Боевые действия зимой летом 1942 кратко

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: карта Великой Отечественной войны, учебники, распечатка фрагмента из воспоминаний А.М. Василевского о разработке плана летней кампании 1942г., листовки Власова (ксерокопии), фрагмент документального фильма “Великая Отечественная война 1941-1945г”, видеосъемка работы поисковых отрядов, доска (таблица).

  • Организационный момент.
  • Восстановление опорных знаний.
  • Изучение нового материала по вопросам:
  1. Планы и силы обеих сторон в начале 1942г.
  2. Военные действия в Крыму и под Харьковом.
  3. “Любаньская операция”.

I. Организационный момент: Учащиеся рассаживаются, отмечаются отсутствующие.

Учитель: На дворе 21 век, а мы с вами, ребята, обратимся к событиям 1941 года. Это год, когда смерть собирала чудовищно обильную жатву, укладывая поля человеческими трупами. Быть в том времени обязывает нас тема нашего урока (демонстрация фрагментов документального фильма “Великая Отечественная войны 1941-1945г” с целью погружения в тему).

II. Восстановление опорных знаний: (Учитель проводит фронтальный опрос с элементами беседы)

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, каковы были главные итоги военных действий в 1941 году?

Учащиеся: Прибалтика, Украина, Белоруссия, Молдавия и другие земли оккупированы немцами. Сданы крупные города, в том числе Киев, Одесса, Минск, Смоленск и др. Красная армия несет огромные потери. Ленинград в блокаде. Удалось отстоять в Москву!

Учитель: В чем причины неудач и отступления Красной армии в 1941 году?

Учащиеся: Внезапность нападения немцев. Нет опыта военных действий. Неподготовленность Красной Армии. Репрессии в армии накануне войны оголили офицерский состав (3% осталось с высшим образованием). Неумение наступать, т.к. армию готовили к наступательным операциям. Отсутствие военной доктрины на случай полномасштабной войны. Неверие И.Сталина в близость войны, его слишком большая самоуверенность и полное недоверие разведке. Хорошая подготовка немецкой армии и огромный опыт ведения боевых действий в Европе и т. д.

Учитель: И все же, несмотря ни на что, Москву отстояли! Скажите, благодаря чему это удалось?

Учитель: Ребята, а как вы думаете, сегодня наш народ, в том числе и мы с вами сможем ли мы противостоять такого рода агрессии?

Учащиеся: Да! Конечно! А вы разве в нас сомневаетесь?

Учитель: Я горжусь вами. Спасибо. Возвращаемся к событиям в 1941г. под Москвой. В чем было главное значение битвы под Москвой?

Учащиеся: Рухнул миф о непобедимости немецкой армии. Немцы впервые проиграли за всю войну, начиная с 1939 года, они не знали ни одного поражения. У нас появилась надежда на победу!

Учитель: Итак, подведем итог. Попробуйте, пожалуйста, обобщить все, что вы сказали.

Учащиеся: Общая картина всего сказанного такова: В 1941г. Немцы успешно наступают, Красная армия, неся огромные потери, отступает, но взять Москву фашистам не удалось, хотя они были в 30-ти км от города. К началу 1942 года немцев отбросили от Москвы. И этому есть конкретные причины.

(Один из учащихся показывает отступление русской армии и оставленные территории по карте войны)

Учитель: Как вы думаете, после поражения под Москвой, каковы будут планы немцев в следующем 1942г? Наступательную или оборонительную позицию займет Германия? (предположения учащихся) Учитель: Если немцы будут наступать, то в каком направлении? Снова на Москву или, на другом участке фронта? (предположения уч-хся) Учитель: Ребята, а как вы думаете, что по этому поводу думал Сталин? И каковы были планы Ставки Верховного главнокомандования на 1942год? (предположения учащихся) Учитель: Скажите, пожалуйста, а знаете ли вы как развивались военные события 1942 года и, почему так долго шла война, ведь наступление немцев было остановлено еще под Москвой? (предположения уч-ся) Учитель: К концу урока мы должны ответить на все эти вопросы. Для того чтобы ответить на них, мы сегодня будем работать вот по такому плану (открывается половина доски, где написаны вопросы урока) Учитель: Ребята, чего здесь не хватает? (Темы урока нет.) Верно! А вот тему урока вы мне сами сформулируете в конце нашего урока, и мы ее запишем позже, а сейчас просто оставьте место. Учитель: В марте 1942 года на совещании ГКО Сталин резко заявил: "Не сидеть же нам, сложа руки и ждать, когда немцы нанесут удар первыми! Надо самим нанести ряд упреждающих ударов на широком фронте и прощупать готовность противника. И еще: немцы будут наступать летом, и наступать будут на Москву. Надо сосредоточить основные силы - танки и самолеты - под Москвой". Вопрос? Как вы думаете, прав ли был Сталин, принимая такие решения? (Ответы учащихся: - нет, не прав. - да, прав. -трудно сказать однозначно ит.д. Мнения разделились. Итак, цель нашего урока: выяснить прав ли был Сталин, считая, что нужно не только обороняться, но и наступать, и что нужно сосредоточить основные силы под Москвой? (открыть вторую половину доски, где кратко сформулирована цель)

Историю, как известно, изучают по документам. Обратимся и мы к ним. На ваших столах есть листочки с воспоминаниями Василевского, очевидца и участника тех событий. Прочитайте их, пожалуйста. Обратите внимание, каковы были планы СССР и Германии и, каково было соотношение сил? (Уч-ся читают документ 1-2 минуты) А сейчас начертите вот такую таблицу (таблица на доске) и с помощью документа и учебника мы все вместе ее заполним. (Учащиеся произносят по очереди цифры и факты и заполняют таблицу).

2. Сорвать наступление немцев.

2. Парализовать экономику СССР.

43 тыс. орудий минометов,

Учитель: Ребята, сделайте, пожалуйста, вывод по таблице. Можно ли наступать без преимущества?

Учащиеся: Силы не равные. Преимущество у Красной армии только в танках. Для наступления нет возможностей. Но руководство страны принимает решение наступать и обороняться одновременно, вряд ли это было правильным решением…

Учитель: Итак, решение принято: наступать и обороняться одновременно. Силы обеих сторон ясны! Переходим ко второму вопросу. Нам предстоит выяснить, что происходит на фронте? Как там развиваются события. Главный специалист этого вопроса… (фамилия, имя ученика). Он нам расскажет о наступательных операциях в Крыму в конце апреля 1942 года.

Учитель: Итак, начинаем обсуждение. В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года? Каковы итоги военных действий в Крыму? ( Ответы учащихся учитель комментирует.)

Учитель: В чем были причины неудач Красной армии под Харьковом?

Каковы итоги этой операции? (ответы учащихся учитель комментирует)

Учитель: Давайте коротко запишем итоги военных действий в Крыму и под Харьковом.

  • Общие потери в Красной Армии: “654,3 тыс.человек;176,6-Крым 200,5 - Севастополь 277,2 - Харьков
  • Немцы заняли Крым, Донбасс, Ростов-на-Дону, Майкоп и Краснодар. Продвигаются к Волге и на Кавказ.
  • Над страной нависла смертельная опасность. Как вы думаете, Сталин это понимает?

Учащиеся: Понимает, наверное…

Учитель: Да, понимает и издает приказ за №227. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 48.

Приказ большой, поэтому (ученик) нам зачитает основные фрагменты, а вы следите за текстом. А потом ответите на вопросы: 1.Какая главная задача стояла перед армией? 2. Что было создано по приказу Сталина в связи с этой задачей? 3.Как вы думаете, насколько необходим был этот приказ? Нужен ли он был тогда? (Ответы и рассуждения учащихся)

Учитель: А если смотреть с позиции того жесточайшего времени, когда требовались нечеловеческие усилия, чтобы выстоять, то такая мера вполне объяснима. Жесточайшее время, жесткие приказы. А в 1944 году этот приказ за ненадобностью отменили. Между прочим, такой приказ был и у Гитлера! Учитель: Попробуйте сделать вывод, пожалуйста.

Вывод учащихся: Преждевременное контрнаступление Красной армии в Крыму и под Харьковом закончилось поражением и огромными потерями, а, кроме того, создавало благоприятную обстановку для продвижения немцев к Волге и на Кавказ! Нельзя было принимать решения о наступлении!

Учитель: Ваш вывод принимаю, а сейчас мы все дружно идем в наш музей и там продолжим урок.

Учитель: Мы продолжаем изучать события Великой Отечественной войны 1942г в музее нашего училища. Изучив планы и силы обеих сторон, мы пришли к выводу, что Красная армия не готова к наступлению, но руководство страны принимало решения о наступательных операциях на различных участках фронта: на южном фронте - в Крыму; на юго-западном фронте - под Харьковом. Вопрос: чем закончились эти операции? (ответы учащихся)

Учитель: Верно! Но эти неудачи были не последними. О том, что происходило на северо-западном фронте, нам расскажет… (фамилия имя ученика).

Учитель: В годы II Мировой войны эсесовский начальник свел в своем кабинете двух русских генералов. Власова и Деникина.

-Не знаю такого генерала! - сказал Деникин, когда ему представили Власова.

- Разумеется! - произнес эсесовец.

-Вы в разное время боролись с одним и тем же врагом - большевиками!

-Но я им не служил!- ответил Деникин.

Вопрос? Как думаете, почему Деникин - офицер белой армии неприязненно встретил Власова? (рассуждения ребят)

Учитель: ребята, скажите, пожалуйста, каким событием в конечном итоге стала Любаньская операция?

Учащиеся: Трагическим! Любаньская операция - это еще одна неудачная, трагическая попытка контрнаступления Красной армии, которая завершилась потерей армии, предательством Власова и тем, что погибшие там солдаты до сих пор не захоронены.

Учитель: Настало время сформулировать тему нашего урока. Попробуйте это сделать сейчас.

(учащиеся пытаются сформулировать тему и делают это успешно)

Итак, тема нашего урока: "Трагические дни войны 1942 года". Запишите ее, пожалуйста, в тетрадях.

А сейчас вернемся к цели нашего урока. Как она звучала, озвучьте, пожалуйста.

(Прав ли был Сталин, принимая свои решения о наступательных операциях на всех участках фронта?)

Учащиеся: Нет, не прав! Или не совсем прав.

Учитель: Объясните почему?

Учащиеся: Неправильные решения руководства страны приводили к трагическим событиям, которых можно было избежать. Не было бы таких потерь! Нужно было накапливать силы и держать оборону, а, получив перевес в силах, идти в наступление. Возможно, что и война закончилась бы раньше. И еще: разве можно считать предателями тех, кто умер с оружием в руках и при этом до сих пор даже не похоронен? Разве для этого они погибали? Почему так несправедливы к ним оставшиеся в живых люди? Я считаю, что это позор для нашей страны! Не захороненные останки солдат ждут, и очень хочется верить, что они будут преданы земле!

Учитель: Ребята, я очень рада, что вы это понимаете, что вы неравнодушны к нашему трагическому прошлому. Мы не случайно пришли в наш музей. Сейчас я предоставляю слово директору музея, участнику поисковых экспедиций, родоначальником которых в Удмуртской республике было наше училище. В 1989 году на базе нашего училища был сформирован клуб "Поиск", а позднее, один из руководителей этого клуба Ибрагимов Ф.Ф. создал удмуртское отделение общественной организации РОО “Долг”. Итак, слово Инне Александровне, непосредственному участнику поисковых экспедиций в течение многих лет.

* Выступление директора музея Арзамасцевой И.А. В 1989г. в нашем училище два энтузиаста решили организовать поисковую экспедицию с целью поиска и захоронения останков солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны и не захороненных до сих пор. После первой же экспедиции в Новгородскую область стало ясно, что делать это просто необходимо! Из экспедиции было привезено все, что вы здесь видите: пробитые каски немецкие и русские, пулемет, личные вещи солдат, есть очень редкие экспонаты, например, вот этот ампуломет. Были найдены медальоны (эбонитовая капсула), в которых находились листочки с данными о солдате: ФИО, дата рождения, откуда был призван в армию и т.д. Не захороненных останков солдат столько, что работы хватит на долгие годы. Позднее, появилось удмуртское отделение общественной Российской организации “Долг”. Наши учащиеся каждый год посещают кружок “Поиск” и в составе этой организации ездят в поисковые экспедиции. (Краткий обзор экспонатов)

А сейчас мы с вами посмотрим фильм о наших поисковиках.

* Просмотр видеофильма (фрагменты из поисковых экспедиций и документальные кадры).

* Беседа по фильму: кто и куда ездил, каковы результаты, какие личные вещи солдат чаще находят и т.д. Рассказ директора музея об участии Миши Князева, уч-ся ПУ №4 в поисковой экспедиции, о его поездке в г. Мурманск для вручения медальона жене погибшего - Пятина И.В., о вручении медальонов прямо в нашем училище родственникам погибших солдат и т.д.

Учитель: Ребята, как вы думаете, нужно ли то, что делают поисковики? Почему? (рассуждение ребят) "Война не закончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат!" - так говорил великий русский полководец А.В.Суворов. А значит, они правы. И я думаю, что среди вас, тоже найдутся желающие внести частичку своего труда в это святое дело. Это наш с вами долг перед теми, кто отдал свою жизнь за будущих детей, за мир и цветущую планету. И неважно где погиб солдат: под Харьковом, в Крыму или под Любанью, важно то, что он отдал самое дорогое - свою жизнь для того, чтобы мы с вами могли жить. Мы должны, мы просто обязаны помнить об этом всегда. На этом я завершаю наш урок. (Докладчики и самые активные учащиеся получат оценки)

Д/3: Написать мини-сочинение на тему "Война 1942-го и судьба моей семьи". Побеседуйте с родственниками, вспомните видеофильм, опишите свои личные эмоции, ощущения и переживания. Можно использовать дополнительный материал. В некотором смысле это будет отклик вашей души на события 1942 года во время Великой Отечественной войны.

Всем спасибо за урок! До свидания!

Из воспоминаний А. М. Василевского

“О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 1942 г.”

К середине марта Генеральный штаб завершил все обоснования и расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: активная стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомандующему, затем работа над планом продолжалась. Ставка вновь обстоятельно занималась им в связи с предложением командования Юго-Западного направления провести в мае большую наступательную операцию силами Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов. В результате В.И. Сталин согласился с предложением и выводами начальника Генерального штаба. В то же время было принято решение: одновременно с переходом к стратегической обороне предусмотреть проведение на ряде направлений частых наступательных операций, что, по мнению Верховного Главнокомандующего, должно было закрепить успехи зимней кампании, улучшить оперативное положение наших войск, удержать стратегическую инициативу и сорвать мероприятие гитлеровцев по подготовке нового наступления летом 1942 года. Предполагалось, что все это в целом создаст благоприятные условия для развертывания летом еще более значительных наступательных операций Красной Армии на всем фронте от Балтики до Черного моря.

Обоснованные данные нашей разведки о подготовке главного удара врага на юге не были учтены. На Юго-Западное направление было выделено меньше сил, чем на Западное. Стратегические резервы соответственно сосредотачивались в основном возле Тулы, Воронежа, Сталинграда и Саратова. Критически оценивая теперь принятый тогда план действий на лето 1942 года, вынужден сказать, что самым уязвимым оказалось в нем решение одновременно обороняться и наступать

Соотношение сил на советско-германском фронте 4 к маю было следующее: Красная Армия имела 5,5 млн. человек, более 4 тыс. танков, свыше 43 тыс. орудий и минометов и более 3 тыс. самолетов. Немецко-фашистская армия имела 6,2 млн. человек; свыше З тыс. танков и штурмовых орудий, до 43 тыс. орудий и минометов и 3400 боевых самолетов. Летним наступлением гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали, что в результате решительного наступления на кавказском и Сталинградском направлениях, после захвата кавказской нефти, донецкой индустрии, промышленности Сталинграда, с выходом на Волгу и после того как им удастся лишить нас связи с внешним миром через Иран, они добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.

Развитие ситуации на советско-германском фронте зимой – летом 1942 г.

Сталинский план военной кампании на 1942 г.

5 января 1942 г. состоялось совместное заседание Ставки ВГК и ГКО, на котором обсуждался план дальнейших действий на советско-германском фронте зимой-весной 1942 г. И.В. Сталин, высоко оценивший успешный ход наступательной операции под Москвой, заявил, что главной целью новой военной кампании должно стать всеобщее наступление советских войск по всей линии фронта от Баренцева до Черного морей.

– Войска Кавказского фронта (Д.Т. Козлов) во взаимодействии с частями и соединениями Черноморского флота (Ф.С. Октябрьский) должны были полностью освободить Крымский полуостров и снять осаду Севастополя.

Предложение И.В. Сталина о всеобщем наступлении на фонте было полностью поддержано маршалами К.Е. Ворошиловым и С.К. Тимошенко. Однако в той или иной степени против сталинского плана выступили заместитель председателя СНК СССР Н.А. Вознесенский, начальник Генерального штаба РККА маршал Б.М. Шапошников и командующий Западным фронтом генерал армии Г.К. Жуков. Их аргументы состояли в следующем:

1) Наступление можно продолжить только на центральном участке советско-германского фронта, где в результате успешных контрударов под Москвой противник полностью деморализован и не в состоянии в ближайшее время оказать достойного сопротивления советским войскам.

2) На остальных участках советско-германского фронта следует перейти к стратегической обороне, поскольку: а) отсутствуют объективные оперативно-тактические предпосылки для успешного хода наступательных операций; б) военно-промышленный комплекс страны еще не в состоянии произвести необходимого количества вооружений и боеприпасов для одновременного проведения нескольких крупных наступательных операций на всем советско-германском фронте.

Военные операции на фронте зимой – летом 1942 г.

В конце декабря 1941 г. во исполнение приказа Ставки ВГК началась реализация целого ряда локальных наступательных операций, которые на первом этапе имели тактический успех.

– В ходе Керченско-Феодосийской десантной операции (декабря 1941 г. – январь 1942 г.) войска Закавказского фронта (Д.Т. Козлов), освободив восточную часть Керченского полуострова, не только предотвратили реальную угрозу вторжения германский войск на Северный Кавказ, но и создали удобный плацдарм для полного освобождения Крымского полуострова от противника;

– В ходе Торопецко-Холмской (январь – февраль 1942 г.) и Демянской (январь – май 1942 г.) наступательных операций войска Калининского (И.С. Конев) и Северо-Западного (П.А. Курочкин) фронтов, разгромив передовые части 9-й (В. Модель) и 16-й (Э. Буш) полевых армий вермахта, продвинулись вперед на 200–300 километров и вышли на рубеж Старая Русса – Холм – Великие Луки.

Командующий Ленинградским фронтом Л.Говоров, 1942 г.

В ходе этих операций были в максимальной степени реализованы замыслы Ставки ВГК, однако остальные наступательные операции либо полностью провалились, либо имели незначительный тактический успех.
– В ходе Любаньской наступательной операции (январь – апрель 1942 г.) войска Волховского (К.А. Мерецков) и Ленинградского (М.С. Хозин) фронтов так и не смогли реализовать поставленных задач, и 2-я ударная (А. Власов) и 59-я (И. Галанин) общевойсковая армии Волховского фронта перешли к вынужденной обороне.
– В ходе Ржевско-Вяземской и Сычёвско-Вяземской наступательных операций, которые проводились в январе – апреле 1942 г. силами тринадцати общевойсковых армий Главного командования войск Западного направления (Г.К. Жуков), основные оперативно-тактические цели, в частности освобождение Ржева и Вязьмы, так и не были достигнуты. Вместе с тем, в ходе тяжелых кровопролитных боев советским войскам удалось существенно продвинуться вперед на 100–200 километров и, успешно завершив Московскую наступательную операцию, закрепиться на рубеже Велиж – Демидово – Белый – Сычевка – Нелидово – Гжатск – Юхнов – Людиново. Однако следует отметить и тот факт, что в ходе проведения этих операций в окружение под Ржевом и Вязьмой попали войска 29-й (В. Швецов) армии Калининского фронта и 33-й (М. Ефремов) армии Западного фронта.

– В ходе Барвенковско-Лозовской наступательной операции, которая проводилась в январе 1942 г. войска Южного (Р.Я. Малиновский) и Юго-Западного (Ф.Я. Костенко) фронтов, продвинувшись вперед на 90–100 километров, так и не смогли выполнить поставленных задач по освобождению Днепропетровска, Харькова и Полтавы.

В мае – июне 1942 г. на различных участках советско-германского фронта противник сумел достичь значительных оперативно-тактических успехов, которые существенно осложнили положение советских войск, особенно на юго-западном стратегическом направлении.

В первой половине мая 1942 г. войска 11-й полевой армии фельдмаршала Э. Манштейна, прорвав оборону 44-й (С. Черняк), 47-й (К. Колганов) и 51-й (В. Львов) армий Крымского фронта, захватили Керчь и вынудили остатки советских войск поспешно отступить на Таманский полуостров. Результаты этой военной катастрофы, вина за которую целиком и полностью лежит на представителе Ставки ВГК генерал-полковнике Л.З. Мехлисе и командующем Крымским фронтом генерал-лейтенанте Д.В. Козлове, оказались огромны: а) германские войска на плечах отступающих советских частей ворвались на Кавказ; б) советские войска вынуждены были оставить символ русской воинской славы – Севастополь, героическая оборона которого продолжалась почти целый год.
12 мая 1942 г. по инициативе Главного командования войск Юго-Западного направления (С.К. Тимошенко, Н.С. Хрущев, И.Х. Баграмян) началась Харьковская наступательная операция. И хотя руководство Генерального штаба РККА, в частности маршал Б.М. Шапошников и генерал-полковник А.М. Василевский, в довольно осторожной форме высказалось против проведения крупномасштабной наступательной операции на этом стратегическом направлении, И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов и другие члены ГКО и Ставки первоначально поддержали эту откровенную авантюру, авторами которой были С.К. Тимошенко и Н.С. Хрущев.

Пленные советские солдаты. Барвенковский котёл, май 1942 г.

Пленные советские солдаты. Барвенковский котёл, май 1942 г.

В конце июня – начале июля 1942 г. в ходе Воронежско-Донбасской оборонительной операции войска Брянского (Ф.И. Голиков), Юго-Западного (С.К. Тимошенко) и Южного (Р.Я. Малиновский) фронтов, неся огромные потери, отошли на 150–400 километров вглубь страны и оставили противнику всю территорию Донбасса и Ростовской области РСФСР.

Евгений Спицын,
автор Единого учебника истории в 4-х томах

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

История России 9 класс

Тема урока: НЕУСТОЙЧИВОЕ РАВНОВЕСИЕ:
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЗИМОЙ — ЛЕТОМ 1942 г.

Цель урока: сформировать представление о сущности второго периода Великой Отечественной войны; уяснить историческое значение победы Красной Армии под Москвой.

Основные понятия: контрнаступление; коренной поворот в войне.

Опрос домашнего задания

В чем заключались причины крупных неудач Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны?
а) Нападение Германии было внезапным;
б) советские солдаты не желали сражаться за сталинский режим;
в) войска не были приведены в боевую готовность;
г) отсутствовали опытные командные кадры.

18 сентября 1941 г. приказом наркома обороны № 308 в соответствии с решением Ставки Верховного Главнокомандования четыре стрелковые дивизии были переименованы в гвардейские. В каких боях отличились эти дивизии?
а) В боях под Ельней; б) в боях под Смоленском; в) в боях под Ленинградом.

Соотнесите имена и факты:

А. Воздушный таран.

Б. Героические бои на подступах к Москве.

В. Укрепление обороны Ленинграда.

Г. Героическая оборона Севастополя.

5. Ф. С. Октябрьский.

Д. Героическая оборона Брестской крепости.

Кто был назначен Верховным Главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г.? а) Г. К. Жуков; б) И. В. Сталин; в) С. К. Тимошенко.

16 августа 1941 г. был издан приказ Ставки № 270. Каково было главное содержание приказа?
а) Улучшение материального обеспечения семей погибших воинов;
б) установление персональной ответственности командиров Красной Армии за большие людские потери;
в) объявление военнопленных изменниками Родины и введение жестких санкций к членам их семей.

Какие сражения 1941 г. были успешными для советских войск?
а) сражение под Вязьмой (октябрь);б) Тихвинская операция (ноябрь — декабрь);
в) Ростовская операция (ноябрь — декабрь); г) сражение под Ельней (август — сентябрь); д) оборона Киева (июль — сентябрь).

Кто из советских военачальников руководил обороной Москвы?
а) А. М. Василевский; б) Г. К. Жуков; в) К. К. Рокоссовский.

Изучение нового материала

1. Разгром немецких войск под Москвой.

2. Зимнее наступление Красной Армии.

3. Неудачи Красной Армии в Крыму и под Харьковом.

4. Летнее наступление немецких войск.

5. Оборонительный этап Сталинградской битвы.

6. Сражения на Кавказе.

7. Создание антигитлеровской коалиции.

1. 1. Разгром немецких войск под Москвой.

прочитать соответствующий раздел учебника, проанализировать данные таблицы в задании1

Вопросы и задания для беседы: какие обстоятельства позволили советскому командованию принять решение о переходе в контрнаступление под Москвой?

2. Зимнее наступление Красной Армии.

Рассказ учителя о направления контрударов советских войск в начале зимы 1942 г.

3. Неудачи Красной Армии в Крыму и под Харьковом.

Р ассказ учителя, работу с картой, выполнение задания 4 (вып. 2, с. 64—65) в рабочей тетради и заполнение таблицы.

4. Летнее наступление немецких войск.

О летнем наступлении немецких войск учитель рассказывает, используя карту. Учащиеся продолжают заполнять таблицу.

Комментированное чтение: выдержки из приказа № 227 в конце параграфа и ответить на вопросы: чем можно объяснить появление подобного приказа? В чем вы видите его главный смысл? Какую роль сыграл этот приказ в ходе войны?

5. Оборонительный этап Сталинградской битвы.

Рассказ о героической обороне Сталинграда дополнить отрывком из воспоминаний маршала Н. И. Крылова, помещенным в хрестоматии.

6. Учитель предлагает учащимся прочитать соответствующий раздел учебника, заполнить таблицу и ответить на следующие вопросы:

какую стратегическую цель преследовало немецкое командование, ставя перед войсками задачу овладения Кавказом?

О чем свидетельствовала постановка подобной цели?

Как вы думаете, почему немецким войскам не удалось выполнить эту задачу?

В заключение учитель спрашивает: каковы были итоги военных действий на советско-германском фронте зимой — летом 1942 г.? Почему второй период Великой Отечественной войны можно характеризовать как период неустойчивого равновесия?

Итоги, решения, значение

Несмотря на высокий риск повторного окружения, германское командование продолжало упорно держаться за район Демянска. Подобная настойчивость имела свои тактические причины. Владея Демянским и Ржевско-Вяземским выступами, немцы угрожали глубоким охватом с севера и юга району дислокации советских войск между озером Селигер и Великими Луками.

Не менее жаркие бои в январе — мае 1942 года развернулись за город Холм на реке Ловать. 21 января 1942 года туда ворвалась 33-я дивизия полковника Макарьева, которая овладела частью города. Но его защитники во главе с генералом Шерером выбили атакующих из города, который, тем не менее, был окружен. Гарнизон Холма, который снабжался по воздуху, выдержал более 100 дней блокады. Упорство защитников Холма поддерживало обещание Гитлера вызволить их из окружения.

Холм и Демянск — наиболее удачные примеры действий окруженных немецких соединений в Великой Отечественной войне. С другой стороны, спасение Холмской и Демянской группировок ударами извне помешало в дальнейшем руководству Германии более трезво оценивать возможности своих войск. В частности, после окружения 6-й немецкой армии под Сталинградом.

Начало 1942 года ознаменовалось масштабным замыслом советского командования по прорыву блокады Ленинграда. Сходящимися ударами Ленинградского (генерал М. С. Хозин) и Волховского (генерал К. А. Мерецков) фронтов планировалось овладеть станциями Любань и Тосно, окружив немецкую группировку, которая занимала оборону по реке Волхов. Далее предполагался прорыв к Ленинграду вдоль Октябрьской железной дороги с отсечением немецких войск южнее Ладожского озера. С этой целью в январе — марте 1942 года была проведена Любанская наступательная операция.

С северо-востока в сторону Октябрьской железной дороги наступала 54-я армия (Ленинградский фронт). Она продвинулась на 15 км, но на подступах к Любани ее натиск был остановлен. С юго-востока на Любань и Тосно наступала 2-я ударная армия (Волховский фронт). Глубина ее прорыва составила 50 км, но ширина наступления оказалась значительно уже. Так, коридор у основания прорыва (на линии Спасская Полисть — Мясной Бор) составил лишь 12 км. Воспользовавшись этим, германское командование сосредоточило в данном районе до 5 дивизий, которые 15–20 марта ударами с севера и юга перерезали коридор. К середине апреля войска Волховского фронта частично восстановили коридор, но наступление на любанском направлении пришлось прекратить.

На южном участке фронта зимой — весной 1942 года советское командование провело ряд наступательных операций в районе Курска, Харькова и Донбасса. Все эти операции существенных территориальных результатов не дали, за исключением полученного в ходе Барвенковско-Лозовской операцией (18–31 января 1942 г.) выступа в районе Изюма.

Итак, в ходе зимне-весеннего наступления 1941–1942 годов советские войска продвинулись вперед на отдельных участках фронта на 150–400 км и разгромили 50 германских дивизий. Для восполнения потерь немцам срочно пришлось перебросить из Западной Европы на советско-германский фронт 39 дивизий. Тем не менее это зимнее наступление не внесло перелома в ход войны. К апрелю 1942 года советский натиск выдохся. Немцам удалось удержать основные территории, занятые в 1941 году.

Тактика ударов по всему фронту при нехватке сил и средств (особенно танков, артиллерии и боеприпасов) себя не оправдала. Наступление часто велось фронтальными ударами, которые в случае неудачи повторялись в том же месте. Это давало возможность германскому командованию своевременно подтягивать резервы.

Недооценена была и способность немецких солдат к упорному сопротивлению. В ходе зимы 1942 года германской армии удалось создать позиционный фронт, постепенно насытив его эффективными средствами обороны. Сложности с его прорывом, устойчивость и твердость немцев в оборонительных боях, в том числе в условиях окружения, эффективное снабжение германских войск (в т. ч. с помощью воздушных мостов) стали неожиданностью для советского командования. Опыт зимних боев был учтен Ставкой. С осени 1942 года Красная Армия переходит к тактике массированного сосредоточения сил на направлении главного удара, что наиболее ярко проявилось во время контрнаступления под Сталинградом.

С июня 1941 года по апрель 1942 года Советский Союз потерял погибшими и пленными свыше 4 млн человек (из них примерно две трети приходилась на попавших в плен). В боях этой трагической поры была фактически уничтожена кадровая армия, и основная тяжесть войны легла на плечи резервистов. К тому времени немцы оккупировали 1412 кв. км советских земель (6,4 % площади СССР) — большую часть Украины, всю Прибалтику, Белоруссию и Молдавию, почти весь Крым, часть Карелии и западных областей России. Под контролем Германии оказались огромные ресурсы — в захваченных районах до войны проживало около 40 % населения, производилось 68 % чугуна, 58 % стали, 60 % алюминия, 38 % зерна, добывалось 63 % угля. За этот успех немцы заплатили достаточно дорогую цену. Их потери с июня 1941 года по май 1942 года составили 1,1 млн чел.

Утрата Советским Союзом важнейших индустриальных и сельскохозяйственных районов привела к снижению военно-экономического потенциала страны и резкому падению производства основных видов промышленной и аграрной продукции. Только за период с июня по декабрь 1941 года объем валовой продукции уменьшился в 1,9 раза, выпуск проката черных металлов, основы военной промышленности в 1,3 раза. За это время практически прекратился выпуск проката цветных металлов.

В целом поражения 1941 года стали своеобразной гигантской Нарвой, после которой стране пришлось воссоздавать армию и техническую базу вооруженных сил. Правда, на этот раз передышки не вышло. Если после Нарвы Карл XII временно оставил Россию в покое, то Гитлер, напротив, не снизил в 1942 году темп натиска, стремясь поскорее свалить пошатнувшегося гиганта. Времени на раскачку у страны не оставалось. Восстанавливать прежнюю мощь пришлось в неимоверно трудных условиях, каких еще не знала военная история. Фактически до 1944 года включительно Германия обладала экономическим преимуществом над Советским Союзом.

Производство основных видов промышленной продукции в СССР и Германии в 1940–1944 гг.

Продукция СССР Германия* Уровень производства СССР к Германии Электроэнергия, млрд квт/ч 195,9 352,7** 55 % Уголь, млн т 607,4 2924 21 % Сталь, млн т 63,7 162,6 39 %

* С учетом ввоза из оккупированных стран, присоединенных территорий и импорта.

** В границах Германии 1937 г.

Однако существенные потери первого года войны не потрясли советскую экономику, во многом благодаря успешно проведенной эвакуации промышленности. Ее масштабы поистине грандиозны. С июля по ноябрь 1941 года в восточные районы страны были эвакуированы миллионы людей и 1523 промышленных предприятия. 1200 из них уже к весне 1942 года давали продукцию. Кроме того, была эвакуирована значительная часть населения, способная носить оружие.

Образно говоря, на восток за несколько месяцев была перемещена целая индустриальная страна. Все это обеспечило возрождение военного могущества СССР и его дальнейшие победы. Четкая и своевременная эвакуация позволила в кратчайшие сроки создать за Волгой новую экономическую базу. Это делало советскую военную мощь неуязвимой, что перечеркивало значение большинства германских побед. Это был, пожалуй, главный успех советского народа в первый год Великой Отечественной войны.

Глава 1 ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВОЙНЫ (22 июня 1941 года -18 ноября 1942 года)

Вторая половина июля 1941 года – февраль 1942 года[2]

Вторая половина июля 1941 года – февраль 1942 года[2] Русские войска без боя оставили восточный берег Днепра. В то время как подразделения моего 3-го батальона переправляются на надувных лодках через реку, командир полка, бригадефюрер СС Кепплер, поручает мне принять полк.

Глава 28 КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ (ЗИМА 1942 ГОДА — ЛЕТО 1944 ГОДА)

Глава 28 КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ (ЗИМА 1942 ГОДА — ЛЕТО 1944 ГОДА) Как уже говорилось, положение войск Карельского фронта с зимы 1942 г. до лета 1944 г. было исключительно стабильным. Хотя обе стороны и предприняли несколько безуспешных попыток улучшить свое положение. В связи с этим я не

Глава 7. Карельский фронт (зима 1942 года – лето 1944 года)

Глава 7. Карельский фронт (зима 1942 года – лето 1944 года) Как уже говорилось, положение войск Карельского фронта с зимы 1942 года до лета 1944 было исключительно стабильным. Хотя обе стороны и предприняли несколько безуспешных попыток улучшить свое положение. В связи с этим мы не

Противоборство держав – противоборство флотов

Глава 3 Битва за Харьков: весеннее пробуждение 1943 года

Глава 3 Битва за Харьков: весеннее пробуждение 1943 года ПЕРЕД УДАРОМК моменту сдачи Харькова обстановка для немцев на юге Восточного фронта накалялась все сильней. 6-я советская армия, уверенно продвигаясь к Днепру, охватывала Танковый корпус СС с юга и своими передовыми

Контрнаступление под Москвой Триумф полководца (5 декабря 1941 года — 7 января 1942 года)

Контрнаступление под Москвой Триумф полководца (5 декабря 1941 года — 7 января 1942 года) Эта книга посвящена описанию стратегической операции, в ходе проведения которой было нанесено первое крупное поражение германским вооруженным силам и развеян миф о непобедимости

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АВЕСТИЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ (начало года в весеннее равноденствие), цикл 32 года[68]

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АВЕСТИЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ (начало года в весеннее равноденствие), цикл 32 года[68] Годы, название, символ-тотем.1 (1906, 1938, 1970, 2002) Ахура-Мазда, ТВОРЕЦ, Олень.2 (1907, 1939, 1971, 2003) Фраваши, ПРЕДКИ, Муфлон.3 (1908, 1940, 1972, 2004) Атар, НЕБЕСНЫЙ ОГОНЬ, Мангуст.4 (1909, 1941, 1973, 2005) Рамман, СИЛА,

Синявинские бои Лето 1942 года — зима и весна 1943 года

Синявинские бои Лето 1942 года — зима и весна 1943 года Во второй половине августа в воздухе запахло грозой. По отдельным моментам можно было судить, что где-то на нашем Волховском фронте идет подготовка к новым сражениям. Первой ласточкой был приказ штаба 4-го гвардейского

В обороне под Ново-Киришами Осень 1942 года — весна 1943 года

2.1. Переход Красной Армии в стратегическое наступление зимой 1942 года Демарш Рузвельта относительно открытия второго фронта в 1942 году

2.1. Переход Красной Армии в стратегическое наступление зимой 1942 года Демарш Рузвельта относительно открытия второго фронта в 1942 году Первое стратегическое наступление Красной АрмииУспех контрнаступления под Москвой в декабре 1941 г. Сталин решил завершить достижением

Читайте также: