Культура европейского возрождения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Значение Ренессанса измеряется не только количеством замечательных произведений. В эпоху Возрождения произошли качественные изменения во всех областях культуры. Каноны Средневековья уступили место новому искусству: гуманистическому, антропоцентрическому, светскому, реалистичному. Были заложены художественные основы творчества мастеров всего Нового времени. На какое бы направление вплоть до коренного идейного перелома в конце XIX — начале XX веков мы ни взглянули, — все они выросли из ренессансной колыбели.

Название этому периоду (от латинского renasci происходят итальянское слово Rinascimento и французское Renaissance) было дано самими современниками. Например, термин встречается у итальянца Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) — художника, архитектора и писателя. Дело в том, что творцы этой эпохи, отказавшись от средневековых канонов, своим фундаментом провозгласили античное искусство. Речь шла о возрождении художественных принципов античности, которые представлялись ренессансным мастерам идеалом. Но они были новаторами, а не эпигонами. Их творчество не было слепым копированием: на древнем фундаменте построили величественный дворец, наполнив его новым содержанием.

Ну, а термин в современном значении, то есть для обозначения периода в истории культуры, ввёл в XIX веке французский историк Жюль Мишле (Jules Michelet).

Исторические вехи и периоды Возрождения

История Возрождения начинается в XV столетии. Ренессансно-гуманистическая доминанта звучит на протяжении почти трёхвекового периода: с начала 1420-х годов до последней четверти XVI столетия (завершающие аккорды были слышны и в начале XVII века). Ренессансные тенденции зародились в Италии, а затем распространились за пределы Альп, поэтому в других странах национальное Возрождение началось позже.

Разумеется, новый стиль возник не мгновенно. Новаторские идеи постепенно пробивали себе путь в течение дученто и треченто Проторенессанса, оттесняя готические и византийские мотивы.

Ренессанс делится на три периода:

  • Ранний — с 1420-х годов по конец XV столетия;
  • Высокий — с конца XV века до 1520-х годов;
  • Поздний — до конца XVI столетия.

Раннее Возрождение — Филиппо Липпи, Гирландайо и Боттичелли

Началом ренессансной эры считают 20-е годы XV века, а очагом нового стиля – блистательную Флоренцию. Осторожное проторенессансное новаторство сменяется уверенным манифестом творцов-гуманистов. Искусство становится светским (это не означает исчезновения религиозных сюжетов, меняется сам характер творчества). Философской основой провозглашается антропоцентризм. Что же касается техники, то живописцы внимательно изучали античные идеалы, стремились к реалистичности форм и красок, работали с перспективой.

Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi) был монахом (фра — не часть имени, а наименование монахов в Италии, сокращение от слова frate — брат). Но, несмотря на монашеские обеты, он наполнял картины чувственностью и жизнерадостностью. Впрочем, чего ожидать от человека, который выкрал из монастырских стен молодую монахиню? Фра Филиппо был очень интересным человеком!

Линии Боттичелли называют певучими. Поразительная пластичность делает его манеру письма настолько выразительной, что он относится к числу самых узнаваемых художников в истории.

Высокое Возрождение — да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Тициан

Изобразительная техника достигает высот. Для фресок и полотен характерны сложные композиции, углубленность пространства, эмоциональная насыщенность.

Эти тридцать лет поразительны по концентрации шедевров и великих имён.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo di ser Piero da Vinci). Главные работы:

Интересная деталь: современные исследователи выяснили, что гений был способен наносить краску тончайшими слоями в два микрона!

РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi), чьё творчество отражает самые светлые и возвышенные идеалы. Восхищает сочетание красок, изящество линий, композиционная гармония. Ему невероятным образом удавалось соединить яркость палитры с безупречным вкусом. Картины наполнены воздухом и светом.

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni), добившийся исключительных высот в изображении человеческого тела.

ТИЦИАН (Tiziano Vecellio), возглавляющий венецианскую школу. Его полотна потрясают великолепной колористкой.

Он мастерски работал с полутонами, создавал изумительную игру света и тени, заполнял пространство воздушными переливами. Талант колориста наиболее ярко проявился в его поздних работах.

Прославился Тициан и как один из величайших портретистов. Заполучить портрет его кисти жаждали монархи и князья, римские папы и кардиналы. Говорят, что когда мастер писал Карла V и уронил кисть, монарх сам поднял её и произнёс, что даже для императора честь услужить Тициану.

Позднее Возрождение

Но ничто не вечно. Наступил кризис идей. Это было связано, с одной стороны, с исчерпанием новаторского потенциала, а с другой — с наступившими изменениями в общественной жизни. XVI век оказался тяжёлым для Европы: сначала Реформация расколола её на две части и спровоцировала длительную эпоху религиозных усобиц и гражданских войн, затем пришла Контрреформация.

В творческой среде оставалось всё меньше носителей возрожденческих идеалов. Тем не менее, ещё творили Микеланджело и Тициан, причём для них начало заката Ренессанса совпало с кульминацией личного творчества. Можно сказать, это была лебединая песня Возрождения…

Особым островком, где долго сохранялся ренессансный дух, была Венеция. Дело Тициана здесь продолжили Тинторетто (Tintoretto), Джакобо Бассано (Jacopo Bassano) и Паоло Веронезе (Paolo Veronese).

За Альпами продолжало шествовать так называемое Северное Возрождение, имевшее специфические особенности: в нём меньше звучали античные мотивы, зато довольно отчётливо сохранялись готические.

Кроме того, большое идейное воздействие оказала Реформация.

Ренессансная эпоха в ряде стран, начавшись позже, чем в Италии (во Франции, Испании), и завершилась позднее — в начале XVII века.

Но в целом, XVI век был переломным для европейской культуры. Европу лихорадило. Жгли ведьм, устраивали кровавые религиозные побоища, казнили еретиков. Возникали радикальные секты, назревали апокалипсические настроения… Идеалы ренессансного гуманизма уже казались неактуальными. Новые реалии куда лучше отражали изломанность маньеризма, контрасты красно-чёрного караваджизма и драматический хаотизм барокко.

В эпоху Возрождения появляется новый для Европы тип личности – человека уверенного в себе, решительного, инициативного, ответственного в своих действиях. Важными человеческими качествами считалась высокая духовность, увлеченность творчеством, ценились образованные люди. Тем не менее, не стоит воспринимать этот период как время идеальной гармонии, в то же самое время велись, практически не прекращаясь, войны, происходили крестьянские восстания, столкновения на религиозной почве, активно работала инквизиция. В ходе Великих географических открытий грабились и уничтожались коренные народы американского континента. Утверждались новые капиталистические отношения, способствовавшие накоплению капитала и приводившие к сильной имущественной дифференциации. Но одновременно в Европе зародился гуманизм, разыскивались и переводились на европейские языки рукописи античных писателей, изменялся образ науки, отходившей от схоластического теоретизирования. Широко распространяется книгопечатание, книги дешевеют, появляются карманные часы (люди стали ценить время), уличное освещение (как признак расцвета городской жизни), почта (широко распространяется общение на расстоянии, что способствует обмену мыслями, знаниями, впечатлениями).

В центре культуры Возрождения был человек, основополагающим понятием стал гуманизм (пер. с латинского – человечный). Представители гуманизма полагали величайшим достоянием человека его мысль, знания, добродетель, а мерилом действий – мастерство их исполнения. Свобода человека воспринималась как возможность творить себя благодаря образованию, знаниям. Гуманизм как философия был уделом немногих образованных людей в отличие от средневековой религиозности, охватывавшей массы, однако именно гуманизм обеспечил единство культурам разных европейских государство в эту эпоху.




Серьезные изменения затронули в эпоху Возрождения и религию, началась религиозная Реформация(преобразование). Одной из основных причин возникновения этого движения послужило ведение богослужения на одном из трех канонических языков: еврейском, греческом, латыни. Одним из главных требований Реформации стало богослужение на родном языке. Подвергались сомнению отрывки Писания, что вызывало необходимость перевода Библии на языки европейских народов. Более того, многие неблаговидные поступки священнослужителей, ведущих неправедную жизнь и погрязших в богатстве, отталкивали прихожан, вызывали у них сомнения в том, что подобные священнослужители могут быть посредниками между ними и Богом. Все чаще возникала мысль о том, нельзя ли обращаться к Богу непосредственно, не прибегая к услугам священнослужителей. Первым публично озвучил эту мысль 31 октября 1517 г. выдающийся немецкий религиозный деятель Мартин Лютер (1483- 1546 гг.)провозгласивший знаменитые 95 тезисов против индульгенций.

М. Лютер утверждал, что священнослужители не могут в силу своей человеческой природы быть посредниками между прихожанами и Богом, поэтому церковь не может отпускать грехи, а значит и продавать индульгенции. Единственным средством спасения для человека являлась его личная вера в Бога и непосредственное общение с Богом, обращение к Богу путем молитвы. Поэтому все материальные и общественные привилегии церкви объявлялись незаслуженными и подлежали ликвидации, предполагалось удешевление и упрощение самих обрядов, приближение их к тому виду, какими они предстают в Библии.

В эпоху Возрождения совершенствуется система образования, массово открываются школы различных ступеней и университеты (в XV в. в Европе насчитывалось около 80 университетов, еще через столетие – 180). Научные открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Т. Браге, И. Кеплера подготовили произошедшую в последующем научную революцию, в результате которой сформировалась и утвердилась классическая физика (ее представления в течение нескольких веков рассматривались в качестве единственного средства объяснения природных явлений).

Небывалый расцвет переживала европейская живопись. В раннем Возрождении она в основном предназначалась для оформления храмов (капелла Дель Арена в г. Падуя, церковь Санта Кроче во Флоренции, автор – Джотто; творчество Мазаччо и др.). Позднее в живописи появился интерес к человеку, к картинам повседневной жизни и наследию античных мастеров. В отличие от скованных каноном произведений раннего средневековья живописцы эпохи Возрождения оставили нам прекрасные образцы одухотворенной эмоциональной живописи.

Непревзойденными образцами реалистической и гуманистической живописи стали произведения трех всемирно известных итальянских художников: Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Рафаэля Санти (1483–1520 гг.) и Микеланджело Буонаротти (1475–1564 гг.).Леонардо да Винчи, кроме занятия живописью, достиг значительных успехов в архитектуре и скульптуре, был математиком, физиком, астрономом и механиком, изучал физиологию, анатомию и ботанику. Именно он выдвинул идеи создания парашюта, подводной лодки, дирижабля, им придуманы и реализованы карусели и фейерверки. Он подвергался преследованию за тайное (запрещенное тогда) анатомирование трупов, которое, как он считал, было необходимо живописцу для правильного изображения человеческого тела. Самым известным творением Леонардо на библейскую тему стала роспись трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, на ней изображена сцена тайной вечери, которую совершил Христос с апостолами. К сожалению, в настоящее время эта фреска совершенно испорчена, но сохранилось множество копий с нее. Леонардо написал несколько прекрасных светских портретов. Но, безусловно, самым знаменитым его творением является Джоконда (Мона Лиза). Загадка улыбки этой женщины до сих пор занимает воображение людей, а ее образ считается одним из лучших женских портретов.

В Италию, как в Мекку искусств, стремились все художники. Из Италии выписывали мастеров для постройки культовых, грандиозных зданий все европейские монархи. Поздний Ренессанс в Италии характеризуется наступлением церковной реакции, ограничением свободной воли художников. Сохранив манеру письма своих великих предшественников, художники этого времени почти утратили тот свободолюбивый дух и смелость решений, которыми обладали они. Сложившийся в это время стиль живописи, унаследовавший только манеру письма, получил название маньеризма.

К числу знаменитых архитектурных памятников эпохи Возрождения принадлежат галерея Уффици во Флоренции; Собор Святого Марка, Дворец Дожей, Мост Вздохов, по которому вели узников в Венеции; Лувр, Пале Рояль во Франции.

Нужно подчеркнуть, что Возрождение, обращаясь к античным образцам, не было их формальным копированием. Технологии и сюжеты античных произведений не были слепо скопированы средневековыми деятелями искусства, а были творчески переработаны и приспособлены к своей эпохе. Античность стала для них поводом для того, чтобы выплеснуть наружу богатства внутреннего мира, скопившиеся за длительную эпоху аскетизма художественной жизни и подавления человеческих эмоций, фантазий и стремлений. Многие из произведений эпохи Возрождения стали эталонами и символами искусства.

1. Европейская культура эпохи Возрождения

2. Европейская культура эпохи Просвещения

1. Европейская культура эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения появляется новый для Европы тип личности – человека уверенного в себе, решительного, инициативного, ответственного в своих действиях. Важными человеческими качествами считалась высокая духовность, увлеченность творчеством, ценились образованные люди. Тем не менее, не стоит воспринимать этот период как время идеальной гармонии, в то же самое время велись, практически не прекращаясь, войны, происходили крестьянские восстания, столкновения на религиозной почве, активно работала инквизиция. В ходе Великих географических открытий грабились и уничтожались коренные народы американского континента. Утверждались новые капиталистические отношения, способствовавшие накоплению капитала и приводившие к сильной имущественной дифференциации. Но одновременно в Европе зародился гуманизм, разыскивались и переводились на европейские языки рукописи античных писателей, изменялся образ науки, отходившей от схоластического теоретизирования. Широко распространяется книгопечатание, книги дешевеют, появляются карманные часы (люди стали ценить время), уличное освещение (как признак расцвета городской жизни), почта (широко распространяется общение на расстоянии, что способствует обмену мыслями, знаниями, впечатлениями).

В центре культуры Возрождения был человек, основополагающим понятием стал гуманизм (пер. с латинского – человечный). Представители гуманизма полагали величайшим достоянием человека его мысль, знания, добродетель, а мерилом действий – мастерство их исполнения. Свобода человека воспринималась как возможность творить себя благодаря образованию, знаниям. Гуманизм как философия был уделом немногих образованных людей в отличие от средневековой религиозности, охватывавшей массы, однако именно гуманизм обеспечил единство культурам разных европейских государство в эту эпоху.

Серьезные изменения затронули в эпоху Возрождения и религию, началась религиозная Реформация(преобразование). Одной из основных причин возникновения этого движения послужило ведение богослужения на одном из трех канонических языков: еврейском, греческом, латыни. Одним из главных требований Реформации стало богослужение на родном языке. Подвергались сомнению отрывки Писания, что вызывало необходимость перевода Библии на языки европейских народов. Более того, многие неблаговидные поступки священнослужителей, ведущих неправедную жизнь и погрязших в богатстве, отталкивали прихожан, вызывали у них сомнения в том, что подобные священнослужители могут быть посредниками между ними и Богом. Все чаще возникала мысль о том, нельзя ли обращаться к Богу непосредственно, не прибегая к услугам священнослужителей. Первым публично озвучил эту мысль 31 октября 1517 г. выдающийся немецкий религиозный деятель Мартин Лютер (1483- 1546 гг.)провозгласивший знаменитые 95 тезисов против индульгенций.

М. Лютер утверждал, что священнослужители не могут в силу своей человеческой природы быть посредниками между прихожанами и Богом, поэтому церковь не может отпускать грехи, а значит и продавать индульгенции. Единственным средством спасения для человека являлась его личная вера в Бога и непосредственное общение с Богом, обращение к Богу путем молитвы. Поэтому все материальные и общественные привилегии церкви объявлялись незаслуженными и подлежали ликвидации, предполагалось удешевление и упрощение самих обрядов, приближение их к тому виду, какими они предстают в Библии.

В эпоху Возрождения совершенствуется система образования, массово открываются школы различных ступеней и университеты (в XV в. в Европе насчитывалось около 80 университетов, еще через столетие – 180). Научные открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Т. Браге, И. Кеплера подготовили произошедшую в последующем научную революцию, в результате которой сформировалась и утвердилась классическая физика (ее представления в течение нескольких веков рассматривались в качестве единственного средства объяснения природных явлений).

Небывалый расцвет переживала европейская живопись. В раннем Возрождении она в основном предназначалась для оформления храмов (капелла Дель Арена в г. Падуя, церковь Санта Кроче во Флоренции, автор – Джотто; творчество Мазаччо и др.). Позднее в живописи появился интерес к человеку, к картинам повседневной жизни и наследию античных мастеров. В отличие от скованных каноном произведений раннего средневековья живописцы эпохи Возрождения оставили нам прекрасные образцы одухотворенной эмоциональной живописи.

Непревзойденными образцами реалистической и гуманистической живописи стали произведения трех всемирно известных итальянских художников: Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Рафаэля Санти (1483–1520 гг.) и Микеланджело Буонаротти (1475–1564 гг.).Леонардо да Винчи, кроме занятия живописью, достиг значительных успехов в архитектуре и скульптуре, был математиком, физиком, астрономом и механиком, изучал физиологию, анатомию и ботанику. Именно он выдвинул идеи создания парашюта, подводной лодки, дирижабля, им придуманы и реализованы карусели и фейерверки. Он подвергался преследованию за тайное (запрещенное тогда) анатомирование трупов, которое, как он считал, было необходимо живописцу для правильного изображения человеческого тела. Самым известным творением Леонардо на библейскую тему стала роспись трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, на ней изображена сцена тайной вечери, которую совершил Христос с апостолами. К сожалению, в настоящее время эта фреска совершенно испорчена, но сохранилось множество копий с нее. Леонардо написал несколько прекрасных светских портретов. Но, безусловно, самым знаменитым его творением является Джоконда (Мона Лиза). Загадка улыбки этой женщины до сих пор занимает воображение людей, а ее образ считается одним из лучших женских портретов.

В Италию, как в Мекку искусств, стремились все художники. Из Италии выписывали мастеров для постройки культовых, грандиозных зданий все европейские монархи. Поздний Ренессанс в Италии характеризуется наступлением церковной реакции, ограничением свободной воли художников. Сохранив манеру письма своих великих предшественников, художники этого времени почти утратили тот свободолюбивый дух и смелость решений, которыми обладали они. Сложившийся в это время стиль живописи, унаследовавший только манеру письма, получил название маньеризма.

К числу знаменитых архитектурных памятников эпохи Возрождения принадлежат галерея Уффици во Флоренции; Собор Святого Марка, Дворец Дожей, Мост Вздохов, по которому вели узников в Венеции; Лувр, Пале Рояль во Франции.

Нужно подчеркнуть, что Возрождение, обращаясь к античным образцам, не было их формальным копированием. Технологии и сюжеты античных произведений не были слепо скопированы средневековыми деятелями искусства, а были творчески переработаны и приспособлены к своей эпохе. Античность стала для них поводом для того, чтобы выплеснуть наружу богатства внутреннего мира, скопившиеся за длительную эпоху аскетизма художественной жизни и подавления человеческих эмоций, фантазий и стремлений. Многие из произведений эпохи Возрождения стали эталонами и символами искусства.

Возрождение — это эпоха в истории европейской культуры, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Новому времени. Ее временные рамки приходятся на начало XIV века в Италии (с XV века повсеместно в Европе) — последнюю четверть XVI века и начало XVII века.

Отличительная черта культуры Возрождения — светский характер, антропоцентризм и гуманизм.

Общая характеристика

Культурная парадигма Возрождения возникла в результате кардинальных изменений в общественных отношениях.

Особое значение в Возрождении имело крушение Византийского государства, бежавшие в Европу византийцы принесли с собой произведения искусства и библиотеки, содержавшие античные источники, неизвестные средневековой Европе, а также являлись носителями никогда не забывавшейся в Византии античной культуры. Козимо Медичи именно под впечатлением от лекций византийского ученого основал во Флоренции Академию Платона.

Рост итальянских городов-республик вёл к расширению влияния сословий, которые не участвовали в феодальных отношениях: ремесленников и мастеров, торговцев, банкиров. Им были полностью чужды иерархическая система ценностей средневековой церковной культуры и её смиренный аскетичный дух. Это привело к формированию гуманизма.

Гуманизм – это общественно-философское движение, рассматривавшее человека, его личность, его свободу, его созидающую деятельность как высшую ценность.

Готовые работы на аналогичную тему

В городах возникают светские центры искусства и науки, деятельность которых была вне церковного контроля. Новое мировоззрение видело в античности пример неаскетичных гуманистических отношений. Изобретение книгопечатания в середине XV века сыграло свою роль в распространении по всей Европе античного наследия и новых взглядов.

Возрождение началось в Италии, где ещё в XIII веке были заметны его первые признаки (в деятельности Тони Парамони, Джотто, Пизано, Орканья), но установилось твёрдо с 1420-х годов. В Германии, Франции и других странах оно появилось позже. К концу XV века оно достигает наивысшего расцвета. Вследствие кризиса Возрождения XVI века является возникновение барокко и маньеризма.

Этапы эпохи Возрождения

Традиционно Возрождение делится на 4 этапа:

  • Проторенессанс (вторая половина XIII века — XIV век);
  • Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века);
  • Высокое Возрождение (конец XV — начало XVI века);
  • Позднее Возрождение (середина XVI века — 1590-е годы).

Проторенессанс

Проторенессанс связан со средневековьем и зародился в Позднем средневековье с романскими, византийскими и готическими традициями. Он стал предтечей Возрождения. Два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне в 1337 году и после. В начале совершаются важные открытия, работают яркие мастера. Затем на Италию обрушивается эпидемия чумы. В конце XIII века возводится главное храмовое сооружение Флоренции — собор Санта Мария дель Фьоре, его автором стал Арнольфо ди Камбио, работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу собора.

Искусство проторенессанса раньше всего проявилось в скульптуре (Джованни и Никколо Пизано, Андреа Пизано, Арнольфо ди Камбио). Живопись представлена художественными школами: Флоренции (Джотто, Чимабуэ) и Сиены (Симоне, Мартини Дуччо). В живописи центральной фигурой стал Джотто, которого художники Возрождения считали реформатором. Он наметил путь развития: наполнение светским содержанием религиозных форм, переход от плоскостных изображений к рельефным и объёмным, нарастание реалистичности, введение в живописи пластического объёма фигур, изображение в живописи интерьеров.

Раннее Возрождение

Искусство в Италии решительно встало на путь подражания классической древности, но в других странах долго придерживалось готических традиций. К северу от Альп Возрождение наступило в конце XV столетия.

Высокое Возрождение

Творчество великих мастеров знаменует вершину Ренессанса, самые известные из них:

  • Леонардо да Винчи;
  • Микеланджело Буонарроти;
  • Рафаэль Санти.

Позднее Возрождение

Важно, что стремление к возрождению культуры Древней Греции и Древнего Рима не несло в себе жажды слепого подражания. Гуманисты стремились к созданию нового видения, в основе которого в равной степени лежали бы и плоды древних цивилизаций, и основы христианской веры.

epokha vozrozhdeniya glavnoye

Гуманизм быстро развивается как идейное движение, из центра во Флоренции распространяясь по всей Италии. Гуманисты много путешествуют, преподают в университетах, служат наставниками в богатых семьях купцов и банкиров, состоят советниками при государях и кардиналах, становятся членами городских советов.

Они создают свои кружки, в подражание древним называя их академиями, проводят время за городом, в частных домах и библиотеках. Гуманистов отличает смелость и дерзость, общительность и вызов церковным догмам, пренебрежение к сословным предрассудкам, вера в человека и его безграничные возможности.

Самым известным и влиятельным кружком XV века стало собрание гуманистов под покровительством Лоренцо Великолепного во Флоренции. По сути Лоренцо получил место его председателя в наследство от своего деда, Козимо Старшего, стоявшего у истоков Возрождения и основавшего кружок.

epokha vozrozhdeniya glavnoye

На природе в окружении античных статуй и в сопровождении музыки они вели философские беседы, изучали древние рукописи, читали стихи. В этих собраниях принимали участия самые выдающиеся люди своего времени: Лоренцо и его брат Джулиано, философы Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы, такие как: Перуджино (будущий учитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа дель Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли, а позднее и сам юный Буонарроти.

epokha vozrozhdeniya glavnoye

Неоплатоники находили вдохновение в поэзии древности, воспевали красоту тела и души человека. Они искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую античность и христианство.
Казалось, что в мир, где господствовала церковь, ворвалась свобода светской жизни.

И если гуманисты Возрождения воплощали идеи словом, то скульпторы и художники — резцом и кистью.
Вот слова Микеланджело Буонарроти, только расписавшего свод Сикстинской капеллы:

Читайте также: