Танзимат благодетельные реформы кратко

Обновлено: 03.07.2024

1) обеспечение подданным полной безопасности их жизни и сохранности их имущества;

2) справедливое распреде­ление и взимание подати;

3) правильная организация набора на военную службу и установление её разумного срока.

Важное значение для культурного развития страны имел закон о создании светских, нерелигиозных, школ. Была проведена также денежная реформа и принято новое торговое законодательство. Провозглашалось формальное равенство прав мусульманского и не­мусульманского населения (в реальности для решения националь­ного вопроса, который занимал ключевое место в судьбах страны, ничего не делалось).


Неизбежность реформ

В отличие от прежних реформ, главное место в Танзимате занимали не военные, а социально-экономические преобразования. Инициатива принадлежала образованной группе бюрократии, которую возглавлял Мустафа Решид-паша, ставший автором Гюльханейского хатт-и шерифа.

В течение ряда лет он был послом в Англии и Франции, а затем был назначен министром иностранных дел. Под его руководством был разработан план новых реформ, призванных укрепить центральную власть.

Эти реформы также должны были предотвратить развитие национально-освободительного движения на Балканах и ослабить зависимость Султаната от европейских держав путем приспособления существующего строя к нормам западноевропейской жизни.

Необходимость реформ была вызвана углублением в начале XIX века кризиса Османского султаната из-за роста внутренних противоречий и обострения борьбы европейских держав за господство на Балканах и Ближнем Востоке.

Экономический и политический упадок страны, поражения в войнах, сепаратизм окраин, недовольство народных масс усилением налогового бремени и устаревшей феодальной системой породили в османских правящих кругах стремление к проведению реформ.

Однако правящие круги хотели провести реформы, которые, не затрагивая основ феодального строя, могли бы спасти империю от назревающей угрозы распада и гибели.

Попытки султана Селима III (1789—1807) и затем великого визиря Мустафы-паши Байрактара (1808) осуществить такие реформы потерпели неудачу. Реформы Махмуда II (в том числе уничтожение в 1826 году янычарского войска) содействовали упорядочению государственного управления.

Они сопровождались усилением личной власти султана, но мало способствовали прогрессу турецкого общества. В то же время общий кризис империи продолжался.

А наиболее ярким проявлением этого кризиса были в 1820-1830-х годах неудачные для Султаната войны, в которых она лишилась территорий современных Балкан и Греции с большим трудом подавила волнения в Египте и Курдистане.

В российских и советских исторических работах данные преобразования принято условно разделять на два периода:

  • ·​ Первый период — с 1839 по 1853 гг., то есть до начала Крымской войны.
  • ·​ Второй период — с 1856 по 1876 гг., то есть c окончания войны до принятия конституции в 1876 г.

Высочайший указ

Работа по подготовке указа о реформах была начата ещё при жизни Махмуда II. В конце 1839 г. молодой султан Абдул-Меджид опубликовал знаменитый Гюльханейский хатт-и-шериф, то есть высочайший указ.

Гюльханейский хатт-и шериф провозглашал три основные цели преобразований: обеспечение безопасности жизни, чести и имущества для всех подданных империи вне зависимости от религиозной принадлежности; правильное распределение и взимание налогов; упорядочение рекрутского набора и сокращение срока военной службы.

Сам султан принёс присягу на верность хатт-и-шерифу. Однако, при осуществлении идей султанского указа 1839 г. Мустафа Решид-паша столкнулся с ожесточенным сопротивлением противников реформы, прежде всего улемов и высших чиновников.

Активное противодействие реакционеров привело к тому, что реформы Танзимата проводились непоследовательно. Много внимания уделялось инициаторами Гюльханейского акта реализации его положения о неприкосновенности жизни, имущества и чести всех подданных.

Ключевые реформы

В рамках Танзимата была проведена военная реформа. В стране вводилась всеобщая воинская повинность для мусульман, а также для немусульман. Срок службы в армии сокращается с 15 до 5-7 лет, а далее до 4 лет.

Продолжалось начатое ранее открытие светских школ — начальных, средних и высших. Для руководства светскими школами было создано министерство просвещения. В середине 60-х годов в светских начальных школах насчитывалось 660 тыс. учеников.

При этом сохранились все школы при мечетях, а в светских начальных школах половина учебного времени отводилась религии. Фактический контроль над школами по-прежнему оставался у духовенства.

Религиозный эдикт был принят в 1856 г. Он провозглашал полное равенство в правах мусульман и немусульман. Изначальный проект реформы предполагал лишь частичное равенство в правах с узакониванием главенствующей роли исламских норм и прав.

Но в итоге власти попробовали пойти на более резкие преобразования для успокоения повстанческих настроений в европейской части империи. В реальности, тем не менее, нормы ислама продолжали быть центральными за нарушение их наказывали.

Итоги реформ

Так как реформы Танзимата в той или иной мере противоречили традициям и шариату, а также затрагивали материальные и социальные интересы чиновников, духовенства и других феодальных элементов, то их осуществление требовало больших усилий и часто оказывалось непродуктивным.

При всей их прогрессивности, почва для буржуазных реформ в европейских странах и в Османской империи была разной. Оттого, османская экономика постепенно утрачивала способность воспроизводства на своей собственной основе. Экономическая самостоятельность османов была подорвана.

Внешняя задолженность страны очень быстро росла. В октябре 1875 г. османское правительство вынуждено было объявить о своей неспособности погашать внутренний долг в требуемых размерах.

Несмотря на заявленные радикальные преобразования, многие из реформ остались только на бумаге, другие исполнялись лишь наполовину. Османское общество хоть и остро нуждалось в пакете реформ, нуждалось также и в жёстком реформаторе, а не в мягкой власти султана по факту не обращавшего внимание на коррупцию и разложение государства.

Реформы Танзимата не оправдали возлагавшихся на них надежд, однако, и достигнутые успехи имели большое значение для дальнейшего исторического развития государства.

Однако государство неуклонно клонилось к своему упадку. И общая ситуация в стране готовила почву к приходу самых радикальных реформаторов, которых в то время правящие круги и представить себе не могли.


Эпоха Танзимата существовала в Османской империи с 1839 до 1876 года. Именно в этот период правителями государства был проведен ряд реформ, направленных на улучшение положения страны на международной арене. Главным достижением Танзимата считается принятие первой конституции.

Основной упор в проводимых реформах был сделан на социально-экономическое развитие страны. После завершения Крымской войны население страны оказалось в тяжелом положении, и лишь изменения на государственном уровне помогли Османской Империи выйти из кризиса. Главным идеологом танзимата является Мустафа Решид-паша. За свою политическую карьеру ему удалось побывать в передовых на тот момент странах, Франции и Англии, занять пост министра иностранных дел. Именно он издал указ, положивший начало глобальным переменам в стране. По плану, разработанному Мустафой, реформы должны были укрепить власть правителя и сдержать рост национально-освободительного движения на Балканах. Но осуществить задуманное в полной мере так и не удалось.

Впервые о необходимости реформ заговорили еще конце XVIII века. Именно в этот период в стране наиболее остро ощущался рост внутренних противоречий между сторонниками европеизации и сторонниками традиционного уклада жизни. Кроме этого, неспокойной была и обстановка на Балканах и Ближнем Востоке: ведущие государства Европы хотели заполучить стратегически важную территорию, где имелся выход сразу к нескольким морям, что значительно облегчило бы торговлю.

Султан Селима III стал первым, кто на практике начал осуществлять задуманное. Среди его заслуг следует отметить создание регулярной армии. Для этих целей правитель распорядился об открытии военных школ, где преподавали специально обученные инструктора. Вот только на подобны изменения требовались большие затраты, поэтому реформу пришлось свернуть в скором времени.

Следующий правитель, Махмуд II, продолжил в направлении, заложенном Селимом. Ему удалось уничтожить янычарское войско и поставить во главе египетских офицеров. Так же султан провел административную реформу, по которой страна была разделена на вилайеты и санджаки. Изменения при Махмуде II затронули и государственный аппарат: правитель создал министерства и возобновил посольства в другие страны.

Для решения первой проблемы правительство создало коммерческий кодекс, а так же приняло уголовное законодательство, по которому все жители становились равными, вне зависимости от расы, пола и религии. Так же были организованы меджлисы, объединившие общин мусульман и не мусульман.

Что касается реформы в области налогообложения, здесь были проведены следующие изменения:

  • Отмена чрезвычайных налогов и барщины;
  • Отмена откупной системы;
  • Упорядочение системы взимания налога с не мусульман;

Произошли изменения и в военной сфере:

  • Введение обязательного рекрутского набора на два года;
  • Уменьшение срока службы до 5 лет;
  1. Второй этап танзимата принято ограничивать 1856 (окончание Крымской войны) и 1876 годами(дата принятия Конституции).

В рамках этого периода выделяют несколько наиболее значимых нововведений:

  • Открытие первого иностранного банка в 1856 году;
  • Расширение торговых связей с другими странами;
  • Строительство железных дорог;
  • Принятие гражданского кодекса в 1869 году;

Именно в подобных условиях, когда государство активно сотрудничало с иностранными фирмами, в Османскую империю проникали идеи европеизации. Благодаря этому активно развивалась буржуазия и новая интеллигенция.

Проводимые преобразования не встретили широкого отклика среди населения прежде всего потому, что большинство людей продолжало жить по старым традициям. Кроме того, предлагаемые изменения в первую очередь касались чиновников и привилегированного слоя жителей государства, что вызвало ряд недовольств у остальных. В следствие этого к концу 1870-х годов в стране насчитывались десятки вооруженных восстаний.

Первый период – с 1839 по 1853 гг., то есть до начала Крымской войны.

Второй период – с 1856 по 1871/1876 гг., то есть до принятия конституции в 1876 г.[193]

Танзимат должен был решить важнейшие задачи, стоящие перед государством.

Во-первых, укрепить экономическое, политическое и внешнеполитическое положение слабеющей Империи.

Во-вторых, создать реальные возможности для развития капитализма в Турции.

В-третьих, предотвратить развал страны, снизить накал национально-освободительного движения.

В отличие от прежних реформ главное место в танзимате занимают не военные, а социально-экономические реформы. Инициатива преобразований принадлежала образованной группе турецкой бюрократии, которую возглавлял Мустафа Решид-паша. Он и огласил в парке Гюльхане 3 ноября 1839 г. составленный им же указ, Гюльханейский хатт-и шериф. Мустафа Решид-паша – министр иностранных дел, в дальнейшем премьер-министр, долгое время жил во Франции и Англии и имел собственную программу преобразований.

Гюльханейский указ состоял из трех частей.

Во-первых, он должен был обеспечить всем подданным Империи, независимо от национальной и религиозной принадлежности, защиту жизни, чести и имущества.

Во-вторых, указ предписывал упорядочить сбор и распределение налогов; отменял откупную систему.

В-третьих, устанавливались правила набора солдат в армию и срок военной службы.

Как осуществлялись реформы?




В 1840 г. был принят новый Уголовный кодекс, положения которого были направлены на укрепление прав личности, обеспечение законности и ликвидацию административного и судебного произвола.

Реформы второго периода начались с подтверждения ряда указов 1839-1853 гг. Но если Гюльханейский указ был нацелен на предотвращение вмешательства иностранных держав во внутренние дела страны, то манифест 1856 г. закреплял иностранную опеку над Турцией.

Главным документом второго периода стал хатт-и хумаюн 1856 г. Этот манифест подтверждал равенство в правах мусульман и немусульман, расширял права нетурецкой буржуазии. Светские элементы указа 1856 г. обозначены гораздо отчетливее, чем в хатт-и шерифе 1839 г. В указе 1856 г. речь шла не только об экономическом равенстве представителей различных верований, но и о политическом равенстве[195]. Политическое равноправие всех подданных Османской империи явно противоречило имперской идее. Ибо нетурецкое большинство империи давно вынашивало планы создания на ее обломках национальных государств.

По закону о земле (1858) подтверждались все поземельные отношения, сложившиеся после отмены военно-ленной системы. Повторялся указ о всеобщем начальном образовании, отменялась цеховая система.

Вместе с тем, под давлением европейских держав были приняты законы, которые предоставляли иностранным предпринимателям особые права в государстве. Западные инвесторы получили право покупать землю в Турции; строить железные дороги; участвовать в разработке полезных ископаемых; контролировать морские перевозки; учреждать смешанные суды. В 1856 г. с участием английского и французского капитала был открыт Оттоманский банк. Против этих новшеств выступал инициатор танзимата Мустафа Решид-паша. Натиск Запада был настольно сильным, что осуществление танзимата потеряло свою целесообразность. И если в первый период реформы имели прогрессивное значение, то реформы второго периода проводились лишь в интересах компрадорской буржуазии и иностранных предпринимателей. Их итогом стало экономическое и политическое закабаление Турции.

Первый период – с 1839 по 1853 гг., то есть до начала Крымской войны.

Второй период – с 1856 по 1871/1876 гг., то есть до принятия конституции в 1876 г.[193]

Танзимат должен был решить важнейшие задачи, стоящие перед государством.

Во-первых, укрепить экономическое, политическое и внешнеполитическое положение слабеющей Империи.

Во-вторых, создать реальные возможности для развития капитализма в Турции.

В-третьих, предотвратить развал страны, снизить накал национально-освободительного движения.

В отличие от прежних реформ главное место в танзимате занимают не военные, а социально-экономические реформы. Инициатива преобразований принадлежала образованной группе турецкой бюрократии, которую возглавлял Мустафа Решид-паша. Он и огласил в парке Гюльхане 3 ноября 1839 г. составленный им же указ, Гюльханейский хатт-и шериф. Мустафа Решид-паша – министр иностранных дел, в дальнейшем премьер-министр, долгое время жил во Франции и Англии и имел собственную программу преобразований.

Гюльханейский указ состоял из трех частей.

Во-первых, он должен был обеспечить всем подданным Империи, независимо от национальной и религиозной принадлежности, защиту жизни, чести и имущества.

Во-вторых, указ предписывал упорядочить сбор и распределение налогов; отменял откупную систему.

В-третьих, устанавливались правила набора солдат в армию и срок военной службы.

Как осуществлялись реформы?

В 1840 г. был принят новый Уголовный кодекс, положения которого были направлены на укрепление прав личности, обеспечение законности и ликвидацию административного и судебного произвола.

Реформы второго периода начались с подтверждения ряда указов 1839-1853 гг. Но если Гюльханейский указ был нацелен на предотвращение вмешательства иностранных держав во внутренние дела страны, то манифест 1856 г. закреплял иностранную опеку над Турцией.

Главным документом второго периода стал хатт-и хумаюн 1856 г. Этот манифест подтверждал равенство в правах мусульман и немусульман, расширял права нетурецкой буржуазии. Светские элементы указа 1856 г. обозначены гораздо отчетливее, чем в хатт-и шерифе 1839 г. В указе 1856 г. речь шла не только об экономическом равенстве представителей различных верований, но и о политическом равенстве[195]. Политическое равноправие всех подданных Османской империи явно противоречило имперской идее. Ибо нетурецкое большинство империи давно вынашивало планы создания на ее обломках национальных государств.

По закону о земле (1858) подтверждались все поземельные отношения, сложившиеся после отмены военно-ленной системы. Повторялся указ о всеобщем начальном образовании, отменялась цеховая система.

Вместе с тем, под давлением европейских держав были приняты законы, которые предоставляли иностранным предпринимателям особые права в государстве. Западные инвесторы получили право покупать землю в Турции; строить железные дороги; участвовать в разработке полезных ископаемых; контролировать морские перевозки; учреждать смешанные суды. В 1856 г. с участием английского и французского капитала был открыт Оттоманский банк. Против этих новшеств выступал инициатор танзимата Мустафа Решид-паша. Натиск Запада был настольно сильным, что осуществление танзимата потеряло свою целесообразность. И если в первый период реформы имели прогрессивное значение, то реформы второго периода проводились лишь в интересах компрадорской буржуазии и иностранных предпринимателей. Их итогом стало экономическое и политическое закабаление Турции.

Слабость Османского государства, ставшая особенно очевид­ной в конце XVIII в., в период военного противоборства с Россией, наглядно показала необходимость преобразования существовав­шей в стране политической системы и социально-экономического устройства.

Долмабахче. Дворец султана Абдул-Меджида. Построен архитектором Бальяном в 1843—1856 гг.

Попытки реформ (1757-1839 годы)

Реформы танзимата (1839-1876 годы)

Первый период (1839-1853 годы)

Второй период (1856-1876 годы)

Следующий этап преобразований был связан с Крымской вой­ной. Хотя формально Османская империя входила в число побе­дителей, в действительности война серьёзно потрясла её устои и усилила зависимость от западных держав. Под их давлением обе­щание продолжить реформы было закреплено в Парижском мир­ном договоре как международное обязательство Турции.

Читайте также: