Критический рационализм к поппера и т куна кратко

Обновлено: 30.06.2024

ПОСТПОЗИТИВИЗМ – общее название множества концепций философии науки, пришедших на смену неопозитивизму, начиная с середины XX в. Общими чертами постпозитивизма являются:

1) стремление раскрыть реальные механизмы функционирования и развития науки на основе изучения ее истории (начинается история конкретных наук);

2) попытка соединения эмпирических опытных исследований с теоретическими выводами, предложениями;

3) интерес к изучению внеэмпирических критериев отбора гипотез, роли ценностей и норм, присущих научному сообществу, в структуре научной рациональности;

4) анализ метатеоретических оснований научного знания.

Согласно Попперу, любое научное знание подвержено ошибкам. Рост научного знания связан с выдвижением новых гипотез и их решительных опровержений. Суть принципа фальсификации: научные положения считаются постольку истинными, поскольку они еще не опровергнуты. Теория, которая не может быть опровергнута, – не научна. Неопровержимость не является достоинством теории, это ее недостаток. Т.е. Поппер полагает, что теорию можно считать научной лишь в том случае, если удастся указать на такие возможные события, которые ее опровергали бы, или фальсифицировали. Чем больше возможных фактов исключает теория, тем более она научна.

Опровержение некоторой теории новыми эмпирическими данными, по мнению Поппер, приводит к отказу от нее и ставит задачу объяснения этих новых фактов, для чего создается новая теория, которая рано или поздно будет опровергнута новыми, пока еще неизвестными фактами. В этом и заключается рост науки.

Наука имеет дело с теориями, которые в свою очередь содержат погрешности и подлежат критике и опровержению. Отсюда название концепции – критический рационализм. Опровержение теории – больший успех для ученого, чем ее подтверждение.

Наука – это конкуренция теорий, борьба их между собой и отбор лучших.

Попперу также принадлежит концепция третьего мира. Он различал три мира:

1) мир объектов или вещей;

2) духовный мир, мир состояний человеческого сознания;

3) мир объективных теоретических идей (наука)

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1) жесткое ядро программы (основные законы и принципы науки);

2) предохранительный (защитный) пояс, состоящий из вспомогательных гипотез, обеспечивающих сохранность жесткого ядра от опровержений, а также в случае необходимости модифицируют его содержание или даже заменяют

4) позитивная эвристика, направленная на рост исследовательской программы, предвосхищая появление новых фактов, т.е. эмпирический рост. На прогрессивной стадии активно стимулируется выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание.

Если одна исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, чем другая, с ней конкурирующая, то первая вытесняет вторую.

В своей концепции он отказывается от принципа фальсификации, справедливо считая, что при достаточной находчивости можно длительное время защищать любую теорию, даже если эта теория ложна. Поэтому следует отказаться от модели Поппера, в которой за выдвижением некоторой гипотезы непосредственно следует ее опровержение. Ни один эксперимент, считал он, не является решающим и достаточным для опровержения теории.

Он выделял следующие стадии развития науки:

- допарадигмальная наука (наука представляет собой смешение соединение различных альтернативных гипотез и конкурирующих научных сообществ),

- нормальная наука (парадигмальная) – это период, когда действует парадигма. Парадигма – это то, на что равняются, она предлагает проблему и содержит образец решения этой проблемы.

- экстраординарная наука (научная революция, или научный кризис) -0 происходит смена парадигм.

Поскольку знания, накопленные предыдущей парадигмой, отбрасываются после ее крушения, научные сообщества вытесняют друг друга, новая парадигма совсем по-другому понимает мир: формируются новые общие утверждения, определяющие, какие проблемы имеют смысл и могут быть решены в ее рамках, а какие нет, предлагают новые методы решения.

Как и многие постпозитивисты, он искал человеческие факторы развития науки. По его мнению, приобщение отдельного ученого к научному сообществу не всегда происходит как усвоение рациональных правил научного познания, а как усвоение глубинного, неявного знания. В связи с этим у него существует два типа знания:

- центральные (явные - теории, законы, факты, материализуемые в книгах, статьях и т.д.) и - периферические (скрытые, неявные, невербализованные - навыки, традиции, ценностные ориентации).

1) признание факта, что науку делают люди, обладающие определенным мастерством (искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, она дается лишь в непосредственном общении с мастером);

2) люди, делающие науку, не могут быть механически и просто отделены от производимого ими знания и заменены другими приобщенными к этому знанию только с помощью книг и учебников;

Личностное знание – это интеллектуальная самоотдача, страстный вклад ученого.

Вера является источником знания. Разум опирается на веру как на свое предельное основание, но всякий раз способен подвергнуть ее сомнению.

В широком смысле вера это то, что мир значительно шире, нежели то, что мы можем познать о нем.

АЛЕКСАНДР КОЙРЕ (1892 - 1964) - французский философ российского происхождения, историк науки и философии. Основной его труд - Влиянии философских концепций на развитие научных теории.

Он критиковал позитивистов в отношении их взглядов на философию. По мнению позитивистов, причина бесплодной античной и средневековой науки была связана господством философии над наукой и только начиная с 17 века, когда начинаются научные революция и открытия, наука начинает освобождаться от тирании философии. С этим не соглашается Койре:

- научная мысль никогда не была полностью отделена oт философской мысли;

- великие научные революции всегда определялись катастрофой или изменением философских концепций;

- научная мысль - речь идет о физических науках - развивалась не в вакууме; это развитие всегда происходило в рамках определенных идей, фундаментальных принципов, наделенных аксиоматической очевидностью, которые, как правило, считались принадлежащими собственно философии.

Открытия в науке могут быть под влиянием философских концепций. Наука и философия существуют как взаимосвязанные, дополняющие друг друга. Причем философия определяет развитие науки.

Научной революция 17 в., знаменующей собой рождение новой науки, присущи следующие характерные черты:

а) развенчание Космоса, т.е. замена конечного и иерархически упорядоченного мира Аристотеля и средних веков бесконечной Вселенной, связанной в единое целое благодаря идентичности своих элементов и единообразию своих законов существования;

б) замещение конкретного пространства (совокупности "мест") Аристотеля абстрактным пространством евклидовой геометрии, которое отныне рассматривается как реальное (и как следствие - замещение концепции движения-состояния концепцией движения-процесса).

МАЙКЛ МАЛКЕЙ (р. 1936) - английский социолог науки. В своей работе “Наука и социология знания” анализирует тенденции развития социологии знания конца XIX - первой половины XX века, философии и историографии науки последних трех десятилетий, наконец современной социологии науки; при этом он прослеживает те радикальные сдвиги, которые происходят ныне в этих исследовательских областях.

Он приходит к выводу, что основой изменений в науке является пересмотр стандартной концепции науки.

Стандартная концепция науки это то, что мир изучаемых наукой явлений рассматривается как существующий реально и в своих характеристиках не зависимый от познающего его человека.

В познании человек начинает с того, что открывает - на основе наблюдений и экспериментов - факты. Факты рассматриваются как нечто преднаходимое в природе - они существуют в ней и ждут своего открытия, подобно тому, как существовала и ждала своего Колумба Америка.

Малкей пришел у выводу, что научной знание имеет социальное происхождение, следовательно он допускал использование социололгических методов для анализа самого содержания научного знания, что было несовместимо со "стандартной концепцией" науки и лишало последнюю ее особого по сравнению с другими явлениями культуры "эпистемологического статуса". Тем самым наука полностью ставилась в зависимость от субъекта научной деятельности и социальных условий ее развития.

Анализируя науку, он заметил, что ее отличает совокупность правил и приемов, по которым действует ученый (процедура, осуществляемая в соответствии с правилами, является научной и, наоборот, процедура, нарушающая эти правила, ненаучна).

Таким образом, наука развивается благодаря нарушению общепринятых рациональных методологических правил.

В 1960–70-е годы развивается течение, которое, сохраняя определенную связь с основными положе­ниями неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистского, утрированного понимания задач методологического анализа науки. Это течение получило в философии науки название постпозитивизма . Рассмотрим взгляды основ­ных представителей этого течения,

В качестве критерия научности знания взамен принципа верификации им был предложен принцип фальсифика­ции , т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения или теории. К. Поппер считал, что сущест­вует органическое единство теоретического и эмпирического уровней знания. При этом любая наука гипоте­тична и потому подвержена ошибкам. Если совпадение опыта и теории (технология верификации) можно истолковать в контексте интерпретации опыта на основе теории, то их расхождение (технология фальсификации) свиде­тельствует о неадекватности выводов в отношении реальности. Фальсификация – путь минимизации ошибок научного познания.

На место индуктивного метода Поппер, таким образом, пытается поставить концепцию проб и ошибок. Приближение к истине, полагает он, это результат исключения ошибок и заблуждений и возрастания степени рационализации. Рост научного знания, согласно Попперу, есть лишь частный случай общих процессов общественных изменений. В науке постоянно происходит смена предположений и их опровержений.




Прогресс НИП характеризуется ее способностью предвосхищать факты, рост защитного пояса должен расширять ее эмпирическое содержание. Если расширения не происходит – регресс НИП. Конкуренция НИП приводит к вытеснению тех из них, которые объясняют меньшее число аномалий. Регресс научного знания рассматривается при этом исключительно с точки зрения внутренних интеллектуальных критериев, не прибе­гая к социальным психологическим факторам.

Спорный момент концепции – возможность рационального сопоставления конкурирующих НИП на ос­нове предложенных нормативных критериев.

С критикой логического позитивизма выступил британский философ Майкл Полани (1891-1976). Он разработал концепцию неявного знания, выделяя в структуре познавательной активности явные и неявные компоненты. Явное знание это понятия и теории, свойственные многим, неявное знание – личностное знание, вплетенное в практику экспериментирования, теоретические навыки ученых, их пристрастия и убеждения.

Кун полагал, что наука – это эклектическое соединение различных альтернативных гипотез и конкури­рующих научных сообществ, каждое из которых на основании определенных фактов создает научные модели без особых апелляций к каким-либо внешним авторитетам. При этом происходит постепенное выдвижение на первый план какой-либо одной теории.

Эта теория понимается как образец решения научных проблем и составляет теоретическое и методологическое основание парадигмальной науки. Парадигма понимается как совокупность знаний, методов и ценностей, бе­зоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Она определяет спектр значимых научных проблем и возможные способы их решения, игнорируя несогласующиеся с ней факты и теории. Прогресс науки – нако­пление знаний, теоретическое и экспериментальное усовершенствование исходных программных установок.

Достижение конвенции в выборе образцовой теории знаменует начало нового этапа развития нормаль­ной науки (характеризующейся наличием четкой программы деятельности и искусственным отбором альтер­нативных смыслов). Процесс принятия новой парадигмы – переключение на принципиально новую систему мировидения, со своими образами, языком, принципами, которые несоизмеримы с другими системами ми­ровидения. Преемственность обеспечивается специальным образованием, учебниками, системой квалифика­ции научных кадров.

Выводы: 1) существует не прогресс, а эволюция естественных наук; 2) настоящее приращение знаний характеризуют только периоды нормальной науки, которые формируют уникальное понимание мира, не обла­дающее особыми преимуществами по сравнению с другими.

Фейербенд отрицает единые методологические нормы, считая, что отдельные теории принципиально несоизмеримы, т. к. у них нет общего эмпирического базиса. Новые теории несовместимы со старыми и отрицают их. Борьба альтернативных подходов в науке во многом опреде­ляется социальными ориентирами и методологической позицией исследователей. Поэтому Фейербенд считает, что ис­следователь вправе разрабатывать концепции, не сообразуясь с какими-либо общепризнанными стандартами.

Наука, с его точки зрения, есть единственная форма рациональности. Она близка к мифу и является да­леко не лучшей формой проявления разума (негативные последствия НТП). Источником альтернативных для нее идей могут быть магия, религия, здравый смысл и др. Философ защищал идею свободного общества, в ко­тором все традиции равноправны и одинаково входят в структуру власти. При этом он призывает отделить науку от государства, избавить его от диктата науки (как раньше от религии).

В 1960–70-е годы развивается течение, которое, сохраняя определенную связь с основными положе­ниями неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистского, утрированного понимания задач методологического анализа науки. Это течение получило в философии науки название постпозитивизма . Рассмотрим взгляды основ­ных представителей этого течения,

В качестве критерия научности знания взамен принципа верификации им был предложен принцип фальсифика­ции , т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения или теории. К. Поппер считал, что сущест­вует органическое единство теоретического и эмпирического уровней знания. При этом любая наука гипоте­тична и потому подвержена ошибкам. Если совпадение опыта и теории (технология верификации) можно истолковать в контексте интерпретации опыта на основе теории, то их расхождение (технология фальсификации) свиде­тельствует о неадекватности выводов в отношении реальности. Фальсификация – путь минимизации ошибок научного познания.

На место индуктивного метода Поппер, таким образом, пытается поставить концепцию проб и ошибок. Приближение к истине, полагает он, это результат исключения ошибок и заблуждений и возрастания степени рационализации. Рост научного знания, согласно Попперу, есть лишь частный случай общих процессов общественных изменений. В науке постоянно происходит смена предположений и их опровержений.

Прогресс НИП характеризуется ее способностью предвосхищать факты, рост защитного пояса должен расширять ее эмпирическое содержание. Если расширения не происходит – регресс НИП. Конкуренция НИП приводит к вытеснению тех из них, которые объясняют меньшее число аномалий. Регресс научного знания рассматривается при этом исключительно с точки зрения внутренних интеллектуальных критериев, не прибе­гая к социальным психологическим факторам.

Спорный момент концепции – возможность рационального сопоставления конкурирующих НИП на ос­нове предложенных нормативных критериев.

С критикой логического позитивизма выступил британский философ Майкл Полани (1891-1976). Он разработал концепцию неявного знания, выделяя в структуре познавательной активности явные и неявные компоненты. Явное знание это понятия и теории, свойственные многим, неявное знание – личностное знание, вплетенное в практику экспериментирования, теоретические навыки ученых, их пристрастия и убеждения.

Кун полагал, что наука – это эклектическое соединение различных альтернативных гипотез и конкури­рующих научных сообществ, каждое из которых на основании определенных фактов создает научные модели без особых апелляций к каким-либо внешним авторитетам. При этом происходит постепенное выдвижение на первый план какой-либо одной теории.

Эта теория понимается как образец решения научных проблем и составляет теоретическое и методологическое основание парадигмальной науки. Парадигма понимается как совокупность знаний, методов и ценностей, бе­зоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Она определяет спектр значимых научных проблем и возможные способы их решения, игнорируя несогласующиеся с ней факты и теории. Прогресс науки – нако­пление знаний, теоретическое и экспериментальное усовершенствование исходных программных установок.

Достижение конвенции в выборе образцовой теории знаменует начало нового этапа развития нормаль­ной науки (характеризующейся наличием четкой программы деятельности и искусственным отбором альтер­нативных смыслов). Процесс принятия новой парадигмы – переключение на принципиально новую систему мировидения, со своими образами, языком, принципами, которые несоизмеримы с другими системами ми­ровидения. Преемственность обеспечивается специальным образованием, учебниками, системой квалифика­ции научных кадров.

Выводы: 1) существует не прогресс, а эволюция естественных наук; 2) настоящее приращение знаний характеризуют только периоды нормальной науки, которые формируют уникальное понимание мира, не обла­дающее особыми преимуществами по сравнению с другими.

Фейербенд отрицает единые методологические нормы, считая, что отдельные теории принципиально несоизмеримы, т. к. у них нет общего эмпирического базиса. Новые теории несовместимы со старыми и отрицают их. Борьба альтернативных подходов в науке во многом опреде­ляется социальными ориентирами и методологической позицией исследователей. Поэтому Фейербенд считает, что ис­следователь вправе разрабатывать концепции, не сообразуясь с какими-либо общепризнанными стандартами.

Наука, с его точки зрения, есть единственная форма рациональности. Она близка к мифу и является да­леко не лучшей формой проявления разума (негативные последствия НТП). Источником альтернативных для нее идей могут быть магия, религия, здравый смысл и др. Философ защищал идею свободного общества, в ко­тором все традиции равноправны и одинаково входят в структуру власти. При этом он призывает отделить науку от государства, избавить его от диктата науки (как раньше от религии).

Основоположник критического рационализма К. Поппер исхо­дил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитичес­кими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. А это означает, что эти законы не верифицируемы. Науке, по мнению К. Поппера, нужен другой принцип — не принцип верификации, а фальсификация, то есть не подтверждение на истинность, а опро­вержение неистинности.Фальсификация, по Попперу, это принци­пиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого учрежде­ния, относящегося к науке.Принцип фальсификации используется К. Поппером как разграничительная линия в отделении научного знания от ненаучного.

Существенный вклад в разработку идей критического рацио­нализма внес профессор Принстонского университета США Т. Кун. Он считает, что не следует представлять науку как собрание истин­ных или ложных идей, высказываний, теорий, развивающихся по своим собственным законам — законам познания. В науке действует человек-ученый как субъект научной деятельности. При этом Кун подчеркивал, что научное познание осуществляется не учеными-одиночками, асообществом ученых-профессионалов, действующих по неписаным правилам, которые регулируютих взаимоотно­шения друг с другом и обществом, в целом. Например, таким правилом является запрет обращаться к властям или широким массам, чтобы они выступили в качестве арбитров для разрешения научных споров. Таким арбитром может быть только компетентная профес­сиональная группа.




Парадигмы имеют как познавательную, так и нормативную функции. Они дают ученым основные принципы их познавательной деятельности и формы реализации этих принципов. Парадигмы, по словам Куна, являются источником методов, проблемных ситуаций, стандартов решения проблем, принятых в тех или иных сообществах ученых. Более низким уровнем организации научного знания, по сравнению с парадигмой, являетсянаучная теория. Каждая теория создается в рамках той или иной парадигмы. Теории, существующие в рамках различных парадигм, не сопоставимы. Поэтому одна и та же теория не может входить в разные парадигмы без предваритель­ного ее серьезного переосмысления. А это означает, что при смене парадигм невозможно осуществить преемственность теорий, то есть какие-то теории перенести из старых парадигм в новые. В контексте новых парадигм старые теории получают новое содержание, иную интерпретацию.

Наиболее радикальные позиции в критическом рационализме занимает американский философ П. Фейерабенд. Опираясь на разра­ботанное Поппером и Лакатосом положением о том, что при столкнове­нии научных теорий с некоторым фактом для их опровержения необ­ходима еще одна теория (придающая факту значение опровергающего свидетельства). Фейерабенд выдвинул методологическийпринцип пролиферации (размножения)теорий. Согласно этому принципу, уче­ные должны стремиться создавать теории, несовместимые с уже су­ществующими и признанными. Создание таких альтернативных тео­рий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Познание в таком случае представляется океаном постоянно увеличи­вающихся альтернатив, каждая из которых принуждает другие уточ­нять свои исходные позиции, и все вместе они, благодаря процессу кон­куренции, развивают мощь человеческого мышления.

Соединение у Фейерабенда плюрализма теорий с тезисом об их несоизмеримости порождает анархизм. Каждый ученый, по Фей-ерабенду, может изобретать и разрабатывать свои собственные тео­рии, не обращая внимания на несообразности, противоречия и кри­тику. Деятельность ученого не подчиняется никаким рациональным нормам. Поэтому развитие науки, по Фейерабенду, иррационально:

новые теории побеждают и получают признание не вследствие раци­онально обоснованного выбора и не в силу того, что они ближе к исти­не или лучше соответствуют фактам, а благодаря пропагандистской деятельности их сторонников.

КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

В-третьих, рационализм этого направления выступает не только как характеристика научного знания и научных методов, но и как норма поведения ученого в ситуации исследования. С точки зрения критического рационализма рационально действует тот ученый, который строит смелые теоретические гипотезы, открытые самым разнообразным попыткам их опровержения. Более того, рациональность предполагает бескомпромиссную критику, в т.ч. и собственных позиций, опирающуюся на научную методологию (см. Фальсификация). Важнейшим следствием этой установки является признание принципиальной гипотетичности, предположительности знания, поскольку претензии знания на абсолютную истинность противоречат принципу критицизма и, следовательно, нерациональны.

1. Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М., 1978;

2. В поисках теории развития науки. М., 1982;

3. Поппер К. Открытое общество и его враги, т. 1–2. М., 1992;

4. Criticism and the Growth of Knowledge. Cambr., 1972;

5. Der Kritische Rationalismus und Socialdemokratie, Bd 1–2. Bonn, 1975–76;

6. Critical Rationalism, Metaphiysics and Science, vol. 1. Dordrecht etc., 1995.

  • Критический рационализм (критический эмпиризм, фальсификационизм) — эпистемологическая теория, основные принципы которой сформулированы Карлом Поппером.

Связанные понятия

Логика научного исследования (нем. Logik der Forschung) — эпистемологический трактат англо-австрийского философа еврейского происхождения Карла Поппера, написанный в 1934. Основная проблема — проблема демаркации науки от вненаучных форм знания. Поппер вводит принцип фальсификации научного знания, интерсубъективного характера истины и внерациональности научных постулатов.

Постпозитиви́зм (англ. Postpositivism) — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта. Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин. К постпозитивизму близки работы школы неорационализма, в особенности Г. Башляра и М. Фуко.

Релятиви́зм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.

Интерсубъекти́вность — понятие, означающее 1) особую общность; 2) определённую совокупность людей, обладающих общностью установок и воззрений; 3) обобщенный опыт представления предметов.

Упоминания в литературе

Во второй половине ХХ в. одно из влиятельных направлений в современной философии науки – критический рационализм – претендовал на выработку новейших критериев научной рациональности. Во-первых, он стремился отграничить сферу рациональности – науку – от псевдонауки (религии, метафизики, идеологии) и осуществить демаркацию между научным знанием и ненаучным. Во-вторых, критический рационализм выдвинул на первый план гипотетико-дедуктивную модель научного познания, в которой преимущественное значение имеют рационально конструируемые схемы объяснения эмпирических данных. В-третьих, рационализм этого направления выступает не только как характеристика научного знания, но и как норма поведения ученых (в исследовательской деятельности). С точки зрения критического рационализма, рационально действует тот ученый, который строит смелые теоретические гипотезы, открытые разнообразным попыткам их опровержения. Итак, согласно критическому рационализму, основанием и залогом рациональности является соблюдение принципа бескомпромиссной критики, опирающейся на метод фальсификации. Следствием же всех этих операций было признание принципиальной гипотетичности научного знания.

Позитивистская традиция: позиционирует себя как внеметафизическая концепция. Внешне базируется на научном познании и знании и рассматривает познание и философию как собственно совокупность научного знания, основанного на фактах. Однако внутренне эта концепция скептична относительно умозрительных построений и возможностей рационального познания, в особенности в условиях познания сложных развивающихся объектов. Процессуальность (по природе позитивизма) понимается позитивизмом феноменально, потому синергетические и творческие элементы процессов, качественные переходы не могут быть объяснены рационально. В некоторых своих ответвлениях (особенно критический рационализм К. Поппера) позитивизм явно становится на позиции скептицизма, особенно в отношении познания исторического развития, агрессивно выступает против умозрительных построений историцизма, в особенности против гегелевско-марксовой диалектики.

В историческом контексте тип научной рациональности определяется применительно к этапам становления науки и ее развития. Один из вариантов такой классификации выделяет в качестве типов классический рационализм; неорационализм; критический рационализм ; гибкую рациональность.

Верлен Б. Объективизм Поппера и метод критического рационализма // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 4.

Связанные понятия (продолжение)

Проблема демаркации (лат. demarcatio — разграничение) — проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук (логики, математики). Проблема демаркации — это также проблема определения границ науки, отделяющих её от других способов, которыми человек может излагать свои мысли, чувства и убеждения (литература, искусство и религия).

Инструментали́зм — направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Инструментализм тесно связан с прагматизмом, операционализмом и конвенционализмом. Развернутую концепцию инструментализма сформулировал Джон Дьюи. Идеи инструментализма оказали определённое влияние на позиции ряда ученых (Г. Р. Кирхгоф, Г. Герц, П. У. Бриджмен, А. С. Эддингтон).

Физикали́зм — концепция логического позитивизма, которая разрабатывалась Карнапом, Нейратом и др. Сторонники физикализма считают критерием научности какого-либо положения любой науки возможность перевести его на язык физики. Положения, не поддающиеся такой операции, рассматриваются как лишённые научного смысла.

Проблема индукции — философская проблема, впервые сформулированная Т. Гоббсом (1588—1679) и развитая в середине XVIII века Дэвидом Юмом.

Научный реализм (англ. Scientific realism) — течение в философии науки, согласно которому единственным надёжным средством достижения знания о мире является научное исследование, результат которого интерпретируется с помощью научных теорий. Теории научного реализма могут быть также вероятно истинными или приблизительно истинными или относительно истинными. Теории касаются наблюдаемых и ненаблюдаемых объектов, хотя и являются в сущности достоверными, однако могут быть в какой-то степени ложны.

Теория действия — область философского исследования, предметом которой являются действия, прежде всего действия человека. В центре современных дискуссий вопросы природы действий, их адекватного описания и объяснения.

Структура научных революций (англ. The Structure of Scientific Revolutions) (1962) — книга Томаса Куна, представляющая собой анализ истории науки. Её публикация стала значительным событием в социологии знаний, ввела в обиход термины парадигма и смена парадигм.

Редукциони́зм (от лат. reductio — возвращение, приведение обратно) — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).

Аргуме́нт (до́вод) — логическая посылка, используемая отдельно или в совокупности с другими с целью доказательства истинности определённого утверждения — тезиса. Чтобы тезис можно было считать истинным, все аргументы должны содержать в себе истинную информацию, достаточную для доказательства тезиса с помощью верных логических умозаключений.

Кантиа́нство (нем. Kantianismus) — система критической философии, разработанная Иммануилом Кантом, а также другие философские системы, возникшие под влиянием его идей.

Субъективизм — введённое Декартом понятие, означающее поворот к субъекту, то есть взгляд на сознание как на первично данное, в то время как всё другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания.

Волюнтари́зм (лат. voluntas — воля) — идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, волюнтаризм противостоит рационализму (или интеллектуализму) — идеалистическим философским системам, которые считают основой сущего разум (или интеллект).

Кауза́льность (лат. causalis) — причинность; причинная взаимообусловленность событий во времени. Детерминация, при которой при воздействии одного объекта (причина) происходит соответствующее ожидаемое изменение другого объекта (следствие). Одна из форм отношения, характеризующаяся генетичностью, необходимостью. Каузальность выполняет важнейшую методологическую роль в научном и повседневно-бытовом познании. На основании её понятия строились механистическая картина мира, концепции детерминизма (Лаплас.

Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, — это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только.

Функционали́зм – одна из ведущих теорий в современной философии сознания, которая возникла в качестве альтернативы теории идентичности и бихевиоризму. Функционализм берёт истоки из философии Аристотеля, Томаса Гоббса и Уильяма Джеймса, однако в качестве самостоятельной теории он оформился в последней трети XX столетия. Основная идея функционализма состоит в том, что психические состояния представляют собой не физиологические состояния и не феноменальные свойства, а функции, которые определяются в.

Философия обыденного языка (англ. ordinary language philosophy), философия лингвистического анализа — одна из школ лингвистической философии, рассматривающая традиционные философские проблемы как основанные на ошибочном понимании философами того, что в действительности означают обычные слова, искажении смысла обычных слов.

Доказательство — это процесс (метод) установления истины, логическая операция обоснования истинности утверждения с помощью фактов и связанных с ними суждений. С помощью совокупности логических приёмов истинность какого-либо суждения обосновывается исходя из других истинных суждений.

Логи́ческий позитиви́зм (англ. Logical positivism; также логический эмпиризм и неопозитивизм) — является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого.

Энактиви́зм (англ. Enactivism) — группа теорий сознания, возникшая в рамках когнитивной науки и противопоставляющая себя как классическому картезианскому дуализму, так и современной аналитической философии сознания.

Врождённые идеи — представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (напр., математические и логические аксиомы, нравственные начала).

Монадоло́гия — работа Готфрида Лейбница 1714 года, повествующая о монадах (др.-греч. μονάς — единица, простая сущность) — простых субстанциях, не имеющих частей. Монадологию составляют 90 коротких абзацев, связанных логически.

Не следует путать с фальсификацией.Фальсифици́руемость (принципиальная опровержимость утверждения, опроверга́емость, крите́рий По́ппера) — критерий научности эмпирической или иной теории, претендующей на научность. Сформулирован К. Р. Поппером в 1935 году. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует возможность её экспериментального или иного опровержения. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний.

Эпифеноменали́зм — теория в философии сознания, заключающаяся в том, что ментальные феномены являются эпифеноменами, то есть вызваны физическими процессами в мозгу, а не являются их причинами. Таким образом, впечатление о том, что мысли, чувства и ощущения влияют на физические процессы, является в определенной степени иллюзорным. К примеру, не чувство страха является причиной повышения сердцебиения, а оба процесса являются симптомами общей физиологической причины.

Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание является основной научной картиной мира, поскольку описывает законы его развития.

Реали́зм, в философии — распространённый европейский философский термин, не имеющий постоянного или общего значения. Использовался для обозначения направлений европейской философии, постулирующих то или иное отношение понятий к реальности. В разные эпохи относился к совершенно различным (и даже — противоположным) направлениям.

Логици́зм — одно из основных направлений обоснования математики и философии математики, ставящее целью сведе́ние исходных математических понятий к понятиям логики. Двумя другими основными направлениями являются интуиционизм и формализм.

Конструктиви́зм (от лат. constructio — построение) — одно из течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. По сути это эпистемологические подходы, в которых познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации (модели) мира, а не как простое его отражение.

Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.

Коне́ц исто́рии — философское предположение о том, что история человечества с какого-то момента станет однообразной, замедлится или закончится (то есть будет достигнут некоторый идеал или конечная точка бытия). Завершение истории связано с идеей цели, по достижении которой исчезают противоречия, которые подталкивали прежнюю историю, а описание нового, неспешного и прямого развития трудно назвать историей в привычном смысле слова.

Вероятностная логика — логика, в которой высказываниям приписываются не исключительно значения истины и лжи как в двузначной логике, а непрерывная шкала значений истинности от 0 до 1, так, что ноль соответствует невозможному событию, единица — практически достоверному. Значения истинности в вероятностной логике называются вероятностями истинности высказываний, степенями правдоподобия или подтверждения.

Функционали́зм — подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале XX века, прежде всего в американской экспериментальной психологии (Уильям Джемс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер). Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Функционализм восходит к представлениям конца XIX в., когда было принято считать, что каждый участок мозга имеет свою специализацию (см. Зона Брока, Зона.

Читайте также: