Театр качалова история кратко

Обновлено: 05.07.2024

КАЗАНСКИЙ РУССКИЙ БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. В.И.КАЧАЛОВА, русский театр в Казани. Основание театра восходит к началу 18 в., когда указом Петра I учеников духовных семинарий обязали разыгрывать комедийные акции, но уже с 1764 спектакли в гимназических залах давались регулярно, игрались пьесы Мольера. В 1791 Дирекция императорских театров решила открыть в Казани публичный театр. В его создании участвовали общественные и литературные деятели Г.П.Каменев, С.А.Москательников, Н.С.Арцыбашев, И.И.Чернявский, В.Р.Бобровский и другие. Подлинные традиции русского народного творчества внесла в Казанский театр труппа крепостных артистов П.П.Есипова, которые под руководством трагика и драматурга П.А.Плавильщикова многие годы с успехом удовлетворяли эстетические запросы казанской публики. В первой половине 19 в. в Казани гастролировали П.Мочалов, М.Щепкин, А.Мартынов. С приездом Щепкина связана первая постановка на казанской сцене комедии Н.Гоголя Ревизор. По инициативе артиста были сыграны запрещенные Горе от ума А.Грибоедова и Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь В.Белинского. Здесь держали антрепризу Н.К.Милославский, П.М.Медведев, М.М.Бородай, Н.И.Собольщиков-Самарин. Медведев вырастил на этой сцене плеяду крупнейших мастеров русского сценического искусства – П.А.Стрепетову, М.Г.Савину, В.Н.Давыдова и многих других. При Собольщикове-Самарине Казань познакомилась с творчеством М.Горького (Мальва, Трое, На плотах, Фома Гордеев), в 1905–1907 главными в репертуаре театра стали пьесы Горького: Дачники, На дне, Дети солнца, Варвары, Враги. В 1897–1900 на сцене казанского театра играл В.И.Качалов. После ухода Собольщикова-Самарина театр потерпел ряд серьезных неудач. Творческий спад продолжался до 1918, когда была собрана новая труппа, в которую вошли артисты Московского драматического театра. Возглавил ее И.Н.Певцов, в театре пошли Тот, кто получает пощечины Л.Андреева, Дворянское гнездо И.Тургенева и др. пьесы. Под руководством Певцова начинали свою сценическую деятельность В.Белокуров, Н.Белевцева. В 1919 художественным руководителем театра стал В.С.Зотов. Был создан художественный совет, определилась афиша театра – Гроза, Волки и овцы, Василиса Мелентьева А.Н.Островского, Ревизор. В том же году при театре создается театральная студия, существовавшая до 1961, когда в Казани открылось театральное училище. Среди окончивших студию – Е.Жилина, И.Зарубина, Д.Волосов, Е.Руднева, З.Яковлева, Д.Доросмыслов. В 1920-х годах на сцене театра шло множество спектаклей, в том числе Николай I Н.Лернера, Заговор императрицы А.Н.Толстого, 1881 год Н.Шаповаленко, Мистерия-буфф В.Маяковского, Без вины виноватые Островского, однако большинство пьес имели слабую драматургию (Джентльмен, Пустышка, Поташ и перламутр, Если женщина захочет и другие).

В 1927 руководителем театра стал С.Н.Воронов, подобравший сильную труппу (Л.Борегар, И.Баженова, О.Волховская, Жилина, А.Емельянов, В.Маккавейский, М.Царев, Н.Алексеева и др.), продуманно выстроивший репертуар: Любовь Яровая К.Тренëва, Джума Машид Г.Венецианова, На всякого мудреца довольно простоты Островского, Человек с портфелем А.Файко. Заслуга Воронова в том, что поставленные им спектакли приобрели художественную завершенность, подняв театр на более высокий уровень. Приход А.Л.Грипича произвел в театре перелом: талантливый художник, одержимый идеей создания нового театра, он верил в возможности творчески спаянного коллектива. Основой репертуара стали современные пьесы Броненосец 14-69 Вс.Иванова, Огненный мост Б.Ромашова, Рельсы гудят В.Киршона, Квадратура круга В.Катаева и классика – Гроза Островского, Вишневый сад А.П.Чехова, Собор Парижской богоматери по В Гюго. В 1930-х годах главным режиссером театра был И.А.Ростовцев. Лучшие его работы отличались тщательной разработкой художественного замысла и чрезвычайно бережным отношением к авторскому тексту. Афишу сезонов Ростовцева составляли Выстрел А.Безыменского, Инга А.Глебова, Страх А.Афиногенова, Мой друг Н.Погодина, Суд Киршона, Чужой ребенок В.Шкваркина; классика была представлена пьесами Горького, М.Булгакова, Гоголя. В конце 1930-х годов в театре работали режиссеры Б.Великанов, А.Треплев, Г.Ардаров, А.Самарин-Волжский. В начале 1940-х годов театр выезжал на гастроли в Сочи, Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Евпаторию. Гастрольные спектакли получили высокую оценку зрителей и критики.

Во время войны на сцене ставились патриотические, утверждавшие веру в победу пьесы (Фельдмаршал Кутузов В.Соловьева, Мой сын Ш.Гергеля и другие). Были сформированы фронтовые бригады. Работали режиссеры В.Бебутов, А.Дикий, Е.Гаккель. В 1943 в театр пришел Е.А.Простов. В Казанском театре режиссер-интерпретатор современной и русской классической пьесы (из 33 спектаклей только Три мушкетера и Мачеха принадлежали зарубежным авторам) работал 20 лет. Много сил и энергии Простов отдал занятиям в театральной студии. С 1943 Казанский Большой драматический театр стал называться Государственным драматическим театром РСФСР. В послевоенные годы на сцене с успехом шли спектакли Под каштанами Праги и Русский вопрос К.Симонова, Молодая гвардия по А.Фадееву, Старые друзья Л.Малюгина, Счастье по П.Павленко, Губернатор провинции братьев Тур. В театре работали художники В.Никитин и Э.Гельмс. В 1948 театру было присвоено имя В.И.Качалова. Большой творческой победой театра в 1950-х годах стал Лейпциг-33 Л.Кронфельда и Л.Компанейца в постановке Простова. В начале 1950-х годов в театр пришел Л.Литвинов, осуществивший более 30 постановок, в том числе Высокое напряжение И.Куприянова, Барабанщица А.Салынского, Коллеги В.Аксенова, Порт-Артур В.Степанова, Вей, ветерок Я.Райниса, Много шума из ничего У.Шекспира и др. В эти годы в театре работали И.Загорский, Е.Лисецкая, Л.Шмидт, В.Павлова, И.Мокеев, П.Цветаев, раскрылся талант молодого актера Н.Провоторова. В 1960-х годах режиссерами Казанского театра были О.Лебедев, А.Ханович, Н.Орлов, в труппу были приглашены актеры В.Остропольский, Л.Кара-Гяур, Г.Шикова, П.Бетев, О.Вавилов, С.Ярмолинец. На сцену возвращались ранее забытые драматурги – Булгаков, Маяковский, Ж.Ануй, искались новые авторы. Это были годы расцвета творчества В.Улик, Е.Каменецкого, Ю.Федотова, Е.Кузина, В.Кишнера, ставились Медея Еврипида, Птицы нашей молодости И.Друцэ, Обыкновенная история В.Розова. В 1970-е годы театр испытывал серьезные трудности творческого характера. Состояние театра улучшилось, когда в 1976 главным режиссером стал В.Портнов, поставивший несколько превосходных спектаклей, например Быть или не быть? У.Гибсона. Значительным был и спектакль Сирано де Бержерак Э.Ростана в постановке С.Лермана. В это время в театр пришли выпускники театрального училища Г.Прытков, Л.Огарева, Д.Туманов, Н.Шепелев, С.Смирнов.

Периодом сильнейшего творческого спада стали 1980-е годы. Репертуар состоял в основном из современных пьес: Мы, нижеподписавшиеся и Зинуля А.Гельмана, Царская охота Л.Зорина, Молва Салынского, О любви и печали Л.Жуховицкого, Смотрите, кто пришел и Колея В.Арро. В 1990-х годах театр ожил лишь с приходом нового главного режиссера А.Славутского. В репертуаре снова появилась классика – Ревизор Гоголя, Плутни Скапена Мольера. Успешным стал спектакль Скрипач на крыше Д.Бока и Д.Стайна в постановке Славутского и оформлении А.Патракова. В последние годы театр выезжал на Международный фестиваль русских театров в Марселе (Франция) со спектаклями Роковые яйца Булгакова, Пиковая дама А.С.Пушкина и другими.

Все началось с того, что в 1723 году при Федоровском монастыре была открыта духовная семинария, которая готовила ученых миссионеров. Семинаристы организовали школьный театр, он разыгрывал комические интермедии. Именно в стенах этой школы проходили первые в Казани театральные представления, которые устраивались ежегодно под руководством учителя Василия Свентицкого. Деятельность семинарского театра не прошла бесследно: со второй половины XVIII века театральные представления стали даваться в Казани и учащимися гимназии.

Но вскоре случилось непредвиденное — представления были прекращены в связи с разразившимся в то время по всей России восстанием Пугачева. Местное дворянство было напугано и покинуло Казань. И не зря – Казань пострадала от нашествия бунтовщиков.


В 1791 году был учрежден первый профессиональный театр в Казани, под него арендовали дом на Воскресенской улице. Здание сохранилось и теперь (ул. Кремлевская, 12)

Спасибо князю Баратаеву

Но в 1791 году был учрежден первый профессиональный театр в Казани, его первым распорядителем был приглашенный из Петербурга казанским губернатором, князем Баратаевым, бывший придворный актер Василий Родионович Бобровский. Под театр арендовали дом на Воскресенской улице. Здание этого театра сохранилось и теперь (ул. Кремлевская 12). Театр этот благополучно просуществовал до 1796 года. Спектакли прекратились в связи с кончиной Екатерины II, а после ухода в отставку князя С. М. Баратаева, в 1797 году уехал из Казани Бобровский, и труппа распалась.

Но к этому времени в Казани появился страстный любитель театра, помещик Павел Есипов. У Есипова в селе Юматова в Свияжском уезде (ныне Верхнеуслонский район) в его имении был заведен крепостной театр. Воспользовавшись приездом в Казань императора Павла I в 1798 году, Есипов продемонстрировал ему искусство своих актеров, доставленных по этому случаю в Казань, и попросил позволения организовать со своим театром постоянные представления в городе.

Позволение было дано, но с условием, что Есипов выстроит для этого специальное здание. После согласования императорского разрешения во всех бюрократических инстанциях в 1802 году Есипов выстроил театр.

Как свидетельствует хранящийся в Российском архиве древних актов план Казани 1816 года, он стоял на углу современных улиц К. Маркса и Театральной. Театр был построен на каменном фундаменте. Длина здания составляла 50 сажен (т.е. 108 метров), а ширина 25 сажен (54 метра). Казань в то время была совсем небольшим городом, и далеко не все его жители были театралами. Так что театр стал приносить ежегодно шесть-семь тысяч рублей убытков. И вскоре он разорился. От переживаний 4 июля 1814 года Павел Петрович Есипов скончался. После крупного пожара 3 сентября 1815 года здание театра решили не ремонтировать, а позже он был продан на слом.


Аплодисменты Щепкину!

Вплоть до 1833 года Казань театра не имела, а спектакли проходили в местных дворянских усадьбах, естественно, были они любительскими. С 1833 года по 1842 год казанский театр возглавляет П. А. Соколов. Он подошел к организации театрального дела вполне практически, собрал труппу всего в десять человек, так как не мог рассчитывать на большие сборы. Стал приглашать в Казань известных актеров и декораторов. Приглашение последних вообще было редкостью в провинции.

Благодаря Соколову город познакомился с искусством великих актеров Павла Мочалова и Михаила Щепкина. Щепкин один или с дочерью в период с 1836 по 1841 гг. приезжал в Казань чуть ли не ежегодно. К тому же он увидел в Казани и пригласил в Малый театр Прова Садовского — основоположника знаменитой актерской династии, потомки которой до сих пор в разных ипостасях служат театру.

Была создана правительственная комиссия, которая занималась обстоятельствами дела о пожаре и выделяла субсидии на постройку новых общественных зданий. Губернатор С.П. Шипов начал хлопотать о выделении субсидий для строительства в Казани нового каменного здания театра. В 1845 году на месте будущего театра заложили первый камень. Проект создавал столичный зодчий И.П. Бессонов, назначенный в Казань главным архитектором.


К этому времени как раз закончено было строительство каменного театра. Театр получился одним из самых больших в России и по своим размерам уступал лишь Одесскому и Варшавскому, зал вмещал в себя до 1150 человек. Все современные театры Казани сейчас имеют залы с меньшим количеством посадочных мест.

Золотой век казанского театра

Последующие пятьдесят лет, с середины XIX века, историки театра называют золотым веком казанской сцены. Четыре имени – Н.К. Милославский, П.М. Медведев, М.М. Бородай, Н.И. Собольщиков-Самарин – в истории казанского театра сыграли особую роль, создав ему непреходящую славу.

В 1852 году театр возглавил талантливый актер и антрепренер Н.К. Милославский. Он формировал репертуар театра из драматургии высокого художественного уровня.

В 1866 году в Казань приехал антрепренер П.М. Медведев. Медведев раскрыл таланты таких артистов, как Савина, Стрепетова, Давыдов, Ленский, Шаляпин и других. В 1874 году параллельно с драматической он организовал оперную труппу, и с этого времени Казань фактически обрела свой постоянный оперный театр. Пятнадцать лет, с 1867 по 1890 год, с перерывами руководил Медведев театром Казани, пока не перешел на службу в Александринский театр.

В 1893 году казанские подмостки занял М.М. Бородай. С ним активно сотрудничали братья Адельгейм, Мамонт Дальский, Василий Качалов, Павел Орленев, Юрий Юрьев, Общество искусства и литературы под руководством К.С. Станиславского, а позднее и Московский Художественный Общедоступный театр. Бородай вводит в практику благотворительные спектакли в пользу разных общественных организаций, гимназистов и студентов. Один день в неделю устраивался так называемый общедоступный спектакль, билеты на который продавались намного дешевле чем в обычные дни. В 1901 году М.М. Бородай уехал в Киев, сменил его на посту Н.И. Собольщиков-Самарин.


При Собольщикове-Самарине несколько изменился и внешний облик театра. Собольщиков продолжал традицию и много внимания уделял опере. Впервые в театральной практике было напечатано оперное либретто, сопровождаемое искусствоведческими статьями, с переводом на татарский язык. Для татарского зрителя делались переводы и пересказы классических произведений русской драматургии. В эти же годы, благодаря Собольщикову-Самарину, Казань познакомилась с творчеством великой актрисы Веры Комиссаржевской, четырежды приезжавшей в Казань на гастроли и сыгравшей здесь свои самые значительные роли.

Кто там шагает правой? Левой, левой!

С декабря 1919 года в помещении театра начинает работу драматическая студия, которая просуществовала вплоть до 1961 года и выпустила целую плеяду знаменитых в последующем артистов разных поколений. Среди них народные артисты СССР В. Белокуров и Е.Е. Жилина, народные артисты РСФСР И.П. Зарубина, М.Л. Кондратьев, В.В. Кешнер, Ю.С. Федотов, Н.П. Шошенкова и другие. По своему уровню студия принадлежала к лучшим театральным учебным заведениям страны.

Нескончаемые переформирования тормозили творческий процесс. Театру нужен был лидер, и такой лидер нашелся. В 1934 году им стал новый директор театра Григорий Давыдович Ригорин. Он собрал в Казани уникальную по составу исполнителей труппу, блиставшую такими именами, как Ф.В. Григорьев, дважды Лауреат Сталинской премии, народные артисты СССР Е.Е. Жилина и Н.И. Якушенко, народные артисты РСФСР Г.П. Ардаров, И.В. Загорский, В.М. Павлова, Н.С. Провоторов, заслуженные артисты РСФСР М.Н. Преображенская, Е.В. Лисецкая, А.Д. Гусев.


В 1941 году Казанскому русскому театру исполнилось 150 лет. Ввиду юбилейных мероприятий намечались и летние гастроли по курортным городам — Сочи, Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Евпатория. Поездка должна была стать своеобразным предъюбилейным отчетом. Спектакли на гастролях получили высокую оценку зрителей и прессы. 21 июня открылись гастроли в Ялте. А на следующий день началась война. Гастроли закончились.

До Казани добирались кто как мог. А когда собрались, снова начали работать. Театр в Казани во время войны работал при аншлагах – для казанцев это была отдушина. Кроме этого, в городе было много эвакуированных из Москвы и Ленинграда, все они тоже стали почитателями казанской драмы. Артисты играли спектакли на сцене театра, работали в эвакуационных госпиталях, выезжали на фронт в составе бригад.

И наступила оттепель

С 1965 по 1973 год театр возглавляет Наум Орлов. Его восьмилетнее пребывание в Казани можно назвать периодом творческого оживления. В театр были приглашены завоевавшие популярность в Казани актеры: В. Остропольский, Л. Кара-Гяур, Г. Ишкова, П. Бетев, Ю. Коршок, Н. Алексеева, О. Вавилов, Е. Кара-Гяур, С. Ярмолинец, Ф. Пантюшин, составившие позднее основной костяк качаловцев.

Летом 1973 года Н.Орлов уезжает в Челябинск, и это становится трагедией для театра на долгие годы, потому что в Качаловском начинается смена режиссеров очередных и главных. Многие ведущие артисты начали покидать театр. Безвременье продлилось до 1994 года.


В 1994 году главным режиссером театра становится Александр Славутский. Фото Дмитрия Резнова

В этот же год театр отправляется на международный театральный фестиваль в Каир. Это был первый выезд театра за пределы страны. Уже на следующий год, в 1997-м, труппа театра была приглашена на фестиваль русского искусства в Марсель. Во Франции театр вызывает бурный интерес и становится любимцем французской публики. В разные годы труппа театра гастролирует по городам страны в том числе и в столицах, участвует в международных фестивалях. Разнообразие жанров, зрелищность и яркость постановок становится неотъемлемой частью Качаловского театра.

В 2018 году был проведен первый Качаловский театральный фестиваль русского драматического искусства, который был задуман более 20 лет назад с момента прихода Александра Славутского. В фестивали приняли участия ведущие театры страны, лидеры российской режиссуры, звездные актерские составы.

В 2005 году в атриуме театра был установлен памятник В.И. Качалову. В 2014 году в здании завершился последний этап реконструкции, ее общая стоимость составила более миллиарда рублей. В результате в театре появились малая сцена и специальная сцена для репетиций, множество цехов, а общая площадь увеличилась почти в два раза. Год театра был ознаменован открытием театрального музея, разместившегося на двух этажах.


Год театра был ознаменован открытием театрального музея, разместившегося на двух этажах. Фото Максима Платонова


Партнер проекта:

Книга была издана в 1991 году и за эти годы не утратила своей актуальности и достоверности. Авторы обратили особое внимание на историю советского периода, но в предисловии подробно остановились на предыстории русского театра в Казани.

Размещаем несколько фрагментов с наиболее значимыми, на взгляд, редакции, этапов истории Качаловского театра. Сегодня страница первая.

Театральную эстафету казанских семинаристов чуть позже подхватили учащиеся гимназии, открытой в 1759 году.

В отличие от многих других городов Россия, Казань - место встречи и взаимного влияния; русской национальной культуры и культуры потомков волжских булгар – казанских татар. На ее площадях, базарах и улицах бойко звучала, причудливо переплеталась разноплеменная речь татар, мордвы; чувашей, марийцев, удмуртов, русских, образуя единый многонациональный центр.

Связанная с новыми общественными веяниями эта группа способствовала утверждению на сцене театра прогрессивных идей, которые все сильнее начинали сказываться в ту пору. Театр становился орудием «просветительного воздействия на зрителей.

Театр располагался в казенном здании, сохранившемся по сей день (улица Ленина, 25 – ныне улица Кремлевская).


По утверждению историков казанского театра, таким было первое здание, в котором показывались спектакли

Прочные традиции подлинно русского народного творчества внесла в казанский театр труппа крепостных артистов П.П. Есипова, которая под руководством трагика и драматурга П.А. Плавильщикова многие годы с успехом удовлетворяла эстетические запросы казанской публики.

Спектакли игрались в специально построенном по всем правилам театральной специфики большом деревянном здании на каменном фундаменте. Возведено оно было на том марте, где ныне стоит театр оперы и балета имени Мусы Джалиля (по уточнениям казанских краеведов, первое здание было на месте пятого здания КНИТУ-КАИ, в правой его части, если смотреть от памятника Ленина).


Улица Кремлевская (Воскресенская), дом №25

Представления пользовались большим успехом. По свидетельству С.Т. Аксакова:

Передовые тенденции утверждал своим влиянием в Казанском театре созданный в 1804 году Казанский университет, профессора и студенты которого, подчас не закончив занятий, спешили на очередное представление. Благо театральная афиша, писанная от руки, специально доставлялась Есиповым в университет. Добрососедские отношения ровесников: университета и театра – одна из интереснейших страниц их биографий.

Казань к сороковым годам прошлого столетия становится не только крупнейшим торгово-промышленным центром, но и средоточием смелой ученой мысли, передовых прогрессивных взглядов. Она и притягивала к себе лучшие артистические силы страны. Ни один выдающийся гастролер тех лет, начиная с П. Мочалова, М. Щепкина, Д. Мартынова и до всемирно известного американского трагика, вынужденного покинуть родину и похороненного в русской земле, – Айры Олдриджа, не обходил Казань своим вниманием. Каждое посещение ими города вызывало очередной всплеск интереса к искусству театра, к познанию его истинного смысла.

Михаил Семенович Щепкин впервые посетил Казань В 1836 году. В письме к своему другу артисту Петербургского Александрийского театра И.И. Сосницкому он писал с сожалением, что «дирекция императорских театров отказала ему в гастролях в Петербурге:

Преодолевая запреты цензуры, всевозможные заслоны консервативной критики, руша мещанские вкусы зрителей, театр в меру своих возможностей способствовал приобщению зрителей к передовой русской культуре.

К началу 40-х годов Казань приобретает славу театрального города России. В марте месяце 1845 года казанцы получили редчайшую возможность насладиться игрой еще одного из основоположников русской школы сценического искусства, крупнейшего актера, артиста Петербургского Александринского театра Александра Евстафьевича Мартынова. Великолепный водевильный актер обладал виртуозной способностью к перевоплощению. Достигая изумительного сочетания своей актерской натуры с характернейшими особенностями действующего лица, он добивался предельного слияния с авторским образом.

Творческая практика Щепкина и Мартынова звала казанских актеров ко все более глубокому постижению внутреннего смысла роли и индивидуализации своих героев. К их голосу не могла не прислушиваться актерская, громада, игравшая еще по укоренившимся шаблонам, но уже понимавшая, что театр, не внемлющий их призывам, обрекает себя на прозябание и гибель.

Путь развития казанского театра ухабист, порожист. Творческие взлеты сменялись бесплодными периодами застоя и упадка. Не каждому антрепренеру, а их было немало, удавалось собрать вокруг себя группу талантливых исполнителей, встречались люди, которых интересовала коммерция, а не художественная сторона дела, да и среди актеров не существовало творческого единодушия.

Причудливо сталкивались на сцене разные исполнительские манеры. Наряду с бесспорными талантами процветала вульгарная пошлость и безграмотность. Но каждый новый элемент неизменно поднимал театр на следующий, более высокий художественный уровень.

Он охватывает пятилетие, во время которого в городе играла постоянная труппа во главе с выдающимся театральным деятелем Н.К. Милославским. В его труппе новое заявило о себе во всех областях театрального дела: в репертуаре, актерском мастерстве, в построении спектакля и его оформлении, в положении актера в обществе, в принципах режиссуры и пр. и пр.

Пятнадцать лет, с 1867 по 1890 год, с перерывами руководил Медведев театром Казани, пока не перешел на службу в Санкт-Петербургский Александринский театр.


Антрепренер П.М. Медведев

Медведевские сезоны оставили в театральной практике Казани весьма заметный след. Воспитанную на лучших медведевских спектаклях публику уже не могло удовлетворять проявление безграмотности, ремесленных штампов, в особенности же отсутствие ансамблевости, даже в том случае, когда в спектакле играли прекрасные актеры. Реализм становится ведущим началом в игре казанских актеров.


Фрагмент альбома о современном Качаловском театре, выпущенном к предыдущему юбилею Юрием Благовым, заведующим театральным музеем

Один из старейших драматических театров в России, сыграл видную роль в истории русского драматического искусства.

Способствовал утверждению на русской провинциальной сцене революционно-романтического и реалистического направлений, наряду с Казанским университетом сыграл значительную роль в формировании демократических тенденций в общественном движении на территории края, в культурном развитии общества.

Казанскому русскому театру принадлежит важнейшая заслуга в возникновении и развитии татарского национального театра.

Открытие

Ведёт начало с 1791 г. Организован казанским губернатором князем С.М.Баратаевым с разрешения Дирекции императорских театров.

Первый художественный руководитель труппы — актёр В.Р.Бобровский.

В 1802–1919 гг. существовал как частная антреприза под контролем городских властей, с 1919 г. — государственный театр (Советский Большой театр, Большой драматический театр, с 1996 г. современное название).

В 1924–1929 гг.носил имя А.В.Луначарского, с 1948 г. — В.И.Качалова.

Здание

До пожара 1919 г. располагался в собственном здании на Театральной площади (ныне площадь Свободы), с 1919 г. — в здании бывшего Большого театра Г.А.Розенберга (отсюда название) на улице Большая Проломная (ныне улица Баумана).

Репертуар

С первых лет своего существования формировался под воздействием идей прогрессивной, демократически настроенной русской интеллигенции.

Антрепренёры, актёры театра вели борьбу за высокохудожественный репертуар, способствовавший духовному обогащению зрителя, пробуждению общественного интереса к злободневным проблемам, утверждали реалистическую манеру исполнения. На его сцене были осуществлены постановки пьес А.П.Сумарокова, В.А.Озерова, Д.И.Фонвизина, Я.Б.Княжнина.

Произведения таких авторов, как А.Н.Островский, А.Ф.Писемский, А.В.Сухово-Кобылин, А.К.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, не сходили со сцены театра на протяжении всего времени его существования.

Значительное место в репертуаре театра занимали произведения мировй классики: пьесы У.Шекспира, Ж.Б.Мольера, Ф.Шиллера, К.Гуцкова, К.Гольдони, Г.Лессинга, Лопе де Вега, П.Кальдерона, П.Бомарше, Г.Ибсена, Г.Гауптмана, Э.Ростана.

Выдающиеся актёры

На сцене Казанского театра работали почти все выдающиеся русские актёры XIX — 1-й половины XX вв.: П.С.Мочалов, А.Е.Мартынов, Н.К.Милославский, М.Т.Иванов-Козельский, Ф.П.Горев, Н.Х.Рыбаков, П.В.Самойлов, П.М.Свободин, А.И.Каширин, И.М.Шувалов, Н.А.Никулина, Г.Н.Федотова, В.Ф.Комиссаржевская, М.В.Дальский, И.Н.Певцов, И.А.Слонов, В.С.Зотов.

Из Казани вышли многие известные артисты, игравшие на сценах императорских театров — Александринского в Санкт-Петербурге и Малого в Москве: М.А.Решимов, А.А.Рассказов, А.И.Стрелкова, Х.И.Таланова, В.И.Виноградов, В.А.Макшеев, В.Н.Давыдов, К.А.Варламов, М.Г.Савина, П.А.Стрепетова, М.И.Писарев, А.П.Ленский.

В Московский Художественный театр были приглашены В.И.Качалов, Н.Н.Литовцева.

В Казани определилась режиссёрская и антрепренёрская судьба Н.Н.Синельникова, И.А.Ростовцева, Н.Н.Соловцова, А.И.Канина.

Именно в Казани Ю.М.Юрьев впервые сыграл Чацкого и Хлестакова, Казань стала важным этапом творческого пути М.М.Тарханова, Е.О.Любимова-Ланского, Н.И.Собольщикова-Самарина.

Крупнейшие антрепренеры и режиссеры

В течение 15 лет антрепризу в Казани держал один из крупнейших русских актёров и антрепренёров П.М.Медведев, с именем которого связаны период наивысшего расцвета Казанского театра и начало постоянных оперных представлений (1874). Особое место в его творчестве занимала режиссёрская деятельность, впервые на провинциальной сцене им были предприняты попытки использования постановочных приёмов в решении спектакля, создания целостного художественного произведения за счёт ансамблевости актёрского исполнения. Эстетических принципов, утверждаемых П.М.Медведевым, придерживались затем антрепренёры и режиссёры М.М.Бородай, Н.И.Собольщиков-Самарин, А.П.Двинский, В.С.Зотов.

После пожара 1919 г. Казанский драматический театр стал работать в помещении бывшего Большого театра, где находится до настоящее время.

В течение первых 5 лет театром руководил В.С.Зотов.

Студия при театре

Под руководством З.М.Славяновой при театре была создана студия (существовала, с перерывами, до 1961 г.), положившая начало Татарскому театральному техникуму (ныне Казанское театральное училище).

Была предпринята попытка создания первой постоянной театральной труппы в Казанском театре, ядро которой составили выпускники студии. В труппе работали: С.П.Вадова, П.Л.Вульф, А.Г.Георгиевский, В.С.Зотов, А.М.Кречетов, В.И.Окунева, Л.В.Развозжаев, Ю.В.Соболев, Е.А.Степная, В.В.Чарский.

Среди выпускников студии — В.В.Белокуров, М.М.Белоусов, Е.Е.Жилина, В.В.Кропотов, М.В.Романычева, Н.М.Север.

В репертуаре — пьесы А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, А.К.Толстого, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.Горького, Л.Н.Андреева, А.Н.Толстого, С.А.Найдёнова, А.В.Луначарского, П.С.Романова, В.В.Маяковского.

Формирование качественно нового театра

В последующее десятилетие (1924–1934) шёл процесс формирования качественно нового театра, способного отразить злободневные проблемы текущей жизни, глобальные общественные изменения, ориентированного на потребности нового, рабоче-крестьянского зрителя.

Был взят курс на освоение современной драматургии, создание образа человека революционной эпохи, строителя социалистического общества.

Режиссёры Л.Ф.Лазарев, Ф.А.Строганов, С.Н.Воронов, В.А.Нелли-Влад, И.А.Ростовцев, А.Л.Грипич, В.А.Чиркин, А.М.Самарин-Волжский, работавшие в эти годы, совместно с художниками И.Ю.Шлепяновым, Р.В.Распоповым, В.А.Шестаковым, Г.Л.Миллером, С.С.Серёжиным поставили ряд спектаклей, определивших основное направление дальнейшего художественного развития Казанского театра.

В труппе Казанского театра работали М.Ф.Астангов, П.И.Герага, Ф.В.Григорьев, С.И.Днепров, А.В.Емельянов, М.И.Жаров, Е.Е.Жилина, З.Н.Минаева, А.Л.Павлова, Н.Н.Соснин, М.И.Царёв, Е.В.Черник, М.А.Юрьева.

В 1934 г. административное руководство театра возглавил выдающийся театральный организатор Г.Д.Ригорин, поставивший целью создание постоянной труппы, стабильного репертуара, достижение высокого уровня постановочной и исполнительской культуры.

Постановочную часть театра возглавил художник В.С.Никитин, музыкальную — композиторы М.И.Климов, Э.Д.Черкасский.

Летом 1939 г. с большим успехом прошли гастроли театра в Москве и Ленинграде.

Театр в годы Великой Отечественной войны

В последующие годы художественная направленность театра определялась деятельностью режиссёров Н.А.Медведева, Е.А.Простова, Л.М.Литвинова, И.С.Петровского, Э.М.Бейбутова. Труппа пополнилась актёрами Л.С.Шмидт, В.М.Павловой, Г.А.Жарковым, В.И.Стебаковым, Г.А.Бальяном, И.А.Мокеевым, П.В.Кормуниным, Н.С.Провоторовым, Б.В.Лохиным, обогатившими ансамбль Казанского театра.

При театре вновь начала действовать студия, выпускники которой должны были обеспечить преемственность традиций.

В спектаклях, отмеченных необычайным богатством актёрских работ, многие из которых стали выдающимся достижением русского театра; утверждался приоритет режиссуры, что проявилось в чёткой продуманности и жёсткости режиссёрского замысла, использовании многообразных постановочных средств для достижения художественной выразительности.

Театр в послевоенные годы

Шли поиски драматургического материала, театр всё чаще обращался к прозаическим произведениям, активно работал с казанскими авторами, в том числе и татарскими.

Гастроли театра в Москве в 1952 г. и его участие в Декаде татарского искусства и литературы (1957) наглядно показали, что он по праву относится к числу ведущих театров страны.

В 1948 г. театру присваивается имя народного артиста СССР В.И.Качалова, в 1957 г. коллектив был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Смена поколений

В 1960–1970-е гг. в Казанском театре сменилось поколение актёров, на смену мастерам старшего поколения пришли В.И.Улик, Ю.И.Карева, Г.Е.Егоров, П.С.Маслов, В.Н.Расцветаев, П.П.Бетев, Г.С.Ишкова, Ю.А.Коршок, В.Г.Остропольский, М.В.Кобчикова, С.Е.Ярмолинец, Л.Б. и Е.Н. Кара-Гяуры, выпускники студии Е.А.Кузин, Л.В.Маклакова, И.И.Чернавина, А.А.Кичигин, В.В.Кешнер, Ю.С.Федотов.

Произошли изменения в эстетике театра, живописно-поэтическое оформление В.С.Никитина сменилось метафорически образными композициями Э.Б.Гельмса, Т.И.Сельвинской, Д.Л.Боровского.

В репертуаре ведущее положение заняла современная драматургия.

Театр в конце ХХ века

Сложным оказался для Казанского Большого театра период 1980-х — начала 1990-х гг.

Текучесть руководящего и творческого состава, нечёткость идейно-художественной позиции сказались и на репертуаре, насыщенном пьесами невысокого художественного достоинства, и на профессиональном мастерстве актёров.

Вторая половина 1990-х гг. ознаменовалась творческим подъёмом. Казанский театр вновь начал принимать участие в международных и всероссийских театральных фестивалях, выезжать на гастроли, резко возрос интерес зрителя к театру.

Впервые за свою историю коллектив театра начал выезжать со спектаклями за рубеж: в Каир (1996) и Марсель, где театр ежегодно принимал участие в русских сезонах в 1997–2001 гг.

Театр сегодня

В 20011 г. в труппе театра: народные артисты РФ В.В.Кешнер, С.Г.Романова, Г.Н.Прытков, заслуженный артист РФ Ф.М.Пантюшин, народный артист РТ М.О.Галицкий, заслуженные артисты РТ А.А.Иванова, Д.А.Огарёва, И.И.Чернавина,Е.И.Галицкая, И.А.Славутский, М.В.Голубев, Э.Ф. Фардиева.

С 1994 г. главный режиссёр театра, с 2007 г. художественный руководитель-директор — народный артист РФ А.Я.Славутский, главный художник — заслуженный деятель искусств РСФСР и народный художник РТ А.М.Патраков.

Читайте также: