Танкоград челябинск история кратко

Обновлено: 03.07.2024

Вскоре город уже прозвали Танкоградом. Всего с 1941-го по 1945 год в Челябинске произвели 18 тысяч боевых машин, танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), что составляло пятую часть от всех выпущенных в стране. При этом инженеры постоянно работали над сокращением трудоемкости производства, что значительно ускоряло процесс выпуска танка. Если в мае 1941 года танк КВ состоял из 23,4 тысячи компонентов, то к концу года – из 9 тысяч. На фото – 1942 год, танки КВ-1 в сборочном цехе Челябинского тракторного завода.

На базе Ворошиловградского, Харьковского, Калининского и Тульского заводов появился Челябинский патронный завод № 541. Некоторые его цеха разместились в стенах педагогического и агроинженерного университетов, станки стояли прямо в аудиториях. На этом и многих других предприятиях действовал казарменный режим – жили там же, где и работали.

Город дал фронту около 50 тысяч танковых моторов и почти 20 млн заготовок для боеприпасов, пять бронепоездов, электрооборудование для боевых машин, а также патроны, мины, бомбы, фугасы и реактивные снаряды. Подсчитано, что к концу Великой Отечественной в каждом третьем танке и боевом самолете была челябинская сталь. Вот так в 1942 году начиналось строительство Челябинского металлургического завода:

Помимо производств тыловые города принимали эвакуированное население. За счет эвакуации численность жителей к концу войны выросла с 270 до 650 тысяч человек. В Челябинске было развернуто 10 эвакогоспиталей для тяжелораненых, которым требовалось длительное лечение. Эвакогоспитали и местные больницы приняли с фронта около 22 тысяч человек, 78% из которых после прохождения лечения вернулись на войну. В городе были сформированы и отправлены на фронт два инфекционных госпиталя и один полевой подвижный. С 1941-го по 1944 год в Челябинске в эвакуации находился Киевский медицинский институт, на базе которого в 1944 году создали Челябинский медицинский институт.

Агентство Полит74 недавно опубликовало статистику, согласно которой Челябинск находится только на втором месте в стране по выпуску бронетехники во время войны. Однако исторически именно южноуральскую столицу называют Танкоградом.

1. Тяжелые танки вместо тракторов

2. Половина танковых двигателей страны

Помимо собственно танков завод активно выпускал двигатели для них. За время войны предприятие произвело 48,5 тысячи танковых двигателей. Лишь часть из них потребовалась для танков, выпускавшихся в заводских цехах. Получается, что все остальные двигатели в количестве почти 30 тысяч штук были отправлены на другие танковые предприятия. Без этих двигателей не было бы успешного производства бронетехники на других заводах. Почти половина танковых двигателей, сделанных страной за время войны, были произведены челябинцами. Это малоизвестный факт из истории ЧТЗ, и обычно он не принимается во внимание, хотя производство двигателей было очень науко- и ресурсоемким производством, составлявшим очень большую часть выпущенного заводом продукта.

3. Две добровольческих танковых бригады

4. Тридцать танковых полков

Также в Челябинске непрерывно велась работа по обучению танкистов. Во время войны в городе и области находилось до тридцати учебных танковых и самоходно-артиллерийских подразделений. Все они вели неустанную деятельность по подготовке кадров – готовили новые экипажи, переучивали старые на другие виды техники и так далее. За время войны через Челябинск прошли десятки тысяч танкистов, обучавшихся боевому мастерству. В целях помощи предприятию, выпускавшему танки и для повышения знаний боевых машин танкистами, сложилась уникальная система. Танкисты прибывали на завод и помогали сборочным бригадам в сборке тех машин, которые сами в дальнейшем и получат. Скорость выпуска танков возрастала, а танкисты приобретали отличное знание материальной части.

5. Наркомат танковой промышленности

Стоит подытожить: все перечисленные факторы обусловили появление названия Танкоград. Не только количеством выпущенной техники (хотя и её было весьма немало) измеряются достижения города. Люди зачастую становятся важнее танков. И поэтому заслуги горожан, их вклад в победу над одним из самых страшных противников нашей страны за всю её историю, неоспоримы.

Всего в Челябинске в годы Великой Отечественной войны располагалось более двухсот предприятий, выпускавших продукцию для нужд фронта. Боевая техника, боеприпасы, форма, амуниция, стратегически важное сырье и комплектующие – все это производилось городом и областью, которые внесли значительный вклад в дело победы над врагом.

Танкоград: первый конвейер тяжелых танков

Сегодня в массовом сознании танки КВ и ИС-2 почему-то недооценены, все больше вспоминают Т-34. Но именно тяжелые танки своим натиском и мощью прорывали вражескую оборону, приближая День Победы. Машины шли в бой прямо с конвейера гигантского комбината, созданного на базе Челябинского тракторного завода (ЧТЗ). Этот один из крупнейших центров танковой промышленности стал известен во всем мире как Танкоград.

В годы войны здесь были созданы более десяти видов тяжелых танков и самоходных артиллерийских установок. Танкоград передал фронту в общей сложности 18 тыс. боевых машин и 48,5 тыс. танковых двигателей. Эти рекорды впечатляют даже сегодня, спустя 75 лет после Победы.

Строительство завода-гиганта

Индустриализация 1930-х годов поставила перед страной новую масштабную задачу – создание отечественного тракторостроения. В апреле 1929 года был принят план на следующую пятилетку, согласно которому в СССР должно было появиться несколько новых заводов по производству тракторов. Один из них было решено построить в Челябинске.

На Челябинском тракторном заводе впервые в стране должно было быть организовано крупносерийное производство гусеничных тракторов. По плану ЧТЗ должен выдавать порядка 40 тыс. машин ежегодно – это почти вдвое больше общего показателя Сталинградского и Харьковского тракторных заводов. Кроме того, в то время аналогов такому тракторному производству не было ни в США, ни в Европе. Проектирование передового предприятия требовало самых передовых технологий. Было решено прибегнуть к международному опыту.

В первоначальный план завода было внесено несколько кардинальных изменений. К примеру, вместо 20 отдельных цехов, остались только три корпуса: механический, литейный и кузнечный, а железобетонные опоры здания было решено заменить на металлические. Это позволило расширить корпуса, и завод в будущем смог оперативно перейти с тракторов на танки.

В июне 1930 года генплан Челябинского тракторного завода был готов, а уже в начале августа того же года началось строительство цехов. Первый трактор был выпущен 15 мая 1933 года, а спустя две недели состоялось официальное открытие Челябинского тракторного завода им. Сталина. Тот объем работы, который удалось провести за три года, впечатляет и сегодня. Пустырь превратился в целый город – помимо огромных современных цехов, были построены кирпичные дома, учебный комбинат, асфальтированные дороги и даже кинотеатр.

За несколько лет ЧТЗ вышел на международный уровень. В мае 1937 года на выставке в Париже два челябинских трактора удостоились Гран-при. Иностранным специалистам не верилось, что такие продвинутые машины сделаны на заводе, которому исполнилось всего четыре года. Спустя семь лет после пуска предприятия – 30 марта 1940 года – на ЧТЗ собран 100-тысячный по счету трактор.

Рождение Танкограда

01_zo_draft_infographics_ROSTEC_ZORAN_05-2020-01.jpg

И все это стало возможно благодаря титанической стойкости рабочих предприятий. Около трех десятков тысяч работников с семьями были отправлены на Урал. Эшелоны приходили в Челябинск с осени 1941 года по январь 1942 года. Жизненные условия были очень суровыми: уральская зима, отсутствие топлива, люди спали в холодных бараках, а иногда прямо в цехах, в собираемых танках. Но все бытовые проблемы казались призрачными – советской армии срочно нужны танки. И огромный Танкоград работал для фронта и Победы.

В июле 1942 года перед ЧТЗ поставлена важная и ответственная задача – очень быстро наладить производство средних танков Т-34 . Этот танк уже успел показать себя в деле – принес победу в боях за Москву и Сталинград.

REVISED_zo_draft_infographics_ROSTEC_ZORAN_05-2020-05.jpg

Данная машина собрала в себе все последние на тот момент достижения отечественного танкостроения. ИС-2 получился таким же маневренным, как Т-34, но при этом с более мощным оружием и броней. Огневая сила ИС-2 по сравнению с тяжелым танком КВ выросла более чем в пять раз. Также это был первый советский танк, оснащенный планетарным механизмом поворота, с более эффективными воздухоочистителями, системами охлаждения и подогрева. При этом новый советский танк оказался почти на 10 тонн легче немецких аналогов.

Маневренность, толстая броня, мощная пушка были оценены по достоинству, и танк ИС-2 быстро стал основной машиной в тяжелых танковых полках и оставался на вооружении еще очень долгое время.

Танки Победы

Еще один рекорд Танкограда 1944 года – запуск конвейера сборки тяжелых танков. В результате заводская себестоимость тяжелого танка сократилась на сто с лишним тысяч рублей. Танки серии ИС теперь лишь немногим выходили дороже среднего танка Т-34, а затраты труда на изготовление тяжелого танка сократились в четыре раза.

REVISED_zo_draft_infographics_ROSTEC_ZORAN_05-2020-06.jpg

Медиапроект о трудовом подвиге южноуральцев в годы войны


Танкоград: первый в мире конвейер тяжелых танков. Выпуск 1 от 28.02.2020

Танк Победы ИС-3: история создания. Выпуск 2 от 30.04.2020

Служение книге и обществу: Публичная библиотека в годы Великой Отечественной войны. Выпуск 3 от 27.07.2020

23 июня 1941 года пленум ЦК профсоюзов работников искусства опубликовал обращение, в котором определял сотрудников учреждений культуры как часть противостояния нацистскому вторжению.
С первых дней войны библиотеки были объявлены главными политико-просветительскими учреждениями, призванными развернуть оборонно-массовую работу и политическую агитацию среди населения.
Публичная библиотека перестраивалась на военный лад.

Мощная боевая машина СУ-152, которую фронтовики прозвали "Зверобой", уникальна своим созданием. Точнее сроками! От первой линии на чертеже до машины в металле – было затрачено всего 25 дней! Не имеющая аналогов по огневой мощи самоходка ИСУ-152 оставалась актуальной и после войны.

Малый театр в Челябинске в годы Великой Отечественной войны. Выпуск 5 от 30.10.2020

Малый театр – один из самых старых и знаменитых российских театров, который неразрывно связан с Москвой. И лишь однажды он покинул ее, в годы Великой Отечественной войны, выехав в Челябинск.

Одиннадцать долгих военных месяцев 1941–1942 гг. московские артисты представляли горожанам свое творчество, проводили по 2 спектакля в день – утром и вечером, выступали с ночными концертами, ездили по окрестностям Челябинска, давали концерты на заводах, в воинских частях, в госпиталях.

ЧТЗ: железное сердце отечественного танкостроения. Выпуск 6 от 30.12.2020

Парад Победы в Челябинске 9 мая 2014 года.

Челябинский тракторный завод, объединив свои мощности с эвакуированными Кировским (из Ленинграда) и Харьковским моторостроительным заводами, переключился на выпуск танков. Массовое производство танков Т-34 было освоено всего за 33 дня!

На фото план строительства Публичной библиотеки Челябинска

Сборка танка была поставлена на конвейер. С 1943 года на ЧТЗ выпускали также самоходно-артиллерийские установки СУ-152, а затем и ИСУ-152. Всего за годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране.

Есть такая профессия — Родину защищать!

9 мая 1943 года бойцы и командиры 244-й танковой бригады выстроились в центре Челябинска на улице Кирова около центрального почтамта, где танкистам был вручен наказ никогда не позорить вековую русскую славу. Также в 10-ую гвардейскую танковую дивизию из Челябинской области вошли 266 ремонтная база, 743 сапёрный батальон, 64 отдельный бронеавтобатальон, 36 рота подвоза ГСМ, инженерно-миномётная рота, рота автотранспорта и подразделения 30 мотострелковой бригады (2 мотострелковый батальон, рота противотанковых ружей, автотранспортная рота и рота технического обеспечения бригады).


Памятник добровольцам-танкистам на пешеходной Кировке, рядом с "Вечным огнем". Авторы монумента: художник Л. Головицкий, архитектор Е. Александров. Фото из личного архива

Златоустовские мастера специально для Уральского добровольческого танкового корпуса перед отправкой на фронт изготовили 3 тысячи 356 ножей. Короткие клинки с черными рукоятками позже стали символом крепких, как сталь, бойцов.


Ни шагу назад

Перед боем челябинские танкисты пели свой фронтовой гимн, начинавшийся словами:

Шепчут в страхе друг другу фашисты,
Притаясь в темноте блиндажей:
Появились с Урала танкисты —
Дивизия черных ножей.

А заканчивался он так:


Где мы — там победа

За боевые успехи при взятии Берлина 63-яя гвардейская Челябинская танковая бригада была награждена орденами Суворова и Кутузова 2-й степени. Однако это не окончило боевые действия южноуральцев. Они в срочном порядке были перенаправлены в Прагу — последний город в Европе, который оставался под контролем немцев.

Челябинские танки шли по городу, сокрушая баррикады, уничтожая вражеские огневые точки. Через несколько часов оборона немцев была окончательно сломлена. В городе наступил настоящий праздник. Народ с любовью смотрел на своих освободителей, на их грозные боевые машины. Командиру челябинцев Михаилу Фомичеву были вручены символические ключи от Праги.


Никто не забыт, ничто не забыто

Имена героев-танкистов в Челябинске носит не одна улица, по которой многие ежедневно прогуливаются. Это улицы, названные в честь Ивана Гончаренко, Александра Марченко, Федора Суркова, Ильи Захаренко, Константина Рождественского и Николая Худякова. Кроме того, в Челябинске есть улица, названная в честь Жозэфа Котина, работавшего главным конструктором. Под его руководством были разработаны модели танков КВ-1С, ИС-1, КВ-85 и ИС-2.

На ЧТЗ также есть и улица Танкистов, а в честь героев трудового фронта — улица Героев Танкограда. Также в Челябинске есть Комсомольская площадь, откуда танкисты уходили на фронт. А всего год назад в микрорайоне Чурилово появилась улица в честь конструктора танков Николая Духова.


Памятник Танкограду на Комсомольской площади был установлен в год 20-летия победы. Это памятник ИС-3 - расшифровывается как "Иосиф Сталин". Его автор - Е.В. Александров. Фото: из личного архива / Евгений Кислов

Читайте также: