выполняли феодальные функции, обучали в школах и университетах, финансировали королевские мероприятия. Для многих молитва стала лишь второстепенным занятием.

4. Феодалы. Замки

Всех крупных землевладельцев, живших благодаря труду зависимых крестьян, принято называется т и феодалами. Они составляли 2 - 5% населения, пос идаючы господствующее положение в обществе. Между феодалами, как уже упоминалось, сложилась своеобразная система отношений, получившая название вассалитет. Между сеньором и вассалом существовала своеобразная устное соглашение: вассал обязывался преданно служить хозяину, а тот, взамен обещал вассалу поддержку и защиту. Этот догу р заключался при свидетелях и считался незыблемым.

Если вассал нарушал догу р , Он должен был сломать над своей председателем ветку и разбрасывать ее вокруг. Вассалы нуждались как феод в , Так и сильных, знатных защитника в , а могущество сеньора зависела от количества преданных и боеспособных вассалов. Богатство - земли и деньги - сами по себе еще ничего не решали. В феодальном обществе они потребовались для раздачи вассалам.

Здесь следует Нагада ты, что система вассалитета (зависимости) напоминала лестницу или п ирамиду, вершиной которой был король. Прямыми вассалами короля зачастую были герцоги, вассалами герцогов - маркизы, вассалами маркизов - графы, далее бароны и рыцари. Рыцарей обычно в походах сопровождали оруженосца і- юноши с рыцарских семей, которые еще не получили этого звания. Хотя считалось, что король является сеньором для вс их, однако во Франции существовало правило: "Вассал моего вассала - не м й вассал ". То есть король не должен был вмешиваться в отношения между герцогами и маркизами и т. д.

Но такая четкая система усложнялась, если, например, некий граф получал дополнительный феод от самого короля или от другого графа. Дело так запутывалась, что вообще было трудно понять, кто чей вассал. Такие путаницы приводили к многочисленным столкновений между вассалами, сеньорами и вассалами. Победа была на стороне сильнейшего. Такие м ижусобици наиболее негативно отражались на крестьянах, которые становились объектами грабежей и насилия.

В IX - XI вв. стр имки нападения арабов, венгров, норманнов привели к появлению в Европе новых видов оборонительных сооружений - замков. Замок был одновременно и крепостью, и жилищем феодала.

В настоящий день во Франции сохранилось 4969 замков, большинство из них в разрушенном виде. По известным в настоящее время письменными источниками и находками археологов известно о существовании еще 4788 средневековых замков, уже навсегда исчезли.

Замки строились преимущественно на холме, который возвышается в над местностью. Окруженный рвом с водой, с высокими ст инами и башнями в несколько рядов, замок был достаточно надежным фортификационным сооружением. Даже несколько сотен его защитников довольно успешно сдерживали осаду многотысячного войска.

Над всеми постройками замка возвышалась главная башня - донжон. Она была предназначена как для жизни феодала, так и для обороны. Ее п идвалы приспосабливали для хранения припасов. Также там часто выкапывали колодец либо устраивались в ` тюрьмы . Верхние этажи были залами, где жил феодал со своей семьей и слугами. Важным элементом башни был тайный ход, позволял хозяину в случае необходимости уйти в безопасное место. Сама башня могла обороняться самостоятельно даже тогда, когда другие укрепления замка захватил враг.

Вместе с замками в Европе появились и трудно вооруженные профессиональные воины - рыцари. Они были главными действующими лицами вс их войн эпохи средневековья. Рыцарь был не просто наездником, а самостоятельной боевой единицей. Был одет у кольчугу - рубашку из скрепленных между собой металлических колец. Впоследствии ее заменили кованые латы, защищавшие рыцаря с ног до головы. Кроме того, воин прикрывался в бою щитом, на котором была изображена герб - опознавательный знак его рода и девиз - Краткое выражение, объясняющим сми ст герба. Вооружение рыцаря состояло из длинного тяжелое копье и меч ( р идше боевого топора или палки). Боевой конь всадника тоже снаряжался доспехами. Итак, рыцарь на коне становился свое р адной подвижной крепостью. Все это вооружение стоило дорого, равнялось стоимости от 20 до 45 коре в .

Основной целью рыцарей в бою было не убить противника, а, выбив его из седла, разоружить и взять в плен . За знатного пленника можно было получить значительный выкуп. Победитель покрывал себя славой, а это было самым важным. Через то у войнах Х - ХIII вв. армии были немногочисленными, а потери среди рыцарей - незначительными.

Славу непобедимого воина можно было получить на войне или п ид время рыцарских турниров- Военных соревнований в силе и ловкости. Их устраивали короли или знатные феодалы. На колокольне ры с 'Съезжались как те, кто желал принять участие, так и те, кто хотел увидеть зрелище. Эти соревнования длились по несколько дней.

Первого день участники демонстрировали ловкость и силу. На следующий день устраивались поединки со специальной турнирной оружием между п Ишим рыцарями или всадниками. Иногда, когда соперники решали выяснить какую нерешенную между ним спор, оружие было настоящим. В таких поединках случались и жертвы. На трет й день вели бой уже группами, чаще - 50 на 50. Участники объявляли, что борются за приверженность прекрасных дам, на которую п осле боя они могли рассчитывать. Победитель получал славу и признание, почетные призы, а также лошадей и оружие побежденных. Поскольку остаться без оружия и коня считалось позором, победитель возвращал их побежденным за выкуп.

Постепенно турниры потеряли тренировочную цель и превратились в аристократические праздники .

Чтобы стать рыцарем, следовало пройти спец иально процедуру посвящения. Старший сын, который наследовал отцовский феод, не п идлягав деления, в молодости был оруженосцем, обучаясь верховой езды и техники владение оружием. Достигнув 18 лет, он один или вместе с другими будущими рыцарями проводил ночь у молитвах. Следующий день сеньор при многих св идках вручал меч и шпоры. Посвящен в рыцари давал клятву верности, обязывался защищать вдов, сирот и тех, кто служит Богу. В р изних странах обряд имел свои особенности, сначала он был простым, впоследствии усложнялся. В конце XI ст. к этому обряду присоединилась и церковь.

Рел игийний обряд посвящения в рыцари (XI в.)

Сначала епископ благословляет флаг (Рыцаря). Молитва: Боже вечный и всемогущий … О святи небесным благословением этот флаг, готов к бою, чтобы он был сильным борьбе против неверных и мятежных народов, и чтобы за твоего покровительства он навевал ужас на врагов народа христианского .

Соединены рыцарем копье и флаг епископ освящает святой водой. Далее он благословляет меч: "Позволь благословить этот меч на поясе раба твоего, чтоб он мог охранять и защищать церковь, вдов, сирот и вс их служителей Богу, против жестокости врага, и чтобы он внушал ужас на всех тех, кто выступил против него.

1. Кто объявлялся главными врагами рыцаря и церкви?

2. З какой целью церковь проводила обряд посвящения рыцарей?

5. Крестьяне и сеньория. Хозяйство крестьянина

Крестьянство было многочисленной слоем средневекового общества . Оно низкий положение в социальной структуре феодального общества, но важен и необходим. Крестьяне находились вне феодальной иерархии, они были не вассалами, а подданными. Если в древнем мире труд презирали как недостойное свободного гражданина, то по средневековья тружеников уважали. Церковь освящала физический труд - "Добывания хлеба насущного в поте лица своего ". Но это касалось только крестьян, которых тем самым сдерживали от соц иально выступлений. Господствующие слои общества к физическому труду относились пренебрежительно. Хоть оно кормило все слои, жизнь его была нелегкой.

Жизнь в средневековой Европе было наполнено опасности и крестьянину приходилось искать защиты у могущественного сеньора. В обмен сеньор присваивал право на землю крестьянина и заставлял его в идбуваты повинности: платить оброк или отрабатывать барщину. Барщины о ю назывались все дармовые работы крестьян в хозяйстве сеньора. Они обрабатывали барские поля, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Оброк - часть продуктов крестьянского хозяйства (зерно, скот, птица и т.п.), которую обязан был крестьянин платить своему сеньору. Оброк мог быть и в денежной форме.

Читайте также: